Инновационная деятельность педагога
В материале представлен материал по использованию инновационных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с овз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii.doc | 55.5 КБ |
innovatsionnye_metody_i_tehnologii_v_rabote_uchitelya-defektologa_dou.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога в ДОУ
Можно и нужно каждого учителя научить
пользоваться педагогическим инструментарием.
Только при этом условии его работа будет высокорезультативной,
а место учителя самым лучшим местом под солнцем.
Я.А.Каменский.
Мир, в котором живет современный ребенок, постоянно обновляется и изменяется. Найти значимое и важное в этой жизни для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная задача современного педагога!
Учитель – дефектолог – это главный организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в ДОУ. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
Поиск новых технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ актуален в настоящее время. Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.
В своей работе с детьми с задержкой психического развития в ДОУ я использую современные образовательные программы для детей с ЗПР и несколько видов образовательных инновационных технологий.
Это:
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технологии проблемного обучения и др.
В первую очередь, большую роль отвожу игровым технологиям. Они занимают ведущее место в работе с детьми ЗПР. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
Рассмотрим несколько игровых технологий, используемых мною в работе.
-«Развивающие игры Воскобовича». Данная технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий. Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового;развивают умения наблюдать, исследовать окружающий мир;развивают воображение, креативное мышление; содействуют психическому развитию и развитию мелкой моторики.
Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы окружающего мира или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.
Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.
- Игровой набор «Дары Фрёбеля». Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей детей через игровую деятельность детей. Состоит из нескольких пособий - «даров», которые являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм : шар, куб, цилиндр. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка.
- Игры с Палочками Кюизенера. С помощью данных игр ребенок знакомится с отдельными понятиями, предметами, явлениями в доступной для него форме. С помощью данной технологии додетей в игровой форме можно довести глубинное понимание основных математических понятий - числа, количественные величины, соотношения между ними; развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
- Игры с Лэпбуками. Ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания. Мы разработали Лэпбуки на разные лексические темы («Моя семья», «Деревья и кустарники», «Звери», «Времена года» и пр.), на развитие разных психических процессов («Будь внимателен», «Самый умный», «Развиваем память» и др.)
- Рисование песком с детьми на световом столе. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.
Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям. Применение ИКТ с детьми ОВЗ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками позволяет мне повысить наглядность материала; разнообразить содержание и формы подачи материала.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ включает в себя с одной стороны- просмотр иллюстраций, презентаций и видеоматериалов на разные лексические темы и образовательные задачи. Я использую показ воспитанникам самостоятельно созданных презентаций на разные лексические темы («Времена года. Осень (зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Я человек», «Транспорт» и др). Материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для работы с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Мной также создан банк готовых учебных презентаций по лексическим темам, собран банк электронных физминуток для детей.
Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Я широко в работе использую самостоятельно разработанные для детей компьютерные игры по развитию элементарных математических представлений («Помоги Смешарикам», «Сосчитайка», «Игры с цветами» и др.), развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления («Лабиринт», «Загадки-отгадки» и др.).
Использование компьютерных игр делает коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает обязательное использование здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе. Неотьемлемой частью коррекционно-педагогического процесса с детьми с ЗПР является:
- использование физкультминуток и динамических пауз во время непосредственно образовательной деятельности,
- пальчиковой гимнастики для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи, пространственного мышления, внимания,
- гимнастики для глаз, способствующей снятию статического напряжения мышц глаз.
- дыхательной и артикуляционной гимнастики,
-релаксационных упражнений для психического здоровья детей.
Так же важными технологиями в моей работе является педагогические технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников и индивидуально-дифференцированного подхода.
Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития- является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе деятельности применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)
Подготовила- учитель-дефектолог Тужик А.В.
Предварительный просмотр:
Инновационные методы и технологии в работе учителя-дефектолога ДОУ.
Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно–развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья. Для каждой категории детей с ОВЗ требуется разработка индивидуального варианта системы дидактического сопровождения в условиях образовательной деятельности, соответствующей их возможностям и потребностям.
В условиях «инклюзивного образования» каждый педагог ищет новые способы эффективного взаимодействия с ребёнком, одновременно подходящие и для детей с нормальным развитием и для «особенных» детей. Одним из таких способов является способ рисования песком на световом столе. Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Данная методика очень эффективна для работы с детьми, имеющими особенности развития. Песок позволяет таким детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Возможно общение даже без слов, что особенно актуально для «неговорящих» детей с диагнозами алалия, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» помогает решать следующие коррекционные задачи: формирование и совершенствование перцептивных действий, ознакомление и формирование сенсорных эталонов; развитие внимания, памяти, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Уникальность сказочной составляющей фиолетового леса в том, что можно использовать предлагаемые персонажи, или придумывать и одушевлять своих. Всех героев связывает сказка, она оживляет математические понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, дети помогают сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.
Расширяющееся медиаконвергентное пространство предлагает педагогам дошкольного образования разнообразные технические устройства и интерактивные информационные ресурсы. Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» представляет множество игр для детей 2–10 лет. Комплекс интерактивных игр по развитию высших психических функций предназначен для использования в работе учителей-дефектологов. Игры и упражнения комплекса отлично зарекомендовали себя в работе с сенсорной панелью «ТАЧПАИНТ». Комплекс дополняется набором печатных материалов от компании «Мерсибо», что значительно облегчает наш труд, позволяя современными средствами добиваться результатов в работе гораздо быстрее и эффективнее. Усовершенствование форм и методов работы с детьми, посредством внедрения в психолого-педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий, позволит эффективно развить высшие психические функции у детей и повысить интерес к получению знаний у воспитанников и как следствие – улучшить качества образовательной деятельности. Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека.
Театрализация (сказкотерапия) в контексте реализации технологии с детьми с ОВЗ – это метод, который через особый словарь общения, ритуалы, проигрывание различных сюжетов повышает мотивацию детей; включает их в игровой и образовательный процесс. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Задача учителя-дефектолога – адаптировать сказки для «особых» детей, не перегружать их незнакомыми словами и понятиями, вносить дополнительные элементы, облегчающие восприятие.
Социальная акция в поддержку детей с аутизмом «Ты сможешь». Акция призвана обратить внимание общества на проблемы аутистов и помочь детям с таким диагнозом поверить в свои силы, никогда не сдаваться, отстаивать свои права на дружбу, понимание и уважение. Флешмоб «Синий цвет в небе Бора». Дети, родители и сотрудники символично запускали в небо шарики синего цвета. Во время проведения акции педагогами и специалистами ДОУ проводилось дополнительное информирование населения – были подарены синие ленточки и буклеты с информацией об аутизме.
В ходе проведения акции были получены положительные отзывы от гостей, родителей, отмечены важность и необходимость полученной информации, многие впервые узнали о Всемирном дне распространения информации об аутизме. Были высказаны пожелание и дальше проводить подобные мероприятия, которые помогут повысить уровень информированности об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества.
3 декабря в нашем ДОУ прошла акция «Дорогою добра». Проведение этой акции направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия. Данная акция поможет сделать свой первый шаг к тому, чтобы раскрыть собственное милосердие и сочувствие. Так пусть этот шаг будет сделан в Международный день инвалидов.
В детском саду прошло мероприятие, посвященное международному Дню инвалидов «Дорогою добра», в ходе которого детям старших и подготовительных к школе групп был показан художественный фильм «Особые люди», разъяснивший детям, что каким бы ты ни был, ты должен все равно стремиться к жизни. Была показана презентация «Известные люди с ограниченными возможностями здоровья», в которой представлены фотографии и факты из непростой судьбы композитора Бетховена, художника Кристи Браун, певицы Дианы Гурской, параолимпийского чемпиона Альберта Бакаева и многих других людей.
Дети старшего дошкольного возраста нарисовали рисунки на тему «Мы разные, но мы вместе», была организована выставка.
Данные мероприятия развивают и воспитывают нравственные качества у наших детей: доброту, сочувствие, желание прийти на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья.