Танцы и все о движении.
Искусство танца с древних времён было художественным способом осмыслить представления человека о мире, отношениях с природой. Выразительные возможности хореографии столь обширны, что они активно используются и в детском саду, в том числе и для удовлетворения потребности малышей в двигательной активности. Однако проведение танцевальных занятий требует от педагога знания основ теоретического и практического характера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
1. «Бег парами по кругу». Сохранять парность, держать круг, интервалы. Движение исполнять точно под музыку.
2. «Бег по кругу» — Держать круг, интервалы, осанку \ голову поднять\. Исполнять точно под музыку. Шаг на 1/8 такта.
3. «Бегунец» — Элемент танца, разучивается на счет: «раз и, два и». Ис.п.: ноги в основной стойке/ пятки вместе, носки врозь/. Оттолкнуться левой ногой и сделать небольшой прыжок вперед правой ногой/ счет «раз», левой ногой /счет «и»/, правой ногой /счет «два»/. После этого начинать те же движения с левой ноги /прыжок, перебежка и т. д./.
4. «Белорусский шаг польки». Музыкальный размер 2/4. Начинается с затакта, подскок и три шага или три притопа. Исполняется на 1-й такт музыки.
5. «Боковой галоп». С правой / левой/ ноги шаг в сторону, левая / правая/ догоняет её и подбивает, движение исполняется легко, задорно. Два галопа на 1 такт. Музыкальный размер 2/4.
6. «Врассыпную маршем» — Держать ориентир, не сталкиваться. Ходить под музыку. Шаг на ¼ такта.
7. «Врассыпную шагом» — Держать ориентир, ходить, не сталкиваясь, точно под музыку.
8. «Выбрасывание ног». Исполнять перескок с одной ноги на другую поочередно. Выносится нога вперед на /45 градусов/, колени прямые, носок предельно натянут, исполняется в быстром темпе на каждую ¼ такта.
9. «Выставление ноги вперед на носок». Движение исполняется с правой и левой ноги. Нога выставляется, носок предельно вытянут, пятка повернута вперед. Колено прямое, голова повернута к выставленной ноге. Характер музыки умеренный.
10. «Выставление ноги вперед на пятку». Движение исполняется с правой и левой ноги поочередно. При исполнении придерживаться точного направления вперед. Нога выставляется на пятку, сильно согнута в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх и немного в сторону, корпус прямой, голова приподнята. Характер музыки спокойный. При музыкальном размере 2/4 на «раз» каждого такта нога выносится вперед, на «Два» — нога подтягивается в исходное положение.
11. «Галоп вперед» — Выпад на правую /левую/ ногу вперед, левая нога / правая/ подтягивается и с небольшим подскоком продвигается вперед. Шаг на ¼ такта. Размер 2/4. Характер энергичный.
12. «Гармошка». Пятки вместе, носки врозь, носки вместе, пятки врозь с продвижением в правую и в левую сторону.
13. «Дробный шаг». Выполняется ритмично на всей ступне, на каждую 1/8 такта. Ступни параллельно, колени согнуты слегка. Движение может выполняться на месте и в разных направлениях.
14. «Ковырялочка» вперед. Один из видов «ковырялочки». Музыкальный размер 2/4. На 1-й такт правая/ левая/ нога выносится вперед на носок, на счет «раз», «два» поставить ногу на каблук, на счет «раз» — 2-й такт. Поставить ногу в исходное положение, на счет «два» — пауза и движение можно выполнять с другой ноги и тремя притопами. Характер зависит от музыки.
15. «Кружиться парами» — Танцующие, взявшись за руки, смотрят друг на друга. При исполнении движений должны образовывать круг. Шаг -1/4 такта.
16. «Кружиться по одному» — Делать маленький кружок вокруг себя, сохранять осанку, слушать музыку. Кружение в одну сторону должно занимать не более 4 тактов музыкального сопровождения.
17. «Марш парами по кругу» — Сохранять парность, держать круг, интервалы. Ходить точно под музыку.
18. «Марш по кругу» — Держать круг, интервалы, осанку /поднять голову/. Четко ходить под музыку. Шаг на ¼ такта.
19. «Марш с высоким подниманием ног». Марш с высоким подниманием колена, носок оттянут вниз, корпус прямой. Характер четкий, энергичный. Шаг на ¼ такта.
20. «Марш» — четко ходить под музыку. Шаг на ¼ такта. Согласовывать движение рук и ног, держать осанку.
21. «Мелкий бег по кругу» — Держать ориентир, не сталкиваться друг с другом. Исполнять точно под музыку.
22. «Мелкий бег» — Движение исполняется на 1/8 такта, легко на носочках, шаг мелкий.
23. «Переменный шаг». Музыкальный размер 2/4. Исполняется на 1-й такт музыки, два шага с правой ноги, два шага с левой ноги и т. д.
24. «Полуприседание с вынесением ноги на пятку». На «раз» приседать, на «два» подняться с полуприседанием и вынести правую / левую/ ногу на пятку в сторону.
25. «Поскоки». Музыкальный размер 2/4. Исполнять энергично, задорно на каждую ¼ такта. На «раз» — шаг на правую ногу, на «два» — поскок на этой ноге, поднять колено левой ноги, носок оттянут вниз. Движение исполняется с одной и другой ноги в разных направлениях.
26. «Приглашение». Мальчики: руки опущены вниз, корпус прямой – шаг в сторону по линии танца /против хода часовой стрелки/ с левой ноги, правую ногу приставить к левой с небольшим наклоном головы. Девочки: держат руки за юбочки или отводят в сторону, кисти рук повернуты вниз. Шаг с правой ноги, левую ногу подтягиваются и ставят сзади правой на носок, колено левой ноги согнуто и отведено влево. При этом исполняется небольшое приседание. Корпус прямой.
27. «Приставной шаг с пружинкой». На «раз» — шаг в сторону, на «два» — приставить ногу: носок к носку, пятка к пятке – и исполнить небольшую пружинку /приседание/. Движение исполняется в одну и в другую сторону.
28. «Приставной шаг». Начинать разучивать движение по прямой линии. На «раз» — шаг в сторону, на «два» — приставить ногу носок к носку, пятку к пятке. Корпус прямой, голова приподнята. Движения исполняется в одну и в другую сторону. Характер зависит от музыки.
29. «Притопы одной ногой» — Размер 2/4. Притоп на сильную долю каждого такта.
30. «Притопы поочередные» — Музыкальный размер 2/4 – 2 притопа в такт. Притоп исполняется на каждую четверть.
31. «Притопы топающие» — Исполнять на каждую восьмую на полной стопе, высоко ногу не поднимать.
32. «Притопы». Музыкальный размер 2/4.Притоп поочередно на каждую ¼ такта. Или 1-й такт – два притопа, 2-й такт – пауза.
33. «Пружинка» — Легкое приседание в соответствии со спокойным характером музыки. Движение исполняется на сильную долю такта. Размер 2/4.
34. «Прыжки» — Легко подпрыгивать на двух ногах в соответствии с характером музыки. Сохранять осанку. Ритмично исполнять прыжки на двух ногах. На каждую ¼ такта.
35. «Скользящие хлопки». Руки вытянуты вперед, чуть согнуты в локтях, скользящим движениям хлопать сверху вниз по ладошкам на каждую ¼ такта./
36. «Танцевальный шаг». Движения исполняются во всех направлениях. Шаг с носка. Исполняется на каждую четверть музыкального размера 2/4. На «раз» — шаг с правой ноги, на «два» — шаг с левой ноги и т. д.
37. «Тройные притопы». Занимают 2 такта. На «раз» 1-го такта – притоп правой ногой, на «два» — притоп левой ногой. На «раз» 1-го такта – притоп правой ногой. На «два» — пауза. Тройные притопы могут выполняться на 1-й такт /восьмыми/ и 1/8 – пауза.
38. «Тройные хлопки» занимают 2 такта. Музыкальный размер 2/4. На «раз» первого такта — хлопок, на «два» — хлопок, на «раз» второго такта — хлопок, на «два» — пауза.
39. «Упражнение для рук» — Уметь поднимать руки вверх, вправо, влево, вниз, в сторону с предметом и без предмета.
40. «Упражнение с платочками» — Движения во всех направлениях плавные, легкие.
41. «Упражнение с погремушками, игрушками» — Уметь правильно держать погремушку и выполнять движения в соответствии с ритмом и динамикой музыки.
42. «Упражнение с флажками» — Движение более четкие. Уметь правильно держать флажок. Флажок поднять вверх, впереди себя рука согнута, локоть внизу.
43. «Фонарики» — Кисти рук должны быть перед собой, локти опущены вниз, пальцы собраны, / как бы держат яблоко/, легко вращать кистями, без напряжения.
44. «Хлопки» — Хлопки поочередные в соответствии с ритмической пульсацией, Хлопок приходится на каждую четверть. Размер 2/4 – 2 хлопка в такте поочередные на каждую ½ такта. Или на один такт- пауза.
45. «Хлопок с притопом». Исполняется на сильную долю такта. Музыкальный размер 2/4. На «раз» — исполнять хлопок и притоп одной ногой, на «два» — пауза и т. д.
46. «Ходьба парами по кругу» — Сохранять парность, держать круг, интервалы, ходить точно под музыку. Шаг – ¼ такта.
47. «Ходьба по кругу» — Держать круг, интервалы, осанку \ голову поднять\. Выполнять точно под музыку. Шаг ¼ такта.
48. «Шаг вальса /гимнастический/». Ис. п.: стойка на носках. Выполняется на счет: «Раз, два, три». Их «и» — маленький скользящий. На «раз» — шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, слегка сгибая колено /мягко пружиня/ ; на «два, три» — два небольших шага вперед левой, затем правой ногой на носках /ноги прямые/.
49. «Шаг вальса»/ танцевальный/. Ис. п.: стойка на носках. Исполняется, как и предыдущий шаг, но на беге стремительно.
50. «Шаг и поскок с правой, затем с левой ноги». Нога высоко поднимается. Музыкальный размер 2/4. Движение исполняются энергично, весело, задорно, на 2/4 такта.
51. «Шаг польки». Исполняется с затакта. На «раз» — поскок на левой ноге, правую ногу выносим вперед, с этой ноги исполняем переменный шаг. Затем движение исполнить с другой ноги. Размер 2/4. Движение на 1-й такт музыки.
52. «Шаг с припаданием». Ис.п.: ноги в основной стойке. Выполняется на счет: « и раз,и два». На «и» — правую ногу приподнять в сторону, вправо; на «раз» — сделать небольшой шаг с носка на всю ступню, слегка сгибая колено. Одновременно левую, согнуть в колене, ногу приподнять; на «и» — выпрямляя ноги, встать на носок левой ноги / сзади правой/, правую отвести в сторону; на «два» — «и» — повторить движения.
53. «Шаг с притопом». На «раз» — шаг с правой ноги, на «два» — притоп левой ногой, не перенося на нее тяжесть тела, затем шаг с левой ноги, и притоп правой и т. д. Обратить внимание: с какой ноги притоп, с той ноги следующий шаг. Движение исполняется на 1 такт. Музыкальный размер 2/4.
Предварительный просмотр:
Методическая рекомендация «Танцевальная деятельность в ДОУ»
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Работа над танцем
3. Возрастные особенности музыкально-ритмического и танцевального развития дошкольников
4. Методические приемы обучения танцам
5. Разработки танцев
5.1. Танец «Парный»
5.2. Танец «Новогодняя полечка»
6. Литература
1. Пояснительная записка
Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психологического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Они укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребёнком в процессе двигательных действий, сопровождается значительными физиологическими изменениями в его организме - улучшаются дыхание и кровообращение. Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.
