Взаимодействие с родителями.

Несова Анастасия Михайловна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ТЕЛ. 64-22-18                                                  141500  г. СОЛНЕЧНОГОРСК, ул. Пролетарская д. 18а.

Собрание в группе раннего возраста «Будем знакомы»

Воспитатели: Несова А. М

Группа раннего возраста

                         

2020-2021 учебный год

Собрание в группе раннего возраста «Будем знакомы»

Цель: установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия.

Задачи:

1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме.

2. Познакомить родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы.

3. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.

Ход собрания:

1.Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад.

Нам очень нужно с вами союзниками стать.

Различные вопросы мы будем обсуждать.

И деткам нашим вместе мы станем помогать.

Прислушиваться будем мы к вашим пожеланиям,

Подробно вам расскажем о детском воспитании.

Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Какое счастье!

Ваш малыш подрос!

И многое уже умеет сам:

Играет, ходит, говорит и размышляет.

Пришла пора ребёнка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот-

Малыш сегодня в детский сад идёт!

Вздыхает мама - как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?

А если плачет – как же быть?

Не хочет больше в сад - но почему?

И что всё это значит!

Что делать? Как же все исправить?

Всех адаптация переживать заставит!

И ваши опасения не случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад. Первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.

Конечно период адаптации будет более успешным если ребенок владеет элементарными навыками самообслуживания. К элементарным навыкам самообслуживания относятся: умение самостоятельно есть, правильно держать ложку, чашку.

Правила детского сада

1.Приводить ребенка аккуратно одетым и лично передавать его воспитателям Родители, помните! Воспитателям категорически запрещается отдавать ребенка лицам в нетрезвом состоянии, детям несовершеннолетним, отпускать детей по просьбе родителей, отдавать детей незнакомым лицам без предупреждения родителей!

2.Не приводить больного ребенка в д/с и сразу сообщать о болезни воспитателю.

3.Вносить плату за содержание ребенка до 20 числа каждого месяца.

4.Одевать ребенка по сезону и в соответствии с погодой. Иметь пакет со сменными вещами для вашего ребенка.

5.Своевременно сообщать о причинах непосещения ребенком детского сада. Родители, помните! Если ребенок не посещает детский сад  пять дней и более, то он принимается с медицинской справкой.

В заключении хочется сказать, что мы вместе будем закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском саду и в родительских коллективах. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольным возвращался домой.

Выбор родительского комитета.

Взаимодействие с родителями: акция «Посади своё дерево».

C:\Users\Настя\Desktop\Работа с родителями\IMG_20201117_230417.jpg



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ТЕЛ. 64-22-18                                                  141500  г. СОЛНЕЧНОГОРСК, ул. Пролетарская д. 18а.

«Рекомендации родителям для занятий с детьми группы раннего возраста»

Воспитатели: Несова А. М

Группа раннего возраста

                         

2020-2021 учебный год

Рекомендации родителям для занятий с детьми группы раннего возраста

В первые годы жизни ребенок накапливает огромный чувственный опыт. Действуя с предметами, он учится смотреть, ощупывать, слушать, тем самым развивая восприятие предметного мира. Воспринимая форму, размер и цвет предмета, ребёнок осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность, что служит базой для дальнейшего развития его речи и мышления.

Наши рекомендации помогут родителям способствовать гармоничному развитию ребёнка раннего возраста.

1. Развитие восприятия величины.

Важно научить ребенка правильно пользоваться словами больше, меньше, самый маленький, самый большой, побольше, поменьше. Решению этой задачи способствуют игры с пирамидками, матрешками, кубами-вкладышами. Кроме того, учите малыша устанавливать соответствие между предметами разной величины: большому — большее, маленькому — меньшее.

Игра «По дороге едут машины»

Возьмите большие и маленькие машины и сделайте дорожку (из картона) длиной 35—40 см. Рассмотрите вместе с ребенком машинки и дорогу. Скажите: «Сейчас по дороге поедут машинки: сначала большая, потом маленькая, большая и маленькая». Сопровождая слова действиями, поставьте на дорожку сначала большую, потом маленькую машинки. Спросите малыша: «Теперь какая машинка поедет?» Если ребенок ответит правильно, дайте ему возможность дальше действовать самому.

2. Развитие восприятия цвета.

