Инновационная технология: буктрейлер.
Буктрейлер, как инновационное средство формирования интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе.
"Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя" (В. А. Сухомлинский).
Актуальность:
Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы. Художественная литература играет большую роль в обогащении словаря ребёнка. Восприятие литературы обогащает не только интеллект, но и заставляет думать, осмысливать, создавать образы, развивать многостороннюю и гармоничную личность. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература развивает речь, мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Согласно ФГОС ДО, ФОП ДО речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Поэтому развитие связной речи является важной задачей в овладении детьми родного языка, так как:
- во-первых, в связной речи реализуется коммуникативная функция;
- во-вторых, в связной речи выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;
- в-третьих, в связной речи прослеживаются все задачи речевого развития.
Связная речь должна быть содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно о чем-то рассказать, нужно представлять объект рассказа, проанализировать увиденное, отобрать основные признаки, устанавливать отношения между предметами и явлениями. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.
Главные особенности связной речи старших дошкольников:
- нарушение последовательности изложения, программирования речевого высказывания, установления причинно-следственных связей, выделение главной мысли повествования;
- недоразвитием основных компонентов речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической сторон речи;
- наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения и др.
В чем же причина этих проблем у детей?
Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телефоном раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книги, а литературный опыт читателя у ребенка ограничивается просмотренными мультфильмами. Под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое развитие ребенка — речь становится более конкретной, более сухой, дети реже употребляют в речи прилагательные, которые насыщают нашу жизнь эмоциями.
Наблюдения за самостоятельной детской деятельностью, показали, что такой вид деятельности как восприятие художественной литературы выбирается детьми самостоятельно крайне редко, в основном по инициативе педагога.
Активизировать работу по приобщению детей к чтению необходимо, ведь детская книга — важное средство.
Приобщение дошкольников к книге и чтению осуществляют не только в ДОУ, но и в семье.
ФГОС ДО, ФОП ДО определяет сотрудничество педагогов ДОУ с семьями воспитанников как один из основных принципов дошкольного образования. К сожалению, опыт показывает, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. В семьях мало внимания уделяется восприятию художественной литературы, но ещё хуже то, что дети не видят читающих родителей, им некому подражать в столь важной развивающей деятельности. Привлечение родителей и детей к чтению задача не из легких. Как заинтересовать родителей и детей книгой?
Поэтому, мы стали искать пути мотивации. Наши поиски привели к популярной сейчас технологии – "Буктрейлер". На этапе планирования предстоящей деятельности были поставлены цель и задачи для успешной ее реализации.
Цель: способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ и семьей, посредством использования технологии «Буктрейлер».
Использование технологии буктрейлер в отношении детей решает следующие задачи:
- привлечение внимания к художественной литературе;
- развитие речи, творческого потенциала детей, реализация потребности детей в общении друг с другом, воспитание нравственных качеств личности, развитие умения работать в команде и сотрудничать друг с другом;
- развитие самостоятельности и инициативности;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
в отношении родителей: укрепление сотрудничества между ДОУ и родителями воспитанников, способствование вовлечению родителей в образовательную работу ДОУ, повышение осознанности родителями значимости своей роли в воспитании детей.
https://vk.com/wall-211441830_3450
https://elochka-47.tvoysadik.ru/site/pub?id=3203
https://vk.com/video-211441830_456239249?list=b798...
https://vk.com/video-211441830_456239249?list=b798...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buktreyler.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
“Что такое буктрейлер? И как он может быть современным способом приобщения детей к книге?”
Выполнла: Дариева Ц.А
Дошкольное учреждение может оказать помощь семье в формировании дошкольников как читателей. И такая инновационная форма работы с дошкольниками, как создание материала по анонсированию книги для привлечения внимания ребёнка к чтению художественного произведения – буктрейлер-технология выступает отличным помощником.
Буктрейлер – это: 1) короткий видеоролик по мотивам книги; 2) видео аннотация книги; 3) ролик-миниатюра (тизер), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание.
Цель таких роликов - пропаганда чтения (т.е. рассказать о книге, заинтересовать), привлечение внимания к книге при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подаётся таким образом, что сразу хочется взять её и прочитать (послушать). Такие ролики снимают к различным книгам (для взрослых и для детей). Большинство буктрейлеров выкладываются на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
Основная задача буктрейлер-технологии - рассказать о книге, заинтересовать, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребёнка к сюжету художественного произведения.
Для практикующих педагогов-дошкольников такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками и их родителями в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения ребёнка к чтению и средством развития личности ребёнка, но и является средством саморазвития педагога.
В этой связи такая форма работы с дошкольниками, как реализация деятельности по созданию буктрейлера, представляет интерес в условиях дошкольного учреждения.
Изначально буктрейлер предназначался для взрослых, суть создания - продвижение книги на рынке продаж. Но сейчас буктрейлеры используют в разных целях. И одна из них это - популяризации книги и чтения в России. (проводятся даже ежегодные конкурсы буктрейлеров).
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Сейчас это мини-фильмы, экранизация отрывка произведения с привлечением профессиональных актёров или любителей и т.д. При создании буктрейлера используются иллюстрации, фотографии, развороты книг, видео, фоновая музыка и прочее.
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры бывают:
- игровые (мини-фильм по книге, видео можно снять самостоятельно или использовать отрывки из экранизации книги);
- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, фотографиями и др.);
- анимационные (мультфильм по книге).
По содержательной классификации встречаются:
- повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
- атмосферные или эмоциональные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
- концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Создание буктрейлера (важные моменты, мы должны):
- определить, на что бы вы хотели обратить внимание ребёнка, который смотрит ролик;
- какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;
- проверить, подойдёт ли видео или иллюстративный ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение ребёнка).
Для создания буктрейлера потребуется следующее техническое обеспечение:
- микрофон, камера или фотоаппарат;
- компьютер или ноутбук, можно телефон;
- программы для звукозаписи, конвертирования видеофайлов, работы с фотографиями и картинками и т.п.
В работе с детьми буктрейлер можно эпизодически демонстрировать в режимных моментах, например, один раз в месяц, а после обсуждать.
Пример вопросов для обсуждения:
Понравился ли вам просмотренный ролик?
Почему?
Кто (что) больше всех понравился?
Почему?
Нравится ли вам этот герой?
Почему нравится (или почему не нравится)? И т.п. вопросы.
Такое эпизодическое включение буктрейлеров в образовательный процесс позволит увидеть реакцию детей, оценить уровень их заинтересованности. И что очень важно подчеркнуть, в процессе обсуждения видеоролика дети учатся логически мыслить, учатся анализировать, развиваются творчески, формируют нравственные и культурные основы личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что буктрейлер - это интересный и современный способ привлечения интереса детей к книгам, а так же способствующий всестороннему развитию дошкольника.