ПРОГРАММЫ
Принимаю участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «ФАНТАЗИЯ»
Методические рекомендации по проведению
организованных игр с песком для детей младшего и среднего возраста
Подготовили: педагог-психолог
Е.С. Сугундукова,
педагог-психолог
О.М. Цицулина
Пыть-Ях
2021
Методические рекомендации по проведению
организованных игр с песком для детей младшего и среднего возраста
Организованные игры с песком проводятся в развивающих целях. Они могут быть похожи на игры ребенка во время песочной терапии, но выбор игрушек за него уже сделан, тема определена.
Цель: создать условия для сенсорного, познавательно-речевого и коммуникативно-личностного развития ребенка посредством организованных игр с песком.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами песка.
- Развивать игровые навыки детей.
- Развивать познавательные и эмоционально-волевые процессы.
- Сплотить воспитанников группы.
Цели и задачи каждого занятия определяются в зависимости от потребностей группы детей.
Содержание деятельности
Реализация развивающей помощи ребенку осуществляется в форме проведения подгрупповых занятий. Количество детей в одной подгруппе 6 человек. Группы формируются с учетом психофизических и речевых особенностей детей. Так как от этого зависит набор основных игр и средств.
Курс занятий краткосрочный. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 2 месяцев (8 недель). В один месяц занятия проводятся для 4 подгрупп. По завершению курса к занятиям приступают следующие 4 подгруппы детей. Таким образом, за учебный год организованными играми с песком для детей будут охвачены все воспитанники младшего и среднего возраста.
Продолжительность развивающих занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПин 1.23685-21 Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет не более 15 минут для воспитанников младших групп, не более 20 минут для воспитанников средних групп.
Структура и динамика занятий
Структура занятия четко выдержана, в него включены ритуальные моменты на этапе приветствия и прощания. Блоки в структуре занятия могут меняться по продолжительности, но не в своей последовательности. Физкультминутки (подвижные игры, нейроритмика, и т.д.) могут проводиться, как между блоками, так и внутри них.
Таблица 1. Общая схема организованного занятия с песком
Блок занятия | Цель | Задачи | Оборудование для деятельности | Виды игр |
Введение | Сконцентрировать внимание группы, заинтересовать ребенка предстоящей деятельностью. | Сплотить участников детского коллектива. | В зависимости от сюрпризного момента. | Ритуал приветствия (круг приветствия); сюрпризный момент появления песка: (кукольный герой, «волшебный мешочек», «секретик в песке», загадка). |
Организованная деятельность | Определяется для каждого занятия отдельно | Определяется для каждого занятия отдельно | Световой песочный стол | Сенсорные игры; Практические игры; Творческие игры; Исследовательские игры; Обучающие игры. |
Завершение | Рефлексия занятия | Создать атмосферу успешности каждого ребенка. | В зависимости от ритуала. | Ритуал прощания (круг прощания) |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель | Содержание | Материалы |
1 неделя | «Прогулка по улицам города»» | Познакомить со свойствами песка, почувствовать себя в работе с ним, развивать мелкую моторику. | Круг приветствия. Нейропсихологическая проба «Кулак-ребро». Сенсорная игра «Отпечатки». Игра «Дворник». «Сказка про песок». Круг прощания. | Кукла-мальчик и кукла-девочка. |
2 неделя | «Прогулка под дождем» | Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, способствовать общей релаксации ребенка. | Круг приветствия. Разминка. Игра «Дождик». «Сказка про капельку». Игра «Пекари». | Кукла-девочка (2 штуки), картинка тучки и капельки, формочки для песка (скалка, куличик, окрытые формочки для вырезания плоских фигурок из теста. |
3 неделя | «Морское путешествие» | Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, способствовать общей релаксации ребенка. | Круг приветствия. Сенсорная игра «Ныряние». Игра «Гладь», Игра «Крабики». Игра с чудесным мешочком «Морские обитатели». Ритуал прощания. | Маленькая кукла-мальчик «Моряк», формочки для песка, тканевый мешочек, набор игрушек «Морские жители». |
4 неделя | «Волшебный кулачок» | Развивать творческие способности ребенка посредством стимуляции интереса к повторению и расширению действий с разными материалами. | Круг приветствия. Разминка. Пальчиковая игра «Кулачок». Творческая игра «Рисование из кулачка». Игра «Песочные каракули». Ритуал прощания. | |
5 неделя | «Крепкая дружба» | Развивать и обогащать тактильные ощущения, формировать навыки сплоченности и взаимодействия между детьми в группе. | Круг приветствия. Разминка. Игра «Тесто» Сказка «Блинчики-мирильчики» Контактная игра «Мина». Круг прощания. | Маленькая кукла-девочка (2 штуки) формочки для песка. |
6 неделя | «Игры с Петей- петушком» | Развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, закреплять представления об основных геометрических фигурах. | Круг приветствия. Разминка. «Сказка про Петю-петушка». Обучающая игра «Чья тень?» Сенсорная игра «Что это?» Круг прощания. | Маленькая кукла-мальчик, формочки для песка «Геометрические фигуры» (3-4 штуки). |
7 неделя | «Как мы мышке помогали» | Развивать и обогащать тактильные ощущения, формировать навыки сплоченности и взаимодействия между детьми в группе. | Круг приветствия. Разминка. «Сказка про голодного мышонка». Игра «Клад». Контактная игра «Куча мала». Круг прощания. | Маленькая кукла-мальчик и кукла-девочка, игрушка – мышонок, оранжевые полукруги (набор Фребеля, 18 штук) символизирующие кусочки сыра), тарелочка. |
8 неделя | «Путешествие в песочный город» | Развивать и обогащать тактильные ощущения, формировать навыки сплоченности и взаимодействия между детьми в группе. | Круг приветствия. Разминка. «Сказка о песочном городе». Игра «Строители». Круг прощания. | Маленькая кукла-мальчик и кукла-девочка, кукла Фея, маленькие фигурки человечков, совочки, лопаточки, формочки для песка. |
Литература
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. – СПб.: Речь, 2006
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: Сфера, 2014
- Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочнойтерапии в развитии детей. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.