Внеурочная деятельность
Результаты внеурочной деятельности ( проекты с использованием ИКТ, программы внеурочной деятельности и другое)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zelenaya_doroga.docx | 59.11 КБ |
proekt_rosinka_-kapelka_yugry.docx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №1 «РОСИНКА»
(ЛГ МАДОУ «Детский сад №1 «РОСИНКА»)
«Пусть зеленый цвет
добра в пути сопутствует всегда!»
ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 4-7 лет
Составители:
Каштан Н.С., старший воспитатель
Артамонова Н.В. , воспитатель
Дылева О.Г., воспитатель
Перевощикова Н.В., музыкальный руководитель
Амирова Г.Г., инструктор по физической культуре
Оглавление | ||
Паспорт программы | 2 | |
Пояснительная записка | 3 | |
Актуальность, концептуальная обоснованность и новизна | 4 | |
Цели и задачи | 7 | |
Принципы реализации программы | 8 | |
Этапы реализации программы | 8 | |
Участники, формы взаимодействия | 8 | |
Механизм реализации программы | 10 | |
Учебный план | 10 | |
Результаты реализации программы | 10 | |
Методы оценка эффективности программы | 10 | |
Заключение, дальнейшее развитие программы | 11 | |
Приложение | 12 | |
Основные понятия и термины по ПДД | 13 | |
Тематические проекты I года обучения «Транспорт» «Я - пешеход» «Я – пассажир» «Правила дорожного движения. Дорожные знаки» «Алгоритмы правил» | 14-24 | |
Тематические проекты II года обучения «Транспорт» «Я - пешеход» «Я – пассажир» «Правила дорожного движения. Дорожные знаки» «Алгоритмы правил» | 24-33 | |
Тематические проекты III года обучения «Транспорт» «Я - пешеход» «Опасности зимой» «Правила дорожного движения. Дорожные знаки» «Алгоритмы правил» Итоговый проект «Росинка идет в школу» | 34 | |
Методические разработки: - Конспекты занятий. - Игры-тренинги. - Алгоритмические игры. - Игры на подиуме. - Настольно-печатные игры. - Подвижные игры. - Театрализованные игры. - Дидактические игры. - Обучающие игры. - Сюжетно-ролевые игры. - Мнемотаблицы. Игротека. - Сценарии. | 50-85 | |
Диагностика уровня знаний детей. | 87-88 | |
Анкеты для родителей. | 89-94 | |
Библиография. | 95 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Вид программы | Дополнительная образовательная социально-педагогической направленности |
Продолжительность | 3 года |
Участники реализации программы: | Дети среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 8 лет) Родители воспитанников Педагоги детского сада Сотрудники ГИБДД |
Общая характеристика программы | Программа состоит из 5 краткосрочных взаимосвязанных образовательных проектов для воспитанников, включающих в себя темы: «Транспорт», «Я - пешеход», «Я - пассажир», «Опасности зимой», «Правила дорожного движения», «Алгоритмы правил. Дорожные знаки» и итоговый проект «Росинка идет в школу». Планирование образовательной деятельности носит тематический характер, включает образовательный проект, приуроченный к городской профилактической акции. Тематическое планирование рассчитано на 3 учебных года и представлено в приложении. В проектах представлено распределение обучающего материала по всем образовательным областям. В течение 3-х лет изучаются одинаковые темы. На второй и третий год реализации программы задачи усложняются и образовательный материал обогащается. Итоговым мероприятием каждого образовательного проекта является взаимосвязь с городской профилактической акцией. Дополнительная общеобразовательная программа плавно вписывается в тематическое планирование рабочей программы группы и включает в себя мероприятия, проводимые совместно с родителями и сотрудниками ГИБДД. Итоговое мероприятие с воспитанниками проводится в мае месяце (подготовительная к школе группа) и включает в себя проведение тематической экскурсии «Росинка идет в школу». В экскурсии принимают участие родители, педагоги, сотрудник ГИБДД, герои произведений. На протяжении всего пути в школу по плану (паспорт ПДД), дети изучают всевозможные опасные места, непредвиденные ситуации, решают их вместе с героями, родителями, сотрудником ГИБДД. |
Пояснительная записка
У детей есть две потребности:
потребность в развитии
и потребность в безопасности.
Ян Амос Каменский
Дополнительная образовательная программа «Зеленая дорога» разработана в силу актуальности проблемы обеспечения дорожной безопасности дошкольников на улицах и дорогах нашего города и направлена на воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе, как к активному субъекту дорожной безопасности. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Необходимо заметить, что за последние годы как в городе, так и ХМАО - Югре, обстановка на дорогах значительно усложнилась, отмечается увеличение количества ДТП с участием детей, в т.ч. дошкольного возраста. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать своё поведение на улице, то для ребёнка это весьма проблематично. Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о недостаточном знании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Несмотря на то, что в России действует ряд нормативных документов, обязывающих образовательные учреждения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно – аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывает, что более половины дорожно- транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Социальная острота проблемы, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения диктует необходимость разработки и внедрения программ с использованием более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Основное назначение Стандарта ФГОС изучения правил дорожного движения состоит в определении необходимого минимума знаний, умений и навыков поведения детей на дорогах, обеспечивающих максимальную безопасность в общении детей с дорогой. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ была разработана долгосрочная (трехгодичная) социально-педагогическая программа «Зеленая дорога». Ее теоретической основой стали идеи и подходы, определенные в программе «Безопасность», авторы: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
Социально-целевое назначение программы – построение инновационного процесса формирования у детей дошкольного возраста основ культуры осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Реализация назначения программы требует:
1. Создания оптимальных условий для эффективного педагогического содействия усвоению детьми основ культуры безопасного поведения на дорогах.
2. Совершенствования уровня профессиональной компетентности воспитателей и специалистов по данной проблеме.
3. Обеспечения взаимодействия, как с родителями детей, с отделом ГИБДД УВД города по вопросам предупреждения несчастных случаев с детьми на дорогах и улицах города.
Актуальность программы
Актуальность программы связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность детей, часто ставят их перед реальными опасностями. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам безопасного поведения на дороге. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях, требующая совместного решения самыми эффективными методами.
Анализ статистики показал, что причиной трагедий на дорогах является недостаточное знание детьми правил дорожного движения. При этом подчеркивается: знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Безопасность на дороге требует усвоения навыков действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Тем не менее, в источниках рекомендуется начинать работу с формирования у детей представлений о правилах дорожного движения.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка-дошкольника к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
- особенности высшей нервной деятельности детей: ее незрелость и быстрое истощение, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- несовершенство зрения и слуха детей (у них более узкий угол зрения, медленное переключение взгляда с близких объектов на дальние, трудность в определении стороны, с которой поступают звуковые сигналы);
- маленький рост детей мешает получить полный обзор дорожного движения;
- особенности их мышления не позволяют оценить скорость машин и расстояние, степень опасности и т.п.;
- подвижность, импульсивность и эмоциональность дошкольников преобладают над осторожностью.
Задачи по формированию навыков дорожной безопасности должны решать не только педагоги ДОУ, но и родители, социум (сотрудники ГИБДД).
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Программа позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту дорожной безопасности.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир легкового автомобиля или городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах охватывает все виды детской деятельности: организованной, совместной, самостоятельной. Знания, полученные в процессе организованной деятельности, ребенок отражает в продуктивной деятельности и затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Новизной дополнительной образовательной программы «Зелёная дорога» является то, что образовательный процесс по реализации содержания работы по формированию у детей основ культуры безопасного поведения строится:
- на основе деятельностного подхода, рекомендуемого Федеральными государственными требованиями к содержанию основных образовательных программ дошкольного образования;
- на основе интеграции задач формирования у детей основ культуры безопасного поведения с другими образовательными областями;
- включение в процесс реализации образовательных задач Программы метода проектов и игровых технологий.
В программе «Зеленая дорога» делается акцент на:
- специфику «малого города» (так, например, тема «Транспорт» сложна для изучения, т.к. у детей практически отсутствует опыт передвижения на общественном транспорте);
- создание образовательной среды (в ДОУ создан Центр активности по безопасности дорожного движения «Светофоркины друзья»);
- взаимодействие с социумом (уход от разовых бесед, акций к постоянному сотрудничеству: сотрудники ГИБДД берут роль наставников для детей и их родителей).
Большое внимание в Программе уделено использованию возможностей образовательного потенциала социума:
- посещение детьми музеев «Безопасности дорожного движения» в школах города;
- встречи с сотрудниками отдела ГИБДД города;
- экскурсии детей к проезжей части, к переходу, к перекресткам близлежащих дорог;
- совместные развлечения, викторины, праздники по ПДД детей ДОУ;
- участие в городских конкурсах по профилактике ДДТ.
Формирование у детей знаний о правилах дорожного движения проходит в недели, когда запланированы такие лексические темы, как «Транспорт», «Наш город», «Профессии» и др., а также во время каникул. В остальное время полученные детьми знания закрепляются благодаря организации различных видов детской деятельности, а также прогулок, наблюдений, игр, досугов и развлечений, участию в совместных с родителями и педагогами творческих выставках.
Программа предназначена для детей 4-8 лет. Работа по обучению правилам дорожного движения проводится в форме непосредственно организованной и совместной деятельности, в режимных моментах, фронтально, подгруппами и индивидуально.
Активно используются современные формы и методы обучения правилам безопасного поведения детей, направленные на формирование грамотного участника правил безопасного поведения, такие как:
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- метод проектов;
- моделирование дорожных ситуаций;
- технологии игрового обучения дошкольников.
Проекты программы реализуются последовательно, систематически, опираясь на возрастные возможности, материальную базу учреждения, по времени реализации совпадают с городскими профилактическими акциями, что позволяет судить о практической значимости данной программы. Для повышения ответственности родителей за соблюдением детьми правил дорожного движения Программой предусмотрена ежемесячная работа с семьями, активное участие в реализации проектов.
Педагогическая целесообразность:
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Формы организации деятельности с воспитанниками:
- Специально организованные образовательные события по разделам: познание, коммуникация, художественная литература, художественное творчество, музыка, физкультура.
- совместная деятельность взрослого и ребенка: социализация, труд, безопасность;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- совместная деятельность с родителями и социальными партнерами.
Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения содержание программы «Зеленая дорога», рассчитано на 3 года:
- 1 год – работа с детьми среднего дошкольного возраста;
- 2 год – работа с детьми старшего дошкольного возраста;
- 3 год – работа с детьми подготовительной к школе группы.
Задачи, поставленные в первый год реализации программы, дублируются и усложняются для воспитанников старшей и подготовительной групп.
Цель: формирование у дошкольников осознанного отношения к себе как к активному субъекту дорожной безопасности на улицах, дорогах, в транспорте методом проектной деятельности.
Задачи:
- Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о правилах дорожной безопасности, формировать привычки их соблюдения.
- Расширять знания детей о профессии сотрудника ГИБДД.
- Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил дорожной безопасности.
Решение данных задач позволит сформировать у детей целевые ориентиры по разделу «Безопасность» ребенок:
- имеет представление об опасных ситуациях на улице, во дворе, в транспорте, на дороге;
- имеет представление о способах поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, оказания самопомощи и помощи другому человеку.
- соблюдает элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях дорожного движения (переходит улицу в указанном месте в соответствии с сигналами светофора, не ходит по проезжей части дороги, не играет вблизи дорог, знает некоторые дорожные знаки и их назначение, хорошо ориентируется в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, посредине); правильно ведет себя в транспорте, всегда пристегнут ремнем безопасности; выполняет правила юного велосипедиста);
- соблюдает предусмотрительность и осторожность в незнакомых и сложных ситуациях (может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер службы спасения).
Для того, чтобы данные целевые ориентиры были сформированы, программа предусматривает использование современных образовательных технологий, в частности - метода проектов, в процессе реализации которого при осуществлении деятельностного подхода происходит решение задач всех образовательных областей.
Данная программа помогает решать проблемы безопасной жизнедеятельности воспитанников, начиная с дошкольного возраста.
Принципы реализации программы
Тематический принцип: реализация проектов тематической направленности.
Принцип интеграции: сочетание обучения, развития и воспитания в различных видах деятельности; интеграция всех образовательных областей.
Принцип от простого к сложному: усложнение содержания с учётом возрастной категории детей.
Педоцентрический принцип: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ребенку возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Принцип средообразования: создание и обогащение развивающей предметно-пространственной и образовательной среды.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания: объединение усилий всех участников по данному направлению (воспитанники, родители, педагоги, сотрудники ГИБДД).
Краеведческий принцип: проведение экскурсий по городу к различным объектам для накопления практического опыта.
Этапы реализации программы
Этап | Мероприятия | Сроки |
1 этап | Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений. Заключение соглашения о совместной деятельности с ГИБДД города Лангепас. Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности. Разработка модели программы. Презентация программы на «Фестивале педагогических идей» | Май 2014г Сентябрь 2014 Май-сентябрь Сентябрь 2014 Сентябрь 2014 |
2 этап | Мотивирование детей, родителей и педагогов (беседы, анкетирование, просмотр роликов, совместное составление памяток и буклетов) | Сентябрь 2014 |
3 этап | Реализация программы (1 год обучения) | Октябрь2014 – Май 2015 |
4 этап | Анализ деятельности по реализации программы за 1 год; диагностика эффективности образовательной работы. Коррекция задач и содержания с учетом возраста. | Май 2015 |
5 этап | Реализация программы (2 год обучения). | Май 2015- май 2016 |
6 этап | Реализация программы (3 год обучения). | Май 2016- май 2017 |
7 этап | Презентация результатов деятельности. | Май 2017 |
Участники реализации программы: воспитанники дошкольного возраста (4-8 лет), педагоги учреждения, родители воспитанников, социум: сотрудники ГИБДД г. Лангепаса.
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- образовательная деятельность в центре безопасности «Светофоркины друзья»;
- организованная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- экскурсии и целевые прогулки;
- чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- музыкально-ритмические движения; пение, игра на музыкальных инструментах;
- праздники и развлечения;
- игры (сюжетно-ролевые, логоритмические, дидактические, ролевые, режиссерские (игры на подиуме), подвижные и др.);
- использование схем, таблиц.
Формы взаимодействия с родителями:
- родительские собрания;
- совместные праздники и досуги;
- совместные экскурсии и целевые прогулки;
- консультации по проблемам воспитания у детей навыка безопасности;
- стендовая информация «Красный, желтый, зеленый», «Дорожная азбука».
I этап (средняя группа – первый год обучения).
Задачи:
- Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.
- Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.
- Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.
- Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
- Закрепить понятие пешеход, пассажир.
- Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.
Ожидаемый результат: ребенок, умеющий ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности; имеющий представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки.
II этап (старшая группа – второй год обучения).
Задачи:
- Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.
- Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
- Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Ожидаемый результат: ребенок, умеющий свободно ориентироваться вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий правила безопасного поведения в транспортном средстве.
III этап (подготовительная к школе группа -третий год обучения).
Задачи:
- Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
- Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Ожидаемый результат: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно-транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
Механизм реализации программы предусматривает:
- проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;
- программа рассчитана на 3 года: первый год – для воспитанников – 4-5 лет (средняя группа), второй год – для воспитанников – 5-6 лет (старшая группа), третий год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа);
- совместные мероприятия проводятся 1 раз в месяц для детей средней группы; 1 раз в 2 недели - для старшей и 1 раз в неделю для детей подготовительной к школе группы;
- продолжительность совместных мероприятий в средней группе – 15-20 минут, в старшей группе – 20-25 минут, подготовительной к школе группы до 30 минут;
- поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
- педагогическое обследование уровней усвоения воспитанниками программы «Зелёная дорога» проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
Учебный план
Содержание работы | Количество мероприятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Мероприятия по тематическому плану | 1 | 4 | 27 |
Старшая группа (5-6 лет) | |||
Мероприятия по тематическому плану | 2 | 8 | 54 |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | |||
Мероприятия по тематическому плану | 2 | 8 | 54 |
Результаты реализации программы у всех участников:
Рост мотивации к изучению проблемы дорожной безопасности всех участников проекта.
Воспитатели: повышение педагогической компетентности по вопросу обучения детей правилам дорожной безопасности. Обогащение предметно-развивающей среды атрибутами, играми по дорожной безопасности.
Воспитанники: готовность детей самостоятельно решать задачи дорожной безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях. Сформированность устойчивых навыков самосохранения. Овладение детьми навыками правильных действий в случае нестандартной дорожной ситуации.
Родители: изменение отношения родителей к данной проблеме. Удовлетворенность родителей знаниями и практическими умениями воспитанников в целях сохранения их жизни и здоровья.
Сотрудники ГИБДД: активизация процесса профилактической работы с населением города по вопросам дорожной безопасности.
Методы оценки эффективности программы
Опрос детей и родителей, рисуночные тесты, участие в профилактических акциях, достижения детей и педагогов.
Оценка рисков
Риски:
Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей.
Отсутствие необходимого материала, информации.
Меры для минимизации рисков:
Проведение бесед, показ открытых мероприятий, совместные коллективные дела детей и родителей.
Использование ресурсов сети Интернет, детской и взрослой библиотек, материалов ГИБДД.
Заключение
Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать его необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению многих ученых, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными опасными жизненными ситуациями. Особенно важным является подключение к решению данной проблемы сотрудников органов ГИБДД города.
Одним из важнейших аспектов безопасного поведения детей является проблема их безопасности на улицах и дорогах города. Опыт работы с детьми показывает, что при систематической работе, с учетом индивидуальных особенностей, с использованием современных и эффективных педагогических технологий, разнообразного дидактического материала и в разнообразных видах детской деятельности получен опыт существенного продвижения в обучении детей основам дорожной безопасности.
Программа «Зелёная дорога» позволяет комплексно и целенаправленно решать данную задачу в рамках реализации ФГОС ДО, а также с учетом современных психолого-педагогических и теоретических основ безопасного поведения дошкольников.
