МЕТОДОБЪЕДИНЕНИЕ
Активное участие в работе муниципального методического объединения "Педагоги-психологи, социальные педагоги"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов
на тему: «Клуб личностного роста как эффективное средство
развития педагогических компетенций»
Педагог-психолог Сугундукова Евгения Сергеевна
На фоне повышения требований со стороны общества к качеству образования, повышаются требования к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, а у педагога усугубляется особенностями профессиональной деятельности: в процессе работы он взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд педагога отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Не каждый педагог способен самостоятельно справиться с такой нагрузкой, что становится причиной эмоционального выгорания, которое в дальнейшем может привести к ухудшению качества выполняемой деятельности, низким результатам. Именно поэтому, для преодоления вышеуказанных проблем, важно оказывать систематическую психологическую поддержку педагогу.
Понятие «психологическая поддержка» берет свое начало из психологической помощи, которая подразделяется на «содействие», «сопровождение» и «поддержку».
«Психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога» - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптации к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога осуществляется путем оптимизации психологического состояния педагога, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов профессионального роста человека.
Психологическая поддержка педагога направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья, содействие профессиональному развитию и личностному росту.
Психологическая поддержка решает следующие психологические задачи:
- развитие навыков профессиональной компетентности педагога;
- формирование позитивного настроя и уверенности в себе и своих силах;
- повышение мотивации к работе.
Эффективным средством психологической поддержки педагогов, в частности развития его профессиональных компетенций является организация клубной работы. В нашем детском саду работа по оказанию психологической поддержки педагогам проводится посредством функционирования клуба психологической разгрузки «Гармония» и клуба личностного роста «Растем вместе».
Одним из факторов развития эмоционального выгорания педагога являются индивидуально-психологические свойства личности. Именно поэтому на встречах клуба «Растем вместе» участники знакомятся со своими индивидуальными особенностями (тип темперамента, особенности характера и т.д.) и с эффективными способами организации своей работы с учетом выявленных характеристик. Таким образом, понимание обусловленности некоторых психологических проблем педагога в профессиональной сфере его личностной структурой позволяет осуществлять своевременную профилактику возможных конфликтов и негативных эмоциональных состояний с учетом слабых сторон характера, а также определять оптимальный путь дальнейшего личностного развития на основе её сильных черт, помогает педагогу в осознании ответственности за свой личностный и профессиональный рост.
На встречах клуба большое внимание уделяется развитию ВПФ педагога. Нейропсихологические игры и упражнения подбираются таким образом, чтобы совершенствовать и укреплять мозговую деятельность, активизировать процессы памяти, внимания, мышления. Такая форма работы настолько заинтересовала участников, что перешла за пределы деятельности клуба. Педагоги стали самостоятельно находить интересные задания и отправлять в общую группу обогащая тем самым неформальные формы взаимодействия в своем профессиональном сообществе.
Таким образом, организация клубной работы по оказанию психологической поддержки педагогов создает условия для эффективного саморазвития личности, путем формирования у нее механизмов самообучения и самовоспитания.
Предварительный просмотр:
Выступление на городском методическом объединении
педагогов-психологов на тему: «Использование пространства сенсорной комнаты для сохранения психологического здоровья обучающихся»
Педагог-психолог Сугундукова Евгения Сергеевна
В современном мире решение задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся выходит на одно из ведущих мест. В условиях ДОО пространство сенсорной комнаты становится ресурсом для развития эмоционально-волевой, интеллектально-познавательной и речевой сферы ребенка. Умелое использование обстановки сенсорной комнаты создает идеальную среду, в которой ребенок не только расслабляется, но и получает новые, разнообразные ощущения, на основе которых складывается его представление о мире, а также заряжается энергией для активной деятельности.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.
Занятия в сенсорной комнате МДОАУ детский сад «Золотой ключик» проводятся с целью сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья воспитанников с помощью мультисенсорной среды.
Сенсорная комната позволяет решать многие задачи сохранения психологического здоровья, развития и коррекции дошкольников. Это:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:
- способствовать снятию психоэмоционального напряжения;
- обучать навыкам саморегуляция и самоконтроля;
- обучать навыкам управления своим телом, дыханием;
- обучать умению передавать свои ощущения в речи;
- формировать умение расслабляться, освобождаться от напряжения.
Развитие коммуникативной сферы:
- формировать эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формировать мотивацию к общению и развивать коммуникативных навыков;
- способствовать преодолению негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов и моторики:
- способствовать формированию произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;
- способствовать развитию психических процессов (память, мышление, воображение, восприятие), умственных способностей;
- способствовать развитию координации, в том числе зрительно-моторной.
Занятия в сенсорной комнате проходят в каждой возрастной группе 1 раз в неделю в 1 половину дня небольшими подгруппами (5-6 человек).
Длительность занятия:
для группы от 2 до 3лет - до 10 минут
для группы от 3 до 4 лет – 15 минут
для группы от 4 до 5 лет – 20 минут
для детей старшего дошкольного возраста - 25 – 30 минут.
Курс занятий разработан с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей детей и включает в себя познавательный аспект и элементы психокоррекции. В зависимости от целей занятия определяются методы и приемы работы.
Методы и приемы работы:
- дыхательные упражнения;
- релаксационные упражнения;
- беседы и элементы сказкотерапии;
- психогимнастика;
- музыкотерапия со звуками природы;
- игры и упражнения на развитие психических процессов;
- коммуникативные игры;
- ролевые игры;
- игры-драмматизации.
Занятия проводятся в игровой форме. Комната заранее подготавливается к занятию, продумывается как обыграть имеющееся оборудование и в каком порядке с чем работать. Первое занятие (знакомство с пространством комнаты) начинается, когда в комнате все стимуляторы выключены, так как сложно заранее предвидеть, как дети будут реагировать на те или иные раздражители.
Основными противопоказаниями для занятий в сенсорной комнате есть инфекционные заболевания и эпилепсия (снижение порога судорожной готовности мозга).
Организационное обеспечение сенсорной комнаты предполагает подготовку ее оборудования в соответствии с задачами работы педагога-психолога. Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, диван, палатка, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, библиотека релаксационной музыки.
Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки) и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.
Помимо общих организационных требований при создании сенсорной комнаты мы руководствовались специальными требованиями к помещению и материально-технической оснащенности сенсорной комнаты. Реализация в работе сенсорной комнаты комплекса коррекционных, развивающих и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованном помещении с соответствующими условиями и требованиями к техобеспечению и оснащению сенсорной комнаты.
Таким образом, сенсорная комната МДОАУ детский сад «Золотой ключик» – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. В пространстве сенсорной комнаты с помощью специальных элементов создана обстановка комфорта и безопасности. Сочетание индивидуально подобранной цветовой гаммы, мягкого света, удобных кресел, тихой музыки и специальных световых эффектов создают ощущение покоя и умиротворённости. Всё это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний. Это «комната - ресурсный центр», используемая как дополнительный инструмент психологической коррекции, повышающий эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра муниципальное образование городской округ город Пыть-Ях АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ мкр.2, дом 7, г.Пыть-Ях, 628380, http://adm.gov86.org e-mail: obraz@gov86.org тел. факс (3463) 42-23-36, 42-23-37, 42-27-36 | Руководителям общеобразовательных организаций |
[Номер документа] [Дата документа] |
Уважаемые руководители!
Управление по образованию администрации города Пыть-Яха направляет в Ваш адрес программу секционных заседаний единого методического дня «Повышение качества образования в условиях современных приоритетов» 27 сентября 2024 года.
Приложение: на 15 л. в 1 экз.
С уважением,
Начальник управления М.Ю. Букреева
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [Номер сертификата 1] Владелец [Владелец сертификата 1] Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1] |
Начальник
отдела общего образования
Горбачева Ирина Александровна
83463466358
Программа секционного заседания
(муниципального методического объединения «Педагоги-психологи, социальные педагоги»)
Целевая аудитория: педагоги-психологи, социальные педагоги.
Модератор: Исмайылова Нурия Закировна, руководитель муниципального методического объединения общеобразовательных организаций, учитель педагог-психолог МБОУ СОШ № 5,Цицулина Олеся Михайловна, руководитель муниципального методического объединения дошкольных образовательных организаций, педагог-психолог МДОАУ д/с «Золотой ключик».
Куратор: Афанасьева Юлия Вячеславовна, главный специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей администрации города Пыть-Яха.
Кабинет 104
Время | Содержание | Спикеры (ФИО, должность, место работы) |
15.00-15.15 | Особенности взаимодействия психологической службы МДОАУ д/с «Белочка» с семьями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» | Ярочкина Оксана Анатольевна, педагог-психолог МДОАУ д/с «Белочка» |
15.15-15.30 | Использование пространства сенсорной комнаты для сохранения психологического здоровья обучающихся | Сугундукова Евгения Сергеевна, педагог-психолог МДОАУ д/с «Золотой ключик» |
15.30-16.00 | Применение нейропсихологических методов и приёмов в коррекционных занятиях | Суслова Светлана Михайловна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 4 |
16.00-16.15 | Пришкольный лагерь и его роль в воспитании детей, состоящих на ВШУ | Феденева Екатерина Семеновна, социальный педагог МБОУ СОШ № 5 |
16.15-16.30 | О внесении изменений в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | Тихонова Мария Сергеевна, социальный педагог МБОУ СОШ № 4 |