Системные занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы.
Танцы и пляски помогают детям полюбить музыку, обостряют эмоциональную восприимчивость, развивают музыкальный слух и чувства ритма, расширяют кругозор.
Музыкальному руководителю во время образовательной деятельности очень сложно уделять много времени на построение и объяснение танца, ведь помимо танцевальной деятельности и музыкально-ритмических движений, на занятии так же присутствуют другие виды деятельности, такие как: восприятие музыки, музыкально-дидактические игры, пение, песенное творчество, танцевально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах.
Исходя из этого, развить танцевальные способности у детей возможно только при равном участии, как музыкального руководителя, воспитателей, так и музыкального воспитания ребенка в семье.
Танцевальную и музыкально-ритмическую деятельность можно проводить в утренние часы, вместо утренней гимнастики, в свободные часы, на прогулке. Отдельные движения танцев так же проще повторять в группе, не обязательно плясать танец от и до, можно только отрабатывать сложные упражнения, перестроения или связки.
Для того, чтобы понять на сколько развиты дети в группе, я хочу познакомить с этой рекомендацией, где будут описаны особенности развития танцевально-двигательных навыков во всех возрастных группах ДОУ, а так же представлю разработку простых танцев для старшего и среднего возраста, которые можно так же, исходя из возрастных особенностей развития детей с легкостью переделать под младший возраст.
2. Работа над танцем
Существуют разновидности танцев, которые состоят из простых народных и классических танцевальных движений.
- танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
- сводные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
- комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
- народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
- характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
- детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другое.
В настоящее время детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образам их исполнения (они кривляются, танцуют грубо, немузыкально). Поэтому необходимо с самых малых лет закладывать основы художественно-музыкального вкуса.
Есть два пути решения:
1. Работа над облегченными, уже существующими детскими бальными танцами, с использованием той же музыки.
2. Создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы обычно включают программные навыки дошкольников (пружинки, поскоки, шаги польки, галоп, приставной шаг, ритмические хлопки и тд.)
Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их имеющимся техническим возможностям.
Детский танец должен быть компактным, включать в себя малое количество различных фигур.
3. Возрастные особенности музыкально-ритмического и танцевального развития дошкольников
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки).
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Выполнять танцевальные движения: «пружинка», подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, двигаться с предметами (с куклами, игрушками, лентами, инсценировать хороводы. Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижение вперед и в кружении. Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами. Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной с приседанием, пружинящий, переменный шаг, боковой галоп; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами). Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
4. Методические приёмы обучения танцам.
Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интенсивные методические приёмы вызывают у детей желание танцевать.
Существует несколько методов:
- Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнить их вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определёнными двигательными навыками.
- Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Также необходимо обращать внимание на интонацию и на тональность речи.
- Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Так же не рекомендуется им подсказывать вид движения и отмечать малышей, которые импровизируют правильно. Но при этом внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, не связанные с музыкой.
- Метод иллюстративной наглядности. Нельзя назвать творческой деятельность педагога, если он не рассказывает о танцах, об их истории и многообразии, не знакомит малышей с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
- Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении танцам. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. Игры-превращения помогают научить детей выразительному выполнению движений, развивают их фантазию и воображение.
- Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определённых движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденным, но предлагает уже более сложный их вариант.
5.1. Танец «Парный» (для детей старшей или подготовительной к школе группы)
Исполняет: группа «Пламя» Название: «Снег кружится, летает. летает»
Движения: Гак А. А.
Вступление: - Дети стоят парами, боком к зрителям, спиной друг к другу.
