Выступления на педсовете

Ковалевская Кристина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Моделирование как наглядно практический приём познания на уроках окружающего мира. (СЛАЙД 1-2)

В условиях современной научно-технической революции, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, особое значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость активно использовать на уроках окружающего мира такой метод обучения, как моделирование. Именно моделирование, на мой взгляд, в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об экологических связях. Так как модели делают «видимыми» невидимые связи, где объекты соединены стрелками или линиями. (СЛАЙД 3)Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Вместе с тем, процесс моделирования предполагает решающую роль самостоятельной работы детей, их непосредственное участие в построении моделей. Всё это активизирует познавательную деятельность детей и помогает им устанавливать связи, существующие в природе.

Актуальность использования метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении взаимосвязей в природе обусловлена не только эффективным запоминанием учебного материала, но и тем, что внимание младших школьников акцентируется на возможности их личного участия в охране воздуха и воды.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей (СЛАЙД4) . Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. (СЛАЙД 5)Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени.

Часто бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности, потому более простой. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.

В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления.

Академик Раиса Сахиевна Гайсина в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Абстрагироваться от этих признаков представляет возможность моделирование».

Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся под руководством учителя в процессе рассуждений создают такие модели: (Слайд 7)чертят план местности, (СЛАЙД 8) строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, (СЛАЙД9) чертят схемы всевозможных связей, изготавливают их из глины, песка, картона, бумаги и т.д. С учетом того, что учащимся начальных классов в значительной степени ещё свойственно конкретно-образное мышление, наиболее часто осуществляется предметное, образное и знаковое моделирование, реже - мысленное.

Обучение моделированию желательно начинать с готовыми моделями, тогда учащимся в доступной форме поясняется, что модель - это предмет, заменяющий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования, или имеет большие размеры, или сложен для изучения с абсолютно всеми его признаками.

(СЛАЙД 10)Например, при изучении разделов в 4 классе «Природа России», «Родной край - часть большой страны» происходит углубление знаний детей об отрицательном влиянии человека на состояние живой и неживой природы, почвы и об их охране. Здесь важно выявить и чётко обозначить не только источники загрязнения воздуха и воды, но и определить адекватные меры охраны. Необходимо акцентировать внимание ребят на возможность их личного участия в охране воздуха и воды. В процессе обсуждения этих вопросов используют опорные знаки, из которых дети составляют опорные схемы (модели)

Например, изучая тему «Природа в опасности», знания об отрицательном воздействии человека на природу систематизируются в процессе построения модели «Влияние человека на природу». На этом этапе заполняется половина схемы; стрелки желательно использовать красного цвета, служащего сигналом опасности.

А затем целесообразно закончить построение модели, показав в оставшейся части способы охраны природы (включая и некоторые правила личного поведения).

Стрелки в этой части модели лучше сделать зелёного цвета.

После построения модели желательно предложить одному - двум ученикам рассказать по ней об отрицательном и положительном влиянии человека на природу, обобщая изученное на уроке.

Моделирование как наглядно практический приём познания на уроках литературного чтения. (СЛАЙД 11)

1.Способ «Моделирование обложек» (слайд 12)

Цель: Формировать умение обучающихся правильно называть произведения, определять его тему, жанр, а также знание детьми фамилий авторов произведений.

2.Приём «Модель «Цепочка событий» (слайд 13)

Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Например сказка «Репка»

 3.Приём «Модель – описание» (слайд 14)

Цель: Формирование умения обучающихся работать над образом героя.

Данная модель составлена к произведению В.Сутеева «Палочка- выручалочка» .

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

4.Приём «Модель- сравнение» (слайд 15)

Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , сравнивать и обобщать полученную информацию.

В таких произведениях, как рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.

5.Приём «Модель –рассуждение» (слайд 16)

Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , доказывать и отбирать необходимую информацию.

Прямоугольнички – качества героя.

Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)

Построение модели –рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза».

Дети рассуждают какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

6.Приём «Составление кластера»(слайд 17)

Цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.

Так на обобщающем уроке по теме «Устное народное творчество» обучающиеся составляют следующий кластер:

Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.

ВЫВОД: Данные способы и приёмы применяются как в индивидуальной, групповой, так и во фронтальной работе.

Спасибо за внимание(слайд 18)



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «  Качество образования- открытые возможности»».

Каждый из нас, учителей, задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения?

Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.

Как же помочь нашим детям учиться? Прежде всего, необходимо их заинтересовать, сделать процесс обучения увлекательным, создать такие условия, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным. Поэтому наравне с традиционными типами уроков, в своей работе я  использую  и нетрадиционные: урок - соревнование, урок - путешествие, урок - сказку, урок-тренажер, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Готовясь к урокам, продумываю  формы и методы обучения, стараясь делать это рационально. Если изучаемый материал сложен и требует детального объяснения, использую общеклассную форму, с использованием технологии диалогового взаимодействия, если доступен – применяю  технологию обучения в сотрудничестве,  групповую форму работы или  работу в парах. Для осуществления дифференциального подхода обучения использую  индивидуальную форму, позволяющую ребёнку выполнить то задание, с которым он может справиться и, тем самым, сориентировать его на успех.
Также я  применяю  технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

        Трудности, которые испытывают дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, низким уровнем развития речи, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности, так и отсутствием коммуникативных навыков. Перечисленные выше проблемы ставят ребёнка  в ситуацию         постоянной неуспешности. Поэтому наша цель, как учителей начальных классов, заключается в создании благоприятных условий, способствующих предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся, повышению качества их знаний, активизации познавательных интересов детей, формированию коммуникативных навыков и сплочённости коллектива.

        Дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности. Поэтому уже с первого класса процесс обучения я строю на разном уровне, подходя к каждому ребёнку индивидуально.
       Условно класс делю на три группы. Первая группа – «низкий» уровень, вторая- «средний» и третья- «высокий». Как правило, вначале обучения в первую группу входят нечитающие дети, но по мере обучения дети из одной группы могут перейти в другую. Обучающимся предоставляется возможность выбора заданий различного уровня сложности. Новый материал изучается так же на разном уровне. Усвоившие материал на высоком уровне сложности выполняют задания творческого характера. А те, кому не под силу сложные вопросы, могут ограничиться более лёгкими.
В своей работе я иду за детьми, учитывая принципы природосообразности и открытости – детским способностям , интересам, законам развития.

        Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребёнка играют методы и средства обучения. Это та «волшебная палочка», одного прикосновения которой бывает достаточно, чтобы пробудить дремлющие в коконе детства интересы, способности и таланты, чтобы на небосклоне науки и прогресса загорелась в будущем новая звезда.

Учитывая это, я на своих уроках применяю: ИКТ-технологии; проектную деятельность; материалы для тестового контроля; занимательные и игровые задания; толерантность, т.е. уделяю особое внимание «слабоуспевающим» ученикам.

1.  Занимательные и игровые задания  можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока – они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.п. Необходимо только учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты задач и головоломок различной степени сложности. Занимательные задания на уроках повышают эмоциональный тонус учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизируют их внимание и волевые усилия.

         Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной деятельности способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями и явлениями.

    2. Я убедилась, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков  в начальной школе. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, исподволь формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идет не от одного ко многим, а от всех ко всем.

     Например, как известно, каждый урок математики начинается с устного счета.  Подготовив несколько слайдов, я провожу устный счет с применением компьютера. Дети в восторге! Им очень нравится, они с удовольствием работают и отвечают. На уроках окружающего мира часто использую готовые  презентации, а иногда составляю их сама.

           3. Развитие мотивации к изучению школьных предметов - это долгий и кропотливый путь. В 1-ом классе - это личное обаяние учителя, привлекательность используемой учителем предметной информацией. Начиная со 2-ого класса, на уроках использую чаще работу в группах (проектные групповые задания, защита проекта).  Под руководством учителя дети учатся собирать материал по заданной или интересующей их теме, пользуясь справочной литературой, интернетом, систематизировать его, подбирать подходящие иллюстрации. В результате этой деятельности создаётся творческая работа в виде альбома, книги, выступлений, обязательно находящие своё применение на уроках. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе под руководством учителя , попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

           4. Очень много уделяю внимание обучению работы с тестами.  Для диагностики знаний и умений использую Контрольно-Измерительные Материалы с тестами, а также Рабочие тетради с диагностическими и контрольными работами. При проведении контрольных, проверочный и диагностических работ я составляю таблицы,  в которых анализирую качественные показатели каждого ученика , чтобы составить для себя перспективный план работы.

         В наше время доступны такие обучающие ресурсы, где в онлайн- режиме проходят тестирования и учащиеся получают независимую оценку. Это облегчает работу учителя и заставляет ученика и его родителей по-другому относиться к уровню обученности.  Уже в 1 классе   мои ученики проходили всероссийские олимпиады  «Плюс»по математике и «Русский с Пушкиным» по русскому языку в режиме онлай, где  показали хорошие знания и результаты( на образовательной платформе « Учи.ру») . Стараюсь следить за новыми конкурсами и олимпиадами.  В этом году мои ученики принимают участие в Онлайн-олимпиаде по русскому языку «Заврики», тур которого проходит в декабре.

         Долгое время учитель начальных классов не мог продемонстрировать объективный конечный результат. Наши учащиеся не участвовали в конкурсах и олимпиадах, не сдавали экзамены. Но в последние годы и наши дети активно вовлекаются в участие в районных и областных соревнованиях. Например, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП» (человек и природа), «КиТ», конкурсы творческих работ к тем или иным датам (День матери, 9 мая и т.п.). А по окончании начальной школы ребята также пишут комплексную работу, которую смело можно сравнить с ГИА или ЕГЭ.

      Уверенное владение навыками чтения и письма является одним из основных условий успешности детей в учении.  Поэтому на уроках литературного чтения мной  ведётся целенаправленная работа по формированию техники чтения. Техника чтения часто «тормозится» из-за слаборазвитой оперативной памяти, поэтому, сначала начинаем работу по её развитию и делаем это с помощью «жужжащего чтения».  Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее, в течение 5 минут урока. Этот метод очень эффективен. К работе над совершенствованием техники чтения учащихся стараемся привлечь и родителей, способных при подготовке домашнего задания обеспечить ребёнку режим щадящего чтения, не длительного, но частого, а также чтение перед сном.

     Уверенное же владение навыками письма опирается на целенаправленную, систематическую орфографическую работу, направленную на развитие орфографической зоркости, на предупреждение и исправление орфографических ошибок. Большую роль в овладении грамотным письмом играет также и лексическая работа. Из-за небольшого словарного запаса и незнания значения многих слов, у детей возникают проблемы с подбором проверочных слов при проверке таких труднейших орфограмм, как «правописание безударных гласных», «правописание парных звонких и глухих согласных», «правописание непроизносимых согласных». Поэтому, уже с первых уроков обучения грамоте я  уделяю  этой работе большое внимание. При работе над новыми словарными словами  дети изучают их происхождение, знакомятся с лексическим значением, пользуясь этимологическим и толковым словарями, подбирают к ним синонимы и антонимы, при закреплении дети выполняют упражнения-тренажёры.

          Основополагающим условием продуктивной деятельности по формированию и развитию математической грамотности, логического мышления младшего школьника является систематическая работа учителя, как на уроках, так и во внеурочное время. Большую роль в этом играет курс « Математика для любознательных».  На занятиях кружка  педагог может использовать ряд игр и упражнений, способствующих развитию и формированию операциональных структур мышления математической речи детей, испытывающих трудности в обучении  

       7.  Большое внимание уделяю  сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающий подход можно использовать на разных этапах урока, если он предусматривает чёткое чередование видов деятельности:

  1. Создание ситуации выбора и успеха.
  2. Использование приемов рефлексии.
  3. Проведение физкультминуток.

Начиная с 1 класса, стараюсь научить детей оценивать свои ответы  и ответы одноклассников. Считаю, что самоанализ, самокритика и самооценка способствуют воспитанию ответственности, дисциплинированности, принципиальности, умению анализировать, развивают речь и мыслительную деятельность.

      Стараюсь на уроках больше уделить внимания слабым ученикам, поддержать их психологически: улыбаться, разрешаю отвечать не у доски традиционно, а с места или даже сидя, то есть быть с ними толерантной.  Основу любого урока составляет слабый ученик. Его ни в коем случае ни на минуту нельзя упускать из поля зрения.  Любой положительный ответ стараюсь поощрить, даже если он и не заслуживает особого внимания.

     Развивая интерес к урокам такими методами и приёмами, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся.

      И последнее условие для улучшения  качества образования,  я считаю, - это повышение  квалификации учителя.  Скажу словами Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».