Открытые уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина "В мир сказок" | 21.09 КБ |
Внеклассное мероприятие "Добро и Зло" | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «Путешествие в мир сказок»
Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста. Сказка – инструмент ненавязчивого обучения. Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментом обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация..
Цель:
- закрепление знаний воспитанников о сказках, сказочных персонажах и волшебных предметах.
Задачи:
- развивать мышление, наблюдательность, смекалку, речь, эмоциональную сферу;
- формировать ответственность, умение работать в группе и самостоятельно.
Оборудование:
- выставка книг-сказок, сказочные предметы (аленький цветочек, зеркальце, игла, мочалка, туфелька, горошина, стрела, яйцо, шапка), детские рисунки по сказкам, карточки.
Ход викторины:
Ведущая: Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир сказок.
С чего начинается радостный и волнующий мир детства? С колыбельных песен матери, с крепких рук отца, с запаха бабушкиных пирогов.
И, конечно со сказок. С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь…
Сказки - это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии.
По настоящему мудр тот, кто не расстаётся со сказкой всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину сказки постигаешь лишь с годами.
Ребята!
- Что такое сказка?
(Сказка - это произведение устного народного творчества, повествование, выдумка, вымысел иногда с участием волшебных сил.)
- Какие бывают сказки?
(Народные и авторские).
- Назовите народные сказки…
(Ответы детей)
- Назовите авторские сказки…
(Ответы детей и показ портретов сказочников).
- Назовите имя известного русского писателя и сказочника.
(А.С. Пушкин.)
Ведущая:
Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
1 тур. «Дополни имя»
Ведущая: Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.
Кощей – Бессмертный
Василиса – Премудрая
Карабас - Барабас
Елена - Прекрасная
Сестрица - Алёнушка
Братец – Иванушка
Крошечка - Хаврошечка
Змей - Горыныч
Иван - Царевич
Финист – Ясный сокол
Снежная - Королева.
2 тур. «Кто дал полезный совет?»
1.Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)
2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)
3. Покушал, вымой за собой посуду. (Федора)
4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)
5. Помогай друзьям в трудных ситуациях. (Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)
6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды. (Курочка из сказки «Бобовое зернышко»)
7. Не выполняй просьбы малознакомых людей. (Колобок)
8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)
9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход. (Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда)
10. Хорошо учись. (Буратино)
3 тур. «Юмористическая викторина»
Ведущая: Здесь вам необходимо отгадать сказочных героев юмористической викторины.
1. Что является достижением волшебного сказочного аппетита? (Скатерть самобранка)
2. Назовите сказочный летательный аппарат? (Ступа)
3. В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной семьи? (Теремок)
4. Назовите имя царя, жившего так давно, что об этом уже никто не помнит? (Горох)
5. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубочек, стрела)
6. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Царевна Несмеяна)
7. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав)
8. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Топора)
Молодцы, ребята!
4 тур. «Подумаем над сказкой»
Ведущая: Даны две сказки: «Петушок – Золотой гребешок» и «Колобок»
Каждой команде по сказке.
Надо ответить на следующие вопросы:
- Сколько героев в сказке?
- Какие слова чаще повторяются?
- Каков вывод из сказки?
«Петушок – золотой гребешок»
- 4 героя: петушок, кот, лиса, дрозд.
- «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Маслена головушка, шелкова бородушка
Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
- Вывод: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
«Колобок»
- 7 героев: бабка, дед, колобок, заяц, медведь, лиса, волк.
- «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».
- Вывод: не надо забывать об осторожности с хитрецами (простота хуже воровства).
5 тур. «Кто быстрей?»
– Чем угощала лиса журавля? (Кашей)
– Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)
– Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-Лебеди»? (Мышка)
– Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца)
– Что обещали купить родители дочке в «Гуси-Лебеди»? (Платочек)
– Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)
– Кто помогал Крошечке - Хаврошечке выполнять работу? (Корова)
– На чьей кроватке уснула девочка в сказке «Три медведя»? (на Мишуткиной)
6 тур. «Вопросы из ларца»
1. Какое слово должен был выложить Кай из льдинок в сказке «Снежная королева? (Вечность)
2. Что хотелось приобрести Железному Дровосеку? (Сердце)
3. Очень правдивая вещь (Зеркальце говорящее)
4. Кто ел неправильный бутерброд? (Дядя Федор)
5. Какое самое справедливое желание загадала девочка в сказке «Цветик – семицветик»? (Вылечить мальчику ноги)
6. Какой рост был у девочки, спавшей в ореховой скорлупке? (Дюймовочка – 2,5 см)
7 тур. «По опорным словам угадай сказку!»
Ведущая: Каждой команде по очереди задается вопрос.
Осел, шляпа, сапоги, поле, замок («Кот в сапогах»)
Дорога, разбойники, музыка, дружба («Бременские музыканты»)
Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)
Стадо, факел, лианы, волк, мальчик («Маугли»)
Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка («Красная шапочка»)
Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь («Дюймовочка»)
Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка («Гуси - лебеди»)
Солнце, снег, стекло, зеркало, утро, роза, олень («Снежная королева»)
Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз («Гадкий утенок»)
Роза, трещотка, соловей, горшочек, принцесса («Свинопас»)
Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка («Петушок и бобовое зернышко»)
Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса («Огниво»)
Бабушка, внучка, мышка, курочка («У страха глаза велики»)
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)
8 тур. «Назови одним словом»
1. Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса)
2. Из чего фея сделала для Золушки карету? (Из тыквы)
3. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (33)
4. Количество оловянных солдатиков? (25)
5. Кусал женщин то в глаз, то в нос, да ещё и князь? (Комар)
6. Назовите имя девочки, которую ураган забросил в волшебную страну? (Элли)
7. В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? (Федорино горе)
8. Женщина, которая совершила первый полет? (Баба – Яга)
9. Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди? (Иванушка)
10. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
11. Секретный лазутчик Шапокляк? (Крыса Лариса)
12. Как звали мальчика, чье сердце превратилось в лёд? (Кай)
13. Мужчина, использовавший сковородку и перчатки, как наряд? (Рассеянный)
14. В каком городе жил незнайка? (В цветочном)
15. Всех излечит исцелит и под деревом сидит? (Айболит)
16. Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)
9 тур. «Сундук с секретом»
Ведущая: В сундуке находятся разные сказочные предметы. По описанию предмета отгадайте, что же находится в сундуке.
1. С помощью этого предмета, можно смастерить самые разные вещи, а можно даже меня убить. (Игла)
2. Эта вещь может спрятать вас, если её надеть на голову. (Шапка – невидимка)
3. Из – за этого предмета плакали дед да баба после проделки маленького зверька? (Золотое яичко)
4. Всю ночь ворочалась, потому что она ей мешала спать? (Горошина)
5. Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее. (Зеркальце)
6. Вещь, которую съел крокодил? Как называется сказка? (Мочалка. «Мойдодыр»)
7. А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки? (Стрела)
8. Она потеряла её на балу? (Туфелька)
10 тур. Викторина «Сколько?»
1. Сколько сказочных героев тянуло репку? (Шесть)
2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (Двенадцать)
3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Четверо)
4. Сколько глаз у Бастинды? (Один)
5. Сколько козлят похитил волк? (Шесть)
6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? (Четыре)
7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? (Пять)
8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? (Пять)
9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (Четверо)
10. Сколько мартышек составляют длину удава? (Пять)
11. Сколько лет спала спящая красавица? (Сто)
12. Сколько лет крокодилу Гене? (Пятьдесят).
Ведущая: Молодцы, ребята! Спасибо вам, вы активно работали в командах, отвечали на вопросы, показали свои знания и умения. Викторина помогла нам попасть в мир добрых сказок, которые помогают нам быть добрыми, справедливыми и уметь найти выход из любой ситуации!
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Предварительный просмотр:
Урок № 5 «Добро и зло».
Цель урока: Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»
Задачи:
- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;
- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Основные термины и понятия: добро , зло.
Формы организации учащихся:
Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.
Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики».
Ход урока.
1. Организационный момент
2.Введение в тему.
-Прочитайте эпиграфы (Слайд 1)
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
(В.О.Ключевский.)
(щелчок)
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».
(Древнекитайское изречение.)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.(Слайд 2)
Подготовка к изучению нового материала.
(Слайд 3)
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
- Понятны ли вам слова добро и зло?
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.
Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд 4)
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный
Обратимся к учебнику. стр.12-13
записать определение в тетради.
Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
(Слайд 5)
- А что такое зло?(ответы)
В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»
Обратимся к учебнику. стр.13
записать определение в тетради.
Почему же добро всегда побеждает над злом?
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
(Слайд 6)
Послушайте притчу.
« Притча о Добре и Зле»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»(щелчок)
- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
Работа с пословицами.
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Обратимся в к тетради.
Объединитесь в группы ,обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.
(Слайд 7)
1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.
4. «Худо тому, кто добра не делает никому».
5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,
Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
6. «Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней».
«Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится».
- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.
-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.
(Слайд 8)
Игра «Доскажи словечко» ( фронтальная работа; ответы хором, вслух)
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(щелчок).(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (щелчок).( (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…(щелчок).(. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(щелчок).( (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(щелчок).( (до свидания)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.
Поступки. Обсуждение ситуаций.
(Слайд 9)
- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?
«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.»
- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.
Физкультминутка-игра. (Слайд 10)
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики
Индивидуальная работа.
Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела.(тексты в тетради)
Ситуация 1.: Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.
Ситуация 2. Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Совместная работа. Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.
Приведите свои примеры
добро | зло |
Проверь себя. (Слайд 11)
1. Решите тест
1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.
2)________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
3)Что считается добрым поступком?
А. Забыть о неприятной просьбе
Б. Дать списать домашнее задание
В. Опоздать на неинтересную встречу
Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу
4)Укажите поступки , которые одобряет общество
А. обман
Б. насилие
В. взаимопомощь
Г.унижение
5)Что является последствием злых дел?
А. дружба
Б. радость
В. вражда
Г. мирное сосуществование
6) Знания о добре и зле помогают людям
А. проявлять заботу о близких
Б. жить в мире
В. Дружить
При правильном ответе на слайде появляются части картинки. Команда черепашек Ниндзя.
Обобщение.
- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".
Домашнее задание
1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)
« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».
2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»
Дополнительный материал:
1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?
-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.
-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.
-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.
-Пойду погуляю с братом.
-Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.
- Почему вы выбрали именно этот вариант?
2. Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в цирк удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руки те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по – другому».
- Как ты поступишь?
- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.
- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.
- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.
- Подниму руку, что не пойду.
- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.
-Объясни выбранный вариант.
3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?
-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.
-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.
-Желающим тянуть жребий.
-Пусть решат сами участники спектакля.
Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.
-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.
-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»?