Взаимодействие с родителями
Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_rodit_tablitsa_podgotov_gruppa.docx | 25.22 КБ |
master-klass_dlya_roditeley_-_mnemotekhnika_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 54.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план работы с детьми и родителями на 2020-2021 учебный год в подготовительной группе.
Тема | Родительские собрания, консультации. | Детско- родительские проекты. | Детско- родительские праздники. | Семейные экскурсии. | Творческие мастерские. | Участие родителей в общесадовских мероприятиях. | Анкетирование. | Информационное оснащение родительских уголков. |
сентябрь | ||||||||
«Праздник знаний» | «Давайте познакомимся» | |||||||
«Праздник знаний» | Род. Собрание «Что должен знать ребёнок 6 -7лет». | Оформление стенда «Пожарная безопасность» | ||||||
«Осень золотая» | Консультация «Всё о детском питании». | Выставка работ совместного творчества «Огонь друг, огонь враг» | Памятка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». | |||||
«Осень золотая» | Консультация «Домашнее задание и как его надо выполнять». | Фотоальбом для родителей «Памятные места нашего города». | ||||||
октябрь | ||||||||
«Дом, в котором я живу» | Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». | |||||||
«Мой город» | Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа. | |||||||
«Земля наш общий дом» | Анкета для родителей: «Знаете ли вы своего ребёнка?». | |||||||
«Праздники нашей страны» | ||||||||
ноябрь | ||||||||
«Моя родина – Россия» | Осенний праздник для детей и родителей «Золотая осень». | Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности». | ||||||
«Гимн, флаг, герб России» | Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». | Изготовление кормушек. | ||||||
«Москва – столица России» | ||||||||
«Герои России» | Индивидуальные консультации: «Одежда детей в группе». | Выставка детских рисунков ко дню матери. « Мамочка - наше солнышко» | ||||||
декабрь | ||||||||
«Зимушка – зима» | Устные беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». | |||||||
«Новый год спешит к нам гости» | Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Нужные советы». | |||||||
«Елочка – красавица детям очень нравится» | Консультация «Готовим руку дошкольника к письму». | Тест - анкета для родителей: «Состояние здоровья вашего ребёнка». | ||||||
«Все встречают Новый год – дружно встали в хоровод» | «Новогодняя сказка» - утренник для детей и родителей. | Выставка совместного творчества «Рождество Христово» | ||||||
январь | ||||||||
«Зимние забавы» | Оформление папки-передвижки «С Рождеством Христовым!» | |||||||
«Зимние виды спорта» | Индивидуальные беседы: «Формируем навыки самообслуживания у ребёнка». | |||||||
«Зимняя природа» | Консультация «Как развивать память у детей». | |||||||
февраль | ||||||||
«Почетное звание солдат» | Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?». | Анкета для отцов и дедушек, тема: «Каков вы мужчина?». | ||||||
«Почетное звание солдат» | Выставка детских рисунков, на тему: «Мой папа». | |||||||
«Будущие защитники родины» | Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». | Праздник «День защитника Отечества» | ||||||
«Праздник 23 февраля» | Выставка детских рисунков «Мой папа защитник отечества» | |||||||
март | ||||||||
«Мамин день – мамин праздник» | Утренник «Праздник для мамы» | Выставка работ детей к 8 марта «Мамочке любимой». | Оформление родительского уголка на весеннюю тему: «Весна – красна». | |||||
«Мамин день» | Проведение акции «Встречаем перелетных птиц» | Изготовление скворечников. | Фотовыставка «Моя семья» | |||||
«Имя и гражданство» | Анкетирование «Роль матери в воспитании ребенка» | |||||||
«Родной край» | Консультация «Развитие творческих способностей ребенка». | Экскурсия в библиотеку. «Книжкина неделя». | ||||||
апрель | ||||||||
«Природа просну-лась – весне улыбну-лась» | Участие детей и родителей в пасхальном фестивале «Пасха красная» | |||||||
«Герои космоса» | Спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая, и спортивная семья». | Памятка для родителей: «Режим будущего школьника». | ||||||
«Великие герои прошедшей войны» | Участие детей и родителей в Пасхальном фестивале «Пасха красная» | |||||||
«Праздник весны и труда» | Итоговое родительское собрание по теме: «Скоро в школу» | |||||||
май | ||||||||
«Великий день – победный день» | Оформление стенда «Они сражались за родину» | |||||||
«До свидания, детский сад!» | Консультация для родителей: «Особенности ориентировки в большом пространстве у детей с нарушением зрения». | Праздник посвященный Дню Победы | Памятка родителям: «Безопасное поведение детей на дороге» | |||||
«До свидания, детский сад!» | Выставка детского творчества «Наш город» | Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный». | ||||||
«До свидания, детский сад! Здравствуй школа!» | Родительское собрание «О летнем отдыхе детей» | Выпускной вечер «До свидания, детский сад!» | Фото вернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей». |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»
Цель: Ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.
Задачи:
- Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
- Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
- Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.
В настоящее время данная технология используется и в детских садах.
Феноменальная память- это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители читают стихотворения).Существует несколько этапов работы над стихотворениями, с которыми Вы сможете познакомиться, прочитав буклет.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?
Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?
Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые
относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок
текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали создать мнемотаблицы в бумажном варианте (приклеивая картинки). Но ведь почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.
Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.
Сегодня у нас есть возможность поработать не с компьютером, а с интерактивной доской. Преимуществом доски является то, что на ней можно работать как при помощи мышки, так и при помощи руки. Можно рисовать маркерами, что очень нравится детям, они могут участвовать в создании собственной картинки.
З.Н. Александрова
Капель
На солнышке согрелась ель.
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель.
В лесу нас весна.
По снегу капельки стучат:
«Подснежник, хватит спать!»
В. Жуковский
Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
я здесь пою приход весны!»
мы попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению «Весна»
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.
Виктор Лунин
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т.е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».
Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Желаю всем удачи!