Одарённые дети
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Программа
«Одаренные дети - будущее России»
2019
Паспорт программы
Название | «Одаренные дети - будущее России» |
Основание для разработки Программы | Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792 |
Сроки реализации Программы | 2019-2024 учебные гг. |
Учреждение | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская средняя школа №4 имени Героя Советского Союза О.А.Лосика |
Разработчики Программы | Коляда Е.В. – зам.директора по УВР |
Цель Программы | Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. |
Задачи Программы | - разработать механизм выявления одаренных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей; - создать условия для обучения и воспитания одаренных детей, для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей; - расширить возможность участия одаренных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах; - внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми; - обеспечить повышение квалификации педагогов по тематике работы с детьми, проявившими выдающиеся способности; - создать условия для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности. |
Исполнители | Педагогический коллектив школы, обучающиеся и их родители |
Ожидаемые результаты | - совершенствование системы работы с одаренными детьми - повышение эффективности работы с одаренными детьми; - повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми; - творческая и профессиональная самореализация выпускников школы. |
Система контроля исполнения Программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
- Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена требованиями, предъявляемыми к современной школе, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Поэтому, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования в России. Данная проблема становится актуальной и в образовательном пространстве сельской местности, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал села.
Понятие одаренности неоднозначно. Каждый ребенок рождается уже с определенными задатками, склонностями, талантами. Проблема заключается в том, как их вовремя разглядеть, развить и реализовать. При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы необходимо создать такую образовательную среду, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи программы:
- разработать механизм выявления одаренных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- создать условия для обучения и воспитания одаренных детей, для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;
- расширить возможность участия одаренных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах;
- внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
- обеспечить повышение квалификации педагогов по тематике работы с детьми, проявившими выдающиеся способности;
- создать условия для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности.
Концептуальная основа программы
В качестве рабочих определений сформулированы следующие:
одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);
одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.
1.1. Тезаурус
Так как проблема одаренности достаточно сложна и неоднозначно необходимо ввести следующие понятия с целью конкретизации темы программы:
- Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
- Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).
- Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
- Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.
- Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
- Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
- Задатки способностей - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
- Талант - выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
- Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
1.2. Принципы реализации программы:
- смыслообразующий принцип предполагает поиск и реализацию индивидуальных личностных смыслов участников учебной ситуации, включенных в учебно-воспитательную деятельность школы;
- принцип научного индивидуально-дифференцированного подхода позволяет достигать научного, системного, дифференцированного, индивидуального подхода к общему образованию;
- принцип открытости, уважения и доверия;
- принцип диалогической культуры познавательной деятельности;
- принцип культуросообразности предполагает формирование образа мира, малой Родины в пространстве реальной культуры;
- принцип предоставления элементов содержания образования в виде разноуровневых «таксонов» — личностно-ориентированных задач различной когнитивной и нравственной сложности.
- принцип следования гуманистическим установкам или гуманистический принцип.
- Материально-техническое обеспечение реализации программы «Одаренные дети – будущее России»:
- комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой по проблеме реализации программы «Одаренные дети-будущее России»;
- компьютеризация образовательного процесса с целью эффективного использования современных технологий и методов работы на уроках и во внеурочное время, использования ЦОР;
- подключение к сети Интернет с целью участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, семинарах, вебинарах и т.д.
- использование школьной газеты, сайта, стендов с целью публикации творческих и исследовательских работ обучающихся и признания достигнутых результатов.
1.4. Функции участников реализации программы:
Функции заместителей директора:
- общее руководство разработкой и реализацией программы: организация; координация; контроль.
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
- корректировка составляющих элементов программы;
- обеспечение связи с учреждениями дополнительного образования;
- анализ и обобщение результатов реализации программы;
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
- внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми.
Функции методических объединений:
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные школьные МО;
-обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми;
- определение критериев эффективности реализации программы;
- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
Функции учителей-предметников:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;
- организация контроля за знаниями одаренных детей;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы;
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;
- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.
Функции классного руководителя:
- анализ успешности (неуспешности) обучения каждого ребенка с выявлением причин;
- выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний;
- знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.
Функции родителей:
- создание условий для реализации и поддержки развития способностей ребенка;
- тесное взаимодействие с учителями и классным руководителем с целью своевременного выявления и коррекции в развитии способностей ребенка.
- Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1.Дети, одаренные в познавательной деятельности (две подгруппы: академически одаренные дети и интеллектуально одаренные дети):
1.1. Академически одаренные дети — дети, успешно обучающиеся в школе, отлично справляющиеся с учебным материалом, имеющие высокий уровень обучаемости (академическая одаренность).
1.2. Интеллектуально одаренные дети — дети с высокими показателями специальных тестов интеллекта (интеллектуальная одаренность).
2.Художественно-эстетически одаренные дети — дети с высоким уровнем творческих способностей, основанных на сочетании высокого уровня развития логического (или конвергентного) мышления и творческого мышления. В эту же группу мы относим детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и пр. (творческая одаренность).
3.Спортивно и физически одаренные дети — дети, имеющие высокий уровень физической подготовки, отличающиеся хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, выполняющие спортивные нормативы на очень высоком уровне (спортивная или двигательная одаренность).
1.6. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
1.7. Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными обучающимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- спецкурсы;
- занятия проектной и исследовательской деятельностью;
- участие в олимпиадах разных уровней и форм;
- работа по индивидуальным планам;
- интеллектуальные марафоны;
- спортивные соревнования.
- Ожидаемые результаты:
- Совершенствование системы работы с одаренными детьми.
- Повышение эффективности работы с одаренными детьми.
- Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Творческая и профессиональная самореализация выпускников школы.
- Содержание программы
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки | Результат |
| ||||
1. | Определение общей концепции одаренности в рамках общеобразовательной школы | Замдиректора по УВР | 2019 | Совершенствование системы работы с одаренными детьми |
2 | Накопление теоретического и практического материала по проблеме «Одаренные дети» | Администрация школы, руководители ШМО, библиотекарь | 2019 - 2024 | Картотека |
3 | Систематическое обновление банка данных «Одаренные дети» | Классные руководители, зам.директора по УВР, ВР | 2019-2024 | Банк «Одаренные дети» |
4 | Разработка системы взаимодействия с родителями обучающихся | Директор школы, классные руководители | 2019 | Родительские собрания, совместные мероприятия |
5 | Повышение уровня квалификации педагогов, в т.ч. с использованием дистанционных технологий | Замдиректора по УВР | 2019-2024 | Курсы, семинары, мастер-классы, педсоветы |
6 | Разработка и внедрение авторских программ кружков, внеурочной деятельности, элективных курсов и т.д. работы с одаренными детьми | Зам.директора по УВР, ВР | 2019-2024 | Авторские программы |
7 | Участие педагогов в научно-практических конференциях, семинарах и т.д. разных уровней по проблеме работы с одаренными детьми | Администрация | 2019-2024 | Сертификаты, публикации и т.д. |
8 | Участие педагогов и администрации школы в вебинарах, интернет-обсуждениях по проблеме «Одаренные дети» | Педагоги, администрация | 2019-2024 | Сертификаты, выступления |
9 | Презентация опыта работы с одаренными детьми на педсоветах, заседаниях МО разных уровней, семинарах и т.д. | Зам.директора по УВР, ВР | 2019-2024 | Выступления, презентации |
10 | Совершенствование системы стимулирования учителей | Директор школы | 2019 - 2020 | Положение о распределении стимулирующего фонда |
11 | Взаимодействие с детскими садами №3, №6, №9 | Директор школы | 2019-2024 | Договора |
12 | Организация работы в ШО № 1 | Директор | Ежегодно | Договор |
| ||||
1 | Организация кружковой работы и факультативных курсов для одаренных детей | Администрация | Ежегодно | Работа кружков, факультативов |
2 | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми | Зам.директора по УВР | Ежегодно | Индивидуальные консультации |
3 | Участие учащихся во Всероссийских и международ-ных очных, заочных и дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д. | Администрация, педагоги | Ежегодно | Анализ результатов, организация индивидуальной работы |
4 | Стартовые контрольные работы, промежуточная (годовая) аттестация, срезовые контрольные работы | Руководители ШМО | Ежегодно | Анализ результатов, организация индиви-дуальной работы |
5 | Анализ итогов промежуточной аттестации по полугодиям, четвертям | Зам.директора по УВР | 1 раз в четверть /полугодие | Рекомендации учителям, родителям |
6 | Участие во Всероссийской олимпиаде школьников разных уровней | Зам.директора УВР, педагоги | Ежегодно | Анализ результатов, организация индиви-дуальной работы |
7 | Участие в НПК обучающихся разных уровней | Учителя-предметники | Ежегодно | Анализ итогов, организация индиви-дуальной работы |
8 | Участие обучающихся школы в школьных спортивных мероприятиях | Зам.директора по ВР, учителя физкультуры | Ежегодно | Анализ итогов, награждение, органи-зация индивидуаль-ной работы |
9 | Участие обучающихся школы в спортивных мероприятиях разных уровней | Зам.директора по УВР, учителя физкультуры | Ежегодно | Анализ итогов, организация индиви-дуальной работы |
10 | Организация и проведение творческих школьных мероприятий и праздников | Зам.директора по ВР, педагог-организатор | Ежегодно | Анализ итогов, награждение, органи-зация индивидуаль-ной работы |
11 | Организация участия школьников в творческих конкурсах разных уровней | Зам.директора по ВР, педагоги | Ежегодно | Анализ итогов, организация индиви-дуальной работы |
12 | Организация работы по выявлению профессиональных интересов и склонностей обучающихся 8 - 9-х классов | Зам.директора по УВР, педагог-психолог, соцпедагог | Ежегодно | мониторинги |
13 | Организация работы по подборке материалов для сборника творческих работ обучающихся | Зам.директора по ВР | 2019-2022 | Экспертиза материалов |
14 | Выпуск электронного сборника творческих работ обучающихся | Администрация | 2022 - 2023 | Сборник творческих работ |
15 | Организация работы по выпуску альбома «Гордость школы» | Администрация, классные руководители | 2022 - 2024 | Накопление материала |
17 | Выпуск альбома «Гордость школы» | Администрация, классные руководители | 2024 | Альбом |
18 | Привлечение обучающихся к разработке и реализации социальных проектов, работе в Совете старшеклассников | Администрация, руководители проектов | Ежегодно | Активное участие обучающихся |
| ||||
1. | Тематический семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одаренными детьми» | Зам.директора по УВР, ВР, педагог-психолог, соцпедагог | 2019 год | Рекомендации |
2. | Тематические консультации, по теме: «Одаренные дети». | Зам.директора по УВР, ВР, педагог-психолог, соцпедагог | В течение года по запросу | Рекомендации |
3. | Круглый стол «Оценка результативности реализации программы – «Одаренные дети- будущее России»». | Администрация | 2024 | Итоги реализации программы |
4. | Повышение компьютерной грамотности педагогов для более полного использования ИКТ. | Учитель информатики | 2019-2024 | Индивидуальная работа |
| ||||
1 | Родительские собрания «Как развивать одаренность ребенка» | Зам.директора по УВР, классные руководители | 2019 | Родительское собрание |
2 | Индивидуальные консультации для родителей | Классные руководители, педагоги, педагог-психолог, соцпедагог | По необходимости | Консультации |
3 | Круглый стол «Легко ли быть родителем вундеркинда…» | Зам.директора по ВР | 2023 | Родительское собрание |
4 | Проведение совместных творческих и спортивных мероприятий для обучающихся и родителей | Зам.директора по ВР, педагог-организатор | Ежегодно | Подведение итогов, награждение |
Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
- Анкетирование по методике Д. Хаана и М. Каффа «Карта одаренности» (адаптация А.И.Савенкова).
- Определение творческих наклонностей у школьников (тест для определения творческих наклонностей).
Мониторинг результативности работы с обучающимися:
- уровень творческой активности (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича);
- уровень познавательной активности (методика Ч.Д. Спилберга, адаптирована А.Д. Андреевой);
- шкала поведенческих характеристик одаренных детей (Дж.Резнулли в адаптации Л.В.Поповой);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: Методика «Батарея тестов творческого мышления» (Гилфорд и Торренс в модификации Е.Е.Туник);
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта (Тест структуры интеллекта Амтхауера в модификации Л.А.Ясюковой);
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся.