Мониторинг качества успеваемости

Товт Анна Романовна

По Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту. Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить корректность действий учителя и успешность усвоения предмета учащимися. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.

Цель мониторинга:

проанализировать и оценить результативность обучения;

оценить эффективность учебного процесса с точки зрения ФГОС;

проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей;

обобщить опыт учителей.

         Мониторинг - это регулярное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

           Важнейшим условием реализации предлагаемой модели мониторинга является интеграция деятельности всех структурных подразделений учебного заведения и активное участие каждого педагога, учащегося в достижении наивысшего уровня качества образования в   школе.

        Объектом мониторинга является   интеграция, включающая учащихся и педагогов, нормативное и процессуальное сопровождение, образовательные, профессиональные и личностные достижения всех участников образовательного взаимодействия и управления качеством   обучения.

        Целью предлагаемой модели мониторинга является отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса  образования в соответствии с требованиями ФГОС.  

     Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.

Система показателей педагогического мониторинга может включать в себя следующие группы:
•  сформированность  общеучебных умений и навыков;
•  успеваемость и качество обучения  по отдельным предметам;
•  удовлетворение образовательных потребностей;
•  воспитанность учащихся;
•  состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал;
•  системность, современность содержания образования, обеспечиваемого образовательной программой и т. д. 
 

Педагогический мониторинг
•  предназначен для обеспечения педагога и администрации качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
•  должен определять насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе;
•  предполагает анализ причин несоответствия качества образования обучающихся определенным нормам;
•  осуществляет поиск резервов повышения эффективности учебного процесса.

 

Цель и задачи деятельности:

Целью данной модели мониторинга является прогноз и обеспечение повышения успеваемости и качества знаний учащихся.

Для достижения данной цели необходима реализация следующих задач:
•  разработать   технологию сбора информации;
•  организовать  сбор информации;
•  разработать  основу для обобщения, классификации и первичного анализа информации в электронном виде;
•  организовать обработку и ввод информации в базы данных;
•  создать информационный банк данных фактического состояния педагогического процесса в школе;
•  создать аналитические, справочные материалы и прогнозировать процесс успеваемости  и качества знаний учащихся;
•  разработать систему действий в школе, предупреждающих развитие негативных явлений в ее образовательной среде;
•  совершенствовать технологию мониторинга системы образования в образовательном учреждении;
•  привлекать к активному сотрудничеству всех участников модели мониторинга.

Организация деятельности в модели мониторинга предполагает:
•  координацию деятельности всех объектов мониторинга, обеспечивающих образовательный процесс ОУ;
•  сбор и накопление информации об успеваемости и качестве знаний учащихся, создание банка данных, обеспечение индивидуальной поддержки учащихся и педагогов;
•  определение уровня профессиональной компетентности учителей, уровня готовности притязаний и возможностей каждого педагога работать в режиме личного развития и в режиме развития конкретного обучающегося;
•  организацию анализа, обобщения и распространения результатов мониторинга, обеспечение гласности результатов мониторинга через информационные педагогические советы, заседания МО, родительские собрания, индивидуальные беседы с педагогами, классными руководителями, учащимися, родителями.

Введение модели мониторинга осуществляется в три этапа:

1-й этапПодготовительный осуществляется постановка цели, определение задач;

2-й этап. Практический - осуществляется сбор и обработка информации (административные контрольные работы, успеваемость и качество знаний по четвертям и за год, качество итоговой аттестации выпускников);

3-й этап. Аналитический осуществляется систематизация полученной информации, анализ полученных данных, делаются выводы и разрабатываются рекомендации и предложения для дальнейшей работы;

Объекты мониторинга

Объектами модели педагогического мониторинга являются все участники образовательного процесса: администрация, классные руководители, учителя, ученики.
•  для 
ученика определяется его рейтинг в классе и динамика успешности обучения по четвертям и учебным годам, начиная с 4 класса до выпуска; составляется долгосрочная индивидуальная карта успешности;
•  для 
учителя-предметника определяется степень сложности предмета для усвоения учащимися, что позволяет сделать вывод об эффективности и результативности используемых для преподавания педагогом методик; осуществляется сопоставление результатов срезовых работ с четвертными, годовыми, экзаменационными оценками (т.е. оценивается уровень преподавания предмета);
•  для 
классного руководителя определяется уровень учебной мотивации класса и зоны учебной проблематики класса;
•  для 
администрации определяется общая успеваемость по школе в течение исследуемого периода; индивидуально-дифференцированно диагностируется успешность обучения каждого ученика; определяется перспективное планирование мероприятий по повышению качества обучения и своевременной профилактики неуспеваемости по школе.

Методы сбора и обработки информации: моделирование; экспертный опрос; наблюдение;

изучение и анализ документов; тестирование; анкетирование; контрольные срезы знаний; самооценка. Компоненты мониторинга - это условия, процесс и результат мониторинга.

Процесс педагогического мониторинга предполагает:
•  организацию педагогического мониторинга заместителем директора по учебной работе согласно его функциональным обязанностям и в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения;
•  проведение мониторинговых наблюдений строго по утвержденной программе, которая отвечает требованиям актуальности (соответствие образовательным потребностям), реалистичности (соответствие имеющимся возможностям школы) и системности (полнота компонентов и скоординированность связей между ними);
•  набор и форма показателей мониторинга ограниченны и постоянны в течение установленного периода времени;

Предполагаемый результат  мониторинга:
•  сохранение успеваемости по школе на оптимальном уровне - 100% (по результатам года);
•  поддержание качества успеваемости по школе до 50 % и выше;

Этапы работы

Постоянными ежегодными этапами работы на весь период мониторинга являются:
•  сбор информации по результатам четвертей и срезовых контрольных работ;
•  преобразование информации в разработанную форму;
•  принятие управленческого решения (вырабатываются предложения и рекомендации, создающие основу для дальнейшего совершенствования работы педагогического коллектива или отдельных учителей по формированию у учащихся системы качества знаний);
•  контроль за выполнением решения.

Сроки проведения долгосрочного мониторинга : с 2010 по 2014 год.

II.  Организация работы по мониторингу 

Школьная программа «Внутришкольный мониторинг как способ повышения успеваемости и качества обучения учащихся» - это долгосрочный проект социального и учебно-образовательного типа, составная часть программы развития школы.

У каждого классного руководителя есть электронная таблица, выполненная в программе MS Excel , где по вертикали приведен список класса, в горизонтальных рядах – названия предметов. В электронный вариант таблицы по окончанию четверти (полугодия) заносится полная ведомость успеваемости учащихся за четверть. Информация обрабатывается определенным образом и по ней комплектуется единый электронный банк данных по школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выписка из аналитической справки

по результатам качества знаний и успеваемости обучающихся начальных классов

МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» за 2021 - 2022 учебный год.

По итогам года учителями начальных классов осуществлялся мониторинг качества знаний и успеваемости по учебным предметам на уровне начального общего образования.

Цель: отслеживание и анализ обучения и успеваемости обучающихся по учебным предметам по итогам года.

Во 2 классе обучалось 26 обучающихся.

Математика

Во        2        «Г»        классе        процент        качества        знаний        по        учебному        предмету

«математика» составил 73%, успеваемость -100%. Имеют оценку «5» - 10, девять обучающихся имеет оценку «4», 7 обучающихся оценку «3». Одна обучающаяся не освоила курс математики за 2 класс и имеет неудовлетворительную оценку. Отмечен достаточный познавательный интерес. Причины низкого качества знаний: не справляется с учебной программой. По итогам учебного года направлена на обследование городское ТМПк. Выявлено слабое освоение учебного программного материала по всем предметам: низкая мотивация обучения и определена форма обучения в коррекционном классе. С обучающимися проводится индивидуальная работа по западающим темам, коррекционные занятия по оказанию индивидуальной помощи на основании индивидуального образовательного маршрута.

Русский язык

Во 2 «Г» классе процент качества составил 58%, успеваемость 100%. Одна обучающаяся имеет неудовлетворительную оценку. Учитель постоянно работает над активизацией познавательной активности обучающихся.

Литературное чтение.

Во 2 «Г» классе процент качества составил 100%, успеваемости 100%. Из 26 обучающихся на «5» - обучается 14 школьников, на «4» и «5» успевают 12 детей. Окружающий мир.

Во 2 «Г» классе процент качества составил 96%, успеваемости 100%.

Директор                Е.Ю. Колышкина

МБОУ «СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов»



Предварительный просмотр:

Выписка из аналитической справки

по результатам качества знаний и успеваемости обучающихся начальных классов

МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» за 2022 - 2023 учебный год.

По итогам года учителями начальных классов осуществлялся мониторинг качества знаний и успеваемости по учебным предметам.

Цель: отслеживание и анализ обучения и успеваемости обучающихся по предметам по итогам года.

В 3 Г классе всего 25 обучающихся.

Математика.

В 3 «Г» классе процент качества знаний по математике составил 72% Процент успеваемости 100%.

С обучающимися проводится индивидуальная работа по западающим темам, коррекционные занятия по оказанию индивидуальной помощи.

Русский язык.

В 3 «Г» классе процент качества знаний составил 64% Процент успеваемости 100. Положительный результат дает индивидуальная работа по западающим темам.

Литературное чтение.

В 3 «Г» классе процент качества знаний составил 88% Процент успеваемости 100%.

Окружающий мир.

В 3 «Г» классе процент качества составил 80%, успеваемости 100.

Директор                  Е.Ю. Колышкина

МБОУ «СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов»



Предварительный просмотр:

Выписка из аналитической справка

по результатам качества знаний и успеваемости обучающихся начальных классов

МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» за 2023 -2024 учебный год.

По итогам года учителями начальных классов осуществлялся мониторинг качества знаний и успеваемости по учебным предметам.

Цель: отслеживание и анализ обучения и успеваемости обучающихся по учебным предметам по итогам года.

В 4 Г классе обучалось 23 обучающихся.

Математика

В 4 «Г» классе процент качества знаний по математике составил 43%, успеваемость -96%. С обучающимися проводится индивидуальная работа по западающим темам, коррекционные занятия по оказанию индивидуальной помощи.

Русский язык

В 4 «Г» классе процент качества составил 61%, успеваемость 96%.

Литературное чтение.

В 4 «Г» классе процент качества составил 78%, успеваемости 100%.

Окружающий мир.

В 4 «Г» классе процент качества составил 83%, успеваемости 100%.

Учитель постоянно работает над активизацией познавательной активности обучающихся применяя задания по формированию читательской и

функциональной грамотности.

Директор                  Е.Ю. Колышкина

МБОУ «СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов»



Предварительный просмотр:

Выписка из аналитической справки

по результатам проведения Всероссийской проверочной работы по русскому языку, математике, окружающему миру среди обучающихся 4 класса

МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» за 2024 учебный год.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Назначение ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру

– оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

Всего участникам предстояло выполнить 15 заданий по русскому языку, 12 заданий по математике и 10 заданий по окружающему миру.

На выполнение каждой проверочной работы отводился один урок (45 минут).

Основным заданием в первой части проверочной работы по русскому языку стал диктант. Во второй части проверялось умение обучающихся работать с текстом и знание системы языка.

Работу по русскому языку выполняли 23 обучающихся (успеваемость- 96%, качество-6%)

Максимальный балл, который можно получить за всю работу – 38

МАТЕМАТИКА

Назначение ВПР по математике – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Всероссийская проверочная работа по математике состоит из одной части. Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Работу по математике выполняли 23 обучающихся (успеваемость-96%, качество-52%)

Работа по математике содержала 12 заданий.

Максимальный балл – 20.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Работу по окружающему миру выполняли 23 обучающихся (успеваемость-100%, качество-83%)

Работа по окружающему миру содержала 10 заданий, которые имеют целью проверить усвоение знаний и их применение в обычной жизни:

  • осознание целостности и устройства окружающего мира;
  • основы грамотности в сфере экологии;
  • основные правила и нормы поведения человека в природе и обществе;
  • поведение в природной и социальной среде в плане сбережения здоровья людей;
  • умение пользоваться доступными способами для изучения и оценки

окружающего мира – наблюдение за происходящими процессами, запись основных моментов, простейшие измерения, сравнительные анализ и

классификация;

  • пользование информацией, полученной от людей, из семейных архивов и фотографий и другие формы познания мира.

Максимальный балл – 32.

Директор        Е.Ю. Колышкина

МБОУ «СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов»