ПКСЗ
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «30» августа 2021г. Руководитель ШМО __________/_______________ | «Принята» педагогическим советом Протокол №1 от «31» августа 2021 | «Утверждена» приказом от «31» августа 2021 г. № 156 Директор ________________/Ковалева Н.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования по православной культуре земли Смоленской
Составитель:
Коляда Илья Витальевич
учитель истории
«Согласована»
Заместитель директора
____________________/Коляда Е.В./
«31» августа 2021 г.
2021
Всего – 34 часов, в неделю – 1 час
Курс «Православная культура Смоленской земли» изучается в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Учебный курс учитывает требования к результатам образования, содержащимся в Примерной основной образовательной программе основного общего образования и основополагающие идеи программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, ориентированной на формирование ключевой компетенции школьников – умении учиться.
Используется Учебно-методический комплект:
Православная культура Смоленской земли: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций / митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин), Т.М. Зыбина, И.А. Дидук – М.: ООО «Русское слово» - учебник, 2019.
file:///C:/Users/Helena/Downloads/Pravoslavnaya_kultura_Smolenskoy_zemli_2019.pdf
- Административный контроль в форме тестовых работ проводится в соответствии с утвержденным графиком на 2021-2022 уч.год
- Планируемые результаты освоения учебного курса «Православная культура Смоленской земли»
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
В соответствии с этими требованиями личностные результаты освоения учебного курса ПКЗС включают:
- чувство патриотизма, уважения и любви к большой и малой Родине, к прошлому и настоящему России и Смоленщины, осознание своей этнической принадлежности;
- знание православной культуры Смоленского края в ее органичной связи с русской и мировой православной культурой;
- интериоризацию (усвоение) норм и ценностей традиционной православной культуры;
- готовность к дальнейшему изучению православной культуры Смоленщины через исследовательские проекты;
- чувство ответственности за сохранение православной культуры Смоленщины; участие в социально значимых православных проектах;
- понимание места православной культуры в духовном многообразии современного мира;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- способность к гармонизирующему диалогу в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- эстетический вкус, позволяющий отличать подлинные явления культуры от «псевдокультуры».
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- владение компетенциями в области использования информационно-коммуникационных технологий; владение культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
- Предметные результаты освоения учебного курса «Православная культура Смоленской земли» (в соответствии с содержанием глав и параграфов)
- Введение в православную культуру
- Обучающийся научится:
- определять содержание понятий «культура», «религия», «религиозная культура», «вера», «православие», «Бог»;
- анализировать употребление данных понятий в различных контекстах;
- правильно употреблять прописную букву в словах: Троица, Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, также в именах прилагательных, образованных от слов Бог, Господь.
- Обучающийся получит возможность:
- соотносить основные нормы православной нравственной культуры со своим поведением;
- определять духовно-эстетическое наполнение основных понятий православной культуры;
- отличать культуру от «псевдокультуры»;
- выделять в тексте основную мысль;
- приводить аргументы для обоснования своей точки зрения по духовно-нравственным проблемам.
- Основные этапы развития православия на Смоленщине
- Православная Церковь в X—XV вв.
- Обучающийся научится:
- излагать информацию о Православной Церкви на Смоленской земле в X—XV вв.;
- давать характеристику выдающихся личностей (князья Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах, Ростислав Мстиславич, Роман Ростиславович, Давид Ростиславович, Мстислав Давыдович, Федор Смоленский и Ярославский, святые Владимир, Борис и Глеб, Меркурий Смоленский и др.);
- работать с документами и иными источниками;
- воспроизводить Евангельские заповеди;
- называть события истории Православной церкви на Смоленщине в X—XV вв.;
- оперировать понятиями «преподобный», «постриг», «аскет», «фреска»;
- излагать информацию о православных святынях (икона Божьей Матери Одигитрия, храм Успения Богородицы, церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела и др.).
- Обучающийся получит возможность:
- составлять план (краткий, развёрнутый) и по нему готовить сообщения на темы: «Смоленщина IX века: от язычества к христианству», «Смоленская епархия в годы правления династии смоленских князей Ростиславичей»;
- сравнивать выдающихся личностей (князья Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах, Ростислав Мстиславич, Роман Ростиславович, Давид Ростиславович, Мстислав Давыдович, Федор Смоленский и Ярославский, святые Владимир, Борис и Глеб, Меркурий Смоленский и др.), определять их вклад в становление, укрепление и развитие православия на Смоленщине;
- оценивать состояние дел в Смоленской епархии в XII – первой половине XIII вв.;
- осмысливать Евангельские заповеди применительно к конкретной ситуации;
- аргументированно выделять ключевые события истории Православной церкви на Смоленщине в X-XV вв.;
- применять информацию о православных святынях (икона Божьей Матери Одигитрия, храм Успения Богородицы, церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела и др.) при выполнении учебных задач из различных глав курса.
