Опытно - экспериментальная деятельность
Опытно-экспериментальная деятельность — это деятельность, направленная на развитие познавательной активности и стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебная водичка»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды, назначением и применением воды.
Образовательные задачи.
1.Формировать представление детей о свойствах воды (жидкая, прозрачная, не имеет цвета и запаха).
Развивающие задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе.
- Воспитывать бережное экономное отношение к воде.
Активизация словаря.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными. (Вода, жидкость, бесцветная, прозрачная, опыт).
Предварительная работа.
- Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Для чего и кому нужна вода»; о её роли в жизни человека и живых существ.
- Проведение опытов с водой.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Чтение рассказов, сказов, стихотворений, пословиц познавательного характера.
- Наблюдение в уголке природы за комнатными растениями (полив).
- Загадывание загадок.
- Заучивание потешек «Водичка-водичка».
Вид деятельности:
Познавательно-исследовательская
Интеграция образовательных областей: познание, социализация.
Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки, краски, кисточки
В течении всего года в нашей группе находится волшебная коробочка. Каждое утро в этой коробочке появляются разные предметы, с которыми в дальнейшем мы взаимодействуем по плану.
В: Ребятки, посмотрите, что же сегодня появилось в нашей волшебной коробочке? Тут стаканчики. Что же это?
Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в первом стаканчике.
Вопросы: «Что это? (вода). Какой вкус у воды? (вода безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети пробуют воду.
Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»
Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
В: А давайте поиграем.
Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой.
Затем дети рассматривают баночку стоящую на столе с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».
Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы «Где камушки? Почему их не видно?» (Потому что молоко белым цветом).
Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?» (Она прозрачная).
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Воспитатель: Ребята, давайте приготовим разноцветный сок для наших кукол.
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Можно окрасить воду при помощи краски?»
При помощи кисточки дети поочерёдно опускают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.
Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).
Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно? (камушек не видно, потому что вода окрашена).
Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.
Ребятки, как много интересного мы сегодня узнали с вами. А давайте вспомним, что же мы узнали о воде:
- вода прозрачная
- Вода приобретает вкус того, что в нее добавляют
- воду можно окрашивать в разные цвета.
- в покрашенной воде не видно предметов.
Молодцы, ребятки, давайте мы сложим все обратно в коробочку и уберем ее, чтоб завтра в ней появилось еще что - нибудь интересное.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Занятие-экспериментирование в средней группе
«Волшебница-вода»
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, безопасность, труд, музыка, здоровье.
Цели:
— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
— развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
— развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
— развивать внимание и наглядно – действенное мышление;
— воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
— развивать любознательность, речь;
— воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.
Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, ложки, сахар, краски, большие ёмкости, вода.
Ход организованной образовательной деятельности
Формирование положительной мотивации
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
(чтение загадки сопровождается шумом воды)
Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду;
— варят еду;
— моют грязные фрукты и овощи;
— каждый день моют руки и лицо;
— поливают растения, чтобы не засохли;
— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
- Да!
Тогда прошу за столы!
Опыт №1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: «Вода имеет вес».
Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (в одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (в котором — вода). Вода имеет вес.
Опыт №3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стаканчик с водой. В стаканчики положены стеклянные шарики, их видно через воду, значит вода прозрачная.
Воспитатель: В стаканчике мы видим шарик?
Дети: Да
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, ребята. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Опыт №4: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №5 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1, 2, 3, 4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брас
Одной другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ну что продолжим.
Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить.
Опыт №6: «Вода – растворитель».
Детям предлагается растворить сахар в воде. Он растворился.
Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, значит вода растворитель.
Опыт №7: «Вода – растворитель».
На столе ложка с краской, стаканы с водой.
Воспитатель: А теперь попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Итог:
Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А теперь предлагаю всем закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушаем звуки воды)
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по экспериментированию
в подготовительной группе «Радужный вулкан».
Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с природным явлением вулкан, причиной его извержения.
-Продолжать учить детей видеть проблему, делать обобщения. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
-Уточнять представления о природных явлениях: извержение вулкана, радуга. Обогащать словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, лаборатория, опыты.
Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
Материалы и Оборудование: Графин с водой, пищевые красители, сода, моющее средство, лимонная кислота, мерные стаканы, поднос, макет вулкана, чайные ложки, салфетки, слайды с изображением вулканов
ХОД НОД:
Организационный момент
Воспитатель:Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение, потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, покажите мне какое у вас настроение. Мое хорошее настроение плюс ваше хорошее настроение.
Воспитатель:Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.
Воспитатель:Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну экспериментов к моему знакомому профессору. Там вы узнаете много нового и интересного.
Воспитатель:Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все правильно, в лаборатории.
Воспитатель:Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)
Воспитатель:Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.
Воспитатель:А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.
Воспитатель:Вот мы и попали в научную лабораторию профессора Чудакова.
Воспитатель: Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана, (читает задание). Ребята, поппобуйте отгадать загадку.
Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)
Воспитатель: Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)
Воспитатель: Обратите своё внимание на доску.
Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)
Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)
Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.
Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.
(ВИДЕО № 1)(Действующий вулкан)
Воспитатель: Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул.
И на десятки лет уснул.
Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?
Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять. Вот нам еще одна подсказка от профессора.
Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, пищевой краситель, лимонная кислота и моющее средство для посуды
Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Воспитатель: Какую, например? (воду)
Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
- Придется нам обратиться за подсказкой к профессору.
Воспитатель:
1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.
2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.
З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.
4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.
Воспитатель: Скажите, что сейчас произошло?
Воспитатель: А почему так получилось?
Воспитатель: Вам понравился наш опыт?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и выполняли все задания профессора Чудакова, и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!
Воспитатель: А сейчас пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажем волшебные слова.
Воспитатель: Сейчас кругом я повернусь. И в детском саде окажусь!
Итог. Рефлексия.
Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?
Какие опыты сегодня мы с вами провели?
Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Кому можно рассказать и показать наш опыт?
С какими природными явлениями мы свами сегодня познакомились?
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми
Тема: «Вулканы»
Возрастная группа: старшая
Цель: Создание условий для знакомства детей с таким природным явлением, как вулкан.
Задачи:
- Сформировать представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с крупнейшими вулканами мира и Камчатки; смоделировать извержение вулкана; познакомить с действиями человека во время извержения вулкана;
- Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
- Воспитывать интерес к изучению явлений природы.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
1.-Мотивация к деятельности детей (обсуждение реального события, введение в игровую ситуацию) | - Здравствуйте ребята. Какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, а я улыбнусь вам. - Сейчас я прочитаю загадку, а вы внимательно её послушайте и отгадайте. Магма по жерлу рвётся наружу, Выход из кратера очень ей нужен. Если проход на поверхность ей дан, Значит проснулся грозный… ( вулкан). - Как вы догадались? | Организует размещение детей в группе, эмоционально включает в действие: просит мимикой показать своё настроение, улыбнуться друг другу; вовлекает в слушание. | Дети размещаются в группе за столом, на стульчиках. Выражают различные эмоции посредством действий, слов, мимики. | Умеет управлять своим поведением; соблюдает общепринятые нормы поведения; проявляет готовность к работе. |
2.Планирование деятельности. Поиск решения проблемы | - Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. - Мы узнаем почему вулканы называют вулканами, что внутри вулкана, проведем опыт и пронаблюдаем за извержением вулкана. | Задаёт вопросы, стимулирует процесс мышления. Рассказывает, обсуждает с детьми, объясняет, советует, поддерживает. | Внимательно слушают воспитателя, задают вопросы. | Проявляют инициативу и самостоятельность; открыт внешнему миру; взаимодействует с воспитателем. |
3.Открытие (приобретение знаний, умений) | - А вы знаете, почему вулкан называют вулканом? Кто хочет узнать? Я сейчас прочитаю вам легенду, а вы ее внимательно послушайте и приготовьтесь ответить почему вулканы называют вулканами. «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.» - Вам понравилась легенда? - Почему вулканы называют вулканы? Слово «вулкан» означает «бог огня». - А почему его так называют, вы убедитесь сами в ходе нашего занятия. - В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. -Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются». -Сейчас мы заглянем внутрь вулкана и узнаем почему просыпается вулкан. Из каких слоев состоит земля? (земная кора, мантия, ядро). Температура мантии настолько высокая что, камни из твердых превращаются в жидкие, если в мантии образуются трещины. По трещинам жидкое вещество мантии его называют магма, поднимается вверх и течет по склонам вулкана. Поднявшаяся магма отдает газы и превращается в лаву и когда куски лавы застывают, то превращаются в камни. Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие – это кратер, Кратер – это углубление на вершине вулканической горы. Внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса мантии — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она отдает газы и превращается в лаву, которая реками течет по склону вулканической горы, но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. -Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни). - Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется». - Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. - Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место) - И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте). - Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились). - Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали. - Посмотрите на карту мира, красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле. - Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов. - А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем. Физминутка По дорожке мы шагали И ворон мы не считали, Смело, мы идём вперёд, Где вулкан уже нас ждёт. Когда в гости мы пришли Можно крикнуть 1, 2, 3. - А сейчас мы с вами проведем опыт по изготовлению вулкана. -Пластиковая тарелка выполнит роль Земли, а пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус из картона. Берем пластиковый стаканчик, и ставим на тарелку. Берем конус и одеваем на жерло. Кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. А сейчас я добавлю уксуса. - Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан? (Он извергается спокойно). - Молодцы ребята, вы были внимательными, и у вас всё получилось, замечательно! Вам понравилось? | Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы. Рассказывает про строение вулкана. Задает вопрос. Рассказывает про последствия вулканических извержений. Воспитатель предлагает закрыть глаза и представить некоторые ситуации. Показывает карту мира где изображены крупнейшие вулканы. Педагог четко проговаривает слова стихотворения. Организует опыт. | Делают самостоятельный выбор. Выстраивают порядок и последовательность. Принимают собственное решение. Проводят опыт по инструкции воспитателя. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают воспитателя. Закрывают глаза, представляют ситуацию. Смотрят на карту. Повторяют движения в соответствии с текстом. Внимательно наблюдают. | Проявляют инициативу и самостоятельность. Способен договариваться, умеет доводить работу до конца. |
4.Закрепление (самоопределение). | - А сейчас ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»? | Проявляет уважение к детским высказываниям. | Активно обсуждают, вступают в беседу. | Проявление самостоятельности. |
5.Рефлексия (анализ и результаты). | - Вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? -Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, проводили опыт. А что вам понравилось больше всего? -Что было трудно для вас? Что наоборот вам показалось легко? -Какое настроение у вас было на протяжении занятии? | Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления; комментирует высказывания. | Осуществляет контроль; выражает собственные суждения; делятся впечатлениями. | Способен оценить свою деятельность, свой вклад в решение проблемы. Выделить трудности которые были в ходе решения проблемы. |
6.Открытость. | - Ребята, наше занятие подходит к концу. Я приготовила для вас раскраски, вы их можете раскрасить в свободное время. | Обсуждает с детьми продолжение работы в разных формах самостоятельной деятельности. | Соглашаются с воспитателем. | Проявляют заинтересованность. |