Для обучающихся
для обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Компоненты | 67.63 КБ |
Правила по русскому языку | 789 КБ |
Правила поведения в школе | 14.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПОНЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Названия компонентов при сложении:
1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
Суммой называют не только результат, но и само выражение .
2 + 3 = 5
2 - первое слагаемое
3 - второе слагаемое
5 - сумма
2 + 3 - сумма
Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Названия компонентов при вычитании:
уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Разностью называют не только результат действия, но и само выражение.
8 - 3 = 5
8 - уменьшаемое
3 - вычитаемое
5 - разность
8 - 3 - разность
Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Названия компонентов при умножении:
множитель, множитель, произведение.
Произведением называют не только результат действия, но и само выражение.
8 х 3 = 24
8 - множитель
3 - множитель
24 - произведение
8 х 3 - произведение
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель (24:8=3)
Названия компонентов при делении:
делимое, делитель, частное.
Частным называют не только результат действия, но и само выражение.
8 : 2 = 4
8 - делимое
2 - делитель
4 - частное
8 : 4 - частное
Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель (4х2=8)
Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное (8:4=2)
Предварительный просмотр:
ЗВУКИ И БУКВЫ
звуки и буквы
(то, что слышим) (то, что пишем)
Гласные Согласные
ударные безударные звонкие [Л] глухие [Х]
твёрдые [М] мягкие [М']
парные [Б] непарные [П]
Все слова в устной речи состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки и буквы.
А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.
Их не трудно перечесть,
Гласных звуков ровно шесть.
А-О-У-Э-Ы-И – звуки гласные мои.
При произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград.
Гласных звуков в языке 6. Это звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов. В русском языке 10 гласных букв: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, причем:
- гласные первого ряда: А, О, У, Ы, Э – показатели твёрдости согласного.
- гласные второго ряда: Я, Ё, Ю, И, Е – показатели мягкости согласного.
Твёрдый звук Мягкий звук
[М] мал, мол, мул, мыл [М'] мял, мел, мил, мёл
[Н] нос [Н'] нёс
[Л] лук [Л'] люк
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.
Буква е [э] или [й'] [э]
Буква ё [о] или [й'] [о]
Буква ю [у] или [й'] [у]
Буква я [а] или [й'] [а]
- Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных:
вес [в'эс], вёз [в'ос], тюк [т'ук], вяз [в'ас]
- Два звука могут обозначать в следующих случаях:
- в начале слова ель [й'эл']
- после гласных стоял [стай'ал]
- после ъ, ь вьюга [в'й'уга] съёмка [cй'омка]
Согласные звуки и буквы.
При произнесении согласных звуков струя воздуха встречает преграду в виде языка, зубов и губ.
Согласных звуков 36. Они делятся на:
Парные | |
звонкие | Б В Г Д Ж З |
глухие | П Ф К Т Ш С |
Непарные | |
звонкие | Й Л М Н Р (сонорные) |
глухие | Х Ц Ч Щ |
твёрдые | Ж Ш Ц всегда твёрдые |
мягкие | всегда мягкие Й Ч Щ |
Звуко – буквенный разбор слова.
- Определи сколько в слове слогов.
ЗАПОМНИ!
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Деревья – 3 слога
Одна гласная буква может образовать целый слог.
- Узнай, на какой слог падает ударение. Ударный слог сам тянется и «выдаёт» себя.
- Дай характеристику гласным и согласным звукам.
- Подсчитай количество звуков и букв в слове.
Кра – си – ва – я – 4 слога
к [к] – согл., тв., глух., парн. (г-к)
р [р] - согл., тв., зв., непарн.
а [а] – гл., безуд.
с [с'] - согл., мягк., глух., парн. (з-с)
и [и] – гл., ударн.
в [в] - согл., тв., зв., парн. (в-ф)
а [а] – гл., безуд.
[й'] - согл., мягк., зв., непарн.
я [а] – гл., безуд.
8 б., 9 зв.
Мель – 1 слог
м [м'] - согл., мягк., зв., непарн.
е [э] – гл., ударн.
л [л'] - согл., мягк., зв., непарн.
ь [-]
4 б., 3 зв.
Буквы Ъ и Ь.
Буква Ь (мягкий знак) звука не обозначает.
Ь пишется
- в конце или в середине слова (показывает мягкость предыдущего согласного);
Например: конь, деньки
- после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной);
Например: бьёт, платье
- после шипящих в именах существительных женского рода (3 склонение имён существительных);
Например: мышь, рожь
- в конце слова после Ш (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);
Например: греешь, думаешь
- в середине слова после Ш перед –СЯ (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);
Например: греешься, улыбаешься
- в конце слова после Т и Ч (неопределённая форма глаголов);
Например: одевать (что делать?), беречь (что делать?)
- в середине слова после Т и Ч перед – СЯ (неопределённая форма глаголов).
Например: одеваться (что делать?), беречься (что делать?)
Ь не пишется
- -ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-;
Например: дочка, ручной, птенчик, каменщик, помощник
- после шипящих в именах существительных мужского рода;
Например: мяч, малыш, плющ
- после шипящих в именах существительных женского рода множественного числа в родительном падеже;
Например: много туч, мимо дач
- в кратких именах прилагательных;
Например: ветер свеж и могуч
- в глаголах 3 лица настоящего и будущего времени перед –СЯ.
Например: умывается (что делает?), умоется (что сделает?)
Ъ пишется
Ъ показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
- после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной).
Например: объект, съел
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ
Орфограмма – это опасное место или сомнительная буква, в написании которой можно сделать ошибку.
Как работать с орфограммой.
- Найди орфограмму (сомнительную букву) и подчеркни её одной чертой.
- Обозначь часть слова, в которой эта буква находится. Это может быть приставка (¬), корень ( ), суффикс (˄), окончание ( ).
- Объясни и обозначь условия выбора этой орфограммы.
Употребление заглавных букв.
Большая буква пишется | |
в именах, отчествах, фамилиях людей | Александр Сергеевич Пушкин, Саша |
в кличках животных | кот Барсик, корова Красавка |
географических названиях | Москва, Волга, Россия |
первое слово в предложении | Мороз и солнце! День чудесный! |
названия улиц, проспектов | улица Московская, Невский проспект |
названия праздников | Рождество, Новый год |
названия музеев, организаций | Эрмитаж, Государственная дума |
С заглавной буквы и в кавычках пишутся | |
названия книг, картин, кинофильмов | роман «Война и мир», картина «Тройка» |
названия журналов, газет | «Весёлые картинки» |
названия фирм | фирма «Лето» |
названия кораблей, поездов | крейсер «Аврора», поезд «Красная стрела» |
Правила переноса слов.
- Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам.
Например: пар – та, пе – нал
- Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую. Переносить надо только так: эта – жи, ра – дио
- Ъ, Ь, Й остаются на предыдущей строке.
Например: паль – то, май – ка, объ – ём
- При переносе не отрывай первую букву от корня.
Пример: по – свя – ти – ли, при – крик – нуть
- Слова с удвоенными согласными надо переносить так: кас – са, рус – ский
ЗАПОМНИ!
Если удвоенные согласные стоят в начале корня, они не разделяются:
по – ссо – рил – ся.
Ь и Ъ
Ь пишется
- в конце или в середине слова (показывает мягкость предыдущего согласного);
Например: конь, деньки
- после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной);
Например: бьёт, платье
- после шипящих в именах существительных женского рода (3 склонение имён существительных);
Например: мышь, рожь
- в конце слова после Ш (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);
Например: греешь, думаешь
- в середине слова после Ш перед –СЯ (2 лицо, ед. ч. глаголов: в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени);
Например: греешься, улыбаешься
- в конце слова после Т и Ч (неопределённая форма глаголов);
Например: одевать (что делать?), беречь (что делать?)
- в середине слова после Т и Ч перед – СЯ (неопределённая форма глаголов).
Например: одеваться (что делать?), беречься (что делать?)
Ь не пишется
- -ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-;
Например: дочка, ручной, птенчик, каменщик, помощник
- после шипящих в именах существительных мужского рода;
Например: мяч, малыш, плющ
- после шипящих в именах существительных женского рода множественного числа в родительном падеже;
Например: много туч, мимо дач
- в кратких именах прилагательных;
Например: ветер свеж и могуч
- в глаголах 3 лица настоящего и будущего времени перед –СЯ.
Например: умывается (что делает?), умоется (что сделает?)
Ъ пишется
Ъ показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
- после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнями, начинающимися с гласных Е, Ё, Ю, Я (разделяет согласную с гласной).
Например: объект, съел
БУКВОСОЧЕТАНИЯ
Гласные И, У, А после шипящих.
- В сочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И.
Например: жираф, ушивали
- В сочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А.
Например: участок, щавель
- В сочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У.
Например: Чукотка, щупальца
Правописание сочетаний.
- В сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НЧ мягкий знак не пишется.
Например: ночной, манекенщица
- -оро-, -оло-, -ере-
Например: корова, соловей
Удвоенные (двойные) согласные.
- может быть в корне
Например: класс, аппетит
- может образоваться при помощи приставки и корня
Например: рассказ
- может образоваться при помощи корня и суффикса
Например: осенний
- может быть в суффиксе
Например: измученный
Слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю.
Правописание гласных в корне слова.
ГЛАСНЫЕ
проверяемые непроверяемые
Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: вода – воды, зима – зимний
Непроверяемые безударные гласные нужно проверять по орфографическому словарю и запоминать.
Правила правописания согласных в корне.
Проверяемые согласные.
- Парные согласные: Б–П, В-Ф, Г-К, З-С, Д-Т, Ж-Ш.
Слабая позиция – конец слова, перед глухой согласной.
Чтобы проверить парную согласную, стоящую в конце слова или перед глухой согласной, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная буква.
Например: лес – леса, лесной
Непроизносимые согласные.
В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Согласные, которые не произносятся, называются непроизносимыми. Эти слова нужно проверять. Для проверки подбери такое проверочное слово, чтобы этот согласный звук слышался ясно.
Например: поздно – опоздать, местность – места
ЗАПОМНИ!
В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВО
непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!
Если согласный звук не «проявляется», значит он не пишется.
Например: опасный – опасен, вкусно – вкусен
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать опасно!
Но известно, что прелестно
Букву Т писать уместно.
Предлог или приставка?
- Для имён существительных и имён прилагательных.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
- Мама стояла (у) окна. Мама стояла у высокого окна.
- Для глаголов.
У глаголов нет предлогов.
- Машина завернула за угол.
- Для местоимений.
Местоимения могут иметь предлоги.
- Они были у нас в гостях.
Сложные слова.
Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и сложением основ. Пароход, пешеход – сложные слова. Они образованы из двух основ при помощи соединительных гласных О и Е.
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – соединительная Е.
Правописание О и Е в именах существительных 1 и 2 склонения после шипящих и Ц в творительном падеже.
В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения Е.
Например: мячом, овцой, душем, ученицей
Твёрдый согласный Ц.
После твёрдого согласного Ц может писаться как буква И, так и буква Ы.
После Ц пишется буква Ы:
- в конце слов: синицы, лисицы, страницы, курицы;
- в конце слов перед согласными: курицын, синицын, лисицын, смуглолицый, бледнолицый;
- в корнях слов: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнул, цыпа, цыц.
После Ц пишется буква И:
- в конце слов перед гласными: лекция, секция, милиция, специи, Греция;
- в корнях слов: цирк, циркуль, цитрусовые.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Предложение.
Предложение – это слово или группа слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
Предложения бывают различные по интонации и по цели высказывания.
По цели высказывания – повествовательные (о чём-либо рассказывают), вопросительные (спрашивают), побудительные (побуждают к действию).
По интонации – восклицательные и невосклицательные.
По наличию второстепенных членов распространённые (имеют второстепенные члены) и нераспространённые (состоят только из главных членов).
По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос - в вопросительном (Дашь ответ?),
А в побудительном – просьба, совет.
Словосочетание.
Слова в предложении связаны парами по смыслу, то есть от одного слова к другому можно поставить вопрос. Словосочетание – два слова, связанные между собой по смыслу.
Например: Солнце золотит вершины берёз.
Золотит (что?) вершины, вершины (чего?) берёз.
ЗАПОМНИ! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания.
Главные члены предложения.
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
подлежащее – главный член предложения, который связан со сказуемым | сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим |
показывает | |
о ком или о чём говорится в предложении | что говорится о подлежащем в предложении |
отвечает на вопросы | |
кто? что? (И.п.) | что делает? что делают? что делал (а)? что делали? что сделал (а)? что будет делать? что сделает? |
всегда стоит в именительном падеже способ выражения: сущ. м. Шёл дождь. Он идёт в школу. числ. Семеро одного не ждут. | способ выражения: чаще всего выражено глаголом. гл. Мы будем играть. |
в предложении подчеркивают | |
одной чертой | двумя чертами |
Второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член. Они делают предложение более точным и выразительным.
Например: Скрипел снег. (предложение без второстепенных членов)
Громко скрипел под ногами снег. (предложение с второстепенными членами)
Определение.
Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? чей? И поясняет подлежащее и другие второстепенные члены предложения. Подчеркивается волнистой линией.
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
ЧЕЙ и КАКОЙ – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Способ выражения:
сущ. прил.
Ветер раскачивал ветви деревьев. На столе лежали румяные яблоки. Возьми с полки
числ.
четвёртую книгу.
Дополнение.
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?), поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.
Способ выражения:
сущ. числ. м.
Коля разбил чашку. Семеро одного не ждут. Володя с ним поссорился.
Обстоятельство.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак признака. Поясняет сказуемое или второстепенные члены предложения.
Обстоятельство коварно,
Чтобы не попасть впросак.
Ты задай ему вопрос:
ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КАК? КОГДА?
Способ выражения:
сущ. нар.
Дорога вывела нас к реке. Ребята весело засмеялись.
Разряды обстоятельств.
Разряд | Вопросы | Пример |
Обстоятельство времени | когда? с каких пор? до каких пор? как долго? | Он ушёл утром. |
Обстоятельство места | где? куда? откуда? | Мальчик сидел за столом. |
Обстоятельство образа действия | каким образом? каким способом? как? | Марина пишет красиво и быстро. |
Знаки препинания в конце предложения.
В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
Поставив тот или иной знак, ты можешь изменить смысл или интонацию предложения.
Например: Погода хорошая. Погода хорошая? Погода хорошая!
Однородные члены предложения.
Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения.
Несколько подлежащих при одном сказуемом, несколько сказуемых при одном подлежащем, несколько второстепенных членов, которые зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос. Между однородными членами предложения ставятся запятые. Они произносятся с интонацией перечисления.
Например: Журавли, утки, гуси, лебеди осенью улетают.
Однородные члены предложения связываются с помощью союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации.
Знаки препинания при однородных членах.
Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами А, НО.
Например: Солнце светит, но не греет. В гостях хорошо, а дома лучше.
Запятая ставится, если однородные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА (в значении НО).
Например: В саду растут и яблони, и груши.
Запятая ставится | |
, ,
| Чугун, железо, сталь получают из железной руды. |
, а
| На смелого собака лает, а трусливого кусает. |
, но
| Гуляй, но дела не забывай. |
и , и , и
| В саду поспели и яблоки, и груши, и сливы. |
Запятая не ставится, если однородные члены соединены одиночными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И).
Например: В саду растут яблони и груши.
и | Недалеко от Москвы замечательные художники придумали и создали деревянную матрёшку. |
Прямая речь.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь всегда состоит из двух частей: прямая речь(П) и слова автора (А).
Слова автора обычно включают глаголы: сказал, проговорил, произнёс, подумал, спросил, воскликнул и др.
Например: «Что за шум?» - спросил один. «П?» - а.
Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставим двоеточие, а прямую речь пишем с большой буквы в кавычках.
Например: Серёжа спросил: «Вы откуда?» А: «П?»
Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы.
Например: «Вы откуда?» - спросил Серёжа. «П?» - а.
После прямой речи может стоять «!?.», в зависимости от интонации.
Обращение и диалог.
Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращена речь. Обращение стоит в именительном падеже и выделяется интонацией.
Обращение на письме выделяется запятыми.
Например: Маша, давай поиграем. Сходи в лес, Ваня. Давай, Даша, почитаем.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В диалоге каждая реплика говорящего пишется с новой строки. Реплика – это одно или несколько предложений. После реплики одного из собеседников следует ответ другого. Каждую реплику пишем с большой буквы с новой строки и перед ней ставим тире.
Например: - Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- Что ты делаешь?
- Помогаю Петру.
Сложные предложения.
Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой.
Например: Опустел сад, и осыпались листья. Опустел сад, осыпались листья.
Схема разбора предложения (синтаксический разбор).
- Вид предложения по цели высказывания.
- Вид предложения по интонации.
- Основа предложения (подлежащее и сказуемое).
- Вид предложения по наличию второстепенных членов.
- Второстепенные члены предложения.
Например: После тёплых дождей в лесу пошли грибы. (повеств., невоскл., распр.)
Рассуждаем:
Это предложение
- повествовательное,
- невосклицательное,
- основа предложения:
в предложении говорится о грибах, следовательно, грибы – это подлежащее;
о грибах говорится, что они пошли, следовательно, пошли – сказуемое.
- в предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.
- - задаю вопрос от подлежащего:
грибы (какие?) – первые – это определение.
- задаю вопрос от сказуемого:
пошли (когда?) – после дождей – это обстоятельство времени.
пошли (где?) – в лесу – это обстоятельство места.
- задаю вопрос от второстепенных членов предложения:
дождей (каких?) – тёплых – это определение.
ЧАСТИ РЕЧИ
Часть речи | Что обозначает | Вопросы | Примеры |
Имя существительное | предмет | кто? что? | ребята школа |
Имя прилагательное | признак предмета | какой? какая? какое? какие? чей? | весёлый жёлтая круглое могучие мамин |
Глагол | действие предмета | что делать? | встречать |
Имя числительное | сколько? который (какой) по счету? | два двое второй | |
Местоимение | указывает на лицо, предмет | я, мы, ты, вы, он, она, они, оно | |
Наречие | где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? | вверх, справа, издалека, быстро | |
Предлог | в, на, за, над, около | ||
Союз | и, а, но, потому что | ||
Частица | не | ||
Междометие | ах, ох, ой-ой-ой |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
Имя существительное имеет такие грамматические признаки: род, склонение, падеж, число.
Постоянные признаки.
Род имён существительных.
РОД
мужской женский средний
(он, мой) (она, моя) (оно, моё)
дождь мама солнышко
ребёнок красота счастье
Существительные бывают собственные (географические названия, клички животных, имена людей) и нарицательные (все остальные).
Существительные бывают одушевлённые (отвечают на вопрос кто?) и неодушевлённые (отвечают на вопрос что?).
Склонение имён существительных.
Склонение – это группа имен с одинаковыми формами словоизменения. При склонении слова меняется его окончание. Различают существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |
ж. р., м. р. а , я | ср. р. о , е | м. р. | ж. р. ь |
папа бабочка тётя песня | дерево поле солнце озеро | брат конь врач сын | дочь речь рожь брошь |
ЗАПОМНИ!
Как определить склонение имени существительного.
- Поставь имя сущ. в И.п., в ед.ч. (в начальную форму).
- Определи род.
- Определи окончание.
- Определи склонение.
Например: Ребёнок спал в колыбели.
- Начальная форма – колыбель.
- Род – женский.
- Окончание – нулевое.
- Склонение – 3
Непостоянные признаки.
Падежи имён существительных.
Падеж | Слово помощник | Вопросы | Предлоги |
Именительный падеж | есть | кто? что? | - |
Родительный падеж | нет | кого? чего? | от, до, из, без, для, около, с, у, вокруг, после, кроме |
Дательный падеж | рад | кому? чему? | к, по |
Винительный падеж | вижу | кого? что? | в, на, за, про, через, под, сквозь |
Творительный падеж | доволен | кем? чем? | с, за, под, над, между, перед |
Предложный падеж | думаю о | о ком? о чём? | о, об, в, во, на, при |
Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
ЗАПОМНИ!
Как определить падеж имени существительного.
- Найди слово, к которому относится имя сущ.
- Поставь от этого слова к сущ. оба падежных вопроса.
- По вопросам определи падеж.
Например: Они остановились на пороге дома.
- Слово, к которому относится имя сущ. – остановились.
- Задаем оба падежных вопроса – остановились (на ком? на чем?) на пороге.
- Вопросы предложного падежа.
Окончания имен существительных.
падеж | вопросы | 1–е скл. | 2–е скл. | 3–е скл. | мн. число |
ж.р., м.р. -а, -я | м.р., ср.р. , -о, -е | ж.р. ь, | все склонения | ||
И. п. | кто? что? | -а, -я | , -о, -е | -а, -я, -и, -ы | |
Р. п. | кого? чего? (чей? из чего? откуда?) | -ы, -и | -а, -я, -о, -е | -и | -ов, -ев, -ей, |
Д. п. | кому? чему? (где?) | -е | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
В. п. | кого? что? (куда?) | -у, -ю | -о, -е, -а, -я, | -а, -я, -и, -ы, -ей, -ов, -ев, нулевое | |
Т. п. | кем? чем? (где? когда?) | -ой, -ей, -ою, -ею | -ом, -ем, -ём | -ю | -ами, -ями |
П. п. | о ком? о чем? (где? как? какая?) | -е | -е | -и | -ах, -ях |
Число имён существительных.
Число указывает на количество предметов.
Единственное число | Множественное число |
обозначает | |
один предмет | два или несколько предметов |
цветок, книга, яблоко | цветы, книги, яблоки |
Роль в предложении (синтаксическая роль)
Имя существительное в предложении может быть:
подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством.
Схема разбора имени существительного (морфологический разбор)
- Часть речи.
- Морфологические признаки.
(предмет, явление природы и т.д.)
Начальная форма (И. п., ед. ч.)
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) род;
г) склонение.
Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число.
- Синтаксическая роль.
Например: Река протекает с севера на юг.
- С севера – сущ.
- (откуда? – с чего?) с севера, н. ф. – север
Пост. – нариц., неодуш., м. р., 2 скл.
Непост. – Р. п., ед. ч.
- В предложении – обстоятельство места
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? или чей?
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
Например: Весной зазеленел старый тополь.
тополь (какой?) старый (м. р., ед. ч., И. п.)
ЗАПОМНИ!
Вопрос всегда ставится от существительного к прилагательному!
НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
старый (что?) тополь тополь (какой?) старый
ЗАПОМНИ!
Имена существительные изменяются по падежам и числам,
а имена прилагательные – по падежам, числам и родам.
Признаки предмета, которые обозначают прилагательные.
Цвет | голубой, синий |
Величина | большой, маленький, огромный |
Возраст | старый, молодой, юный, пожилой |
Вес | тяжёлый, лёгкий, невесомый |
Признак по времени | сегодняшний, вчерашний, летний, зимний |
Признак по материалу | шёлковый, железный, деревянный |
Признак по месту | школьный, городской, приморский |
Признак по назначению | учительский, ученический |
Признак по принадлежности | папина (шляпа) |
Непостоянные признаки.
Род имён прилагательных.
По родам изменяются прилагательные только в единственном числе.
Единственное число | Множественное число | ||
Мужской род | Женский род | Средний род | |
какой? | какая? | какое? | какие? |
яркий (луч) красный (помидор) морской (ветер) | яркая (краска) синяя (краска) | яркое (солнце) синее (небо) | яркие (лучи) красные |
ЗАПОМНИ!
Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
Склонение имён прилагательных.
падеж | единственное число | множественное число | ||
м. р. | ср. р. | ж. р. | ||
И. п. | какой? дальний (край) | какое? дальнее (озеро) | какая? дальняя (дорога) | какие? дальние (страны) |
Р. п. | какого? дальнего (края, озера) | какой? дальней (дороги) | каких? дальних (стран) | |
Д. п. | какому? дальнему (краю, озеру) | какой? дальней (дороге) | каким? дальним (странам) | |
В. п. | какой? дальний (край) | какое? дальнее (озеро) | какую? дальнюю (дорогу) | какие? дальние (страны) |
Т. п. | каким? дальним (краем, озером) | какой? дальней (дорогой) | какими? дальними (странами) | |
П. п. | о каком? о дальнем (крае, озере) | о какой? о дальней (дороге) | о каких? о дальних (странах) |
Роль в предложении (синтаксическая роль)
В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением.
Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор)
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
Постоянные признаки: пока не знаешь.
Непостоянные признаки: падеж, число, род (в ед. ч.)
- Синтаксическая роль.
Например: На тонких ветках берёзки сверкал иней.
- тонких (ветках) – прилаг.
- На ветках (каких?) тонких. Н. ф. – тонкий.
Пост. - -
Непост. – П. п., мн. ч.
- В предложении – определение.
Имена прилагательные
имеют
полную форму краткую форму
(свежий ветер) (ветер свеж)
изменяются по родам и числам,
не изменяются по падежам;
в предложении всегда бывают
сказуемыми.
Он весел и улыбчив.
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Местоимение заменяет имя существительное.
Постоянные признаки.
3 лица личных местоимений.
лицо | единственное число | множественное число |
1 – е лицо | я | мы |
2 – е лицо | ты | вы |
3 – е лицо | он (мужской род) она (женский род) оно (средний род) | они |
ЗАПОМНИ!
Если местоимение 3 – го лица употребляется с предлогом,
после предлога пишется буква Н.
у него, у неё, к нему, к ней, с ним, с ней, о нём, о ней
Непостоянные признаки.
- Личные местоимения изменяются по числам.
- Личные местоимения изменяются по падежам.
Изменение личных местоимений по числам и падежам.
И. п. | я | ты | он | она | оно | мы | вы | они |
Р. п. | меня | тебя | его | её | его | нас | вас | их |
Д. п. | мне | тебе | ему | ей | ему | нам | вам | им |
В. п. | меня | тебя | его | её | его | нас | вас | их |
Т. п. | мной | тобой | им | ей (ею) | им | нами | вами | ими |
П. п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нём | о нас | о вас | о них |
Роль в предложении (синтаксическая роль).
В предложении могут быть: подлежащим, дополнением, обстоятельством.
Схема разбора местоимения (морфологический разбор)
- Часть речи.
- Морфологические признаки. Начальная форма (именительный падеж, единственного числа).
Постоянные признаки: лицо.
Непостоянные признаки: падеж, число, род (если есть).
- Синтаксическая роль.
Например: Мы говорили о нём.
- (О) нём – мест.
- Говорили (о ком?) о нём. Н. ф. – он.
Пост. – 3 лицо.
Непост. – П. п., ед. ч., м. р.
- В предложении – дополнение.
Разряды местоимений.
Личные | я, мы, ты, вы, он, она, оно, они |
Возвратное | себя |
Вопросительные | кто? что? какой? чей? сколько? каков? |
Относительные | кто, что, какой, который, чей, сколько, каков |
Неопределённые | некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь |
Отрицательные | никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Притяжательные | мой, твой, свой, наш, ваш |
Указательные | тот, этот, такой, таков, сколько |
Определительные | весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
ГЛАГОЛ
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делал? что сделал? что сделает? что будет делать?
Глагол имеет начальную (неопределённую) форму.
Например: что делать? – бегать, улыбаться;
что сделать? – услышать, оглядеться.
Постоянные признаки.
Глаголы бывают: совершенного и несовершенного вида (а также двувидовые глаголы).
Совершенный вид | отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделал? и т.д. Могут стоять в прошедшем и будущем времени. Например: что сделали?- рассмеялись |
Несовершенный вид | отвечают на вопросы: что делать? что делал? что будет делать? и т.д. Могут быть в прошедшем, настоящем и будущем времени. Например: что делали?- строили |
Двувидовые глаголы | отвечают одновременно на оба вопроса: что делать? что сделать? Например: что делать? что сделать?- казнить |
Спряжение глаголов.
лицо | I спряжение | II спряжение | ||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
1-е | У (Ю) | ЕМ | У (Ю) | ИМ |
2-е | ЕШЬ | ЕТЕ | ИШЬ | ИТЕ |
3-е | ЕТ | УТ (ЮТ) | ИТ | АТ (ЯТ) |
Неопр. форма | Все глаголы на ТЬ, ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ, кроме исключений, + БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ. | Все глаголы на ИТЬ, кроме исключений, + ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, а ещё СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ и ОБИДЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ. |
Непостоянные признаки.
Род глаголов.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам.
Мужской род | Женский род | Средний род |
что делал? | Что делала? | Что делало? |
что сделал? | Что сделала? | Что сделало? |
он - смотрел | она - смотрела | оно - смотрело |
Время глаголов.
Начальная форма | Прошедшее время (уже было) | Настоящее время (есть сейчас) | Будущее время (ещё будет) |
что делать? что сделать? | что делали? что сделали? | что делают? | что сделают? что будут делать? |
играть, поиграть | играли, поиграли | играют | поиграют, будут играть |
ЗАПОМНИ!
Обычно глаголы в прошедшем времени имеют суффикс –Л
чистил, носил, вырезал
Некоторые глаголы в прошедшем времени этого суффикса не имеют
нёс, вёз
Число глаголов.
единственное число множественное число
что делал? – смотрел что делали? - смотрели
что делает? – смотрит что делают? - смотрят
что сделает? – посмотрит что сделают? – посмотрят
Лицо глаголов.
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
1 – е лицо | я, мы | говорю, говорим; поговорю, поговорим. |
2 – е лицо | ты, вы | говоришь, говорите; поговорю, поговорите. |
3 – е лицо | он, они | говорит, говорят; поговорю, поговорят. |
Роль в предложении (синтаксическая роль).
В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
ЗАПОМНИ!
У глаголов нет предлогов.
НЕ с глаголами пишется отдельно.
Разбор глаголов по составу.
Личные окончания глаголов | -У, -Ю, -ЕШЬ (ЁШЬ), -ИШЬ, -ЕТ (ЁТ), -ИТ, -ЕМ (ЁМ), -ИМ, -ЕТЕ (ЁТЕ), -ИТЕ, -УТ, -ЮТ, -АТ, -ЯТ |
Родовые окончания глаголов | -А, -О, нулевое |
Окончания неопр. формы | -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ |
Суффиксы | -И-, -Е-, -А-, -Щ-, -НУ-, -ЫВА- (ИВА), -ОВА- (ЕВА) |
-Л- - суффикс прошедшего времени | |
Постфиксы | -СЬ, -СЯ |
ЗАПОМНИ!
Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?,
то перед СЯ буква Ь не пишется.
Например: Он (что делает?) учится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать?,
то глагол стоит в неопределённой форме
и в нём перед СЯ пишется буква Ь.
Например: Надо (что делать?) учиться.
ЗАПОМНИ!
В неопределённой форме после буквы Ч пишется мягкий знак.
Например: беречь, печь
Схема разбора глагола (морфологический разбор)
- Часть речи.
- Морфологические признаки. Начальная форма (неопределённая форма).
Постоянные признаки: вид, спряжение.
Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть).
- Синтаксическая роль.
Например: Сгущаются сумерки.
- Сгущаются – глагол.
- (что делают?) – сгущаются. Н. ф. – сгущаться.
Пост.: несов. вид, I спр.
Непост.: мн. ч., наст. вр., 3 лицо.
- В предложении – сказуемое.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? который по счёту?
Постоянные признаки.
Имена числительные бывают
количественными порядковыми
(сколько? – три) (какой? какая? – третий, восьмая)
Непостоянные признаки.
Изменение по падежам.
Порядковые имена числительные изменяются по числам и родам.
Роль в предложении (синтаксическая роль).
Имена числительные в предложении могут быть: подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством.
Схема разбора имени числительного (морфологический разбор)
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки. Начальная форма (И. п.).
Постоянные признаки: количественное или порядковое.
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
- Синтаксическая роль.
Например: Туристы прошли восемь километров.
- восемь – числит.;
- прошли (сколько?) восемь (километров). Н. ф. – восемь.
Пост.- количественное;
Непост. – В. п.;
- В предложении: входит в состав дополнения.
НАРЕЧИЕ
Наречие – это неизменяемые слова, которые поясняют глаголы, имена прилагательные и другие части речи.
Наречие – неизменяемая часть речи. Наречие не склоняется, не спрягается. Наречия отвечают на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? СКОЛЬКО? НАСКОЛЬКО?
наречия - места действия | где? куда? откуда? | сзади, здесь, всюду вверх, навстречу, назад издали, оттуда, снизу |
наречия - время действия | когда? | рано, теперь, всегда |
наречия – способ действия | как? | шумно, пешком, быстро |
В предложениях наречия чаще всего поясняют глаголы и являются обстоятельствами.
Например: Командир самолёта хорошо видел птицу. Видел (как?) хорошо.
Многие наречия образованы от имён прилагательных с помощью суффиксов –О, -Е.
Например: лёгкий – легко, певучий – певуче
У наречий не бывает окончаний, в том числе и нулевых.
СОЮЗ
Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
В простом предложении перед союзами И, ДА (в значении И) запятая не ставится, если эти союзы не повторяются.
Например: Маша и Игорь шли в школу.
Ждать да догонять – нет хуже.
Перед союзами И, ДА (в значении И) запятая ставится, если они повторяются.
Например: В портфеле лежали и ручки, и карандаши, и учебники.
Перед союзами А, НО, ДА (в значении НО) запятая ставится.
Например: Вчера было не солнечно, а пасмурно.
Я к тебе заходил, но тебя не было дома.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
ПРЕДЛОГ
Предлог – это служебная часть речи, это отдельные самостоятельные слова, но к ним нельзя поставить вопросы, они не изменяются. Предлог служит для связи слов в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Перед глаголами предлогов не бывает. Предлог указывает на то, что существительное стоит не в начальной форме.
ЧАСТИЦА
Частица – это служебная часть речи, которая вносит в предложение оттенки значений или служит для образования форм слов.
Отрицательная частица НЕ пишется с глаголами раздельно.
Например: не плясал, не смотрит
Есть глаголы, которые без НЕ не употребляются.
НЕНАВИДЕТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВЗЛЮБИТЬ
ЧАСТИЦЫ не изменяются.
ЧАСТИЦЫ не являются членами предложения.
ЧАСТИЦЫ могут стоять впереди слова и позади него: узнал бы, только бы успели
СОСТАВ СЛОВА
Части слова.
Приставка Корень Суффикс Окончание
¬ ˄
За город н ый
под окон ник
чит а ешь
корень | Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. | |
приставка | ¬ | Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. нёс - принёс |
суффикс | ˄ | Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. дом - домик |
окончание | Изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении. синяя лента, синюю ленту |
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными или родственными словами. Мороз – морозный, морозит.
Мороз, морозы, морозом – формы слова «мороз».
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Приставка, корень и суффикс – образуют основу слова.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
Основа – это всё слово без окончания.
Та слова часть, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Порядок разбора слова по составу.
- Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание и основу.
- Подбери несколько однокоренных слов. Выдели корень.
- Укажи приставку. Назови слова с такой приставкой.
- Укажи суффикс. Подбери слова с таким суффиксом.
Приставки и их значения.
Неизменяемые.
Существуют три неизменяемые приставки с гласной А: за-, на-, над-.
Существуют неизменяемые приставки с гласной О: со-, про-, во-, до-; о-, об-, обо-; по-, под-, подо; от-, ото-.
Существуют неизменяемые приставки: у-, в-, вы-, с-.
разная направленность действия | |||
В | в – катить, в - вести | ДО | до – ехать, до - читать |
ВЫ | вы – нести, вы - плыть | НА | на – клеить, на - шить |
О | о – светить, о - смотреть | ОБ | об – лететь, объ - ехать |
ОТ | от – бежать, от - вести | ОТО | ото - двинуть |
ПЕРЕ | пере – плыть, пере-прыгнуть | ПОД | под – ходить, под - клеить |
ПРО | про – ехать, про - лезть | С | съ – ехать, с - прыгнуть |
У | у – ехать, у - вести | СО | со - бирал |
ПО | по - двинуть | ПОДО | подо - двинуть |
завершённость действия | |||
ВЫ | вы – лечить, вы - играть | ВО | во - шёл |
ОБО | обо - шёл | ОТО | ото - шёл |
НАД | над - писал | НАДО | надо - рвал |
ПРЕД | пред - ложил | ПРЕДО | предо - ставил |
начало действия | завершение действия | ||
ЗА | за – прыгать, за - петь | ЗА | за – кончить, за - крыть |
повторность действия | совместность действия | ||
ПЕРЕ | пере – делать, пере-строить | СО | со - чувствовать |
чрезмерность действия | действие в небольшой мере | ||
ПЕРЕ | пере-солить, пере-платить | ПО | по-гулять, по-лежать |
отрицание, отсутствие, недостаток чего-либо | |||
НЕ | не-громко, не-добрый | НИ | ни-где |
Приставка С- может слышаться в словах как [С] и как [З], но пишется всегда одинаково (списал, сдвинул).
Приставка В- может слышаться в словах как [В] и как [Ф], но пишется всегда одинаково (вбежал, включить).
НЕ (небольшой, негде) – пишется Е - в наречиях под ударением; во всех остальных
частях речи.
НИ (нигде) – пишется И – в наречиях без ударения.
В некоторых приставках появляется беглая гласная О:
- С –
- СО –
ПРИ | ПРЕ |
|
|
Изменяемые.
Существуют изменяемые приставки: из-, ис-, черес-, через-, без-, бес-, низ-, нис-, вз-, вс-, воз-, вос-, рас-, раз-, роз-, рос- и т.д.
РАС (РОС) | под ударением –О- без ударения –А- | рос – пись рас - писаться |
РАЗ (РАЗО) (РОЗ) | под ударением –О- без ударения –А- | роз - жиг раз - делить, разо - слать |
ЧРЕЗ, ЧЕРЕЗ (ЧРЕС, ЧЕРЕС) | З – перед звонкой согласной, перед гласной С – перед глухой согласной | чрез - мерный черес - плечный |
БЕЗ (БЕС) | З – перед звонкой согласной, перед гласной С – перед глухой согласной | без - умный бес - сильный |
ИЗ (ИС) | З – перед звонкой согласной, перед гласной С – перед глухой согласной | из - бежать ис - кусать |
НИЗ (НИС) | З – перед звонкой согласной, перед гласной С – перед глухой согласной | низ – вести нис - падать |
ВОЗ (ВОС) | З – перед звонкой согласной, перед гласной С – перед глухой согласной | воз - величить вос - ходить |
ВЗ (ВС) | З – перед звонкой согласной, перед гласной С – перед глухой согласной | вз - бросить вс - ходить |
Правописание И и Ы после приставок.
После приставок русского происхождения , оканчивающиеся на согласные, вместо И пишется Ы (играть – разыгрался), кроме приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверх-интересно).
Суффиксы и их значение.
Суффиксы: -ик, -ек, -ок, -ёк; -ец, -чик, -очк, -ечк, -ушк, -ышк, -к, -оват, -еват, -еньк, -оньк придают словам оценочное значение (часто уменьшительный или ласкательный оттенок).
Суффиксы: -онок, -ёнок, -ёныш используются при названии детёнышей.
Суффикс: –ник, -ниц, -тель – предметное значение.
Суффиксы: -ин, -инк – значение единичности.
Суффиксы: -ист, -щик, -ач, -ер, -ик, -ант, -ник, -ак, -тель называют лица мужского рода по профессии или по роду деятельности.
Суффиксы: -к, -иц, -ниц, -их, -ин, -ш - называют лица женского рода.
Суффиксы: -ущ, -ющ, -ищ – используются в словах с увеличительным значением.
Существует очень много различных суффиксов: -ов, -ев, -ск, -н, -лив, -як, -их, -ёр, -от, -тель, -ость, -изн, -ун. У глаголов встречаются суффиксы: -а, -и, -е, -ыва, -ива, -ну.
Суффиксы имён существительных.
уменьшительно-ласкательное значение | |||||||
К | рыб-к-а, доро-ж-ка | ЧИК | стакан-чик, рукав-чик | ||||
ИК | дом-ик, корабл-ик | ЕЦ | мудр-ец, хитр-ец | ||||
ОК | гриб-ок, ветер-ок | ОЧК | роз-очк-а, ваз-очк-а | ||||
ОНК | нож-онк-а | ЁНК | голов-ёнк-а | ||||
УШК | голуб-ушк-а | ЕЧК | |||||
ЕНЬК | нож-еньк-а | ОНЬК | берёз-оньк-а | ||||
детёныш | |||||||
ОНОК | зайч-онок | ЁНОК | слон-ёнок | ||||
ЁНЫШ | звер-ёныш, зме-ёныш | ||||||
увеличительное значение | |||||||
ИЩ | бород-ищ-а, жар-ищ-а | ||||||
лица женского рода (самка животного) | |||||||
ИХ | крольч-их-а, слон-их-а | ИЦ | медвед-иц-а, тигр-иц-а | ||||
К | москвич-к-а, спортсмен-к-а | НИЦ | читатель-ниц-а, помощ-ниц-а | ||||
Ш | музыкант-ш-а, секретар-ш-а | ИН | |||||
предметное значение | |||||||
НИК | задач-ник, градус-ник | ТЕЛЬ | выключа-тель, двига-тель | ||||
НИЦ | пепель-ниц-а, черниль-ниц-а | ||||||
слова со значением единичности | |||||||
ИН | горош-ин-а, виноград-ин-а | ИНК | горош-инк-а, рос-инк-а | ||||
лицо мужского рода | |||||||
ИСТ | журнал-ист, дзюдо-ист | АК | рыб-ак, добр-як | ||||
ЩИК | свар-щик, гон-щик | ЕЦ | мудр-ец, хитр-ец | ||||
НИК | защит-ник, помощ-ник | ЧИК | перевод-чик, рассказ-чик | ||||
ТЕЛЬ | писа-тель, чита-тель | ||||||
название жителя города, местности, государства | |||||||
ЯК | тул-як, сибир-як, земл-як | ЕЦ | кубан-ец, испан-ец | ||||
АНИН (ЯНИН) | париж-анин, север-янин | ИЧ | москв-ич, костром-ич | ||||
название признака, свойства | |||||||
ОСТЬ | вежлив-ость, мужественн-ость | ОТ | добр-от-а, чист-от-а, шир-от-а |
Суффиксы имён прилагательных.
Н | лес-н-ой, дисплей-н-ый | ЛИВ | талант-лив-ый, привет-лив-ый |
АН | кож-ан-ый, песч-ан-ый | ОВ | берёз-ов-ый, парк-ов-ый |
ИН | голуб-ин-ый, пчел-ин-ый | СК | май-ск-ий, славян-ск-ий |
ЕНН | листв-енн-ый | ЕНЬК | бел-еньк-ий, нов-еньк-ий |
ОНН | лекци-онн-ый | ОВАТ | груб-оват-ый, желт-оват-ый |
ИСТ | плеч-ист-ый, голос-ист-ый | УЩ | больш-ущ-ий |
Суффиксы глаголов.
А | мечт-а-ть, лет-а-ть | ОВА | волн-ова-ть, совет-ова-ть |
Е | хот-е-ть, зелен-е-ть | ИВА | сравн-ива-ть |
И | бомб-и-ть, чист-и-ть | ЫВА | пересказ-ыва-ть |
НУ | прыг-ну-ть, исчез-ну-ть |
Суффиксы наречий.
Е | искренн-е, могуч-е | И | дружеск-и. героическ-и |
О | печальн-о, громк-о | А | из-далек-а, с-нов-а |
ЗАПОМНИ!
Чтобы правильно написать слова с суффиксами
-ИК, -ЕК, -ЕЦ, -ИЦ нужно изменить слово.
Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И
Например: кораблик-кораблики, кожица-кожицы
Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е
Например: замочек-замочки, братец-братцы
Чередование звуков.
При изменении слов и при образовании родственных слов в их корнях может происходить чередование звуков (букв).
Чередование гласных | |
е – о - ё | несу – носит - нёс |
е – нуль звука | день - дня |
о – нуль звука | сон - сна |
о – нуль звука - ы | посол – послать - посылать |
у – о - ы | сухой – сохнуть - засыхать |
у - ов | кую - ковать |
Чередование согласных | |
г - ж | берегу – бережёшь, снег – снежный |
к - ч | рука - ручной |
х - ш | слух - слушать |
г – з - ж | друг – друзья - дружный |
к – ц - ч | лик – лицо - личный |
з - ж | возить - вожу |
зг – зж | визг - визжать |
с - ш | носить – ношу, коса - кошу |
д - ж | молодой - моложе |
д – ж - жд | ходить – хожу - хождение |
т - ч | хотеть - хочу |
ск – ст - щ | пускать – пустить - пущу |
б - бл | любить - люблю |
п - пл | капать - капля |
в - вл | давить - давлю |
м - мл | дремать - дремлю |
д, т - с | веду – вести, плету - плести |
к, г - ч | привлеку – привлечь, помогу - помочь |
СУФФИКСЫ
ТУЧКА СОЛНЫШКО
ВНУЧЕНЬКА
ПЛАТОЧЕК ЦВЕТОК БАБУШКА
КОШЕЧКА КОФТОЧКА
ПРИСТАВКИ
ОБОШЁЛ
ДОШЁЛ, ВОШЁЛ, ЗАШЁЛ
ПОДОШЁЛ
ПОШЁЛ
ВЫШЕЛ
АНТОНИМЫ
Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.
Минус-плюс, огонь-вода,
Дерзкий-осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
Например: холодно – жарко
СИНОНИМЫ
Синонимы – это слова, близкие по значению.
Слова-синонимы
Всегда близки по смыслу,
Разнятся лишь оттенками подчас.
Родимый край – Отечество – Отчизна.
Как много в них священного для нас!
Например: метель – пурга
ОМОНИМЫ
Омонимы – слова, которые одинаково звучат, но имеют разные значения.
Например: опушка – меховая обшивка, опушка – край леса.
В сочинениях и изложениях могут быть допущены не только орфографические и пунктуационные ошибки. Ты можешь неправильно построить словосочетание, предложение, употребить неверное слово.
Проверяя изложение или сочинение, исправь возможные ошибки.
1.Употребление слова в неточном значении.
Например: В доме помещицы всю работу выполняли придворные.
Надо: дворовые
ЗАПОМНИ!
одеть надеть
кого? что?
ребёнка шубу
девочку пальто
куклу валенки
Например: Машенька одела куклу, надела пальто и туфельки.
2.Повторение одних и тех же слов.
Например: В одной деревне жил мальчик по имени Слава. У мальчика был отец, который был агроном.
Нужно перестроить предложение или заменить повторяющиеся слова близкими по смыслу.
В одной деревне жил мальчик по имени Слава. Его отец был агрономом.
3.Употребление просторечных слов и словосочетаний, неправильных форм слова.
Например: Мы отдыхали на классной полянке в лесу.
Надо: красивой, удобной, замечательной полянке.
Например: Серёжа шёл взади всех.
Надо: сзади, позади.
Например: В угле лежала собака.
Надо: В углу лежала собака.
4.Неправильное употребление местоимений.
Например: Серёжа достал карандаш из пенала и передал его мне. (карандаш или пенал?)
Надо: Серёжа достал карандаш и передал его мне.
5.Неправильное обозначение границ предложений.
Например: Солнце поднимается. Из-за горизонта оно похоже на огромный красный шар.
Надо: Солнце поднимается из-за горизонта. Оно похоже на огромный красный шар.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА.
Правила поведения в школе.
1. В школу надо приходить вовремя, без опозданий, аккуратно одетым, причёсанным. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех.
2. Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами. Если ты опаздал на урок и заходишь в класс после звонка, извинись и спроси у учителя разрешения войти.
3. В школе необходимо соблюдать чистоту и порядок.
4. Береги школьное имущество. Береги свою парту, не ломай её, не царапай и ничего не пиши на ней.
5. Выходить на перемену можно лишь после того,
как разрешит учитель.
6. На уроки физической культуры ученики приходят в спортивной форме и спортивной обуви. Без разрешения учителя в спортивный зал учащиеся не входят.
7. Учащиеся школы проявляют уважение к старшим, заботятся о младших.
8. В общении со всеми окружающими проявляй вежливость, тактичность, уважение и скромность. Грубость недопустима!
9. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить учителю справку о врача или записку от родителей о причине отсутствия на занятиях.