Главные вкладки
Применение результатов дополнительного образования в педагогической деятельности
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из долгосрочных стратегий, которая обеспечивает позитивное взаимодействии в условиях глобализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_kuzina_e.a.docx | 123.94 КБ |
retsenziya_dop_programmy_po_izo.pdf | 240.81 КБ |
raznotsvetik_dop.docx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка»
ОПЫТ РАБОТЫ
По теме: «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Кузина Елена Александровна
г.п. Малиновский
2022г
Оглавление
Аналитические результаты опыта работы 8
Перечень разработанного материала 11
Трансляция опыта работы, обобщение и распространение 13
Введение
«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»
В.А. Сухомлинский
В соответствии со стратегией развития воспитания на период до 2025 года, приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоко-нравственной личности, разделяющей российские духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умения, и способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества. В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Почему в последнее время делается акцент на духовно – нравственное воспитание дошкольников? Потому, что самая большая опасность в нашем обществе - в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно – нравственного воспитания. Личный опыт патриотических чувств ребенка формируется путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины». Развивая детский интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, способствует более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников и включает следующие направления:
- обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
- художественно - эстетическое развитие детей;
- формирование потребностей в здоровом образе жизни;
- сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.
Актуальность. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей.
Наиболее продуктивно способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста, художественно-эстетическое развитие.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Большую роль в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности играет искусство. Искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды и составляет содержание образования, используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.
Большое внимание воспитанию духовности детей уделял выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, разработавший идею гуманизации образования в качестве главной цели народного образования и связывающий ее с воспитанием духовности.
Известные педагоги Т.С.Комарова, Е.С.Казакова, В.А.Флёрина и др. считают, что исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребёнок – искусство» - актуально, поскольку именно через него происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально-поведенческий опыт каждого ребёнка.
Духовно-нравственное воспитание детей способствует знакомству с событиями, праздниками, традициями народов Руси, народно-прикладным творчеством, через произведения древнерусской живописи иконописи и развивает интерес к ней. Воспитывает чувство гордости, уважения к народу, русской культуре.
На этой основе и выбрала тему «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста».
Целью работы стало: Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через изобразительное искусство.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
- Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
- Создать предметно-развивающую среду в группе (создание уголка в группе «Маленький художник», подбор детской литературы по духовно-нравственному воспитанию).
- Разработать и реализовать дополнительную программу по художественно - эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
- Формировать элементарное представление о видах искусства, уважение к культуре своего народа; воспитывать чувство гордости предками.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Провести мониторинг с целью определения уровня духовно-нравственного воспитания дошкольников.
- Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в духовно - нравственном воспитании детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Новизна опыта заключается в использовании метода нетрадиционной техники рисования, применяемой в работе по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Приемы и методы:
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
- Практические – упражнения, игр методы.
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово. педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
- Все методы используются в комплексе.
Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педоценка);
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные);
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание);
- практические – упражнения, эксперименты и др.
В кружке проводится групповая и индивидуальная работа с детьми. Отчет о результатах работы кружка предоставляется на выставках творческих работ в группе и в ДОУ, на тематических развлечениях, в оформлении предметно — окружающей среды, на родительских собраниях, в публикациях информации на сайте ДОУ, в виде консультаций и мастер — классов с педагогами и родителями.
Работу по духовно-нравственному воспитанию мы строим одновременно по трём направлениям:
- работа с педагогами;
- работа с детьми;
- взаимодействие с семьями воспитанников
- взаимодействие с социальными партнерами.
На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:
- Ребенок овладевает основными способами изобразительной деятельности, проявляет самостоятельность, инициативу, фантазию и творческое мышление и в разных видах деятельности;
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Методическое обеспечение.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. В быту встречается масса ненужных и интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами можно без особого труда обогатить уголок изобразительной деятельности. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать, ведь только тогда, когда ребенку интересно на занятии, у него появляются прочные знания, умения и навыки.
Основная часть
Основная цель занятий изобразительным искусством в детском дошкольном учреждении – духовное и творческое развитие личности, поэтому свой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию я интегрировала с изобразительной деятельностью воспитанников. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности развиваются все психические процессы и свойства личности: ощущения и восприятия, внимание и память, мышление и речь, наблюдательность, способность анализировать предметы. Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребенка, тем он одарённее (острота слуха влияет на музыкальный слух, острота зрения – на цветовое восприятие, восприятие формы и т.д.). Вот почему особое внимание уделяется чувственному познанию мира ребенком, а в связи с этим детскому экспериментированию, изобретательности, игре с изобразительными материалами.
Разработала и реализую образовательную программу по нетрадиционной технике рисования «РАЗНОЦВЕТИК»
Используя новые и довольно интересные педагогические технологии, я не пытаюсь навязать детям свою точку зрения на окружающий мир, а стараюсь дать им возможность само выразиться, реализовать свой творческий потенциал. Эти требованиям соответствуют нетрадиционным способам рисования. Они демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством нетрадиционных способов рисования является универсальность их использования. Нетрадиционное рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребенок не может выразить словами. На сегодня нетрадиционных способов рисования насчитывается множество. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, что позволяет активизировать чувственное восприятие детей и доставляет удовольствие.
Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми
В целях систематизации развивающей работы с детьми по теме «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста» разработала перспективный план тематической направленности для старшего дошкольного возраста (старшая, подготовительная группы) (Приложение 1).
Работа по духовно – нравственному воспитанию детей средствами изобразительной деятельности поспособствовала творческому росту детей. Кроме этого, данная работа помогла установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию духовности и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям.
Проведение досугов и развлечений с детьми духовно – нравственной направленности, пример:
- Целевые экскурсии в церковь «Знакомство с храмом», «Подарки для младенца» (отражено в проекте «Новогодние народные праздники и традиции»)
- Коллективное панно - «Платок (покров)», коллаж - «Осень».
- Выставка рисунков «Мама - солнышко в доме»
- Не традиционные техники рисования: «Мой Ангел-Хранитель».
- Коллективный труд на тему: «Украшение веточек вербы» и т.д.
Совместная деятельность организуется воспитателем один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа, которую реализую в кружковой деятельности.
Кружок предполагает два режима работы с детьми:
I. Организационный режим
1. Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми.
2. Организация экскурсий, целевых прогулок.
3. Организация различных форм трудовой деятельности.
4. Продуктивные виды деятельности (в том числе творческие задания и рукоделие).
II. Праздничный режим.
1. Проведение тематической непосредственно образовательной деятельности к празднику (содержание, традиции и духовный смысл праздника).
2. Подготовка и проведение праздников, развлечений, досугов.
3. Организация и проведение дней Ангела (осенние, зимние, весенние и летние именинники).
4. Организация выставок творческих работ детей и родителей.
5. Изготовление подарков для родных и близких людей.
Поэтапно, в соответствие с возрастом, ребята знакомятся с культурой православия через истории, фильмы, иконографию, праздники. Занятия по интересам проводятся во вторую половину дня, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Для развития у детей дошкольного возраста художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС регулярно пополняется развивающая предметно-пространственная среда в группе.
Организация совместной образовательной деятельности воспитателя
с родителями
Духовно-нравственное воспитание и обучение детей художественно-творческой деятельности невозможно без установления тесной связи с семьёй. С учётом требований стандарта сегодня социальное партнёрство семьи и ДОУ рассматривается как резерв развития ребёнка дошкольного возраста.
Одной из применяемых мною форм работы с родителями является родительский клуб «Творческое содружество», на котором происходят тематические встречи, мы решаем, как украсить группу, участок к праздникам, совместно разучиваем колядки, стихи. Родители ведут видеосъёмку праздничных мероприятий, помогают в организации экскурсий детей в храм и на концерт, где наши воспитанники принимают непосредственное участие. В детском саду проводятся выставки семейного творчества, где семьи имеют прекрасную возможность раскрыться и показать семейный, творческий потенциал, а путем взаимообмена друг с другом поделиться накопленные опытом. Такое сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяет расширить и углубить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости и причастности своего Я с другими людьми. У родителей сформировалось понимание, что семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно - нравственные ценности, являясь примером в стремлении к духовному росту, духовным ценностям, реализующимся в служении ближним и Отечеству (Приложение 2).
Взаимодействие с коллегами
Чтобы повысить профессиональную компетенцию педагогов в художественно-творческом развитии детей:
- Транслирую опыт практических результатов своей профессиональной деятельности в педагогическом коллективе на методических объединениях, мастер-классах, семинарах-практикумах, методических объединениях, конкурсах и в сетевом сообществе и т.д.
- На методическом объединении (МО) педагогов ДОУ обобщила опыт по теме самообразования «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС» в форме онлайн-видеоролика.
- Приняла участие в семинаре-практикуме «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС» (15.11.21).
- В 2017 году мною был обобщен опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников» на заседании РМО воспитателей Советского района и распространен в сети Интернет.
• Выступила с докладом на совещании педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Советского района с темой «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций»
Взаимодействие с социальными партнёрами
Кроме того, в формировании духовно-нравственной личности на основе развития творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста взаимодействую с социальными партнёрами такими как: Православный храм п. Малиновский, «СРЦ для несовершеннолетних Советского районного», Библиотека, Школа, Дом Культуры.
• Совместно с общественными партнерами подготовила сценарии и провела праздники: «Рождество Христово», «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Аты - баты». Наши дети стали неоднократными победителями конкурсов, участием творческих работ в конкурсах разного уровня, включая участие моих воспитанников в отборочном этапе VII Рождественского епархиального фестиваля «Вифлеемская звезда», на сцене «Югра-Презента» где мы вместе спели рождественскую колядку, за что дети получили сладкие подарки и фото на память.
В рамках реализации комплексных мер по развитию социальных эффективных практик, направленных на сокращение бедности семей с детьми в ХМАО-Югра, являюсь волонтёром «Советского районного СРЦ для несовершеннолетних». Так, как считаю, что для нас, педагогов не существует чужих детей, стараюсь по возможности, и по приглашению сотрудников СРЦ, приезжать в центр и проводить творческие занятия на духовно-нравственные темы: «Покров Богородицы», «День народного единства», «Мой Ангел хранитель» и т.п. (Приложение №3)
Аналитические результаты опыта работы
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития художественно-эстетических способностей детей в процессе духовно-нравственного воспитания. Что подтверждается системой мониторинга (разработка доктора пед. наук профессора Т.С. Комаровой) “Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества”. (Приложение 4).
Сравнительная диаграмма уровня духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста
Рис.1 Результаты развития духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста за 2020-2021 учебный год.
Рис.2 Результаты развития духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста за 2021-2022 учебный год.
Мониторинг показал, что качество проводимой работы по развития духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста с 2020 по 2022 учебный год повысилось на 53 %.
Рис.3 Сводная диаграмма результатов обследования развития духовно - нравственно воспитания через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста за 2020-2022 учебные года
Заключение
Подведя итог проделанной работы, можно отметить, что знакомство детей с разными видами изобразительного искусства способствует духовно – нравственному развитию дошкольников. Работа по данному направлению помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, физического здоровья детей, найти пути взаимодействия детского сада и семьи.
Отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, ответственность. У детей появилось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Главным результатом моей работы, стало усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, доброты, стремления детей к совершению хороших и добрых поступков
Считаю, что тема «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования» продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности работы с детьми в данном направлении. Создавая благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания дошкольников в художественно-творческой деятельности, мы хотим видеть детей овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, а главное счастливых и успешных.
Использованная литература
1. Проект Программы «Школа возрождения» г. Нягань.
2. Программа Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». – М.: Дошкольное воспитание, 2004 г.
3. С. Сычева. Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ», http://www.maam.ru/.
4. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 29.12.2012г.
5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
7. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. -М., Карапуз,! 1999.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М., Карапуз- Дидактика, 2007.
Литература для детей и родителей
1. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999
2. Дошкольникам о живописи. Р.М. Чумичева, М., 1992
3. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999
4. Энциклопедия рисования, В. Запаренко, СПб, 2000
Перечень разработанного материала
Для организации работы по теме «Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста» была подобрана литература и оформлен следующий методический материал:
• Материалы к системе работы по «Воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников основаны на программе Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников», методических рекомендаций для воспитателей Л. Б. Фесюковой, на годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных праздников.
• С целью воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций православных праздников разработала дополнительную образовательную программу дополнительного образования по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций православных праздников «Праздники добра» для детей: 5-7 лет. (Приложение 5).
