Игры и пособие на развитие мелкой моторики
Игры и пособие на развитие мелкой моторики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам в подготовительной группе
Цель:
Развивать речь, память, мышление, воображение, творческую фантазию и эмоциональную сферу детей, снимать умственное и психологическое напряжение во время занятий, развивать координацию и моторику
- «Здравствуй, детский сад!»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Разъединяют пальчики.)
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями.)
- «Путешествие в страну дорожных знаков и правил»
Дорожных правил очень много!
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Раз — внимание дорога!
Два — сигналы светофора.
Три — смотри, дорожный знак,
А четыре — переход.
(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)
Правила все надо знать
И всегда их выполнять.
(Разжимают и сжимают кулачки.)
- «Осень. Признаки осени.»
Если листья пожелтели,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Дождь холодный моросит,
(Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)
Птицы к югу полетели,
(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)
Значит, осень к нам спешит.
(Хлопок, кулачок.)
- «Огород. Овощи»
Приглашаем в огород.
Приглашаем народ:
-Заходите в огород!
(Разводят руки в стороны перед собой.)
Проходите между гряд-
(Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)
Там огурчики лежат,
(Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)
Помидоры висят,
Прямо в рот хотят.
(Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.)
Рядом зреет репка
Ни густа, ни редка.
(Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.)
Наберем мы овощей
Для себя и для друзей.
(Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)
5 «Сад. Фрукты»
«Компот»
Будем мы варить компот,
(Левую ладошку держать «ковшиком»)
Фруктов нужно много. Вот:
(Указательным пальчиком правой руки «мешают».)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Варим, варим мы компот.
(Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ!
(Руки вытягивают вперед ладошками вверх и разводят в стороны.)
- «Лес»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(Плавные, волнообразные движения ладошками.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Ветер бросил на тропинку.
(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)
- «Лес. Дикие животные»
Дикие животные водятся в лесу.
(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)
Здесь увидеть можешь ты
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)
Волка и лису,
Зайца и медведя,
Белку и ежа,
Оленя и лося.
(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)
Прячет всех надежно
(Зажимают пальчики в кулачок.)
Лесная тишина.
(Подносят указательный пальчик к губам.)
- «Семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)
И у нас разлада нет.
(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)
- «Мамочка любимая, родная!»
«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».
(Выполняют движения по тексту.)
- Неделя здоровья
«Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать
(Загибают большие пальчики на обеих руках.)
Этот пальчик лег в кровать
(Загибают указательные пальчики.)
Этот пальчик чуть вздремнул
(Загибают средние пальчики.)
Этот пальчик уж уснул
(Загибают безымянные пальчики.)
Этот крепко-крепко спит
(Загибают мизинчики.)
Тише, тише, не шумите…
(Подносят указательный пальчик к губам.)
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(Поднимают руки и делают «солнышко».)
Будут птицы щебетать,
(Машут сложенными накрест ладонями.)
Будут пальчики вставать!
(Сжимают и разжимают кулачки.)
- «Здравствуй, зимушка-зима!»
Весело зимой! Не хочется домой!
(Хлопают в ладоши.)
Но ветер приближается-
(Разводят руки в стороны.)
Вьюга начинается.
(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)
Крепчает мороз-
(Сжимают с усилием кулачки.)
Щиплет щеки, щиплет нос
(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)
Руки стали замерзать-
(Трут ладони.)
Надо их согревать.
(Дышат на ладони.)
Вечер приближается-
(Разводят руки в стороны.)
Темнота сгущается.
(Закрывают руками глаза.)
Нам домой идти пора.
(Пальчики «шагают».)
-До свидания! До утра!
(Машут рукой на прощание.)
- «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
(«Зовущие» движения пальчиков.)
Приготовлю крошки-
Хлебушка немножко.
(4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.)
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)
Галки да вороны, Ешьте макароны!
(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.)
- «Новогодний праздник»
Приходили к ёлке
(Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)
Зайцы,
(«Ушки» из указательного и среднего пальчика.)
Белки,
(Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)
Волки,
(Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)
Новый год встречали
(Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)
И подарков ждали.
(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)
- «Мой дом. Мебель. Электрические приборы»
Мебель я начну считать:
(Показывают ладошки обеих рук.)
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)
Много мебели назвали,
(Разжимают кулачки и показывают ладошки.)
Десять пальчиков зажали.
(Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)
- «Посуда»
Раз, два, три, четыре,
(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)
Мы посуду перемыли:
(Одна ладошка скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Мы посуду перемыли,
(Одна ладошка скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Поварешку потеряли.
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Так мы маме помогали.
(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)
- 1 «Профессии»
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, кондитер и строитель …
(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)
Сразу всех не называю,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
- «День Защитников Отечества»
Пальцы эти – все бойцы.
Удалые молодцы.
(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)
Два гвардейца – храбреца!
Два сметливых молодца!
(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
Два танкиста-удальца!
(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
Два мизинца – коротышки –
Очень славные мальчишки!
(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)
- «Весенние перемены в природе»
Весёлые льдинки
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Забралось в сосульки
(Стучат пальчиками по столу.)
Весеннее солнце.
(Поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут
По сосулькам слезинки…
(Сжимают и разжимают кулачки.)
И тают сосульки –
Весёлые льдинки.
(Стучат пальчиками по столу.)
- 1 «С днем 8 марта! С праздником весенним!»
Огромный букет
Нарисую я маме.
(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
И с праздником женским
Поздравлю ее.
(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)
Пусть мамочку солнце
Согреет лучами,
(Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)
И радостно птицы
Поют для нее.
(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)
- «Одежда. Обувь»
1.«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
Будем там тихонько спать.
(Кладут ладошки на стол.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Последовательно соединяют пальчики одной руки с пальчиками другой руки.)
Будем вещи мы стирать:
(Кулачки имитируют стирку.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки,
Сарафанчик и халат,
Шарф и шапку не забудем –
(Поочередно загибают пальчики на обеих руках в кулачки.)
Их стирать мы тоже будем.
(Кулачки имитируют стирку.)
- «Транспорт»
Есть игрушки у меня:
(Хлопок, кулачок)
Паровоз и два трамвая,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран-
Настоящий великан.
(Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)
Сколько вместе, как узнать?
Помогите сосчитать!
(Сжимают и разжимают пальчики.)
- «Животные жарких стран»
Если в жаркую страну
Я случайно попаду,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
То увижу там
(Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.)
шакала, бегемота, носорога,
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
Крокодила и слона.
(Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.)
Хорошо живется им –
(Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.)
Не бывает снежных зим.
(Указательным пальчиком двигают влево-вправо.)
- «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
"На ракете"
Раз, два, три, четыре, пять -
(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)
В космос полетел отряд.
(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Большую желтую луну.
(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
- «Домашние животные»
«В деревне»
Я в деревне отдыхаю,
(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.)
Всех зверей домашних знаю:
(Разводят и соединяют пальчики левой руки.)
Кролик, лошадь,
Кот, корова и свинья,
(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)
И коза с козлом,
А еще баран с овцой,
Да верный пес –
(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)
Помощник мой.
(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)
- 2 «На птичьем дворе»
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор.
(Руки на столе: правая – ладошка вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняют положение рук.)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра:
(Ударяют правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняют положение.)
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут
(Последовательно соединяют пальчики обеих рук с большими.)
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи.
(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)
25.. «Луг. Насекомые»
«На лугу»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)
Всем лепесткам красоту и питание
(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)
Дружно дают под землей корешки.
(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)
- «День Победы»
Что такое день победы?
(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)
Это праздник!
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
Ордена и награды боевые.
(Кулачки прижимают к груди.)
И салюты золотые,
(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)
И тюльпанчики цветные,
(Показывают руками бутон.)
И чистая земля.
(Рисуют большой круг в воздухе).
27.. «Скоро в школу»
«Школа»
В школу осенью пойду.
(«Шагают» пальчиками по столу. )
Там друзей себе найду.
(Соединяют пальчики рук в замок.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)
Я таким учёным буду!
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
Но свой садик не забуду.
(Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)
- Мой город
Я по городу хожу, Ходьба на месте
Я про город расскажу.
Поликлинники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)
Магазины, заводы и библиотеки.
Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)
И деревьев, и цветов.
ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)
Город нужен для людей. (Хлопки)
- «Лето»
Вот и лето наступает,
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)
Всех на отдых приглашает.
(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )
Будем плавать, загорать
(Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».)
И на даче отдыхать.
(Показывают «домик».)
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр для старшей группы ДОУ
Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).
Цель:
- развивать мелкую моторику рук для развития речи детей
дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
- активизировать словарь в процессе расширения об окружающем
мире в соответствии с лексической темой;
- развитие внимания, памяти, фантазии, усидчивости;
- создание эмоционального положительного настроя.
ВАРЕНЬЕ
Заходите дети в сад:
(«Идем» указательными и средними пальцами по столу)
Тут крыжовник,
(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки)
виноград.
(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки)
А в лесу растут черника,
Земляника и брусника.
(Правя рука имитирует сбор ягод и складывает их в «корзину» левой руки)
Варит бабушка варенье -
(Размешиваем варенье в кастрюле)
Будет внукам угощение.
(Протягиваем ладони вперед)
ОВЕЧКА И КОЗА
Кучерявая овечка
(Показать «кудряшки» на голове).
Переходит через речку.
(«Идем» указательным и средним пальцем)
Щуря желтые глаза,
(Прищурить глаза).
Ей навстречу шла коза.
(Показываем «рога»)
- Не пущу тебя, овечка,
(Наклонить голову с «рогами» вперед)
Не пройдешь ты через реку!
(Погрозить указательным пальцем)
Лошадь мимо проходила
(Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки)
И овечку пропустила.
(Руки отвели в сторону — жест, обозначающий: «Пропускаю»)
В ЛЕСУ
- Мальчик с пальчик, где ты был?
(4 раза сгибать большой палец левой руки.)
- Долго по лесу бродил!
(4 раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
ДРУЖБА
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до
друга)
Раз, два, три, четыре, пять
(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)
Начинай опять считать
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(Поочередное касание)
Мы закончили считать.
(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)
ОБУВЬ
Почитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(Попеременно хлопки ладонями
и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(На каждое название обуви, загибают по одному пальчику, начиная с большого)
РЫБКА
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(Медленно сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(Снова показать, как плавает рыбка)
Крошку хлебную взяла,
(Сделать хватательное движение двумя руками).
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Показать, как рыбка плавает)
БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ
Как у нас семья большая
Да веселая:
(Хлопки в ладоши и удары попеременно)
Два у лавки стоят,
(Загнуть большие пальцы)
Два учиться хотят,
(Загнуть указательные пальцы)
Два Степана у сметаны — объедаются.
(Загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки - питаются.
(Загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке — качаются.
(Загнуть мизинцы)
ПРОФЕССИИ
Каменщик из кирпичей
Стену строит. Дом ничей.
(Кладем правую руку на левую, левую на правую и т. д.)
Я — маляр, я стены крашу,
(Расслабленной кистью водим вверх-вниз).
Потолок («красим потолок»)
И кухню вашу.
(Движения рукой влево-вправо)
Я — электрик. Свет включу
(«Включаем свет, нажимая на включатель»)
Только лампочку вкручу.
(Вращательные движения кистью правой руки)
Приходите в новый дом
(Ладони «домиком»)
И живете долго в нем!
(Развести руки в стороны)
ТРАНСПОРТ
Идет на взлет, идет на взлет,
Винты вращая, вертолет.
(Круги рукой над головой)
Идут туда,
(Правой рукой показать влево)
Идут сюда
(Левой рукой показать вправо)
По звонким рельсам поезда.
(Правая рука справа, а левая - слева описывают круги от себя,
руки движутся параллельно друг другу)
И пароходы, корабли
(Ладони, соед-е кончиками пальцев - «домиком», движутся вперед)
Уходят в море от земли.
(Машем рукой на прощание)
БАБУШКА
Наша бабушка идет
(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)
И корзиночку несет.
(пальцы слегка расставить и соед-ть их с пальцами другой руки)
Села тихо в уголочек
(Сложить руки на коленях)
Вяжет деточкам чулочек
(Имитация вязания на спицах)
Вдруг котята прибежали
И клубочки подобрали.
(Мягким кистями рук выполнить движение «кошечка»)
Где же, где ж мои клубочки,
(Развести руки в стороны)
Как же мне вязать чулочки?
(Выполнить движение «вязание на спицах)
КОСМОС
Мы по глобусу шагаем -
(Указ-ми и средними пальцами обеих рук одновременно с двух сторон головы вверх)
Пальцы дружно поднимаем -
(Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук параллельно друг другу)
Перешли через лесок
(Указ-й и средний пальцы правой руки переходя левую руку, сжатую в кулак)
На гору забрались,
(Пальцы правой руки подняты вверх, а указ-й и средний пальцы левой руки идут вверх по
правой руке)
Оказались в океане
(Зажимается нос правой рукой, а левой рукой выполняется волнообразное движение)
Вместе покупались.
(Имитация «плавания»)
Пошагали в Антарктиду
(Указ- и средние пальцы обеих рук идут навстречу друг другу)
Холодно, замерзли.
(Обхватить себя руками, показать, как холодно)
На ракету все мы сели
(Над головой сделать «домик»)
И в космос полетели.
(Руки поднимаются ладонями вверх)
АЛЫЕ ЦВЕТКИ
Наши нежные цветы
(Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях)
Распускают лепестки
(Медленно раскрывают пальцы)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Плавные движения кистями вправо-влево)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
(Медленно соединяем пальцы в щепоть)
Тихо засыпают.
(Опускаем кисти вниз, руки согнуты в локтях)
Головой качают.
(Качаем кистями, руки согнуты в локтях)
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,
качаем руками)
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным)
ЗА ГРИБАМИ
Топ-топ пять шагов,
(Дети «шагают» пальцами по столу)
В туесочке пять грибов.
(Сплетают пальцы - делают туесочек, большие пальцы – ручка)
Мухомор красный – гриб опасный,
(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев)
А второй – лисичка, рыжая сестричка,
Третий гриб – волнушка, розовое ушко,
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
ШЛА ВОРОНА ЧЕРЕЗ ПОЛЕ
Шла ворона через поле
(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу),
Шесть грибов несла в подоле:
(показывают 6 пальцев)
Сыроежку, боровик (на каждое название гриба дети показывают пальчики, начиная с мизинчика),
Под-оси-но-вик,
Груздь, опёнок,
Шампиньон (показывают указательный палец на правой руке),
Кто не видел –
Выйди вон (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)!
МАМЫ
Много мам на белом свете,
Всех их любят очень дети!
(разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Мамы разные нужны!
(сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
(разводят руки, поднимают ладошки вверх)
КТО ПРИЕХАЛ?
Кто приехал (пальцы обеих рук сложены вместе)?
Мы, мы, мы (быстро хлопают кончиками больших пальцев)!
Мама, мама, это ты (хлопают кончиками указательных)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Папа, папа, это ты (хлопают кончиками средних)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Братец, братец, это ты (хлопают кончиками безымянных)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Ах, сестричка, это ты (хлопают кончиками мизинцев)?
Да, да, да (хлопают кончиками больших пальцев)!
Все мы вместе, да, да, да (хлопают в ладоши)!
ДЕРЕВЬЯ
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот упёрлась в небеса
Вся смолистая сосна
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»).
Распустила ветви-косы
Белоствольная берёза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растёт осинка.
(показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы).
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку — «бутон»)
Пчёлок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем — пчёлы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла
(показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)
ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»),
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепёшек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),
А для жёнушки — подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу).