Функциональная грамотность

Пахтышева Светлана Олеговна

Функциональная грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_1_ot_13.09.2022.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол № 1

заседания методического объединения

учителей русского языка и литературы

от 13 сентября 2022 г.

Председатель: Яценюк Н.В.

Секретарь: Пахтышева С.О.         

                                                          Присутствуют:      Демикайте И.А., Замесина Г.Н., Михайленко О.В.,  Мишагина М.Г.,  Огарова Н.В.,

Пахтышева С.О., Чеботкова Т.О., Шистерова Н.С.,

                                                                     Яценюк Н.В.  

                                                                                       

Повестка дня.

  1. Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2021-2022 учебный год.  (Доклад Михайленко О.В.)
  2. Проблемно-ориентированный анализ результатов ГИА в формах ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ по русскому языку в 9,11 классах, по литературе. (Учителя-предметники)
  3. О плане работы МО учителей русского языка и литературы на 2022-2023 учебный год.
  4. Об участии в муниципальном проекте «Систематизация банка контекстных заданий по функциональной грамотности» для 5-8 классов.  (доклад Яценюк Н.В.)

По первому вопросу заслушали Михайленко О.В. Она представила анализ работы школьного методического объединения за прошлый учебный год по следующим блокам

1 блок – введение (тема, цель, задачи МО)

         2 блок – состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность.

  1.  Анализ педагогических кадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационной категории.
  2.   Анализ программ и программно-методического обеспечения, используемого в образовательном процессе.
  3.  Анализ работы по повышению квалификации педагогов (курсы), ее эффективность;
  4.    Анализ тематики заседаний МО: актуальность тем и конкретность решений, меры по их реализации;

       2.5. Анализ работы с молодыми специалистами (помощь в первоначальной адаптации, организация наставничества; индивидуальная методическая помощь молодым специалистам);

                 2.6.   Анализ работы по проведению аттестации, ее результаты;

                 2.7.   Анализ деятельности других форм работы МО;

                 2.8. Итоги индивидуальной методической работы педагогов, внедрение лучшего педагогического опыта в практику;

                 2.9.   Анализ использования предметно-развивающей среды в образовательном процессе.

        3 блок - анализ состояния преподавания, качества знаний, умений и навыков воспитанников на примере пробных экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах.  

      4.  блок - задачи, над которыми методическое объединение будет работать в будущем учебном году. 

 

 Постановили:  

1.1. Признать работу МО учителей русского языка и литературы за период 2021 – 2022 учебного года удовлетворительной.

По второму вопросу заслушали учите6лей- предметников. Они предоставили проблемно-ориентированный анализ ГИА в формах ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Класс, предмет

Учитель

Результат

9 класс, русский язык (ОГЭ)

Пахтышева С.О., Шистерова Н.С.,

Котова В.П.

ОГЭ по русскому языку сдавали 76 девятиклассников.

Результаты:

«5» - 28 выпускников,

«4» - 33 обучающихся,

Качественная успеваемость составила 80,3% от общего числа сдававших

«3» - 15 выпускников, что составило 19,7%.

Успеваемость – 100%

9 класс, русский язык (ГВЭ)

Демикайте И.А., Пахтышева С.О.

ГВЭ по русскому языку сдавали 6 девятиклассников.

Результаты:

«5» - 1 выпускница (Рахимова К),

«4» - 3 обучающихся,

Качественная успеваемость составила 66,7% от общего числа сдававших

«3» - 2 выпускника, что составило 33,3%.

Успеваемость – 100%

9 класс, литература

ОГЭ по литературе сдавали 2 ученика.

Результаты:

«5» - 2 выпускника  

Качественная успеваемость составила 100%.

11А  класс, русский язык

Яценюк Н.В.

Общая успеваемость _28_ чел. _100_%.  

  1. За выполнение тестовой части можно было набрать 33 балла. Бутова О. и Вахитова А. набрали по 30 баллов. Наименьший тестовый балл набрала Садыкова Р – 10 баллов

Средний тестовый балл по классу составил 17,6

  1. За написание сочинения можно было набрать 25 баллов. Средний балл за сочинение 18,9 баллов (75,6%). Все обучающиеся класса писали сочинение  

Всего за работу можно было получить 58 баллов. Средний балл за работу: 39,6

Наибольший балл, полученный обучающимися, - 53, фамилии: Бутова О, Хабиева А.

Средний балл по 100-бальной шкале 66,4.

11Б  класс, русский язык

Яценюк Н.В.

Общая успеваемость _21_ чел. _100_%.

1.За выполнение тестовой части можно было набрать 33 балла. По 26 баллов набрали Колесник А. и Мушанова Ц. Это лучшие результаты по классу. Наименьшие баллы за тестовую часть набрала Слепцова А. (10 баллов)

•        Средний тестовый балл по классу составил 17,4 (52,7%).

2. За написание сочинения можно было набрать 25 баллов. Средний балл за сочинение 15,4 баллов (61,6%). 3 обучающихся (14,3%) не приступили к написанию сочинения. Это Коротких А., Маргиева А., Турнаев Д.

Трудности встретились по соблюдению пунктуационных норм.

      Всего за работу можно было получить 58 баллов. Средний балл за работу: 32,7.

Наибольший балл, полученный обучающимся, - 46, фамилия: Колесник А.

Наименьший балл, полученный обучающимся, - 12, фамилия: Турнаев Д.

Средний результат по 100 бальной шкале 57.

11 класс, литература

Яценюк Н.В.

ЕГЭ по литературе сдавали 3 ученицы

Результаты:

2 ученица (Лукина Д., Тихонова С.) преодолели минимальный порог.

Мушанова Ц. набрала 28 баллов и экзамен не сдала.

Успеваемость – 66,7%

Постановили:  

2.1.  При подготовке к ГИА обучающихся 9, 11 классов учесть пробелы в знаниях выпускников прошлых лет.

         По третьему вопросу заслушали руководителя МО учителей русского языка и литературы Яценюк Н.В..  Она предложила план работы методического объединения на новый учебный год:

Методическая тема школы: формирование функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

•        Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.

•        Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и форм преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.

•        Создать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.

•        Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.

•        Использовать на уроках задания в формате PISA (Институт стратегии развития образования Российской академии образования).

•        Организовать мероприятия по обмену опытом в области формирования и оценки функциональной грамотности на различных уровнях.

•        Повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учеников

Тема методического объединения: Современные требования к качеству урока при обучении русскому языку и литературе – ориентир на обновление внутренней системы оценки качества образования.

Цель - непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы в связи с обновлением внутренней системы оценки качества образования.

Основные задачи:

1.    Совершенствование работы педагогов по подготовке обучающихся к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

2. Продолжение работы по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта творчески работающих учителей через систему открытых уроков, отчетов по темам самообразования, через сетевое взаимодействие учителей России.

3. Организация работы с детьми повышенного интеллектуального уровня развития, вовлечение их в участие на муниципальном, региональном и российском уровнях в дистанционные конкурсы, олимпиады, поисковую, инновационную и исследовательскую деятельность.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования функциональной грамотности учеников.

 

Организация методической работы проходит в следующих формах:

  • творческая группа учителей-предметников по созданию банка заданий для выявления функциональной грамотности обучающихся 5-8 классов;
  • работа педагогов над темами самообразований;
  • предметная методическая неделя;
  • аттестация педагогов;
  • курсовая переподготовка;
  • участие в конкурсах педагогического мастерства

Постановили:  

3.1. Утвердить план работы МО учителей русского языка и литературы на 2022 – 2023 учебный год.  

        По четвертому вопросу заслушали руководителя МО учителей русского языка и литературы Яценюк Н.В..  Она рассказала, что под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение. Приведу примеры.

Мы знаем все буквы алфавита, умеем складывать слова и читать предложения. Но когда видим смешанный мультизнаковый текст или инструкцию, когда работаем с множественным текстом, теряемся, не справляемся с приёмами шрифтового варьирования, не можем совместить то, что выражено графически и словесно, сопоставить факты; чрезмерно доверяем печатному слову. Сознанием человека, который не привык воспринимать текст целостно, комплексно и критически, легко манипулировать (чем охотно пользуются, например, мошенники, «грамотно» составляющие юридические документы).  Нужно учить находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, мыслить пытливо и критически, не останавливаться на заученных формулах; безусловно, опираться на знания, но непременно проявлять находчивость при решении задач, предельно приближенных к жизненному контексту.  

