Патриотический уголок
Патриотическое воспитание дошкольников является в настоящее время одной из главных целей российского образования.
Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине.
Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа всей последующей воспитательной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация
Патриотическое воспитание дошкольников
Данная работа выполнена с опорой на ФОП от 25го ноября 2022года и документ - Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Патриотическое воспитание дошкольников является в настоящее время одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа всей последующей воспитательной работы.
В Основах патриотического воспитания граждан Российской Федерации используются следующие термины и их определения.
Патриот – человек, который идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой Родины, ощущает себя ответственным за ее благополучие, осознает социальную ответственность по отношению к своим соотечественникам, в том числе проживающим за рубежом, готов вносить своей деятельный вклад в процветание Отечества и стоять на защите его интересов.
Патриотизм – нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание. В разговорной речи сферу патриотического воспитания иногда именуют патриотикой.
Патриотическая работа – воспитательная деятельность по формированию патриотического сознания и патриотического поведения граждан.
Патриотическое поведение – образ взаимодействия с действительностью, характеризующийся проявлением любви к Родине, ответственностью за ее благополучие, верностью ее интересам, готовностью защитить ее свободу и независимость.
Патриотическое сознание – совокупность идей, взглядов, представлений, мотивов поведения и чувств, определяющих восприятие человеком своей неразрывной связи с Родиной, а также включающих в себя уважение ее прошлого, ценностное отношение к настоящему и готовность к участию в построении будущего.
Патриотическая культура – характеристика личности, в которой отражается знание истории и культуры родной страны, гражданское самосознание, принятие патриотических ценностей, готовность опираться на них в повседневном поведении, отношениях с людьми, выборе стратегий саморазвития.
Гражданственность, гражданская идентичность – осознание себя гражданином своей страны, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.
Наставничество – взаимодействие старшего поколения, являющегося носителем уникальных знаний и опыта, хранителем духовно-нравственных ценностей, с младшим поколением с целью воспитания его в духе патриотизма, сохранения связи и единства поколений.
Патриотические ценности – понятные для отдельного человека и общества в целом установки, идеалы и нравственные ориентиры, формирующие и выражающие преданность гражданина своей стране и ее интересам.
Грани патриотизма – сферы проявления патриотического мировоззрения, которые, с одной стороны, выступают областями выражения патриотизма, а с другой – инструментами его формирования.
Система патриотического воспитания – это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Субъект патриотического воспитания – организация, лицо, группа лиц, общественный или государственный институт, планирующий и осуществляющий деятельность по патриотическому воспитанию граждан.
Объект патриотического воспитания – граждане всех возрастов и социальных групп в отношении которых реализуется патриотическая работа.
Инструменты патриотического воспитания – совокупность приемов, форм, методов и средств, применяемых субъектами патриотического воспитания в отношении объектов патриотического воспитания для достижения целей патриотического воспитания.
Направление патриотического воспитания – сектор патриотической работы, обладающий специфическими характеристиками, на основе которых он может быть вычленен из общей массы мер формирования и развития патриотизма.
Программа патриотического воспитания – совокупность мероприятий и проектов, осуществляемых в целях патриотического воспитания в отношении целевой аудитории, а также стратегический документ, определяющий цели, задачи, содержание патриотического воспитания и закрепляющий полномочия вовлеченных сторон.
В системе патриотического воспитания граждан Российской Федерации выделяются следующие ключевые патриотические ценности:
- Любовь к Родине, Отечеству, родному краю, дому, улице.
- Любовь к семье, соседям, своему народу, предкам и потомкам, признание семейных ценностей и важности преемственности поколений.
- Уважение к государственным символам (флаг, герб, гимн) и праздничным датам (День России, День Победы и др.).
- Уважение к закону, нормам общества, уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп.
- Сохранение исторической памяти, знание истории страны, гордость за ее победы и героев.
- Положительное отношение к труду, потребность в труде на благо Отечества, стремление к профессионализму и достижениям.
- Гордость за российскую культуру, почтение к традициям, религии, обычаям, праздникам, народным святыням, любовь к родному языку, желание его изучать, уважение к языку и традициям всех народов, населяющих Россию.
- Гордость за общественные, социальные, культурные, спортивные, экономические и иные достижения России.
- Забота об окружающей среде, восхищение родной природой.
- Признание единства своей судьбы и судьбы своей страны, своего народа.
- Деятельное, осознанное отношение к своей стране и малой родине, стремление защищать интересы родной страны, заботиться о ее процветании и благополучии.
- Ответственность за себя, свою семью, малую родину и Отечество.
- Открытость к сотрудничеству для сохранения и укрепления межнациональных и межгосударственных связей.
В современной системе патриотического воспитания выделены 10 граней патриотизма, которые позволяют формировать и проявлять патриотическую культуру: педагогика, культура, медиа, служение Отечеству, спорт, наука, семья, история, экология, добровольчество. Каждая из граней по-своему преломляет патриотизм и содержит инструменты для развития личности гражданина и патриота на любом жизненном этапе.
Педагогика как наука о воспитании и обучении человека служит мощным инструментом формирования патриотизма.
Культура – самый широкий канал распространения патриотической идеологии. Изучение культуры и погружение в нее – один из эффективных способов пробудить чувство любви к Родине. Основу культуры каждой страны составляют духовные ценности ее народов. Именно воспринятые с детства традиции, обычаи, устои влияют на любовь и привязанность человека к малой родине, желание сделать мир вокруг себя лучше. Культура служит инструментом познания прошлого или настоящего, его осмысления и воспроизведения чувств, заложенных создателями культурных ценностей, тем самым обеспечивая передачу памяти поколений, их стремлений и идеалов.
Семья. Особое место в вопросах патриотического воспитания отведено семье. Семья выступает оплотом патриотизма и самым первым институтом его формирования. Именно внутри семьи происходит первичная передача ценностей и культурного опыта, которые принимает личность. В семье начинается осознание себя, постижение своего места в этом мире, в ней прививается любовь к близким, родному дому, малой родине и к стране, в которой родился. В семье мы узнаем, что такое Родина, впервые знакомимся с ее историей и культурой, слышим рассказы представителей старшего поколения о земле, на которой они выросли, о том, что дала им родная страна.
История. «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» – утверждал российский историк Василий Ключевский. Сохранение истории и передача ее от поколения к поколению является ключевой задачей и, одновременно, эффективной технологией патриотического воспитания.
Служение Отечеству – одна из базовых граней патриотизма. Самоотверженность, преданность Родине, готовность защищать ее не словом, а делом – важнейшие качества патриота.
Спорт. Здоровье, хорошие физические кондиции позволяют человеку строить свою жизнь в соответствии со своими интересами, помогать другим, а в случае необходимости – встать на защиту того, что ему дорого. Забота о своем теле продолжается в заботе о своем доме, о своем городе, о своей стране. При этом, достижения в спорте невозможны без трудолюбия, развития морально-волевых качеств: целеустремленности, самообладания, мужества, которые характерны для патриота.
Экология. Забота о своей земле и ее природе – это забота о своей стране, бытовое проявление патриотизма. Не бросать мусор под ноги, осуществлять раздельный сбор отходов, покупать экологические товары, участвовать в экологических акциях, беречь животных и растения – все это свидетельство того, что человек любит землю, на которой живет. Землю, которую он принял от своих предков и которую должен будет передать своим потомкам
Наука. Научные достижения страны определяют ее место на международной политической и экономической арене, служат основой для гордости ее научными открытиями. Научные разработки позволяют обеспечить безопасность государства, в том числе не только военную, но также продовольственную, безопасность жизни и здоровья населения.
В таблице которые находятся в документе «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» расписаны все требования к объектам патриотического воспитания. Я выделила только ту группу которая относится к ДО.
В ФОП о патриотическом воспитании написано в разделе 2.5. 2.5.1 Федеральная рабочая программа воспитания.
В заключении хочу сказать, что наша задача как педагогов, воспитывать в подрастающем поколении патриотизм не только в контексте России как государства, а как любящих свою семью, дом и уважительное отношение к человечеству и своему народу.
В ФОП по патриотическому воспитанию поставили следующие цели и задачи.
Список литературы:
- Документ (xn--b1azcy.xn--p1ai)
- programma15122022.pdf (oprf.ru)
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России». http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная программа ДО Федеральная образовательная программа ДО ФГОС ДО Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года (п.4 ст.3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371 - ФЗ)
Структура ФОП дошкольного образования Региональный компонент Часть, Традиции ДОО Парциальные программы формируемая участниками образовательных Обязательная часть 60% отношений 40%
Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации – документ, включающий в себя базовые сведения о сфере патриотического воспитания и его содержании.
Основные термины Патриот – человек, который идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой Родины, ощущает себя ответственным за ее благополучие, осознает социальную ответственность по отношению к своим соотечественникам, в том числе проживающим за рубежом, готов вносить своей деятельный вклад в процветание Отечества и стоять на защите его интересов. Патриотизм – нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства. Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание. В разговорной речи сферу патриотического воспитания иногда именуют патриотикой .
Патриотическая работа – воспитательная деятельность по формированию патриотического сознания и патриотического поведения граждан. Патриотическое поведение – образ взаимодействия с действительностью, характеризующийся проявлением любви к Родине, ответственностью за ее благополучие, верностью ее интересам, готовностью защитить ее свободу и независимость. Патриотическое сознание – совокупность идей, взглядов, представлений, мотивов поведения и чувств, определяющих восприятие человеком своей неразрывной связи с Родиной, а также включающих в себя уважение ее прошлого, ценностное отношение к настоящему и готовность к участию в построении будущего. Патриотическая культура – характеристика личности, в которой отражается знание истории и культуры родной страны, гражданское самосознание, принятие патриотических ценностей, готовность опираться на них в повседневном поведении, отношениях с людьми, выборе стратегий саморазвития. Основные термины
Гражданственность, гражданская идентичность – осознание себя гражданином своей страны, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества. Наставничество – взаимодействие старшего поколения, являющегося носителем уникальных знаний и опыта, хранителем духовно-нравственных ценностей, с младшим поколением с целью воспитания его в духе патриотизма, сохранения связи и единства поколений. Патриотические ценности – понятные для отдельного человека и общества в целом установки, идеалы и нравственные ориентиры, формирующие и выражающие преданность гражданина своей стране и ее интересам. Грани патриотизма – сферы проявления патриотического мировоззрения, которые, с одной стороны, выступают областями выражения патриотизма, а с другой – инструментами его формирования. Система патриотического воспитания – это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации. Основные термины
Субъект патриотического воспитания – организация, лицо, группа лиц, общественный или государственный институт, планирующий и осуществляющий деятельность по патриотическому воспитанию граждан. Объект патриотического воспитания – граждане всех возрастов и социальных групп в отношении которых реализуется патриотическая работа. Инструменты патриотического воспитания – совокупность приемов, форм, методов и средств, применяемых субъектами патриотического воспитания в отношении объектов патриотического воспитания для достижения целей патриотического воспитания. Направление патриотического воспитания – сектор патриотической работы, обладающий специфическими характеристиками, на основе которых он может быть вычленен из общей массы мер формирования и развития патриотизма. Программа патриотического воспитания – совокупность мероприятий и проектов, осуществляемых в целях патриотического воспитания в отношении целевой аудитории, а также стратегический документ, определяющий цели, задачи, содержание патриотического воспитания и закрепляющий полномочия вовлеченных сторон. Основные термины
Ключевые патриотические ценности : Любовь к Родине, Отечеству, родному краю, дому, улице. Любовь к семье, соседям, своему народу, предкам и потомкам, признание семейных ценностей и важности преемственности поколений. Уважение к государственным символам (флаг, герб, гимн) и праздничным датам (День России, День Победы и др.). Уважение к закону, нормам общества, уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп. Сохранение исторической памяти, знание истории страны, гордость за ее победы и героев. Положительное отношение к труду, потребность в труде на благо Отечества, стремление к профессионализму и достижениям. Гордость за российскую культуру, почтение к традициям, религии, обычаям, праздникам, народным святыням, любовь к родному языку, желание его изучать, уважение к языку и традициям всех народов, населяющих Россию. Гордость за общественные, социальные, культурные, спортивные, экономические и иные достижения России. Забота об окружающей среде, восхищение родной природой. Признание единства своей судьбы и судьбы своей страны, своего народа. Деятельное, осознанное отношение к своей стране и малой родине, стремление защищать интересы родной страны, заботиться о ее процветании и благополучии. Ответственность за себя, свою семью, малую родину и Отечество. Открытость к сотрудничеству для сохранения и укрепления межнациональных и межгосударственных связей.
Педагогика Культура Медиа С лужение Отечеству Спорт Наука Семья История Экология Добровольчество 10 «ГРАНЕЙ» ПАТРИОТИЗМА
Патриотическое воспитание в ФОП Цель : всестороннее развитие и воспитание ребенка в период духовно - нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных традиций
Задачи : приобщение детей к базовым ценностям российского народа * - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья , созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость , коллективизм , взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России ; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей ; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма интеллектуальных и художественно - творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности * Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 Патриотическое воспитание в ФОП
Образовательные области Социально - коммуникативное развитие Познавательное развитие Художе ственно - эстетическое развитие Физическое развитие В каждой из образовательных областей показана интеграция обучающих и воспитательных задач Патриотическое воспитание в ФОП
Примерный перечень акций патриотической направленности Название акции Всероссийская акция «Я – гражданин России» Всероссийская акция «Читаем детям о войне» Всероссийская акция «Читаем книги о Великой Отечественной войне всей Югрой» Сроки проведения Февраль Февраль, апрель, май Февраль, апрель, май Всероссийская акция «Письмо с фронта» Май Военно - патриотическая акция «Календарь Великой Победы» Спортивно – патриотическая акция «Рекорд Победы» Всероссийская акция «Ветеран живет рядом» Международная акция «Сад памяти» Всероссийской акция «Мы – граждане России!» Всероссийская акция взаимопомощи «#МыВместе» Всероссийская акция «Красная гвоздика» в течение года Апрель - Май в течение года Март - июнь В течение года В течение года Май - июнь 22 июня Всероссийская акция «Свеча памяти» Всероссийская акция «Бессмертный полк» Всероссийская акция «Блокадный хлеб» май январь Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» Всероссийская акция «Добрая суббота», посвященная Дню Победы Патриотическая акция «Рассвет Победы» Апрель - май Май Май Всероссийская акция «Посылка солдату» в течение года
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудное время переживала Россия в 17 веке. Его назвали Смутой (все смешалось, ничего не понять). Царский род прекратился, царя не было, появились самозванцы, старавшиеся силосй захватить власть и престол. Воспользовавшись внутренними смутами, в Россию вторглись иностранцы – шведы и поляки. Разбойничьи шайки грабили и губили народ. Казалось, помощи было ждать неоткуда. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы.
На защиту своей родной земли встали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России – Москву и главную крепость Кремль.
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!
4 ноября вся Россия будет отмечать День народного единства – это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.
Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!