Музыкально – ритмические игры
Предварительный просмотр:
Музыкально – ритмические игры
"МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРУЧИ"
Ведущий раскладывает обручи на полу в большой комнате. Как только начинает звучать музыка, участники начинают ходить, танцевать или прыгать вокруг обручей. Как только музыка смолкает, каждый находит себе обруч и встает в него. (Участникам не следует вставать в обруч, пока звучит музыка).
Ведущему следует продлевать паузу настолько, чтобы у каждого участника было время найти себе обруч до того, как музыка зазвучит вновь.
Другие варианты: Можно не раскладывать обручи по всей комнате, а расположить их в ее центре.
Вместо обручей можно использовать небольшие коврики или лоскуты.
Число обручей может равняться половине числа участников: в каждом обруче оказывается по два участника.
Если расположить обручи вплотную друг к другу, каждый участник сможет вставать в два разных обруча (или наступать на место их касания).
Можно использовать три обруча разных цветов, подобрав к ним косынки (или лоскуты) соответствующих цветов. Танцуя, участники размахивают косынками, а когда музыка смолкает, каждый находит обруч по цвету своей косынки.
«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС»
Звучит музыка М. Соснина. Дети выполняют определенные движения.
Музыканты, веселей! (На проигрыш ритмичные хлопки)
Барабанов не жалей!
Раз, два, три!
Три, два, раз! (Большой пальчик здоровается с указательным, средним, безымянным и в обратном порядке.)
Начинаем перепляс! («Пружинка»)
Начинаем перепляс! (Топают в ритм музыки)
Собирайтесь, плясуны,
Бегемоты и слоны,
Зебры, ежики, еноты – («Пружинка»)
Все, кому плясать охота,
Все, кому плясать охота! (Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.)
«ТРУБОЧКА»
Дети встают в круг и выбирают «жмурку». Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку и заставляют повернуться три раза.
Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг жмурки, чтобы он не знал, кто где стоит.
Когда все остановятся, «жмурка» делает несколько шагов к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Кто?» Ему отвечают: «Мя-у!», «Ку-ка-ре-ку!».
«Жмурка» должен угадать по голосу того, кто ему ответил. Если не отгадал, то остается водить. Ребенок, которого «жмурка» узнал, становится ведущим – «жмуркой».
«ДИРИЖЁР - ОРКЕСТР»
По кругу выкладываются обручи на один меньше, чем играющих. Все играющие – солдатики – стоят на своём посту в обручах. Дирижёр стоит в центре круга. В руках у него какой – либо музыкальный инструмент. Под музыку марша все солдатики идут в обход по кругу в ритме музыки строевым шагом. Дирижёр играет на музыкальном инструменте в такт музыки. Как только музыка останавливается, дирижёр и солдатики должны занять обруч. Кто остаётся без поста, становится дирижёром.
«ПАРОВОЗИК»
Ребята строятся друг за другом в один «паровозик» и начинают двигаться по залу (змейкой, по кругу, ехать по линии, по диагонали)и на каждой станции выполняют определенное упражнение: на станции «Попрыгушкино» – прыгают, на «Хлопушкино» – хлопают и т. п. (Умение двигаться друг за другом пригодится на сцене в показательных танцевальных миниатюрах).
Ребята строятся друг за другом в один «паровозик» и начинают двигаться по залу (змейкой, по кругу, ехать по линии, по диагонали) и на каждой станции выполняют определенное упражнение: на станции «Попрыгушкино» – прыгают, на «Хлопушкино» – хлопают и т. п. (Умение двигаться друг за другом пригодится на сцене в показательных танцевальных миниатюрах).
«НАЙДИ СВОЙ КРУЖОК»
Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое, остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию, в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.
«КТО ВЫШЕЛ ПОГУЛЯТЬ?»
На лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.
«ЗВЕРИ В ДОМИКАХ»
Дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).
После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.
«ВЕСЁЛЫЙ МЯЧ»
Дети встают в круг. Затем руководитель даёт одному из ребят мяч, который он передаёт по часовой стрелке по кругу, пока звучит музыка. Как только музыка прекращается, ребёнок, у которого на данный момент мяч остался в руках, должен станцевать.
Особым правилом игры является то, что нельзя повторять движения. Это не только повысит интерес детей к игре, но и поможет им проявить фантазию.
«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ФИГУРА ЗАМРИ»
Ведущий стоит спиной к игрокам. Звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, дети замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.
«ЗИМА – ЛЕТО»
В игре два времени года: зима и лето. Дети делятся на две команды. Первой команде выдаются снежинки в, а второй – цветочки. На медленную музыку вылетают снежинки, на быструю музыку выходят цветочки.
«ЛАСТОЧКИ, ВОРОБЬИ, ПЕТУХИ»
Дети стоят по кругу или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.
Ласточки — «летают» (быстро бегают на носочках и машут крыльями);
Воробьи — сидят на корточках, клюют зернышки, прыгают по залу;
Петухи — важно прохаживаются по залу крылья за спиной.
Для начала следует разобрать с детьми образы и объяснить (и показать) какая музыка какому образу соответствует. И только тогда можно начинать игру.
«КОШКИ – МЫШКИ»
Педагог готовит два музыкальных произведения – громкое и настороженное (тихое). Выбирается ведущий – он будет котом. Остальные игроки – это мышки. Когда звучит тихая музыка, детки подкрадываются к водящему на корточках к «спящему» коту. Когда музыка звучит громко, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают и садятся на стульчики («прячутся в норки»).
«СОВУШКА»
Выбирается водящий – Совушка. Её гнездо находиться в стороне. Педагог объясняет детям: «День наступает – всё оживает» - дети ходят, бегают, прыгают (подражают животным, насекомым). «Ночь наступает – всё замирает» играющие замирают. Совушка выходит охотиться и шевельнувшихся уводит в своё гнездо. Игра проводится под музыку: «день…» - музыка звучит громко, «ночь…» - музыка звучит тихо.