Социальная педагогика
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Буратино»
Выступление на тему:
Социальная адаптация детей - инвалидов
Подготовила:
учитель-дефектолог Тужик А.В.
Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к постижению нового.
Социальная адаптация детей – инвалидов представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества. Социальная адаптация ребёнка с особенностями развития предусматривает овладение нормативными моделями поведения, а также конкретными навыками взаимодействия, способность устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе.
На сегодняшний день отделение РНОУФВ нашего учреждения обслуживает 19 детей – инвалидов. У нас действуют две основные модели включения ребенка - инвалида в процесс социальной адаптации:
1. частичная интеграция, когда ребенок по состоянию здоровья посещает занятия в индивидуальном порядке и включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке;
2. полная интеграция, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе в режиме дневного пребывания
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Затрудняет социальную адаптацию детей наличие таких факторов, как:
- Эмоциональная неадекватность;
- Социальная некомпетентность;
- Немотивированная агрессия;
- Слабо развитые навыки поведения и общения;
- Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
Опыт работы в отделении показывает, что процесс адаптации детей-инвалидов к новым условиям жизни в группе проходит не совсем ровно и безболезненно: страх перед неизвестным, расставание с родителями, новое окружение, к которому малыш совсем не готов. Многие дети были не приучены к общению со сверстниками, проявляли замкнутость, робость. Для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, необходимы сведения об особенностях этого ребенка, наклонностях и интересах, установках и привычках.
Адаптироваться в группе ребенку помогают все сотрудники отделения, которые заранее изучают особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подбирают к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.
Программа социальной адаптации детей – инвалидов в нашем отделении включает в себя:
∙ социальное развитие;
∙ познавательное развитие;
∙ развитие общения и опыта коммуникативного взаимодействия;
∙ физическое развитие и воспитание;
∙ предметная деятельность и игра;
∙ формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
∙ эстетическое развитие (музыкальное воспитание, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства).
Охранный режим, дозировка нагрузок и требований в соответствии с умственными и физическими возможностями детей, способствовали повышению их эмоционального тонуса, веры в свои силы, самоутверждению в коллективе.
Мне, как бывшему социальному педагогу, часто приходилось сталкиваться с беспомощностью и несформированностью навыков самообслуживания детей. Многие воспитывались по типу гиперопеки, со стороны родителей, подавляющую любую самостоятельность детей. Здесь же детям приходилось многое выполнять самим. Ребята учились самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, наводить порядок вокруг себя, убирать и накрывать на стол.
С первых дней пребывания ребенка в отделении начинается работа по формированию культурно – гигиенических навыков, закрепляются и расширяются правила поведения в общественных местах, проводятся занятия с детьми о здоровом образе жизни и преодоление вредных привычек.
Каждое выполненное задание, будь то задание по формированию навыка самообслуживания или коррекционно-развивающая деятельность обязательно поощряется. Это способствует формированию положительной эмоциональной установки. Часто бывает достаточно похвалить кого – то из детей за хорошо выполненное задание, как видишь, как начинают стараться и другие дети, чтобы заслужить поощрение. Любое задание всегда имеет мотивацию и всегда выполненное задание должно быть оценено взрослым. И уже видишь, какой радостью светится лицо ребенка. Ведь он старался, преодолевал трудности и его труд не остался незамеченным. В своей работе мы стараемся прививать в детях уверенность в своих силах и возможностях.
При организации реабилитационной работы мы не выделяем детей, имеющих инвалидность. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других.
Во время развивающих занятий работу сотрудников отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное каждому, включить ребёнка в общую деятельность. Специалисты создают условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.
Для создания и укрепления своего социального статуса в новом коллективе ребенку – инвалиду надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например, капитаном в спортивных соревнованиях, ответственным за дежурство в столовой и т.д., это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны детей.
Наш опыт показал, что, более плавная адаптация ребёнка к условиям пребывания в отделении происходит, если он первоначально посещает индивидуальные занятия с логопедом, психологом или учителем – дефектологом (Кирилл В., Ангелина). В дальнейшем эти дети самостоятельно посещали группу в режиме полного дня. Особенно это актуально для детей со сложными и смешанными дефектами.
Успешной социальной адаптации и социализации в целом способствует участие наших воспитанников во всех сферах общественной жизни. Мы участвуем в общецентровских, городских, областных и всероссийских конкурсах (фото Вьюнкова К.). С Кириллом мы участвовали в районном конкурсе рисунков «Краски осени».
Отдельно хочется отметить особые события. Помимо работы, занятий, будней в жизни каждого человека важную роль играют праздники. Сам праздник – результат длительной подготовки воспитанников во время, которого дети – инвалиды не только развивают свои социальные способности, но и начинают чувствовать себя обычными, счастливыми детьми (фото с праздников).
Постоянная работа с родителями, позволяет маме и папе иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию.
В конце реабилитационного периода уровень социальной адаптации детей повышается. Дети становятся более спокойными, уравновешенными, все чаще проводят время в совместных играх. Часть воспитанников к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития.
Социальная адаптация – это не излечение от недугов детей с нарушением развития с последующим включением их в уже ставший привычным для нас ритм жизни. Это создание очагов социальной жизни, где люди с ограниченными возможностями могли бы вести полноценную, достойную человека жизнь.