1 куплет:
Такого снегопада, такого снегопада, Давно не помнят здешние места. - Руки сцеплены за спинами. Качаются с ноги на ногу
А снег не знал, - Вместе поднимают руки, качаясь вправо
И падал, - Опускают руки
А снег не знал, - Вместе поднимают руки, качаясь влево
И падал. - Опускают руки
Земля была прекрасна, - Спинами, прижавшись ладонями, делают один круг вокруг себя
Прекрасна, и чиста. - Встают лицом к зрителям, у мальчика левая рука перед собой и на ней лежит правая рука девочки.
Припев:
Снег кружится, летает, летает. - Делают выпады, девочки влево, мальчика вправо.
И поземкою клубя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону
Заметает зима, заметает, - Делают выпады, девочки вправо, мальчики влево
Все, что было до тебя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону
2 куплет:
На выпавший на белый, на выпавший на белый, На этот чистый, невесомый снег - Мальчик встает на колено, левая рука за спиной, правая поднята вверх. Девочка, скользящим шагом идет вокруг мальчика. Правая рука держит руку мальчика, левая платье. В конце слов встаю спинами друг к другу
Ложится самый - Вместе поднимают руки, качаясь вправо
Первый, - Опускают руки
Ложится самый- Вместе поднимают руки, качаясь влево
Первый - Опускают руки
И робкий и несмелый, На твой похожий след. - Спинами, прижавшись ладонями, делают один круг вокруг себя
Припев: - Встают лицом к зрителям, у мальчика левая рука перед собой и на ней лежит правая рука девочки.
Снег кружится, летает, летает. - Делают выпады, девочки влево, мальчика вправо.
И поземкою клубя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону
Заметает зима, заметает, - Делают выпады, девочки вправо, мальчики влево
Все, что было до тебя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону
3 куплет: - Стоят боком к зрителям, фигура «Лодочка»
Раскинутся просторы, - Делают 2 приставных шага на зрителей
Раскинутся просторы - Делают 2 приставных шага от зрителей
До самой дальней - Делают 2 приставных шага на зрителей
Утренней звёзды. - Делают 2 приставных шага от зрителей
И верю я, что скоро, - Делают 2 приставных шага на зрителей
И верю я, что скоро - Делают 2 приставных шага от зрителей
По снегу доберутся - Один поворот «Лодочкой»
Ко мне твои следы. - Встают лицом к зрителям, у мальчика левая рука перед собой и на ней лежит правая рука девочки.
Припев:
Снег кружится, летает, летает. - Делают выпады, девочки влево, мальчика вправо.
И поземкою клубя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону
Заметает зима, заметает, - Делают выпады, девочки вправо, мальчики влево
Все, что было до тебя. - Девочка, кружась, переходит на другую сторону
Отыгрыш: - «Лодочкой» кружатся по кругу друг за другом
5.2. Танец «Новогодняя полечка» (для детей средней - старшей группы)
Исполняет: Ю. Селиверстова Название: «Собрались сегодня в зале…»
Движения: Гак А. А.
1 Куплет: - Дети стоят парами
Собрались сегодня в зале мы не зря - Выполняют «моталочку» руками влево
Пригласить на танец я хочу тебя - Выполняют «моталочку» руками вправо
Вся в огнях и мишуре елочка - «Фонарики»
Начинаем танцевать полечку - Руки ставят на пояс
Припев:
Новый год, - Выставляют правую ногу на пяточку
Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку
В быстром танце кружат сказки - «лодочкой» кружатся один раз
Новый год,- Выставляют правую ногу на пяточку
Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку
Веселятся от души - «лодочкой» кружатся один раз
В Новый год, - Выставляют правую ногу на пяточку
В Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку
Пусть сверкают наши глазки - «лодочкой» кружатся один раз
Дед Мороз, - Выставляют правую ногу на пяточку
Не сиди, - Выставляют левую ногу на пяточку
Вместе с нами попляши - «лодочкой» кружатся один раз
Проигрыш: - Дети стоят лицом к зрителям. Правая нога на раз - пяточка, на два - носочек, на три - «моталочка» перед собой. Левая нога на раз - пяточка, на два - носочек, на три - «моталочка» перед собой. / 2 раза
2 Куплет: - Дети стоят лицом к зрителям
Мы в ладоши звонко хлопнем - «пружинка»
1-2-3 - 3 хлопка
Каблучками как ударим. - «пружинка»
Посмотри - 3 притопа
Поменяемся местами, а потом - Меняются местами в паре
Мы по кругу за руку с тобой пойдем - Берутся за руки и парами разворачиваются по кругу
Припев: - Дети поскоками парами бегут по кругу. В конце встают в один круг.
Проигрыш: - Дети стоят лицом в круг. Правая нога на раз - пяточка, на два - носочек, на три - «моталочка» перед собой. Левая нога на раз - пяточка, на два - носочек, на три - «моталочка» перед собой. / 2 раза
3 Куплет:
Дед мороз, иди в кружок, не ленись - жестами зовут Деда Мороза
Вместе с нами веселее покружись - Кружатся вокруг себя
Если жарко станет вдруг - не беда - руки «полочкой», правой рукой «грозят»
На тебя подуем дружно, да-да-да! - «дуют» на Деда Мороза
Припев:
Новый год, - Выставляют правую ногу на пяточку
Новый год, - выставляют левую ногу на пяточку
В быстром танце кружат сказки - кружатся один раз
Новый год,- Выставляют правую ногу на пяточку
Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку
Веселятся от души - кружатся один раз
В Новый год, - Выставляют правую ногу на пяточку
В Новый год, - Выставляют левую ногу на пяточку
Пусть сверкают наши глазки - кружатся один раз
Дед Мороз, - Выставляют правую ногу на пяточку
Не сиди, - Выставляют левую ногу на пяточку
Вместе с нами попляши - кружатся один раз
6. Литература
1. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», - СПб., 2000
2. Дрожжина Е. Ю, Снежкова М. Б. Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие. - М. :Центр педагогического образования, 2013.
3. Зацепина М. Б Круглый год (вопросы музыки)//Программа «Преемственность», познание мира/Сост. Н. А. Федосова. М., 1999.
4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание: Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой и др. М., 2005.
5. Зацепина М. Б. Мы танцуем, поём, играем и слушаем музыку своего народа//Программа «Преемственность», подготовка к школе/Сост. Н. А. Федосова. М., 1999.
Предварительный просмотр:
«Обучение танцам детей
дошкольного возраста»
Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.
Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.
Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.
Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.
Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.
Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально “выплескивают” свои эмоции. Ритм можно “переживать”. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.
Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.
Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:
- танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
- свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
- комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
- народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
- характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
- детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.
В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.
Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.
Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.
При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.
Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:
- следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;
- определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;
- обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;
- в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.
Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.
Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.
Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.
В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.
Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, прочес обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.
Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, специалисты должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.
Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен. Предполагается определенный уровень развития у детей музыкальных способностей, и в первую очередь музыкально-ритмического чувства, а также хорошие качество их двигательной подготовки. Конечно, необходимо учитывать основные направления обучения в каждой возрастной группе.
Возрастные особенности дошкольников
У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Они ходят переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения.
Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем – пояснения педагога о ее характере, форме произведения и т.д. Можно показать танец вместе с воспитателем или заранее подготовленным ребенком. Затем воспитатель пляшет вместе с детьми, внимательно наблюдая за ними и помогая им, например, найти правую ножку или ручку, покружиться в нужную сторону и т.п.
Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение которых способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:
- ритмично ходить и бегать, передавая различный темп, отмечая конец и начало каждой части;
- выполнять движения с атрибутами (куклами, султанчиками и т.д.);
- поочередно притопывать ножками, кружиться порознь и парами, хлопать в ладоши, выставлять ножки поочередно на пятку и др.
Показатели уровня развития детей:
- интерес к танцевальному процессу движения под музыку;
- выразительность движений;
- умение передавать в пластике характер музыки, танцевальный образ.
У детей средней группы в результате обучения, воспитания и приобретения непосредственного опыта, накапливается большой запас конкретных представлений, вырабатывается хорошая осанка. Они ходят спокойнее, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные движения, более осознанно меняют движения в соответствии с характером музыки. Все это создает предпосылки для успешной дальнейшей работы по развитию танцевальных навыков. Танцы для детей отличаются более сложным построением, танцевальные движения более детально отражают изменения характера музыки.
Детей средней группы продолжают учить:
- сознательно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и концом музыки;
- изменять характер движений в соответствии трем разным частям музыкального произведения;
- воспитывать наблюдательность, инициативу и самостоятельность;
- развивать музыкальную память, чувство ритма, творческое воображение;
- легко и свободно двигаться парами;
- точно выполнять элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное выставление ноги на пятку, “выбрасывание ” ног, полуприседания и др.
Показатели уровня развития детей:
- выразительное и непосредственное исполнение танцевальных движений под музыку;
- умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;
- способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;
- использование разнообразных движений в импровизации под музыку.
Характерной особенностью детей старшей группы является их стремление к большей самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение. Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них лучше развита координация движений. Музыкальный материал и движения детей усложняются. Так, дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух - и трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление, ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Особое значение имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления детей (дошкольники самостоятельно перестраиваются в большие круги и маленькие кружочки, соблюдая одинаковое расстояние, в колонки и шеренги). Работая над развитием музыкально-ритмических движений, большое внимание следует уделять вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринужденно, легко и четко. В танцах старшие дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движения ритмично, выразительно, красиво, чтобы умели точно останавливаться с окончанием музыки. Детей знакомят с различными перестроениями и движениями:
- двигаться легко, изящно, выразительно, изменяя направление движения;
- двигаться в соответствии с характером разнообразных вариаций;
- четко исполнять ритмический рисунок, различные элементы народного и бального танца;
- отмечать сильные доли такта.
Научив дошкольников глубоко воспринимать музыкальные произведения, можно достичь органического слияния движений с музыкой. Однако следует подчеркнуть, что успешное овладение поставленными задачами возможно лишь в том случае, если с детьми проводится систематическая работа, результатом которой является усвоение материала всеми детьми, а не только самыми способными. А для этого необходимо постоянно проверять детей и в случае необходимости работать с некоторыми из них индивидуально или маленькими группами.
Показатели уровня развития детей:
- выразительное исполнение танцевальных движений под музыку;
- умение самостоятельно передавать в движениях основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разных композиций;
- способность к импровизации с использованием разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танце.
Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети учатся дифференцировать характер движений – при ходьбе передавать или торжественное настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Дети овладевают танцевальными движениями:
- легкий пружинный бег (с “захлестом”), плавный танцевальный шаг, подскоки (легкие и сильные), переменный шаг, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг польки, бег с высоким подъемом ног и др.
В процессе обучения дети приобретают большой опыт, расширяют свои знания, усваивают много танцевальных терминов.
Нужно в деталях продумать подачу нового танца. Следует учитывать, что в этом возрасте дети уже свободно выполняют словесные задания. Вполне возможно иная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют ее характер, части произведения, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах все движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность и выразительность исполнения. В несложных танцах иногда можно ограничиться пояснением или указанием без показа.
Продолжается работа над красотой движений, над четкостью и выразительностью исполнения танцев и плясок. Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети шести-семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его.
Показатели уровня развития детей:
- выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;
- умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;
- освоение сложных видов движений;
- способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.
Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободное время, при подготовке и проведении праздников и развлечений, в индивидуальной работе с ребенком и т.д.
Методические приемы
Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.
Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.
Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.
Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны с музыкой.
Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.
Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.
Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.