ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Предварительный просмотр:
Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Я и моя Родина»
Возраст детей: 5-6лет
Автор проекта: Вейсгейм Роберт Романович
Вид проекта: информационный, познавательно-творческий.
Место реализации – МАОУ СОШ №4
Участники– педагоги, дети, родители.
Девиз проекта:
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!»
Актуальность темы:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование мира и межличностных отношений.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Я и Родина моя».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной.Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.
Задачи проекта:
1.Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.
2.Помочь детям осознать себя членом семьи.
3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу.
4.Ознакомить детей с символикой родного города , государства.
5.Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
6.Воспитание уважения к труду.
7.Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.
8.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
9.Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.
10. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.
Гипотеза реализации проекта:
Реализация проекта «Я и Родина моя» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей
* позитивная установка на восприятие патриотического материала
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.
*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
* повышенный интерес к истории своего города Горнозаводска, Горнозаводского района, Пермского края, России
* бережное отношение к природе своего края
* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, района, государства
* ощущение любви к своему родному краю и государству
* осознанное желание быть полезным своей Родине.
* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.
У родителей
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный.
Задачи
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
4. Взаимодействие с социумом.
5. Подбор и планирование материала с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
6. Составление перспективного плана с музеем и библиотекой города.
2 этап – практический.
Задачи второго этапа:
- чтение и рассматривание соответствующей литературы;
- беседы по содержанию материала, драматизация произведений;
- беседы, песни, игры о семье, родных;
- народные танцы;
- дидактические игры, игры - драматизации, игры имитационного характера, игровые задания;
- Взаимодействие с социумом (посещение городского музея и детской библиотеки).
- привлечь родителей к сотрудничеству и реализации проекта.
3-й этап: заключительный (подведение итогов):
- Презентация «Моя семья»
- Выставка детско-родительских рисунков на тему «Моя малая Родина».
- Игра-викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину? »
- Презентация проекта в ДОУ
Конечные результаты реализации проекта:
-создание комплексной системы использования патриотического воспитания как важнейшего компонента разностороннего развития личности дошкольника;
-обобщение и распространение опыта на тему «Моя малая Родина» как важнейший компонент патриотического воспитания;
-презентационный проект о своей семье;
-повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе;
-качественное изменение условий для социально - нравственного воспитания подрастающего поколения;
-совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию у всех участников воспитательно - образовательного процесса ДОУ;
Перспектива развития проекта:
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города.
Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникает интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города. А также желание узнавать о жизни старшего поколения своей семьи и семейных традициях.