Моя система преподавания. Педагогические/образовательные технологии .
Мною сформулированы принципы, на основе которых выстраивается моя система преподавания:
- Принцип систематичности и регулярности. Должен выполняться как учителем так и учащимися.
- Принцип параллельности. Следует постоянно держать в поле зрения несколько (2-3) темы, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь.
- Принцип, опережающий сложности. Не следует загружать учеников большой по объему, но не сложной работой, так же как и ставить его в положение лисицы перед виноградом, задавая непосильное для него задачи. Слишком легко и слишком трудно - равно плохо.
- Принцип вариативности (на примере одной задачи рассматриваются различные приемы и методы решения, а затем сравниваются получившиеся решения с различных точек зрения: стандартность, оригинальность, практическая ценность)
- Принцип самоконтроля. Регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы
- Принцип постоянного повторения.
- Принцип моделирования ситуаций. Моделируются критические ситуации, которые могут возникнуть на экзамене, и отрабатываются стереотипы поведения.
Все эти принципы равноценны и равнозначны и возможны лишь при использовании на уроках математики инновационных технологий. В своей работе я использую:
- технологию развивающего обучения;
- технологию развития критического мышления;
- групповую технологию с внутриклассной дифференциацией;
- проблемно - поисковые технологии ;
- технология личностно-ориентированного развивающего обучения
- технологию проблемного обучения;
- проектную технологию;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровье сберегающие технологии.
- технологию "Перевернутый класс".
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Принципиальное отличие стандарта нового поколения от прежнего заключается в том, что помимо требований к содержательной части основной образовательной программы, так называемому ранее базовому учебному плану, ФГОС нового поколения предъявляет еще требования к результатам личностного и метапредметного развития ученика. Наша школа с 2009 г вошла в эксперимент по внедрению ФГОС, поэтому ,когда в 2013 г нужно было брать 5-е классы, мне пришлось много заниматься самообразованием.Мною была выбрана тема самообразования «Технология развития критического мышления», которая актуальна для меня и сейчас.Пройдя курсы по теме «Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления». я пришла к выводу. Что наиболее подходящей, для реализации поставленных мною целей в классах идущих по ФГОС является технология развития критического мышления, которую и применяю.
Технология развития критического мышления
Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Используемые приёмы и стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов : сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Основные функции учителя (традиционный урок):
- Информирующая (рассказать)
- Контролирующая (заставить выучить)
- Оценивающая (оценить усердие) .
Роль учителя (урок, построенный в ТРКМ):
- направляет усилия учеников в определенное русло;
- сталкивает различные суждения;
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Используя данную технологию совместно с игровыми и ИКТ-технологиями за год учебы я достигла того, что пятиклассники самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели урока, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль, анализируют свои ошибки, планируют свою деятельность, проводят рефлексию. Во время уроков я использую приемы ТРКМ : «кластер» , «корзина идей», «инсерт», «Фишбоун» «Ромашка вопросов», Таблица «Что? Где? Когда? Почему?», «Таблица – ЗХУ», «Толстый и тонкий вопросы».Использую творческие задания такие как: создай свою задачу; сочини математическую сказку; геометрическая аппликация. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая. Формирование УУД идет на каждом уроке.
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Еще В.А.Сухомлинский отмечал, что «истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии является радость творчества». Моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его его креативности. Только тогда в полной мере может быть реализована идея здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. Для этого я на своих уроках провожу физкультминутки, использую разнообразные формы, игровые моменты. Стараюсь поддерживать интерес к математике на протяжении всех лет обучения.
Обьективно математика - одна из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.В процессе обучения необходимо достижение планируемых результатов обучения. Повышение эффективности обучения можно получить за счет эффективного управления и организации познавательной деятельности детей.
При этом мною ставятся основные задачи:
а) обучение каждого на уровне его возможностей и способностей,
б) обеспечение активного учебного процесса,
в) достижение высокого уровня усвоения.
Групповая педагогическая технология с элементами внутриклассной дифференциации.
Для достижения поставленных задач я использую групповую педагогическую технологию с элементами внутриклассной дифференциации. Разрыв в возможностях восприятия курса математики учащихся весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математики учитывала потребности всех школьников. В основе технологии лежит коллективная работа учащихся группы, реализующая отношение: " Деятельность учителя - деятельность группы - деятельность ученика". такая деятельность оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка; играет важную роль в воспитании; оказывает психологическое воздействие на ребенка. Учащиеся перестают бояться учителя , исчезает страх получения неудовлетворительной оценки. Развиваются личностные, регулятивные, коммуникативные компетентности учащихся. Развиваются такие качества как самооценка, коммуникабельность, уверенность в своих силах, умение отстаивать свое мнение и т.д.
Организация учебного процесса.
В своей работе к дифференцированному обучению я подхожу постепенно., начиная с 5 класса. Первые два года посвящаю наблюдениям, изучению психологии детей, диагностики результатов обучения. В 5-6 классе использую классно- урочную форму организации учебного процесса. На уроках объяснения применяются принципы развивающего обучения , игровые технологии и ИКТ. На уроках- закрепления и обобщения знаний начинаю работу сначала в парах, затем в группах из 3-4 человек для работы над творческим заданием. Причем в данном случае группы создаются произвольно по желанию самих учащихся.Но контролирую наличие в группе сильного ученика ,среднего и слабого по способностям. Девиз для группы : " Научился сам - научи друга! " Основные цели - развитие коммуникативных умений, повышение активной познавательной деятельности, развитие умения самостоятельной работы с источниками информации. Часто использую нетрадиционные уроки: урок- путешествие, урок- соревнование и т.д.
В 7-8 классе начинаю формировать дифференцированные группы 3 видов А,В,С.
С помощью диагностического анализа класс делится на группы (слои):
- Слой А – хорошисты и отличники, для которых возможно углубление мышления
- Слой В – ученики с 1-2 тройками, нуждающиеся в укреплении волевых качеств. Нужен «спасательный круг» - дополнительное домашнее задание
- Слой С – ученики с тремя и более тройками, нуждающиеся в речевой поддержке
Я, отслеживаю количественный состав слоев, реально происходит непрерывно миграция между ними. Эта миграция управляемая. Я не раз убеждалась в том, что переход учеников из одной группы в другую (потеря хорошистов) можно ослабить, используя правило Я.А.Каменского: «Если у Вас в классе есть сильный ученик, закрепите за ним одного – двух слабых». Это необходимо сделать не столько для помощи слабых, сколько для сохранения сильного. В итальянской дидактике это правило получило статус дидактического принципа: «Нельзя хорошо усвоить учебный материал, не объясняя его другим». Эта помощь можно сделать технологичной, применяя работу в группах. Хуже всего, если ученик попал в самый слабый слой т.е. у него тройки почти по всем предметам, он уже эмоционально сломан. Для таких ребят нужны игровые элементы. Главное: школьник должен чувствовать, что его положение не безразлично учителю и одноклассникам. Естественно, что в разных классах ситуация может сложиться по-разному, сообразуясь с этой ситуацией и учитывая способности, интересы, потребности, ученик может выбирать объем и глубину усвоения учебного предмета.
В 9-11 классе в основе учебного процесса лежит лекционно-семинарская система. Формирование групп выполняется совместно с учащимися. Объясняю ребятам какую работу они будут выполнять в группах в зависимости от типа и прошу разбиться по 3-4 человека в зависимости от их симпатий и потребностей. В данном возрасте уже многие учащиеся осознано подходят к процессу обучения. Реально и объективно оценивают свои желания и возможности.
С учетом дифференциации перед группами ставятся различные цели.
Для группы А:
1) Расширение и углубление знаний, формирование умения решать задачи повышенного уровня.
2) Развитие творческих способностей, устойчивого интереса к предмету, углубление представления о роли математики в жизни. науке и технике.
3) Овладение навыками учебно-исследовательской деятельности, информационными технологиями и основами критического мышления.
Для группы В:
1) Расширение и углубление знаний, формирование умения решать задачи самостоятельно.
2) Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представления о роли математики в жизни, науке и технике.
3) Развитие умения самостоятельно работать с источниками информации.
Для группы С:
1) Ликвидация пробелов знаний и умений.
2) Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по алгоритму и в сходных ситуациях.
3) Освоение учебного материала на базовом уровне.
Слияние двух технологий и внедрение новых инновационных технологий позволяло мне добиваться стабильных результатов обучения ( см. далее).
Но в последнее время наблюдается снижение мотивации и познавательной активности у учащихся. Огромный поток информации идущий из внешней среды вызывает у учащихся рассеянность внимания , снижение памяти. Как отмечают психологи ученики теряются в потоке информации, не могут правильно расставить приоритеты, поставить цели. Необходимо научить учеников получать нужную информацию, сформировать методы исследовательской работы необходимые для дальнейшего образования. Поэтому необходимо использование новых инновационных технологий. Что я и стараюсь делать в последнее время. Использую ИКТ на уроках, технологию развития критического мышления.
Эксперименты по проведению профильного обучения и ЕГЭ показали, что в основном выпускники достаточно успешно справляются с новыми формами экзаменов, однако, учитывая отличные особенности этих форм итоговой аттестации о традиционных контрольных работ по математике, необходимо осуществлять специальную подготовку учащихся к экзаменам. Такая подготовка должна быть направлена на формирование имения выполнять различные типы тестовых заданий, правильно планировать время выполнения различных частей работ, заполнять бланки ответов, записывать решение задач с развернутым ответом и т.п. Для этого необходимо вводить в практику преподавания математики тестовую форму оценки образовательных достижений учащихся, сочетая их с традиционными методами и формами контроля знаний.
Анализируя характер ошибок, допускаемых учащимися на экзаменах, я пришла к выводу, что в 10 класс приходит большой процент учащихся, не усвоивших программу алгебры основной школы, вследствие чего плохо усваиваются темы, изучаемые в курсе алгебры и начала анализа старшей школы.
Следуя тезису, что школа – это не место препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, мной и коллегами из Байкальского образовательного центр " Эврика" разрабатывается технология разноуровневого обучения и обобщающего повторения.
Указанная технология реализует следующие цели:
- Повысить уровень обученности и качество математических знаний;
- «погрузить» учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой итоговой аттестации;
- Установить уровень остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа, изученных на данный момент времени;
- Продемонстрировать учащимся задания возможных уровней сложности, встречающиеся в КИМ, и позволить им определить стратегию решения с учетом отводимого на их выполнения времени.
Поскольку основные проблемы были выявлены в подготовке слабых учащихся, то ТОУМ приняло решение всесторонне сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формировании у учащихся именно базовых математических умений, необходимых для продолжения их дальнейшего образования. А с заданиями высокого уровня сложности знакомить учащихся в основном на факультативных, групповых занятиях, при подготовке к МИДу. Для осуществления регулярной диагностики результативности процесса обучения, проводятся диагностические тестовые работы. После проведения проверки каждой диагностической работы проводится анализ результатов работ, на основании которых составляется диагностическая карта по усвоению изученных тем как на каждого ученика, так и на весь класс.
Результаты независимых экзаменов и диагностических работ продемонстрировали целесообразность организации повторения пройденного материала, в особенности за курс основной школы, выделив для этого специальное время в учебном процессе. В соответствии с этим для организации деятельности по усвоению содержания обучения необходимо:
- Производить корректировку календарно – тематических (рабочих планов для конкретного класса в зависимости от уровня усвоения изученных ранее тем;
- Для некоторых учащихся создать индивидуальные программы обучения;
- Условно разделить класс на группы для организации разноуровневого обучения;
- Подготовить разноуровневые индивидуальные задания по плохо усвоенным темам в данном классе;
- Разработать модели уроков разноуровневого обобщающего повторения по наиболее проблемным темам для данного класса;
- Создать сеть межшкольных факультативов для учащихся, способных усвоить методы решения задач высокого уровня сложности.
Уровневая дифференциация может осуществляться в разной форме. Одна из них – «мобильные группы», деление на которые происходит на основе критерия достижения уровня обязательной подготовке. Деление учащихся на группы в зависимости достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер и при правильной организации не дает ученикам поводов для обид. Важно, что дети могут оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующие их потребностям и возможностям в данный момент, и своевременно – перейти на более высокий уровень.
В дифференцированном обучении математике гуманно концепция единства уровневой и профильной дифференциации, одна без другой неполноценна. Лишить ученика возможности в полной мере использовать тот или иной вид дифференциации – значит совершить антигуманный акт. Получать удовольствие от занятий математикой школьник сможет только тогда, когда дифференциация и индивидуализация (как предельная форма дифференциации) будут доступны ему в той степени, в какой он сам пожелает. В противном случае один ребенок будит учиться налегке, не напрягаясь, а другой – пытаться осилить непосильное. Первый не найдет применения имеющимся способностям и не реализует свой потенциал, второй будет чувствовать постоянное унижение, ощущать на каждом шагу собственную неполноценность и умственную убогость.
Подведем итоги: изучение математике на «высоком» уровне нельзя осуществить в полной мере, если оно не опирается на профильную дифференциацию. Не использовать ее как рычаг для приведения в действия всех возможностей уровневой дифференциации – значит заранее понизить предполагаемую эффективность обучения.
Необходимость перехода на дистанционное обучение потребовало смены форм, методов обучения,освоения новых цифровых ресурсов. Я освоила платформы ZOOM, Skуpe , РЭШ ,научилась работать в Гугл-классе. Освоила новые формы оценивания с использованием Гугл-тестов.,научилась создавать Гугл-презентации,Гугл-таблицы,Гугл-документы. Что позволило мне найболее качественно вести онлайн-уроки. И в данное время я продолжаю осваивать новые цыфровые инструменты. В современном мире приходиться жить по высказыванию Льюиса Кэррола из произведения " Алиса в стране чудес": " Нужно бежатьсо всех ног,чтобы только оставаться на месте,а чтобы куда-то попасть , надо бежать как минимум в два раза быстрее!"