проекты

Толстоногова Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект

«Цирк! Веселье дарит цирк!»

Цель:

Знакомить детей с цирком, как видом искусства.

Создать условия для развития и поддержки интереса старших дошкольников к цирку и цирковым представлениям

Дети получают представления о цирке и его организации: внешний вид здания цирка, реквизиты и атрибуты цирка

Задачи.

Знакомить детей с профессиями взрослых.

Знакомить с профессиями цирковых артистов.

Познакомить детей с животными, выступающими в цирке, правилами общения с незнакомыми животными.

Учить правилам поведения во время представления.

Развивать память и образное мышление.

Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Актуальность проекта: 

Идея проекта появилась из беседы с детьми о цирке, в результате которой выяснилось, что познания у детей по теме: «Цирк» поверхностные, словарный запас недостаточный

Все мы любим чудеса. А где их больше всего? Конечно в цирке. В цирке мы смеёмся, удивляемся, восхищаемся теми, кто выступает на арене. И мечтаем хоть немного попробовать себя в роли фокусника и силача, жонглёра и укротителя тигров, клоуна и воздушного гимнаста. Ну, а мечты, как известно, сбываются. Поэтому вместе с детьми и родителями мы решили изучить тему «Цирк». А после изучения и получения новых знаний о цирке, о цирковых профессиях, о цирковых атрибутах, о животных, выступающих в цирке, дать возможность каждому ребёнку попробовать себя в роли циркового артиста. Для детей цирк – планета чудес, а для взрослых – территория детства.

Вид проекта: творческо-игровой.

Сроки реализации: одна неделя

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников

Ожидаемые результаты: 

Доставить радость детям и родителям. Раскрыть способности каждого ребёнка , дать детям возможность поверить в свои силы. Обрести уверенность, заинтересовать детей и родителей проектной деятельностью. Пополнить знания детей, словарный запас, собрать информацию о цирке.

Работа с родителями:

 Выпуск альбома с картинками про цирк.

Выставка творческих  детско-родительских работ «Цирк»

Методы:

Образовательная область

Формы организации деятельности педагога с детьми

Социально-коммуникативная

Игровая ситуация «Что у клоуна в чемодане»



Предварительный просмотр:

Проект «Цветочная неделя»

Цель: знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания.

Задачи: 

Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;

Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.

Закрепить знания о строении растения (корень, стебель, лист, цветок, знакомство детей с условиями, необходимыми для роста растений.

Способствование активному освоению несложных способов ухода за растениями.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности развитие интереса и активности детей, обогащение опыта исследовательских действий.

Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.

Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Актуальность: 

Проект "Цветочная неделя" нацелен на знакомство воспитанников с миром цветов, как частью природного окружения человека. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства, как ухаживать за ними.

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также и полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми, луговыми, комнатными цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии.

Сроки реализации: 06.06 -10.06.2022

Вид проекта: 

познавательно – исследовательский, творческий, коллективный, краткосрочный (1 неделя).

Ожидаемые результаты:

Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.

Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые).

Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.

У детей расширятся знания по экологической культуре, развивается устойчивый интерес к представителям растительного мира – цветам.

У детей появятся навыки исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

Дети будут проявлять самостоятельность в выполнении усвоенных способов ухода за растениями.

Дети научатся эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Участники: 

дети смешанной группы, воспитатели группы, родители.

Работа с родителями: 

Выставка детско-родительских работ «Такие разные цветы»

Методы:

Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).

Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.

Технологии моделирования.

Слушание музыкальных произведений.

Детское проектирование, семейные проекты.

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей).

Итоговое мероприятие:

Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».

ОО

Социально-коммуникативное развитие

Беседа: «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Зелёная служба» Айболита – уход за комнатными растениями, «Роль цветов в жизни человечества». Беседа: «Цветы распускаются на садовых растениях, деревьях, кустарниках и травах.»  Беседа об опасности пожара, о бережном отношении к природе. Об осторожном отношении с огнем. Просмотр мультимедийных презентаций «Путешествие в царство комнатных растений», «Садовые цветы» .Дидактические игры – «Найди растение»; «Собери цветок» Дидактические игры: «Отгадай, что за цветок»; «Какого цветка не стало»; «Четвертый лишний»; «Найди такой же». Игровая деятельность, игра – наблюдение у клумбы «Найди по описанию». Беседа: «Какие цветы растут на даче и на лугу?».  Домино «Наш сад».      Сюжетно – ролевая игра «Магазин цветов».  Беседа: «Если бы я был лекарственным, луговым, комнатным цветком»

Познавательное развитие

Экспериментальная деятельность «Как пьёт растение?» Экспериментальная деятельность «Как продлить жизнь срезанным цветам?». Мультимедийная презентация «Красная книга природы». Исследовательская деятельность: «Где лучше расти?» Мини-викторина «Что я знаю о цветах?». Литературная гостиная  «Цветочная радуга» Знакомство с разнообразными окрасками цветов: ромашка, одуванчик, колокольчик с использованием малых форм устного народного творчества. Наблюдение за бабочкой, ее полет, на какие цветы садится

Речевое развитие

Чтение сказки «Дюймовочка»,   Загадывание загадок из  книг. Чтение сказки С. Караулис «Фея с волшебной поляны». Загадывание загадок о садовых цветах. Чтение: М. Пришвин «Золотой луг»; «Цветик – колокольчик» (по методике «Расскажи стихи руками»)

Чтение Е. Благинина «Ромашка», чтение стихов Благиной «Радуга», Токмаковой «Разговор  старой ивы с дождем»

     Словесные игры: «Опиши цветок»; «Загадай, мы отгадаем», Игровая деятельность «Что запомнил - расскажи», логоритмика «Желтый одуванчик» Л.Абелян

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Волшебные цветы», лепка «Цветок из пластилина».  Раскрашивание садовых цветов (раскраски). Художественное творчество, аппликация «Необычная клумба» Прослушивание «Цветы» В. Моцарта. Аппликация «Цветы на лугу». Хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла». Музыка: «Вальс цветов» П.И.  Музыка «Вальс цветов» Шопен. Чайковский.  Рисование: «Мой любимый цветок» (по выбору детей).

Физическое развитие

  Пальчиковые игры: «Цветы»; «Наши алые цветы», «Цветок распускается»

Подвижные игры: «Солнышко и дождик»; «Цветы и ветер»; «Растения», «Бабочки и цветы», «Солнышко и цветы». «Веселые шмели». 

Приложение 1

Приложение 2

Народные приметы, с помощью которых можно предсказать погоду.

Утром на кончиках листьев и травы висят капли росы - быть дождю.

Перед ненастной погодой цветки маргариток наклоняются так низко, что почти касаются земли.

Если небо хмурится, а цветки лютиков открыты, дождя не будет. Если в ясную погоду они закрыты - жди дождя.

Жимолость выделяет много нектара и издает сильный запах за 15-20 часов до дождя.

Акацию желтую усиленно посещают пчелы и другие насекомые перед приближением ненастья, перед сухой и ясной погодой посещают слабо.

Перед ненастной погодой цветки земляники поникают.

Перед непогодой цветы одуванчика смыкаются.

Если цветки вьюнка закрываются - близок дождь, распускаются в пасмурную погоду - к хорошим солнечным дням.

Иголки чертополоха не колются - быть дождю, очень колючие - будет хороший день.

Если цветок белой кувшинки в начале девятого едва-едва поднимется над водой, во второй половине дня ожидай дождя. Если совсем не поднимается из воды, будет затяжной ливень или наступит похолодание.

Цветки мальвы закрыты - к дождю. В ожидании дождливой погоды роза и шиповник не раскрывают своих бутонов.

Душистый табак, левкой и донник перед дождем сильно пахнут.

Если листья костянки скручиваются в трубочку, будьте уверены - впереди устойчивая, сухая погода, а если начнут расправляться - конец сухой погоде.

У папоротника перед хорошей погодой листья закручиваются вниз, а перед ненастной - раскручиваются.

                                                 Стихи про цветы,

И их ароматы,

Расскажем сегодня,

С любовью ребята.

 

О том, как красиво,

Цветы все цветут,

Душистый привет,

По воздуху шлют.

 

Как дивные краски,

Их все украшают,

Полезные свойства,

Лечить помогают.

 

Так пусть же и дальше,

Их красота,

Нас радуют всюду,

Везде и всегда!

Автор: Леонов В.А.

                                            Словно крылья бабочек,

Лепестки цветов,

Нежностью манящие,

Свежестью духов.

 

В поле и на клумбе,

И в горшках растут,

И цветами радуги,

Все цветы цветут!

Автор: Леонов В.А.

                                                 Как одновременно,

Зонтики пускать?

Нужно одуванчик,

В поле вам сорвать.

 

Поднять над головою,

И дунуть посильней,

И много-много зонтиков,

В полёт отправишь сей!

Автор: Леонов В.А.

                                                    У моей бабули,

Сад чудесный есть,

В нём цветов красивых,

Просто ведь не счесть.

 

Красные и белые,

Жёлтые и алые,

Клумбы все красивые,

А цветы прекрасные!

Автор: Леонов В.А.

                                     Маки, ромашки и васильки,

Как безупречны они и милы,

Нежность цветков и их аромат,

Дарит улыбку, восторг и азарт.

 

Хоть и недолго цветочки цветут,

Но ведь собой они радость несут,

Радуют нас, красотой окружают,

Наши сердца добротой наполняют!

Автор: Леонов В.А.

Распускаются цветы,

Необычной красоты,

Радуют, ласкают взгляд,

Ароматами манят.

 

Я пойду, нарву охапку,

И венок себе сплету,

И на голову изящно,

Аккуратно водружу!

Автор: Леонов В.А.

Роль цветов в жизни бабочек.

Между растениями и бабочками существует тесная взаимосвязь. Большинство бабочек питается нектаром цветов. Когда бабочка садится на цветок, пыльца цветка прилипает к её лапкам, и бабочка переносит её на другой цветок. Так бабочки опыляют цветы, и благодаря этому цветы размножаются.

Бабочки откладывают яйца на листья растений, и гусеницы поедают листья. Некоторые растения пытались защищаться от гусениц тем, что вырабатывали сильные яды. Но бабочки с этим справились. Они вывели потомство, которое устойчиво к яду.

На некоторых растениях бывают наросты, похожие на кладку яиц, чтобы бабочка увидела, что это место занято и не откладывала яйца. Но бабочки могут безошибочно узнавать нужное растение - с помощью лапок они чувствуют химический состав растения.

Гусеница, которая поедает листья на растении, не всегда наносит ему вред. Иногда это стимулирует развитие растения. Но если численность гусениц становится очень большой, тогда дерево или растение может погибнуть.

Приложение 3

Конспект занятия по рисованию «Мой любимый цветок»

Цель – закреплять знания детей о цветах, продолжить знакомство детей с нетрадиционным видом изобразительной деятельности «рисование пластилином».

Задачи: Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности,

 развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию, умение ориентироваться на плоскости,

развивать художественные навыки и умения, художественный вкус,

закреплять приемы надавливания и размазывания пластилина, воспитывать  аккуратность и самостоятельность,

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы: Листы белой бумаги,  пластилин белого, зеленого и желтого цвета, стеки, доски  для лепки, акварельные краски, широкие мягкие кисти, баночки с водой, салфетки для рук, яркая леечка, «волшебная» палочка, иллюстрации полевых цветов или использование мультимедиа.

Ход занятия:

Ребята отгадайте загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы

Верно, сегодня мы поговорим с вами о цветах. Какие цветы вы знаете? Какие они бывают? Если цветы растут в помещении, в комнате – цветы называют (комнатные). В саду (садовые), в поле, на лугу, на полянке (полевые). А еще есть такие цветы, которые используют для лечения, их называют лекарственные. Какие из них вы знаете? (ромашка, календула, комнатный цветок - алоэ). Молодцы!

Ребята, как мы ухаживаем за цветами - комнатными, садовыми? (Поливаем, удобряем, рыхлим, опрыскиваем). Что еще нужно для того, чтобы росли и цвели цветы, и любые другие растения? (Солнышко, его лучи, его тепло). А кто же ухаживает за полевыми, луговыми цветами? Солнышко греет, дожди поливают, насекомые опыляют и рыхлят землю.

Давайте отгадаем еще загадки!

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Ответ: Ромашка

Мы грибы несли в корзине

И еще цветочек синий.

Этот полевой цветок -

Тонкий нежный... (василек)

 Ежик в рощице, у кочки

Говорит Мишутке:

"Видишь синие цветочки?

Это - ... (незабудки)"

 В мае - желтый, а в июле –

Он пушистый мячик.

На него мы чуть подули -

Взвился... (одуванчик)

 Он растет повсюду летом -

В поле и у кочек.

Он изящен, фиолетов,

Это - ... (колокольчик).

Как вы думаете, о каких цветах мы с вами сегодня поговорим? Правильно, о полевых, можно их назвать и по-другому – луговые (демонстрация слайдов или иллюстраций полевых цветов).

Во время показа слайдов, дети совместно с педагогом обсуждают внешний вид, красоту, строение цветов, их пользу для человека, животных, насекомых.

Динамическая пауза.

Детям предлагается поиграть в игру «Волшебная фея цветов».

Дети встают кругом или полукругом на ковре.

В одной сказочной стране жила была Волшебная Фея. Эта Фея решила украсить свой сад красивыми цветами. Она немного поколдовала, и у нее получились волшебные семена цветов. (Вы будете этими семенами). Фея начала свою волшебную работу. Она посадила семечко ромашки (взять ребенка за плечи и легонько посадить его на ковер, так с каждым ребенком, сколько детей, столько разных цветов). Работы было много, каждое семечко нужно посадить присыпать землей, полить из волшебной леечки (выполняются все манипуляции). Когда фея закончила посадку, уже настал вечер и фея пошла отдыхать. А семечки остались в земле. Им было холодно, они замерзли, дрожали от холода. Но это продолжалось недолго, утром взошло солнышко, пригрело землю и наши волшебные семечки стали прорастать. Сначала, они робко выпустили один росточек, затем другой, потихоньку все цветы выросли и расцвели. Когда утром фея вышла в свой сад, повсюду благоухали цветы, фея радовалась, любовалась цветами.

Но тут ее срочно вызвали в другую сказочную страну, по делу. Фея улетела, а солнце нестерпимо жгла наши цветы. Цветы начали вянуть и скоро совсем упали. Вернулась фея, а все цветы погибли. (Дети лежат на ковре). Фея быстро начала поливать каждый цветок из волшебной леечки. И цветочки начали оживать. Нашей Феечке так понравились цветы, что она решила превратить их в детей. Цветок ромашки она превратила в мальчика Сашу (дотрагивается руками или волшебной палочкой до ребенка, так с каждым из детей). Вот сколько красивых и умных деток получилось у Феи.

          Мы продолжим наш разговор о цветах. Ребята, я очень люблю цветы, особенно полевые. Посмотрите, как я нарисовала ромашку и одуванчик (демонстрация образца).

Детям предлагается заняться творчеством, под спокойную, негромкую музыку.

По окончанию своих работ оформляется выставка, дети наблюдают и обсуждают наиболее понравившиеся работы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект в младшей группе

«Да здравствует мыло душистое!»

Цель:

Формировать полезные привычки на основе соблюдения культурно- гигиенических навыков через различные виды деятельности.

Задачи :

 Формировать устойчивые навыки у детей мыть руки с мылом.(закатывать рукава, аккуратно намыливать руки мылом и смывать водой, правильно вытираться полотенцем.)

Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих действиях.

Формировать положительное эмоциональное отношение к гигиеническим процедурам в процессе познавательно- игровой деятельности.

Способствовать формированию элементарных представлений о сохранении своего здоровья. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

Сроки реализации : 1 неделя.(12 – 16 сентября)

Вид проекта : групповой.

Участники : Воспитатели, дети (2-3 года), родители.

Работа с родителями : Консультация  для родителей « Формирование навыков самообслуживания у детей», « Алгоритм мытья рук».

Ожидаемые результаты : У детей заложены навыки поддержания чистоты. В ходе практической деятельности у детей должны быть сформированы предпосылки культурно- гигиенических навыков: умение закатывать рукава, намыливать руки мылом, смывать с рук под струей воды пену, находить и вытирать своим полотенцем.

Актуальность : Культурно-гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеют большое значение. Гигиенические навыки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистым, больше быть на свежем воздухе – это в значительной мере предохраняет их от заболевания.

Освоение гигиенической культуры поведения является частью общей социализации ребенка, которое обеспечивает освоение ребенком социальных ролей. Культурно-гигиенические навыки также являются обязательными для посещения детского дошкольного учреждения, поэтому данные навыки нужно воспитывать с самого раннего детства.

Образовательные области.

Формы организации деятельности педагога с детьми.

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла Ляля умывается», «Купаем пупсиков».

Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?»

Д/И «Подбери предметы личной гигиены».

Сюжетно-ролевая игра «Кукла Ляля умывается».

Дидактическое упражнение «Как мы моем ручки и вытираем их».

Цель: закрепление навыка мытья рук.Д/И «Предметы для умывания», «Что хорошо?Что плохо?»

Познавательное развитие.

Мультфильм «Смешарики. Руки».

Мультфильм «Моем руки. Лучшие друзья».

Беседа с детьми «Почему опасно не мыть руки с мылом». Практическое дид/упр.: «Как мы моем ладошки». Показ алгоритма «Мытье рук».

Цель: научить детей последовательно мыть руки по схеме. ОД «Мыло душистое».

Речевое развитие.

Дидактические упражнения: «Найди предметы для умывания», «Как мы моем ладошки».

Разучивание потешки с детьми А.Ануфриева «Ладушки».

Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая».

 Чтение и заучивание потешки «Водичка — водичка».

Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.  А.Ануфриева «Ладушки» .Чтение стихотворения Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата».

 

 

Художественно-эстетическое развитие.

ОД.Рисование «Мыльный пузырик»

Физическое развитие.

Мультфильм «Руки вы помыть не забыли?».

Использование потешки «Водичка — водичка».

П/И «Пузырь»

В течение проекта у детей расширился пассивный словарный запас, активизировалась речь, проводились первые эксперименты с водой, мылом, мыльными пузырями.

 сборники стихов и потешек о чистоте и о мыле, всевозможные картинки с помощью ИКТ « Моем руки правильно».

Мы устроили опыт «Как мыло помогает смыть грязь и микробы». Детям было предложено испачкать руки: мы покрасили руки цветными красками. Затем дети пытались смыть данный состав рук простой водой – дочиста вымыть руки не получилось. Тогда мы взяли мыло и, о чудо, - руки стали чистыми и розовыми.

Образовательная деятельность «Мыло душистое»

Тема: «Мыло душистое».

Интеграция образовательных областей:

Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цель: Учить детей культурно-гигиеническим навыкам. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Упорядочить знание детьми последовательности при купании.
  • Активизировать употребление в речи глаголов, прилагательных.
  • Поощрять умение детей употреблять в речи предложения из 3-х слов.
  • Закрепить умение выполнять поручения по словесному указанию взрослого.
  • Способствовать развитию тактильных ощущений при определении фактуры поверхности, температуры воды. Поощрять желание высказываться о результатах своих исследований.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам, предметам обихода.

Методические приемы и формы организации деятельности:

Беседа, вопросы, ответы, поощрения, сравнения, художественное слово, объяснения, указания, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы:

Игрушка Матвейка, таз с холодной и горячей водой среднего размера, большой таз, кувшинчик, два подноса, волшебный мешочек.

Предварительная работа: мытье игрушек пупсиков.

Ход ОД:

Воспитатель вносит игрушку Матвейку.

-Кто это? (Д.)

- Посмотрите, что лежит у Матвейки в волшебном мешочке.

- Для чего нам нужны мочалки? (Д.) (Воспитатель раздает мочалки детям.)

- Потрогайте свою мочалку, расскажите какая она. (Мягкая, легко мнется, шершавая)

- Давайте сделаем массаж ладошек мочалочками.

Воспитатель дает образец массажа.

- А вот ещё сюрприз от Матвейки. (Воспитатель демонстрирует мыльницу и слегка встряхивает её. Мыло в мыльнице издаёт внутри характерный звук.)

- Интересно, что это за коробочка? (Д.)

- А как нам узнать, что  внутри мыльницы? (Надо открыть мыльницу)

Воспитатель открывает мыльницу и достаёт мыло.

- Что это? (Д.)

- Зачем нужно мыло? (Д.)

Воспитатель раздает мыльницы с мылом, дети открывают их, рассматривают мыло, отмечают цвет мыла, его запах.

- Мыльница – это домик для мыла.

   3)  Сегодня мы будем мыть пупсиков. Мыло  и мочалки у нас есть. А что нам еще надо для мытья ? (Нужна вода.)

 - А в какой водичке вы купаетесь дома? (В тёплой.)

- Давайте узнаем, какая вода в этом тазике.  (Дети пальчиком определяют температуру воды.)

- Вода холодная. Можно мыться в холодной воде? Почему нельзя мыться в холодной воде? (Можно замерзнуть, заболеть.)

- А в этом тазике какая вода? Дети обследуют воду. Вода горячая.

- Можно купаться в горячей воде? Что может случиться? (Можно обжечься.)

- А как сделать тёплую водичку? (Д.)

- Правильно. Надо в холодную воду добавить горячую воду, получится тёплая вода. Воспитатель демонстрирует этот процесс.

- Что  я делаю? (Д.)

- Потрогайте водичку, какая вода? (Тёплая.)

- Вода в тазу тёплая, чистая, прозрачная. Воспитатель просит повторить данные определения.

4) Воспитатель раздает пупсиков – голышей. 

- А как вы будете мыть пупсика? (Намылим мочалку мылом, будем тереть пупсика мочалкой.)

Дети моют пупсиков в большом тазу. Воспитатель обращает внимание на пену.

 -Что это? (Пена.)

- Какая пена? (Белая, пушистая, лёгкая.)

- Какая стала вода в тазу? (Грязная, мыльная, мутная.)

Художественное слово

Будет мыло пениться,

Вся грязь куда – то денется!

- Ополоснём пупсиков чистой водой из кувшинчиков. Какие стали пупсики? (Чистые.)

- А теперь надо вытереть их полотенцем. Воспитатель раздаёт маленькие полотенца.

- Саша, какое у тебя полотенце? (Мягкое, пушистое и.т.д.)

- А у тебя София, какое полотенце? Какого оно цвета?

- А теперь пусть малыши после купания поспят. А мы споём им колыбельную песенку.

Баю, баю, баю,

Пупсика качаю,

Баю, баю, баю, бай,

Пупсик, крепко засыпай.

(Дети качают пупсиков в ладошках и повторяют за педагогом колыбельную песенку. Затем кладут их в кроватки и на цыпочках уходят.)

Фото.

Много было игр: подвижная игра «Пузырь», «Зайка серенький умывается», пальчиковые игра «Моем руки», «Вытираем ручки»; сюжетная игра «Купание куклы» - как помогает мыло.

Фото.



Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе

«От колоска к караваю»

Познавательно – исследовательский

В каждом зернышке пшеницы

Летом и зимой.

Сила солнышка хранится

И земли родной

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Слово Родина бессмертный,

Хлеба колосок.

          Выполнила воспитатель: Толстоногова Н.А.

2021 год

Вид проекта: Краткосрочный, познавательно – исследовательский, 18.10.2021 – 22.10.2021 ( 1 неделя)

Цель проекта:

Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

 Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

 Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;  расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.

 Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;

 Развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;

 Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Актуальность:

 В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей.

С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предполагаемый результат:

Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

 Получить знания о том, как выращивают хлеб в наше время , донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Работа с родителями:

Консультация для родителей: Буклет «Как использовать остатки хлеба».

Привлечь родителей к созданию мини-музея «От колоска к караваю»: попросить принести зерно злаковых- пшеницы, овса, пшена, ячменя.

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Дидактические игры: "Что из какой муки испекли","А какой он, хлеб", "Кто больше назовет хлебобулочных изделий", "Назови профессию", "Узнай по вкусу".

Беседы:

«Как на наш стол хлеб пришел»,«Кто такой хлебороб», «Хлеб всему голова!» , «Какой бывает хлеб»;

Презентация: "Как же пекли хлеб и относились к нему в древности?", "Как колосок на стол хлебом пришёл", "Традиции русского гостеприимства", " Профессии связанные с хлебом"

Опытно - экспериментальная деятельность: « Рассматриваем колосья ржи» ,"Отделяем зерна от колоска "

Заучивание стихотворения П. Каганова "Хлеб – наше богатство!"; Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: "Выращивание хлеба";

Дидактические словесные игры: "Образуй словечко", "Продолжи пословицу"; Проговаривание скороговорок о хлебе.  Чтение пословиц и поговорок о хлебе . Загадывание загадок о хлебе . Чтение худ. Литературы: "Легкий хлеб", "Крупеничка", "Крылатый, мохнатый, да масляный", "Колосок"; В. Дацкевич "От зерна до каравая", К. Чуковский "Чудо – дерево", "Булка", В. Ремизов "Хлебный голос", Я. Аким "Хлеб", Т. Шорыгина "Ломоть хлеба", Д. Хармс "Очень-очень вкусный пирог", И. Токмакова "Что такое хлеб", Н. Самкова "О хлебе",П. Коганов "Хлеб - наше богатство", Ю. Ванаг "Хлеб, заработанный своими руками";

Ситуативная беседа "Почему нельзя играть хлебом", "Берегите хлеб" Сюжетно - ролевые игры: "Магазин -булочная", "Семья", "Пекари", "Кулинария";

 Просмотр м/ф "Хлеб", "История о девочке, которая наступила на хлеб", "Солнечный каравай" , «Золотые колосья» белорусская сказка;

Рисование: «Колоски», «Хлебных полей, людей, выращивающих хлеб»

Лепка из соленого теста «Крендельки»

Музыка: Слушание музыки: песня в исполнении О.Воронец "Хлеб- всему голова", песня в исполнении Л.Зыкиной "Песня о хлебе", песня- загадка "Бываю я чёрным, бываю я белым";

Подвижные игры: "Пахари и жнецы", "Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем"

Работы детей:

Лепка из соленого теста « Крендельки»

Рисование «Колосок»


Приложение 1

Конспект занятия по рисованию «Колосок» в старшей группе

Цель:

 Научить детей изображать колоски, симметрично располагая зернышки. Правильно держать карандаш.

 задачи:

 Расширить знания детей о колоске;

Воспитывать художественный вкус;

Воспитывать желание помогать другим;

Воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду людей, которые делают хлеб.

Ход занятия :

Воспитатель: Ребята, в гости к нам пришли Хрюша и Степашка.

Хрюша и Степашка: Здравствуйте, ребята. Сегодня у Каркуши день рождения и мы хотим ее поздравить.

Воспитатель: А подарок вы приготовили?

Хрюша и Степашка: мы хотели испечь для Каркуши каравай, но из чего его пекут, мы не знаем. Пришли к вам за помощью.

Воспитатель: Поможем Степашке и Хрюше?

Ребята мы с вами уже знаем, что бы у нас на столе появился хлеб сначала нужно замесить тесто. А тесто замешивают из муки. А муку делают из зерна, которое молят на мельнице. А зёрна растут в колосьях.

Хрюша и Степашка: А где же нам взять столько колосков?

Воспитатель: Не переживайте, и тут мы вам поможем. Мы с ребятами сейчас нарисуем вам колоски.

Ребята мы с вами уже знаем, что бы у нас на столе появился хлеб сначала нужно замесить тесто. А тесто замешивают из муки. А муку делают из зерна, которое молят на мельнице. А зёрна растут в колосьях.

Ребята, посмотрите на картинку что на ней изображено (поле) Правильно это поле, на котором растут много колосьев, посмотрите какое оно красивое. А какие цвета использовал художник, что бы нарисовать поле колосьев? (жёлтый, оранжевый, коричневый).

Физкультминутка:

В землю зёрнышко попало.

(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)

Прорастать на солнце стало.

(Дети поднимаются)

Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!

Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!

Дождик землю поливал, и росточек подрастал!

(Дети вытягивают руки вперёд, встряхивают ладонями)

К свету и теплу тянулся

(руки в стороны)

И красавцем обернулся

(руки на пояс, повороты туловищем в право, в лево)

Золотые колоски на ветру качаются,

Низко наклоняются.

(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз, качают руками).

Поспел урожай! Приезжай, убирай!

(Руки в стороны)

Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места. Посмотрите на картинку, с изображением колоска, из чего он состоит? (стебель, зёрна и усики). Сначала мы нарисуем стебель, потом начнём рисовать семена они у нас какой формы ребята? (овальной). Правильно, потом мы прорисуем усики тоненько аккуратно между зёрнышек. Посмотрите, как красиво получается (воспитатель показывает, как получилось у него, а рядом мы нарисуем ещё один колосок.

(Дети выполняют задание)

 Рисуем, используя цветные карандаши три стебелька: прямая линия по центру и две - слева и справа.

 Далее рисуем первое верхнее зернышко.

Тем же способом рисуем остальные зернышки по обеим сторонам стебелька, стараясь соблюдать симметрию.

 Проделываем те же действия и с другими колосками, рисуем листочки.

Рассматриваем работы детей, отмечаем какие они хорошие.

Воспитатель: Какие молодцы, ребята, сколько колосков нарисовали. Теперь Хрюше и Степашке уже точно хватит на каравай. 

Хрюша и Степашка- Спасибо вам ребята, что помогли нам!

Приложение 2

Загадки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Загадки о хлебе:

-  Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).

-  Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).

- Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).

- Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).

-  В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница).

-  Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают ножом (хлеб).

-  Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,

Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).

- Есть такие слова: «Он всему голова»

-  Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).

- Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,

На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).

-  На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде

В огнедышащей печи выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).

- Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!

В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.

В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).

- Одно бросил - целую горсть взял (зерно).

-  В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).

-  Он на солнышке стоит и усами шевелит.

Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).

-  Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь - так и не встанет (сноп).

-  Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).

-  Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).

-  Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).

-  Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,

Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).

-  Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).

-  Зимой - бело, весной - черно,

Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).

Скороговорки и чистоговорки о хлебе:

Хорош пирожок - внутри творожок.

Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач - вот калач.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

Пословицы и поговорки о хлебе:

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

Хлеб — всему голова.

Будет хлеб, будет и обед.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

Черная земля дает белый хлеб.

И обед — не обед, коли вдоволь хлеба нет.

Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.

Без соли стол кривой.

Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.

Вода вымоет, хлеб выкормит.

Голодной куме все хлеб на уме.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.

Как хлеба кусок, так разинул роток.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

Ржаной хлебушко — калачу дедушка.

Рыба не хлеб, сыт не будешь.

Свой хлеб сытнее.

Свой хлеб хоть ночью ешь.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.

Хлеб — батюшка, вода — матушка.

Хлеб в пути — не тягость.

Хлеб в человеке — воин.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Хлеб да вода — то наша дворянская еда.

Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.

Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

И пес перед хлебом смиряется.

Приметы о хлебе:

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»

Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.

Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Приложение 2

Стихи о хлебе.

Т. Лаврова

Из чего печется хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печется из муки,

Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века

Щедро кормят человека.

Плюшки с маком, кекс сметанный,

Черный с тмином, пеклеванный,

Калачи, батоны, халы…

Хлеб для маленьких и старых,

Для Танюшек и Наташ.

Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил - обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, все в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова

Есть такие слова:

«Он всему голова»

Хрустящей корочкой одет,

Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль

На столе краюшка хлеба

Мягкого, душистого,

Сверху корочка хрустит

Цвета золотистого.

Если ломоть мы отрежем,

И намажем маслом свежим,

То получим бутерброд

И отправим прямо в рот.

А. Гришин

Вам и расскажут, и в книгах прочтете:

Хлеб наш насущный всегда был в почете.

Низкий поклон мастерам урожаев,

Тем, кто зерно в закромах умножает,

И хлебопекам-умельцам искусным,

Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

С. Мельников

Золотистую пшеницу

Жернова сотрут в мучицу.

Из муки замесим тесто –

В формочках в печи ей место.

Подрумянился, окреп

В жаркой печке вкусный хлеб.

Г. Стеценко

С белым хлебом положили

Черный хлеб мне на обед.

Удивить меня решили?

Черный? В чем его секрет?

Видно, пекарь с неохотой

Пек и хлеб в печи забыл?

Или же перед работой

Чисто руки не помыл?

Мама тут же объяснила,

Что мука ржаная есть.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: