Профессионально-личностный рост музыкального руководителя детского сада в условиях реализации ФГОС ДО
Предварительный просмотр:
Профессионально-личностный рост музыкального руководителя детского сада в условиях реализации ФГОС ДО
Типология профессионального стиля деятельности:
- Ответственный исполнитель (большинство)
- Творческий исполнитель
- Оригинальный автор и др.).
Первое качество, которое, на наш взгляд, чрезвычайно важно для педагога-музыканта, это понимание значимости этой профессии, осознание своей Миссии. Современный музыкальный руководитель должен иметь четкие представления о целях и ценностях музыкального воспитания, о методологии музыкальной педагогики.
Второе важное качество в профессии музыкального руководителя — это его психолого-педагогическая компетентность
Третьим важным качеством можно назвать музыкальную подготовленность педагога-музыканта, его влюбленность в музыку как в искусство, профессиональное владение музыкальным инструментом (желательно двумя и более), обладание широким музыкальным кругозором, художественным вкусом.
Без общекультурной подготовки педагога развитие психолого-педагогической компетенции теряет смысл! Музыкальный руководитель (как и любой педагог) должен быть широко образованным человеком, с грамотной речью, обладающий коммуникативными навыками.
Настоящий педагог должен обладать деятельностными способностями, то есть способностями к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию.
Основные качества педагога-музыканта, без которых не может идти речь о полноценном музыкальном воспитании детей, это любовь к детям, увлеченность музыкой, профессиональная музыкальная
подготовка и способность к творчеству.
Все остальные умения можно приобрести или компенсировать.
Проблема профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО:
Компетентность — наличие знаний, умений и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также в новых обстоятельствах.
- Правовая компетентность;
- Коммуникативная компетентность;
- Психолого-педагогическая компетентность;
- Профессиональная музыкально-педагогическая компетентность
Музыкальный руководитель должен знать, понимать и выполнять:
- Конституцию РФ
- Закон об образовании РФ
- Конвенцию ООН о правах ребенка
- ФГОС ДО
- Трудовой кодекс РФ
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Основные положения ФГОС ДО:
«Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека…»
- Все разные. Все равные. Нельзя оценивать и сравнивать детей друг с другом;
- «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п.1.3.2.);
- Гибкость планирования всех форм работы с детьми, готовность идти за ребенком, а не по плану;
- «Поддержка инициативы детей» на основе «сотрудничества детей и взрослых», … «признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» (п.1.4).
Приоритетным в содержании музыкального руководителя должны быть ценности:
«Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
И для реализации этих требований ФГОС ДО предлагает использование «вариативных форм организации деятельности с детьми, возможности формирования Программ различной направленности (в том числе – музыкальной), создания социокультурной среды, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования детей» … (в том числе – вопросах музыкального воспитания).
Таким образом, цели музыкального воспитания детей должны быть сформулированы с точки зрения общих ценностей, а не только предметных задач.
То есть, музыкальное воспитание направлено не столько на развитие музыкальных способностей или на подготовку к музыкальной или балетной школе, а на «формирование общей культуры личности ребенка», его личностное развитие, эмоциональное благополучие и позитивную социализацию.
Цели массового музыкального воспитания детей:
- целостное развитие детей средствами музыки;
- развитие важнейших личностных качеств, таких, как эмоциональная отзывчивость, креативность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность;
- развитие высших психических функций: произвольного внимания, памяти, воображения;
- воспитание эстетических потребностей и приобщение к культуре.
Как оценить достижение этих целей в детском саду?
Оценка качества музыкального воспитания без оценки уровня развития детей
№ п/п | Показатели оценивания | Самооценка (внутренняя оценка). | Экспертная Оценка (внешняя) | Итоговая оценка |
1 | Увлеченность детей музыкой (музыкальными видами деятельности) | |||
2 | Включение детьми разученного на занятиях музыкального репертуара в свободную игровую деятельность | |||
3 | Проявление в пении культуры вокального исполнения: пение естественным, не крикливым голосом, попытка интонировать мелодию песни. | |||
4 | Проявление в музыкально-ритмических движениях основных культурных навыков: «пружинки», прослеживания взглядом движений рук, способность к пластической (танцевальной) импровизации. | |||
5 | Согласованность и взаимодействие с другими педагогами и специалистами детского сада в вопросах организации музыкального воспитания. | |||
6 | Вовлеченность родителей в организацию музыкального воспитания детей, их активность и участие в совместных проектах, праздниках и других культурных мероприятиях. | |||
7 | Создание условий для успешной реализации программы по музыкальному воспитанию: оснащенность предметно-развивающей среды, обоснованность образовательной программы и циклограммы работы музыкального руководителя. |
2 балла – показатель ярко выражен, наблюдается постоянно у большинства детей.
1 балл – показатель выражен не ярко, наблюдается эпизодически.
0 баллов – данный показатель практически отсутствует.
Педагогическая диагностика как инструмент педагогической деятельности является частью Основной общеобразовательной программы ДО, которая разрабатывается участниками образовательных отношений. Содержание и форма мониторинга должны быть логично связаны с целями и задачами Программы, могут быть разработаны участниками образовательных отношений самостоятельно.