Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями
"Семья и школа"
Разработал: социальный педагог
МАОУ "Средняя школа № 8"
Майер Ф.Ф.
Когалым
Пояснительная записка
Согласно концепции общественного воспитания в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Родители являются субъектами образовательного процесса и, следовательно, ответственность за качество образования своих детей лежит и на них.
Сегодня школа не может быть монополистом, диктовать родителям свои условия и не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и др. проблем школьной жизни.
Кроме того, в современных условиях многие задачи школе в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, профилактики девиантного и аддиктивного поведения подростков и старших школьников.
Необходимо учитывать еще один аспект современной жизни – расслоение общества. Не секрет, что семьи учащихся занимают разные ступени на социальной лестнице. Экономический статус семьи может предопределять жизненные цели, ценностные ориентации, поведение детей, их отношения с учителями, одноклассниками и др. Задачи школы по отношению к каждому ученику – воспитать Человека. Поэтому объединение усилий школы и семьи, двух основных институтов воспитания – насущная необходимость. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей формированию у родительской общественности основ психолого-педагогических знаний способствует данная программа, которая позволяет скоординировать усилия классного руководителя, социального педагога, родительской общественности.
Участники реализации программы
В реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива, представители различных организаций, учреждений и общественности.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, формирования ценностного отношения к семье у детей и родителей.
Задачи:
– дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;
– вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
– помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;
– научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, свое собственное поведение, родительские взаимоотношения;
– выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем;
– сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.
Ожидаемый результат реализации программы
Родители (законные представители) по окончании обучения по программе должны
знать:
- теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту;
- методы и приемы восстановления семейных традиций;
- права и обязанности детей и родителей;
уметь:
- обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;
- нормализовать психологический климат в семье;
- грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей;
владеть:
- позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей; - технологиями грамотного питания, воспитания, обучения и развития детей;
- ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.
Принципы реализации программы
При реализации программы обучения родителей необходимо опираться на следующие принципы:
- добровольность и ненавязчивость обучения (родители могут добровольно посещать любые мероприятия и в любой момент отказаться от помощи);
- целесообразность;
- обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
- открытость, доброжелательность, уважение и безоценочное отношение к родителям и их детям;
- мотивирование родителей к активному взаимодействию с представителями школы;
- системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
- согласованная совместная деятельность специалистов, участвующих в работе с семьей;
- дифференцированный подход к работе с семьей;
- опора на жизненный опыт родителей.
Методы и формы реализации программы
Целесообразно использовать следующие методы и формы работы:
- проблемные лекции;
- практические занятия, разрешение педагогических ситуаций;
- тренинги и элементы тренинга в других формах работы;
- просвещение через печатную продукцию;
- совместные творческие дела и мероприятия;
- родительские собрания;
- индивидуальные тематические консультации;
- социологические опросы, диагностика родительских интересов;
- идивидуальные собеседования с родителями выпускников;
- классные родительские комитеты;
- общешкольный родительский комитет;
Примерная тематика индивидуальных консультаций
Индивидуальные консультации могут проводиться классным руководителем самостоятельно, с привлечением других педагогов класса, социального педагога, социальных партнеров.
Календарно-тематический план работы по программе обучения родителей
Класс | Краткое содержание работы | Ответственный |
5 класс | Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. | Классный руководитель, социальный педагог |
6 класс | Компьютер в жизни школьника. Особенности возрастного развития подростков. Что делает подростка «трудным»? Результативность школьного обучения. От чего она зависит? | Классный руководитель, социальный педагог, учителя - предметники |
7 класс | Проблема полового воспитания подростков. Влияние семьи на социальную зрелость подростка. Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. | Социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель. |
8 класс | Роль общения в жизни школьника. Конфликты с подростком и пути их разрешения. | Классный руководитель, социальный педагог |
9 класс | Как помочь или не мешать ребенку учиться? Роль семьи и школы в профориентации школьников. Об этом с тревогой говорят родители: профилактика зависимостей подростков. | Социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель |
10 класс | Особенности старшего школьного возраста. Жизненные цели старшеклассника. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций. Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как развивать эти качества в ребенке. | Классный руководитель, социальный педагог |
11 класс | Профессиональные намерения и возможности учащихся. | Классный руководитель, социальный педагог |
Как начать собрание и расположить родителей к разговору?
- Использование цитат, эпиграфов; оформление доски.
- Приветствие родителей.
- Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка).
- Знакомство родителей с проблемой и регламентом.
- По-особому (необычно) рассадить родителей.
- Выставка творческих работ учащихся.
- Реклама педагогической литературы.
- Видеоролик о жизни класса или выступление детей.
- Результаты анкетирования учащихся, родителей.
- Радость от общения с родителями и их детьми.
Основные приемы работы с родителями.
- Говорить на понятном языке (без специальной терминологии).
- Быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос.
- Быть активным.
- Учитывать эмоциональное состояние родителей.
- Отказаться от поучений, нотаций, высокомерия.
- Предварительно планировать содержание беседы.
- Быть доброжелательным.
- Защищать интересы ребенка.
- Сохранять конфиденциальность информации.
Литература для родителей
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;
2.Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.).
3. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 № 5487-1 содержится нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи;
4. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.1995г. № 195-ФЗ устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ.
5. Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 № 124-ФЗ;
7. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 № 120-ФЗ;
8.Положение "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ". Постановление Минтруда РФ № 1 от 27 сентября 1996 г.".// Бюллетень Минтруда, 1996, № 11.
9. Положение "Об основах социального обслуживания населения в РФ". Федеральный закон РФ № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. – 1995, № 50, ст. 4872.
10. Положение "О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи" — Приказ № 226. от 28 июля 1997 года.
11."Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"(с изменениями от 20 июля 2000 г.). Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
12. Положение "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации". Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636.
14."О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования РФ в 2000-2001 гг."Письмо Министерства образования РФ от 27 марта 2000 г., № 27.
16."О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(с изменениями от 24 июля 1998 Г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29 декабря, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г.). Федеральный закон от 24 ноября 1995 г., № 181-ФЗ.
17."Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"(с изменениями от 13 января 2001 г. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.
Литература для педагога
18. Андреева Г.М. Социальная психология. –М.: МГУ, 1980. – 416 с.
19. Гончарова Н.М. "Внеклассные мероприятия в коррекционных классах"
20 Дементьева Н.Ф. Сенсорная терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М.: РГСУ, 2008. ISBN: 978-5-7139-0549-1
21. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. [Текст]/ С. В. Духновский – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с. ISBN 5-86328-544-3
Иващенко Г.М. "Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности", Москва
22. Ильона Я.Г. Социальная терапия и психопрофилактика. – М.: Оскано, 2009.
23. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И Тест жизнестойкости [Текст]/ Д.А.Леонтьев, Е.И. Рассказова — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
24. Пособие для психологов «Методика для психологической диагностики совладающего поведенияв стрессовых и проблемных для личности ситуациях» [Текст]/ - Спб, 2008. – С. 37
25. "Социальная работа" подшивка журнал №2/2016, стр. 63
26. "Школьный психолог" подшивка журналов за 2016 год
27. Шваб Е.Д. "Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия"
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Памятка-буклет «Безопасность вашего ребенка в сети Интернет»
Правила поведения и родительский контроль
В век компьютерных технологий кроме игровой зависимости, нашим детям грозят и другие проблемы. Например,связанные с безопасностью поведения в сети Интернет. Большинство родителей абсолютно не знают, чемзанимаются их дети в сети и с кем они контактируют. Настораживает тот факт, что только не многиенаших родителей интересуются, какие сайты посещают их дети.
К сожалению, на просторах Интернета ребенокне только общается со сверстниками или находит полезную информацию. Здесь его также могут оскорблять или запугивать. А еще появился такой вид мошенничества, как фишинг, направленный на хищение личных данных(например, сведений о банковском счете, номере кредитной карточки или паролей). И ребенок для преступников главный объект. Поэтому, инструкция для родителей будет полезна, дабы попытаться максимально обезопаситьсвоих детей от опасностей, связанных с Интернетом.
Пять правил для родителей, которые заинтересованы в безопасности своих детей.
1. Разместите компьютер в общей комнате таким образом, обсуждение Интернета станет повседневной привычкой, и ребенок не будет наедине с компьютером, если у него возникнут проблемы.
2. Используйте будильник, чтобы ограничить время пребывания ребенка в Сети это важно для профилактики компьютерной зависимости.
3. Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.
4. Создайте «Семейные Интернет-правила», которые будут способствовать онлайн-безопасности для детей.
5. Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе использования Сети,интересуйтесь друзьями из Интернета. Учите критически относиться к информации в Интернете и не делиться личными данными онлайн.
Программное обеспечение для родительского контроля за ребенком в сети Интернет. Фильтруем
Конечно, для осуществления родительского контроля важно применять и различное программное обеспечене. Установите любую из программ в зависимости от операционной системы вашего компьютера — это поможет отфильтровать вредоносное содержимое; выяснить, какие сайты посещает ваш ребенок; установить временныерамки использования компьютера (или Интернета); блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети.
Сформируйте у детей правильное отношение к компьютеру и сети Интернет
А может, просто взять и запретить компьютер вообще? Но запретный плод, как известно, сладок — и поверьте, ваше чадо обязательно найдет способ побывать в Сети (от приятеля или из интернет-кафе). Кроме того, по мере взросления ребенку понадобится все больше учебной информации, которую сейчас также черпают из Интернета.Поэтому выход один нужно сформировать у детей правильное отношение к возможностям компьютера,донести им всю степень опасности и убедить следовать этим простым правилам, которые помогут сделатьдетское общение в Интернете более безопасным.
Детские правила. Как ребенку вести себя в сети Интернет
Прочитайте сами и ознакомьте своего ребенка с правилами, которые он должен соблюдать, пользуясь Интернетом.
1. Никогда не давай информацию о себе, которая может указать, что ты — ребенок.
2. Вместо фотографии пользуйся рисованным аватаром.
3. Настрой доступ к твоим фотографиям только для самых близких людей.
4. Не переходи по подозрительным ссылкам.
5. Поддерживай дружбу только с теми, кого знаешь.
6. Если во время общения в чате или переписке онлайн, какой то незнакомец тебе угрожает, задает неприятные вопросы или уговаривает на встречу в реальной жизни, то план действий такой: ничего не отвечай и немедленно сообщи об этом родителям!
Следование этим нехитрым советам и правилам, позволит избежать неприятных последствий для ребенка в случаеего увлечения всемирной сетью Интернет и обезопасит его психическое и возможно даже физическое здоровье оттого негатива, который, к сожалению, еще часто можно встретить на просторах глобальной паутины.
Предварительный просмотр:
Памятка родителям
«Обеспечение безопасности детей»
Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых!!!!
Подавайте детям собственный пример правильного поведения в быту, на улицах и дорогах города:
- формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;
- проведите с детьми с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;
- решите проблему свободного времени детей;
- постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребёнок, контролируйте место пребывания детей;
- не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребёнку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;
- чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;
- проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке;
Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребёнку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения — наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.
Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.
2. Находясь с ребёнком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.
3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас — этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться — это типичная причина несчастных случаев.
4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.
6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
За последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых нерадивые родители оставляли одних или с незнакомыми людьми.
Правила безопасности
Ч тобы уберечь своего ребенка от беды, следует, прежде всего, научить его распознавать опасность. Чтобы завоевать детское внимание, преступники представляются людьми творческих, увлекательных профессий: режиссер, фокусник, спортсмен. Набор предлогов для обращения довольно стандартен. Их цель — заинтриговать ребенка. Мальчику расскажут, что неподалеку лежит ничей самокат или робот. Девочке предложат посмотреть какое-нибудь животное, постараются надавить на жалость, сказав, что за углом лежит щенок с перебитой лапкой.
Ребенка нужно научить следующим правилам безопасности при общении с посторонними:
Всегда играй в компании друзей.
Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения родителей.
Никогда не соглашайся куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей, не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Кричи изо всех сил, если кто-то просит тебя об этом, немедленно расскажи родителям.
Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи об этом родителям.
Для детей школьного возраста:
Не обсуждай своих проблем с незнакомыми и малознакомыми людьми.
Если кто-то пытается ворваться в квартиру, звони в полицию, а затем открой окно и зови на помощь.
Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, не подходи близко и не соглашайся сопровождать их.
Ребенка нужно научить следующим правилам пожарной безопасности дома:
Не оставляйте без присмотра детей дошкольного и младшего школьного возраста, не позволяйте им пользоваться легковоспламеняющимися материалами;
Следите за газовыми и электрическими приборами.
Не играть с легко воспламеняющимися предметами и жидкостями (спички, зажигалки, аэрозоли и т.д.);
Не поворачивать вентили газовой плиты и колонки;
Не трогать режущие и колющие предметы (ножи, ножницы, иголки и т.д.).
В случае обнаружения пожара незамедлительно звоните 01.
Меры безопасного поведения при работе с Интернетом:
Объясните детям, что общаться и вести себя в социальной сети необходимо так же осторожно, как и в реальной жизни.
Запретите детям оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам по почте контактную информацию (телефон, адрес).
Объясните детям, что нельзя соглашаться на уговоры незнакомых людей о личной встрече. Подобные предложения лучше игнорировать, общение со слишком настойчивым человеком прекратить.
Просматривайте сайты, которыми часто пользуется ваш ребёнок, с целью недопущения вовлечения ребёнка в неформальные организации.
Родителям можно посоветовать следующее:
Убедитесь, что ваши дети знают телефон полиции, скорой помощи, пожарной службы, адрес. Отрепетируйте, как нужно разговаривать с дежурным, чтобы в нужный момент ребенок не растерялся.
Научите правилам безопасности дома и на улице.
Всегда знайте, где ваши дети, и они пусть всегда знают, где вы.
Никогда не пишите имя вашего ребенка на одежде, портфеле, велосипеде.
Научите ребенка в случае, если он потерялся, ждать вас в том месте, где вы расстались, и никуда не уходить ни с кем, ни под каким предлогом.
Всегда записывайте адреса и телефоны всех друзей вашего ребенка, а также телефоны (рабочие и мобильные) их родителей.
В случае возникновения неприязни между вашим ребенком и еще кем-либо обязательно выясните ее причины, постарайтесь уладить конфликт или избавьте ребенка от любого возможного контакта с источником неприязни.
Никогда не пренебрегайте детскими опасениями, даже если вам кажется, что они мнимые. Убедите ребенка, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Йоду мне, йоду ! I Недостаток йода снижает интеллектуальное развитие ребёнка любого возраста на 10-15%. Ухудшается память, внимание, умение складывать слова в предложения, мелкие движения рук, необходимые для развития мышления, речи. Решаем проблему . Специалисты рекомендуют чаще давать ребёнку морепродукты и рыбу во всех видах – жаренную, варёную и даже солёную в небольших количествах. Раз в неделю врачи советуют готовить салат из морской капусты. Любую еду нужно солить исключительно йодированной солью. В стрессовых ситуациях и при больших нагрузках следует принимать витаминно - минеральные комплексы.
Дефицитное железо . F e Школьники, которым не хватает железа, часто получают двойки и тройки, потому что их мозг постоянно ощущает нехватку кислорода – его доставляет клетками мозга железо. Особенно актуальна проблема анемии у девочек с приходом менструации и у тех из них, которые активно худеют и сидят на разных диетах. Решаем проблему. Лучше всего усваивается железо, которое содержится в продуктах животного происхождения. Поэтому врачи советуют, есть больше печени и мяса. Но жир мешает усвоению железа, поэтому лучше, если будет мясо постным. Не дает микроэлементу нормально усваиваться организмом избыток фосфора и кальция. Поэтому не стоит в один приём есть мясо и сыр или молоко. Не рекомендуется также запивать мясные блюда кофе или чаем, так как содержащиеся в них напитках танины связывают это необходимое вещество. Железо из фруктов, овощей, а также из орехов и различных круп лучше усваивается при наличии витамина С. Поэтому эти продукты диетологи советуют запивать соком цитрусовых, отваром шиповника
Z n Цинковый щит. Коварство дефицита цинка в том, что внешне это никак не проявляется. Между тем не так давно учёные выяснили, что цинк активно защищает клетки мозга от вредных воздействий. Он также положительно влияет на все виды обмена веществ в организме человека, контролирует синтез белков, которые отвечают за память и обучаемость . Микроэлемент расходуется в максимальном количестве под воздействием плохой экологии, при болезнях, стрессах. По мнению медиков, большие учебные нагрузки также снижают его усвоение. Решаем проблему . Много цинка содержится в сельди, макрели, печени, мясе, яйцах, грибах, зерновых, кедровых орешках, семечках тыквы и кунжута. Однако микроэлемент лучше усваивается из мясных продуктов, чем из растительной пищи. Дело в том, что фитиновая кислота растений связывает его, мешая всасыванию в кишечник.
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ЭТО НУЖНО ПОМНИТЬ!!!
- Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.
- Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте и целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите (см статью “Ласковое воспитание”) .
- Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.
- Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, повозитесь вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.
- Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Ведь он не виноват в том, что в магазине Вам нахамили! Дети итак очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим “воспитанием”, разберитесь со своими внутренними проблемами. В этом Вам может помочь семейный психолог либо человек, который Вас понимает.
- Четко формулируйте свои требования к ребенку. Их не должно быть много, но те, что есть, должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом “нельзя”.
- Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.
- Предоставьте ребенку больше свободы: он вполне может сам помириться с товарищем, выбрать дополнительный кружок в школе и т.д.
- Поощряйте самостоятельность! Ее развитие начинается с малого – сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Но самостоятельными должны быть не только действия, но и мысли!
- Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку: мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие – улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, “сильную” маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.
- Меняйтесь с ребенком ролями. Это можно делать и в повседневной жизни, и во время игры. Поощряйте его желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в “дочки-матери” наоборот, где Вы – дочь, а ребенок – мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.
- Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся палкой на бабушку, не нужно смеяться, оправдывать его (“он еще маленький, не понимает”), нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша. Возможно, он захочет повторить свой эксперимент, но Вы должны быть непреклонны.
- Часто скрываемые родителями от детей чувства (горе, тревога, растерянность, нежность и т.д.) ради их спокойствия выливаются в проблему. Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции. Строгий, требовательный отец на самом деле может за этой “маской” скрывать свою тревожность, неуверенность, страх за детей.
- Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно “выговариваете”, ругаете его – ищите причины неприятия малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас – первый шаг к ее решению.
- Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека (“Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…”).
- Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) занимается бабушка, няня, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Поэтому дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.
ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ
- При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
- При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
- Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
- Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня.»)
- При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Конфронтируется только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
- При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
- Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ
Когда необходимо физическое наказание детей
Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей, как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:
- Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.
- Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми.)
- Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.
Родителям на заметку:
советы социального педагога
1. Поддерживайте ребёнка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьёзное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получиться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
4.Составите с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возникшие у ребёнка на первом этапе обучения.
Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе
6. Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой его работе обязательно найдите то, за что можно похвалить.
Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
7.Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, поведении не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю, школьному психологу или другому специалисту.
8.С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
9.Учение - нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости игры. У первоклассника должно остаться время для игровых занятий.
практические советы родителям:
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (сверстников, бабушек, дедушек).
- Знакомство с одноклассниками и возможность общения с ними после уроков,
- Проявление интереса к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому дню в школе.
- Первое условие успеха в школе - самоценность ребёнка для его родителей.
- Учитывать роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).
- Создание благоприятного климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
- Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение и не только за учебные успехи.
- Не забывайте слова В. А. Караковского “Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому”.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
ЭТО НУЖНО ПОМНИТЬ!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правило первое: не бей лежачего “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности . Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям
о правах ребёнка.
Дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Формирование ценностей, моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач.
В каждый возрастной период ребёнку необходимо предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для нормального роста и полноценного развития, окружить его заботой и вниманием со стороны родителей и воспитателей, учитывая самоценность детства в жизни человека.
Проблема эта решается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений; психолого-педагогическое – создание благоприятных условий соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
«Дети мира невинны, уязвимы и независимы», - констатирует «Всемирная декларация об обеспечении выживания и развития детей».
В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребёнка во всём мире.
1924г. – в рамках Лиги Наций принята «Женевская декларация прав ребёнка».
1948г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию прав человека», которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959г. – «Декларация прав ребёнка».
1989г. – «Конвенция в правах ребёнка».
1990г. – «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
В 1990 г. Россия ратифицировала важнейший международный документ – «Конвенцию о правах ребёнка», в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
«Конвенция о правах ребёнка» - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, к его мнению и взглядам.
Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка:
Статья 6.1. Дети имеют неотъемлемое право на жизнь.
Статья 8. Дети имеют право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Статьи 12,13,15. Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Статься 19. Дети имеют право на безопасные условию жизни, право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
Статься 23.1. Дети инвалиды имеют право на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества.
Статья 24.1. Дети имеют право на медицинский уход.
Статья 27.1. Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статья 28-29. Дети имеют право на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечить подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе.
Статья 30. Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Статья 31. Дети имеют право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Статья 31. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
Предварительный просмотр:
Взаимодействие социального педагога и родителей учащихся в образовательном процессе
На формирование личности прежде всего оказывает влияние семья, поэтому комплексное сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Взаимодействие родителей и сотрудников психолого-педагогического медико-социального центра особенно актуально в настоящее время, которое характеризуется такими опасными для здоровья подрастающего поколения явлениями, как различного рода зависимости, детская безнадзорность и беспризорность, растущая волна детской преступности и суицидов.
Родители часто не различают собственные проблемы и проблемы, возникающие у детей. Они, как правило, в обоих случаях либо пытаются самостоятельно их решать, либо оставляют эти проблемы без внимания. Таким образом ребенок не научается принятию решений, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все трудности преодолеют взрослые. Если в проблемной ситуации ребенок действует самостоятельно, а родители являются его наставниками, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, выступая в роли координаторов, направляют это развитие, создают условия для поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а также организовывают ему психологическую поддержку в семье.
Взаимодействие с родителями ориентировано на оказание помощи ребенку и его семье в решении различного рода проблем: взаимоотношения в семье, учебные затруднения, общение, выбор образовательного маршрута при поступлении ребенка в первый класс и переходе в среднюю школу, выбор профильного образования и т.д. (Приложение 1).
Цель взаимодействия с родителями - профилактика возникновения (или эффективное решение) различного рода проблем у учащихся. Координатором сотрудничества с семьей во многих образовательных учреждениях является социальный педагог.
Взаимодействие социального педагога и родителей предполагает: консультирование по проблемам воспитания, обучения и развития ребенка, информационную поддержку и сотрудничество в рамках реализации индивидуально и системно-ориентированных программ сопровождения. Системно ориентированные программы сопровождения направлены на предупреждение возникающих у учащихся социально-эмоциональных проблем и трудностей в обучении; проблем, связанных с выбором образовательного маршрута. Программы индивидуального сопровождения направлены на оказание помощи ребенку в решении проблем различного характера.
Направления работы социального педагога с родителями:
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- помощь социально-уязвимой семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступлении его в первый класс и при переходе на новый этап обучения;
- помощь социально-уязвимой семье в выборе профиля обучения ребенка при переходе в 8 и 10 класс;
- предупреждение и преодоление трудностей в учебе и общении у учащихся группы риска;
- помощь семье в решении проблем внутрисемейного общения;
- помощь семье в кризисной ситуации;
- организация и проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка на всех этапах обучения.
Чем проблема серьезнее, тем специализированнее оказываемая ребенку и его семье помощь. Оказать такую помощь может районная или городская кризисная служба, районная комиссия по делам несовершеннолетних, районный отдел по делам несовершеннолетних, различные общественные организации. Важным фактом является взаимодействие социального педагога, психолога, логопеда с внешними организациями. (Приложение 2)
Проблемы, часто возникающие в семье: проблемы в системе взаимоотношения «ребенок-родитель», связанные с процессом обучения, расстройством поведения у ребенка/подростка, рискованным поведением, зависимостями, делинквентным поведением; проблемы в системах взаимоотношений: «родитель-родитель», «семья-школа», «семья-социум»; комплексные проблемы.
Очевидно, что необходим комплексный мультидисциплинарный подход и к анализу, и к решению перечисленных проблем. Выявить и изучить проблемы (а их, как правило, всегда несколько) позволяет технология индивидуального сопровождения «9 шагов».
Технология индивидуального сопровождения семьи «9 шагов»
- Анализ заявки/сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи?
- Инвентаризация проблем: составление списка всех выявленных проблем.
- Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
- Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.
- Настройка на нужную волну помощи: выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
- Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.
- Разработка плана действий.
- Мониторинг, оценка результативности.
- Выводы, рекомендации.
Данная технология позволяет разработать программу (конкретный план действий), направленную на решение проблемной ситуациис опорой на найденные в семье и ее окружении ресурсы.
Особое место в работе социального педагога занимает сопровождение социально-уязвимых семей. Социально-уязвимой является та часть населения, которая меньше защищена в обществе, у которой накапливается негативный социальный опыт. Между социально-уязвимыми семьями и школой может возникнуть дистанция: родители не ходят на собрания, не приходят на индивидуальные собеседования с сотрудниками школы. Такие родители, как правило, сами имели плохой контакт с учителями, у них закрепился «страх учителя» и школы в целом. Родители часто не понимают терминов, которые употребляет учитель, не понимают, что проблемы ребенка - это зачастую проблемы семьи. Они, как все родители, хотят, чтобы их ребенок добился успеха в жизни, но не верят, что это возможно из-за несостоятельности семьи. Следовательно, очень важно оказать психологическую поддержку таким семьям, повысить уверенность в собственных возможностях. Дети из социально- уязвимых семей очень часто не получают необходимой информации от родителей о возможностях выбора (например, маршрута обучения). Иногда родители пытаются выбрать для ребенка уровень образования, не соответствующий его возможностям, желая, чтобы он добился большего в жизни, чем они сами, или наоборот, «занижают ему планку». Ученик в условиях, не соответствующих его возможностям и склонностям, может стать агрессивным, совершать асоциальные поступки или полностью перестать учиться. Специалисты службы сопровождения помогают ребенку/подростку и его семье сделать правильный и осознанный выбор в отношении школьной карьеры и профессионального самоопределения. Более полную картину о социально-уязвимых семьях дает «Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей» (Приложение 3). Социально-уязвимые семьи могут получить помощь и со стороны внешних служб (районных и городских), но очень часто они просто не знают об этой возможности. Важно, чтобы социальный педагог оказал своевременную и качественную информационную поддержку таким семьям.
Важно отметить, социальный педагог в своей работе по сопровождению семьи руководствуется основным принципом работы службы сопровождения «всегда на стороне ребенка», а также базовыми положениями Конвенции ООН о правах ребенка:
- Все дети имеют право на специальную заботу и защиту. Вместе с тем, они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей их самостоятельного осуществления.
- В решении любых вопросов, связанных с интересами детей, любыми учреждениями приоритет отдается этим интересам.
- Семья рассматривается как естественная среда для развития благополучия детей и обеспечивается защитой и заботой с тем, чтобы она могла полностью реализовать свои обязанности в обществе.
- Должно проявляться особое внимание к детям, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.
- Очень важно изучение нормативно-правовых актов, касающихся защиты прав ребенка и его родителей и информационная поддержка всех участников образовательного процесса в данной области.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей
- Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка, только мать и отец, мать и отчим, мачеха и отец, одна мать или один отец, нет родителей.
- Количество детей в семье:
- пять и более;
- четыре;
- трое;
- двое;
- один.
- Образ жизни и психологический климат семьи:
- здоровый образ жизни, атмосфера дружбы, взаимопонимания, эмоциональной близости;
- здоровый образ жизни, отношения ровные, но без эмоциональной близости;
- отношения в семье отчужденные напряженно-конфликтные;
- допускается жестокое обращение с детьми, другими членами семьи.
- Здоровье родителей:
- отец и мать практически здоровы;
- один из родителей отличается ослабленным здоровьем;
- отец и мать с ослабленным здоровьем;
- один из родителей инвалид либо пенсионер по возрасту;
- отец и мать инвалиды либо пенсионеры по возрасту.
- Образование родителей:
- оба (либо один) имеют высшее образование;
- оба (либо один) имеют незаконченное высшее образование среднее специальное образование;
- обо (либо один) имеют общее среднее образование;
- оба (либо один) имеют неполное среднее образование.
- Возраст детей, воспитывающихся в семье:
- наличие в семье детей ясельного возраста (до 3 лет);
- наличие в семье детей дошкольного возраста(3-6 лет);
- наличие детей школьного возраста.
- Посещение дошкольником детского сада:
- ребенок посещает государственный или частный сад;
- ребенок воспитывается дома неработающей матерью;
- ребенок воспитывается дома неработающей бабушкой
- ребенок воспитывается няней дома;
- ребенок чаще остается дома один.
- Место учебы, работы детей школьного возраста:
- учеба в общеобразовательной школе, гимназии, лицее;
- учеба в негосударственных школах, гимназиях;
- учеба в среднем специальном заведении;
- учеба и работа (указать, где): _______________________
- Наличие социальных отклонений у детей и подростков:
- уход из дома, бродяжничество;
- употребление наркотиков, токсических веществ;
- алкоголизация;
- правонарушения;
- другое _____________________________________________.