Методические разработки

Толстоногова Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра "Кто что ест"

Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные.

Задачи: Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным. Создать условия для активизации   словаря   ребенка , развивать способность анализировать, закрепить знания по темам “Дикие и домашние животные”. Развитие у детей зрительного анализа изображений предметов. Развитие мелкой моторики рук. Закреплять умение различать и называть животных.

Дети младшей группы приняли участие в изготовлении  игры "Кто что ест" и теперь с удовольствием играют в увлекательную игру.

Ребёнку предлагается прикрепить прищепки с изображениями животных на круг таким образом, что бы обозначить соответствие с продуктами.

Яркость и новизна пособия привлекает внимание детей,  использовать можно в индивидуальной работе с детьми.

Данная игра способствует развитию мышления детей, учит находить причинно-следственная связи в природе (в данном случае - цепи питания животных , тренирует мелкую моторику рук и вызывает позитивные эмоции от самого процесса игры.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

Воспитатель: Толстоногова Н.А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………5

ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНЯТИЙ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ……………………7

Заключение……………………………………………………………………  17

Список литературы…………………………………………………………..   19

Приложение…………………………………………………………………..   20

ВВЕДЕНИЕ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей (Т.С. Комарова, и др.).  Многие ученые трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения (В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.).  Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А. Флериной , Н.П. Сакулиной , Н.Б. Халезовой , и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие (Л.С. Выготский).

            В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать.

           Дошкольный возраст является сензитивным для развития  воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной. Одним из важных условий успешного развития дошкольников в области "Художественного творчества" является поддержание интереса ребенка к продуктивной деятельности, что обеспечивается, в том числе и через знакомство детей с разными изобразительными материалами и техниками.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

         Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуя психические процессы, активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей полно раскрыть свой внутренний мир.

        Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое.

         По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .

            В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п.

        Таким образом, для нормального формирования способностей к рисованию большое значение наряду со способностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно развитие движений его рук, координация руки и глаза.

            Творческие способности дошкольников активно развиваются в художественных видах деятельности. Н.А. Ветлугина на основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, выделяет показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий и продукции детского художественного творчества. Исследователь рассматривает творческие способности в комплексе и выделяет следующие их особенности:

  способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, эмоционально откликаться на красоту;

 способность творить по законам красоты, проявляя творческую инициативу;  способность к оценке прекрасного в окружающем, различению средств художественной выразительности в содержании изобразительных произведений;

 способность к самостоятельному поиску и нахождению оригинальных приемов решения творческих задач.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

          Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

         У детей старшего дошкольного возраста восприятие протекает целенаправленнее, дети приобретают возможность более глубоко и разносторонне познавать окружающую жизнь и отражать ее в своем творчестве. У детей этого возраста формируются важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма. Также в этом возрасте на основе усвоенных знаний, умений и навыков у детей формируются черты творчества, и это творчество приобретает индивидуальный характер; его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности

        Художественная деятельность детей с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего, ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, тактильного), формирование сенсорного опыта

         Изобразительная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях содержательно выражается через образовательную область программы «Художественно-эстетическое развитие». Традиционные для отечественного дошкольного образования виды активности, а именно рисование, лепка, аппликация, конструирование – каждый из этих видов продуктивной деятельности имеет свои возможности в отображении впечатлений детей об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ними.         Рисование – одно из любимых занятий детей, где проявляется большой простор для проявления творческой активности каждого ребенка. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных, мультипликационных героев, декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка.

       В детском саду дети используют в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разнообразными изобразительными возможностями. Карандашом создается линейная форма, при этом постепенно вырисовывается одна часть из другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение закрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит, над какой частью следует работать дальше. Также линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

       В рисовании красками создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море, темную ночь, разноцветье окружающей природы и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. Для развития технических навыков в старшей  группе можно дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе с углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Изобразительная деятельность развивает множество функций и возможностей любого ребенка. В исследованиях Комаровой Т.С. были разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительном творчестве в условиях развивающего обучения детей:

  Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;

 Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении;

 Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям изо деятельности;

 Способность совершать комплекс движений под контролем зрения;

 Способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсорной оценки его согласно имеющему представлению;

 Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения. Т.С. Комарова также отметила ручную умелость как своеобразную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте.

            В структуре этой способности выделяются три компонента:

 Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна);

 Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета);

 Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

           Разработав методику формирования у детей этих способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел.

          Руки умелого творца становятся умелыми, только тогда, когда проводятся систематические организованные занятия. Овладевая разнообразной техникой рисования дети приобретают индивидуальную манеру изображения, свой стиль.

          Занятия рисованием повышают самооценку ребенка, уверенность в своих силах и возможностях.

        Также не надо забывать о наглядности. Перед занятием по рисованию надо продумывать и подбирать такой иллюстрированный материал, на котором можно показать средства выразительности рисунка.

В практике применяют следующие типы занятий рисования:

 По способу организации:

 - усвоение нового материала;

- закрепление ранее приобретенных знаний и умений;

- творческое применение знаний и умений;

- по контролю и коррекции знаний и умений.

 По методу (способу) изображения:

- по представлению;

- по замыслу;

- по памяти;

- на свободную тему;

- с натуры.

          Изобразительная деятельность по представлению. Строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Чем больше самостоятельности будет предоставлено старшим дошкольникам, тем необходимее предварительная работа, направленная на приобретение детьми ярких впечатлений. Потому создаваемый образ в представлении ребенка будет «живым», действующим, а значит, возможна даже случайная, интуитивно созданная ребенком выразительность образа. Важно только помочь увидеть детям, почувствовать случайную выразительность в их работах. Анализируя детские работы, выполненные по представлению, обязательно следует обращать внимание на их выразительность, разнообразие, оригинальность образов, зависимость выразительности от усваиваемых способов изображения и способов действия. 

             Изобразительная деятельность по памяти. Строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно более точно изобразить. Изображение по памяти отвечает более узким задачам – в основном с учебными мотивами, которые начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте. Именно этот вид предоставляет детям большую возможность для проявления 25 самостоятельности и творчества. Поскольку дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, данный способ изображения и соответственно вид занятия должны занимать ведущее место во всех возрастных группах, особенно в старшем дошкольном возрасте.

            Изобразительная деятельность с натуры. Представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления. Начинает формироваться тоже в старшем дошкольном возрасте.

            По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу»).

           По источнику тем замыслов: на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения), на музыкальные темы, на темы окружающей действительности. Расширяется и содержание рисования. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения.

          Так, по содержанию изображения различают:

- предметное (изображение отдельных предметов);

- сюжетно-тематическое (отображающая совокупность действий, событий);

- декоративное рисование (включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы).

            Предметное рисование. Реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Овладение техникой рисовальных умений детьми старшей группы направленно на совершенствование изобразительных умений и развитие способностей создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их сенсорный опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т.д. для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственным восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (различные животные разных стран и т.д.).

          Старший дошкольник пользуется простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета. Ему доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека, также выразительность образа достигается за счет изображения некоторых характерных деталей или черт лица образа (Красная шапочка, дед Мороз, Снегурочка и т.д.). Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. Также изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются и в сюжетном рисовании.

          Также изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются и в сюжетном рисовании. Сюжетно-тематическое рисование. Основная цель сюжетного рисования – это развивать у детей умение передавать свои впечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитического мышления. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. При изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, но и увеличение или уменьшение предметов в связи расположением в пространстве. Для этого дети должны уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Содержание сюжетных рисунков старших дошкольников значительно обогащаются за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но и окружающую их обстановку. Темы сюжетного рисования определяются прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Содержание педагог конкретно определяет по каждой теме. Воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении сюжета, также в соответствии с ним определяется и цветовое решение композиции. Самостоятельный выбор сюжета учит детей осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета.

           В декоративном рисовании произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей России, педагог воспитывает в детях любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту. Педагог развивает у них умение видеть взаимосвязь между компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Дети, знакомясь с декоративным рисованием, учатся ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без него декоративное искусство не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких и контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. В качестве элемента узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы – растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее в несколько раз. Детям показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов. В дальнейшем усложняется понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

           Дошкольники старшей группы составляют узор на круглых и прямоугольных формах, в дальнейшем они составляют узор на новых формах и различных плоскостных формах предметов. Затем они усваивают еще один прием заполнения формы – в шахматном порядке. В декоративном рисовании используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, что невыполнимо при работе с акварелью.

          Для развития творческих способностей детей мы используем в своей работе такие виды техники рисования, которые доступные для детей старшего дошкольного возраста.

          Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться, это:

 пальчики – палитра: ребенок рисует пальчиками, а не кистью;

 печать от руки – рисование всей ладонью, можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев;

 печатка – эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции;

 тампонирование – с помощью тампона из поролона на бумаге наносится рисунок;

 трафарет – используется с техникой «тампонирование».

 набрызг – это разбрызгивание капель с помощь зубной щетки и стеки, обычно эту технику используют для создания фона рисунка;

  монотипия – используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы;

  кляксография – на листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю в разных направлениях;

 тычок жесткой полусухой кистью – кисть опускается в гуашь и ударяет кистью по бумаге, держа вертикально. Получается имитация пушистой или колючей поверхности;

  оттиск смятой бумагой – ребенок прижимает смятую бумагу к палитре с краской и наносит оттиск на бумагу;

  восковые мелки (свеча) + акварель – ребенок рисует мелками (свечой) на белой бумаге, затем закрашивается акварелью в один или несколько цветов, рисунок мелками (свечой) остается не закрашенным;

  рисование по сырой бумаге – изображение рисуется акварельным мелком по сырой бумаге;

 цветные ниточки – окрашенные нитки располагаются на одной половине листа, а второй половиной прижимаются, потом нити выдергиваются и затем лист разворачивается и т.д.

            Рисование необычными материалами и оригинальными техниками вызывает у детей положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности. Рисование – одно из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоив как можно больше разнообразных изобразительных техник, ребенок обогащает свой внутренний мир, тем самым проявляет творческое воображение. Он обретает способность создавать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора рисунка, делая невидимое видимым.

           Используя нетрадиционные техники рисования в своей изобразительной деятельности, дети не только осуществляют свои творческие замыслы, но и расширяют кругозор, воспитывают вкус, приобретают способность находить красоту в обыденном, а также у детей развивается зрительная память и воображение, они приучаются творчески мыслить, анализировать и обобщать. Систематическое обучение детей разнообразным техникам рисования с помощью различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника: он может выбрать содержание рисунка (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения, задуманного. Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, ребенок хочет обязательно сохранить свое произведение после того, как закончит работу над ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Задача воспитателя – поддерживать стремление у детей самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения. Таким образом, разнообразие техник рисования способствует развитию у детей эмоциональной выразительности в готовых работах по рисованию, сюжетной разработанности отдельных деталей и всего сюжета в целом, оригинальности изображения в умении использовать разные техники рисования и материалы, а это значит – развитию творческих способностей детей при организации занятий по рисованию.

         Успех обучения во многом зависит и от того, какие методы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, а также развить способности в какой-либо области деятельности.

         В старшей группе много внимания уделяются развитию самостоятельного творчества. Творческая работа воображения у детей старшего дошкольного возраста может быть основана на богатстве опыта. Вопрос о развитии восприятия детей является центральным. Но всё же для детей игра всё ещё остается одним из приёмов обучения рисования. Так как дошкольники старшего возраста приобретают опыт в процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений взрослых (педагога).

           Практические методы это различные упражнения на закрепление того или иного навыка или умения. К группе практических методов относится игровой метод. Он вызвал повышенный интерес, положительные эмоции у детей. В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, объяснением, пояснением. Также словесные методы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая, последние, более результативными. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно

         Пробуждению интереса к творчеству способствует создание творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, театральной, игровой. Все это обязательные элементы образа старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 5.Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Дом печати, 2014. – 314 с.  
  2. 7.Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст]: учеб. пособие/ Е.К. Брыкина. – М.:Пед. Общ. России, 2002. – 147 с.
  3. 19.Жидких, Г.В. Творческие способности. От чего они зависят? [Текст]/ Г.В. Жидких. // Журнал Методист. - 2008. - №4. – 5 -7 с.
  4. 21.Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества[Текст]/ Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2006. – 256 с.
  5. 22.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пос. для студ. сред., пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
  6. 25.Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 136 с. 60
  7. 26.Комарова Т.С. Детское художественное творчество [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с.
  8. 36.Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст]/ И.А. Лыкова – М.: «Карапуз-Дидактика», 2012. – 208 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

             Конспект НОД по кляксографии «Весёлые кляксы»

Старшая группа

           Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,

                                развитие образного и логического мышления,

развитие чувства цвета и формы,

сохранение психоэмоционального здоровья детей,

стимулирование фантазии,

формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению,

развитие эстетического вкуса.

                               Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим.(упражнение на психомышечное расслабление)

«Цветные краски» - дети закрывают глаза:

Вот сейчас закроем глазки

И окажемся мы в сказке.

Воспитатель: В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные Красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и Красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то.

Воспитатель: Знаете, ребята, жители одной прекрасной страны, просят нас о помощи.

- Злой волшебник, заколдовал их страну. У них исчезли растения и деревья, цветы и трава, солнышко. Они прислали фотографии своей страны.

- Что-же делать, как мы им можем им помочь?

- Кажется я придумала, давайте превратимся в добрых волшебников и нарисуем всё то, что у них исчезло.

- А поможет нам в этом волшебная палочка и обычная клякса, которая живёт в красках

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Пальцем влезть.

В этой кляксе —

Кот с хвостом,

Под хвостом —

Река с мостом,

Судоходная река

Для судов и судака.

На мосту —

Чудак с чудачкой.

Под мостом —

Судак с судачкой,

И плывут туда-сюда

Всевозможные суда:

Туда плывут с тудачками,

Сюда плывут с сюдачками,

Отражаются в реке

Судаки с чудачками,

Чудаки с судачками.

Этой кляксе — конец,

Надо сделать новую,

В ней — огромный дворец

И балкон с коровою!

Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки-трубочки. Сначала мы возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать создавая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки (берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем крону дерева (примакиваем)

Воспитатель: Итак, превращаемся…

- Завертелись, закружились… и в волшебников превратились!

- Вот вы и превратились в волшебников.

Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас к столу где все готово для волшебства, но перед тем, как начать, мы сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков.

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний,

Палец безымянный- с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принес вам гостинец!

Дети выполняют работу.

По окончании работы, дети выкладывают свои рисунки на стол и рассматривают их, обмениваются мнениями, обсуждают работы с Кляксой и воспитателем.

Воспитатель: Какие вы молодцы, мои волшебники! Какие красивые деревья у вас получились, я думаю они очень понравятся и жителям волшебной страны.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Нетрадиционная техника рисования

 «Набрызг»

Подготовила воспитатель:

       Толстоногова Н.А.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов по освоению нетрадиционной техники рисования «набрызг» для внедрения новых технологий в работу с детьми.

Подготовительно-организационный этап.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс по теме «Нетрадиционное рисование в технике набрызг»

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев», - так писал В. А. Сухомлинский. Действительно, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Современное общество имеет потребность в творческой личности. Лучшим средством для сформирования творческой личности является изобразительная деятельность, а нетрадиционные техника рисования дает толчок к развитию детского интеллекта, воображения, творчества, проявления инициативы, вызывает у детей только положительные эмоции, потому что дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать. Мне понравились многие способы нетрадиционного рисования, но сегодня, коллеги, я хочу остановиться на нетрадиционной технике рисования - набрызге. Что это такое?

Приём «набрызг» очень прост в освоении и является отличным дополнением к разным хобби-техникам. Брызги — это популярный мотив в оформлении одежды, интерьера и много другого.

Иногда набрызг применяется обособленно, существуют даже техники рисования набрызгом.

Они бывают абстрактного рода, когда на холст или другое пространство для творчества наносятся хаотичные брызги разных размеров и цветов.

Другой способ — это рисование набрызгом через трафарет. Трафарет открывает какую-то часть рисунка и нанесение брызг в эту область позволяет получить интересное силуэтное изображение.

Брызги могут быть разного характера, который зависит от способа их нанесения:

• точечные брызги получаются, когда капли краски летят перпендикулярно декорируемой поверхности;

• чтобы получить длинные брызги-чёрточки, нужно, чтобы капли падали на поверхность под углом;

• длинные хаотичные брызги можно получать, если над декорируемым предметом ударять черенком кисти по кончикам пальцев другой руки.

Набрызг создается с помощью зубной щетки или жесткой кисти путем разбрызгивания краски на поверхность. Он используется для изображения падающего снега, звездного неба или фона. А для многослойного набрызга необходимы несколько трафаретов для одного сюжета или картины.

Не все любят этот способ рисования. Считается, что всем известный «набрызг», при помощи красок «зубной щетки» - это очень грязно. Но если надеть фартуки, закатать рукава и запастись терпением.

Получаются очень красивые рисунки.

Итак, для работы нам понадобятся:

- акварельные или акриловые краски

- трафарет

- листы А4

- баночка с водой

- влажные салфетки

- клеенка

- зубная щетка

- ножницы

Ход работы.

Сегодня я научу вас очень интересному способу рисования, который называется «набрызг».

Объяснение и показ последовательности выполнения работы:

Сегодня мы не будем рисовать деревья, я для вас приготовила шаблоны деревьев. Обратите внимание, я приготовила на крону дерева два трафарета (маленький и побольше), также трафареты сугробов, снежинок.

Еще нам пригодятся зубные щётки, стеки, краска голубого и синего цветов, салфетки, простой карандаш, ножницы.

Я вам расскажу и покажу, как выполняется работа.

Сначала выкладываем на листе элементы, которые должны остаться белыми.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445389-1485537521.jpg

Это трафареты сугробов, снежинок, дерева маленьких крон, елочки

(их не убираем до конца рисования)

Используя зубную щетку и стеку, наносим первый, самый светлый слой.

Окунаем щетку в тарелочку с голубой краской. Стряхиваем аккуратно излишки краски. Держим щетку над листом, быстро проводим стекой по щетке по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Передвигаем щетку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Ждем, когда подсохнут брызги.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445389-1485537565.jpg

Поверх первого трафарета выкладываем второйи наносим второй слой, то есть выполняем набрызг синей  краской.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445389-1485537622.jpg

Ждем, пока подсохнут брызги. Убираем все трафареты и зимний пейзаж готов.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-445389-1485537741.jpg



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра "Математические пазлы"

Воспитатель Толстоногова Н.А.

Цель игры:

систематизировать знания чисел от 1 до 5;

развивать память, внимание, логическое мышление;

Задачи игры:

-закрепление счета от 1 до 5;

-способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля.

-выполнять задания поискового характера;

-учиться применять знания в измененных условиях;

-способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.

С целью закрепления навыков счета педагоги в средней группе №5 "Звёздочки" используют дидактическую игру " математические пазлы".   "пазлы" - средство развития памяти и мыслительной способности у дошкольников. Дети с удовольствием играют в эту игру.

Дидактическая игра направлена на развитие внимания, мышления и зрительной памяти.

Для того, чтобы получилась картинка, необходимо собрать полоски с цифрами по порядку.

Игра должна быть не только полезной, но и очень интересной.

C:\Users\Natali\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\мат паз ф 2.jpgC:\Users\Natali\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\матем паз ф.jpg



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

"Что как растёт"

Воспитатель: Толстоногова Н.А.

Цель: Закрепить знания детей по теме овощи

Задачи: Закреплять и уточнять знания детей об овощах .

Закреплять умение различать овощи .

Активизировать знания детей о местах произрастания овощей, их полезных свойствах.

Развивать память, мышление, внимание, устную речь.

Уточнить представление о пользе овощей для здоровья человека.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать старательность при выполнении заданий.

 Дидактическая  игра "Что как растёт" — средство экологического воспитания и получения базовых естественнонаучных знаний.  Она расширяет представление детей  о растениях  о значимости каждого природного объекта, воспитывает уважительное отношение к природе и желание ее защищать. Игра расширяет кругозор, воспитывает любознательность и стремление получать знания, улучшает концентрацию внимания, интеллект и сенсорное восприятие.