- Смоленская епархия в XVI — начале XX вв.
- Обучающийся научится:
- излагать информацию о Православной Церкви на Смоленской земле в XVI — начале XX вв.;
- давать характеристику выдающихся личностей (преподобный Питирим, писатель, историк и богослов Никифор Мурзакевич и др.);
- работать с документами и иными источниками;
- соотносить события и даты;
- излагать информацию о событиях истории Православной церкви на Смоленщине в XVI — начале XX вв.;
- излагать информацию о православных святынях (икона Одигитрия и др.).
- Обучающийся получит возможность:
- составлять план (краткий, развёрнутый) и по нему готовить сообщения на темы: «Возрождение православной культуры после вхождения Смоленских земель в состав России», «Смоленская епархия во второй половине XVII-начале XVIII вв.»;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями в истории Смоленщины и истории Русской Православной Церкви XVI — начала XX вв.;
- определять вклад выдающихся личностей (преподобный Питирим, писатель, историк и богослов Никифор Мурзакевич и др.) в становление, укрепление и развитие православия на Смоленщине;
- приводить конкретные примеры создания в начале XVIII века системы духовного образования, участия священнослужителей и простых горожан в ключевых событиях данного периода: строительстве Смоленской крепостной стены, обороне Смоленска от завоевателей, польском владычестве, Отечественной войне 1812 года;
- оценивать состояние дел в Смоленской епархии в XVI — начале XX вв.;
- аргументированно определять роль Успенского собора в истории Православной церкви на Смоленщине;
- применять информацию о православных святынях (икона Одигитрия и др.) при выполнении учебных задач из различных глав курса.
- Православная церковь на Смоленщине 1917 – начало 2000-х гг.
- Обучающийся научится:
- излагать информацию об отношениях Советской власти и Русской Православной Церкви, немецких оккупационных властей к Русской Православной Церкви на Смоленщине;
- давать характеристику личности митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла;
- работать с документами и иными источниками;
- излагать информацию о событиях истории Православной церкви на Смоленщине в 1917 – начале 2000-х гг.;
- оперировать понятиями «атеизм», «репрессия».
- Обучающийся получит возможность:
- составлять план (краткий, развёрнутый) и по нему готовить сообщения на темы: «Компания Советской власти по изъятию церковных ценностей в 1922 году», «Главные святыни митрополии начала XXI века», «Памятные даты в истории Смоленской епархии в новейший период»;
- определить вклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в развитие православия на Смоленщине;
- оценивать состояние дел в Смоленской епархии 1917 – начала 2000-х гг.;
- аргументированно выделять ключевые события истории Православная церкви на Смоленщине 1917 – начала 2000-х гг.
- Святые и подвижники Смоленской земли
- Святость как основа православной культуры
- Обучающийся научится:
- определять следующие понятия: святость, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, лики святости, жития святых;
- излагать информацию о содержании Библии, Ветхого Завета, Нового Завета, Евангелия;
- соотносить цитаты из Библии с пословицами и поговорками;
- приводить примеры ко всем ликам святости;
- определять по ликам святости содержание духовного подвига смоленских святых: преподобного Авраамия Смоленского; мученика Меркурия Смоленского; преподобного Герасима Болдинского; равноапостольного Николая Японского; новомучеников и исповедников земли Смоленской;
- объяснять разницу между прославлением святого в Церкви и государственным и общественным признанием высоких заслуг человека в различных сферах деятельности;
- определять по ликам святости духовные подвиги святых воинов.
- Обучающийся получит возможность:
- осмыслить святость как один из центральных концептов русской культуры;
- на основе картины М. В. Нестерова «Святая Русь» рассказать об изображении святости в живописи;
- определить художественные средства изображения святой Руси в стихотворении С. Бехтеева;
- распределять агионимы по тематическим группам;
- подготовить аналитический обзор «Оценка Библии выдающимися деятелями культуры»;
- аргументировать актуальность обращения к теме святости в наши дни.
- Первые смоленские святые (XI—XIII вв.)
- Обучающийся научится:
- излагать информацию о Соборе смоленских святых;
- составлять краткий пересказ житий святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святого мученика Меркурия Смоленского, святого преподобного Авраамия Смоленского;
- определять содержание духовного подвига страстотерпцев;
- анализировать почитание святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святого мученика Меркурия Смоленского, святого преподобного Авраамия Смоленского на Смоленской земле;
- определять значение понятий «грех» и «покаяние».
- Обучающийся получит возможность:
- раскрыть содержание духовного подвига святых Бориса и Глеба, написав сочинение на тему «Духовный портрет князей Бориса и Глеба»;
- привести аргументы к тезису – подвиг святого воина Меркурия Смоленского актуален и в наше время;
- проанализировать тему греха и покаяния в стихах А.С.Пушкина, А.А.Ахматовой и в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
- Святой преподобный Герасим Болдинский
- Обучающийся научится:
- излагать жизнеописание святого преподобного Герасима Болдинского;
- давать характеристику личности святого Герасима, его образа жизни;
- определять роль святого преподобного Герасима Болдинского в строительстве монастырей.
- Обучающийся получит возможность:
- написать сочинение-повествование о трудах и подвигах Герасима Болдинского по строительству монастырей;
- подготовить сообщение с презентацией на тему «Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского» с использованием дополнительных источников;
- дать краткое описание памятнику Герасиму Болдинскому в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, предложить свой вариант памятника.
- Пустынножители Рославльских лесов
- Обучающийся научится:
- определять значение следующих слов: : пустынь, пустынножительство, скит, келия, схима, схимонах, старец;
- называть основные характеристики рославльского пустынножительства;
- составлять развернутый план сообщения «Образ жизни Рославльских пустынножителей»;
- излагать жизнеописание святого преподобного Никиты Рославльского;
- излагать жизнеописание святого преподобного Феофана Рославльского;
- Обучающийся получит возможность:
- подготовить презентацию о святых преподобных Никите и Феофане Рославльских (по выбору);
- на материале стихотворения А.Н.Майкова объяснить, в чем заключается духовный подвиг пустынножительства
- Святой равноапостольный Николай Японский
- Обучающийся научится:
- называть основные факты из детства и юности Николая Японского;
- составлять краткий рассказ о распорядке дня Николая Японского;
- определять результаты миссионерской деятельности Николая Японского;
- объяснять различие между миссионером и катехизатором.
- Обучающийся получит возможность:
- устанавливать причинно-следственные связи между качествами личности Николая Японского и стилем его миссионерской деятельности;
- классифицировать и представлять в форме таблицы добродетели и пороки по материалам «Дневников Николая Японского»;
- составлять развернутый план на тему «Духовный подвиг святого равноапостольного Николая Японского»;
- находить аргументы в «Дневниках Николая Японского» для доказательства его тезиса – «Миссионерское служение - самое возвышенное и благородное»;
- распознавать иерархию смыслов в рамках текста на материале смыслового чтения «Дневников» святого Николая Японского;
- ясно и последовательно излагать свою точку зрения (на материале мини-сочинения «Духовный облик святого Николая Японского».
- Новомученики и исповедники Смоленской земли
- Обучающийся научится:
- выделять в отрывке из книги Патриарха Кирилла ключевые слова и словосочетания, определяющие, в чем состоит подвиг новомучеников;
- сравнивать и определять различия между такими ликами святости, как мученики и исповедники;
- комментировать высказывание А.И. Солженицина о поведении христиан в сталинских лагерях;
- составлять рассказ о смоленских новомучениках;
- создавать презентацию о Смоленском храме святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
- Обучающийся получит возможность:
- привести аргументы в доказательство тезиса «Кровь мучеников – семя христианства»;
- установить причинно-следственные связи в том, что из 80 смоленских святых, прославленных за тысячу лет православия на смоленской земле, четверть приходится на 1918—1972 гг.;
- подготовить презентацию о священномученике Серафиме (Остроумове);
- найти художественные средства выразительности в изображении новомученичества в стихотворении Л. Кудряшовой;
- выразить свое мнение по актуальности подвига новомучеников с опорой на цитату из стихотворения Л. Кудряшовой: «Россию держат на своих плечах / Своею жизнью и своею смертью»;
- пользоваться различными справочными материалами и современными поисковыми системами в подготовке сообщений по смоленским новомученикам.
- Подвижники Смоленской земли
- Обучающийся научится:
- определять содержание понятия «подвижники благочестия»;
- составлять рассказ о жизни и подвижническом служении Н.А. Мурзакевича по следующему плану: детские и юношеские годы, работа над «Историей Смоленска», жертвенное служение во время войны 1812 года, судебные процессы, последние годы жизни (1814-1834);
- находить факты из жизни смоленского подвижника, которые легли в основу стихотворения «На могиле Мурзакевича»;
- составлять план на тему «Духовное служение игумена Никона (Воробьева) по материалам предисловия А.И. Осипова «Я искренне всегда стремился к Богу» к книге игумена Никона (Воробьева) «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни».
