Акции
Социальные и экологические акции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель акции: Формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе; развивать познавательную способность; привлечь родителей воспитанников помочь птицам зимой .
В рамках реализации акции были проведены следующие мероприятия : Наблюдения за птицами во время прогулок; Чтение художественной литературы; Дидактические игры ,упражнения, загадки на тему «птицы»; Составление описательных рассказов; Продуктивная деятельность (лепка ,аппликация, рисование); Изготовление макета «у кормушки»;
Зима для птиц – самое трудное время года. Во время метелей и сильных морозов много пернатых погибает от холода и голода. Поэтому мы решили организовать в детском саду выставку кормушек для птиц, изготовленных руками родителей. Многие родители наших воспитанников откликнулись на наше предложение. Кормушки получились все разные, использовался различный материал (дерево, пластик, пластиковые бутылки). Все кормушки были очень интересно оформлены. Мы не определяли победителей этого конкурса-выставки. Побеждённых нет, победители – все те, кто любит птиц и заботится о них.
Задачи акции Расширять представления детей о жизни зимующих птиц. Расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц. Рассказать о кормах, используемых для подкормки птиц. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время. Организовать «Птичью столовую».
Перед тем, как вывешивать кормушки на территории детского сада, мы познакомили детей с правилами подкормки птиц: 1. Начинать подкармливать с наступлением холодов. 2. Во время подкормки не сорить! 3. Подкармливать птиц надо регулярно, в одно и тоже время, птицы запомнят и будут прилетать в это время. 4. В морозы и сильные снегопады подкармливать птиц нужно каждый день, чтобы они выжили. 5. Корма всегда нужно класть немного. 6. Не забывайте приносить из дома семечки и крупу.
С помощью пап мы развесили кормушки и организовали регулярную подкормку птиц. Дети получают возможность ухаживать, наблюдать за пернатыми, чувствовать значимость своего труда.
Такие акции способствуют развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребёнка средствами экологического образования, и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью. «А эту кормушку сделал мой папа!» «Это благодаря мне и моему папе птицы смогли выжить в мороз!»
Предварительный просмотр:
Экологическая акция
«Осторожно, первоцвет!»
Старшая группа
Воспитатель МБДОУ № 307 г.Красноярска Кругликова Т.Н.
Ежегодно во многих странах 19 апреля отмечают День подснежника. Подснежник – хрупкий белый цветок, который символизирует начало весны. Это праздник сравнительно молодой, празднуется с 1984 года, но уже завоевал популярность. Инициаторами праздника выступили англичане, так как подснежники считаются любимыми цветами в Англии и примерно в это время зацветают. В разных местах подснежники называют по разному - и снежной каплей, и снежинкой, и снежным колокольчиком. У нас в России название связано с появлением этого цветка прямо из - под снега. Каждый из нас, педагогов, ранней весной с детьми рисует, лепит, делает поделки с подснежниками. Мы рассказываем детям легенды - сказки о возникновении этого цветка, разучиваем стихи и говорим о необходимости беречь его. Практически все разновидности подснежника занесены в Красную Книгу! Поэтому День подснежника - прекрасная возможность очередной раз напомнить о необходимости бережного отношения к первоцветам и их сохранности. Предлагаю вам посмотреть фото отчет проведенной акции "Осторожно, первоцвет!" Не смотря на то, что предисловие было о подснежнике - все же акция направлена на сохранение всех первоцветов! В старше - подготовительной группе была проведена тематическая неделя "Первоцветы" и итогом данной недели является акция "Осторожно, первоцвет!" А что же это такое?
Акция – это социально значимое, событийное мероприятие.
Цель проведения акции - формирование экологического сознания и культуры поведения в природе. Акция проходит под своим девизом, который отражает название самой акции и имеет наглядную агитацию - листовки, буклеты - памятки.
Сначала мы с детьми разрабатывали буклет: выбирали стихотворения для буклета, составляли текст. Потом решили все оформить - часть буклета напечатали,
а часть - дополнили детскими рисунками и подписями.
Потом изготовили листовки - распечатали текст и нарисовали рисунки.
И 19 апреля во второй половине дня вышли с буклетами и листовками на улицу.
Затем встречали прохожих и интервьюировали их, а потом вручали буклеты - памятки.