Занятия по программе «Праздники добра» рассчитаны на 2 года (для детей 4-6 лет). В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, и о нравственных нормах поведения в духе Православия. Занятия «Праздники добра» проводятся в форме увлекательной игры, беседы, творческих занятий, игры - драматизации в которой непосредственное участие принимают зрители. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей – это не просто проведение определенного цикла занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл в детской продуктивной деятельности и режимных моментах: прогулка, игровая деятельность, совместная деятельность взрослых и детей. Тематика рисования, лепки, аппликации, ручного труда, чтение сказок и других художественных произведений для душеполезного восприятия с последующим обсуждением, заучивания стихов, драматизация игр, коллективный труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.
Опыт пятилетней работы в данном направлении был представлен на районном методическом объединении воспитателей Советского района (2018), программа «Праздники добра» была удостоена диплома I степени первого этапа XIII ежегодного всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет в номинации «За нравственный подвиг учителя» (2018) (приложение 6).
• В рамках кружковой работы с одаренными детьми разработала и реализовала дополнительную образовательную программу «Разноцветик» для детей 4-6 лет, направленную на художественно - эстетическое развитие. Реализуемая программа позволяет добиться устойчивых результатов в развитии духовно-нравственных способностей дошкольников через изобразительную деятельность: дети активно принимают участие во всероссийских конкурсах, из них 30% детей являются дипломантами всероссийских и районных конкурсов детского рисунка. Использую полученную информацию в работе с детьми для повышения качества оказываемых образовательных услуг и в практической деятельности с родителями (приложение№7).
Данная программа получила рецензию главного редактора международного образовательного портала «Солнечный свет» от 15.01.2022г., г. Красноярск.
• Составлены и реализованы проекты:
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; «Новогодние праздники и традиции» («Рождество», Святки», «Крещение»); «Проект родительского клуба подготовительной группы «Творческое содружество»»; «Стены, которые воспитывают»; «Спасибо бабушке и деду за великую победу!» и др.
• Активно принимаю участие в оформлении группы и пополнении предметно-развивающей среды с учетом темы самообразования. Мною изготовлены наглядно-дидактические пособия, настольно – печатные игры («Хорошие и плохие поступки»), игры со строительным материалом («Ступеньки к Храму»). Подобран иллюстрационный материал, обновлены разные виды театра, куклы, маски; подготовлены книжки – раскраски, картинки, цветные иллюстрации с изображениями героев сказок и былин. Создана библиотечка (видеотека) духовно-нравственной литературы. Оформлена папка для досугового чтения: «Калейдоскоп наших праздников для наших любимых детей» (приложение №8).
- Оформлены дидактические игры: «Назови православный праздник», «Собери Храм», «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками»; «Какие памятники святым в России Вы знаете»; «Раскрась пасхальное яичко»; «Мой ангел», макет «Ура, Победа!» и д.р.
- Подготовила наглядно-информационный материал в виде: консультации «Развитие творческих способностей детей», «Необычные способы рисования», «Как рассказать ребенку о празднике Пасха?», «Как рассказать ребенку о празднике о Вербном Воскресении?»; газеты по теме самообразования «Маленький художник».
• Разработала и распространила среди родителей ДОУ презентацию и буклет на тему: «Кружок «Маленький художник» ждёт юные дарования».
Трансляция опыта работы, обобщение и распространение
Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада, но и за его пределами.
Участвовала в ежегодном всероссийском конкурсе первого этапа XIII в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет в номинации «За нравственный подвиг учителя» с авторской программой «Праздники добра», где получила Дипломом 1 степени.
Опыт моей работы был обобщен и представлен на муниципальном уровне (районном методическом объединении воспитателей) в 2017году, где получил рекомендацию к распространению среди воспитателей Советского района.
С целью распространения положительного педагогического опыта, разместила его описание на личном сайте https://nsportal.ru/user/1340420/page/opyt-raboty.
Опубликовала статью в научно-образовательном журнале «Альманах», под названием «Воспитание под знаком SOS!» от 2017 г. под №1.
Продолжая совершенствовать систему работы по направлению, в 2017г, разработала и успешно реализовала проект «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников» направленный на воспитание у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств, любви к Родине и семье - уважительного отношения к труду, культурному наследию, истории России .https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/12/16/nauch_obazovatelnyy_alanah_tatya_kuzinoy.pdf
Выступала с докладом в проектной сессии 1: «Реализация курса «Социокультурные Истоки», «Основы духовно-нравственной культуры народов России в образовательных организациях Советского района» 29 августа 2018 года. Являлась членом экспертной комиссии тематического контроля «Определение состояния воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей» 18.03.2019г;
В ближайшее время планирую разработать программу по духовно-нравственному формированию художественно-эстетических способностей для детей среднего дошкольного возраста. Считаю, что данная программа будет полезна многим педагогам, работающим с детьми этого возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Тематическое планирование работы с детьми
№ п\п | Название мероприятия | Мероприятия по работе с детьми Духовно – нравственного направления | |
Сентябрь | |||
Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях. | |||
1. | «Капельки добра» | Беседа о честности, любви, доброте. | |
Октябрь | |||
2. | «Шарф-покров» | Кукольный спектакль – Сказка «Шарф-покров» | |
3. | «Наш Покров» | Коллективное панно - «Платок (покров)», коллаж - «Осень». | |
4. | Выставка детских рисунков «Наш Покров». | ||
Ноябрь | |||
5. | «День народного единства» | Экскурсия в Храм г. п. Малиновский (знакомство с иконой «Казанская Божия Матерь»). | |
6. | «Пусть всегда будет мама» | Парад стихов «Пусть всегда будет мама» | |
7 | Выставка рисунков «Мама - солнышко в доме» | ||
Декабрь | |||
7. | «Откуда Дед Мороз к нам пришел?» | Литературное прочтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае. Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая». | |
8. | Святитель Николай. | Экскурсия в Храм: Рассматривание и пояснение икон, с изображением Николы Угодника. | |
9. | Дни Милосердия | Акция – «Подари добро на Рождество». Рождественский коллаж. | |
Январь | |||
10 | «От Рождества до Крещения» | «Святки - колядки» (Рождественские Колядки). | |
11. | О Рождестве, Святках, Крещении | Чтение и обсуждение литературных произведений, разучивание стихов о Рождестве. Просмотр презентаций о Рождестве, Святках, Крещении. | |
12. | «Пещерка для младенца – Христа». | Конструирование на тему: Вертеп | |
13. | «Рождественская открытка» | Выставка детских работ «Рождественская открытка» | |
Февраль | |||
14. | «Житие Петра и Февронии» | Беседа об истории праздника «День святого Валентина» и святых Петре и Февронии. Просмотр мультфильма о святых Петре и Февронии. | |
15. | «Богатыри – защитники Земли Русской | Беседа-диспут «Богатыри – защитники Земли Русской | |
16. | Развлечение для мальчиков «Витязи» | ||
17. | «От Масленицы до Пасхи» | Знакомство с народным фольклором: «Масленица к нам пришла». | |
18. | Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки». Игра «Мирилка» (к прощенному воскресенью) | ||
19. | Не традиционные техники рисования: «Не всегда коту масленица». | ||
Март | |||
20. | «Вербное воскресенье» | Коллективный труд на тему: «Украшение веточек вербы». | |
21. | «Пробуждение» | Не традиционные техники рисования: «Пробуждение природы». | |
Апрель | |||
22. | Пасха красная | Экскурсия в ДК «Орфей» на Пасхальный спектакль (концерт). | |
23. | «Колокол дремавший» | Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола» Беседа о церковных колоколах. | |
24. | Христос Воскресе | Роспись пасхальных яиц «Писанки» | |
Май | |||
25. | 6 мая – День памяти Великомученика Георгия Победоносца | Просмотр видеоролика «Святой Георгий» | |
26. | «О священной войне» | Беседа-диспут «Почему ВОВ – священная война». | |
27. | «Никто не забыт» (Целевая экскурсия к обелиску) | ||
28. | «Моя родословная» | Конкурс семейных видеороликов и презентаций «Моя родословная», посвящается православному празднику Радоницы (о предках, членах семьи, близких и далеких родственниках) | |
29. | «Летние праздники» | Беседа на тему: «Летние праздники». | |
30. | «Праздник русской березки», посвящается Дню Святой Троицы | Игры на улице на тему «Троица» («Плетень-заплетень», «Барыня», «Грелки»). | |
31. | Не традиционные техники рисования: «Во поле березка стояла». | ||
Июль | |||
32. | «Именинник» | Развлечение на тему «Наши именинники» | |
33. | Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети. | ||
34. | «Наши праздники» | Оформление фотоальбома «Наши праздники». | |
Август | |||
36. | «Красота Божьего мира» | Выставка: «Красота Божьего мира» | |
37 | Яблочный Спас | Развлечение Яблочный Спас. (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа. | |
38. | «Маленький творец» | Организация выставки детских работ «Праздники». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Перспективный план работы семейного клуба «Творческое содружество»
№ | Месяц | Мероприятие | Информация для родителей | Ответственные | ||||||
1 | Сентябрь | Круглый стол «Давайте познакомимся» (мини-беседа, чаепитие) Анкетирование родителей «Скоро в школу» Консультация: «Как организовать образовательную деятельность ребенка дома» (дидактические игры) | Папка - передвижка: «Скоро в школу» Памятка: «Скоро в школу мы пойдем» | Кузина Е.А. (воспитатель) Сагдиева С.Н. (воспитатель) родители | ||||||
2 | Октябрь | Проект «Моя семья» Обмен опытом – традиции в нашей семье | Выставка поделок «Увлечения в моей семье» Оформление стенда фотографий «Моя семья» | Кузина Е.А. (воспитатель) родители | ||||||
Июнь | ||||||||||
3 | Ноябрь | Экскурсия в библиотеку (вместе с родителями) КВН «В гостях у Книжки» Конференция Семинар-практикум «Духовно - нравственное воспитание дошкольника через изобразительное искусство в условиях реализации ФГОС» | Выставка рисунков в библиотеке «Портрет моей мамочки» Папка - передвижка «День матери» Предоставление родителям ссылок на видеоролики: презентация родителям со слайдами презентации | Кузина Е.А. (воспитатель) Сагдиева С.Н. (воспитатель) | ||||||
4 | Декабрь | Мастер – класс: «Украсим нашу елочку» совместная деятельность родителей и детей Развлечение «Как - то раз под новый год» | Консультации: «Развитие мелкой моторики. Держим ручку правильно» «Проведем каникулы с пользой» «Подвижные игры на свежем воздухе» | Кузина Е.А.. (воспитатель) | ||||||
5 | Январь | Привлечение родителей к подготовке и сопровождению детей в гала-концерте «Вифлеемская звезда» Югра-Презент | Выступление на сцене Югра-Презент с колядкой | Кузина Е.А.. (воспитатель) | ||||||
6 | февраль | Вечер вопросов и ответов: дискуссия на тему «Воспитываем послушание и ответственность» - моделирование и решение проблемных ситуаций | Консультация «Ругать - можно, хвалить - нужно!» | Сагдиева С.Н. (воспитатель) родители Добровольская С.В. (педагог – психолог) Колобзарова А.В. (инструктор по | ||||||
Спортивный досуг: «Наши защитники» | Фотовыставка: «Мой папа самый лучший». | |||||||||
7 | Март | Мастер - класс «Подарок для мамы» | Сотворчество родителей и педагогов в изготовление праздничной атрибутики 8 марта. Памятка для родителей: «Воспитываем уважение и любовь к старшим». | Кузина Е.А. (воспитатель) Сагдиева С.Н. (воспитатель) родители | ||||||
8 | Апрель | Развлечение «День смеха» «Волшебные краски» (нетрадиционной технике рисования) в онлайн-формате. | Консультация «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка» | Кузина Е.А. (воспитатель)
| ||||||
9 | Май | Консультация «Речевое развитие детей седьмого года жизни» | Папка-передвижка «Скоро в школу» Памятка «Советы будущему первокласснику» | Кузина Е.А. (воспитатель) Сагдиева С.Н. (воспитатель) родители | ||||||
Итоговое занятие: «Наши достижения» | Итоговое занятие, выставка детских грамот, полученных за год Выставка рисунков «Какой я представляю себе школу» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Мониторинг реализации комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию через развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста за 2019-2021 учебный год
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «РАЗНОЦВЕТИК»
Первый год обучения
4-5 лет
- Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.
- Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
- Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки.
- Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «РАЗНОЦВЕТИК»
Второй год обучения
- лет
- Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
- Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
- Знать особенности изобразительных материалов.
- Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.
- Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
- Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
- Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства.
- Различать основные виды ИЗО
- Знать имена и работы наиболее известных художников.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы 4-5 лет
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной
креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия,
проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах. Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/
№ | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропорции | Композиция | Аккуратность | Передача движения | Цвет | Общее число баллов |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
- | Итого баллов по критерия м |
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование/
Передача формы:
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета: (Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов).
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине:
Дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;
-есть незначительные помарки-2б;
-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.