Участие на МО

Дейна Анна Александровна

Участие на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170»

Доклад на тему:

«Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Дейна А.А.

Оренбург, 2024г

Что же такое инженерное мышление?

Инженерное мышление -системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и связи внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее.

В процессе ИМ у детей формируются предпосылки учебной деятельности, а предметом ИМ-формирование в научно-технической деятельности, которая включает в себя:

• формирование элементарных математических преставлений посредством счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша;

• совершенствование практических навыков моделирования из различных видов конструкторов Lego, Тико, включающие элементы робототехники для детей старшего дошкольного возраста и дидактические игры с использованием Lego конструкторов для детей младшего дошкольного возраста, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности в трех проекциях;( идут картинки видов конструкторов) а так же бросового материала

• умение видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями формируется в результате применения технологии ТРИЗ

ИМ обьединяет разные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое.

Товий Васильевич Кудрявцев отечественный психолог, специалист в области технического мышления, технического творчества и проблемного обучения сформировал особенности развития инженерного мышления

Все они начинаются формироваться в дошкольном возрасте:

Их достаточно много вы можете их прочесть (они перед вами)

Товий Васильевич Кудрявцев выделил механизм познавательного развития детей в ходе решения конструктивно- технических задач, который возможен при наличии 3-х составляющих:

1)присутствия проблемной ситуаций (проблемное обучение);

2) создания условий для конструктивной деятельности (последовательного построения конструкции), где конструирование, как способ, а конструкция, как средство преобразования ситуации;

3) потребностей возраста: наличие интереса к причинно-следственным связям, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям неживой природы

Ни для кого ни секрет коллеги, что конструктивная деятельность- это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению.(экран)

Конструктивная деятельность разделяется на техническое конструирование, компьютерное конструирование и художественное конструирование, к ТК относится, к ХК относится, к компьютерному относится (зачитываю)

Перед вами на экране виды конструирования (зачитываю)

Перед вами модель предпосылок ИМ- которую…

Для успешного формирования предпосылок ИМ необходимо создать условия:

- Системность обучения

- Знание должно быть применимо детьми на практике

- Детям должно быть доступно и увлекательно

- Обучение детей должно проходить в занимательной форме

Стихотворение зачитываю

А сейчас я передаю слово своей коллеге, которая поделится опытом нашего д.с. …

По инженерному мышлению у нас велась работа по 3 направлениям:

- с педагогами;

- с родителями;

- с детьми;

С педагогами у нас проходил СЕМИНАР ПРАКТИКУМ

С родителями проводили мастер классы, родительские собрания. Где они активно участвовали с огромным удовольствием.

Также у нас проходил челлендж совместно совместно с родителями и их детьми: «Мы изобретатели»

В нашем саду тематическая неделя «Мы будущие инженеры».

Был разработан план использование конструктора ЛЕГО по лексическим темам недели.

Также в работе с детьми частично использовали темы из программы от «ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА». Программа оказалась объемной и очень интересной, с которой мы взяли многое себе на заметку.

По этой программе для планирования конструктивно-модельной деятельности детей и ее оценки используется инженерные книги.

Инженерная книга – это подробный индивидуальный дневник занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения, описываются «детским языком»

В этом году в календаре нашего сада появился новый праздник. Международный день Лего, который отмечается 28 января.

С детьми у нас была следующая работа. Использовали различные виды конструирования. Конструировали из всего, что было рядом.

Это были и объемные кубы,

и счетные палочки,

спички с пластилином,

оригами,

помогали лего человечкам

превращались в строителей.

Сейчас предлагаем вашему вниманию небольшое видео использование бумаги для развития инженерного мышления в технике «Оригами»

Использовали части головоломки "Колумбово яйцо" для создания цветка

Ну, а в прочем что об этом говорить, предлагаю попробовать самим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Слайд 2

ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ Системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и связи внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее. • формирование элементарных математических преставлений посредством счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша ; • совершенствование практических навыков моделирования из конструкторов Lego Education , Lego «Первые механизмы» , Lego WeDo , Тико , включающие элементы робототехники для детей старшего дошкольного возраста и дидактические игры с использованием Lego конструкторов для детей младшего дошкольного возраста, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности в трех проекциях; • умение видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями формируется в результате применения технологии ТРИЗ ( «Системный оператор» ).

Слайд 3

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое . По Т.В. Кудрявцеву инженерное мышление – вид технического мышления, который развивается в условиях решения конструктивно-технических задач и направлен на исследование, создание техники, технологии. На основе особенностей инженерного мышления, представленных в научной и методической литературе, были сформулированы особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать в своей работе

Слайд 4

Особенности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста Инженерным мышлением обладает не каждый человек . Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления . Развитие высших психических функций: памяти, восприятия, мышления и речи . Развитие внимания, воли, воображения, творчества и креативности у детей дошкольного возраста . Выявление и развитие технических способностей у детей дошкольного возраста . Развитие способности у детей предвидеть и прогнозировать путь и результаты осуществляемой или предстоящей деятельности . Развитие представлений у ребенка дошкольного возраста о предметном мире и социальной действительности . Осуществление поддержки инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста . Построение образовательной деятельности с учетом принципов гумманизации и научности, системно – деятельностного подхода . Достижение целевых ориентиров ФГОС ДО .

Слайд 5

Механизм познавательного развития детей в ходе решения конструктивно-технических задач, который возможен при наличии трех составляющих ( Т.В. Кудрявцев ): 1) присутствия проблемной ситуаций (проблемное обучение); 2) создания условий для конструктивной деятельности (последовательного построения конструкции), где конструирование, как способ, а конструкция, как средство преобразования ситуации; 3) потребностей возраста: наличие интереса к причинно-следственным связям, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям неживой природы

Слайд 6

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Слайд 7

Типы конструктивной деятельности дошкольников Художественное конструирование Техническое конструирование Техническое конструирование опирается на реальные характеристики объектов, учитывает форму, структуру, свойства, предназначение объекта и т.д. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой Компьютерное конструирование , а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

Слайд 8

Виды конструирования Обследование образцов Определение основных частей Пространственное расположение Функциональное назначение Зависимости между частями объекта Анализ условий Определение задачи Выделение требований Поиск решений Моделирование Опыт Навыки Умения

Слайд 9

Модель формирования предпосылок инженерного мышления Я - исследователь Я – конструктор Я – мастер Я - творец

Слайд 10

Условия формирования предпосылок инженерного мышления Обучение детей должно проходить в занимательной форме Детям должно быть доступно и увлекательно Знание должно быть применимо детьми на практике Системность обучения

Слайд 12

Солёное тесто

Слайд 13

Пластилин

Слайд 14

Конструктор из картона

Слайд 15

Геоборд

Слайд 16

Флексагон

Слайд 17

Дженга

Слайд 18

Деревянный конструктор

Слайд 19

Лего

Слайд 20

Астрогеоборд

Слайд 21

Спирограф

Слайд 22

Робототехника

Слайд 23

Итоги Инженер - конструктор может дом надёжный возвести. Инженер - сантехник может воду к дому подвести. Инженеры могут строить самолёты, корабли и железные дороги инженеры провели. Могут строить телебашни и красивые мосты. Если станешь инженером, очень нужен будешь ты!!!

Слайд 24

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр: