Дистанционное консультирование учащихся 8 класса

Романова Марина Владимировна

Консультации для учащихся

Словосочетания

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксы причастий

Сжатое изложение

НЕ с разными частями речи

Подготовка к диагностической работе

Список книг для летнего чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словосочетание

 Замените словосочетание «озиралась грациозно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: озиралась с грациозностью

В русском языке существует 3 способа связи слов в словосочетании:
1. СОГЛАСОВАНИЕ
2. УПРАВЛЕНИЕ
3. ПРИМЫКАНИЕ


Способ связи легче всего определить
по зависимому слову. Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом типе связи.


При 
СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1.
Прилагательным. Например: зелёный луг. 
2.
Местоимением, похожим на прилагательное. Например: мой портфель.

3.Причастием. Например: летящий шар.
4.
Порядковым числительным. Например: второй этаж. 

При 
УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено:
1.
Существительным. Например: иду в школу.
2.
 Местоимением, похожим на существительное. Например: письмо для меня.

При 
ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено:
1. Наречием. Например: говорить тихо.
2.
Деепричастием. Например: меняемся не глядя.
3.
Неопределённой формой глагола. Например: уехал учиться.

Советы для правильного выполнения задания


1. Найдите в данном словосочетании
главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем
без изменения.
3. Теперь в центре внимания -
зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.
4. Читаем в задании, какой
тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать
примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, озиралась ГРАЦИОЗНО – озиралась

С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ).
Если нужно преобразовать
согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНОЙ чертой – чертой БАБУШКИ).



Предварительный просмотр:

 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

В каком слове пишется буква Я

  1. они кол…т дрова
  2. уважаемый человек
  3. подстрел…нная утка
  4.  насто…нный чай

Важно знать: одни и те же правила регулируют правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий, поскольку причастия являются особой формой глагола.

Запомните: спряжение глагола определяем по личным окончаниям.

I спряжение

Буква Е или У(Ю)

II спряжение

Буква И или А (Я)

Чтобы отличить глаголы 1 спряжения от глаголов 2 спряжения, имеющих безударные личные окончания,  необходимо поставить этот глагол в неопределенную форму. неопределённой форме. ( Что делать? Что сделать?)  Для верного определения начальной формы глагола - вид не менять, -СЯ не терять.

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить (кроме 3 исключений на -ить) плюс 11 глаголов-исключений, которые надо знать (гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, а ещё терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть).

К первому спряжению относятся все глаголы на -еть (кроме 7 исключений), все глаголы на -ать (кроме 4 исключений), все остальные глаголы на -оть, -уть, -ыть, -ять, -ть, плюс 3 глагола-исключения (брить, стелить, зиждиться).

Суффиксы причастий настоящего времени.

Выбор суффикса зависит от спряжения глагола

Уважать( 1) – уважаЮЩий, уважаЕМый

Видеть ( 2) –видЯЩий, видИМый

Исключения: брезжущий, движимый

Прошедшее время глаголов и причастий

На спряжение глагола не смотрю, выбираю гласную из неопределенной формы глагола

затеЯть, затеЯл, затеЯвший. затеЯный

Примечание: если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола не на –АТЬ, -ЯТЬ, то пишу ЕНН( ЕН)

разгорячИТЬ ( не а –АТЬ, -ЯТЬ) - разгорячЕННый



Предварительный просмотр:

Текст для изложения

Прочитайте текст..Сжато передайте основное содержание текста. Объем изложения – не менее 15 слов

Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим количеством людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.

Ответ

Микротема

Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, несмотря на знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить настоящего друга.



Предварительный просмотр:

                                                    НЕ с разными частями речи.

                                                                 Алгоритм рассуждения

  1. Слово употребляется без НЕ? (Да)
  2. Определяю часть речи и вспоминаю правила раздельного написания.

Глаголы, деепричастия, краткие причастия.

НЕ всегда пишется раздельно, кроме случаев, когда не употребляется без НЕ.

Не был, не думая, не написано

Существительные, прилагательные, наречия

  1. Есть противопоставление с союзом А

Не далеко, а близко

Не друг, а враг

Не быстро, а медленно

  1. Есть слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ

Далеко не красавица

Вовсе не обязательно

Отнюдь не сложный

  1. Есть пояснительные слова, выраженные отрицательными местоимениями и наречиями на НИ-( ничуть, никому…)

Написано ничуть не интересно

Причастия

  1. Есть противопоставление с союзом А

Не написанное, а напечатанное письмо

  1. Есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени ( очень, крайне…)

Еще не распустившийся цветок

НЕ путай производный предлог и деепричастие

Несмотря на плохую погоду, мы пошли в лес. ( в значении вопреки, хотя ПРЕДЛОГ, пишется слитно)

Он шел и не смотрел себе под ноги. ( шел и не смотрел, добавочное действие, деепричастие пишу раздельно)



Предварительный просмотр:

1.Укажите слово, в котором нет окончания.

1) читая

2) денёк

3) пролетевший

4) горяч

2.Укажите пример с грамматической ошибкой.

1) Сбросив рюкзаки, мы сели на поваленную березу.

2) За лето я прочитал около пятидесяти книг.

3) Невдалеке стояла телега, запряженная лошадью, спокойно ждавшей перевоза.

4) Он действовал вопреки правил.

3. Какие из утверждений верны?

А) В словах заг..реть, к..снуться, р..сли пишется чередующаяся гласная О.

Б) В словах пр..бить, пр..открыть, пр..одолеть использована приставка

ПРИ.

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

4.Укажите номер слова, неверно занесённого в таблицу.

Пишется слитно

1) (не)решена задача 3) (не)был в школе

2) еще (не)убранное поле 4) (не)вежда в музыке

5. В каком слове пишется одна буква Н?

1) свяще..ый

2) ветре..ый

3) купле..ый

4) стекля..ый

6.В каком слове пишется буква Я?

1) стел..щийся тростник

2) вырубл..нный лес

3) посе..нный в поле

4) они бор..тся

7. В каком предложении необходимо вставить тире?

1) Это решение неправильное.

2) Романтизм непременная черта юности.

3) Яркие пятна света лежат повсюду на ветвях на стволах деревьев на слежавшихся плотных сугробах.

4) Снег точно сахар.

8. Укажите предложение, в котором неверно поставлена запятая.

1) Путникам открылось море, усеянное блестящими искрами огней.

2) Окно, завешенное толстым ковром, не давало света

3) Красиво смотреть со стороны на судно, окрыленное белыми парусами, и грациозно плывущее по бесконечной глади морских волн.

4) По степи, не остывшей за ночь, тянет теплым ветром.

9.В каком варианте ответа перечислены все цифры, на месте которых в пред-

ложении должны стоять запятые?

Море (1) вздрагивая под легким дуновением ветерка (2) и

(3) покрываясь мелкой рябью (4) улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок.

1) 1,4 2) 1,2,4 3) 3,4 4) 1,2,3,4

10.Укажите предложение, в котором перед союзом И нужно поставить запя-

тую.

1) Занесет ветер кусты снегом и помчится дальше.

2) Венчики трав качались над головами и обсыпали плечи желтой цветочной пылью.

3) Гроза была обложная и гремело со всех сторон.

4) В свете луны слабо светились березы и бросали на снег легкие тени.

11. Прочитайте текст и выполните задания 11 – 17.

Эти задания выполняются по предложенному тексту

Какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложении 5?

1) Итак 2) Но 3) Поэтому 4) Например

В каком предложении содержится главная информация текста 1?

Укажите неверное утверждение

1) Текст публицистический.

2) Тип речи – описание.

3) Предложение 6 дополняет мысль, высказанную в предложении 5.

4) Предложения 2 и 3 связаны указательным местоимением и синонимами.

Укажите неверное утверждение.

1) В предложении 1 использовано составное именное сказуемое (самый из-

вестный напиток).

2) В предложении 1 слово «воды» является косвенным дополнением.

3) Одна из частей сложного предложения 6 является односоставным без-

личным предложением.

4) В предложении 5 можно выделить только одно словосочетание со спосо-

бом подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ.

Укажите номер предложения, в котором использовано деепричастие.

Замените слово … из предложения 5 синонимом (одним

словом). Напишите это слово.

Ответ: _______________________.

Замените словосочетание ШКОЛЬНЫЙ ВЕСТИБЮЛЬ, построенное на основе со-

гласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напи-

шите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

С. Прочитайте текст.

Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.

Сжато передайте основное содержание текста. Объём изложения – не менее

15 слов. Работа, представляющая собой полностью пересказанный текст, не

оценивается.



Предварительный просмотр:

Список литературы для чтения летом выпускников 8 класса

  1. «Слово о полку Игореве».
  2. А. Радищев  «Путешествие из Петербурга в Москву» (2 главы по выбору).
  3. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
  4. А. С. Грибоедов «Горе от ума».
  5. А. С. Пушкин «Цыганы», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери».
  6. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  7. Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1 том).
  8. Ф. М. Достоевский «Белые ночи».
  9. А.Н. Островский «Бедность не порок».
  10. Л.Н. Толстой  «Юность».
  11. А. П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска».
  12.  М. Булгаков «Собачье сердце».
  13.  М. Шолохов «Судьба человека».
  14.  А. Солженицын  «Матренин двор».
  15.  Данте Алигьери «Божественная комедия».
  16. У. Шекспир «Гамлет».
  17.  И. Гете «Фауст».

Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, необходимо вести читательский дневник (общая тетрадь в клетку 48 л.)

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем книга понравилась, о чём заставила задуматься. Просматривая дневник время от времени, можно заметить, книги каких авторов и жанров больше всего нравятся 

Заполнять дневник лучше сразу после того, как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости вы сможете обратиться к книге. А через некоторое время нужно обязательно пролистать дневник - тогда знания и впечатления закрепятся в памяти.

Образец читательского дневника

  1. Автор, название книги
  2. Главные герои
  3. Сюжет - краткое содержание (5-6 предложений)

 Каждой книге посвятить отдельную страницу. Оформлять аккуратно, красиво, творчески.

Список современной литературы ( для дополнительного чтения)

Боровикова И. Горожане солнца.

Бойн Д. Мальчик в полосатой пижаме.

Гандольфи С. Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира.

Жвалевский А. Пастернак Е. Я хочу в школу! Гимназия №13. Шекспиру и не снилось. Москвест.

Крюкова Т. Призрак сети. Гений поневоле. Телепат. Костя плюс Ника. Ведьма. Единожды солгавший.

Михеева Т. Легкие горы.

Мурашова Е. Класс коррекции. Гвардия тревоги. Одно чудо на всю жизнь. Дверь, открытая всегда. Обратно он не придет ( Полоса отчуждения).

Нестерина Е. Девочка – тайна.

Парр М. Тоня Глиммердал.

Петросян М. Дом, в котором…

Петрушевская Л. Маленькое и еще меньше.

Пономаревы С.и Н. Боишься ли ты темноты? Вы существуете.

Рубина Д. Двойная фамилия. Посох деда Мороза. Уроки музыки. Когда же пойдет снег?

Сабитова Д. Где нет зимы. Три твоих имени.

Старк У. Пусть танцуют белые медведи.

Тор А. Пруд белых лилий. Глубина моря. Правда или последствия.

Хайес С. Чужой сын.

Шмидт Г. Битвы по средам.

Эрискен Э. Осторожно, Питбуль – Терье!