ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

Вейсгейм Роберт Романович

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования

«Черняховский городской округ»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр г. Черняховска»

Принята на заседании

Педагогического совета

от «___»_________20____г.

Протокол №_____


Утверждаю:

Директор

_________________________/ФИО/

«___»__________________20____г.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

«Юные путешественники»

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Вейсгейм Роберт Романович , педагог дополнительного образования

41-ПДО группа

г. Черняховск, 2022.

Пояснительная записка

«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество».
В. Песков.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его историю, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Особая роль в этом принадлежит историческому образованию, которое на современном этапе характеризуется следующими чертами:

- приоритетностью изучения отечественной истории;

- преемственностью между уровнями исторического образования в рамках

становления системы непрерывного образования;

- углублением содержания и расширением объемов учебного времени на

дополнительное изучение;

- повышением воспитательной роли исторического образования.

“Концепция модернизации исторического российского образования” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности воспитанников.

Статус программы

Данная программа является общеобразовательной, имеет туристско-краеведческую направленность, соответствует основному общему образованию, что позволяет:

- развивать познавательные, исследовательские навыки обучающихся, по

изучению краеведения;

- привлекать воспитанников, к социальным инициативам по охране

природы;

- организовать поисковые работы для изучения малоизвестных фактов

истории и культуры родного края;

- использовать более широко экскурсионную, музейную и архивную

работы.

Освоение программы предполагает удовлетворение познавательного интереса воспитанника, расширение его информированности в образовательных областях – «естествознание» и «обществознание».

Содержание данной программы опирается на концепцию детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (Останец-Свешников А.А., Болотов М.И., Мотков О.И.) и предполагает активное участие детей в познавательной деятельности.

Актуальность и практическая значимость

Учитывая современные требования к модернизации исторического образования, концепцию духовно-нравственного образования, и опираясь на социальный заказ, возникает необходимость поиска новых идей для реализации возможностей программ туристско-краеведческой направленности.

Проведя анкетирование среди учителей истории и географии Петровского района, была выявлена проблема в отсутствии обобщённого и систематизированного материала для организации занятий в рамках регионального компонента общеобразовательных программ. В связи с этим было принято решение о создании программы по краеведению, которая помогла бы объединить накопленный материал в рамках программы дополнительного образования.

Сегодня становится все более актуальным восстановление исторических корней, связей с родным краем, своей малой родиной. Преемственность поколений необходимо воспитывать с детства. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают осознавать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, проводится через понимание причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор воспитанниками активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.


Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет расширить возможности познавательной деятельности воспитанников при реализации «регионального компонента» общеобразовательных программ. Региональный компонент образования нашел свое отражение, прежде всего в деятельности детского объединения туристско-краеведческой направленности. Под краеведением в системе дополнительного образования понимают изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности – микрорайона, города, села, района, области.

Программа также нацелена на формирование и развитие социально-

коммуникативной, научно-исследовательской, профессионально-деловой

компетенций:

1) публичное выступление с познавательной информацией;

2) умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию;

3) организовать тот или иной вид деятельности.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое краеведение, этнокультурное краеведение, экскурсионное краеведение, музейное краеведение, пешеходный туризм.

Цель программы:

Формирование у обучающихся компетенций понимания окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины.

Задачи программы

Развивающие:

способствовать раскрытию и развитию   интеллектуальных и творческих способностей, теоретического мышления, стремления к самообразованию, применение знаний на практике;

использовать ИКТ ресурсы, обеспечивающие доступ к огромному массиву информационных источников, информация из которых может быть оптимально использована для получения новых знаний.

Личностные:

способствовать развитию способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

способствовать формированию целостного мировоззрения.

Метапредметные:

развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

установление причинно-следственных связей; построение логических рассуждений, умозаключений (индуктивных, дедуктивных и по аналогии) и выводов;

формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).

Предметные:

формирование первоначальных историко-краеведческих представлений;

овладение основами экологической грамотности;

приобщение к культуре Ставрополья, к культурным

традициям многочисленных народов, населяющих Ставропольский

край.

Формы и режим занятий

Содержание программы рассчитано на 2 года обучения, с воспитанниками, проявляющими интерес к естествознанию, туризму и краеведению.

Реализация программы будет проводиться в форме теоретических и практических занятий согласно календарно-тематического плана, 2 раза в неделю, по два часа. В случае выхода в ближайшее природное окружение музеи, экскурсии учебное время может быть увеличено за счёт резервного времени. Обучение и воспитание может проводиться в коллективной, групповой и индивидуальной форме. Согласно уставу учреждения наполнение учебной аудитории предусматривает численность группы 10-12 человек. Рекомендованный возраст обучающихся 12-13 лет.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятия заключается в том что, по возможности, оно переносится в ту среду, которая изучается: парк, лес, водоем, музей, улица, дом, учреждения. Программный материал предусматривает проведение как можно большего количества экскурсий, целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными формами, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса:

данная образовательная программа;

методическая литература;

методические разработки занятий, маршрутов походов, массовых

мероприятий;

художественная и научно-публицистическая литература;

электронные презентации и видео фильмы;

сведения по состоянию краевого и городского хозяйства (в том числе

статистические по различным периодам времени) и т.п.;

картографический материал.


Психолого-педагогическое обеспечение

Предполагается сотрудничество с:

психологом и педагогом-организатором;

родителями и родственниками воспитанников;

классным руководителем.


Материально-техническое обеспечение:

помещение для занятий;

средства ИКТ;

медиа оборудование;

групповое и индивидуальное туристическое снаряжение.


Что должен знать и уметь воспитанник:

Знать:

о своих семьях, традициях и семейных праздниках и обычаях; иметь представление о «древе рода» и родственных связях;

о культурном и историческом наследии Ставропольского края;

особенности природы родного края, местного ландшафта, географического положения;

знать этнокультуру региона (традиции и обычаи народов, населяющих Ставропольский край);

историю возникновения села Петровского (города Светлограда);

методику краеведческих исследований.

Уметь:

соотносить события своего города с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы;

применять практические навыки оформления и подачи находок и документов;

проводить поиск и анализ необходимой информации в одном или нескольких источниках, в том числе через Интернет;

рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях города, их участниках, выступать с сообщениями;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

уметь общаться с интервьюируемыми, респондентами;

В ходе реализации программы воспитанники приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности объединения. Наглядным результатом является устойчивый интерес воспитанников к деятельности краеведческого объединения. Это могут стать итоги участия воспитанников в районных, краевых конкурсах, викторинах. Повышается уровень воспитанности и уровень социальной активности, происходит утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения человека. Занятия способствуют приобретению нравственных качеств: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброта, вежливость, внимательность, самостоятельность.


Формы подведения итогов и фиксация результатов образовательного процесса

Программа предусматривает проведение диагностики и тестирования обучающихся с целью контроля за уровнем усвоения знаний и степенью реализации программного материала. Диагностика  позволяет систематизировать и наглядно оформить представления педагога о детях,  которые занимаются в объединении, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

Педагогическая диагностика состоит из трех этапов:
Входная диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования детского объединения) – это изучение отношения ребенка к выбранной теме, его жизненный опыт в соответствии с направленностью программы, личностные качества ребенка. 
Промежуточная диагностика (проводится на конец первого полугодия) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. 
Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций.

Текущая диагностика проводится после изучения каждого раздела программы, что позволяет своевременно корректировать объем и интенсивность учебной нагрузки, выявить интерес к рассматриваемым темам.

Формы диагностики могут быть: дидактическая игра, тестирование, анкетирование; обобщающее занятие: КВН, викторина, конференция.


Учебно-тематический план 1-го года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

1.

Введение. Заморочки из бабушкиного сундучка.

2

2

-

2.

Я и моя семья.

10

2.

2.1.

Моя фамилия. История возникновения фамилии.

2

1

1

3.

2.2.

Тайны бабушкиного сундука. Семейные традиции, реликвии.

2

1

1

4.

2.3.

Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства.

2

1

1

5.

2.4.

Праздничные обычаи.

2

1

1

6.

2.5.

Творческая работа «Загляните в семейный альбом».

2

-

2

3.

Сокровища древних курганов и городищ на Ставрополье.

14

7.

3.1.

Загадки скифских курганов. «Ипатовская принцесса» - находка мирового порядка.

2

1

1

8.

3.2.

Легенды о сарматах. «Золото сарматов» - уникальная находка Ставрополья.

2

2

-

9.

3.3.

«Казинский» клад – сокровища сарматской эпохи.

2

1

1

10.

3.4.

Тайны, которые хранят курганы Петровского района.

2

-

2

11.

3.5.

Сказания о «шелковом пути». «Румкале» -город Маджары.

2

2

-

12.

3.6.

Музей – заповедник «Татарское городище» в окрестностях города Ставрополя.

2

2

-

13.

3.7.

Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.

2

1

1

4.

Культурное и историческое наследие Ставрополья.

14

14.

4.1.

Основание форпоста на юге России.

2

1

1

15.

4.2.

Формирование поликультурного пространства на Ставрополье.

2

1

1

16.

4.3.

Тайны названия столицы края.

2

1

1

17.

4.4.

История Ставрополья запечатленная в памятниках.

2

1

1

18.

4.5.

Великий полководец А.В. Суворов на Ставрополье.

2

2

-

19.

4.6.

Генерал А.П. Ермолов – «управляющий гражданской частью на Кавказе».

2

1

1

20.

4.7.

«Лермонтовские места» на Ставрополье.

2

1

1

5.

Ставрополье – удивительный край.

30

21.

5.1.

Уникальные ландшафты Ставрополья.

2

1

1

22.

5.2.

Застывшие великаны Пятигорья.

2

1

1

23.

5.3.

Горячая гора – Машук.

Пятигорский Большой Провал.

2

1

1

24.

5.4.

Сказочное урочище - Русский лес.

2

1

1

25.

5.5.

Тайны гор Развалки и Змейки.

2

1

1

26.

5.6.

В гостях у Плутона.

2

2

-

27.

5.7.

Медные горы Урупа.

2

1

1

28.

5.8.

Томузловские чудовища.

2

1

1

29.

5.9.

Гора Стрижамент.

2

2

-

30.

5.10.

Сенгилеевская котловина.

2

1

1

31.

5.11.

Подземные музеи.

2

1

1

32.

5.12.

Большой Ставропольский канал.

2

2

-

33.

5.13.

Самый большой искусственно посаженный лес в Европе.

2

1

1

34.

5.14.

Красная книга нашего края.

2

1

1

35.

5.15.

Краеведческая викторина «Кто лучше знает?».

2

-

2

6.

Мифы и легенды о Ставрополье.

22

36.

6.1.

Легенда об образовании Кавказа.

2

1

1

37.

6.2.

Русьаланская голубица.

2

1

1

38.

6.3.

Легенда о седовласом Эльбрусе.

2

1

1

39.

6.4.

Замок коварства и любви.

2

1

1

40.

6.5.

Кольцо – гора близ Кисловодска.

2

1

1

41.

6.6.

Легенда о Нарзане, источнике молодости.

2

1

1

42.

6.7.

Архыз в легендах.

2

1

1

43.

6.8.

Озеро Тамбукан - подарок Хатипары.

2

2

-

44.

6.9.

