Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

Борзова Елена Сергеевна

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смотр – конкурс методических пособий «МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 тема: «УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ» г.о. Красногорск, 2022г.

Слайд 2

воспитатель Борзова Елена Сергеевна воспитатель Коновалова Олеся Викторовна группа № ДО «Капитошка» «УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ»

Слайд 3

ЦЕЛЬ: познакомить детей с разнообразием камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями, историей родного края. Значением и использованием человеком в повседневной жизни, а также с камнями и минералами, которые человек использовал с давних времен. ЗАДАЧИ: Обучающие : Познакомить детей среднего дошкольного возраста с элементарными представлениями о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён. Развивающие : Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников. Воспитывающие : Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе. Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах, подгруппах.

Слайд 4

Наполнение музея в чемодане: «Уральские камни» (экспонаты): коллекция самоцветов, сувениры из уральских камней, камнерезные изделия, сувениры из природного камня, изделия из натурального камня. «УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ»

Слайд 5

«УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ»

Слайд 6

Опытно-экспериментальная деятельность с камнями самоцветами: « Определение цвета, формы и размера » В.: Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? ( варианты детей ) Так значит, какие бывают камни? ( большие, маленькие, разных цветов, формы ). Вы открыли один секрет камней – камни по цвету, форме и размеру бывают разные .

Слайд 7

« Определение характера поверхности » В.: Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь ? ( Дети делятся открытиями .) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.В .: Ребята, какой секрет вы открыли? ( камни бывают гладкими и шероховатыми ). « Рассматривание камней через лупу » В .: Как называется этот предмет? ( Лупа ) Для чего он нужен? ( Для увеличения предметов ) Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами. Что интересного вы увидели? ( Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и др. ). Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? ( Нет ) Какой вывод можно сделать? ( Все камни разные )

Слайд 8

« Определение веса » В.: Ребята, а как вы думаете, что тяжелее камень или вата? ( камень ) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? ( вата, камень, весы ) Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? ( вату ) Что положим на другую чашу? ( камень ) Что тяжелее? Что можем сделать еще? ( добавить ваты ) Что тяжелее? ( камень ) Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? ( камень все равно тяжелее ) «Как вода камень разрушает» Цель: смоделировать силу и воздействие воды. Опыт: налить в стеклянную бутылку воды, плотно закрыть и поставить в детское пластмассовое ведро. Если эксперимент проводится зимой, вынести бутылку на мороз, если в теплое время года – поставить в морозильную камеру. Через два часа можно продемонстрировать силу замерзшей воды, которая разрывает бутылку на части. Объяснить детям, что, то же самое происходит и с камнем. Вода, попадающая в трещинки скалы, зимой замерзает и расширяет их. С каждым годом трещины становятся все больше и больше, пока, наконец, от камня не отколется какой-нибудь кусок.

Слайд 9

« Почему камни бывают разноцветными» Цель: объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов. 1) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Предложить детям взять 2-3 цветных кусочка пластилина, скатать каждый кусочек в шарик и поставить их друг на друга. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. С помощью стека разрезать пластилин и рассмотреть полосатые срезы. Объяснить, что проходили миллионы лет, каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один камень. 2) Материал: 2-3 кусочка пластилина разного цвета. Взять 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешать их (не до однородного цвета). Стекой разрезать получившийся кусочек. На срезах получатся удивительные узоры. Объяснить, что у детей, кто с силой смешивал разноцветный пластилин, полоски получились узкие, кто делал это слабее – разноцветные полоски получились шире. Также происходит и в природе. Где-то подземные процессы были посильнее, а где-то послабее.

Слайд 10

«Какими бывают камни» Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам. Материалы: разнообразные камни, лупы. Опыт: внимательно рассмотрите камни? Какие они? Разные. Большие и маленькие. Красивые. Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. Гладкий и цветной. На нем есть полосочки. Круглые и маленькие. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают камень Как они стучат? Почему они стучат? Потому что мы их трясем А что с ними происходит в море? (А какая сила их трясет в море?) Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они траться о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки) Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь? Чем отличаются эти камни от морских камней? Не гладкие, острые, шершавые. Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? Трещинки, узоры. Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

Слайд 11

«Тонет – не тонет» Цель: сформировать представления о свойствах камня. Материалы: Морские камешки, кусочки гранита и пемзы, прозрачные сосуды с водой. Опыт: дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? (он утонет). Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Может ли камень плавать? Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой - тяжелый. Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Давайте проверим: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул. Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

Слайд 12

« Легкий/ тяжелый» Цель: сформировать представления о свойствах камня. Материалы: камешки разной плотности и величины, весы. Опыт: взять камешки одного размера они будут равные по весу? Как можно проверить это? Возьмите в одну руку – пемзу – пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему? Вывод: пемза легче, потому что в нем много дырочек, в плотном камне нет дырочек, он тяжелый. Взять большой пористый камень и маленький плотный. Плотный будет тяжелее. Произвести взвешивание на весах. «Прочный камень» Цель: сформировать представления о свойствах камня. Материалы: камни разной плотности, молоток. Опыт: воспитатель предлагает разбить камешки молотком. Один камень разбился, а другой – нет. Какой камень легче было разбить? Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая. А какой камень не получилось разбить? Гранит, гальку. Так, как он плотный и тяжелый. Гранит и галька прочнее чем мел и пемза. Какие из камней, которые мы рассматривали ранее, прочные, а какие менее прочные?