мастер-класс. "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста".
мастер-класс с темой "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста". выступление на заключительном Педсовете. май 2019г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_razvitie_ritma_na_pedsovete.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на Педсовете.
Мастер – класс на тему: Развитие чувства ритма у детей
Подготовила Мастер-класс
Музыкальный руководитель
Овчаренко Н.Н.
Цель: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию чувства ритма.
• Показать педагогам важность и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма
Ритмическая «организация» является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма:
смена времен года, смена дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Существует миф, мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.
Моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.
Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Что я делаю на занятиях по Музыке и что можно рекомендовать для развития чувства ритма:
• Слушаем музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию. Пропеваем (свое) имя ребенка.
• Учу детей воспроизводить мелодию с хлопками, постукиванием, с пением, поем попевки, небольшие потешки с хлопками.
Сначала, конечно, у них не получается самостоятельно выполнять задание. можно похлопать его ручками, взяв их в свои руки; отстукивать ритм. Постепенно, со временем, они приобретут опыт и будут самостоятельно прохлопывать простейший ритм.
• Можно придумывать движения под музыку:
Можно топать, хлопать, шлепать, …
Ритм развивается даже если дети просто маршируют, или стучат погремушками, в барабаны, музыка как бы «подстегивает», помогает прочувствовать пульс.
- Игра на шумовых инструментах – даже самых элементарных (шумелках, шуршалках, мешочках с пуговицами и т.д.) – основное упражнение для развития ритма, особенно для малышей.
• в старшей и в подготовительной группах, когда у детей достаточно развито чувство ритма, задания усложняются, например:
- угадай, какую песню поют ладошки?
- простучать ритм по карточкам (большие и маленькие кружочки или квадратики и прямоугольники)
- более сложное задание – это карточки с разным набором длительностей. Очень хорошо использовать дидактические игры.
Практическая часть
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)
- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)
- Здравствуйте малышки — всем привет!
Игра «У оленя дом большой» Французская народная мелодия
(пение с движениями по тексту)
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окно.
Заяц по лесу бежал,
В дверь к нему стучал.
Тук - тук –тук, - дверь, открой.
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.
Сейчас я предлагаю вам задание, которое недавно давала детям подготовительной группы. Это дидактическая игра «Ножки-ладошки» я подглядела в интернете. Задание детям давала по частям: только топать или только хлопать. А потом – усложняла постепенно: мальчики топают, а девочки – хлопают. А затем, когда и этот этап освоен, можно ускорять смену карточек с ритмом.
Здесь, в этой Дидактической игре, простейший ритм усложнен изменением приема, которым надо выполнять ритм: быстро сориентироваться и заменить хлопки топотом или наоборот. Т.е. нужна скорость и смекалка. Детям очень нравится эта игра. Предлагаю и вам сейчас поиграть в нее.
Дидактическая игра «Топай – хлопай»