Дальнейшее развитие программы
- Создать систему использования в работе интерактивных форм взаимодействия с детьми, педагогами и родителями;
- Апробировать такие формы как: ящички от ГИБДД «Спрашивайте, мы ответим», где родители задают интересующие их вопросы представителям ГИБДД;
- Активизировать вовлечение родителей в решение данной проблемы через создание семейных проектов по правилам дорожного движения и разработку методических пособий;
- Продолжить уделять особое внимание закреплению в семье знаний, которые получены в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно, а также разработку безопасных маршрутов не только в условиях города, но и в период нахождения в отпуске в больших городах.
Успешность реализации данной программы позволяет использовать опыт работы на уровне города.
«Азбука дорожной безопасности»
Выступление агитбригады «Светлячок»
Ведущий: Привет, друзья!
Привет, народ, что в славном городе живет!
Все: Приветствовать всех рада «Светлячков агитбригада»!
Наш девиз: Светлячок, надень значок
Или яркий фликер!
Пусть тебя во тьме дорог
Разглядит водитель!
Ведущий: предлагаем каждому для ясности азбуку дорожной безопасности!
(поднимают буквы и по порядку говорят)
А – аварии чтоб избежать.
З – здоровье сохранить,
Б – безопасность соблюдайте,
У – удастся дольше вам прожить!
К – клаксоны, светофоры, фликера
А – армией стоят в защите нашей жизни и добра!
(дети имитируют походку животных и выходят в центр)
Ведущий: Зайка скачет по дороге
И не смотрит он под ноги.
Хоть и зебра под ногой
Будь внимателен, косой!
Слон пришил к одежде фликер.
Стал похож он на Юпитер.
В темноте его видать
Километров за сто пять!
Избежать чтоб лишних бед.
Мишка свою бочку меда
Катафотами украсил,
Чтобы путь был безопасным!
Фликер свой надела утка.
Вся сияет не на шутку.
До чего ж она прекрасна,
Ну, а главное – безопасно!
Ведущий (с жезлом):
Чтоб движенье безопасным было
В городе нашем для всех детей,
Юным пешеходам нужно знать о фликерах.
Вам мы хотим о них рассказать:
Есть такие браслеты – светоотражатели.
Мальчишки и девчонки одеть их не желаете?
Все: Желаем!
Ведущий: С ними прогулки куда безопасней!
Понимать должны дети,
Что очень важны фликеры эти!
Я стихи вам прочитала,
Чтоб запомнить вы успели
Безопасности урок
Нашей Азбуки дорог!
Ребенок: Со светоотражателем
Будет видно вас прекрасно!
Ребенок: Значит, будет безопасно!
Все: Нам безопасность очень нужна!
Нам безопасность очень важна!
Ведущий: Специальный мой жилет
Отражает тоже свет!
При свете фар всегда заметен
Ночью я в своем жилете!
Ребенок: Вот такие фликеры!
Ребенок: Вот такие стикеры!
Ребенок: Вот какие рюкзаки!
Ребенок: А вот какие здесь брелки!
Все: Светомания игра для безопасности нужна!
Светомания игра для безопасности важна!
(все исполняют песню)
Что такое фликера?
Что это такое стикера?
Их потрогать нельзя,
А увидеть можно!
Фликера – это когда,
Стикера – это когда
На дороге все мы
В темноте заметны.
Припев: Девочки и мальчики,
Светлые как бабочки!
В темноте всегда видны
Наши светлячки!
Легкие как мотыльки,
А в глазах горят фонарики.
На руках блестят они – светоотражатели!
Ребенок: вот блестит он и играет
Словно искорки огня.
Это фликер мой сияет
На одежде у меня.
Ребенок: Мы засветились в темноте.
Нет, сказали мы беде!
Кто во тьме ночной сверкает,
Все: Тот аварий избегает!
Ведущий: Отражайтесь в темноте,
Чтоб быть заметными везде.
И тогда любой водитель
Вас обязательно увидит!
Ребенок: Делаем вам предостереженье:
На дорогах соблюдайте правила движения!
Ребенок: наденем повязки, отражатели, фликеры,
Чтобы не волновались за нас родители!
Ребенок: Безопасней чтобы жить,
Будем фликеры носить!
Ребенок: Если фликеры горят километров за 105,
Мы водителям видны,
От беды защищены!
Ребенок: темной ночью, белым днем,
Смело с фликером идем!
(исполняется танец «Колесики»)
Ведущий: Помни, жизнь всего одна,
Больше всех она важна!
Безопасность в пожеланье
Все: И спасибо за внимание!