Самообразование

Алутина Натела Гивиевна

Тема самообразования и материалы по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по «Формированию основ финансовой грамотности» на 2020-2021 учебный год.

 Примерный перспективный план работы в старшей группе на ноябрь

Недели

Тема недели

Предварительная работа

Работа с родителями

1

Моя страна. Города России.

Достопримечательности.

Национальные костюмы.

День народного единства

Провести педагогическое обследование

Познакомить родителей                                                                                     с результатами педагогического обследования детей

2

Зимующие птицы.

Синичкин день

Разработать перспективный план по теме

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы»

3

Дом и его части. Архитектура.

Право на жилье.

День рождения Деда Мороза                                Всемирный день приветствий

Изучение новой педагогической литературы, материалов по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Индивидуальные беседы с родителями по теме «Роль

родителей в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

4

Я – человек. Части тела.

Права детей. День матери.

Всемирный день домашних животных

«Умники и умницы».

Оформление информационно – наглядного материала           в родительский уголок: «Деньги», «Семейный бюджет», «Копилка»

Привлечение родителей в течение учебного года к мероприятиям по финансовой грамотности на территории детского сада и

сюжетно-ролевой игре «Банк»


Примерный перспективный план работы в старшей группе на декабрь

Недели

Тема недели

Блок

Познавательное развитие

 (как часть занятия ФЭМП)

Мероприятия

(игровая деятельность, совместная деятельность)

Работа с родителями

1

Домашние животные и птицы.

День заказов Деду Морозу.

Международный день инвалидов.

Блок 1. Труд и продукт труда

«Почему взрослые работают?»

Выступление на родительском собрании на тему: «Финансовая грамотность»

Оформление информационно –

наглядного материала в родительский уголок по теме «Деньги»

2

Дикие животные и их детеныши.

Всемирный день детского телевидения

День конституции

Блок 2.  Деньги и цена (стоимость)

2.1. Понятие «деньги»

«Откуда пришли деньги?»

Сказка о монетках.

3

Зима. Как звери зимуют.

Всемирный день почв

Международный день чая

«Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»

4

Виды материалов (дерево, металл, стекло, пластмасса)

Новый год.

Декада ПДД.

История «необычной» монеты

5

Новый год. Новогодний праздник.

Новый год. Декада ПДД.

Мини-музей

«Деньги разных стран»


Примерный перспективный план работы в старшей группе на январь

Недели

Тема недели

Блок

Познавательное развитие (Математика)

Мероприятия

(игровая деятельность, совместная деятельность)

Работа с родителями

3

Зимние забавы. Зима.

Животные холодных стран.

Всемирный день «Спасибо»

День детских изобретений

Почемучкина неделя

Блок 2.  Деньги и цена (стоимость)

2.2. Цена (стоимость)

«Сколько стоит папина машина?» (понятие цены, стоимости)

Оформление информационно –

наглядного материала в родительский уголок по теме «Художественная литература для детей по финансовой грамотности».

4

Бытовая техника. Профессия продавец.

День зеленого света

2.3. Торговля и торг

Игра-викторина

«Мы ребята деловые»

5

Транспорт. Виды транспорта.

ПДД.

День изобретения автомобиля

Путешествие на Север

«Бартер - обмен без денег»


Примерный перспективный план работы в старшей группе на февраль

Недели

Тема недели

Блок

Познавательное развитие (Математика)

Мероприятия

(игровая деятельность, совместная деятельность)

Работа с родителями

1

Зимние виды спорта.

Международный день зимних видов спорта

Блок 2.  Деньги и цена (стоимость)

2.4. Бюджет (на примере бюджета семьи)

«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»

Оформление информационно –

наглядного материала в родительский уголок по теме «Семейный бюджет»

Игра «Планируем семейный бюджет».

2

Профессии. Почта (Виды связи).

День Российской науки

«Как правильно делать покупки?»

3

Детские писатели.

Библиотека.

Сказки Югры. Международный день родного языка

2.5. Источники дохода

Мультфильм из серии «Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата»

4

Защитники Отечества. Военные профессии. Боевая техника.

Защитники Отечества.

Командная игра «Доходы»


Примерный перспективный план работы в старшей группе на март

Недели

Тема недели

Блок

Познавательное развитие (Математика)

Мероприятия

(игровая деятельность, совместная деятельность)

Работа с родителями

1

Времена года. Весна.

Всемирный день кошек

Блок 3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

«Веселая реклама»

Оформление папки-передвижки

«Финансы – это интересно и увлекательно!»

2

8 Марта. Женские профессии.

Международный женский день - 8 Марта                                        

Мультфильм СМЕШАРИКИ «Финансовая грамотность. Благородное дело»

3

Посуда. Худ. промыслы.

Международный день Счастья.

Командная игра «Рекламный бизнес»

4

Весна. Весна в природе. Первоцветы.

Международный день лесов.

Всемирный день поэзии.

А. Н. Толстой «Золотой ключик»

5

Животные жарких стран.  Зоопарк. Театр. Герои сказок.

Международный день театра

«Открываем супермаркет»

Примерный перспективный план работы в старшей группе на апрель

Недели

Тема недели

Блок

Познавательное развитие (Математика)

Мероприятия

(игровая деятельность, совместная деятельность)

Работа с родителями

1

Перелётные птицы

Право на охрану здоровья

Международный день птиц. Международный день детской книги.

Всемирный день здоровья.                                

Блок 4. Полезные экономические навыки в быту.

«Учимся экономить»

Оформление информационно –

наглядного материала в родительский уголок по теме «Учимся экономить»

Оформление выставки

 «Играем в Экономику»

2

Космос.

День космонавтики. Части суток.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

3

Комнатные цветы.

Весна.

День памятников и исторических мест

«Сколько нужно человеку?» (потребности человека)

4

Рыбы.

Обитатели моря.

Всемирный день Земли.

«Что? Где? Почем?»

Примерный перспективный план работы в старшей группе на май

Недели

Тема недели

Блок

Познавательное развитие (Математика)

Мероприятия

(игровая деятельность, совместная деятельность)

Работа с родителями

1

Орудия труда. Инструменты. Трудовые действия. Весна.

Праздник весны и труда

День солнца

Закрепление и повторение

Игра «Аукцион идей»

Оформление информационно –

наглядного материала в родительский уголок по теме «Финансовая грамотность»

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

2

Военный транспорт.

День Победы

«Ты – мне, я – тебе!»

3

Моя семья. Школьные принадлежности. Школа.

Международный день семьи

Путешествие на экономическую планету «Финансия»

4

Насекомые.

Весна.

День славянской письменности и культуры

Всемирная акция

Спасти и сохранить

Сюжетно-ролевая игра «Банк»



Предварительный просмотр:

Приложение ___

к отчёту о самообследовании профессиональной деятельности

 воспитателя ЛГ МАДОУ «Детский сад №1 «Росинка» Алутиной  Н.Г.

План работы по самообразованию Алутиной Нателы Гивиевны,

воспитателя ЛГ МАДОУ «Детский сад №1 «Росинка»

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессионального уровня и компетентности по вопросу формирования у дошкольников осознанного отношения к себе как к активному субъекту финансовых отношений с достаточным уровнем знаний и умений в области финансов, которые позволят правильно оценивать жизненную ситуацию и принимать разумные финансовые решения через проектную деятельность.

Задачи:

1. Изучить распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» и Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.

2. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию проектной деятельности и самостоятельной игровой деятельности.

3. Подбор методического материала для проведения, развлечений, праздников по финансовой грамотности.

4. Разработать план по формированию у дошкольников финансовой грамотности через проектную деятельность.

Участники:

  •  Дети
  • Педагоги
  • Родители

Методическая работа по самообразованию

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Подготовительный этап

Ноябрь

Планирование работы по

самообразованию,

подбор методической

литературы.

Изучение методической литературы.

Аналитико-

диагностический

этап

Ноябрь

Анализ изученного

материала, планирование

работы с детьми по теме

с учетом имеющихся.

Разработать перспективный план по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Перспективный план  по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Основной этап

Ноябрь -

май

Создание развивающей среды, с использованием

современных игровых технологий мини-музеи. Использование методики на занятиях, в совместной деятельности и

самостоятельной, в индивидуальной работе с

детьми.

Наличие развивающих настольно – печатных и дидактических игр,

«Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные»;

Созданы мини-музеи: «Деньги разных стран»; «Бюджет»

Подготовка картотеки развивающих игр для воспитанников 6-7 лет.

Открытый показ организации работы с мини - музеем «Деньги разных стран» для педагогов.

Выставка для родителей: «Развивающие игры и упражнения для дошкольников».

Мастер-класс для родителей.

Оформление центра финансовой грамотности.

Заключительный

этап

Май

Подготовка картотеки

дидактических игр,

слайдовой презентации

по содержанию игрового

материала.

Отчет о результатах в достижении

поставленной цели на итоговом

заседании Совета педагогов.

Выводы

По результатам педагогического обследования воспитанников и изучения

особенностей сюжетно-ролевой игры сделать вывод о результатах и

целесообразности использования данной методической темы в работе с

воспитанниками.

Методическая литература:

1. Нормативные акты и документы.

  1. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
  2. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
  3. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  4. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
  6. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
  7. Курак, Е. А Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / Е. А. Курак – М. : Сфера, 2012. – 80 с.
  8. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом [Текст ] / Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. – М.: Педагогика – Пресс, 2002. –118 с.
  9. Лукин, В. А. Формирование начальных экономических представлений старших дошкольников при чтении сказок [Текст] / В. А. Лукин, Т. А. Бахор, О. Б. Лобанова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. [Электронный ресурс] URL : http: //www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=11794
  10. Лушникова, Е. В. Как мы играем в экономику [Текст] / Е. В. 76 Лушникова // Воспитатель ДОУ ТЦ СФЕРА М., 2008. № 11. 75 с.
  11.  Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. Еженед. прил. к Учительской газете» [Текст] // В. Лысенко . – 1997. – №15. – с.2.
  12. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с. – 200 экз.

 2. Интернет-ресурсы

  1. www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
  2. fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
  3. минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  4. вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Раздел

плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый

просмотр,

выставка работ и т.д.)

Работа с

детьми

Ноябрь

Разработать перспективный план по

теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы»

Провести педагогическое

обследование.

Результаты педагогического

обследования.

Картотека игр по финансовой грамотности.

Работа с

родителями

Ноябрь

Ноябрь -

май

Индивидуальные беседы с

родителями по теме «Роль

родителей в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Познакомить родителей с

результатами педагогического обследования детей.

Выступление на родительском

собрании на тему: «Финансовая грамотность»

Анкетирование родителей.

Оформление информационно –

наглядного материала в

родительский уголок: «Деньги», «Семейный бюджет», «Копилка».

Привлечение родителей в течение учебного года к мероприятиям по финансовой грамотности на территории детского сада и сюжетно-ролевой игре «Банк».

Выводы:

Апрель-

май

Использование методики на

занятиях, в свободной деятельности,

в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Поиск в интернете и на сайте ДДД материала для проведения мероприятий.

Показ для родителей уровня знаний детьми в сфере финансов в форме сюжетно-ролевой игры «Банк».

Планирование на год

НОЯБРЬ

- Проведение педагогического обследования.

- Анализ и оформление результатов педагогического обследования.

- Составление перспективного плана на год.

- Изучение новой педагогической литературы по теме самообразования.

ДЕКАБРЬ

-  Проведение занятий, мероприятий, игр.

-Подгрупповая и индивидуальная работа по формированию у детей финансовой грамотности.

- Подготовка картотеки игр по теме «Финансовая грамотность».

ЯНВАРЬ

- Оформление предметно-развивающей среды по теме «Деньги».

-Подгрупповая и индивидуальная работа по формированию у детей финансовой грамотности.

ФЕВРАЛЬ

-Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

- Проведение занятий, мероприятий, игр.

-Подгрупповая и индивидуальная работа по формированию у детей финансовой грамотности.

МАРТ

- Оформление папки-передвижки «Финансы – это интересно и увлекательно!».

- Использование дидактических игр в совместной деятельности с детьми.

- Проведение занятий, мероприятий, игр.

-Подгрупповая и индивидуальная работа по формированию у детей финансовой грамотности.

АПРЕЛЬ

- Оформление выставки для родителей: «Играем в Экономику».

- Проведение мероприятия для детей других детских садов.

-Подгрупповая и индивидуальная работа по формированию у детей финансовой грамотности.

МАЙ

- Сюжетно-ролевая игра «Банк»

- Оформление документации

- Проведение итогов педагогического обследования

- Анализ, оформление результатов педагогического обследования.

