Реализация инициатив во взаимодействии с коллегами
Реализация инициатив во взаимодействии с коллегами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 21.98 КБ |
prikaz.pdf | 226.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи младших дошкольников, через пальчиковые игры и упражнения».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а также с этапами разучивания пальчиковых игр.
Ход.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.
Я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы).
Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. (В. Сухомлинский)
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Именно поэтому для развития мелкой моторики рук мною была выбрана пальчиковая гимнастика. Она существовала у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Активизация педагогов:
– Крикните громко и хором, друзья, деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы сюда, сил совсем нет, вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть нам тогда? Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я: активными все будем? (Да.)
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
Еще во II веке до нашей эры в Японии было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека.
Японцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Японии, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!
1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).
2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
- работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)
Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
Заряд положительных эмоций — это три.
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале вашей работы с детьми.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей раннего возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока»
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
Первый этап.
В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове кормила, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.
Второй этап. Дольше, внимание, не всё так просто!
Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.
А сейчас повторим все вместе, приготовились. Молодцы, хорошо постарались. Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
– Конечно, пальчиковую гимнастику нетрудно найти в литературе и Интернете. Но можно и самим придумывать движения под ритм и содержание известного стихотворения. Основной критерий эффективности – положительный эмоциональный отклик ребенка. Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:
Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:
Для этого мы используем грецкие орехи. (Можно катать по ладошке, столу):
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем орех по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем другой рукой)
Пальчиковая «Катины босоножки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла, долго плакала, искала.
В крышки пальчики обула, смело в них вперёд шагнула.
Пошла Катя на прогулку по кривому переулку.
Пальцы, словно ножки, обуты в босоножки.
Каждый пальчик будто ножка, только шаркает немножко.
Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»:
Берутся не тугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).
На каждый ударный слог меняйте пальчик.
Конкурс «Мешочек» Предлагаю вам предметы, которые можно использовать для проведения пальчиковой игры, а вы, выбрав любой, придумываете, как его использовать. (зубная щётка, шестигранный карандаш, грецкие орехи, мячики-ёжики, сосновые шишки, бельевые прищепки, крышки).
Предлагаю желающим подойти ко мне и за одну минуту придумать собственные варианты пальчиковой гимнастики. Если хотите, воспользуйтесь стихами-подсказками, но можете взять и свой вариант.
Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.
Завершающее упражнение "Спасибо!"
Воспитатель предлагает каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят СПАСИБО! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок рождённый вдохновеньем!
Спасибо за внимание! Творческих всем успехов!