Театрализованная деятельность в детском саду . Старший дошкольный возраст. Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность в детском саду .
Старший дошкольный возраст.
Перспективное планирование по театрализованной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность в детском саду .
Старший дошкольный возраст.
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:
Формирование у детей эмоциональной открытости, умения взаимодействовать со сверстниками посредством совместной театрализованной деятельности.
Задачи:
- познавательное развитие – расширять представления детей о театре, его видах и театральных профессиях;
- социальное развитие – формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывать у ребенка уважение к себе; формировать умение выражать эмоции; воспитание этически ценных способов общения;
- речевое развитие – содействовать развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;
- эстетическое развитие – приобщать к литературе, развивать воображение, формировать умение создавать выразительный художественный образ, обучать самостоятельному нахождению приемов изображения;
- развитие движений – учить согласовывать движения с текстом, развивать умение воплощать в творческом движении настроение, характер образа, выразительность исполнения.
Тему углубленной работы выбрали, исходя из проблем, выявленных в результате наблюдений за деятельностью детей.
Результаты наблюдений:
- самостоятельно в театрализованные игры, дети старшего дошкольного возраста почти не играют. Наибольший интерес вызывают у них игры-драматизации предложенные воспитателем и проходящие под его руководством.
- дети в процессе театрализованной деятельности стремятся активно вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.
- повышение интереса к познавательной деятельности при включении фрагментов театрализованной деятельности в систему занятий по обучению детей рассказыванию с использованием разных видов театра, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
- по ходу самой игры замечена бедность выразительных средств у некоторых воспитанников
Задачи :
- формировать желание детей пробовать себя в различных ролях;
- формировать умение свободно чувствовать себя в выбранной роли;
- развивать творческий потенциал и артистические качества посредством предоставления детям возможности выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;
- вызвать интерес родителей к творческой жизни детей в саду и желание участвовать в жизни группы.
- привлечь родителей к пополнению развивающей среды группы
Ожидаемые результаты:
Дети свободно чувствуют себя на сцене, умеют договариваться со сверстниками путем нахождения компромисса, умеют примерять на себя различные роли, умеют детально передавать образы персонажей, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния. Пополнилась развивающая среда различными театрами и костюмами.
На подготовительном этапе проведена работа:
- постановка проблемы перед родителями
- подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по теме
- подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности
Виды деятельности с детьми:
- Театрализованные игры
- Беседы
- Знакомство с классической музыкой
- Игры драматизации
- Разные виды изобразительной деятельности
- Чтение художественной литературы
- Разнообразные речевые игры
- Сюжетно – ролевые игры
- Дидактические игры
- Постановка этюдов
- Консультация для родителей
- Ознакомление с окружающим миром
- Работа по обогащению словарного запаса
Творчество в театрализованной деятельности невозможно без развития речи. Но в то же время и занятия театрализованной деятельностью помогают развивать речь, эмоциональность, воображение. Поэтому еще одним направлением нашей работы с детьми явилось речевое творчество.
Положительные результаты дали такие приемы, как придумывание продолжения сказки или изменение конца знакомой сказки, придумывание рассказов и сказок о самих детях, составление рассказов о семье и ее членах для оформления тематических выставок. Часто практикуем с детьми сочинение новых сказок.
Большое внимание по речевому направлению уделялось обогащению словаря, активизации в речи детей устойчивых выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок.
Для совершенствования звукопроизношения были активно использованы комплексы артикуляционной гимнастики.
Разработан алгоритм разучивания скороговорок и чистоговорок.
В процессе работы использовались виды игр: настольные, дидактические, подвижные, хороводные, народные, словесные.
В ходе работы нашим воспитанникам наиболее интересны были:
Игры-драматизации и сюжетно – ролевые игры, в этом случае они играют сами - используя интонацию, мимику и пантомиму. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем более активно идут на контакт.
Увлекательны детям и разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, фантазии, эмоций, памяти и внимания: например: дети показывают удивление, веселое выражение лица, грусть, печаль и т.д.. Здесь мы активно используем картинки с изображением эмоций и схемы эмоций.
Технику пантомимы, координацию и красоту движений мы совершенствовали и при проведении народных подвижных игр, требующих выполнения движений.
Надо сказать, что опрос родителей выявил, что большинство наших детей не посещают настоящий театр, так как у родителей не находится на это времени. Поэтому мы стараемся использовать каждую возможность: просмотр спектаклей, созданных старшими детьми, просмотр сказок в исполнении педагога, родителей, посещение спектаклей приезжих театров. Благодаря этому дети учатся входить в роль. Можно отметить, что после каждого представления с детьми обсуждались постановки, характеры героев, особенности образов.
Чтобы прочувствовать образы героев, дети изображали их в разных видах продуктивной деятельности:
- Рисование
- Лепка.
- Оригами и конструирование из бумаги.
- Изготовление героев сказок из природного и бросового материала
Благодаря проделанной работе дети стали более раскрепощено чувствовать себя на сцене, научились находить компромисс и договариваться со сверстниками. Дети с удовольствием примеряют на себя различные роли и детально передают образы персонажей; имитируют характерные движения героев, передают в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.
Надо отметить, что мы были активными участниками районного методического объединения по театрализованной деятельности. Наша воспитанница Новикова Маша заняла 3место в конкурсе ораторского искусства «Дети читают стихи писателей г. Красноярска. Конкурс проводился в рамках РМО по художественно-эстетическому направлению.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Мы обратили внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
Нами было разработано перспективное планирование театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, разработаны сценарии театрализованных представлений. Разработаны консультации для воспитателей и родителей по речевому развитию и театрализованной деятельности.
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Сентябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.«Пока занавес закрыт» | Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность. | Игра «И я тоже!». Игра на знание театральной терминологии. Игра «Птицы, на гнезда!». Игра на развитие внимания. «Слушай хлопки» | |
2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй | Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. | Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок». Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат». Сказка «Зайчик и ежик». Игра на развитие внимания. «Будь внимателен» | |
3. Сказка «Зайчик и Ежик» | Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. | Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб» | |
Репетиция сказки «Зайчик и ежик». Игра на развитие памяти. «Художник». Упражнение «Я ем». | |||
Сентябрь | 4. Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад») | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека. | Чтение сказки Беседа о прочитанной сказке. Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!» Игра: «Прогулка» |
октябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Мы актёры | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. | Упражнение для голоса «Воробьи». Беседа о театральной терминологии. Игра “Пантомима” Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон» Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение» | |
2.Драматизация сказки «Теремок на новый лад» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку». Упражнение на развитие воображения «Оживи предмет» | |
3. Ритмопластика (отработка движений) | Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. | Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист» Работа над голосом. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле» Театрализованные упражнение «Едем, едем на тележке» | |
4.Театральные игры | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память. | Игра «Веселые обезьянки». Игра «Поварята». |
ноябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Действия с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно. | Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами». Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем». | |
2.Премьера спектакля «Теремок на новый лад» | Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать. | ||
3. «Сказка о глупом мышонке» | Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу». Этюд «изобрази животное» | |
4.Игра на действие с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно | Упражнение со штангой. Игра «День рождения». Работа над скороговорками « Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки». Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки» |
декабрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Разыгрывание этюдов | Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. | Беседа на тему «Что такое этюд?» Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение». Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом» Этюд «Что я делаю?» «Назови действие» | |
2.Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо) | Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь. | Работа над скороговорками «— Расскажите про покупки. — Про какие, про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки свои». Упражнение для развития речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок» | |
3.Разыгрывание этюдов | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга. | Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится». Работа над скороговорками «Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком». | |
4.Ритмопластика | Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение. | Беседа о театре. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга». ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Дрессированные собачки» |
январь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Театрализованная игра «Угадай, что я делаю» | Развивать память, воображение детей. | Беседа о театрализованной игре. Игра «Угадай, что я делаю?» Скороговорка «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары» Этюды на выразительность жеста. «Тише », «Иди ко мне ». | |
2.Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель» | Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений. Учить детей владеть куклами марионетками. | Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики» Этюд на развитие выразительной мимики Игра «Волшебное зеркало» | |
3.Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол би-ба-бо) | Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми. |
февраль | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» | Учить детей выражать основные эмоции | Скороговорка «Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель». Этюд на выражение основных эмоций «Ваське стыдно ». | |
2.Культура и техника речи (игры и упражнения) | Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация) | Игра «Весёлые стихи» или «Забавные стихи» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша»
| |
3.Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки») | Игры на расширение диапазона Упражнять во владении куклой. | Игры на расширение диапазона «Чудо – лесенка», «Самолёт» | |
4.Сказка «Морозко» | Познакомить детей со сказкой «Морозко» | Чтение сказки. Беседа о прочитанной сказке. |
март | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Репетиция сказки «Морозко» | Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). | Упражнение для голоса «Воробьи». Беседа о театральной терминологии. Репетиция сказки «Морозко» Этюд «Уходи» | |
2. Репетиция сказки «Морозко» | Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. | Работа над дикцией. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке». Репетиция события «Ленивица и Рукодельница». Упражнение на развитие воображения «Фантазеры» | |
3.Репетиция сказки «Морозко» | Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом. | Работа над дыханием, артикуляцией «Самолётики», «Часики», «Трубач» Работа над голосом «Муха». Репетиция событий «Рукодельница в лесу». Упражнение «Мое настроение» | |
4.Свет мой зеркальце скажи | Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое | Игра: «Зеркало». Скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» |
апрель | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1. Репетиция сказки «Морозко» | Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства. | Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных «Комар», Капризуля». Репетиция эпизодов «рукодельница с подарками» Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки» | |
2. Репетиция сказки «Морозко» | Продолжать работу над эпизодами сказки. | Упражнения на дыхание «Бабочка», на артикуляцию «Паровоз». Работа над скороговорками «Слишком много ножек у сороконожек». Репетиция события «Ленивица с подарками». | |
3.«Игрушки» Агнии Барто | Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами. | Знакомство с понятием «Интонация». Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности. Диалогическая скороговорка « Краб крабу сделал грабли, Подал грабли крабу краб: — Грабь граблями гравий, краб». Выразительное чтение стихов А.Барто | |
4.Репетиция сказки «Морозко» | Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Морозко» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел. | Работа над техникой речи. Скороговорки «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот», «Наш Полкан попал в капкан». Репетиция спектакля «Морозко». |
май | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Показ сказки «Морозко» | Творческий отчет по театральной деятельности. | ||
2.Театральная игра | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма. | Беседа о спектакле «Морозко». Работа по технике речи: упражнения на дыхание и дикцию, игра «Японская машинка». | |
3.Театральная игра «Любитель-рыболов» | Развивать воображение, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами | Этюд «Любитель-рыболов». Скороговорка «Улов у Поликарпа — три карася, три карпа" |