Методическая деятельность

Алутина Натела Гивиевна

Методические разработки, рабочие программы и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Росинка»

Наименование работы: «Где живут шахматы?» (шахматное лото)

Номинация: «Авторское дидактическое пособие»

(Корпус №1)

Авторы: Дылева О.Г.

Алутина Н.Г.

г. Лангепас

Содержание

1.

Пояснительная записка

3 стр.

2.

Основная часть

5 стр.

3.

Заключение

6 стр.

4.

Список литературы

7 стр.

5.

Приложения

8 стр.


  1. Пояснительная записка
  1. Назначение разработки методического пособия

Шахматное лото «Где живут шахматы?» разработано для того, чтобы помочь детям ориентироваться на шахматной доске и запоминать обозначение шахматных фигур в записи. Предпосылкой для успешного усвоения шахматного материала является отчетливое и ясное представление в уме каждого поля доски.

1.2 Цель: научиться хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно находить шахматные поля.

1.3 Задачи:

  1. Знакомство с шахматной нотацией, шахматным алфавитом, с адресом фигуры.
  2. Развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти, ориентировки в пространстве.
  3. Воспитание интереса к шахматной игре, целеустремленности, воли, организованности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.

1.4. Возрастная категория

Игра предназначена для детей 4-х – 8-ми лет.  Игру рекомендуется использовать со второго года обучения (в зависимости от того, когда дети начали обучаться шахматам).

1.5. Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Шахматное лото - это познавательная игра, которая поможет детям решить ряд индивидуальных особенностей данного возраста. Дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.

Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Вывод: данная игра универсальна и помогает развивать детей в разных направлениях.

1.6 Возможность использования и тиражирования представленного дидактического пособия.

Игру легко изготовить своими руками. Все необходимое для создания игры смотри в приложении. Методические рекомендации по использованию игры просты и доступны.

Игру шахматное лото «Где живут шахматные фигуры?» можно использовать как на занятиях по обучению дошкольников игре в шахматы, так и в свободное время, в самостоятельной деятельности и дома с родителями.

  1. Основная часть

2.1 Рекомендации построения образовательной среды ДОУ

В качестве примеров работы с шахматным лото предлагается 3 варианта игры. Лото можно использовать для поэтапного закрепления знаний детей шахматной нотации, шахматного алфавита и адреса фигуры. Вариант игры выбирается в зависимости от поставленной цели, изучаемому материалу и уровню знаний детей на данном этапе.

Весь материал к игре подготавливают заранее. Шахматные поля с адресами и карточки распечатываются и ламинируются. Фишки для двух вариантов игр распечатываются, разрезаются, ламинируются и приклеиваются к твердому основанию (в нашем случае это пластиковые квадратные фишки). Фишки для разных вариантов игр кладутся в отдельные мешочки.

Вариант №1

Данный вариант является подготовительным. Его цель - закрепить знания детей о шахматных фигурах. Для игры потребуются только карточки. Рекомендуется роль ведущего – педагог или родитель. Играть могут от 2-8 игроков. Ведущий дает инструкцию, например, 1 столбец, 3 строка. Если у игрока, в этой ячейке есть фигура, то ведущий задает следующие вопросы: как называется это фигура? Как она ходит? Как она обозначается в записи? Ведущий фиксирует количество правильных ответов.  Игроки устанавливают очередь, кто за кем будет отгадывать. Задача игрока – найти фигуру по инструкции и ответить на вопросы. Выигрывает игрок, который даст наибольшее количество правильных ответов.

Вариант №2

Сначала игра проводится по варианту №1.

Его цель – закрепить знание адресов на шахматном поле. Для игры потребуются шахматные поля с указанием всех адресов и фишки для игры (вариант №2). Играют три человека: один ведущий и два игрока. Ведущий высыпает в мешок фишки, перемешивает их. Ведущий вытягивает фишку, называет адрес. Игрок, который быстрее другого находит адрес на своем поле, ставит фишку. Выигрывает игрок, который закроет больше адресов на своем шахматном поле.

Вариант №3

Этот вариант используется для повторения. Его цель - закрепить знания детей о шахматной нотации, шахматном алфавите, адресе фигур. Для игры потребуются карточки и фишки (вариант №3). Играть могут от двух до восьми человек. Ведущий вытаскивает из мешочка фишку и называет адрес фигуры. Игроки отыскивают у себя на карточках данный адрес и если у них по этому адресу находится шахматная фигура, то называют ее ведущему. Игроку, у которого есть фигура по называемому адресу ведущий дает фишку, и игрок накрывает шахматную фигуру. Проверить правильность изображенной шахматной фигуры по адресу очень легко - на фишках в правом углу написано обозначение в записи шахматных фигур, если ничего нет, значит это пешка, она не имеет обозначения. Если шахматные фигуры дублируются на нескольких карточках, первому игроку, нашедшему фигуру, дается фишка с адресом, а другому дается фишка с шахматным рисунком.

  1. Заключение:

3.1 Итоги и результативность использования в образовательном процессе данного пособия.

Данное пособие предложено коллегам нашего города на очередном заседании городского профессионального сообщества «Обучение игре в шахматы воспитанников дошкольного возраста», а также представлено на сайте «Школлеги».

Результат использования данного пособия в образовательном процессе:

  • дети хорошо ориентируются на доске;
  • быстро и безошибочно находят шахматные поля;
  • заучивают адреса фигур;
  • запоминают как выглядит запись шахматной фигуры в игре.

3.2 Перспективы расширения возможностей и функционала представленного материала.

Перспективы расширения возможностей и функционала представленного материала использованы нами в полной мере, в процессе разработки данного пособия. Изначально, оно представляло собой 1 вариант игры. Нами походу, придумано еще 2 варианта. Возможно у коллег появятся свои дополнительные материалы.

  1. Список использованной литературы и интернет ресурсов
  1. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;

  1. Приложения

ШАХМАТНОЕ ЛОТО «Где живут шахматы?»

или как играть.

Уважаемые педагоги и родители!

«Где живут шахматы?» - это познавательная игра, подходит для детей, имеющих начальный уровень знаний. С ее помощью ребенок закрепит названия шахматных фигур, познакомиться с шахматной нотацией, шахматным алфавитом, с адресом фигуры. В первую очередь, она будет полезна педагогам в образовательных учреждениях и студиях развития, осуществляющих деятельность в шахматных кружках. Также игра может использоваться родителями, как домашний развивающий материал. Она, бесспорно, понравится любому юному шахматисту.

Подготовка к игре

В игру могут играть от двух до восьми человек. Перед игрой необходимо прочесть все варианты игр и выбрать наиболее подходящий её вариант, а также выбрать ведущего, который помимо игры будет вытягивать фишки.

Игровой комплект включает в себя:

  • 8 карточек лото (с  изображением шахматных фигур).
  • Вариант №1: 64 фишки (с указанием адреса).
  • Вариант №3: 64 фишки (на них написан адрес фигуры и в верхнем правом углу подпись фигуры в записи (кроме пешки). Повторяющиеся фигуры закрываются фишками с шахматным рисунком).
  • 2 мешочка для фишек.
  • 2 шахматных поля с указанием всех адресов.
  • Методические рекомендации с правилами игры по принципу постепенного усложнения.

Вариант №1

Для игры потребуются только карточки. Рекомендуется роль ведущего – педагог или родитель. Играть могут от двух до восьми игроков. Ведущий дает инструкцию, например: 1 столбец, 3 строка. Если у игрока, в этой ячейке есть фигура, то ведущий задает следующие вопросы: как называется это фигура? Как она ходит? Как она обозначается в записи? Ведущий фиксирует количество правильных ответов.  Игроки устанавливают очередь, кто за кем будет отгадывать. Задача игрока – найти фигуру по инструкции и ответить на вопросы. Выигрывает игрок, который даст наибольшее количество правильных ответов.

Подсказка:

Пешка ходит только вперед. В записи никак не обозначается.

Конь ходит на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. В записи обозначается буквой «К».

Слон ходит во все стороны по диагонали на любое число клеток. В записи обозначается буквой «С».

Ладья ходит по вертикали и горизонтали на любое число клеток. В записи обозначается буквой «Л».

Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. В записи обозначается буквой «Ф».

Король ходит одну клетку в любую сторону. В записи обозначается буквой «Кр».

Вариант №2

Для этого варианта игры потребуются шахматные поля с указанием всех адресов и фишки для игры (вариант №2). Играют три человека: один ведущий и два игрока. Ведущий высыпает в мешок фишки, перемешивает их. Ведущий вытягивает фишку, называет адрес. Игрок, который быстрее другого находит адрес на своем поле, ставит фишку. Выигрывает игрок, который закроет больше адресов на своем шахматном поле.

Вариант №3

Для игры потребуются карточки и фишки (вариант №3). Играть могут от двух до восьми человек. Ведущий вытаскивает из мешочка фишку и называет адрес фигуры. Игроки отыскивают у себя на карточках данный адрес и если у них по этому адресу находится шахматная фигура, то называют ее ведущему. Игроку, у которого есть фигура по называемому адресу ведущий дает фишку, и игрок накрывает шахматную фигуру. Проверить правильность изображенной шахматной фигуры по адресу очень легко - на фишках в правом углу написано обозначение в записи шахматных фигур, если ничего нет, значит это пешка, она не имеет обозначения. Если шахматные фигуры дублируются на нескольких карточках, первому игроку, нашедшему фигуру, дается фишка с адресом, а другому дается фишка с шахматным рисунком.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИГРЫ.

Шахматное поле с адресами.


a1

a2

a3

a4

a5

a6

a7

a8

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

c1

c2

c3

c4

c5

c6

c7

c8

d1

d2

d3

d4

d5

d6

d7

d8

e1

e2

e3

e4

e5

e6

e7

e8

f1

f2

f3

f4

f5

f6

f7

f8

g1

g2

g3

g4

g5

g6

g7

g8

h1

h2

h3

h4

h5

h6

h7

h8

a1

a2

a3

a4

a5

a6

a7

a8

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

c1

c2

c3

c4

c5

c6

c7

d1

d2

d3

d4

d5

d6

d7

d8

e1

e2

e3

e4

e5

e6

f1

f2

f3

f4

f5

f6

f7

f8

g1

g2

g3

g4

g5

g6

g7

g8

h1

h2

h3

h4

h5

h6

h8

Карточки для игры

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h


4

3

2

a

b

c

d

e

f

g

h


5

4

3

a

b

c

d

e

f

g

h

6

5

4

a

b

c

d

e

f

g

h

7

6

5

a

b

c

d

e

f

g

h

8

7

6

a

b

c

d

e

f

g

h

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

6

5

4

a

b

c

d

e

f

g

h


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: