Приобщение детей к чтению худ. литературы

Толстоногова Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»

Воспитатель: Толстоногова Н.А.

Цель:

Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

Задачи:

1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми

по ознакомлению с художественной литературой»

2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.

3. Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

   Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа — последующий этап формирования читателя.

     Книга — источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Книга - источник обогащения всех сторон речи ребенка.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Таким образом, путем правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, формирование его духовных ценностей!

    Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Дети дошкольного возраста — слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному. Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

  Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читателихудожественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Интегрированный подход в психолого-педагогической работе по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»

Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Виды интеграции области «Чтение художественной литературы» с другими областями разделяются по задачам и содержанию психолого-педагогической работы и по средствам организации и оптимизации образовательного процесса и представлены в таблице.

В ходе интеграции происходит взаимосвязанное, комплексное ознакомление детей с определенной темой, привлекаются сведения из различных отраслей знаний, что способствует эмоциональному восприятию детьми художественного произведения, воспитывает эстетические, духовно-нравственные чувств дошкольников, формирует в них эстетический вкус.

   Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как даёт представление не только об общих закономерностях развития ребёнка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно речь способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством речи один дошкольник привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним.

Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формирование которых у дошкольников, с одной стороны, обусловлено процессом освоения речи как деятельности, заключающимися в использовании языка для коммуникации. Дошкольный возраст — возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература.. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В.Г.Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеев, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, Л.С.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.).

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка

— особенности этих фольклорных произведений — миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Вот что писал о силе слова К.Д.Ушинского: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к «языку — учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому — то недосягаемо облегчающему методу». Е.И.Тихеева пришла к убеждению о ведущей роли социального фактора в развитии речи ребёнка. Она пишет: «Язык — продукт и орудие общественности. Он возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребёнка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка». Литературное произведение выступает совершенным образцом связной контекстной речи. На это в своё время обращал внимание К.Д.Ушинский. Он подчёркивал, что в литературном произведении ребёнок встречается с лучшими формами родного языка, выработанными народом и литературой, где каждое выражение есть результат мыслей и чувств многих поколений. Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются народные сказки, произведения писателей — классиков, лучшие произведения современной отечественной и зарубежной литературы для детей.

О.С.Ушаков отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму.   Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. По мнению В.В.Гербовой, велико значение художественной литературы для усвоения грамматики родного языка, так как средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил ребёнок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книг ребёнок узнаёт много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексики. В ряду задач, стоящих перед дошкольной организацией, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Словарь — один из компонентов речевого развития ребёнка. Овладение словарём является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребёнком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывает ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.

В результате общения с книгой к 6 — 7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребёнка в результате приобретения ребёнком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Воспитание в ребёнке читателя, начинается в дошкольном возрасте.

  Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель – дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности.    



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ

Воспитатель: Толстоногова Н.А.

Что такое град?

Град выпадает, когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая всё больше и больше. На землю выпадают уже не капли, а твёрдые шарики.

Откуда берётся град?

       Град – редко встречающийся вид осадков. Весьма интересное зрелище представляют собой градины, огромный рой которых несётся к земле и с такой силой ударяется об  неё и о различные предметы на её поверхности, что часто приносит ощутимый вред.

      Как правило, град идёт в тёплую погоду, и часто его сопровождает гром, молния и дождь. Он образуется, когда капли дождя застывают, проходя через холодные слои атмосферы. Одиночные капли превращаются в очень маленькие градины, однако с ними происходят удивительные явления.     Падая вниз, такая градинка может натолкнуться на встречный поток воздуха от земли. Тогда она вновь поднимается вверх – туда, где капли дождя еще не успели замерзнуть. Иногда за град принимают смесь снега с дождем.

Что такое снег?

     Снег – это не что иное, как замёрзшая вода. Однако в таком случае, почему же он не похож на лёд?

     Дело в том, что снежинки в действительности состоят из маленьких кристалликов льда.

Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные. Постепенно эти кристаллики «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберётся сотня или даже больше. Когда размеры смёрзшихся льдинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться к земле. Эти скопления льдинок мы и называем снежинками.

Некоторые из кристалликов льда имеют игольчатую форму, другие – плоскую, однако в любом случае у каждого из них оказывается 6 граней.

Знаете ли вы. Что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям приходится видеть его красным, зелёным, голубым  и даже чёрным! Причиной подобного явления – разнообразия цветов – являются крошечные бактерии, грибки и даже пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на землю.

Что такое туман?

 Туман – это нечто вроде пелены из мельчайших капель воды, иногда смешанных с пылью и дымом. Порой туман бывает таким густым, что очень трудно, даже невозможно что – либо увидеть, как будто  облака спустились на землю. Туман – это облако у поверхности земли.

Какие бывают туманы?

Чаще туман образуется по ночам и рано утром. Туманы чаще бывают осенью, когда воздух охлаждается быстрее, чем земля и вода. В тихую погоду с наступлением темноты в низких местах над землей образуются тонкие слои тумана.

Городские туманы гуще сельских. Городской воздух полон пыли и сажи, которые, соединяясь с частичками воды, образуют плотное покрывало.

 Существуют различные типы тумана. Они зависят от его веса. Если туман расстилается  всего на 2 метра над землей, он называется приземным туманом. Другой вид тумана обычно собирается по ночам, когда земля отдает большое количество тепла.

Туман может образовываться и в результате промышленных выбросов дыма или скопления большого количества автомобилей.

Такой туман, в котором смешан водяной пар и дым, называется «смог». Он представляет собой настоящее стихийное бедствие и может не рассеиваться много дней. Возникший туман мешает нормальной жизни, потому что перемещаться в нём очень опасно.

Что такое радуга?

Радуга – одно из самых красивых явлений природы.

Солнечный луч или обычный луч белого света в действительности является сочетанием всех цветов. Белый луч распадается на различные цвета. Мы увидим красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий и фиолетовый цвета.

Радуга и есть полоса цветных линий, образовавшихся в результате разложения луча света проходящего через капельки дождя.

Радуга появляется только во время ливня, когда идёт дождь и  одновременно светит солнце.

Утренняя радуга означает, что солнце находится на востоке, а дождь идёт на западе. При послеобеденной радуге солнце расположено на западе, а дождь – на востоке.

Что такое роса?

Считалось, что роса «выпадает» так же, как дождь. Но роса совсем не «выпадает».

А как роса образуется в природе? Для этого необходим тёплый влажный воздух, который должен соприкоснуться с холодной поверхностью. Роса не образуется на земле или тропинках, так как они долго сохраняют солнечное тепло. А на траве или растениях, которые остыли, роса образуется.

В некоторых районах земного шара росы столько, что её собирают в специальные резервуары для водопоя скота.


Предварительный просмотр: