1.4 Самообразование и профессиональное развитие.
1.4 Самообразование и профессиональное развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!
Н.Б. Никитин
«Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей младших дошкольников»
Актуальность проблемы:
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решений.
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников. Все полученные знания и умения закрепляются в развивающих играх, которым необходимо уделять большое внимание. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Большое значение в умственном воспитании и в развитии интеллекта имеют развивающие игры. Они способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании познавательных способностей посредством использования развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Цель самообразования: Подбор и систематизация развивающих игр в соответствии с их направленностью на формирование тех или иных познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить возможные пути формирования познавательных способностей у детей в различной форме деятельности.
2. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.
3. Внедрять (применять, использовать, апробировать, изучать) современные технологии, методики для организации воспитательно - образовательной деятельности, сохранения здоровья, повышения качества образования детей дошкольного возраста.
5.Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познавательное развитие», по теме самообразования: «Развивающие игры, как средство формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста ".
6. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой темы.
7. Посещать открытые городские мероприятия.
- Обучаться и повышать свою квалификацию.
Источники самообразования:
Специализированная литература (научная, методическая, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации с целью саморазвития и расширения кругозора).
Формы самообразования:
Индивидуальная - через индивидуальный план, групповая- через участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения (педсоветы, семинары, консультации).
Ожидаемый результат самообразования:
•Повышение своей компетенции в вопросах формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
•Выработка методических рекомендаций по применению личностно-деятельностного подхода, проблемного обучения и принципов их реализующих в работе с детьми по формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста
•Разработка и проведение консультаций с родителями, обобщение опыта по исследуемой теме.
•Сообщения, выступления на педагогическом совете.
Планируемые результаты самореализации:
•Ведение электронного портфолио воспитателя.
•Выступления на педсоветах, консультация
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Лэпбуки: «В мире животных», «Дед Мороз», «Мой сад»;
- Игры на липучках: «Варим суп, компот», «Кто, что ест», «Цвета»;
- Картотека дидактических игр;
- Круги Луллия «Фигуры»;
- Интерактивные игры: «Счет», «Третий лишний», «Угадай звук»
- выступление на фестивалях и конференциях, педсоветах и родительских собраниях, показ открытых занятий и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества
Критерии результативности программы:
- Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса работы по результатам анкетирования.
- Повышение у дошкольников уровня знаний о профессиях, орудиях труда.
- Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.
Принципы реализации программы
- Принцип разностороннего развития личности
- Принцип цикличности и систематичности
- Принцип гармонизации отношений ребёнка и детского коллектива.
- Принцип интеграции
- Принцип гуманизма
- Принцип информативности.
- Принцип взаимосвязи с семьей
Основные технологии:
- Развивающие технологии;
- Личностно-ориентированные технологии;
- Технология «ТРИЗ»;
- Игровые технологии;
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Были намечены этапы самообразования:
- 1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
- 2 этап –практический. Составление картотек игр для детей младшего возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
- 3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
- Объекты в работе по самообразованию:
- - Дети 3-4 лет;
- - Семьи детей посещающих детский сад;
- - Педагогический персонал детского сада;
- Методы работы с детьми:
- - Словестный метод
- - Наглядный метод
- - Практический метод
- - Игровой метод
- Формы организации деятельности с детьми:
- - групповая;
- - подгрупповая;
- - индивидуальная.
Перспективный план по самообразованию на 2019- 2020 годы
№ | Действия педагога | Сроки | Результат |
Теоретический этап | |||
1 | Подбор методической литературы для изучения | Сентябрь 2019г | Подобрать методическую литературу для изучения. |
2 | 1) Ознакомление с интернет ресурсами; 2)Изучение методической литературы; изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д. | Октябрь 2019г | 1. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986, № 1 2. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание, 1998, № 10. 3. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика, 1991. № 3 4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002. 5. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – CПб.: Питер, 2004. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника - М., 2009. 6.Панова Е.Н. « Дидактические игры-занятия в ДОУ». Младший возраст.2007. 7.Сорокина А.И. « Дидактические игры в детском саду» - М., 1998. 8. Смирнова Е.И. Современный дошкольник «Особенности игровой деятельности». Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74 9. В. Абраменкова «Воспитание игрой», Москва 2008г |
3 | Анализ литературы | В течение года | Ведение тетради по самообразованию с конспектами, т.е. с записями по прочитанной литературе (термины, высказывания, с журналов пишем номера и названия интересных статей) и т.д. |
4 | Самообразование через участие в вебинарах, медианарах, семинарах, курсх по данной проблеме | В течении года | Вебинары:
https://www.youtube.com/watch?v=GGwU5IbKrRA
https://www.youtube.com/watch?v=cyhBMf-CFnw&list=PL7fdJqiXBWNgLRU0ru7-dbVinqDlILvIF 3. Развивающие игры для детей https://www.youtube.com/watch?v=Ins5805CTPU 4. Логические Блоки Дьенеша» в развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО |
Практический этап | |||
31 | Сбор материала для педагогической копилки. | в течение года | Создание папки-копилки (в эл варианте) или сайт педагога:
|
4 | Для работы с родителями | Для работы с детьми | |
С октября по май | |||
1.Анкетирование родителей | 1.Диагностика познавательного развития (2 раза в год) | ||
https://vk.com/club50953119 развивающие игры своими руками http://reshetova.blogspot.com/p/blog-page_31.html игрушки из ничего https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=PnwlVKXU-XU БЛОКИ ДЬЕНЕША. Логические блоки Дьенеша для самых маленьких. Развивающая игра Кубики Дьенеша http://rodnaya-tropinka.ru/razvivayushhie-igry-svoimi-rukami/ развивающие игры своими руками | 2. Развивающие игры (печатные): «Времена года»; «Лицо человека»; «Варим суп, компот»; «Кто что ест»; «Найди пару»; «Что для чего». | ||
3.Участие родителей в создании РППС: изготовление игр, пособий. | 3. Развивающие задания на темы: «Ми насекомых»; «Веселые крышки»; «Лото»; «Осень». | ||
| 4.Проведение игр с блоками Дьенеша в соответствии с календарно-тематическим планом | ||
5. Родительское собрание «Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей» | 5.Развивающие пособия «Круги Луллия» на темы: «Фигуры»; «Чей домик?»; «Чей малыш?». | ||
6.Консультация «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет» | 6. Открытое занятие для родителей «Удивительное путешествие в весенний лес» | ||
7. Консультация «Развитие познавательной деятельности детей 3-4 лет» | 7. Развивающее пособие «Лэпбук» на темы: «Дед Мороз»; «В мире животных»; «Мой сад». | ||
8. Консультация «Палочки Кюизенера или умные игрушки» | 8. Интерактивные игры: «Домашние животные»; «Счет»; «Третий лишний»; «Угадай звук животных». | ||
9.Консультация «Знакомство с блоками Дьенеша» | |||
10.Памятка «Развивающие игры для детей 3-4 лет» | |||
11. Мастер-класс для родителей. Применение дидактического материала «Палочки Х. Кюизенра» или «Цветные числа». | |||
Рефлексия | |||
71 | Самореализация: посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе; Публикация в журнале по обобщению опыта | Октябрь – Май. | 1.Консультация «Игры и занятия на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» 2.Консультация «Развитие познавательных способностей, посредством дидактических игр для детей 3 – 4 лет» 3. Мастер класс «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС». 4. Деловая игра на тему: «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» 5.Отчет по теме самообразования |
Заключение
Под познавательной активностью следует понимать самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и обусловленную необходимостью решить задачи, стоящие перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Ребенок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностями своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследования, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка узнавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними взаимосвязи. Познавательный интерес отличается от любопытства широтой захвата объектов, глубиной и избирательностью. Дидактические игры детей младшего дошкольного возраста - один из самых продуктивных и эффективных методов развития. Благодаря дидактическим играм детям даются легче не только знания, но и происходит процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста, что влияет на гармоничное физическое, интеллектуальное, а также умственное развитие ребенка. В жизни ребёнка младшего дошкольного возраста это этап, в ходе которого обучающийся может открывать для себя новых друзей, а в его жизни появляются новые занятия. На этом этапе развития ребёнка важное место занимают именно дидактические игры, так как основные развивающие материалы подаются детям в игровой форме. Дидактические игры детей младшего дошкольного возраста выступают в качестве основного метода воспитания и обучения, при котором происходит передача накопившегося опыта. Именно благодаря дидактическим играм воспитатель в состоянии использовать индивидуальные способности и уровень имеющихся у ребенка знаний для его дальнейшего развития.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребёнка – дошкольника по новым ФГОС.
Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению, познавательный интерес.
Предметно – развивающая среда должна:
- служить интересам и потребностям ребенка;
- обогащать развитие специфических видов деятельности;
- обеспечивать зону ближайшего развития ребенка;
- побуждать делать сознательный выбор;
- становиться основой для самостоятельной деятельности;
- являться условием для своеобразной формы самообразования;
- развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения);
- а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития познавательного интереса младших дошкольников.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение центр развития ребёнка
детский сад «Фантазия»
Самообразование воспитателя
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей 4-5 лет»
Воспитатель: Ахмедова Н.Ф.
воспитатель
г. Пыть-Ях
2020 - 2021г
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Л.С. Выготский.
Пояснительная записка
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1.Систематизировать и расширять представления детей о свойствах объектов живой и неживой природы;
2.Способствовать формированию позитивного отношения к ним (познавательного, бережного, созидательного);
3.Вызывать желание самостоятельно формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
4.Активизировать словарь ребёнка;
5.Прививать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Этапы работы над темой:
- Диагностический этап работы над темой самообразования:
- Изучение методической литературы по теме.
- Изучение опыта коллег по теме.
2) Прогностический этап.
1. Определение целей и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
3. Разработка перспективного плана на сентябрь – май.
3) Практический этап:
- Мониторинг.
- Работа с детьми по плану.
- Изготовление мини-лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.
4. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
5. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка».
6. Анкетирование по выявлению отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.
4) Обобщающий этап.
1. Диагностика уровня развития способностей детей на конец года.
2. Анализ данных по итогам учебного года.
5) Внедренческий этап.
1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
План
Месяц | Дата | Тема | Программное содержание | |
Работа по самообразованию | ||||
Диагностический этап | ||||
сентябрь | 1-2 неделя |
| ||
Прогностический этап | ||||
3 неделя | 1. Определение целей и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем. 3. Разработка перспективного плана на сентябрь – май. | |||
4 неделя | Практический этап | |||
| ||||
В течении года |
| |||
Работа с детьми | ||||
октябрь | 1 неделя | Эксперименты с мукой | Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки. Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | |
2 неделя | «Воздух – невидимка» | Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов. Формировать интерес к экспериментальной деятельности, моделированию. Развивать логическое мышление, интерес к природным явлениям. Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха. | ||
3 неделя | «Царство трех ветров» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение. | ||
4 неделя | «Воздух и Вода в жизни человека» | Определить значение воды и воздуха в жизни человека. Познакомить детей с понятиями: «воздух», «вода», свойствами и значением для всего живого. Развивать наблюдательность и интерес к исследованию объектов неживой природы. Воспитывать стремление узнавать новое, способствовать совместному участию мальчиков и девочек в познавательной деятельности. | ||
ноябрь | 1 неделя | «Исследуем свойства воды» | Закрепить знания детей о свойствах воды, ее значении в природе;способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность. Закреплять знания детей о воде, ее свойствах; совершенствовать умение детей выражать собственные мысли и суждения; Развивать психические процессы – память, мышление, воображение, речь, внимание. Воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе; воспитывать аккуратность при выполнении практического задания. | |
2 неделя | «Куда делась вода» | Расширять представления детей о свойствах и круговороте воды в природе. Продолжать знакомить детей с круговоротом воды в природе Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды) Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов. Прививать бережное отношение к воде. | ||
3 неделя | «Жидкости растворы» | Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом. Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука). Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов. Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. | ||
4 неделя | «Как с гуся вода» | Расширять знания детей о перелетных птицах. Вызвать интерес к исследовательской деятельности, устанавливать простейшие связи, делать выводы. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях и отвечать полным ответом на вопросы воспитателя. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в экспериментировании. Воспитывать доброе отношение к окружающему миру и природе. Воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца. | ||
декабрь | 1 неделя | Тайны снега и льда | Продолжать формировать знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога. | |
2 неделя | Очищение воды | Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами. | ||
3 неделя | «В поисках нового цвета» | Создать условия для развития познавательного интереса детей Создать условия для получения новых цветов (оранжевого, фиолетового, зелёного) путём смешивания красок. Создать условия для развития поисковой активности детей (познавательное развитие) Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения Воспитывать уважительное отношение друг к другу. | ||
4 неделя | «Волшебница – соль» | Расширять представление детей о соли и ее свойствах через познавательно — исследовательскую деятельность. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы. Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, желание экспериментировать. | ||
январь | 2 неделя | «Полезное мыло» | В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде). Формировать знания о значении мыла. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования с мылом. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности с мылом. | |
3 неделя | «Мыльные пузыри» | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде, образует пленку. Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. Продолжать формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Развивать быстроту мышления, развивать творческое воображение. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования. | ||
4 неделя | Магнит и его свойства | Познакомить с понятием "магнит". Формировать представления о свойствах магнита. Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком. Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Воспитать навыки сотрудничества, взаимопомощи. | ||
февраль | 1 неделя | «Приключения Карандаша и Гвоздика» | Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит. Учить сравнивать предметы по характерным признакам. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем. Закрепить правила обращения с горячими предметами. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации. Продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. Повышать остроту зрения, зрительное внимание. | |
2 неделя | «Дерево и его свойства» | Расширить представления детей о дереве, его свойствах. Развивать умения определять существенные признаки и свойстваматериала, его особенности в сравнении с другими материалами. Развивать умение делать выводы. Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделаннымиз дерева. | ||
3 неделя | «Удивительное в камне» | Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; Развивать у детей интерес к камням, умение называть их свойства и особенности. Воспитывать интерес к экспериментированию. | ||
4 неделя | «Наряды куклы Тани» | Познакомить детей с разными видами тканей. Закрепить знания об одежде, побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. Развивать творческое воображение. Воспитывать межнациональную толерантность. | ||
март | 1 неделя | «Путешествие в прошлое бумаги» | Познакомить с историей развития книги и письменности. Познакомить детей с историей возникновения книги (узелковые - кипу, книги-камни, книги из глины, книги из папируса, книги из пергамента). Развивать познавательный интерес, умения делать выводы, обобщать, размышлять; устную речь. Воспитывать бережное отношение и интерес к книгам. | |
2 неделя | «Свойства бумаги» | Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает); развивать, воображение, познавательную активность, любознательность детей. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми, самостоятельность, целенаправленность собственных действий; развивать отзывчивость, сопереживание и уважительное отношение к окружающим. | ||
3 неделя | «Вулкан» | Формировать знания о происхождении, строении, типах вулканов. Отрабатывать умение детей анализировать полученные данные, делать выводы. Воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение. Воспитывать умение работать в паре, группе, уважать ответы друг друга. Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию. | ||
4 неделя | «Тайна солнечного зайчика» | Познакомить детей со свойствами света. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять. | ||
апрель | 1 неделя | «Стекло и его свойства» | Познакомить детей с историей возникновения стекла, расширять и систематизировать знания о производстве стекла и изделий из него; Опытно-экспериментальным способом определять свойства и качества стекла в сравнении с другими материалами; определять способ использования предметов в зависимости от материалов, из которых изготовлены вещи; Воспитывать уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к предметам из стекла; воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла. | |
2 неделя | «Река времени» | Поддерживать интерес детей к экспериментированию. Воспитывать интерес к истории предметов. Познакомить детей с историей создания часов;подвести к пониманию что часы, что часы человек создаёт для измерения времени. Учить устанавливать причинно-следственные связи между историческим временем и строением часов (солнечные, песочные, водяные, механические, электронные). | ||
3 неделя | «Победим микроба» | Продолжать знакомить детей с понятием «здоровье». Развивать восприятие, мышление, речь, внимание, память, игровой деятельности. Воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к сверстникам. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | ||
4 неделя | «Путешествие в прошлое электрической лампочки» | Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством. Добиться уточнения знаний детей об источниках света; обеспечить воспроизведение правил безопасного обращения с электроприборами. Способствовать развитию психических процессов, развитию познавательного интереса, стремления к исследовательской деятельности. Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека. | ||
май | 1 неделя | «Сладкие опыты» | Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека. | |
2 неделя | «Фруктовая лаборатория» | Закреплять знания детей о здоровом образе жизни Закреплять знания о свойствах воздуха Развивать логическое мышление Вызывать интерес к экспериментированию. | ||
3 неделя | «Секреты Кока – колы» | Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой». Учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними; Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; Активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; Закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | ||
4 неделя | Мониторинг | |||
Работа с родителями | ||||
Октябрь | 2 неделя | Анкетирование по выявлению отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка. | ||
Декабрь | 1 неделя | Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | ||
Февраль | 1 неделя | Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребенка». |
Список использованной литературы
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2 2000 г.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение центр развития ребёнка
детский сад «Фантазия»
Самообразование воспитателя
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Воспитатель:
Ахмедова Н.Ф.
воспитатель
г. Пыть-Ях
2021 - 2022г
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- Художественную литературу и все виды искусства;
- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
- Привлечение семьи.
Актуальность темы:
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по данной теме.
2.Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
3.Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
4.Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
5.Составить конспекты занятий, праздников, бесед, игр
6. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать чувство любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.
3. Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
5. Воспитать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики.
6. Формировать любовь к своему народу, родному языку, народному творчеству.
7. Познакомить детей с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.
Работа по нравственному воспитанию должна проводиться регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Методы и формы работы:
- беседа,
- игры,
- чтение художественной литературы,
- творческое задание,
- экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
- художественное творчество,
- трудовая деятельность,
- работа с родителями,
- театрализованная деятельность.
Литература по теме самообразования:
1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт- Петербург, 1999 год.
2. История и культура России – дошкольнику. Г. Н. Данилина, - Издательство «Сатурн –С», 2001.
3. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке, аппликации. А.А. Грибовская, М- «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика - Синтез, 2005.
5. Беседы о Великой Отечественной Войне Т.С. Шорыгина. ТЦ «Сфера», 2015г
6. Мы живем в России. Гражданско – патриотическоевоспитание дошкольников Зеленова, Н.Г . Пособие длявоспитателей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2008.
7. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли,Т.С. Шорыгина, М.: ТЦ сфера, 2011.
Этапы самообразования:
Этап | Мероприятия | Сроки |
1 этап | - постановка проблемы; - подбор и изучение литературы по проблеме; - определение целей и задач работы над темой - планирование работы по самообразованию. | Сентябрь- октябрь |
2 этап | - теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов); - практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. | Октябрь 2021- май 2022 г. |
3 этап | - подведение итогов; - оформление результатов работы по теме самообразования; - представление материалов; - использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы; - распространение. | Май 2022г. |
План реализации самообразования на 2021-2022 учебный год:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь |
А. Ишимова "История России в рассказах для детей";
|
|
Ноябрь |
Нанайская сказка "Айога", Ненецкая сказка "Кукушка", А. Милн "Непослушная мама", Д. Габе "Моя семья", Е. Ранневая "Доброта". |
|
Декабрь |
В. Одоевский "Мороз Иванович", С. Маршак "Двенадцать месяцев", П. Бажов "Серебряное копытце" |
"О старинных русских обычаях детям"
|
Январь |
взаимопомощь и гостеприимство";
Русские народные сказки: "Пузырь, соломинка и лапоть", "Зимовье зверей", "Волшебное кольцо", "Сивка-бурка". |
пословиц и поговорок"
книжки-малышки "Гостеприимство и взаимопомощь в пословицах и поговорках"
|
Февраль |
| Совместное оформление уголка в группе детского сада"Изделия народных мастеров России" Коллаж "Мой папа (дедушка) служил в армии" |
Март |
«Мамин портрет» ;
Нанайская сказка "Айога", Ненецкая сказка "Кукушка", А. Милн "Непослушная мама". | Выставка работ, выполненных мамами и бабушками детей. |
Апрель |
П. Клушанцев "О чем рассказал телескоп?", В. Медведев "Звездолёт "Брунька", А. Леонов "Шаги над планетой", В. Бороздин "Первый в космосе", В. Кащенко "Найди созвездия" | Консультация для родителей "Читаем детям о космосе" Выставка детских работ "Космос глазами детей" |
Май |
он был от нас далёк!".
| Консультация «Как рассказать ребенку о войне» Досуг, посвящённый Дню Победы |