Играя с ребенком, не требуйте от него запоминания названий цветов, сами называйте все цвета и формы. К концу 3-го года малыш и без специального заучивания запомнит четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Но если ребенок ошибся, нужно его поправить. Например, если он называет красным оранжевый цвет, вам нужно его поправить: «Нет, это оранжевый цвет. Такого цвета апельсин и морковка».
Можно давать ребенку разноцветные кружки, пусть он их разложит на предметах соответствующего цвета в своей комнате.

3. Развитие восприятия формы и осязания.

Малыши не отделяют форму от предмета, не осознают ее как отличительный признак объектов. Вот почему они рисуют не конкретные предметы, а «каракули». В игре же создается такая ситуация, в которой целенаправленное восприятие формы предмета становится необходимым. Играя с предметами разной формы, ребенок учится обследовать их одновременно рукой и глазами — зрительным и осязательным способами.
Заворачивайте игрушки (мяч, кубики, коробки, машинки) во много слоев бумаги или фольги. Пусть ребенок разворачивает их. Фольга принимает форму предмета, и можно предложить малышу, глядя на сверток, отгадать, что там может быть.

Игра «Волшебный мешочек»

Возьмите красивый мешочек из плотной ткани, маленькие предметы — кубик, колечко, шар, чашечка и блюдечко из набора детской посуды. Предложите малышу достать из него все игрушки по одной, рассматривая и ощупывая их. Называйте каждый предмет. Нужно, чтобы малыш ощупывал предмет пальцами обеих рук и рассматривал, переворачивая его в разные стороны. После этого все игрушки сложите обратно в мешочек и предложите ребенку доставать по одной. Только сначала ему надо просунуть руки в мешочек и на ощупь определить, что же он нашел.

4. Развитие слухового восприятия.

Двухлетний малыш жаждет все исследовать. Ему все ново и интересно. Шумы, которые вы, возможно, воспринимаете как досадную помеху, представляют для него большой интерес.

Что это? Почему это так шумит? Кто это издает такие звуки?
Ваша задача дать ему возможность услышать как можно больше разных звуков, помочь запомнить их, научиться различать и воспроизводить.

Игра «Что выбрал медвежонок?»

Возьмите барабан, гармошку, резиновую игрушку-пищалку, ширму (понадобится для того, чтобы спрятать игрушку), медвежонка. Достаньте игрушки и вместе с ребенком послушайте, как они звучат.
Скажите: «У каждой игрушки есть свой голосок. Одна поет протяжно (гармошка), другая свистит (резиновая пищалка), а третья стучит (барабан)». Познакомив малыша со всеми игрушками, поставьте ширму и предложите ребенку отгадать, на чем будет играть медвежонок.
В следующий раз возьмите другой набор музыкальных инструментов: колокольчик, гармошка, бубен или барабан, погремушка, а потом — такой: шарманка, бубен, деревянная колотушка или 2 деревянные ложки. 

Научите ребенка самостоятельно извлекать из «музыкальных» предметов звуки и прислушиваться к ним. В зависимости от наполнителя банка или коробка могут шуршать, звенеть, греметь, дребезжать. Звуки могут быть громкими, тихими, резкими, звенящими. Обращайте на это внимание малыша.

Развивающие игры и игрушки для ребёнка 1-3 лет.

  • мозаика с высокой шляпкой – втыкать в крышку от коробки (заранее приклеить картинку, сделать дырочки);
  • качественный пластилин – размазывать по дощечке, листу бумаги;
  • коробка для вещиц с отверстиями разной формы: круглой, квадратной, треугольной;
  • рисование на листе пальчиком, палочкой, отпечатки краской с помощью деталей конструктора;
  • шнуровки – нанизывать бусины, колечки на шнурок, втыкать шнурок в дырочки;
  • игры с горками (катание мячиков, игрушек, деталей конструктора), дорожками (собирать из разных материалов – пазлов, кубиков);
  • игры на собирание и сортировку мелких предметов (крупы, фасоль, мозаика, пуговицы);
  • многофункциональное использование игрушек: конструктора, пазлов, пирамидок. Например, колечки (от пирамидки) можно: нанизывать на ножки стульев и табуреток, на веревку, обводить, класть в коробку с круглыми прорезями, подбирать по цвету и размеру. Из пазлов можно составлять дорожки, лабиринты, складывать в коробочку с узким отверстием. Детали конструктора использовать не только как строительный материал, но и делать ими отпечатки краской на бумаге, оттиски на тесте, катать с горки.

В отделе информации по проблемам детства вы найдёте много интересной и полезной литературы о развитии вашего малыша. Вот лишь некоторые источники:

Список использованной литературы

1. Педагогика раннего возраста (по программе «Кроха») : учебное пособие / под ред. Г.Г. Григорьевой. – М. : Академия, 1998. – 336 с.

2. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления : методическое пособие / Л.Н. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с.

3. Дьяченок О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М. : Эксмо, 2009. – 176 с. 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ТЕЛ. 64-22-18                                                  141500  г. СОЛНЕЧНОГОРСК, ул. Пролетарская д. 18а.

Рекомендации для родителей в воспитании детей раннего возраста

«Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду»

Воспитатели: Несова А. М

Группа раннего возраста

                         

2020-2021 учебный год

 Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду

Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком?

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

Адаптация – это процесс приспособления детского организма к изменяющимся условиям внешней среды или процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Изначально ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приеме в дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и устанавливать новые социальные связи в новом окружении, а именно в дошкольном учреждении. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми взрослыми, с различным числом сверстников и в несовпадении домашних условий и обращения и воспитания с ясельными.

Изменения окружающей среды и обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность. Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка для изменения его поведения, вызывает отрицательные эмоции. Чем глубже и внезапные изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Решающее значение в адаптационном процессе принадлежит эмоциям. Ребенок быстро и непосредственно эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений, которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Положительная адаптация к детскому саду неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту). Поэтому необходимо, ставить ребенка в разные условия, тренировать его механизмы социальной адаптации. Ребенок не только должен учиться вырабатывать разносторонние социальные связи, но различать позитивные и негативные действия, например, по отношению к другим детям.

Таким образом, ребенка не надо чрезмерно опекать от социальной адаптации. Напротив, следует с раннего детства тренировать систему адаптационных механизмов, увеличивать её возможности, без которых человеку нельзя адекватно вести себя в разных социальных ситуациях.

Еще одна причина трудной адаптации ребенка к детскому саду, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение родных, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

В заключении хочется еще раз отметить, длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации. Таким образом, у каждого ребенка индивидуальное привыкание к детскому саду.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 56 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ТЕЛ. 64-22-18                                                  141500  г. СОЛНЕЧНОГОРСК, ул. Пролетарская д. 18а.

Рекомендации для родителей в воспитании детей раннего возраста

«Развитие личности ребенка в отношениях с окружающим миром»

Воспитатели:

Несова А. М.

Группа раннего возраста

                                   

2020-2021 учебный год

Рекомендации для родителей в воспитании детей раннего возраста

Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром.

• Главной задачей воспитания на втором году жизни является создание условий для разнообразных действий с предметами. Общение взрослого с ребенком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку и развивается процессуальная игра. Так малыш катает машинку и завозит ее в гараж; играя с куклой, кормит ее и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к этим проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять инициативу

• Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку, поставить на стульчик пред раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавицы и т. п.

• Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве со взрослым.

• Оценивая малыша не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо»«плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

Как направлять поведение ребенка

• Взрослые, заботящиеся о ребенке должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

• Реакции родителей помогают детям понять. как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки, или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

Как способствовать развития личностной активности и образа Я ребенка

• В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т. е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать, не мешайте его целенаправленной деятельности.

• Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.

• С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.

• Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того. что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, «красуется», вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное неадекватное представление о себе. низкую самооценку.

• Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».

• Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т. п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют такое поведение малыша взрослые. Это рост его знаний о себе. Поэтому следует уважать право ребенка на собственность и одновременно учить его считаться с аналогичными правами других людей.

• Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те выбирают куклы, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление обеда и т. п.); одобряйте мальчиков, играющих в кубики, машинки, манипулирующих различными предметами, проявляющих физическую активность, подчеркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.

• Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребенка способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.

• Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребенка.

Как мы уже говорили, похвала, разрешение, положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками. При правильно организованном общении и взаимодействии оценка взрослого играет важную роль, ориентируя ребенка относительно достигнутых результатов. Оценивая действия ребенка, взрослый время от времени может использовать отрицательные оценки конкретного достижения малыша, однако к конкретной оценке неуспеха ребенка должна быть присоединена положительная оценка его как личности. Например: «Ты ошибся, но я уверен, что, если ты постараешься, у тебя получиться правильно, потому что ты очень старательный и уже многое умеешь».

Создавайте условия для общения со сверстниками

• Для этого прежде всего следует формировать у детей положительное отношение к сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры, учат детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Взрослые стремятся также помочь детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)

• Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научитcя, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.

Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, в другому – другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.