Ессентуки –название полное тайн.

2

1

1

45.

6.10.

Поход в Трабзон за женами.

2

1

1

46.

6.11.

Обобщающее занятие «Мифы и быль о Ставрополье».

2

-

2

7.

Моя малая Родина.

18

47.

7.1.

Потомки Петра Бурлака. История возникновения села Петровского.

2

1

1

48.

7.2.

Топонимика названий сел Петровского района.

2

1

1

49.

7.3.

Архитектурное наследие.

2

1

1

50.

7.4.

Культурное наследие.

2

1

1

51.

7.5.

Петровчане - герои Великой Отечественной войны.

2

1

1

52.

7.6.

«Герои наших дней» - участники современных военных конфликтов.

2

1

1

53.

7.7.

Лушниковское озеро - озеро здоровья.

2

-

2

54.

7.8.

Свинная балка – государственный природный заказник.

2

1

1

55.

7.9.

Биогермы горы Куцай.

2

1

1

8.

Азбука туризма.

12

56.

8.1.

Правила поведения юных туристов.

2

1

1

57.

8.2.

Особенности пешеходного туризма.

2

1

1

58.

8.3.

Личное снаряжение туриста.

2

1

1

59.

8.4.

«Верёвочный курс».

2

-

2

60.

8.5.

«Школа выживания» юного туриста.

2

1

1

61.

8.6.

Итоговое занятие. Игра по станциям «Туристическая тропа».

2

-

2

9.

Экскурсии.

10

62.

9.1.

Тайные тропы горы Куцай.

2

-

2

63.

9.2.

Земли петровской светлый город.

2

-

2

64.

9.3.

«Островки памяти».

2

-

2

65.

9.4.

Краеведческий музей имени

И.М. Солодилова.

2

-

2

66.

9.5.

«Гофицкий историко-краеведческий музей» им. Ю.И. Бельгарова.

2

-

2

67.

10.

Итоговое занятие. Конференция «Мое родное Ставрополье».

2

-

2

68- 72.

11.

Резервное время - участие в районных, краеведческих мероприятиях.

10

ИТОГО

144

63

71

Содержание программы 1-го года обучения

1. Введение (2ч.)

Теория. Введение в программу. Краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности.

2. Я и моя семья(10ч.)

2.1. Моя фамилия. История возникновения фамилии.

Теория. Смысл слова «семья». Семейные ценности: дети, доброе отношение, любовь, общие взгляды, чувство взаимопомощи. Притча «Тепло семейного очага». Версии происхождение фамилии. Значение имени. Необычные имена и фамилии.

Практика. Работа с тестом: «Незаконченное предложение»; Ролевая игра «Родители глазами детей».

2.2. Тайны бабушкиного сундука. Семейные традиции, реликвии.

Теория. «Тайны бабушкиного сундука»: бабушкино рукоделие, сказки, старинные рецепты лечения болезней. Предания старины глубокой(рассказ о домовых, леших, русалках). Традиции семьи (масленица, Новый год), реликвии(старинные фотографии, медали, письма).

Практика. Организация выставочной экспозиции винтажных вещей.

2.3. Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства.

Теория. Древо рода:имена, фамилии, годы жизни, местарождения, места жительства своих прямых предков. Родственные связи. Перечень древних родственных наименований.

Практика. Заполнение таблицы прямого родословия«Таблица кровного родства».

2.4. Праздничные обычаи.

Теория. Семейные праздничные обычаи на Руси. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, о семейных праздниках. Праздничные обычаи в моей семье.

Практика. Экскурсия в краеведческий музей им. И.М. Солодилова.

2.5. Творческая работа «Загляните в семейный альбом».

Практика. Сбор материалов и оформление газет с фотографиями, комментариями: «Загляните в семейный альбом». Организация выставки работ.

3. Сокровища древних курганов и городищ на Калининграде (14ч.).

3.1. Загадки скифских курганов. «Ипатовская принцесса» - находка мирового порядка.

Теория. Священные курганы скифов. Загадочная скифская женщина - «принцесса крови». Предметы, найденные вместе с «Царицей». Значимость открытия захоронения, для мировой археологии.

Практика. Изготовление скифского амулета из гипса.

3.2. Легенды о сарматах. «Золото сарматов» - уникальная находка Калининграда.

Теория. Легенды о сарматах. Сарматы, древние кочевые скотоводческие ираноязычные племена. Памятники сарматской культуры на Ставрополье. Золото сарматов - находки современных археологов.

3.3. «Казинский» клад – сокровища сарматской эпохи.

Теория. «Казинский клад» - памятник искусства ранней сарматской эпохи. Вещи «казинского клада». Сказ «На бога надейся, да сам не плошай».

Практика. Игра «Поиски клада». Поиск клада по легенде.

3.4. Тайны, которые хранят курганы Калининградского района.

Теория. Курганы - разновидность погребальных памятников. Курганы в окрестностях села Сухая Буйвола. Курган майкопской культуры. Находки археологов.

Практика. Экскурсия в «Гофицкий историко-краеведческий музей» им. Ю.И. Бельгарова. Изучение экспозиции «Стоянка бронзового века – Гофицкое 1».

3.5. Сказания о «шелковом пути». «Румкале» - город Маджары.

Теория. Древнее городище Маджары – крупнейший торговый и транспортный центр Золотой Орды. Городище Румкале: крепость, укрепленное поселение и катакомбный могильник. Сказ «Великий мученик Святой Михаил Тверской». Развалины мавзолея.

.

4. Культурное и историческое наследие Ставрополья(14ч.).

4.1. Основание форпоста на юге России.

Теория. Азово-Моздокская оборонительная линия. Строительство крепости «Ставрополь».

Практика. Работа по схеме «Азово-Моздокская оборонительная линия».

4.2. Формирование поликультурного пространства на Калининграде Теория. Ставрополье - один из многонациональных районов нашей страны, «перекресток дорог» разных народов, языков, культур, религий. Статистика народностей. Культура и обычаи народов Ставрополья, их различия и сходства.

Практика Познавательная викторина «Угадайте, о ком идет речь?!».

5. Калининграда  – удивительный край(30ч.).

5.1. Уникальные ландшафты Калининграда

Теория. Провинция ландшафтов: лесостепных,степных,полупустынных, предгорных степных и лесостепных, среднегорных лесостепей и лесостепненных лугов.

Практика. Работа в подгруппахСоставление фотоатласа «Уникальные ландшафты Ставрополья».

6. Мифы и легенды о Калининграда (22ч.).

7. Моя малая Родина (18ч.)

8. Азбука туризма(12ч.)

8.1. Правила поведения юных туристов.

Теория. Правила поведения юных туристов в походе. Основные правила укладки рюкзака. Аптечка туриста. Правила разведения костров. Ориентирование на местности с компасом и без.

Практика. Работа в группах «Собираем рюкзак», загадки «Какое снаряжение должна взять группа в поход?», работа с компасом в парах: «Определение сторон света».

8.2. Особенности пешеходный туризм.

Теория. Виды туризма. Пешеходный туризм.

Практика. Разучивание туристической песни на выбор. Рефлексия «Закончите предложение».

8.3. Личное снаряжение туриста.

Теория. Виды личного снаряжения. Уход за снаряжением.Приемы использования и хранения.

Практика. Отработка приемов использования страховочных систем.

8.4. Игра «Веревочный курс».

Практика. Этапы игры: «Переправа» (переправа через препятствие всей командой); «Паутинка» (проход всей команды через «паутинку» из веревок); «Магические квадраты» (команда строится друг за другом и по очереди пробует перейти с одной стороны квадрата на другую, обнаружив задуманный ведущим маршрут); «Платформа» (задача команды - всем уместиться на этой платформе, не заступая за ее края и удержаться на ней 5-10 секунд).

8.5. «Школа выживания» юного туриста.

Теория. Автономное существование в природной среде. Понятие «выживание». Выживание в различных природных условиях. Выживание в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Практика. Отработка приемов добывания огня.

8.6. Итоговое занятие. Игра по станциям «Туристическая тропа».

Практика. Игра по станциям: станция №1 «Знакомство» (название команды, девиз, песня туристов), станция №2 «Палатка» (вопрос-ответ о правилах юных туристов), станция№3 «Питание туриста»(задание правильном рационе туриста),станция№4 «Снайпер»(попадание в цель). Подведение итогов, награждение победителей.

1.Введение (2ч.)

Основная цель раздела - формирование у обучающихся мотивации к познанию окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины, на основе личностно-ориентированного подхода.

При изучении темы «Заморочки из бабушкиного сундука» происходит знакомство обучающихся с программным материалом с помощью старинных вещей и предметов: кольчуга, шлем, кокошники, одежда крестьянки, военная форма разных эпох, предметы быта (рубель, старинный паровой утюг) и т.д.

Форма проведения занятия: галерея предметов истории.

В процессе проведения занятия используются наглядные методы обучения, объяснительно-иллюстративные.

При подведении итогов занятия рекомендуется провести конкурс рисунка по теме.

Рекомендации: приготовить сундук и положить в него старинные вещи. Во время занятия дети подходят к сундуку, рассматривают и примеряют кокошники, кольчугу, шлемы и другие старинные вещи.

2. Я и моя семья (10ч.).

Цель - упорядочить социальную и поведенческую систему ценностных ориентаций.

При изучении темы «Семейные ценности» необходимо формировать систему знаний о традициях семьи и общества, о важных семейных ценностях: любовь, доброта, взаимопонимание, остановиться на связи поколений. Познакомить с алгоритмом составления «Семейного древа». В целях повышения мотивации использовать притчу «Тепло семейного очага».

При подведении итогов предложить детям составить презентацию семейного альбома: «Загляните в семейный альбом»

Форма занятий: гостиная.

Использовать на занятиях исследовательские методы, наглядный, метод самостоятельной работы.

3. Сокровища Калининграда (14ч.).

Цель раздела – формирование целостного мировоззрения воспитанников о культуре, обычаях, образе жизни древних кочевых народов, проживавших на степных равнинах – нынешней территории Ставропольского края.

При изучении темы «Загадки скифских курганов» использовать для демонстрации фотографии артефактов, найденных в раскопках XX века скифских захоронений вблизи г. Ипатово.

Изучение сарматской культуры сопровождать показом слайдов с изображением золотых изделий: сосудов, гребней, фигурок животных, котлов, кувшинов с орнаментом , а также глиняных сосудов, курильниц.

На занятиях, посвященных изучению старинного города Маджары, использовать легенды и сказания о Великом шелковом пути.

Занятия проводить в форме игры-путешествия, презентации, экспедиции.

На занятиях использовать методы:

- наглядный (демонстрация фото и видео материалов, показ презентации, экскурсии);

- частично-поисковый (участие воспитанников в коллективном поиске информации, работа с исторической литературой и музейными архивами);

Подведение итогов раздела проводится в форме виртуальной экскурсии в Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.

4. Культурное и историческое наследие Калининграда (14ч.).

Цель раздела – мобилизовать обучающихся на получение знаний, представлений о историческом и культурном наследии Ставропольского края.

При изучении темы «Формирование поликультурного пространства на Ставрополье» проследить связь с той культурой, которую принесли с собой культуру на Кавказ переселенцы и каким образом она трансформировалась в современное поликультурное пространство.

