Одарённые дети

Программа "Одаренные дети - будущее России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одаренные дети42.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Программа

«Одаренные дети - будущее России»

2019

Паспорт программы

Название

«Одаренные дети - будущее России»

Основание для разработки Программы

Государственная программа  Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утвержденная  распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792

Сроки реализации Программы

2019-2024 учебные гг.

Учреждение

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4 имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Разработчики Программы

Коляда Е.В. – зам.директора по УВР

Цель Программы

Создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи Программы

- разработать механизм выявления одаренных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

- создать условия для обучения и воспитания одаренных детей,  для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;

- расширить возможность  участия одаренных детей  в конференциях, выставках, олимпиадах и  конкурсах;

- внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;

- обеспечить повышение квалификации педагогов по тематике работы с детьми, проявившими выдающиеся способности;

- создать условия для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности.

Исполнители

Педагогический коллектив школы, обучающиеся и их родители

Ожидаемые результаты

- совершенствование системы работы с одаренными детьми

- повышение эффективности работы с одаренными детьми;

- повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;

- творческая и профессиональная самореализация выпускников школы.

Система контроля исполнения Программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.

        

  1. Пояснительная записка

Актуальность данной программы обусловлена требованиями, предъявляемыми к современной школе, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Поэтому, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования в России. Данная проблема становится актуальной и в образовательном пространстве сельской местности, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал села.

Понятие одаренности неоднозначно. Каждый ребенок рождается уже с определенными задатками, склонностями, талантами. Проблема заключается в том, как их вовремя разглядеть, развить и реализовать. При организации работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы необходимо создать такую образовательную среду, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Цель программы: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи программы:

- разработать механизм выявления одаренных детей, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

- создать условия для обучения и воспитания одаренных детей,  для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;

- расширить возможность  участия одаренных детей  в конференциях, выставках, олимпиадах и  конкурсах;

- внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;

- обеспечить повышение квалификации педагогов по тематике работы с детьми, проявившими выдающиеся способности;

- создать условия для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности.

Концептуальная основа программы

В  качестве рабочих определений  сформулированы следующие:

одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);

одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

1.1.  Тезаурус

Так как проблема одаренности достаточно сложна и неоднозначно необходимо ввести следующие понятия с целью конкретизации темы программы:

  • Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
  • Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.
  • Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).
  •  Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
  • Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.
  • Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
  • Способности  - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
  • Задатки способностей анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.
  • Талант -  выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
  • Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

1.2. Принципы реализации программы:

  • смыслообразующий принцип предполагает поиск и реализацию индивидуальных личностных смыслов участников учебной ситуации, включенных в учебно-воспитательную деятельность школы;
  • принцип научного индивидуально-дифференцированного подхода позволяет достигать научного, системного, дифференцированного, индивидуального подхода к общему образованию;
  • принцип открытости, уважения и доверия;
  • принцип диалогической культуры познавательной деятельности;
  • принцип культуросообразности предполагает формирование образа мира, малой Родины в пространстве реальной культуры;
  • принцип предоставления элементов содержания образования в виде разноуровневых «таксонов» — личностно-ориентированных задач различной когнитивной и нравственной сложности.
  • принцип следования гуманистическим установкам или гуманистический принцип.

  1.  Материально-техническое обеспечение реализации программы «Одаренные дети – будущее России»:
  • комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической,  психолого-педагогической литературой по проблеме реализации программы «Одаренные дети-будущее России»;
  • компьютеризация образовательного процесса с целью эффективного использования современных технологий и методов работы на уроках и во внеурочное время, использования ЦОР;
  • подключение к сети Интернет с целью участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, семинарах, вебинарах и т.д.
  • использование школьной газеты, сайта, стендов с целью публикации творческих и исследовательских работ обучающихся и признания достигнутых результатов.

1.4.  Функции участников реализации программы:

Функции заместителей директора:

- общее руководство разработкой и реализацией программы: организация; координация; контроль.

- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;

- корректировка составляющих элементов программы;

- обеспечение связи с  учреждениями дополнительного образования;

- анализ и обобщение результатов реализации программы;

- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;

- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;

- внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми.

Функции методических объединений:

- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные школьные МО;

-обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми;

- определение критериев эффективности реализации программы;

- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;

- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

Функции учителей-предметников:

- организация и проведение занятий с одаренными детьми;

- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;

- организация индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня;

- организация контроля за знаниями одаренных детей;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;

- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы;

- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми;

- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы.

Функции  классного руководителя:

- анализ успешности (неуспешности) обучения каждого ребенка с выявлением причин;

- выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний;

- знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.

Функции родителей:

- создание условий для реализации и поддержки развития способностей ребенка;

- тесное взаимодействие с учителями и классным руководителем с целью своевременного выявления и коррекции в развитии способностей ребенка.

  1.   Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1.Дети, одаренные в познавательной деятельности (две подгруппы: академически одаренные дети и интеллектуально одаренные дети):

1.1. Академически одаренные дети — дети, успешно обучающиеся в школе, отлично справляющиеся с учебным материалом, имеющие высокий уровень обучаемости (академическая одаренность).

1.2. Интеллектуально одаренные дети — дети с высокими показателями специальных тестов интеллекта (интеллектуальная одаренность).

2.Художественно-эстетически одаренные дети — дети с высоким уровнем творческих способностей, основанных на сочетании высокого уровня развития логического (или конвергентного) мышления и творческого мышления. В эту же группу мы относим детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и пр. (творческая одаренность).

3.Спортивно и физически одаренные дети — дети, имеющие высокий уровень физической подготовки, отличающиеся хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, выполняющие спортивные нормативы на очень высоком уровне (спортивная или двигательная одаренность).

1.6. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

   1.7. Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными обучающимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • спецкурсы;
  • занятия проектной и исследовательской деятельностью;
  • участие в олимпиадах разных уровней и форм;
  • работа по индивидуальным планам;
  • интеллектуальные марафоны;
  • спортивные соревнования.

  1. Ожидаемые результаты:
  1. Совершенствование системы работы с одаренными детьми.
  2. Повышение эффективности работы с одаренными детьми.
  3. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
  4. Творческая и профессиональная самореализация выпускников школы.

 

  1. Содержание программы

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Результат

  1. Организационно-методическое обеспечение программы

1.

Определение общей концепции одаренности в рамках общеобразовательной школы

Замдиректора по УВР

2019

Совершенствование системы работы с одаренными детьми

2

Накопление теоретического и практического материала по проблеме «Одаренные дети»

Администрация школы, руководители ШМО, библиотекарь

2019 - 2024

Картотека

3

 Систематическое обновление банка данных «Одаренные дети»

Классные руководители, зам.директора по УВР, ВР

2019-2024

Банк «Одаренные дети»

4

Разработка системы взаимодействия с родителями обучающихся

Директор школы, классные руководители

2019

Родительские собрания, совместные мероприятия

5

Повышение уровня квалификации педагогов, в т.ч. с использованием дистанционных технологий

Замдиректора по УВР

2019-2024

Курсы, семинары, мастер-классы, педсоветы

6

Разработка и внедрение авторских программ кружков, внеурочной деятельности, элективных курсов и т.д. работы с одаренными детьми

Зам.директора по УВР, ВР

2019-2024

Авторские программы

7

Участие педагогов в научно-практических конференциях, семинарах и т.д. разных уровней по проблеме работы с одаренными детьми

Администрация

2019-2024

Сертификаты, публикации и т.д.

8

Участие педагогов и администрации школы в вебинарах, интернет-обсуждениях по проблеме «Одаренные дети»

Педагоги, администрация

2019-2024

Сертификаты, выступления

9

Презентация опыта работы с одаренными детьми на педсоветах, заседаниях МО разных уровней, семинарах и т.д.

Зам.директора по УВР, ВР

2019-2024

Выступления, презентации

10

Совершенствование системы стимулирования учителей

Директор школы

2019 - 2020

Положение о распределении стимулирующего фонда

11

Взаимодействие с детскими садами  №3, №6, №9

Директор школы

2019-2024

Договора

12

Организация работы в  ШО № 1

Директор

Ежегодно

Договор

  1. Организационно - содержательный раздел

1

Организация кружковой работы и факультативных курсов для одаренных детей

Администрация

Ежегодно

Работа кружков, факультативов

2

Организация индивидуальной  работы с одаренными детьми

Зам.директора по УВР

Ежегодно

Индивидуальные консультации

3

Участие учащихся во Всероссийских и международ-ных очных, заочных и дистанционных  конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д.

Администрация, педагоги

Ежегодно

Анализ результатов, организация индивидуальной работы

4

Стартовые контрольные работы, промежуточная (годовая) аттестация, срезовые контрольные работы

Руководители ШМО

Ежегодно

Анализ результатов, организация индиви-дуальной работы

5

Анализ итогов промежуточной аттестации по полугодиям, четвертям

Зам.директора по УВР

1 раз в четверть /полугодие

Рекомендации учителям, родителям

6

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников разных уровней

Зам.директора УВР, педагоги

Ежегодно

Анализ результатов, организация индиви-дуальной работы

7

Участие в НПК обучающихся разных уровней

Учителя-предметники

Ежегодно

Анализ итогов, организация индиви-дуальной работы

8

Участие обучающихся школы в школьных спортивных мероприятиях

Зам.директора по ВР, учителя физкультуры

Ежегодно

Анализ итогов, награждение, органи-зация индивидуаль-ной работы

9

Участие обучающихся школы в спортивных мероприятиях разных уровней

Зам.директора по УВР, учителя физкультуры

Ежегодно

Анализ итогов, организация индиви-дуальной работы

10

Организация и проведение творческих школьных мероприятий и праздников

Зам.директора по ВР, педагог-организатор

Ежегодно

Анализ итогов, награждение, органи-зация индивидуаль-ной работы

11

Организация участия школьников в творческих конкурсах разных уровней

Зам.директора по ВР, педагоги

Ежегодно

Анализ итогов, организация индиви-дуальной работы

12

Организация работы по выявлению профессиональных интересов и склонностей обучающихся 8 - 9-х классов

Зам.директора по УВР, педагог-психолог, соцпедагог

Ежегодно

мониторинги

13

Организация работы по подборке материалов для сборника творческих работ обучающихся

Зам.директора по ВР

2019-2022

Экспертиза материалов

14

Выпуск электронного  сборника творческих работ обучающихся

Администрация

2022 - 2023

Сборник творческих работ

15

Организация работы по выпуску альбома «Гордость школы»

Администрация, классные руководители

2022 - 2024

Накопление материала

17

Выпуск альбома «Гордость школы»

Администрация, классные руководители

2024

Альбом

18

Привлечение обучающихся к разработке и реализации социальных проектов, работе в Совете старшеклассников

Администрация, руководители проектов

Ежегодно

Активное участие обучающихся

  1. Повышение профессионального мастерства педагогов

1.

Тематический семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одаренными детьми»

Зам.директора по УВР, ВР, педагог-психолог, соцпедагог

2019 год

Рекомендации

2.

Тематические консультации, по теме: «Одаренные дети».

Зам.директора по УВР, ВР, педагог-психолог, соцпедагог

В течение года по запросу

Рекомендации

3.

Круглый стол «Оценка результативности реализации программы – «Одаренные дети- будущее России»».

Администрация

2024

Итоги реализации программы

4.

Повышение компьютерной грамотности педагогов для более полного использования ИКТ.

Учитель информатики

2019-2024

Индивидуальная работа

  1. Организация работы с родителями одаренных детей

1

Родительские собрания «Как развивать одаренность ребенка»

Зам.директора по УВР, классные руководители

2019

Родительское собрание

2

Индивидуальные консультации для родителей

Классные руководители, педагоги, педагог-психолог, соцпедагог

По необходимости

Консультации

3

Круглый стол «Легко ли быть родителем вундеркинда…»

Зам.директора по ВР

2023

Родительское собрание

4

Проведение совместных творческих и спортивных мероприятий для обучающихся и родителей

Зам.директора по ВР, педагог-организатор

Ежегодно

Подведение итогов,  награждение

Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,  физкультурно-спортивной деятельности

  • Анкетирование по методике Д. Хаана и М. Каффа «Карта одаренности» (адаптация А.И.Савенкова).
  • Определение творческих наклонностей у школьников (тест для  определения  творческих  наклонностей).

Мониторинг результативности работы с обучающимися:

  • уровень творческой активности (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова,  Б. С. Алишева, Л. А. Воловича);
  • уровень познавательной активности (методика Ч.Д. Спилберга, адаптирована А.Д. Андреевой);
  • шкала поведенческих характеристик одаренных детей (Дж.Резнулли в адаптации Л.В.Поповой);
  • отслеживание уровня развития творческого мышления: Методика «Батарея тестов творческого мышления» (Гилфорд и Торренс в модификации Е.Е.Туник);
  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • изучение структуры интеллекта (Тест структуры интеллекта Амтхауера в модификации Л.А.Ясюковой);
  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся.