Конспекты уроков

 Галиулина Ольга Сайфитиновна

В данном разделе находятся конспекты уроков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

27 января.

Слайд 2

Учитесь , читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.

Слайд 3

Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.

Слайд 5

Растрёпанный воробей. К.Паустовский

Слайд 6

Константин Паустовский

Слайд 7

1. Кузнец - мастер по ковке металла. 2. Наковальня – металлическая опора, на которой куют металлические заготовки .

Слайд 10

1. -- 2. + 3. -- 4. + 5. -- 6. -- 7. + 8. + 9. + 10. -- 11. +

Слайд 11

Итог урока и рефлексия Приём «Шесть шляп мышления»



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 7  п. Весёлый Чунский район Иркутская область        

        

Конспект  открытого урока литературного чтения

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 1)

Подготовила:

учитель начальных классов Галиулина О.С.

п.Весёлый

январь 2020 г

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 1)

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока:

Цели урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения

литературных  произведений и понимания поступков и состояния героев;  

совершенствовать умение давать характеристику персонажу.

Задачи:

Личностные УУД:

- формирование  навыков  культурного поведения при общении.

Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в

соответствии с поставленной задачей, определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД:

 умение оформлять свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Познавательные УУД:

 понимать содержание литературного произведения; умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Оборудование:

учебник Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецким,  М. В. Головановой "Литературное чтение", компьютер; экран; проектор.

1.Настрой на работу.

На уроке наши глазки смотрят

И всё ….( видят)

Уши внимательно слушают и всё …( слышат)

Голова хорошо …(работает)

2.Мотивационный момент.

На доске изречение  Слайд 2 « Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».

- Прочитайте его.. Выделите, какую работу мы проводим на уроке чтения?        

(Прикрепляю карточки со словами:  учимся -  читать, размышлять, выделять главное для себя)

- Я желаю вам на уроке хорошо поработать, узнать что – то новое и полезное для себя.

3.Актуализация знаний

Работа в парах

 Обратите Внимание на слайд 3.Прочитайте предложение. К какому жанру литературы вы отнесёте его?  Для чего нужны скороговорки?

Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.

- Как мы можем поработать со скороговоркой?

- Попробовали, а теперь поработайте в паре. Ваша задача рассказать эту скороговорку вместе, без запинок.3-4 пары мы послушаем.

- Молодцы! Подумайте, какие слова из скороговорки можно объединить в группу по существенным признакам? ( влетела, выхватила – глаголы,  ворона и воробей – птицы, а ещё это словарные слова). Слайд 4.Расскажите, что вы знаете о воробьях?

Слушаю ответы ребят и дополняю.

-Из-за коротких ножек, они вынуждены передвигаться по земле прыжками.

- Воробьи очень любят семена подсолнечника, пшеничную крупу , бабочек, гусениц т.е. поедают вредителей сада и огорода, тем самым оказывают помощь садоводам и фермерам.  Воробьи  не могут голодать больше двух суток, поэтому зимой их гибнет очень большое количество.

- Как вы думаете, раз воробьям очень тяжело выжить зимой, почему они не улетают в тёплые края?

- Оказывается воробьи, будучи в воздухе, не могут лететь более 15 минут, им обязательно нужен отдых для восстановления сил.

- Как мы можем помочь воробьям? Встаньте, пожалуйста,  те, кто хоть раз за эту зиму покормил птичек или сделал  кормушку?

- Про воробьёв поговорили, давайте о воронах побеседуем. Что знаете о ни? ( Говорят  ребята)

-Вороны способны дружить. Если с птицей случилась беда, то её друзья обязательно придут на помощь. Будут опекать раненого друга, приносить пищу, пока птица полностью не поправиться.

- Если ворона найдёт сухой хлеб, то она сразу не будет есть грубую пищу. Она будет искать источник, чтобы размягчить добычу. Подойдёт любая лужа, птица подождёт, пока корочка размокнет, а потом только съест.

-Ребята, а надо ли подкармливать ворон зимой ?

- Вороны чётко знаю, что достать еду зимой можно из мусорных баков. Но так как баки плотно закрыты, то вороны ждут приезда работников для перегрузки мусора в машину и прекрасно запоминают график и маршруты подобной техники и пользуются этим знанием. Вот такие уж эти птицы хитрецы!

4.Постановка темы и целей урока.

- Как вы думаете, для чего мы говорим сегодня о них? Откройте учебник на стр…

- Прочитайте название произведения, о котором будем читать. Нам понятно слово воробей. А что означает слово растрёпанный? ( лохматый) А из-за чего он может быть лохматым? ( ему холодно зимой, голодно, ему негде помыть свои пёрышки зимой). Как мы можем помочь птицам зимой?

- Назовите автора. Можем ли мы сразу приступить к чтению рассказа? (нет, мы ничего не знаем об авторе)

- Давайте поставим цели на урок. ( должны узнать об авторе, прочитать произведение, обсудить его, задавать вопросы по прочитанному)

5.Знакоство с биографией писателя.

- Посмотрите на  портрет писателя. Можем ли мы по внешнему виду определить каким был этот человек? Дома несколько ребят должны были приготовить сообщение об этом писателе. Давайте послушаем.

Ну а  теперь я немножко дополню.

  • - Константин Георгиевич Паустовский  19 мая (1892- 1968) родился в Москве. Отец был работником железной дороги. Поэтому часто семья переезжала сжить с одного места на другое. У него было 2 брата и сестра. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако их отец бросил, поэтому закончить его не смог в связи с переездом в Москву. Потом началась война и учиться дальше он так и не смог. Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях  отражалась любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки. По произведениям Паустовского снимали фильмы, мультфильмы и сериалы. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе.

   ФИЗМИНУТКА «Ёлочка»!!!! ( см.приложение)

6.Первичное чтение

  1. Знакомство с текстом (1-й части)

- Давайте рассмотрим иллюстрации к тексту и попробуем предположить, о чём будет это произведение?

Произведение большое, в 3-х частях. Сегодня познакомимся с 1-й частью. Постарайтесь перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно станьте не только наблюдателями, но и участниками событий.

- Перед тем как начнём читать, давайте скажем, какие правила чтения мы должны соблюдать?

Чтение до слов «Маша стояла у окна».

7. Словарная работа.

- Какие незнакомые слова встретились? ( спросить у ребят, что обозначают эти слова, если есть затруднения, то дать возможность прочитать на слайде.)

Кузнец - Мастер по ковке металла.

Наковальня – металлическая опора, на которой куют металлические заготовки;        

- С чего начинается произведение? (Начинается с описания настенных часов). Они необычны. В чем их особенность – кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось

- Чтобы лучше понять, как это выглядит на самом деле, я предлагаю посмотреть небольшой отрывок из мультфильма ( аудиозапись с 37 сек.) Найдите здесь олицетворение. « Звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих»

- Читаем дальше ( до слов «и звоном мимо милиционеров»)

Картинка театра. Слайд 8

(Делюсь собственными впечатлениями о  внешнем виде театра, когда была в г.Москве). Воспользуемся приёмом «Бинокль» (дети делают из пальчиков воображаемый бинокль, а я в это время приближаю изображение на экране) слайд 9

- Читаем дальше «потому что он очень хрупкий» ( если успеваем, то дальше до слов… не моргая, на Машу)

-Задайте одноклассникам вопросы по прочитанной части. А теперь мои вопросы.

- попробуйте пересказать этот отрывок от лица мамы. Если затрудняются, то задаю вопросы.

- Почему мама запретила Маше даже мизинцем трогать букетик?

- Как вы поняли предложение «Не спали только Маша, отопление и зима»? (Автор одушевляет их)

-Почему не спала Маша? (возможно, она скучала по папе)

-А отопление? (оно выполняло свою работу, обогревало дом)

- Ну, а зима, почему не спит (она сыпет с неба  тихий снег)

— Что же непонятно было Маше? Найдите в тексте.

- Как вы думаете, почему она ничего не понимала? (она была ещё маленькая)

- Кто был у окна? (Это была ворона.) Чего она ждала? (ждала, когда Петровна откроет форточку)

- Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку? (Чтобы что-нибудь стащить).

- Как Маша и Петровна узнавали, что это ворона таскала у них продукты?

— Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны? (Сетовали, всплескивали руками)

- Каких  главных героев выделите в этой части? (Маша, мама, Петровна и появилась ворона)

8.Работа по содержанию.

Проверим, внимательно ли вы слушали 1  часть. Поиграем в игру « Верю –не верю»

Работать будем по карточкам. Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны  с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».

Вопросы

1.Железный кузнец в часах опустил молот?

2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз?

3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа?

4.Маша стояла у окна?

5.Маша ушла в театр?

6.Театр был огромный с деревянными ставнями?

7.На крыше театра были чугунные лошади?

8. Нянюшку Маши звали Петровна?

9.Мама Маши в театре танцевала?

10.Мама готовилась танцевать Красную Шапочку?

11.Маленький букетик цветов был сделан из тонкого стекла?

Взаимопроверка по эталону слайд 10. Обмен листочками. Оцениваем.

Итог урока и рефлексия.

9. Приём «Шесть шляп мышления»

- Чтобы подвести итог урока, воспользуемся приёмом «Шесть шляп мышления». Пока ребята формируют группы, я раздаю шляпы. Минута на подготовку.

Белая   - расскажите, что нового узнали на уроке

Красная – Что вы чувствуете по отношению к главным героям?

Чёрная – Что плохого в поступках главных героев?

Жёлтая – что полезного для себя возьмёте из произведения?

Синяя – дайте совет главным героям

Зелёная – Предположите, что произойдёт дальше

- Молодцы! Очень дружно поработали. На следующем уроке мы узнаем продолжение этой истории. Всем спасибо за урок!

Вопросы

+ или -

1.Железный кузнец в часах опустил молот?

2.Кузнец ударил по наковальне 8 раз?

3.С поднятой рукой кузнец простоял целых два часа?

4.Маша стояла у окна?

5.Маша ушла в театр?

6.Театр был огромный с деревянными ставнями?

7.На крыше театра были чугунные лошади?

8. Нянюшку Маши звали Петровна?

9.Мама Маши в театре танцевала?

10.Мама готовилась танцевать Красную Шапочку?

11.Маленький букетик цветов был сделан из тонкого стекла?

Белая   -                    расскажите, что нового

                                        узнали на уроке

Красная –              Что вы чувствуете по отношению

                                     к главным героям?

Чёрная –                       Что плохого в поступках

                                         главных героев?

Жёлтая –                     Что полезного для себя

                                 возьмёте из произведения?

Синяя –                 Дайте совет главным героям

Зелёная –             Предположите, что произойдёт дальше

Учимся

Читать

Размышляь

Извлекать главное

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Класс: 4

Тема: « Представление о цилиндре. Изготовление модели цилиндра».
Методы: словесные, частично-поисковые, проблемные, игровые,  практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Форма: индивидуальная,  парная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Цель : создание условий для расширения знаний об объемных геометрических фигурах, формирования представлений о фигуре цилиндр, её признаков на уровне ощущений и представлений.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия,
выбор наиболее эффективных способов решения задачи для получения результата;
извлекать необходимую информацию и делать вывод с помощью наблюдения, сравнения, анализа, моделирования;
использовать различные способы для получения информации и работы с ней, умение ориентироваться в рисунках, таблицах;
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос,  высказывать свое мнение, слышать и слушать, грамотно владеть речью.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, принимать и сохранять задачу занятия;
отслеживать уровень овладения учебным материалом контролировать;
работать по алгоритму действий, предложенному учителем.
Личностные УУД:
анализировать и обобщать;
развивать познавательную активность, память, внимание, речь и интерес к науке геометрия;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать ее и аргументировать;
определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения, при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Коммуникативные УУД:
содействовать развитию умения сотрудничать с товарищем при работе в паре и группе;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
осознавать ценность совместной деятельности; уважительного отношения друг к другу.

Ход занятия

1 этап  ИНДУКЦИЯ  

- Всем добрый день! Ребята на своих местах, гости тоже. Сегодня я предлагаю начать наше занятие с просмотра отрывка из мультфильма. (1 часть мультфильма)

- Скажите, какое  настроение  у вас после просмотра мультфильма. Почему? Но в любом случае нужно радоваться каждому времени года.  Я желаю вам хорошего настроения, чтобы вы  были дружными и помогали товарищу, если ему потребуется помощь.

2 этап ДЕКОНСТРУКЦИЯ

- Сегодня я услышала  спор, каких- то неизвестных существ, возможно, это гуманоиды, которые прилетели к нам с другой планеты. Хочу,  чтобы и вы его послушали и посмотрели на них. Может быть, вместе нам удастся разрешить конфликт. ( Просмотр отрывка мультфильма)

- Так почему они спорили? Может вы замечание им сделаете, возможно, они не знают геометрических фигур? Что же за фигура такая, сверху смотрим круг, а спереди    прямоугольник?  Теперь досмотрим, что было дальше.

- Определите  тему  нашего занятия?  Что бы вы хотели узнать  о цилиндре, может быть чему – то научиться?

- А сейчас я покажу вам   эту фигуру (достаю цилиндр, дети,  конечно же, дают название)  Цилиндр в переводе с греческого «валик», «каток»

- Как вы думаете, какая фигура называется цилиндром? Давайте внимательно рассмотрим. (Состоит из двух оснований -  кругов и одной боковой поверхности – прямоугольника)

Вывод: Цилиндр - это объемная геометрическая фигура, состоящая из двух оснований в виде двух кругов и одной боковой поверхности в виде прямоугольника.

3 этап РЕКОНСТРУКЦИЯ 

конверт №1. Достаньте карточки, возьмите каждый по одной.

 Карточка №1 Индивидуальная работа


- Вам нужно нарисовать  по два предмета из окружающей среды, которые  по форме напоминают цилиндр? ( Показ предметов, которые нарисовали, озвучивание).

-Посмотрите, какие еще существуют предметы в форме цилиндра. (Показ слайдов, либо реальных предметов)

- Я предлагаю досмотреть  фрагмент мультфильма и узнать, что произошло с героями.

( смотрим 2 часть). Что же за шляпу нашли  утёнок и бегемот? Почему её так назвали?

- А вы знаете, почему её так назвали «цилиндром»?

Сообщение учителя.

Цилиндр (шляпа) – высокий головной убор с   узкими полями. Самая, пожалуй, популярная мужская шляпа в Европе XVIII - XIX века! Назван головной убор так по сходству с известной геометрической фигурой. (Слайды)

Первый цилиндр был изготовлен торговцем шляпами Джоном Гетерингтоном в конце XVII века. Однако популярность эти шляпы обрели только XVIII в.  Бытует легенда о первом упоминании об этом «чудовищном изобретении» в январе 1797 года: «Джон Гетерингтон гулял по тротуару набережной, имея на голове громадную трубу, сделанную из шелка и отличавшуюся странным блеском. Действие её на прохожих было ужасно! » Пишут, что его оштрафовали, но спустя всего несколько лет цилиндр уже оказался на пике моды. Мужчины надевали цилиндры на торжества и на деловые встречи; а затем стали  носить  повседневно с мужским  костюмом. (Слайд)


- Посмотрите на следующую фигуру. (Показываю наклонный цилиндр) Будет ли эта фигура цилиндром? Да, только он уже будет иметь название – наклонный цилиндр. Как вы думаете,  есть ли предметы, которые имеют форму наклонного цилиндра?

 ( затрудняются ответить). А я вам скажу больше, оказывается, есть даже здание, имеющее такую  форму! (слайд) Может кто- то знает что это за архитектурное сооружение?

Сообщение  учителя о Пизанской башне.

Это одна из наиболее посещаемых достопримечательностей в Италии.  На самом деле это не башня, а колокольня. Проект колокольни создал  архитектор Пизано, который и приступил к строительству в 1172 году. Ее строительство с перерывами продолжалось почти 2 века. Вы спросите, почему так долго?   После возведения первого этажа и двух ярусов из колонн для следующих этажей, конструкция стала заваливаться на одну сторону. Как оказалось, почва под основанием с юго-восточной стороны была глинистой, отчего размывалась под воздействием подземных вод. Работы по возведению башни прекратили, а мастер бросил проект незавершенным. Но со временем работы продолжались, стали делать подпорки, укреплять фундамент. И вот уже на протяжении 800 восьмиста столетий наклон башни из 8 этажей составил 5 метров от вертикальной оси. Высота Пизанской башни – 56,7 метров. На самом верхнем этаже находится звонница с  7 колоколами, каждый издаёт особый звук.

Конверт №2. Карточки для работы в паре.

- Выделите все цилиндры. Самопроверка по эталону (Слайд).

Этап СОЦИАЛИЗАЦИЯ

- Что нужно, для того чтобы построить модель любой объёмной фигуры?  (Начертить развёртку или чертёж)

 Каждой группе нужно выполнить задание на карточке №3.

- Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните  главные правила работы в группах (работать дружно, тихо, помогать каждому члену группы, мнение каждого важно)

 -   Проверка. Каждая группа по очереди называют номер фигуры и номер развёртки

 ( В ходе работы выясняют, что для цилиндра не хватает развёртки)

- Может быть, вам самим попробовать начертить развёртку цилиндра, не используя конкретных размеров? Для выполнения этого задания вам даётся 3 минуты, работаете в группах. Затем выбираете одного представителя, который выходит и защищает свою работу.( после выступления групп показываю на слайде варианты своих развёрток)

- Ребята, я тоже приготовила несколько развёрток, не знаю, из каких можно сделать цилиндр? (выясняем, что из той, что под буквой В)

Слайд.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4141/20190827123310/OEBPS/objects/c_math_4_66_1/a2dd69fa-6375-486e-a861-4033abde3b6c.png

- Как вы думаете, наше ведро, будет являться цилиндром?

- Пришло время приступить к работе над моделью цилиндра. А как вы думаете, можно ли без циркуля, без линейки  построить цилиндр?

 ( выслушать варианты ребят)  

- Оказывается можно. Сейчас я вам покажу. Берём  лист картона, расположим его горизонтально, смазываем одну сторону клея, берём сторону напротив и прикладываем сверху на ту, которую промазывали клеем. Получилась труба. Боковая часть готова. Осталось сделать основания. Для этого берём лист цветной бумаги, ставим на неё трубу, обводим карандашом по кругу. Получилась окружность, но мы её не вырезаем, а по линии окружности хорошо промазываем клеем и приклеиваем трубу. Необходимо  подождать, пока клей застынет. А пока можно поработать с другим  основанием. Теперь осталось обрезать, немного оставляя по краю круга припуски 0,5 см. Потом их  промазать клеем и приклеить к боковой поверхности.

 - Я предлагаю вам встать и отправиться в полёт, в космос. На чём можно улететь в космос? Приготовились, под музыку  выполняем движения, повторяя за мной. ( Я – РАКЕТА!)

- Подумайте, почему именно про ракету и космос мы заговорили? (скоро День космонавтики) Ребята, в этом году юбилейная дата . 12 апреля 1961 года  исполняется 60 лет с тех пор, как  впервые наш советский космонавт Ю.А.Гагарин облетел на ракете «Восток 1» планету Земля и доказал, что Земля имеет форму шара. А до Гагарина, кто летал в космос? (собаки, мыши, кошки, обезьяны). Давайте из цилиндров сделаем животных и отправим их в космическое пространство на ракете. Работать будете по группам. Каждая группа делает определённых животных  и одной группе придётся делать космонавтов. Поможет нам жеребьёвка. Капитаны – ко мне!( вытягивают карточки с изображениями)  Вы можете использовать карандаши, фломастеры, цветную бумагу. Но, у каждой команды животных должен быть определённый отличительный знак. И, конечно же,  придумать название своей группе.

(Выполнение работ 5 мин)

- Итак, все готовы к полёту, все на космодром (приклеивают поделки на ватман, посередине которого стоит ракета)  Все на старт, внимание…. И все вместе «ПУСК»!

 

Карточка №2

Отметьте цилиндры

Карточка №3

Найдите  развёртку к каждой фигуре.

Соедините линиями  фигуру и развёртку

 C:\Users\Ольга\Desktop\265942417_92e571533fbf8111605d16e049d2ff2e_800.jpg          C:\Users\Ольга\Desktop\265942417_92e571533fbf8111605d16e049d2ff2e_800.jpg

              C:\Users\Ольга\Desktop\img5.jpg                          C:\Users\Ольга\Desktop\image537.jpg                         


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по финансовой грамотности в 3 классе Тема: «Реклама и качество товара ». 24 ноября. Подготовила: учитель начальных классов Галиулина О.С.

Слайд 2

ярмарка

Слайд 5

РЕКЛАМА Смы р ль е ды к ю л еч ам я а

Слайд 6

Заходи, налетай, Только рот не разевай! Тары-бары, растабары, Есть хорошие товары! Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – гривенник за пару!

Слайд 7

Не товар, а сущий клад. Разбирайте нарасхват. Иголки не ломки, Нитки, тесёмки. Румяна, помада! Кому что надо?

Слайд 8

Люди! Подходите! Платки поглядите. Один красный, Другой синий, А уж третий-то хорош, Покупай-ка на свой грош! Старинная денежная единица, равная двум копейкам

Слайд 9

1. Дизайнеры работают над оформлением. 2. Литераторы придумывают различные быстро запоминающиеся тексы. 3. Редакторы тщательно подготавливают текст к печати. 4. А благодаря рекламным агентам различная рекламная продукция доходит до нас с вами, то есть до потребителей.

Слайд 10

План работы 1.Название товара. 2.Описание. 3.Какую пользу приносит. 4.Рифма.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

                     Тема: Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

                     Номинация: Лучший урок русского языка.

                      УМК «Школа России»

                                                                                         

                                                   Учитель начальных классов: Галиулина Ольга Сайфитиновна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

Тип урока: изучение новых знаний

Технология: игровая

Форма проведения: Урок – путешествие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Цель урока:  уточнить знания об  имени прилагательном, как части речи и  сформировать представление  о его роли  в речи.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметных, предметные).

Личностные:  понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор;  формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию;

Метапредметные: извлекать необходимую информацию, делать выводы на основе сравнения и наблюдения, проводить самопроверку и самооценку, осуществлять самоконтроль,  самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;    

Предметные: уточнить знания об  имени прилагательном, как части речи и  его роли в речи; наблюдать за значением имён прилагательных; учить находить признаки имён  прилагательных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, таблица «Дневник путешественника», разноуровневые карточки для самостоятельной работы и работы в парах.

Ход урока.

1. Эмоциональный настрой.

- Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Я на доску прикрепляю солнце. Посмотрите, какое оно? (яркое, жёлтое, улыбающееся). Я желаю, чтобы на уроке у вас было хорошее настроение.

2. Актуализация знаний.

- Откройте тетради. Валерия К. пойдёт к доске, запишет число и классная работа, объясняя орфограммы. А теперь  посмотрите  на слайд. Слайд 2. Кроме солнца появились другие объекты. Назовите их. Что объединяет все эти слова? (отпуск, путешествие, лето).

- Что же такое путешествие? Как бы вы объяснили значение этого слова? В словаре Ожегова дано следующее определение, прочитайте. Слайд 3. Запишите в тетрадь слово «путешествие». Как назвать человека, который любит путешествовать? Поставьте тире и запишите слово «путешественник». Что можно сказать об этих словах? Докажите, что они однокоренные?

- На чём можно отправиться в путешествие? Я предлагаю совершить необычную поездку - волшебную. Для этого вспомним сказочные средства передвижения.

Орфографическая минутка. Слайд 4

Самопроверка по эталону. Слайд 5

- Если всё выполнили верно. Поставьте + на полях, напротив задания. Если допустили ошибки, то - .

3. Этап целеполагания.

- Путешественники обычно ведут дневники, в которые они записывают всю важную и интересную информацию. Я сегодня выдам вам «Дневник наблюдений», который по ходу путешествия будете заполнять. Итак, выбирайте для себя тот сказочный транспорт, какой пожелаете. Закройте глаза, мы отправляемся в путешествие. (Звучит музыка «Приходите в сказку вы поскорее..»)

ДНЕВНИК  НАБЛЮДЕНИЙ

Часть речи  -

Вопросы

Обозначает

С какой частью речи связано

Для чего нужны в речи

Как подчёркивать

Примеры

- Мы оказались у ворот тридесятого государства. Но вот беда, у ворот стоят стражники. Чтобы они пропустили нас, нужно выполнить задание. Слайд 6

Слайд 7. Найдите к началу пословицы концовку. Составьте и запишите в тетрадь любую из них.

1.В тесноте,

а товарища выручай.

2. Сам погибай,

да несчастье помогло.

3. Не было бы счастья,

да не в обиде.

Проверка. Спрашиваю троих ребят.

- К каким сказкам можно применить первую пословицу? («Теремок», «Рукавичка»)

Вторую? ( «Иван-Царевич и серый волк»). Третью? («Морозко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). (Если затрудняются, помогаю).

- Молодцы! С заданием справились. Можно отправляться дальше.

Слайд  8 

 - Нравится, ребята, вам это место? Почему? (всё серое, мрачное, не хватает красок)

- Разве в сказках такое бывает? Может быть, это место кто-то заколдовал? Посмотрите,  перед нами табличка, прочитайте, что на ней написано.

Слайд 9

  Отгадайте загадку.

 

-Что же это за часть речи такая? Конечно  же, прилагательное.

- Наверное,  вы уже догадались, что мы попали в царство «Прилагательное» над какой частью речи будем работать? Какая главная задача на урок стоит перед нами?

4. Формирование новых знаний и умений.

- Можем ли мы приступить к заполнению таблицы? Какие строки можем заполнить? ( Часть речи, вопросы) Запишите самостоятельно.

- Что-то не очень хочется путешествовать по серому, неприметному царству – государству. Давайте вспомним, как в сказках называют предметы, может нам удастся вернуть им краски. Возьмите карточку №1   

-  Как называется эта карточка? Как вы думаете, для чего я взяла эту пословицу? ( Мы будем работать в парах) Прочитайте задание.

Карточки №1    «Одна голова хорошо, а две лучше»

    Прочитайте слова, определите  часть речи. Прочитай  слова для справок. Определите, к какой части речи они относятся?

Яблочко ….., водица…., пирожок …., дуб …, избушка …, солнце …, лес …

Слова для справок: румяный, дремучий, студёная, наливное, могучий, красное, деревянная.

       Подберите к существительным, подходящие по смыслу прилагательные.

Проверка. 3 пары, которые выполните быстрее других, подходят на проверку к учителю. Затем они выступают в роли учителей и идут проверять работы у других учеников.

- Давайте сделаем вывод: что обозначают прилагательные? Для чего они нужны? ( Они придают окраску предметам, украшают нашу речь, делают её богаче) От какой части речи они зависят?

- Подумайте и скажите, какими цветами могут быть предметы, которые вы видите  перед собой? (Зелёная трава, голубая река, жёлтое солнце, коричневое дерево, белый дым, зелёная крыша и т.д.)

Слайд 10

- Посмотрите,  какими красками заиграло  тридесятое государство и всё благодаря прилагательным.

Слайд 11

- Заполните необходимые строчки в дневниках наблюдений.

5. Физминутка.

Теперь немного отдохнём. Я буду называть разные слова, если вы услышите прилагательное, то вы подпрыгиваете, если существительные, то делаете наклоны туловищем  вправо-влево.

Смешной, день, мороз, красивый, терем, разноцветный, радуга, краски, добрый, Карлсон, весёлый.

6. Первичное закрепление.

- Идём дальше через мостик. На пути избушка на курьих ножках.

 - В старину на Руси деревянные домики в топких, сырых местах, ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь. В этой ветхой, кривобокой избушке может жить только Баба – яга! Она не пропустит нас, пока не поиграем  с ней в игру «Кто, какой!»

Серый, злой, зубастый, голодный - …..(волк)

Большой, неуклюжий, косолапый - …(медведь)

Хитрая, рыжая, умная - …(лиса)

- Скажите, а к какой группе млекопитающих можно отнести волка, медведя и лису?  Перечислите, чем может питаться волк? (ловит зайцев, овец, диких коз, питается падалью). Лиса? (охотиться за мышами, зайчатами, птицами, может залезть в стайку и утащить курей или гусей). Медведь? (Любит ягоды, мёд, рыбу, но может нападать и на больших животных).  

- Мы подошли к самому главному дворцу в тридесятом государстве. Кто в нём живёт, как вы думаете? Слайд 12

-Может быть, попробуем её развеселить? Расскажем ей весёлую историю?

Возьмите карточку №2. Какое название я дала этому заданию? Как вы понимаете эту пословицу?

Прочитайте задание.

- Так как мы должны действовать, чтобы найти прилагательное? Для этого существует алгоритм действия.

Алгоритм.

1.Нужно найти существительное, с которым оно связано. Поставить над ним крестик.

2.Задать от существительного вопрос к прилагательному.

- Подчёркиваются   прилагательные волнистой линией. Первое предложение разберём вместе. 

Карточка №2. «Поспешишь - людей насмешишь».

 Прочитайте текст.

Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошел сильный дождь. "У-у! - сказал мокрый лисенок. - Ушастый какой слоненок! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком". Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.

Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

*С детьми, которые не могут  работать самостоятельно, работаем фронтально. Тем, кто выполнит работу раньше, даю дополнительно карточку.

     Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

- Рассмешили царевну такой интересной сказкой. Идём дальше.

7. Самостоятельная работа.

- Кто самый главный в государстве? Конечно, вы правы – царь! Пойдёмте к нему на приём.

Слайд 13

-Что-то царь разгневан. Прочитайте его приказ. 

- Деваться некуда, давайте спасать лес. Выполним задание. Но оно будет на выбор, по уровням. Какой девиз у этой карточки? Как вы понимаете эту пословицу? (достигает намеченной цели тот, кто не перестаёт действовать, продолжает работать, стараться невзирая на трудности).

Карточка №3 «Дорогу осилит идущий».

1 уровень         (сложный)

     Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.

Оживает ___________  лес. В_______  зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______  белки. Вот бежит_______  заяц. А за________  кустом спряталась________  лисица.

2 уровень         (лёгкий)

     Спишите текст. Подчеркните прилагательные. В скобках укажи название животного.

Этот мелкий зверёк живёт в лесу. У него чуткие, подвижные ушки, на хвосте - пушистая шерсть. Шубка у зверька летом серая, а зимой белая. Питается корой деревьев!

 

- Кто выбрал первый уровень, есть желающие зачитать получившиеся тексты?

-  Кто выбрал второй уровень. Какое животное описывалось в тексте? Назовите прилагательные.

*Беру пару работ из разных уровней на проверку.

В качестве дополнительного материала, если позволит время, либо кто-то из сильных ребят справиться быстрее,  беру задание  «Фразеологический зверинец» 

     Вставьте подходящее по смыслу существительное.

Грязный  как ________________.

Надутый  как ________________.

Здоров как __________________.

Колючий как _______________.

- Посмотрите на картину, которая у нас получилась. Выполнили мы приказ царя?

-  Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад. Садимся поудобнее на сказочный транспорт, закрываем глаза (хлопок в ладоши), мы в своём классе.

8. Итог урока.

-Подведём итог по дневнику наблюдений. Какую часть речи сегодня изучали? На какие вопросы отвечают прилагательные? Как подчёркиваются? Для чего они  нужны в речи?

- Теперь самостоятельно напишите на последней строчке два слова прилагательных. (Спросить нескольких учеников)

9. Рефлексия.

- На полях нарисуйте круг. В нём поставьте! знак, если всё было понятно и легко. V – если ещё нужно по этой теме поработать, ? знак –  вообще ничего не  понял.

- А теперь погладьте себя по голове  тот, кто поставим в круге ! знак. Вы  хорошо поработали, молодцы!

Урок окончен.

ДНЕВНИК  НАБЛЮДЕНИЙ

Часть речи  -

Вопросы

Обозначает

С какой частью речи связано

Для чего нужны в речи

Как подчёркивать

Примеры

ДНЕВНИК  НАБЛЮДЕНИЙ

Часть речи  -

Вопросы

Обозначает

С какой частью речи связано

Для чего нужны в речи

Как подчёркивать

Примеры

ДНЕВНИК  НАБЛЮДЕНИЙ

Часть речи  -

Вопросы

Обозначает

С какой частью речи связано

Для чего нужны в речи

Как подчёркивать

Примеры

Карточка №2. «Поспешишь - людей насмешишь».

 Прочитайте текст.

Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошел сильный дождь. "У-у! - сказал мокрый лисенок. - Ушастый какой слоненок! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком". Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.

Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

Карточка №2. «Поспешишь - людей насмешишь».

 Прочитайте текст.

Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошел сильный дождь. "У-у! - сказал мокрый лисенок. - Ушастый какой слоненок! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком". Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.

Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

Карточка №2. «Поспешишь - людей насмешишь».

 Прочитайте текст.

Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошел сильный дождь. "У-у! - сказал мокрый лисенок. - Ушастый какой слоненок! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком". Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.

Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

Карточка №2. «Поспешишь - людей насмешишь».

 Прочитайте текст.

Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошел сильный дождь. "У-у! - сказал мокрый лисенок. - Ушастый какой слоненок! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком". Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.

Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

Карточка №2. «Поспешишь - людей насмешишь».

 Прочитайте текст.

Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошел сильный дождь. "У-у! - сказал мокрый лисенок. - Ушастый какой слоненок! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком". Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.

Выпиши имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

     

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

   Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

Запиши парами прилагательные с существительными, к которым они относятся.

  • Большой                  астры
  • глубокая                  солнце
  • красные                    река
  • золотое                     котята
  • глупые                      крокодил

Карточка №3 «Дорогу осилит идущий».

1 уровень         (сложный)

     Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.

Оживает ___________  лес. В_______  зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______  белки. Вот бежит_______  заяц. А за________  кустом спряталась________  лисица.

2 уровень         (лёгкий)

     Спишите текст. Подчеркните прилагательные. В скобках укажи название животного.

Этот мелкий зверёк живёт в лесу. У него чуткие, подвижные ушки, на хвосте - пушистая шерсть. Шубка у зверька летом серая, а зимой белая. Питается корой деревьев!

Карточка №3 «Дорогу осилит идущий».

1 уровень         (сложный)

     Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.

Оживает ___________  лес. В_______  зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______  белки. Вот бежит_______  заяц. А за________  кустом спряталась________  лисица.

2 уровень         (лёгкий)

     Спишите текст. Подчеркните прилагательные. В скобках укажи название животного.

Этот мелкий зверёк живёт в лесу. У него чуткие, подвижные ушки, на хвосте - пушистая шерсть. Шубка у зверька летом серая, а зимой белая. Питается корой деревьев!

Карточка №3 «Дорогу осилит идущий».

1 уровень         (сложный)

     Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.

Оживает ___________  лес. В_______  зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______  белки. Вот бежит_______  заяц. А за________  кустом спряталась________  лисица.

2 уровень         (лёгкий)

     Спишите текст. Подчеркните прилагательные. В скобках укажи название животного.

Этот мелкий зверёк живёт в лесу. У него чуткие, подвижные ушки, на хвосте - пушистая шерсть. Шубка у зверька летом серая, а зимой белая. Питается корой деревьев!

Карточка №3 «Дорогу осилит идущий».

1 уровень         (сложный)

     Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.

Оживает ___________  лес. В_______  зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______  белки. Вот бежит_______  заяц. А за________  кустом спряталась________  лисица.

2 уровень         (лёгкий)

     Спишите текст. Подчеркните прилагательные. В скобках укажи название животного.

Этот мелкий зверёк живёт в лесу. У него чуткие, подвижные ушки, на хвосте - пушистая шерсть. Шубка у зверька летом серая, а зимой белая. Питается корой деревьев!



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе  

«Части речисамостоятельные и служебные».

УМК «Школа России»

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельных частей речи от служебных.

Задачи: закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные:

- закрепить умение  употреблять самостоятельные и служебные части речи в тексте;

Метапредметные:

познавательные:

- проводить целенаправленные наблюдения за признаками самостоятельных и служебных частей речи и уметь рассказывать о своих наблюдениях;

- устанавливать связь между самостоятельными и служебными частями речи;

регулятивные:

- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;

коммуникативные:

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

- осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

предметные

- называть характерные признаки самостоятельных и служебных частей речи;

- знать роль самостоятельных и служебных частей речи в предложении.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование урока: карточки, слайд-презентация, зачётная книжка.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У нас гости на уроке, поприветствуйте их. Они пришли  посмотреть, как вы к 4 классу научились работать на уроке русского языка. Поэтому времени не тратим зря, начинаем наш урок.( 20 сек.)

2. Актуализация знаний.

На доске запись:

Два…цать в..сьмое н..ября.

Классная работа.( 1 мин)

- Запишите в тетрадь число, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание вставленных букв.

В словосочетании «Классная работа» подчеркните орфограммы (спросить двоих учеников)

Каждому на урок я выдала зачётную книжку. После каждого задания вы будете выставлять себе оценку. В конце урока вы выведите себе общую оценку за урок. Подпишите книжку, фамилию и имя записываем в родительном падеже.

-   Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое? (Клад - это богатство, деньги, золото).

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Чтобы узнать, что же это такое, выполните  первое задание.

Учитель зачитывает слова, обучающиеся записывают под диктовку.

Задание 1. «Знаток словарных слов» ( 5 мин.)

Запись словарных слов под диктовку. Предварительно спросить, какую работу нужно провести со словарными словами  (записать, поставить ударение, подчеркнуть букву, которую нужно запомнить)

Словарь: Aптeкa,  температура, лекарство, гигиена, грипп, массаж, витамины.

Слайд 2 Взаимопроверка.  Ребята обмениваются тетрадями, оценивают работы друг друга.  (три ученика несут тетради на проверку учителю). Выставьте оценки в свою зачётную книжку.

-Ребята, скажите мне, какой темой можно объединить эти слова?

- Подумайте, так почему «Здоровье» дороже денег?

- Придумайте предложение, чтобы оно содержало как можно больше словарных слов, которые мы записали.

Задание 2. «Рассыпанное предложение». (5 мин)

- Какое задание можете предложить? (Составить  предложение и записать его).

Делают, и,  Степан, утро, с, Анной, сестрой, каждое, не, болеют, зарядку,

К доске выходит тот ученик, который устно правильно составил предложение. Каждое утро Степан с сестрой Анной делают зарядку и не болеют.

Записать с комментированием. Самостоятельно оценивает себя.

Проверьте правильность выполнения. Ставим оценку в зачётную книжку.

( выключить проектор)

- Какой первый секрет здоровья узнали? (Утренняя зарядка) Прикрепляем к слову «здоровье» лепесток.

Задание 3. «Задание из ВПР» ( 3 мин)

Самостоятельно укажите над каждым словом часть речи.

Проверка. Спросить по одному слову разных учеников.

- На какие группы можно разделить данные части речи?

 ( Самостоятельные и служебные)

- Определите тему урока. Какие цели поставите?

(вспомнить, какие части речи бывают, на какие вопросы отвечают, для чего они нужны)

Поставьте оценку в зачётную книжку.

Задание 4 «Слова потерялись» (карточка)

-  В следующем задании нужно распределить слова по столбикам. А вот по каким признакам  будем делить слова, подумайте. Сначала прочитайте слова.

 

Больной, слабость, здоровый, выздоравливать, простужаться,  сила, весёлый, гулять, спорт, сильный, бегать,  ходить, спортивный, воздух, крепкий, болеть,  игра, бег, прогулка, ходьба, слабый,

Это задание будем выполнять по рядам.

1 ряд. Существительные

2 ряд. Прилагательные

3 ряд. Глаголы.

От каждого ряда у доски работает по одному ученику. Проверка.

- Прежде чем приступить к проверке, нужно рассказать о своей части речи, как распознать её среди других.

Оценивание своих работ. Выставление оценки в зачётной книжке. (Включить проектор)

- Какой секрет здоровья разгадали благодаря этому заданию?

Второй лепесток «Жизнь – это движение».

Задание 5. «Народная мудрость»

Слайд: «Дерево держится корнями  а человек пищей».

-Как понимаете пословицу? Спишите, поставьте, если это необходимо, знаки препинания.

Оцените свою работу. (не забываем про честность) Если ученики сделали вперёд, можно выполнить взаимопроверку. Почему поставили запятую? Союз – это самостоятельная или служебная часть речи? (это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, либо частей сложного предложения.)

- Встаём, поиграем в игру. Я буду называть  продукты, если они полезные, вы подпрыгиваете, если вредные, то присаживаетесь: рыба, чипсы, витамины, газированная вода, яблоко, молоко, каша, майонез, мёд, орехи.

Следующая составляющая нашего здоровья, это «Здоровое  питание».

Задание для работы в парах. Раскрыть скобки. Определить части  речи выделенных слов. Задание выполняете прямо в  карточке.

1. Быстрого и ловкого болезнь (не)  догонит.

2. Здоровье  сгубишь, новое (не)  купишь.

3. Видно (не) ряху по грязной рубахе.

Проверка. Оценивание работ.

Задание 6. «Где аккуратность, там и опрятность»

Я встаю в семь часов утра. Тщательно чищу зубы, умываю лицо. Мои вещи на месте, они аккуратно висят на плечиках. Потом я причёсываюсь, завтракаю и иду в школу.

- О какой составляющей здоровья идёт речь? (о чистоте, аккуратности)

-Запишите в тетрадь только выделенные слова, укажите над ними части речи.

- Проверка. Числительное, что знаете об этой части речи?  (обозначает число, количество и порядок). Наречие, что это за часть речи? (неизменяемая: ни по числам, ни по родам, ни по лицам). Ещё мы говорим, что наречие «Рыба без хвоста». Почему? Поставьте себе оценку за это  задание.

Задание 7 *

Выписать из текста 5 прилагательных, 4 глагола, 3 существительных и  2 наречия.

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – лёгкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет. Прошёл тёплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!

Проверка.

Итог урока.

- На какие группы можно разделить части речи?

- Какие знаете  самостоятельные части речи? А служебные?

Рефлексия.

Посмотрите на доску, у нас получился цветок «Здоровья».  Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?

Обратимся к зачётным книжкам. Посмотрите на свои оценки и выведите себе итоговую за урок. Их нужно сдать.

д/з карточка

( Если останется время, поработать с текстом)

Выписать из текста 5 прилагательных, 4 глагола, 3 существительных и  2 наречия.

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – лёгкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет. Прошёл тёплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!

Выписать из текста 5 прилагательных, 4 глагола, 3 существительных и  2 наречия.

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – лёгкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет. Прошёл тёплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!

Выписать из текста 5 прилагательных, 4 глагола, 3 существительных и  2 наречия.

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – лёгкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет. Прошёл тёплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!

Выписать из текста 5 прилагательных, 4 глагола, 3 существительных и  2 наречия.

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – лёгкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет. Прошёл тёплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!

Выписать из текста 5 прилагательных, 4 глагола, 3 существительных и  2 наречия.

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – лёгкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет. Прошёл тёплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!

Выписать из текста 5 прилагательных, 4 глагола, 3 существительных и  2 наречия.

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – лёгкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет. Прошёл тёплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!

Выписать из текста 5 прилагательных, 4 глагола, 3 существительных и  2 наречия.

Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – лёгкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет. Прошёл тёплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка

Зачётная книжка ученика(цы):

Оценка

Задание 1. «Знаток словарных слов»

Задание 2. «Рассыпанное предложение».

Задание 3. «Задание из ВПР»

Задание 4 «Слова потерялись»

Задание 5. «Народная мудрость»

Задание 6. «Где аккуратность, там и опрятность»

Зачётная книжка ученика(цы):

Оценка

Задание 1. «Знаток словарных слов»

Задание 2. «Рассыпанное предложение».

Задание 3. «Задание из ВПР»

Задание 4 «Слова потерялись»

Задание 5. «Народная мудрость»

Задание 6. «Где аккуратность, там и опрятность»

Зачётная книжка ученика(цы):

Оценка

Задание 1. «Знаток словарных слов»

Задание 2. «Рассыпанное предложение».

Задание 3. «Задание из ВПР»

Задание 4 «Слова потерялись»

Задание 5. «Народная мудрость»

Задание 6. «Где аккуратность, там и опрятность»

Зачётная книжка ученика(цы):

Оценка

Задание 1. «Знаток словарных слов»

Задание 2. «Рассыпанное предложение».

Задание 3. «Задание из ВПР»

Задание 4 «Слова потерялись»

Задание 5. «Народная мудрость»

Задание 6. «Где аккуратность, там и опрятность»

Задание 4 «Слова потерялись»

Прочитайте слова. Подумайте, по каким признакам можно распределить их по группам? Распределите слова по столбикам.  

Больной, слабость, здоровый, выздоравливать, простужаться,  сила, весёлый, гулять, спорт, сильный, бегать,  ходить, спортивный, воздух, крепкий, болеть,  игра, бег, прогулка, ходьба, слабый,

Задание 4 «Слова потерялись»

Прочитайте слова. Подумайте, по каким признакам можно распределить их по группам? Распределите слова по столбикам.  

Больной, слабость, здоровый, выздоравливать, простужаться,  сила, весёлый, гулять, спорт, сильный, бегать,  ходить, спортивный, воздух, крепкий, болеть,  игра, бег, прогулка, ходьба, слабый,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

Тема урока Обобщение: самостоятельные и служебные части речи. Цель: закрепить умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных.

Слайд 3

Задачи: 1) Закрепить знания обучающихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; 2) Формировать читательскую грамотность обучающихся. 3) Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма; 4) Прививать навыки культуры здорового образа жизни, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Слайд 4

Зачётная книжка ученика(цы): Оценка Задание 1. «Знаток словарных слов» Задание 2. «Рассыпанное предложение». Задание 3. «Задание из ВПР» Задание 4 «Слова потерялись» Задание 5. «Народная мудрость» Задание 6. «Где аккуратность, там и опрятность»

Слайд 5

Учебное задание №1 «Знаток словарных слов» Словарь: а птeкa , т е мп е р а тура, л е карств о , г и г и ена, гри пп , в и т а мины.

Слайд 6

Учебное задание №2 «Рассыпанное предложение». Делают, и, Степан, утро, с, Анной, сестрой, каждое, не, болеют, зарядку.

Слайд 7

Учебное задание №5 «Народная мудрость» Дерево держится корнями а человек пищей. Спишите, поставьте, если это необходимо, знаки препинания.

Слайд 8

Учебное задание №6 «Где аккуратность, там и опрятность» Я встаю в семь часов утра. Тщательно чищу зубы, умываю лицо. Потом причёсываюсь и завтракаю. Мои вещи на месте, они аккуратно висят на плечиках. В восемь часов я одеваюсь и иду в школу.

Слайд 9

Учебное задание №7 «Рецепт здоровья» Замечательное летнее закаливание – бегать босиком по влажному песочку, по траве. В старину на Руси ребятишки весной и летом бегали босиком. В прохладную погоду они надевали лапти. Лапти плели из липового лыка. Липовое лыко – это верхний тонкий слой коры липы. Лапти – лёгкая, удобная обувь, в них нога дышит, не потеет. Прошёл тёплый летний дождик. В лужах на дорожках сада плавают большие пузыри и лепестки цветов. По таким лужам очень полезно и приятно побегать босиком, а потом вытереть ноги и обуться. Это прекрасная закалка!



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе

Тема: Прошедшее время глаголов.

Цель:

Задачи урока: обучение детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам (продолжение работы) и работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний (новое).

Ожидаемые результаты: 

Предметные:

Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.

Выявлять роль временных форм глаголов в речи.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения. Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию;  слушать учителя и одноклассников для приобретения, уточнения и перепроверки сведений;

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; делать умозаключения, выводы, обобщения.

 

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя,  адекватно воспринимать её.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи. Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

I. Приветствие

-Ребята, у нас сегодня открытый урок русского языка, а это значит, что на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними  и присаживайтесь. Давайте настроимся на хорошую плодотворную работу, будем уважать друг друга, помогать, если это потребуется.

II.   Актуализация опорных знаний 

- Сегодня вы будете работать по рабочему листу. Запишите  число. К доске записать число и объяснить все орфограммы  пойдёт …., Для темы оставьте одну строчку. Поставьте на ней точку, чтобы не забыть.

Начнём с  упражнения «Разгадай ребус»

C:\Users\Олечка\Downloads\война.pngC:\Users\Олечка\Downloads\мир.png

«Война и мир» (к доске пойдёт  …. Запишет эти два слова.) Как в русском языке называют такие слова? (антонимы)

Игра «Ассоциации»

- Какие ассоциации возникают, когда слышите слово «война»? ((Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа, смерть, жестокость, зло)

- А когда слышите слово «мир»? (спокойствие, друзья, любовь, доброта, счастье, семья, жизнь, чистое небо над головой, голубь – символ мира.)

- Предлагаю прослушать   отрывок  из песни.

Звучит песня «Что я знаю о войне»  (музыка А.Комарова, cл. В.Капустиной).

- Ребята, скажите, о чём эта песня? (Что мы  знаем о войне? ) Какова основная мысль этой песни? (это то о  ком или о чём говориться в тексте. В этой песне мальчик поёт о том, что она была давно, на фронт уходили солдаты, наших дедов деды шли в смертельный бой, бились не за награды,  чтобы день победы был у нас с тобой)

- Вы догадались о какой войне идёт речь? ( О Великой Отечественной войне») .

II.  Формулировка темы и целеполагание.

-Сейчас я хочу проверить вас, что ВЫ знаете об этой войне.

Предлагаю поработать в группах. В первом столбике таблицы вопрос-событие из истории России. Запишите ответ на вопрос  с  соответствующей  датой во второй столбик.

Вопрос

Ответ

1

Когда началась

Великая Отечественная война?

2

Сколько лет длилась эта война?

3

Когда весь наш народ отмечает

День Победы?

4

С кем воевал советский народ

в Великой Отечественной войне?

5

Какая крепость первой приняла удар врага?

Брестская крепость

6

Какой город  пережил 900 –сот  дней блокады?

Ленинград

- Проверка. Каждая группа отвечает на один вопрос. Как думаете, почему мы сегодня говорим о войне, которая  прошла? Какая дата приближается?

В этом году 9 мая наша страна будет праздновать «80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне» поэтому  все задания на уроке будут объединены этой темой.

- А теперь, продолжая работать в группах, найдите и подчеркните в вопросах слова, подтверждающие то, что война была в  прошлом. ( Не больше 1 минуты). К какой части речи относятся эти слова? Докажите!

- Как будет звучать тема нашего урока?

-Какие цели поставим на урок?

Вспомнить, какая форма глагола называется прошедшим временем?

Образовывать глаголы прошедшего времени

Отличать глаголы прошедшего времени от других форм глагола.

(Дети могут ответить так: повторить, какие глаголы относятся к П.в.,  какие грамматичеческие признаки  имеет, для чего они нужны.) (10-11 мин.)

III.  Поиск путей решения проблемы.

А) - Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941 – 1945 года. Страшным горем отозвалась она почти в каждой семье. Не обошла стороной она  и семьи  нашего класса. У нас есть ребята, чьи прадедушки были участниками Великой Отечественной  войны. (Вывешиваю портрет на доску)  Посмотрите на портрет. Кто из вас узнал своего родственника?  Это прадедушка Т. Камиллы  и второй портрет прадедушка М. Насти.

 Т.Николай Сергеевич и З. Григорий Степанович.

Они были обычными солдатами, воевали на фронте. Григорий Степанович дошёл в конце войны до самого Берлина! И получил за это медаль.

- Как называют такого человека, который был непосредственно участником войны, служил на фронте? Кто знает, как пишется это слово?

Запишите это слово в свой рабочий лист.

ВЕтЕран -  старый, опытный солдат, либо  участник, прошедший войну. 

Так какая была их главная задача?  Служили на фронте и защищали нашу страну."

(2 мин)

Б)  - Сейчас найдите упражнение №2.  Прочитайте.

Когда земля от крови стыла,

Когда горел наш общий дом,

Победу труженики тыла

Ковали праведным трудом.

Когда фашизму рвали тело

Отцы, мужья и сыновья,

В тылу бурлило и кипело –

Трудилась Родина моя…

- Ребята, как вы понимаете словосочетание «Труженики тыла»?

Это люди, которые работали, выбиваясь из сил, чтобы обеспечить солдат едой, одеждой, боеприпасами.

1) Найди в тексте  глаголы, запиши их в таблицу, определи у них время, число и род, если это возможно.( Вызвать к доске одного ученика, работает с обратной стороны доски)

(Стыла – П.в., ед.ч.,  ж.р., горел - П.в., ед.ч., м.р., ковали - П.в., мн.ч., рвали - П.в., мн.ч., бурлило - П.в., ед.ч., ср.р., кипело- П.в., ед.ч., ср.р)

Проверка «Цепная реакция»

-  Как же вам удалось найти глаголы из других частей речи? ( по вопросам, обозначает действие предмета). Что у них общего? ( Это глаголы прошедшего времени). Посмотрите на род глаголов. Какой можете сделать вывод?  Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам, во множественном числе определить род не можем. Скажите, как вы определили число и род у глаголов Пр.вр.? Значит чтобы определить число глаголов П.в. нужно найти существительное, которое с ним связано.

2) Выделите у глаголов окончания. Подведём итог. Какие окончания у глаголов Прошедшего времени в м.р.? ж.р.? ср.р? мн.ч.?  Сравним ваши окончания с табличкой на слайде. Слайд – правило из учебника. А теперь перед окончанием всех глаголов посмотрите, какая буква стоит? СЛАЙД. Делаем вывод: глаголы прошедшего времени образуются при помощи суффикса –л -

В) Всюду звучал призыв “Всё для фронта, всё для победы!” в годы войны он стал законом для жителей сёл и деревень.  Вся работа в тылу легла на плечи женщин, стариков и детей – подростков.( На доску прикрепляю плакат с лозунгом)

Сейчас мы послушаем  историю о прабабушке С.Стаса и узнаем, где ещё трудились  подростки во времена ВОВ.

  1. Моя прабабушка Р. Галина Алексеевна родилась 13 августа 1930 года в г. Серове Свердловской области. В период Великой Отечественной войны работала на Серовском заводе  ферросплавов токарем,   занималась обработкой деталей для военной техники  и оружия  на токарном станке. Работники завода  обеспечивали  фронт  необходимыми боеприпасами. Они помогали ковать победу в  тылу.

- Так кем работала прабабушка Стаса? Посчитайте, сколько ей было лет в то время? (11 лет)

- В чём же заключалась работа токаря?

Обработка деталей. Основная задача оператора токарного станка — это обработка заготовок для  получения готовых деталей с заданными размерами и формой. Это может включать такие операции, как точение, расточка, нарезание резьбы и т. д.. 

Контроль качества. В процессе работы токарь измеряет детали с помощью различных инструментов, чтобы убедиться в соответствии параметров заданным требованиям. 

Теперь послушаем Т. Камиллу. Она расскажет о том, как трудилась её прабабушка в тылу.

Вывод: Женщины и подростки  заменили мужчин  на полях колхозов, в  лесу, но и  на заводах.

3. Из воспоминаний прадедушки Санаева Матвея - Санаева Григория Кузьмича (дитя войны)

Мой прадед родился 19 августа 1931 года в  посёлке Игнатово  Мордовская республика.

Из его воспоминаний я знаю следующее: в войну они собирали черемшу, крошили, солили и отправляли на фронт. Весной выкапывали гнилую картошку, рвали лебеду и сушили её, собирали колоски, мякину, подручными средствами перемалывали и варили кашу. Мама в ручную серпом резала рожь, сушила, собирала и вязала в снопы. Я возил сено на корове. Из хозяйства  они  держали одну корову  и десять  курочек. Было очень тяжело!

- Посчитайте, сколько лет ему было в годы войны?(10 лет). Как дети помогали матерям? Какая самая главная проблема была у них?

  • Вывод: "Во время войны   еда была дефицитом, а сейчас у нас есть все необходимые продукты."

IV Оценочная  работа.

- Прочитайте текст. В какой форме стоят глаголы? Какое задание можете предложить?  Поставить глаголы в форму прошедшего времени. Можете работать в парах

(Наступить) самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты  (дойти) до границ Германии и штурмом (взять) город Берлин. (Быть) 1945 год. (Цвести) весна. ( Быть ) месяц май.

Проверка. 5 человек, которые выполнили быстрее. Заслушать одного из учеников.

Вывод: глаголы прошедшего времени образуются от глаголов неопределённой формы.

V Рефлексия.

- 9   мая 1945 года Москва взорвалась салютом долгожданной Победы. Было дано 30 залпов из 1000 орудий. Советские воины обнимали друг друга.

И сейчас мы с вами тоже составим салют для тех людей, которые ковали для нас Великую Победу ради мирной жизни на земле. У вас на парте разноцветные треугольники. Представьте, что эти люди на минутку ожили. Что бы вы сказали им? Напишите на листочках треугольниках. Если готовы, можете подходить и прикреплять его на доску. (С помощью нейросети было сделано видео, на котором участники ВОВ оживают, слушая звуки салюта)

VI Итог урока.

Приём «Шляпа вопросов».

- В моей шляпе собраны вопросы по теме «Прошедшее время глагола».

Сейчас я буду подходить к некоторым ребятам, вы вытягиваете вопрос из шляпы и отвечаете на него.

Вопросы.

- На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени?

- Какие признаки можно определить у глагола в прошедшем времени?

- Благодаря чему образуются глаголы прошедшего времени?

- У каких глаголов прошедшего времени нельзя определить род?

VI Домашнее задание будет по разноуровневым карточкам.

Прошла война,
Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Рабочий лист по русскому языку «Прошедшее время глагола»

Дата_____________________________________________________________

Тема______________________________________________________________Упражнение №1 «Разгадай ребусы». Запиши ответы

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Упражнение №2 Прочитай.

Когда земля от крови стыла,

Когда горел наш общий дом,

Победу труженики тыла

Ковали праведным трудом.

Когда фашизму рвали тело

Отцы, мужья и сыновья,

В тылу бурлило и кипело –

Трудилась Родина моя…

Найди в тексте  глаголы, запиши их в таблицу, определи у них время, число и род, если это возможно.

Глагол

Время

Число

Род

Упражнение №3 Прочитайте текст. Какое задание можете предложить?

(Наступить) _________________самый долгожданный, самый великий день.

Наши солдаты  (дойти) ___________________до границ Германии и штурмом

(взять) _________________город Берлин.  (Быть) __________________1945 год. (Цвести) ____________________весна. ( Быть ) _______________________месяц май.