Ни один взрослый не остался равнодушен - ребят благодарили и говорили, что хорошее дело делаем! И в конце поста - еще одно стихотворение.
Вот букет, он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это мы срываем без разбора
Нежные, тугие стебельки.
Зачем мы рвали их – не знаю!
Быстро вянет первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне,
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое
Ведь не могут же цветы сказать
«Наслаждайтесь нашей красотою,
Только очень просим нас не рвать…
Предварительный просмотр:
Экологическая акция :«Покормите птиц зимой»
Подготовительная группа «Б» 16.12.2019г.
Предварительный просмотр:
Акция «Дорогою добра»
Сетевое взаимодействие с центром «Родник»
(поздравительные открытки к Новому году).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию устойчивого экологического развития дошкольников»
Методические разработки. Проекты.
Кругликова Т.Н. МБДОУ № 307 г.Красноярск
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно - тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс - мотивированным.
За основу реализации комплексно - тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции.
Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция.
Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:
в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;
акции - это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;
обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
При организации экологических акций я постаралась придерживаться следующих принципов:
Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.
Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.
Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.
Разумность. Если акция связана с уборкой леса, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.
Системность. Последовательность - обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.
Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.
Таким образом, мной был разработан проект: поставлена проблема, намечены цели и задачи проекта, и, естественно, определены экологические акции - направления работы проекта. Был выдвинут ожидаемый результат:
ожидается расширение представлений у детей о растения и животных родного края. Формирование исследовательских, поисковых навыков и умений; формирование экологического сознания дошкольников - гуманного, осознанно - ответственного отношения к миру природы, стремления сохранить природные богатства нашей страны; развитие познавательного интереса к миру природы родного края; повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и родителей детей; формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером; активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; улучшение экологического и эстетического состояния территории детского сада и города.
Паспорт проекта «Экологические акции в ДОУ»
Название проекта | «Экологические акции в ДОУ» |
Интеграция образовательных областей | Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество и ручной труд. |
Участники проекта | Дети старшей группы, педагоги, родители |
Тип проекта | Познавательный |
Вид проекта | Исследовательский |
Срок реализации проекта | Долгосрочный (рассчитан на 1 год) |
Проблема | Современные проблемы с окружающей средой. |
Цель проекта | Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. |
Задачи проекта | 1.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; 2.Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности; 3.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность; 4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы; 5. Активизировать речь и обогащать словарь детей; 6. Развивать эмоциональную отзывчивость; 7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями. |
Методы исследования | Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей. |
Предполагаемые продукты (выход) | 1. Оформление проектной папки. 2. Презентация проекта. |
Этапы работы над проектом | 1 этап: Подготовительный 2 этап: Основной 3 этап: Заключительный |
Материал для отчёта о проделанной работе за месяц | -выводы за месяц; -конспекты НОД; -конспекты консультаций; -рисунки детей; -фотоотчёт о проделанной работе |
План реализации проекта:
1 этап - подготовительный: составление плана деятельности; анкетирование родителей; подбор, чтение литературы по данным темам; оформление выставки книг и консультации для воспитателей и родителей. Намечены акции, подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстративных материалов на экологическую тему; подготовка цикла бесед и занятий, презентаций на экологическую тему; подбор и изготовление дидактических и интерактивных игр экологического цикла.
Работа с родителями: информация в родительском уголке - консультации, стенгазеты, листовки и брошюры; индивидуальные и групповые консультации;
родительское собрание; привлечение родителей к участию в выставках - конкурсах поделок по каждой акции: из бросового и природного материала, изготовление и развешивание кормушек и т.д.; привлечение родителей к участию в трудовом десанте - посадке цветов и кустарников, субботниках по уборке территории детского сада и у своих домов. Проведение мастер - классов «Вторая жизнь ненужных вещей»; привлечение родителей к участию в КВН «Знатоки природы», совместная организация мини музеев.
Работа с детьми: чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях, тематические занятия с презентациями экологической направленности, беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека», конкурс чтецов экологической направленности «Давайте друзья в любую погоду будем беречь родную природу!», рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, изготовление поделок и рисунков по каждой акции (в том числе и из бросового материала), изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Наши цветы в детском саду», «Птицы на наших кормушках», альбомов с рисунками по каждой акции, изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Берегите воду». Прогулки по экологической тропе детского сада и за его пределами, участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов, с последующим высаживанием на клумбы детского сада; уборка своего участка от листьев, мусора и веток, театрализация сказок на экологическую тему.
Хочется более подробно остановиться на проведенных акциях:
- Акция «Покормите птиц зимой»;
- Природоохранная акция «Сохраним живую елочку»;
- Акция по сбору батареек «Спасём ёжика»,
- Экологический проект «Спасем планету от мусора»,
- Экологический проект «Кошки» (1 марта день кошек), Природоохранная акция «День Земли» (21 марта),
- Ресурсосберегающая акция «Берегите воду!» (22 марта - Всемирный день воды),
- Акция «Берегите птиц!» (Каждому певцу по дворцу) 1 апреля – Всемирный день птиц.
- Природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».
- Акция «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево»,
- Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»
3 этап - заключительный:
Достигнутые результаты: переоформлены клумбы (видовой состав), развешены кормушки (на территории ДОУ и у домов) и ведется подкормка птиц зимой; развесили скворечники (на территории ДОУ), сдано более 100 батареек и 10 ламп в специальный бокс (у магазина «Аллея»); у детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями, много интересных поделок сделано из бросового материала, родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ.
В заключение хочу сказать, что экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.
Акция «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево»
В рамках «Недели книги» в апреле стартовала акция «Подарим книге вторую жизнь – спасем одно дерево!». Во время организованной образовательной деятельности, проведенной в форме бесед, рассказов, наблюдений, презентаций, опытов и исследовательской работы дети узнали о том, как и откуда появляется бумага, в каких сферах деятельности используется. Совместно с детьми было проведено экспериментирование «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения. После с детьми изготовили бумагу в условиях детского сада. Чтобы приготовить бумагу нужно разорвать бумагу на мелкие кусочки и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь. Затем размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Положить всё на рамку, дать стечь воде, а затем просушить. Из этой бумаги дети вырезали элементы аппликации, которые использовали в оформлении открыток.
Вместе с детьми мы организовали мастерскую по ремонту книг, где «лечили» старые книжки: подклеивали странички, делали красивые переплёты. Ребята отремонтировали 16 книг и обещали продолжить эту работу дома вместе с родителями. Проведение такой акции для детей способствует бережному отношению к книге.
Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»
Цель акции: Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами применения различных материалов, формировать интерес к творческой деятельности. Содействовать знакомству родителей с применением различных нетрадиционных материалов в творческой деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Был проведен мастер класс для родителей «Поделки из бросового материала. Новое и полезное из ненужных вещей».
Дети совместно с родителями дома изготовили интересные поделки.
Очень интересно в нашей группе прошло мероприятие «День матери». Прошел необычный конкурс, под названием «Лучшее платье из бросового материала». Дети совместно с родителями создавали и демонстрировали наряды, которые были изготовлены из различных материалов, таких как: мусорные пакеты, магазинные пакеты, подарочная упаковка, журналы, коробки и др. Все костюмы получились эстетически оформленными и оригинальными. Задача родителей состояла не только в изготовлении костюма или платья, но и также в представлении его, небольшой презентации. Так, родители, представляя свои модели на конкурс, читали стихи, пели песни, рассказывали о том, что вдохновило их на данную конкурсную работу.
Предварительный просмотр:
Акция по сбору батареек «Спасём ёжика»
Батарейки сделали нашу жизнь удобнее. Одно лишь но: они имеют особенность разряжаться. А задумывались ли мы, куда деваются использованные батарейки? Конечно, выкидываются, и никто не беспокоится об их дальнейшей судьбе: судьбе отравителя почвы и всего в ней и на ней живущего. 1пальчиковая батарейка загрязняет 20 м² почвы, а, соответственно, 2 дерева, 1 ежа и тысячи дождевых червей, а также грунтовые воды, которые питают деревья, плоды, нас. А ведь возможна их переработка!
Воспитанники моей группы присоединились к акции по сбору использованных батареек под девизом «Сдай батарейку - спаси ёжика».
Каждый ребенок, кидая использованные батарейки в бутыли, установленные в раздевалке, приговаривал: «Один ёжик, два ёжика. Я спас 5 ежей». Каждый маленький человек чувствовал себя великим спасателем, спасателем своей планеты и всего живого на ней.
Все собранные батарейки были опущены в контейнер у магазина «Лента».
Предварительный просмотр:
Ресурсосберегающая акция «Берегите воду!» (22 марта - Всемирный день воды)
Цель: приобщение детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения водных ресурсов.
Чтобы заинтересовать детей к участию в этой акции проводились беседы, занятия в форме экспериментов и опытов с водой. Дети выполнили агитационный материал в форме аппликации по теме «Берегите воду», который разместили в своих домах, где проживают. Детьми так же были изготовлены книжки – малышки в форме капли про воду, которые подарили малышам в детском саду.
Предварительный просмотр:
Природоохранная акция «День Земли» (21 марта)
Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
В рамках акции интересно прошёл КВН «Знатоки природы». Две команды «Следопыты» и «Цветик - Семицветик» состоящие из родителей и детей приложили максимум стараний, умений и знаний по экологическому воспитанию: это знания о природе, ее явлениях, жизни диких животных, птиц, насекомых и т.д. Информация, полученная детьми на этом мероприятии, была очень актуальна и полезна. Жюри оценило ответы команд и в итоге решило, что победила «дружба». Все присутствующие получили много новой, интересной, обширной информации, которая соответствовала всем возрастным критериям в сфере экологического воспитания.
Предварительный просмотр:
Акция «Берегите птиц!» (Каждому певцу по дворцу) 1 апреля – Всемирный день птиц.
Цель: Привлечь семьи воспитанников ДОУ к решению проблем окружающей среды, улучшению экологии путем привлечения и заботы о птицах.
В ходе акции дети узнали, что домик для птиц изготавливается из дерева; форма домика свободная, основание скворечника должно быть примерно 25 х 25 сантиметров, а высота - 30 сантиметров. Отверстие - около 5 сантиметров в диаметре. А полочка перед ним должна быть небольшой, иначе этим воспользуются хищные птицы. Родители помогли нам в этом деле. Ребятишки внимательно следили за тем, как скворечники занимали свои места на деревьях. Сколько было восторга и радости в глазах детей, что помогли птицам обрести новое и уютное жилье.
Предварительный просмотр:
Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».
Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Воспитания бережного отношение к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими на участке, в сосновом бору, в лесу.
Дети, совместно с педагогами и родителями создавали плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняли рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Результатом работы стали рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственные ели дома).
Дети совместно с родителями рисовали рисунки и плакаты и были участниками конкурса проводимого Красноярским заповедником «Столбы»
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Кошки» (1 марта день кошек)
Цель проекта - приобщение дошкольников к миру живой природы, воспитание заботливого, бережного отношения к животным.
Суть заключалась в том, чтобы изучить повадки любимца, собрать информацию о семействе кошачьих. Была собрана информация совместно с родителями и изготовлен лэпбук «Всё о кошках».
В итоге оформили «Мини музей кошек», здесь разместились фотографии, мягкие игрушки, картины, книги, детские рисунки, посвящённые кошкам.
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Спасем планету от мусора»
Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах.
Дети знакомы с поговоркой «Чистота - залог здоровья», имеют культурно -гигиенические навыки ухода за одеждой, своим телом. Им предлагается задуматься о чистоте природы, ее значении для растений, животных, человека, почвы. Делают выводы об источниках загрязнения, об ущербе, наносимом красоте природы, о взаимосвязи: больше выбросов - хуже здоровье человека, меньше растений и животных. По осуществлению проекта наметился план действий, проводились опыты. Один из опытов такой: закопали в ящик с землёй консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока другие отходы. Выставили ящик на улицу. Через два месяца раскопали землю и посмотрели, что произошло с этими предметами.
Из всех закопанных предметов в первую очередь сгнили огрызок и шкурка от банана, т. е. пищевые отходы, бумага только начала разлагаться, картон отсырел, жестяная банка покрылась ржавчиной, стеклянная баночка, пластиковый пакет и бутылка не изменили своего состояния. После этого с детьми сделали вывод, что не все предметы быстро разлагаются, что целесообразней отходы повторно перерабатывать, и не разбрасывать мусор где попало.
Предварительный просмотр:
Природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».
Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.
В ходе акции решались следующие задачи:
формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развитие системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей среды своей местности.