- Обучающийся получит возможность:
- оценить глубину и высокое содержание духовного подвига Н.А. Мурзакевича;
- определить духовно-нравственные человеческие качества, о которых размышляет отец Никон в своих духовных письмах;
- соотнести духовные советы отца Никона со своими жизненными ценностными установками;
- составить сравнительную характеристику жизненного подвига Н.А. Мурзакевича и игумена Никона (Воробьева).
- Святыни Смоленской земли
- Собор Успения Пресвятой Богородицы
- Обучающийся научится:
- определять значение слов Богородица, Богородичные праздники;
- называть Богородичные праздники, объяснять их содержание;
- раскрывать содержание праздника Успения Пресвятой Богородицы;
- называть основные даты в истории Свято-Успенского собора;
- давать характеристику святыням Успенского собора – иконе Смоленской Божией Матери «Одигитрии», плащанице, иконостасу.
- Обучающийся получит возможность:
- соотносить историю Собора с историей Смоленска и России;
- представить обобщающую характеристику «Свято-Успенский кафедральный собор: история и современность».
- Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия»
- Обучающийся научится:
- понимать значение таких слов, как икона, иконопись, иконописец, иконография;
- определять главное различие между иконой и картиной;
- излагать информацию об истории древней Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии»;
- излагать информацию об истории надвратной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии»;
- Обучающийся получит возможность:
- устанавливать связи между древней Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрии» и надвратной иконой Смоленской Божией Матери «Одигитрии» с историей Смоленщины и России;
- приводить аргументы к тезису «Иконописание – не самовыражение, а служение»;
- распределять слова и словосочетания по двум рубрикам: 1) икона, 2) картина;
- составлять план ответа на вопрос «Значение иконы в православной традиции»;
- подготовить сообщение с презентацией «Древняя икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия» – свидетель и участник исторических событий».
- Монастыри Смоленщины
- Обучающийся научится:
- излагать информацию о монастырях Смоленщины (Свято-Троицкий мужской монастырь, Спасо-Вознесенский женский монастырь (Смоленск), Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь, Предтеченский Вяземский женский монастырь, Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь, Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь, Троицкий монастырь (Смоленск);
- давать характеристику выдающихся личностей (преподобный Герасим Болдинский и др.);
- характеризовать монастыри Смоленщины;
- работать с дополнительными источниками информации;
- описывать святыни монастырей Смоленщины.
- Обучающийся получит возможность:
- составлять план (краткий, развёрнутый) и по нему готовить сообщения о монастырях Смоленщины (Свято-Троицкий мужской монастырь, Спасо-Вознесенский женский монастырь (Смоленск), Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь, Предтеченский Вяземский женский монастырь, Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь, Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь, Троицкий монастырь (Смоленск);
- определить вклад выдающихся личностей (преподобный Герасим Болдинский, император Александр I и его мать императрица Мария Федоровна и др.) в монастырское устройство на Смоленщине;
- определить роль монастырей в становлении, укреплении и развитии православной культуры на Смоленщине;
- изучить новейшую историю монастырей Смоленщины;
- устанавливать причинно-следственные связи между ключевыми событиями истории России и истории монастырей Смоленщины;
- сравнивать монастыри Смоленщины;
- делать обзор святынь монастырей Смоленщины.
- Храм святых апостолов Петра и Павла
- Обучающийся научится:
- излагать информацию об основных этапах сооружения и истории храма святых апостолов Петра и Павла;
- выделять основные части и составлять план статьи П.Д. Барановского о древнейших архитектурных памятниках Смоленска;
- давать характеристику основным этапам духовного подвига апостолов Петра и Павла;
- Обучающийся получит возможность:
- обосновать необходимость сохранения древних архитектурных памятников;
- провести исследование на тему «Храмы Петра и Павла в Смоленской области»;
- сочинить рассказ на основе фразеологического словосочетания «Из Савла стать Павлом»;
- построить рассуждение о христианском понимании любви;
- подготовить презентацию «Храм апостолов Петра и Павла – выдающийся памятник древнерусской смоленской архитектуры».
- Храм святого апостола Иоанна Богослова
- Обучающийся научится:
- готовить рассказ на тему «Храм апостола Иоанна Богослова — памятник домонгольской смоленской архитектуры» по следующему плану: время строительства храма; особенности архитектуры храма; история существования храма; храм апостола Иоанна Богослова в наши дни;
- составлять план сообщения на тему «Основные этапы духовного пути святого Иоанна Богослова»;
- объяснять, почему евангелист Иоанн именуется в Церкви Иоанном Богословом и апостолом любви.
- Обучающийся получит возможность:
- используя дополнительные источники информации, подготовить подробный рассказ об одном из этапов духовного пути апостола Иоанна Богослова;
- высказать аргументированное мнение по главному духовному завещанию Иоанна Богослова – «Любите друг друга»;
- извлекать нравственные уроки из духовного подвига святого апостола Иоанна Богослова.
- Храм Михаила Архангела
- Обучающийся научится:
- определять с помощью толкового словаря значение непонятных слов, связанных с храмовой архитектурой;
- объяснять значение слов: Архангел Михаил, Ангелы, Ангельские чины;
- давать характеристику Архангелу Михаилу – одному из высших Ангелов;
- сопоставлять историю Смядыни с именами святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
- Обучающийся получит возможность:
- раскрыть символику изображения ангелов на иконах;
- представить характеристику небесной иерархии по священномученику Дионисию Ареопагиту – афинскому мыслителю, первому епископу Афин, ученику апостола Павла;
- произвести анализ стихотворения А. Н. Майкова о храме по следующему плану: тема и основная идея стихотворения; как изменяются чувства лирического героя в храме, какими языковыми выразительными средствами передается это изменение.
- Храм св. Иоанна Предтечи
- Обучающийся научится:
- определять значение слов «пророк», «предтеча»;
- излагать историю храма пророка Иоанна Предтечи;
- составлять рассказ об истории жизни Иоанна Предтечи;
- объяснять, почему Иоанна Крестителя называют Предтечей.
- Обучающийся получит возможность:
- объяснять смысл духовного подвига Иоанна Крестителя;
- размышлять над духовно-нравственными ценностями, которые исповедовал пророк Иоанн Предтеча;
- извлекать нравственные уроки из духовного подвига святого.
- Храмовое строительство в Смоленске в XVIII веке
- Обучающийся научится:
- излагать информацию о купеческой династии Щедриных и построенных на их средства храмах;
- определять вклад отца и сыновей Пискаревых в храмовое строительство в Смоленске;
- рассказывать о храмах, построенных на средства купцов А.А. Кремлицина, А.Ф. Сысоева, Ф.М. Нашиванкина, В.Г. Хлебникова, С. Никитина;
- составлять развернутый план ответа на вопрос: «Каковы объективные и субъективные причины купеческого храмостроительства?».
- Обучающийся получит возможность:
- соотносить главные мотивы купцов-храмостроителей с главными качествами русского народа;
- составить обобщающую таблицу «Смоленские купцы-храмостроители», в первой графе которой – имена купцов, во второй – построенные ими храмы;
- размышлять над смыслом выражения «строить свою душу...»;
- провести исследование на тему «Традиции благотворительности на Смоленщине в XXI веке».
- Храмы в православной смоленской топонимике
- Обучающийся научится:
- определять значение терминов: топонимы, топонимика, агиотопонимы, агиотопонимика; объяснять их этимологию;
- приводить аргументы к тезису – топонимы тесно связаны с историей;
- объяснять, в чем заключается связь агиотопонимов с православной культурой;
- сравнивать дореволюционное название улиц г. Смоленска с современными наименованиями;
- определять, что лежит в основе дореволюционного наименования улиц;
- находить на карте области, своего района, в своем городе, поселке, селе агиотопонимы, объяснять их происхождение.
- Обучающийся получит возможность:
- формулировать собственное мнение по возвращению дореволюционных наименований улиц;
- исследовать, какие храмы и монастыри, название которых лежит в основе дореволюционного наименования улиц г. Смоленска, сохранились до нашего времени;
- провести исследование и подготовить сообщение на тему «Православная топонимика моего города (поселка, села, района)».
- Православная культура современной Смоленщины
- Смоленщина – вторая родина Святейшего Патриарха Кирилла
- Обучающийся научится:
- объяснять значение слов: Патриарх, Предстоятель, Святейший Патриарх;
- излагать краткую биографию Патриарха Кирилла;
- определять, какую роль сыграла Смоленщина в жизни Патриарха Кирилла;
- излагать информацию об оценке Святейшего Патриарха Смоленщины и смолян;
- определять вклад Патриарха Кирилла в развитие православной культуры Смоленского края;
- писать рецензию на научно-популярный фильм «Патриарх Кирилл – годы служения на Смоленщине», созданный к 70-летию Патриарха Кирилла, по следующему плану:
- Время создания фильма, его авторы.
- Основные этапы деятельности митрополита Кирилла на смоленской земле, представленные в фильме.
- Наиболее понравившиеся вам эпизоды.
- Что более всего вам запомнилось из выступлений Владыки Кирилла?
- Какова главная идея фильма?