Составили график создания банка контекстных заданий по формированию функциональной грамотности по русскому языку.

Русский язык

класс

Раздел

Ответственный

Сроки предоставления заданий

5 класс

Синтаксис. Пунктуация.

Яценюк Н.В.

Октябрь

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Яценюк Н.В.

Ноябрь

Лексика. Культура речи.

Мишагина М.Г.

Декабрь

Морфемика.

Чеботкова Т.О.

Январь

Морфология. Имя существительное.

Яценюк Н.В.

Февраль

Морфология. Имя прилагательное.

Мишагина М.Г.

Март

Морфология. Глагол.

Чеботкова Т.О.

Апрель

6 класс

Лексика.

Пахтышева С.О.

Октябрь 

Фразеология.

Огарова Н.В.

Ноябрь

Словообразование.

Мишагина М.Г.

Декабрь

Морфология. Имя существительное.

Пахтышева С.О.

Январь 

Морфология. Имя прилагательное.

Замесина Г.Н.

Февраль

Морфология. Имя числительное.

Огарова Н.В.

Март

Морфология. Местоимение.

Пахтышева С.О.

Апрель 

Морфология. Глагол.

Замесина Г.Н.

Май  

7 класс

Причастие.

Михайленко О.В.

Октябрь

Деепричастие.

Демикайте И.А.

Ноябрь

Наречие.

Михайленко О.В.

Декабрь

Предлог.

Яценюк Н.В.

Февраль

Союз.

Яценюк Н.В.

Март

Частица.

Яценюк Н.В.

Апрель

8 класс

Синтаксис. Пунктуация.

Яценюк Н.В.

Сентябрь

Главные члены предложения.

Пахтышева С.О.

Октябрь 

Второстепенные члены предложения.

Яценюк Н.В.

Ноябрь

Односоставные предложения.

Шистерова Н.С.

Декабрь

Однородные члены предложения.

Шистерова Н.С.

Январь

Обособленные члены предложения.

Шистерова Н.С.

Февраль

Вводные слова.

Яценюк Н.В.

Март

Чужая речь.

Пахтышева С.О.

Апрель

Составили график создания банка контекстных заданий по формированию читательской грамотности по литературе.

Литература.

класс

Раздел

Ответственный

Сроки предоставления заданий

5 класс

Мифология.

Яценюк Н.В.

Сентябрь

Фольклор.

Яценюк Н.В.

Октябрь

Литература первой половины 19 века (басни, стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

Мишагина М.Г.

Декабрь

Литература второй половины 19 века (И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой).

Чеботкова Т.О.

Февраль

Литература 19-20 веков (К.Г. Паустовский, М.М. Пришвин, В.П. Астафьев).

Яценюк Н.В.

Март

Литература 20-21 веков (произведения о ВОв, В.Г. Короленко).

Мишагина М.Г.

Апрель

Зарубежная литература.

Яценюк Н.В.

Май

6 класс

Устное народное творчество.

Огарова Н.В.

Октябрь

Из литературы 19 века (басни, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев).

Мишагина М.Г.

Декабрь

Из литературы 20 века (А.П. Платонов, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин. М.М. Пришвин).

Пахтышева С.О.

Февраль 

Зарубежная литература.

Замесина Г.Н.

Май

7 класс

Устное народной творчество.

Яценюк Н.В.

Октябрь

Из русской литературы 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев).

Демикайте И.А.

Декабрь

Из русской литературы 20 века (М. Горький, Л.Н. Андреев, А.П. Платонов).

Михайленко О.В.

Февраль

Зарубежная литература.

Михайленко О.В.

Май

8 класс

Из литературы 18 века (Д.И. Фонвизин)

Пахтышева С.О.

Сентябрь 

Из русской литературы 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой)

Шистерова Н.С.

Ноябрь

Из русской литературы 20 века (И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.Т. Твардовский, В.П. Астафьев).

Яценюк Н.В.

Январь

Зарубежная литература.

Яценюк Н.В.

Май

Постановили:  

4.1.  Учителям-предметникам приступить к разработке контекстных заданий по формированию функциональной грамотности по русскому языку и читательской грамотности по литературе согласно утвержденному графику.

  Председатель:                Яценюк Н.В

  Секретарь:                      Пахтышева С.О.