ЛЕКОТЕКА И ГКП

Сугундукова Евгения Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №1 Упражнение «Совместный рисунок» Цель: развитие привязанности, формирование навыков сотрудничества в детско-родительской паре. Оборудование: чистые листы белой бумаги, цветные карандаши. Содержание Родитель и ребенок сидят рядом. Перед ними расположен чистый лист белой бумаги, цветные карандаши. Ведущий: «Я попрошу вас нарисовать картинку. Каждый из вас будет рисовать только одним карандашом или фломастером, который выберет сейчас». Рисунок задается на определенную тему: «Наш дом», «Праздник», «Моя семья». После того, как задание выполнено и оба участника закончили рисовать, ведущий просит рассказать о том, что изображено на рисунке, не обращаясь ни к кому конкретно: «Расскажите, пожалуйста, что изображено на рисунке?». При этом важно проследить, кто больше говорит, как начинается рассказ. Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №2 Упражнение «Яйцо» Цель: развитие привязанности, формирование навыков сотрудничества в детско-родительской паре. Содержание Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка. Педагог-психолог: «Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке».

Слайд 2

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №3 Упражнение «Послушный - непослушный» Цель: развитие привязанности, формирование навыков сотрудничества в детско-родительской паре. Содержание Мама сидит на ковре, ребенок — спиной к ней, между ногами. Ведущий: Цыплята, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда цыпленок непослушный, он стучит ногами, машет руками — мама его крепко держит, обняв сзади. Когда цыпленок послушный, мама его гладит по головке, обнимает. Выполняется по команде . Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта № 4 Упражнение «Коршун»» Цель: развитие привязанности, формирование навыков сотрудничества в детско-родительской паре, снятие психоэмоционального напряжения. Оборудование: музыкальный центр, веселая мелодия. Содержание Звучит веселая музыка. Мама-домик стоит произвольно. Ребенок- цыпленок бегает, прыгает, веселится. Коршун – ведущий - спит. Когда коршун выходит на охоту, цыпленок прячется в домик. Повторяется 3–4 раза.

Слайд 3

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №5 Совместный рисунок « Каляка-маляка » Цель: развитие привязанности, формирование навыков сотрудничества в детско-родительской паре. Оборудование: чистые листы белой бумаги, цветные карандаши. Содержание Паре предлагается взять два разных цветных карандаша, определить, кто первый начнет в произвольной форме рисовать « каляку-маляку ». Устанавливается правило: после того, как другой участник скажет «Стоп!», рисующий останавливается и другой участник продолжает от того места где остановился предыдущий. Игра завершается по сигналу педагога-психолога. Затем проводится обсуждение рисунка с мамой и немного с ребенком: «Понравилось или не понравилось так рисовать? Что можно увидеть в этой « каляке-маляке », какие предметы или животных? (можно обвести и дорисовать эти предметы). Удобно ли было рисовать вдвоем? Какие чувства испытывали? Слушал и слышал ли вас ребенок, а вы его?» Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №6 Игра «Снежный бой» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, проработка негативных эмоций в игровой форме. Оборудование: листы бумаги, листы журналов, газет, музыкальный центр, веселая мелодия. Ход игры Перед началом игры маме и ребенку предлагается изготовить «снежки из бумаги и газет путем смятия. Ведущий: «Вы — снеговики и живете в своих домиках. Вот однажды что-то произошло и снеговики поссорились. А так как их никто не научил, как надо ссориться, они устроили настоящий снежный бой. Предлагаю и вам последовать их примеру. Кто-то из вас стоит в “домике”, кто-то — за его пределами. Задача каждого — закидать “снежками”соперника, не оставив на своей территории ни снежка». Игра продолжается 2 минуты под веселую музыку и заканчивается по сигналу ведущего. Победил тот, на чьей территории меньше “снега”.

Слайд 4

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №7 Игра « Обзывалки » Цель: снятие психоэмоционального напряжения, проработка негативных эмоций в игровой форме. Оборудование: «снежки» из бумаги или газет, карточки по темам: «овощи», «фрукты», «цветы», «мебель», «посуда», «игрушки». Ход игры Ведущий : «Сейчас мы продолжим играть в «снежный бой», и таким образом, мы сможем научиться сердиться “культурно”. Бросаясь «снежками», вы называете друг друга разными необидными словами (выбираете карточку), но говорите эти слова сердито — ругаетесь. Начинайте так: “А ты-ы … морковка!” (Дается 1–2 минуты). А сейчас те же слова вы будете говорить друг другу в уменьшительно- ласкательной форме, то есть ласково: “Ах, ты, морковочка !” (Дается 1–2 минуты). Вот так-то лучше. Такие теплые и дружеские отношения понадобятся вам при выполнении следующего задания». Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №8 Игра «Разговор с руками» Цель: развитие привязанности, формирование навыков сотрудничества в детско-родительской паре. Оборудование: чистые листы белой бумаги, карандаши, фломастеры. Ход игры Мама обводит ладошки своего ребенка на листе бумаги. Затем предлагает ему оживить свои ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Педагог- психолог спрашивает: «Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, мама может подключиться вместе с ним. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру можно «заключением договора», между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Слайд 5

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №9 Игра «Ласковые лапки» Цель : развитие тактильных ощущений, формирование привязанности, формирование навыков сотрудничества в детско-родительской паре . Оборудование: 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата и т.д. Ход игры Ведущий на стол 6-7 мелких предметов различной фактуры. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Ведущий объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо угадать, какой зверек прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Как вариант игры можно прикасаться к щеке, колену, спинке, ладони. Сначала мама проводит игру, затем можно предложить ребенку проиграть так с мамой. Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №10 Игра «Да и нет » Цель: снятие психоэмоционального напряжения, проработка негативных эмоций в игровой форме. Ход игры Участники пары стоят лицом друг к другу. Педагог-психолог: «Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Кто-то из вас будет говорить слово “да”, кто-то — “нет”. Начинать нужно тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Затем вы можете поменяться ролями. По сигналу игра останавливается». В заключение сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно побыть в тишине после такого шума.

Слайд 6

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №11 Арт-техника «Рисунок в круге» Цель : развитие привязанности, формирование навыков сотрудничества в детско-родительской паре . Оборудование: чистые листы белой бумаги, пальчиковые занятия, музыкальный центр, музыка для релаксации. Содержание Участникам в паре предлагается, используя краски, пальцами (ладошками) закрасить пространство круга. Звучит релаксационная музыка. Во время презентации и обсуждения каждый участник самостоятельно поясняет, какие цвета он использовал и что они для него значат. На что, по его мнению, похоже получившееся изображение. Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №12 Упражнение «Семейные фотографии » Цель: развитие привязанности, актуализация положительных эмоций, связанных со счастливыми моментами в семейной жизни. Оборудование: семейный альбом или фотографии. Содержание Участники детско-родительской пары дома подбирают фотографии, на которых запечатлены счастливые события из жизни их семьи. Ребенок и мама по очереди рассказывают о людях, изображенных на фотографиях, об их судьбах, чертах характера, о случаях из жизни этих людей.

Слайд 7

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №13 Коллаж «Моя семья»» Цель : развитие привязанности , формирование позитивного восприятия семейной ситуации. Оборудование: ватман, газеты, журналы, семейные фотографии, карандаши, фломастеры, краски, ножницы. Содержание Участникам в паре предлагается, используя краски, вырезки из журналов, семейные фотографии оформить коллаж на тему: «Моя семья». Во время выполнения можно включить релаксационную музыку. По итогам оформления коллажа проходит презентация и обсуждение. Члены семьи поясняют , что для них значит слово «семья», рассказывают о своих семейных традициях, любимых занятиях. Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №14 Упражнение «Путешествие во времени » Цель: развитие взаимной эмпатии , развитие чувства привязанности, формирование позитивных образов общения в семье. Оборудование: чистые листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, фломастеры., музыкальный центр, музыка для релаксации . Содержание Инструкция для родителей: «Предлагаем вам немного попутешествовать во времени… Представьте, что вы направляетесь в будущее, в то время, где ваш ребенок уже взрослый. Нарисуйте, каким вы представляете ребенка, когда он станет взрослым». Инструкция для детей: «Предлагаем немного попутешествовать во времени… Представь, что ты направляешься в прошлое, в то время, когда твои мама и папа были маленькими. Нарисуй, какой (каким) ты представляешь маму (папу) в детстве ». По итогам проводится обсуждение.

Слайд 8

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №13 Коллаж «Моя семья»» Цель : развитие привязанности , формирование позитивного восприятия семейной ситуации. Оборудование: ватман, газеты, журналы, семейные фотографии, карандаши, фломастеры, краски, ножницы. Содержание Участникам в паре предлагается, используя краски, вырезки из журналов, семейные фотографии оформить коллаж на тему: «Моя семья». Во время выполнения можно включить релаксационную музыку. По итогам оформления коллажа проходит презентация и обсуждение. Члены семьи поясняют , что для них значит слово «семья», рассказывают о своих семейных традициях, любимых занятиях. Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №14 Упражнение «Путешествие во времени » Цель: развитие взаимной эмпатии , развитие чувства привязанности, формирование позитивных образов общения в семье. Оборудование: чистые листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, фломастеры., музыкальный центр, музыка для релаксации . Содержание Инструкция для родителей: «Предлагаем вам немного попутешествовать во времени… Представьте, что вы направляетесь в будущее, в то время, где ваш ребенок уже взрослый. Нарисуйте, каким вы представляете ребенка, когда он станет взрослым». Инструкция для детей: «Предлагаем немного попутешествовать во времени… Представь, что ты направляешься в прошлое, в то время, когда твои мама и папа были маленькими. Нарисуй, какой (каким) ты представляешь маму (папу) в детстве ». По итогам проводится обсуждение.

Слайд 9

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №13 Коллаж «Моя семья»» Цель : развитие привязанности , формирование позитивного образа семьи. Оборудование: ватман, газеты, журналы, семейные фотографии, карандаши, фломастеры, краски, ножницы. Содержание Участникам в паре предлагается, используя краски, вырезки из журналов, семейные фотографии оформить коллаж на тему: «Моя семья». Во время выполнения можно включить релаксационную музыку. По итогам оформления коллажа проходит презентация и обсуждение. Члены семьи поясняют , что для них значит слово «семья», рассказывают о своих семейных традициях, любимых занятиях. Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №14 Упражнение «Путешествие во времени » Цель: развитие взаимной эмпатии , развитие чувства привязанности, формирование позитивных образов общения в семье. Оборудование: чистые листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, фломастеры., музыкальный центр, музыка для релаксации . Содержание Инструкция для родителей: «Предлагаем вам немного попутешествовать во времени… Представьте, что вы направляетесь в будущее, в то время, где ваш ребенок уже взрослый. Нарисуйте, каким вы представляете ребенка, когда он станет взрослым». Инструкция для детей: «Предлагаем немного попутешествовать во времени… Представь, что ты направляешься в прошлое, в то время, когда твои мама и папа были маленькими. Нарисуй, какой (каким) ты представляешь маму (папу) в детстве ». По итогам проводится обсуждение.

Слайд 10

Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №15 Упражнение «Семейный герб» Цель: развитие привязанности, формирование позитивного образа семьи. Оборудование: чистые листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры. Содержание Педагог-психолог: « Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы с вами не будем придумывать девиз, а попытаемся нарисовать (или вырезать из бумаги) герб. Вы должны изобразить герб своей семьи, который будет отражать ваше жизненное кредо, ваши семейные традиции, ваши семейные увлечения, ваше отношение к миру ». Формирование детско-родительской привязанности Технологическая карта №16 Упражнение «Путешествие во времени » Цель: развитие взаимной эмпатии , развитие чувства привязанности, формирование позитивных образов общения в семье. Оборудование: чистые листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, музыкальный центр, музыка для релаксации . Содержание Инструкция для родителей: «Предлагаем вам немного попутешествовать во времени… Представьте, что вы направляетесь в будущее, в то время, где ваш ребенок уже взрослый. Нарисуйте, каким вы представляете ребенка, когда он станет взрослым». Инструкция для детей: «Предлагаем немного попутешествовать во времени… Представь, что ты направляешься в прошлое, в то время, когда твои мама и папа были маленькими. Нарисуй, какой (каким) ты представляешь маму (папу) в детстве ». По итогам проводится обсуждение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

