Проектная деятельность
Моей основной задачей, как учителя дефектолога является построение процесса обучения таким образом, чтобы сформировать у детей с ОВЗ познавательный интерес, обеспечить их компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе, заинтересовать процессом познания. Помочь обучающимся преодолеть трудности обучения, неуспеваемость, обусловленную индивидуальными причинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Развитие познавательной активности обучающихся с ОВЗ через систему коррекционно-развивающих занятий».
Учитель дефектолог МАДОУ «Буратино» Тужик А.В.
Актуальность
Накопленный опыт работы, интерес к новому инновационному в профессии дефектолога по-прежнему огромен. Мне, как педагогу важно провести свои занятия продуктивными, современными, с разнообразием методов обучения и видов учебной деятельности на индивидуальных и групповых занятиях.
Моей основной задачей, как учителя дефектолога является построение процесса обучения таким образом, чтобы сформировать у детей с ОВЗ познавательный интерес, обеспечить их компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе, заинтересовать процессом познания. Помочь обучающимся преодолеть трудности обучения, неуспеваемость, обусловленную индивидуальными причинами. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание и интерес к обучению, а для этого я провожу каждое занятие не похожее на предыдущее, создаю в классе территорию позитива, интереса, веселья, поощряю даже за маленькие успехи, чередую формы работы: круглый стол, поле чудес, виртуальные экскурсии, карточки с заданиями и подсказками, тесты, кроссворды, работа с интеллектуальными таблицами и др. Стараюсь донести важную и полезную информацию до учащегося, представляю ее так, чтобы это привлекло внимание, заставило задуматься, было доступно для понимания ребенка, имеющего особенности в обучении.
Цель проекта:
Соответствие проекта социальному заказу, предъявляемому к системе образования. Повышение уровня познавательной активности и положительной мотивации обучающихся с ОВЗ к учению через систему коррекционно-развивающих занятий.
Этапы проекта
1 - стадия проектирования: актуальность, анализ, определение участников сопровождения, определение цели, задач, выбор критериев успешности проекта;
2 - определение основных направлений деятельности: разработка структуры будущего проекта, плана действий;
3 - определение конкретных приемов, методов, форм деятельности по развитию познавательной активности у детей с ОВЗ;
4 - этап реализации проекта, контроль процесса реализации и внесение необходимых корректив;
5 - фаза оценки и самооценки успешности реализации проекта: что удалось добиться, чего достичь не удалось и почему.
Задачи проекта:
- Изучить методические и теоретические источники по данному вопросу.
- Выявить уровень развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ на коррекционных занятиях.
- Разработать новые улучшенные приемы и методы работы, новые формы деятельности по развитию познавательной активности у детей с ОВЗ.
- Определить критерии оценки результатов.
- Определить уровень эффективности проделанной работы.
- Распространить опыт работы по данной теме.
Ожидаемые результаты:
- Развитие интереса к учебным предметам, повышение познавательной активности на занятиях.
- Расширение кругозора обучающихся.
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Способность детей к самооценке.
- Разработка новых методических рекомендаций по применению коррекционно-развивающих заданий для активизации познавательной деятельности учащихся.
- Статья о своем опыте работы, выступление на педагогическом совете, методическом объединении.
Особенности познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ:
Обучающиеся коррекционных классов – это дети, у которых нарушены сложные формы познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера проявляется в примитивности чувств, интересов, познания окружающего мира. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут освоить образовательную программу общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. К таким детям относятся дети с:
- НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата);
- ЗПР (задержка психического развития);
- РАС (расстройство аутистического спектра);
- УО (интеллектуальные нарушения);
- ТМНР (тяжелые, множественные нарушения развития)
- Недостатками речевого и сенсорного развития;
- Недостаточной познавательной активностью
- Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
У детей этой категории отмечается вялость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, низкий уровень развития познавательных интересов, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональной нестабильности. У значительной части детей наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности.
Общие принципы и правила коррекционной работы
- Обеспечение оптимального режима учебных нагрузок детей с ОВЗ. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;
- Соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- Использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
- Дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
- Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
- Обеспечение соответствия учебной нагрузки рекомендациям ПМПК;
- Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
- Не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическое состояние на конкретный момент;
- Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
- Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
- Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
- Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Пути формирования познавательного интереса у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях:
Мои основные требования к изучению и закреплению материала на занятиях: проведение разнообразных видов работ по одной и той же теме, постановка вопросов, задания разной формы, выполнение различных по сложности заданий. Ценность всей этой работы будет возрастать при последовательном сокращении помощи педагога, т.к. качественно проведенное занятие является показателем профессиональной компетентности педагога, поэтому всегда ставлю перед собой задачи развития познавательной деятельности:
- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
- формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение);
- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- формирование учебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, проверять результат своих действий).
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В поисках решения вопроса формирования у учащихся ключевых компетенций, способствующих успешности обучающихся с ОВЗ в современном обществе я использую личностно-ориентированный подход, который реализую через внедрение здоровье сберегающего подхода, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения, а так же внедрения информационных технологий в учебный процесс.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс.
Развитие познавательной деятельности обучающихся зависит от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому на занятиях использую современные информационные компьютерные технологии. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Мультимедийные презентации, интерактивные доски использую на каждом занятии, на разных этапах изучения темы, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала обучающимися с ОВЗ. Такая наглядность помогает коррекции и развитию основных познавательных процессов у детей с умственной отсталостью, РАС, ЗПР (мышления, памяти, внимания). Информационные технологии эффективны для проведения занятий, поскольку выполнение заданий может осуществляться в индивидуальном темпе, разного уровня сложности, кроме того, презентационный экран можно использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала. Использование презентаций позволяет помочь ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Это дает неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в соответствии с целями, задачами конкретного занятия в данном классе. Из опыта работы заметила, что ребенок проявляет больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала использую ИКТ, применяю презентации, ребенок с огромным желанием включается в работу, происходит переход от пассивного усвоения информации к её поиску, к использованию на практике. Одним словом, провожу занятия с использованием данной технологии и пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь», это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ.
Использование современных компьютерных технологий на занятиях мне позволяет:
- сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Так же на занятиях использую технологию проблемного обучения, когда учащиеся учатся мыслить логично, творчески. Добытые знания превращаются в убеждение. Учащиеся испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенность в своих силах.
При применении технологии развивающего обучения у учащихся формируется познавательный интерес, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнения.
Особенностью работы с детьми ОВЗ является многократное повторение материала. А это одна из технологий В.Ф. Шаталова. Мною используются его принципы работы:
- Применение опор;
- Личностно-ориентированный подход;
- Гуманизм;
- Ученье без принуждения;
- Бесконфликтность учебной ситуации;
- Соединение обучения и воспитания.
Так же применяю в работе:
Интеллектуальные таблицы, упражнение тренирует концентрацию внимания и умение переключаться с одного вида деятельности на другую. Ребенку нужно заполнить таблицу, в ней 25 ячеек. Для каждой ячейки свое задание.
например:
- В первом квадрате написать зимние месяцы.
- Зачеркни гласные буквы
- Обведи число, являющее ответом для примера 0 плюс 0
- Напиши в квадрате первую букву своего имени, а за квадратом первую букву своей фамилии.
- Подчеркни, какое сейчас время года
-- Подчеркни диких животных.
- Какой месяц идет после июля.
- Нарисуйте в кругу плюс, а в квадрате – минус.
- Если в радуге 7 цветов – нарисуй квадрат, если 8 круг.
- Если сейчас не вечер, нарисуйте солнце.
- Если кошка домашнее животное, то нарисуй круг.
- Разделите второй отрезок на 3 части.
Таблицы служат материалом не только для обследования детей, но и тренажером необходимого свойства, например, внимания. Ребята с удовольствием выполняют это упражнение, вопросы всегда разной сложности. Такие упражнения провожу регулярно в течение 15 минут как с группой детей, так и индивидуально. Не забываю хвалить ребенка после выполнения упражнения. Тренинги при помощи таблиц дают хорошие результаты, обучающиеся:
- Успешное усвоение материала.
- Повышение коммуникативной речи.
- Развитие творческих способностей.
Игры для начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе.
Арт-терапия оказывает творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисунок для этих детей является не искусством, а речью. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.
Упражнение «Установка»
«Привели голову в порядок (причесали себя пальчиками).
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»
Игра «День-Ночь» использую на занятиях на этапе устной разминки. На слове «Ночь» ученики с закрытыми глазами слушают задание, после слова «День» - показывают или называют ответ.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность, где сразу видна работа каждого ребёнка.
Мнемотехника. Это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.
Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение.
Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.
Заключение:
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Результаты своей работы отслеживаю через определённую систему текущего и итогового контроля.