Функциональная грамотность
Предварительный просмотр:
Протокол № 1
заседания методического объединения
учителей русского языка и литературы
от 13 сентября 2022 г.
Председатель: Яценюк Н.В.
Секретарь: Пахтышева С.О.
Присутствуют: Демикайте И.А., Замесина Г.Н., Михайленко О.В., Мишагина М.Г., Огарова Н.В.,
Пахтышева С.О., Чеботкова Т.О., Шистерова Н.С.,
Яценюк Н.В.
Повестка дня.
- Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2021-2022 учебный год. (Доклад Михайленко О.В.)
- Проблемно-ориентированный анализ результатов ГИА в формах ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ по русскому языку в 9,11 классах, по литературе. (Учителя-предметники)
- О плане работы МО учителей русского языка и литературы на 2022-2023 учебный год.
- Об участии в муниципальном проекте «Систематизация банка контекстных заданий по функциональной грамотности» для 5-8 классов. (доклад Яценюк Н.В.)
По первому вопросу заслушали Михайленко О.В. Она представила анализ работы школьного методического объединения за прошлый учебный год по следующим блокам
1 блок – введение (тема, цель, задачи МО)
2 блок – состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность.
- Анализ педагогических кадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационной категории.
- Анализ программ и программно-методического обеспечения, используемого в образовательном процессе.
- Анализ работы по повышению квалификации педагогов (курсы), ее эффективность;
- Анализ тематики заседаний МО: актуальность тем и конкретность решений, меры по их реализации;
2.5. Анализ работы с молодыми специалистами (помощь в первоначальной адаптации, организация наставничества; индивидуальная методическая помощь молодым специалистам);
2.6. Анализ работы по проведению аттестации, ее результаты;
2.7. Анализ деятельности других форм работы МО;
2.8. Итоги индивидуальной методической работы педагогов, внедрение лучшего педагогического опыта в практику;
2.9. Анализ использования предметно-развивающей среды в образовательном процессе.
3 блок - анализ состояния преподавания, качества знаний, умений и навыков воспитанников на примере пробных экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах.
4. блок - задачи, над которыми методическое объединение будет работать в будущем учебном году.
Постановили:
1.1. Признать работу МО учителей русского языка и литературы за период 2021 – 2022 учебного года удовлетворительной.
По второму вопросу заслушали учите6лей- предметников. Они предоставили проблемно-ориентированный анализ ГИА в формах ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Класс, предмет | Учитель | Результат |
9 класс, русский язык (ОГЭ) | Пахтышева С.О., Шистерова Н.С., Котова В.П. | ОГЭ по русскому языку сдавали 76 девятиклассников. Результаты: «5» - 28 выпускников, «4» - 33 обучающихся, Качественная успеваемость составила 80,3% от общего числа сдававших «3» - 15 выпускников, что составило 19,7%. Успеваемость – 100% |
9 класс, русский язык (ГВЭ) | Демикайте И.А., Пахтышева С.О. | ГВЭ по русскому языку сдавали 6 девятиклассников. Результаты: «5» - 1 выпускница (Рахимова К), «4» - 3 обучающихся, Качественная успеваемость составила 66,7% от общего числа сдававших «3» - 2 выпускника, что составило 33,3%. Успеваемость – 100% |
9 класс, литература | ОГЭ по литературе сдавали 2 ученика. Результаты: «5» - 2 выпускника Качественная успеваемость составила 100%. | |
11А класс, русский язык | Яценюк Н.В. | Общая успеваемость _28_ чел. _100_%.
Средний тестовый балл по классу составил 17,6
Всего за работу можно было получить 58 баллов. Средний балл за работу: 39,6 Наибольший балл, полученный обучающимися, - 53, фамилии: Бутова О, Хабиева А. Средний балл по 100-бальной шкале 66,4. |
11Б класс, русский язык | Яценюк Н.В. | Общая успеваемость _21_ чел. _100_%. 1.За выполнение тестовой части можно было набрать 33 балла. По 26 баллов набрали Колесник А. и Мушанова Ц. Это лучшие результаты по классу. Наименьшие баллы за тестовую часть набрала Слепцова А. (10 баллов) • Средний тестовый балл по классу составил 17,4 (52,7%). 2. За написание сочинения можно было набрать 25 баллов. Средний балл за сочинение 15,4 баллов (61,6%). 3 обучающихся (14,3%) не приступили к написанию сочинения. Это Коротких А., Маргиева А., Турнаев Д. Трудности встретились по соблюдению пунктуационных норм. Всего за работу можно было получить 58 баллов. Средний балл за работу: 32,7. Наибольший балл, полученный обучающимся, - 46, фамилия: Колесник А. Наименьший балл, полученный обучающимся, - 12, фамилия: Турнаев Д. Средний результат по 100 бальной шкале 57. |
11 класс, литература | Яценюк Н.В. | ЕГЭ по литературе сдавали 3 ученицы Результаты: 2 ученица (Лукина Д., Тихонова С.) преодолели минимальный порог. Мушанова Ц. набрала 28 баллов и экзамен не сдала. Успеваемость – 66,7% |
Постановили:
2.1. При подготовке к ГИА обучающихся 9, 11 классов учесть пробелы в знаниях выпускников прошлых лет.
По третьему вопросу заслушали руководителя МО учителей русского языка и литературы Яценюк Н.В.. Она предложила план работы методического объединения на новый учебный год:
Методическая тема школы: формирование функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
• Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
• Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и форм преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
• Создать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
• Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.
• Использовать на уроках задания в формате PISA (Институт стратегии развития образования Российской академии образования).
• Организовать мероприятия по обмену опытом в области формирования и оценки функциональной грамотности на различных уровнях.
• Повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учеников
Тема методического объединения: Современные требования к качеству урока при обучении русскому языку и литературе – ориентир на обновление внутренней системы оценки качества образования.
Цель - непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы в связи с обновлением внутренней системы оценки качества образования.
Основные задачи:
1. Совершенствование работы педагогов по подготовке обучающихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
2. Продолжение работы по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта творчески работающих учителей через систему открытых уроков, отчетов по темам самообразования, через сетевое взаимодействие учителей России.
3. Организация работы с детьми повышенного интеллектуального уровня развития, вовлечение их в участие на муниципальном, региональном и российском уровнях в дистанционные конкурсы, олимпиады, поисковую, инновационную и исследовательскую деятельность.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учеников.
Организация методической работы проходит в следующих формах:
- творческая группа учителей-предметников по созданию банка заданий для выявления функциональной грамотности обучающихся 5-8 классов;
- работа педагогов над темами самообразований;
- предметная методическая неделя;
- аттестация педагогов;
- курсовая переподготовка;
- участие в конкурсах педагогического мастерства
Постановили:
3.1. Утвердить план работы МО учителей русского языка и литературы на 2022 – 2023 учебный год.
По четвертому вопросу заслушали руководителя МО учителей русского языка и литературы Яценюк Н.В.. Она рассказала, что под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Приведу примеры.
Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом, теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можем совместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы). Нужно учить находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, мыслить пытливо и критически, не останавливаться на заученных формулах; безусловно, опираться на знания, но непременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизненному контексту.
Составили график создания банка контекстных заданий по формированию функциональной грамотности по русскому языку.
Русский язык
класс | Раздел | Ответственный | Сроки предоставления заданий |
5 класс | Синтаксис. Пунктуация. | Яценюк Н.В. | Октябрь |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. | Яценюк Н.В. | Ноябрь | |
Лексика. Культура речи. | Мишагина М.Г. | Декабрь | |
Морфемика. | Чеботкова Т.О. | Январь | |
Морфология. Имя существительное. | Яценюк Н.В. | Февраль | |
Морфология. Имя прилагательное. | Мишагина М.Г. | Март | |
Морфология. Глагол. | Чеботкова Т.О. | Апрель | |
6 класс | Лексика. | Пахтышева С.О. | Октябрь |
Фразеология. | Огарова Н.В. | Ноябрь | |
Словообразование. | Мишагина М.Г. | Декабрь | |
Морфология. Имя существительное. | Пахтышева С.О. | Январь | |
Морфология. Имя прилагательное. | Замесина Г.Н. | Февраль | |
Морфология. Имя числительное. | Огарова Н.В. | Март | |
Морфология. Местоимение. | Пахтышева С.О. | Апрель | |
Морфология. Глагол. | Замесина Г.Н. | Май | |
7 класс | Причастие. | Михайленко О.В. | Октябрь |
Деепричастие. | Демикайте И.А. | Ноябрь | |
Наречие. | Михайленко О.В. | Декабрь | |
Предлог. | Яценюк Н.В. | Февраль | |
Союз. | Яценюк Н.В. | Март | |
Частица. | Яценюк Н.В. | Апрель | |
8 класс | Синтаксис. Пунктуация. | Яценюк Н.В. | Сентябрь |
Главные члены предложения. | Пахтышева С.О. | Октябрь | |
Второстепенные члены предложения. | Яценюк Н.В. | Ноябрь | |
Односоставные предложения. | Шистерова Н.С. | Декабрь | |
Однородные члены предложения. | Шистерова Н.С. | Январь | |
Обособленные члены предложения. | Шистерова Н.С. | Февраль | |
Вводные слова. | Яценюк Н.В. | Март | |
Чужая речь. | Пахтышева С.О. | Апрель |
Составили график создания банка контекстных заданий по формированию читательской грамотности по литературе.
Литература.
класс | Раздел | Ответственный | Сроки предоставления заданий |
5 класс | Мифология. | Яценюк Н.В. | Сентябрь |
Фольклор. | Яценюк Н.В. | Октябрь | |
Литература первой половины 19 века (басни, стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). | Мишагина М.Г. | Декабрь | |
Литература второй половины 19 века (И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой). | Чеботкова Т.О. | Февраль | |
Литература 19-20 веков (К.Г. Паустовский, М.М. Пришвин, В.П. Астафьев). | Яценюк Н.В. | Март | |
Литература 20-21 веков (произведения о ВОв, В.Г. Короленко). | Мишагина М.Г. | Апрель | |
Зарубежная литература. | Яценюк Н.В. | Май | |
6 класс | Устное народное творчество. | Огарова Н.В. | Октябрь |
Из литературы 19 века (басни, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев). | Мишагина М.Г. | Декабрь | |
Из литературы 20 века (А.П. Платонов, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин. М.М. Пришвин). | Пахтышева С.О. | Февраль | |
Зарубежная литература. | Замесина Г.Н. | Май | |
7 класс | Устное народной творчество. | Яценюк Н.В. | Октябрь |
Из русской литературы 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев). | Демикайте И.А. | Декабрь | |
Из русской литературы 20 века (М. Горький, Л.Н. Андреев, А.П. Платонов). | Михайленко О.В. | Февраль | |
Зарубежная литература. | Михайленко О.В. | Май | |
8 класс | Из литературы 18 века (Д.И. Фонвизин) | Пахтышева С.О. | Сентябрь |
Из русской литературы 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой) | Шистерова Н.С. | Ноябрь | |
Из русской литературы 20 века (И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.Т. Твардовский, В.П. Астафьев). | Яценюк Н.В. | Январь | |
Зарубежная литература. | Яценюк Н.В. | Май |
Постановили:
4.1. Учителям-предметникам приступить к разработке контекстных заданий по формированию функциональной грамотности по русскому языку и читательской грамотности по литературе согласно утвержденному графику.
Председатель: Яценюк Н.В
Секретарь: Пахтышева С.О.