Изучая название столицы необходимо опираться на легенды, связанные с основанием города «Креста».

Для достижения цели на занятиях должны использоваться различные методы:

- наглядный (демонстрация фото и видеоматериалов, показ презентации);

-словесный (лекция о генерал-поручике Александре Васильевиче Суворове, беседа о «Лермонтовских местах на Ставрополье»);

- активных средств познавательной деятельности;

-использование на занятиях средств искусства, ИКТ.

Подведение итогов раздела провести в форме конференции с представлением рефератов об истории заселения Ставрополья, великих людях, побывавших здесь.

5. Калининград удивительный край (30ч.).

Основная цель раздела – сформировать представление об особенностях природы края, местного ландшафта, географического положения.

Для реализации цели данного раздел рекомендовано использование наглядно - демонстрационного и иллюстративного метода обучения, метод наблюдения, использование на занятиях активных средств познавательной деятельности.

Форма проведения практических занятий: викторины, игры-путешествия, экскурсии, разработка путеводителя и т.д.

Рассматривая темы «Застывшие великаны Пятигорья», «Горячая гора Машук», «Тайны гор Развалки и Змейки» изучать не только историю происхождения гор – лакколитов, минеральных источниках, причины разрушения гор, но и прикоснуться к биографии великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, последним дням его жизни.

При изучении темы «Гора Стрижамент» рассказать о попытках ученых Ставрополья создать здесь лесостепной заповедник, коснуться видового разнообразия уникальной луговой степи, с её редкими и эндемичными видами, о массиве сохранившегося здесь букового леса, значительно оторванного от основного ареала.

Обобщение знаний по теме раздела проходит в форме краеведческой игры-викторины.

6. Мифы и легенды о Калининграде(22ч.).

Цель раздела познакомить воспитанников с этнокультурой региона. Сформировать представления о ценности народного творчества, традициях народов населяющих Ставропольский край.

Содержание программного материала знакомит воспитанников с устным народным творчеством и для его успешного усвоения необходимо применять альтернативную технологию «культурно-образовательного путешествия», которая позволяет расширить возможности традиционного занятия.

Подведение итогов раздела предполагает проведение выставки рисунков «Иллюстрация мифов и легенд».

7. Моя малая Родина (18ч.).

Главной целью данного раздела является –формирование компетенций в познании малой родины: истории возникновения и физико-географический характеристики города Светлограда, Петровского района, сохранении культурных традиций.

Для достижения поставленной цели на занятиях использовать методы: исследовательский и частично-поисковый. Сбор этнографического материала по темам: «Народные праздники», «Природное наследие» и др., позволит активизировать интерес воспитанников к усвоению материала посредством совместной партнерской работы с педагогом.

При изучении темы «Топонимика названий сел Петровского района», «Лушниковское озеро – озеро здоровья», «Свиная Балка – государственный природный заказник», «Биогермы горы Куцай» использовать материалы исследовательских работ обучающихся Малой академии наук, материалы краеведческого музея, архивные материалы, проводить экспедиционную работу по населенным пунктам района.

Занятия по темам «Петровчане – герои Великой Отечественной войны», «Герои наших дней» проводить у мемориала, посвященного памяти героев.

На итоговом занятии по теме раздала воспитанники совместно с педагогом разрабатывают листовок геолого-морфологического памятника природы горы Куцай: «Сохраним гору Куцай для наших потомков».

8. Азбука туризма (12ч.).

Цель данного раздела – познакомить воспитанников с безопасными приёмами нахождения в природной среде, с правилами организации активного отдыха.

Организация туристско-познавательной деятельности воспитанников способствует развитию двигательной, функциональной и познавательной активности и укреплении их здоровья. Это возможно при использовании активных форм организации занятий: игра, соревнование, поход, практикум.

При изучении темы «Правила юного туриста» познакомить с основными правилами подготовки к походу и поведения в природе: как собрать рюкзак, определение сторон света, разведение костра, работа с компасом.

Подведение итогов изучение данного блока может проводится в виде соревнований на туристической тропе.

9. Итоговое занятие (2ч.).

Цель – обобщение интеллектуальных и навыковых составляющих, полученных за год обучения, развитие творческого потенциала.

Итоговое занятие провести в форме конференции «Мое родное Ставрополье».



Предварительный просмотр:

Разрешаю: __________________

Допускаю: __________________

Оценка за занятие: ___________

План-конспект занятия

проведенного во 4 классе,

«Занимательное краеведение»

2.04.2024

Консультация методиста: _________

Консультация педагога: __________


План-конспект

 занятия для освоения учащимися избранного вида деятельности

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая

Возраст учащихся

12 лет

Дата проведения занятия

2.04.24

Тема занятия

«Черняховск город фантазии»

Тип занятия

Изучение нового материала

Цель занятия

Научить детей видеть скрытое от простых глаз историческое достояние

Задачи занятия

  1. Обучающие: ознакомить детей с историческими сводками о городе Черняховске
  2. Развивающие: развить у детей интерес к истории Черняховска
  3. Воспитывающие: воспитать уважительное отношение к истории

Планируемые достижения занятия

  1. Предметные: научиться понимать условия и правдоподобия в туристско-краеведение
  2. Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности принимать учебную задачу, излагать свое мнение, делать выводы, различать исторические сводки и их свойства.

3 Личностные: научится осознавать необходимость уважительного отношения к истории родного края

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Оборудование, экран, мультимедийное оборудование, презентация, лист а4, карандаши.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время, мин

I

Подготовительный этап

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Роберт Романович.

Задайтесь вопросом, а много ли вы знаете о нашем родном городе Черняховске?

Как вы считаете вы хорошо его знаете?

А умеете ли вы пользоваться фантазией

Именно эти факторы мы и проверим в ходе нашего занятия, ведь сегодня мы поговорим об, казалось бы, совершенно не примечательных, но в тоже время таящих за собой большой багаж истории места и постройки города Черняховска

А начнем мы с вами с краткого экскурса из глубин истории нашего родного города

Здравствуйте

Да, хорошо

Да, умеем

5 минут

II

Основной этап

Во время военного похода Тевтонского ордена в Надровию в 1256 году было разрушено прусское укрепленное поселении Унзетрапис. В 1273 году, во время очередного похода, отрядом под предводительством орденского наместника Замланда Дитриха фон Лиделау была взята прусская крепость на горе Камсвикус. В 1336 году по приказу магистра Тевтонского ордена Дитриха фон Альтенбурга был заложен деревянный замок Инстербург.
Со временем вокруг замка Инстербург образовывались поселения земледельцев, ремесленников и торговцев.
10 октября 1583 года маркграф Георг Фридрих фон Ансбах (1539–1603) даровал Инстербургу городские права, город получил печать, собственный суд и герб: на белом щите изображен медведь, над которым начертаны инициалы маркграфа Георга Фридриха - G.F., сверху щита фигура охотника с рожком. 19 июля 1590 года в Инстербурге произошел сильнейший пожар, город выгорел практически полностью.
В 1643-1648 годах, во время Тридцатилетней войны, замок Инстербург стал резиденцией шведской королевы, вдовы Густава II Адолфа и сестры курфюрста Георга Вильгельма, Марии Элеоноры Бранденбургской. В 1655 году Инстербург был захвачен русскими войсками.
1 января 1679 года замок Инстербург был вновь взят шведскими войсками. Через некоторое время пал и замок Георгенбург, который стал ставкой генерала фон Горна. В 1689 году в Инстербурге скончалась и была здесь же похоронена героиня известной восточно-прусской песни Анхен фон Тарау. В 1709-1710 годах эпидемия чумы унесла три четверти населения Инстербурга. В 1712 году Инстербург начал заселяться швейцарцами и немцами, переселенцами из Верхнего Рейна, Пфальца и Зальцбурга.
В 1757 году, во время Семилетней войны город был занят русскими войсками, замок Георгенбург стал резиденцией С.Ф. Апраксина. До 1762 года город Инстербург входил в состав Российской империи. В 1790 году в Инстербурге проживало 4 274 человека.
В июне 1812 года Инстербург посетил Наполеон I Бонапарт.
В 1883 году в Инстербурге проживала 21 тысяча жителей, в 1895 году - 23,5 тысяч жителей, из них 11,6 тысяч мужчин. Основную часть населения составляли протестанты, католиков было 438 человек, евреев - 325 человек. Гарнизон Инстербурга состоял из трех батальонов пехоты 147-го полка, штаба, 2-го и 5-го эскадронов 12-го Литовского полка уланов, штаба, 1-го, 2-го, 4-го батальонов и полевой артиллерии полка принца Августа Прусского.
В 1886-1890 годах в Инстербурге была построена протестанская реформаторская кирха. В 1910 году население Инстербурга составляло 30 тысяч человек.
В ходе Первой мировой войны, с 24 августа по 11 сентября 1914 года, Инстербург был занят русскими войсками, с 26 августа в городе в отеле "Двор Дезауэр" размещался штаб 1-й русской армии во главе с генералом П.К. Ренненкампфом. 5 сентября на центральной площади Инстербурга состоялся военный парад русской армии.
В ночь с 21 на 22 января 1945 года Инстербург был взят воинами 18-ой гвардейской стрелковой дивизии (командир дивизии Г. И. Карижский) 36-го гвардейского стрелкового корпуса (командир корпуса П.К. Кошевой) 11-й гвардейской армии (командующий армией К.Н. Галицкий) 3-го Белорусского фронта.
В 1946 году город Инстербург был переименован в честь командующего войсками 3-го Белорусского фронта генерала армии дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского, смертельно раненного осколком снаряда 18 февраля 1945 года.

После погружения в историю стоит приступить к одному из двух объектов которые мы с вами сегодня рассмотрим

И начнем мы с Дома Офицеров

Новая стрелковая гильдия, организованная в Инстербурге в 1843 году, в 1862 году построила Стрелковый дом. После пожара, случившегося в 1880 году, для восстановления здания было создано объединение "Общественный дом". Строительство нового здания было завершено в 1888 году. В 1903 году Общественный дом стал собственностью города, неоднократно перестраивался, с 1930-х годов именовался Штадтхалле (Городской зал).
С 23 ноября 1945 года в здании Общественного дома располагался гарнизонный Дом офицеров, в котором выступали Любовь Орлова, Игорь Ильинский, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Клавдия Шульженко, ансамбли "Песняры", "Зоопарк", "А-Студио" и многие другие прославленные артисты и коллективы. В послевоенные годы перед Домом офицеров появился фонтан "Дружба народов", с 2013 года - фонтан со скульптурной композицие
С 2013 года здание бывшего Общественного дома занимает Городской театр "Центр культуры и досуга".
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 Общественный дом получил статус объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
В 2019 году произведён ремонт фасадов и крыши здания.й трёх муз.

Следующим объектом погружения в мир фантазии станет замок Инстербург

За́мок И́нстербург (нем. Burg Insterburg) находится в Калининградской области в городе Черняховске (до 1946 года — город Инстербург). Основан в 1336 году по приказу магистра Тевтонского ордена Дитриха фон Альтенбурга на реке Ангерапп, неподалёку от устья Инстера — на месте городища Унзетрапис, разрушенного в 1256 году во время военной кампании ордена по Надровии

Замковый комплекс состоял из цитадели (конвентхауза) и форбурга. Цитадель — квадратное в плане замкнутое двухэтажное здание с мощными глухими наружными стенами и внутренним двором с колодцем — служила для проживания орденских братьев и деятельности Конвента округа. Цокольная часть стен на уровне погребов была выложена из природного камня по системе готической кладки. Выше шла кладка из обожжённого средневекового кирпича с узкими бойницами в наружных стенах. Верх стен завершался боевым круговым ходом — вергангом, перекрытым крутой скатной кровлей. Цитадель имела единственный вход арочного очертания в западном крыле. Форбург представлял собой ограждённое оборонительными стенами вытянутое пространство, очертаниями повторяющее контур вершины холма. Оборонительные стены ломаного очертания фланкировались по углам двумя высокими дозорными башнями с бойницами.

Находясь на рубеже военных действий, замок долгое время не был привлекателен для гражданского населения. О поселениях вокруг замка впервые упоминается в 1466 году — к тому времени здесь сложились три поселения: слобода Фрайхайт у южных стен замка, слобода Хакельверк с трактиром на южной стороне Мельничного пруда и прусская деревушка Шпарге в верхнем течении Анграпы. Их жители занимались торговлей и земледелием.

В 1500 году форбург замка разросся благодаря пристройке с внутренней стороны к оборонительным стенам хозяйственных помещений. После 1525 года замок был превращен в резиденцию Главного Управления округа Инстербург. Первым управляющим был назначен Йохан Пайн. 10 октября 1583 года на основе грамоты маркграфа Георга Фридриха фон Ансбаха (1539—1603) Инстербург получил городские привилегии — собственный суд, городской герб и печать.

В бурное XVII столетие замок был постоянно объектом нападений и местом прибежищ. В 1679 году замок не устоял под натиском шведских войск и был взят 1-го января.

В этот период его часто посещали властвующие курфюрсты, а шведская королева Мария Элеонора жила в замке Инстербург с 1642 года, что способствовало развитию города. В 1704 году здесь нашёл приют бежавший от шведского короля Карла XII польский вельможа Чарторыйский с семьёй.

В XVIII—XIX веках в Инстербурге поочерёдно располагались придворный суд, склад военного фуража и продовольствия, лазарет на 200 коек (во время кампании Наполеона), казарма эскадронов улан. Всё это приводило к многочисленным перестройкам и реконструкциям зданий. В середине XIX века от былого комплекса сохранились лишь стены цитадели, постройки в форбурге и одна угловая башня Пайн-турм, на которой были установлены часы. На протяжении XIX века форбург неоднократно перестраивался для нужд земельного суда. При этом часть оборонительных стен, видимо, была снесена.

После Первой мировой войны в цитадели замка был устроен музей краеведения Инстербургского Общества древностей, а форбург продолжал оставаться в ведении земельного суда.

В 1945 году замок подвергся штурму и пострадал от пожара. После войны в сохранившихся постройках разместилась воинская часть. Предположительно в 1949 году цитадель замка была практически полностью уничтожена пожаром (остались только внешние стены). С этого же момента началась разборка на кирпич зданий форбурга (материалы вывозились в Литву для восстановления объектов народного хозяйства). В начале 1950-х годов территория замка была передана ремонтно-строительному управлению № 1.

До наших дней замок дошёл в полуразрушенном состоянии. В подлинном виде сохранились южные хозяйственные постройки форбурга вместе с оборонительной стеной. От цитадели осталась лишь коробка наружных стен, за исключением западного крыла, которое было разобрано в послевоенное время. Тогда же была разобрана и последняя башня замка — Пайн-турм. Северная и северо-западная стороны форбурга не сохранились — осталась только часть оборонительной стены, примыкающая к цитадели с восточной стороны.

С 1997 года на территории замка Инстербург работает группа энтузиастов, объединившаяся в 1999 году в некоммерческую организацию «Дом-Замок». С 2003 года организация является официальным пользователем памятника истории федерального значения «Замок Инстербург». В 2006 году благодаря деятельности НКО «Дом-Замок» объект был включен в федеральную целевую программу «Культура России», начались противоаварийные работы, научные исследования, разработка проектно-сметной документации. С 28 октября 2010 года является собственностью Русской православной церкви. В 2010 году в связи с передачей объекта в собственность РПЦ финансирование работ в рамках ФЦП было прекращено.

30 минут

III

Заключительный этап

Вот и подходит к концу наше путешествие по истории нашего родного города.

Смогли ли вы с помощью своей фантазии воссоздать кадры того как выглядел наш город в разные периоды времени

И под конец я хочу предложить вам изобразить город Черняховск или один из достопримечательных объектов.

Карандаши и листы а4 лежат на середине вашего стола

Время выполнения до конца нашего занятия

Наше занятие подошло к концу, сдаём листочки

Урок окончен, спасибо за внимание.

Да, у нас получилось буквально до деталей увидеть изображения объектов и мест города Черняховска

Выполняют задание

Сдают листочки

Спасибо за занятие.

До свидания

10 минут



Предварительный просмотр:

Разрешаю: __________________

Допускаю: __________________

Оценка за занятие: ___________

План-конспект занятия

проведенного во 4 классе,

«Занимательное краеведение»

3.04.2024

Консультация методиста: _________

Консультация педагога: __________


План-конспект

 занятия для освоения учащимися избранного вида деятельности

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Туристско-краеведческая направленность

Возраст учащихся

12 лет

Дата проведения занятия

3.04.24

Тема занятия

«Мудрость Адама Борисовича Николаева о Калининградской области»

Тип занятия

Изучение нового материала

Цель занятия

Ознакомление детей с мудростью и посвящением Адама Борисовича Николаева о Калининградской Области

Задачи занятия

  1. Обучающие: ознакомление учащихся с известным краеведом Калининградской Области
  2. Развивающие: развить интерес детей к истории Калининградской Области
  3. Воспитывающие: воспитать интерес к изучению туризма и истории Калининградской области

Планируемые достижения занятия

  1. Предметные: научиться понимать условия и правдоподобия в туристско-краеведение
  2. Метапредметные: научится определять цель и проблему в учебной деятельности принимать учебную задачу, излагать свое мнение, делать выводы, различать исторические сводки и их свойства.
  3. Личностные: научится осознавать необходимость уважительного отношения к истории родного края

Условия проведения занятия (инвентарь/оборудование/расходные материалы)

Оборудование, экран, мультимедийное оборудование, презентация, ручки, листы.

Ход занятия

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность учащихся

Время, мин

I

Подготовительный этап

Здравствуйте ребята! Меня зовут Роберт Романович. Сегодня мы с вами узнаем кто такой Адамов Борис Николаевич и какой его вклад в Калининградскую область

И начнем мы с его слов, которые несут в себе мудрость для слушающего:

Уши откройте, протрите глаза. Великое знание дается в руки ваши. Эпоха Огня наступила. Огнями внутри вас познаете Тайны Огня. Великое время пришло. Знание получить ко Мне придите, чтобы через Меня получить обещанное и предназначенное вам от века. Еще и еще усилие приложите сбросить с глаз повязку невежества. Время постижения Великого Знания пришло.

Здравствуйте

Слушают

5 минут

II

Основной этап

- И начнём мы с вопроса знает ли кто-то из вас кто такой Адом Борис Николаевич.

- Правильно, а что вы о нём знаете?

- Тогда внимательно слушайте и запоминайте

Родился 18 апреля 1954 года и живет в Калининграде. В школу пошел в городе Мамоново, где и научился грамоте от своей первой учительницы Марии Григорьевны Шуруповой. Завершал школьное обучение уже в Калининграде – в школе №12. Здесь же окончил затем Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Дальше – работа по специальности, преподавание технических дисциплин, а затем – краеведения и истории в различных учебных заведениях. Как ни пытался уклониться в сторону, судьба все равно привела к тому, что интересовало с детства – к истории, к изучению родного края. Даже несмотря на полученные еще два дополнительных образования – патентоведа и менеджера. Краеведение из увлечения стало постепенно основной профессией.
С 1988 года стал писать и публиковать в различных газетах, а затем в журналах и научных сборниках статьи по краеведению, истории, культуре военной истории, да и по другим темам тоже. Часто выступает с докладами на научных, научно-исторических и краеведческих конференциях, в том числе международных, был участником многих конференций и семинаров. Проводит различные экскурсии по области.
Один из организаторов Калининградского клуба краеведов (1990 год), член его правления. Организатор 12 краеведческих конференций (в том числе одной – совместно с Калининградским государственным университетом) и четырех слетов краеведов области.

Поговорим немного об этом клубе

Калининградский клуб краеведов впервые собрался в сентябре 1990 года в Калининградском областном архиве. Традиционные сборы клуба в архиве продолжаются по сей день. Клуб краеведов объединил людей, интересующихся историей нашего края. Собрания клуба проводятся в обстановке свободного общения, или в форме краеведческих сообщений, или как встречи с интересным собеседником, или в иных формах.

Клуб краеедов провёл пять семинаров, на которых желающие имели возможность публично выступить с докладом по свободно избранной теме. Калининградский клуб краеведов имеет постоянные связи с научными учреждениями, учебными заведениями, с архивами, библиотеками, музеями и со многими общественными организациями в Калининградской области. Клуб краеведов сотрудничает с рядом иностранных организаций, среди которых: польское культурное общество «Боруссия», французский Наполеоновский центр, немецкие и литовские общественные организации.

Активное участие в работе клуба, а также в средствах массовой информации принимали: Б. Адамов, И. Афонин, А. Губин, Т. Еськова, Г. Кретинин, К. Лавринович, А. Лалэко, Л. Колобов, В. Миловский, Б. Оралбеков, А. Овсянов, А. Панченко, И. Рутман, В. Строкин, А. Чадин, Н. Чебуркин, В. Цветков, работники архива А. Федотова, И. Криворуцкая, Т. Прошина. Большую поддержку деятельности клуба оказывают председатель Калининградского регионального отделения фонда культуры Н. Перетяка и председатель Калининградского комитета по делам архивов администрации области Г. Щеглова.

Экскурсии проводятся буквально ежедневно и информация об объектах никогда не становится томной и строчной

Проводил такие экскурсии как поездки по монастырям нашей области, туристические вылазки В такие места как озеро Виштынец и не только.

-Является автором далеко не одной книги, одна из них которую я бы вам посоветовал это «Цель - Мемель!»  в ней вы сможете узнать об авианалётах на Мемель, о Мемельской операции, овладении Мемелем и очищении Куршской косы от противника.

Да, это историк и краевед.

Мы о нём только слышали.

25 минут

III

Заключительный этап

- Наш урок начинает подходить к концу и я бы хотел узнать у вас что показалось вам самым запоминающимся

-Хорошо, спасибо за ответ

Практическая Часть

-В заключение хочу предложить вам разработать свою мини-экскурсию по Нашему городу Черняховску или одному из его достопримечательных мест

-На это задание у вас 15 минут, ручки и листы у вас на столах.

-Ребята время подошло к концу, передайте пожалуйста свои листочки на передние парты.

- Всем спасибо, урок окончен.

- Самым запоминающимся для оказалось то что этот человек не только ведет экскурсии и является краеведом но и является автором довольно немаленького тиража книг.

- разрабатывают свою мини экскурсию

15 минут