- Коррекция и разработка перспективного плана



Предварительный просмотр:

Приложение ___

к отчёту о самообследовании профессиональной деятельности

 воспитателя ЛГ МАДОУ «Детский сад №1 «Росинка» Алутиной  Н.Г.

Выставка  «Играем в Экономику»

Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.

Задачи:

  • дать возможность родителям и детям проявить свои творческие фантазии;
  • закрепить знания детей по финансовой грамотности;
  • способствовать развитию талантов.

Подготовка к выставке: беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, дидактические игры.

Оформление выставки:

  • Сбор  творческих работ по теме «Играем в Экономику»;
  • Подпись работ всех участников выставки;
  • Подбор места  и оформление выставки;
  • Привлечение внимание к выставке «Играем в Экономику».



Предварительный просмотр:

Приложение ___

к отчёту о самообследовании профессиональной деятельности

 воспитателя ЛГ МАДОУ «Детский сад №1 «Росинка» Алутиной  Н.Г.

Родительское собрание в старшей группе № 10 «Смешарики»

«Деньги»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателями в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Сформировать элементарные экономические знания у родителей по теме «Деньги».
  2. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
  3. Развивать командный дух, умение действовать согласованно.

Предварительная работа: подготовка игровых упражнений и проблемных ситуаций для мероприятия.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными. 

К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже, будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, что вы знаете о деньгах.

Разминка

Что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)

Что сколачивают из денег? (капитал)

Воспитатель:  А сейчас мы вспомним,  как называются деньги в разных странах.

Воспитатель: Злотый (Польша), Рупия (Индия), Донг (Вьетнам), Шекель (Израиль), Юань (Китай), Доллар (США),  Тугрик (Монголия), Фунт (Англия), Иена (Япония)

Воспитатель: Хорошо, уважаемые родители, а сейчас блиц-опрос.

Блиц – опрос для родителей 

1. Что делает с рублём копейка? (бережёт)

2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)

4. Месяц школьных базаров - это …(август)

5. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

6. Главный рекламный агент болота – это… Кто? (лягушка)

7. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (хохлома)

8.«Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки (Андерсен «Серебряная монетка»).

Воспитатель: Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант. 

Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

Воспитатель: Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.        
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Воспитатель: Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.



Предварительный просмотр:

Приложение ___

к отчёту о самообследовании профессиональной деятельности

 воспитателя ЛГ МАДОУ «Детский сад №1 «Росинка» Алутиной  Н.Г.

Родительское собрание в старшей группе № 10 «Смешарики»

«Финансовая грамотность детей – что это?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьей посредством игры. Привлечение родителей к сотрудничеству с воспитателями в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Сформировать элементарные экономические знания у родителей.
  2. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
  3. Повышать интерес детей к познанию нового в сфере финансовой грамотности.
  4. Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях.
  5. Познакомить детей с различными видами интеллектуальных вопросов.
  6. Развивать командный дух, умение действовать согласованно.

Предварительная работа: подготовка игровых упражнений и проблемных ситуаций для мероприятия.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

Воспитатель: Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиямнеобходимо самим в них хорошо ориентироваться.

Итак, вырастить ребенка экономически грамотным совсем не сложно. Делайте вместе с ним покупки, планируйте семейный бюджет, объясняйте, когда и почему необходимо экономить, обсуждайте те или иные профессии, одним словом, впустите его в свою жизнь. Удачи вам!

А теперь поиграем. Предлагаю провести небольшую разминку.

Вопросы:

  1. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором? (рубль)
  2. Если команда готова ответить поднимаем флажок.
  3. Из какого металла изготавливали монеты? (золота).
  4. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней всадника с копьём).
  5. Что такое финансы? (это деньги).
  6. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку).
  7. Что с ними можно делать? (тратить, менять, копить).

Воспитатель: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»

  1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
  2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
  5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
  7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
  8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
  9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

Воспитатель: Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Воспитатель: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

  • Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

  • Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

  • Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

« Все в наших руках»

Воспитатель: Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Воспитатель: Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ.

Воспитатель: Уважаемые родители! Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?»

(Она помогает купить самые лучшие товары.  Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.)

Воспитатель: Какие виды рекламы вы знаете?

(Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).

Воспитатель: Сейчас вам  предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.

Игра « Рекламный агент»

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ.  Придумайте слоган к рекламе мороженого.

Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.

Заключение

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

                                                                                                         

 


Приложение 1

Памятка «Полезные советы родителям»

         1. Рассказывайте детям о своей работе

Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы должны быть довольны своей работой и зарплатой! Поделитесь этой  радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом малышу. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна  не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде, помогут вашим детям стать самостоятельными.

              2. Не скрывайте от детей свое материальное положение

Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «можем ли мы себе это позволить?», «не очень ли это дорого?».

З. Не приучайте детей к излишествам

Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.

4. Формируйте у детей разумные потребности

Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», чаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети  должны стремиться делать покупки, вместе с тем, им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить желание.

5. Учите детей бережливости

Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.

 6. Помогите детям осознать стоимость вещей

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.

            7. Привлекайте детей к работе по дому

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите ленивого ребенка, не способного даже к самообслуживанию.

            8. Дети должны знать цену деньгам

Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами  и  понимали,  чего  стоит заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают  цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность  ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.



Предварительный просмотр:

Приложение ___

к отчёту о самообследовании профессиональной деятельности

 воспитателя ЛГ МАДОУ «Детский сад №1 «Росинка» Алутиной  Н.Г.

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».

Задачи: 

  • Развивать и обогащать сюжет игры в «банк»;

• Подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

• Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;

• Учить подбирать предметы и атрибуты для игры;

• Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: 

Чтение художественной литературы:

  • Кларина Л. «Уроки Гнома Эконома и Феи Экономики»;
  • Лада И. «Новый дом»;
  • Бомент А. «Дом, в котором мы живем»;
  • Габе Д. «Работа»;
  • Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики»;
  • Корчак Я. «Маленький бизнесмен»;
  • Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»;
  • Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены».

Просмотр мультфильмов: 

  • «Золотой ключик, или приключения Буратино»;
  •  «Азбука денег Тетушки Совы».

Беседы:

  • «Профессии в банке»;
  • «Как играть»;
  • «Какие роли».

Продуктивные виды деятельности:

  • Изготовление банкнот и банковских карточек;
  • Рисование денег своей группы;
  • Рисование «Монеты».

Дидактические игры:

  • «Сделай покупку»;
  •  «Поможем девочке Насте»;

Работа с родителями: Посоветовать с детьми сходить в банк.

Темы сюжетов:

  • «Открытие банка»;
  •  «Прием платежей»;
  •  «В банк пришел хулиган»;
  •  «Загрузка банкоматов».

Атрибуты: 

  • Печать;
  • Компьютер;
  • «Банкомат»;
  • Карточки;
  • Костюмы инкассаторов;
  • Платочки для работников банка;
  • Мешочки с деньгами.

Участники:

  • Воспитатели;
  • Родители;
  • Дети.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Банк»

Создать интерес к игре через проблемную ситуацию.

Воспитатель: «Вам принесли квитанцию, где вы сможете ее оплатить?» (В банке)

Воспитатель: Для того чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте:

  1. Какие сотрудники нужны для работы в банке?
  2. Что делают сотрудники банка?
  3. Кто приходит в банк?
  4. Зачем клиенты приходят в банк?
  5. Куда можно пойти после банка?

Организация предметно-пространственной среды:

Педагог объявляет, что в банк требуются сотрудники и использует прием волшебный мешочек – детям и родителям предлагается достать из мешочка бейджи с изображением специальности. Роль педагога в игре – управляющий. После распределения ролей, управляющий проговаривает обязанности сотрудников, совместно организовывают игровое пространство и усаживаются по местам.

Управляющий объявляет: «Уважаемые клиенты! Банк открывается. Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок».

Ход игры:

Каждый «клиент банка» выполняет необходимую ему операцию, а при затруднении детей воспитатель предлагает родителям помочь, используя такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей и родителей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает их.

После посещения банка клиенты банка идут по своим делам: посещают кафе, делают покупки в «Супермаркете», заходят в больницу и «Салон красоты», потом еще раз могут зайти в банк.

Сотрудники банка в обеденный перерыв идут в кафе, после чего возвращаются на рабочие места.

Окончание игры.

Звенит звонок, оповещающий о закрытии банка. Охранник проходит по залу банка и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут банк закрывается.

Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.