Что такое лекотека? ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития . Слово «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» — «собрание», «коллекция».

Слайд 3

Основание лекотеки Первая Лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская Лекотека была открыта в 1980 году , сейчас в США развита сеть Лекотек для детей с проблемами в развитии и их семей.

Слайд 4

Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум , помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни.

Слайд 5

Лекотека — это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений : дошкольных; образовательных учреждений для детей , нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи ; учреждений специального образования; детских домов и интернатов ; домов ребёнка; реабилитационных центров и других организаций , оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями.

Слайд 6

Если в первоначальном варианте модели «Российская Лекотека» (2000 г.) акцент ставился на игровые и технические средства, важные для развития ребёнка, то сегодня Лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

Слайд 7

Общие задачи лекотеки подбор адекватных средств общения с ребёнком; выявление уровня актуального развития; развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной патологией; улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития , аффективной сферы и регуляторных способностей; формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве ; формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей; вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи; помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.

Слайд 8

Частные задачи лекотеки оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку посредством использования игротерапевтических методов и приёмов; нормализация детско-родительских отношений; обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми ; обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от двух месяцев до четырёх лет с нарушениями в развитии; организация социокультурной реабилитации и интеграции; обеспечение родителей дидактическим игровым материалом

Слайд 9

Достижение цели и поставленных задач происходит в условиях индивидуальных и групповых игровых сеансов междисциплинарной команды специалистов, в которую включены: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности , воспитатель по театральной деятельности, инструктор по физической культуре, методист.

Слайд 10

ИГРА - основной метод лекотеки

Слайд 11

Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре . Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы : оборудование для развития общей подвижности; игрушки для развития ручных навыков; игрушки для развития тактильного восприятия; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития мышления; игрушки для развития речи и языка; игрушки для поддержки социально-эмоционального развития; игрушки для игры с водой; игрушки для игры с сыпучими материалами; материалы для изобразительного творчества; музыкальные игрушки; книги для детей; фонотека; видеотека ; книги для родителей; средства для развития невербальной коммуникации.

Слайд 12

Основные формы работы Лекотеки Консультация (К) Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей . Диагностический игровой сеанс (ДИС ) Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи . Терапевтический игровой сеанс (ТИС ) Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол . Групповой родительский тренинг (ГРТ ) В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

Слайд 13

Принципы Лекотеки: недирективность в игровом взаимодействии с ребёнком; уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку; конструктивное общение родителей с ребёнком; активация игровой деятельности; соответствие игр и игрушек уровню развития и особенностям ребёнка ; организация оптимальной игровой среды; междисциплинарный командный подход.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа педагога-психолога с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ в Лекотеке

Слайд 2

В 2019-2020 работа педагога-психолога проводилась с 4 детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в рамках тематического планирования индивидуальных и групповых игровых сеансов. Занятия подобраны на основе изучения индивидуальных особенностей развития ребенка, с опорой на актуальный уровень его развития и с учетом «зоны ближайшего развития»; направлены на развитие восприятия различной модальности, свойств памяти, всех видов внимания, мыслительных процессов, формирование пространственно-временных представлений, развитие эмоционально-волевой сферы.

Слайд 3

Вся коррекционно-образовательная работа осуществлялась в рамках комплексного подхода к воспитанию и развитию ребенка и тесной взаимосвязи работы специалистов. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка, на развитие познавательной, мотивационной, двигательной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, что способствовало всестороннему и гармоничному развитию личности в целом.