- Обучающийся получит возможность:
- оценивать роль Патриарха Кирилла в духовно-нравственном возрождении Смоленщины;
- приводить аргументы к тезису «Смоленщина – вторая родина Патриарха Кирилла»
- размышлять о духовно-нравственном содержании мыслей Патриарха о культуре, о человеке, о патриотизме;
- находить основные тезисы в его высказываниях и приводимые для доказательства этих тезисов аргументы;
- высказывать свое аргументированное отношение к современным духовно-нравственным проблемам.
- Смоленская православная духовная семинария
- Обучающийся научится:
- определять, с какими именами связано духовное просвещение и образование на Смоленщине в XII — начале XIII веков;
- называть основные вехи дореволюционной истории семинарии;
- составлять тезисный план по теме «Новейшая история Смоленской православной духовной семинарии»;
- излагать информацию о знаменитых выпускниках семинарии.
- Обучающийся получит возможность:
- подготовить сообщение о том, какую роль в истории православной культуры земли Смоленской сыграла Смоленская православная духовная семинария;
- создать презентацию об одном из знаменитых выпускников семинарии (по выбору). Примерный план презентации:
- краткая биография;
- если это святой, то назвать духовные подвиги, за которые он причислен к лику святых;
- какие духовные уроки можно извлечь из его жизни?
- Центр подготовки церковных специалистов: история и современность
- Обучающийся научится:
- составлять план информационной речи о дореволюционной истории ЦПЦС;
- готовить сообщение о современном периоде в истории ЦПЦС;
- давать обобщенную характеристику регентскому, иконописному отделениям и отделению лицевого шитья ЦПЦС;
- давать характеристику хору ЦПЦС;
- пользоваться различными поисковыми системами для подготовки сообщение об иконописном отделении ЦПЦС;
- определять, что такое лицевое шитье, какие предметы создаются с помощью лицевого шитья;
- находить определения лексического значения следующих слов: плащаница, покров, хоругви, завеса (царских врат), подвесная пелена.
- Обучающийся получит возможность:
- составить развёрнутый план по теме: «Центр подготовки церковных специалистов: история и современность»;
- оценить вклад Центра подготовки церковных специалистов в православную культуру современной Смоленщины;.
- 1. Содержание курса
«Православная культура Смоленской земли»
- Введение. Введение в православную культуру
- Содержание понятий «культура», «религия», «религиозная культура», «православие», «Церковь», «Бог», «Бог-Троица».
- Основные этапы развития православия на Смоленщине
- Православная Церковь в X—XV вв.
Первые христиане на Смоленской земле. Крещение смолян. Первое столетие христианства на Смоленщине
Язычество и появление Христианства на Смоленщине. Роль в становлении православия на Смоленщине первых святых и подвижников христианской веры (святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Исаакий, Прохор-лебедник и Аркадий Вяземский).
Смоленская епархия в XII – первой половине XIII вв.
Роль Ростислава Мстиславича («Набожного»), Романа Ростиславича и Давид в укреплении и развитии православия на Смоленщине.
Храмовое строительство второй половины XII — начала XIII веков. Школа монументальной живописи (фрески древнего Смоленска XII—XIII веков).
- Православная церковь на Смоленщине в монгольский и литовский периоды
Положение Смоленской епархии в монгольский и литовский периоды. Жизненный путь святых подвижников Русской Церкви – благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, преподобного Симона, благоверного князя Андрея переяславского чудотворца.
- Смоленская епархия в XVI — начале XX вв.
Смоленская епархия в XVI — начале XVII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг.
Рост могущества Смоленской епархии после вхождения Смоленска в состав Московского государства. Роль преподобного Герасима Болдинского в укреплении православия на Смоленщине. Строительство Смоленской крепостной стены. Влияние событий Смутного времени и польского вторжения на развитие православной культуры Смоленщины. Место города Вязьмы в славной истории православной Смоленщины XVII века.
Смоленская епархия во второй половине XVII-начале XVIII вв.
Возрождение православия на Смоленщине. Формирование основ системы духовного образования. Храмовое строительство. Внимание к Смоленской епархии русских самодержцев (Пётр I, Наталья Нарышкина, Екатерина II).
Смоленская епархия в XIX — начале XX вв.
Смоленской земли во время и после нашествия Наполеона Бонапарта. Храмовое строительство на Смоленщине в XIX — начале XX вв.
- Православная Церковь на Смоленщине в ХХ – начале XXI века.
Православная Церковь на Смоленщине в 1917—1925 гг.
Антицерковные репрессии в период становления советской власти. «Процесс Смоленских церковников» (1922 г.). Попытки советской власти расколоть Русскую Православную Церковь (к. 20-х гг.) («обновленческая» церковь, патриаршая церковь и «Союз возрождения»).
Православная церковь на Смоленщине в 1925–1941 гг.
Борьба советской власти с православием в середине 20-х — н. 40-х гг. (Союз безбожников, закрытие храмов и репрессии против священников – 1929–1931 гг., дело «контрреволюционной церковно-монархической организации», дело о «контрреволюционной группе при подпольном монастыре»). Православная церковь на Смоленщине накануне Великой Отечественной войны.
Православная церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны
Политика оккупационных властей по отношению к местному населению и Русской Православной Церкви. Освобождение Смоленщины от немецких захватчиков – новый этап в истории местной епархии.
- История Смоленской митрополии в новейший период
Расцвет церковной жизни на Смоленщине при митрополите Смоленском и Калининградском Кирилле. Образование Смоленской митрополии (Смоленская, Вяземская и Рославльская епархии). Главные святыни и памятные даты митрополии.
- Святые и подвижники Смоленской земли
- Святость как основа православной культуры
Православное понимание святости. Актуальность обращения к теме святости. Герои и святые. Язык православной культуры: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, лики святости, жития святых.
- Первые смоленские святые (XI—XIII вв.)
Собор смоленских святых. Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Святой мученик Меркурий Смоленский. Святой преподобный Авраамий Смоленский. Язык православной культуры: грех, покаяние.
- Святой преподобный Герасим Болдинский
Духовный путь Герасима Болдинского. Строитель монастырей. Обретение мощей святого Герасима Болдинского.
- Пустынножители Рославльских лесов
Рославльское пустынножительство. Образ жизни рославльских пустынников. Святой преподобный Никита Рославльский. Святой преподобный Феофан Рославльский. Духовный подвиг пустынножителей. Язык православной культуры: пустынь, пустынножительство, скит, келия, схима, схимонах, старец.
- Святой равноапостольный Николай Японский
Жизнеописание святого Николая Японского. Духовный подвиг святого Николая Японского. «Дневники» равноапостольного Николая Японского. Язык православной культуры: церковная иерархия, миссионер, катехизатор.
- Новомученики и исповедники Смоленской земли
Подвиг новомучеников. Смоленские новомученики. Священномученик Серафим (Остроумов). Актуальность подвига новомучеников для нашего времени.
- Подвижники Смоленской земли
Подвижники благочестия. Священник Никифор (Мурзакевич. Игумен Никон (Воробьев).
- Святыни Смоленской земли
- Собор Успения Пресвятой Богородицы
Краткая историческая справка. Плащаница. Иконостас. Язык православной культуры: Богородица, Богородичные праздники.
- Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия»
Древняя Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Язык православной культуры: икона, иконописец, иконопись, иконография.
- Монастыри Смоленщины
Свято-Троицкий мужской монастырь
Спасо-Вознесенский женский монастырь (Смоленск)
Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь
Предтеченский Вяземский женский монастырь
Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь
Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь
- Троицкий мужской монастырь (Смоленск)
Вклад выдающихся личностей (преподобный Герасим Болдинский, архиепископ Сергий, архимандрит Антоний (Мезенцов), Наталья Нарышкина, император Александра I и его мать императрица Мария Федоровна, дорогобужские посадские люди Петр Кондратьев и Демид Иванов, русские зодчие О. Старцев, Д. Калинин и К. Мымрин, советский архитектор-реставратор П. Д. Барановский и др.) в монастырское устройство на Смоленщине
- Храм Святых апостолов Петра и Павла
История храма Петра и Павла. П.Д. Барановский о смоленской домонгольской архитектуре. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел. «Гимн любви» апостола Павла.
- Храм Святого апостола Иоанна Богослова
История храма. Основные этапы апостольского подвига святого апостола Иоанна. Иконы Иоанна Богослова, их символика. Храмы Иоанна Богослова. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
- Храм Михаила Архангела
Краткая историческая справка. Смядынь. Язык православной культуры: Архангел Михаил, ангельские чины.
- Храм Святого Иоанна Предтечи
Краткая история храма пророка Иоанна Предтечи. Духовный подвиг святого Иоанна Крестителя. Язык православной культуры: пророк, предтеча.
- Храмовое строительство в Смоленске в XVIII веке
Смоленские купцы-храмостроители. Главные мотивы купцов в пожертвованиях на строительство храмов.
- Храмы в православной смоленской топонимике
Топонимы. Топонимика. Связь топонимики с историей. Агиотопонимы. Агиотопонимика. Связь агиотопонимов с православной культурой. Дореволюционные названия улиц Смоленска. Возвращение дореволюционных названий улицам Смоленска.
- Православная культура современной Смоленщины
- Смоленщина – вторая родина Святейшего Патриарха Кирилла
Краткая биография Патриарха Кирилла. Вклад Патриарха Кирилла в духовно-нравственное возрождение Смоленщины. Смоленщина в жизни Патриарха Кирилла. Слово Патриарха. Язык православной культуры: Патриарх, Предстоятель, Святейший Патриарх.
- Смоленская православная духовная семинария
Краткая история семинарии. Знаменитые выпускники семинарии.
- Центр подготовки церковных специалистов: история и современность
Краткая история Центра подготовки церковных специалистов. Вклад Центра подготовки церковных специалистов в православную культуру современной Смоленщины.
- Календарно-тематическое планирование тематическое планирование курса «Православная культура Смоленской земли»
№ §§ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | |
а | б | ||||
1-2 |
| 2 | 04.09 11.09 | 04.09 11.09 | С.10-11 |
Глава 2. Основные этапы развития православия на Смоленщине | |||||
3-4 |
| 2 | 18.09 25.09 | 18.09 25.09 | С.15 з.2, с.19 з.3 |
5-6 | Смоленская епархия в XVI — начале XX вв. | 2 | 02.10 09.10 | 02.10 09.10 | С.26 з.4 |
7-8 | Православная Церковь на Смоленщине в XХ — начале XXI вв. | 2 | 16.10 23.10 | 16.10 23.10 | С.31 з.4 |
Глава 3. Святые и подвижники Смоленской земли | |||||
9-10 | Святость как основа православной культуры | 2 | 30.10 13.11 | 30.10 13.11 | С.36 з.3, с.38 з.1 |
11-12 | Первые смоленские святые (XI-XIII вв.) | 2 | 20.11 27.11 | 20.11 27.11 | С.41 з.2, с.44 з.4 |
13 | Святой преподобный Герасим Болдинский | 1 | 04.12 | 04.12 | С.48 з.2, 4, 5 (по вариантам) |
14 | Пустынножители Рославльских лесов | 1 | 11.12 | 11.12 | С.54 з.1,2 |
15-16 | Святой равноапостольный Николай Японский | 2 | 18.12 25.12 | 18.12 25.12 | С.61 з.2 |
17-18 | Новомученики и исповедники Смоленской земли | 2 | 15.01 22.01 | 15.01 22.01 | С.66 з.2, с.67 з.3, 4 (по вариантам) |
19 | Подвижники Смоленской земли | 1 | 29.01 | 29.01 | С.73 з.2, 4 |
Глава 3. Святыни Смоленской земли | |||||
20 | Собор Успения Пресвятой Богородицы | 1 | 05.02 | 05.02 | С.79 з.2 |
21 | Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия» | 1 | 12.02 | 12.02 | С.84 з.4 |
22-23 | Монастыри Смоленщины | 2 | 19.02 26.02 | 19.02 26.02 | С.95 з.3 |
24 | Храм Святых апостолов Петра и Павла | 1 | 05.03 | 05.03 | С.99 з.1,.2,3 |
25 | Храм Святого апостола Иоанна Богослова | 1 | 12.03 | 12.03 | С.102 з.1 |
26 | Храм Михаила Архангела | 1 | 19.03 | 19.03 | С.106 з.1.2.3 по вариантам |
27 | Храм Святого Иоанна Предтечи | 1 | 02.04 | 02.04 | С.111 з.1,3 |
28 | Храмовое строительство в Смоленске в XVIII веке | 1 | 09.04 | 09.04 | С.177 з.1,2,3 по вариантам |
29 | Храмы в православной смоленской топонимике | 1 | 16.04 | 16.04 | С.123 з.3 |
Глава 4. Православная культура современной Смоленщины | |||||
30-31 | Смоленщина – вторая родина Святейшего Патриарха Кирилла | 2 | 23.04 30.04 | 23.04 30.04 | С.130 з.1 |
32 | Смоленская православная духовная семинария | 1 | 07.05 | 07.05 | С.134 з.1, с.135 з.4 |
33 | Центр подготовки церковных специалистов: история и современность | 1 | 14.05 | 14.05 | |
34 | Итоговый урок | 21.05 | 21.05 | ||
34 урока | 34 часа |
При изучении материала на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебной деятельности обучающихся.
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Анализ собственного выступления.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной и хрестоматийной литературой.
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов.
- Установление причинно-следственных связей.
- Выполнение проектов (индивидуальных, групповых, коллективных).
- Систематизация учебного материала.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности
- Описание картины, составление рассказа по картине.
- Просмотр учебных фильмов.
- Объяснение изучаемых фактов и явлений.
- Анализ проблемных ситуаций.