Взаимодействие с родителями

Соловьева Мария Александровна

Тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический план работы с детьми и родителями на 2020-2021 учебный год в подготовительной группе.

Тема

Родительские собрания, консультации.

Детско-

родительские проекты.

Детско-

родительские

праздники.

Семейные экскурсии.

Творческие мастерские.

Участие родителей в общесадовских мероприятиях.

Анкетирование.

Информационное оснащение родительских уголков.

сентябрь

«Праздник знаний»

«Давайте познакомимся»

«Праздник знаний»

Род. Собрание «Что должен знать ребёнок 6 -7лет».

Оформление стенда «Пожарная безопасность»

«Осень золотая»

Консультация «Всё о детском питании».

Выставка работ совместного творчества «Огонь друг, огонь враг»

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».

«Осень золотая»

Консультация «Домашнее задание и как его надо выполнять».

Фотоальбом для родителей «Памятные места нашего города».

октябрь

«Дом, в котором я живу»

Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».

«Мой город»

Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа.

«Земля наш общий дом»

Анкета для родителей: «Знаете ли вы своего ребёнка?».

«Праздники нашей страны»

ноябрь

«Моя родина – Россия»

Осенний праздник для детей и родителей «Золотая осень».

Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности».

«Гимн, флаг, герб России»

Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».

Изготовление кормушек.

«Москва – столица России»

«Герои России»

Индивидуальные консультации: «Одежда детей в группе».

Выставка детских рисунков ко дню матери. « Мамочка - наше солнышко»

декабрь

«Зимушка – зима»

Устные беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

«Новый год спешит к нам гости»

Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни.  Нужные советы».

«Елочка – красавица детям очень нравится»

Консультация «Готовим руку  дошкольника к письму».

Тест - анкета для родителей: «Состояние здоровья вашего ребёнка».

«Все встречают Новый год – дружно встали в хоровод»

«Новогодняя сказка» - утренник для детей и родителей.

Выставка совместного творчества «Рождество Христово»

январь

«Зимние забавы»

Оформление папки-передвижки «С Рождеством Христовым!»  

«Зимние виды спорта»

Индивидуальные беседы: «Формируем навыки самообслуживания  у ребёнка».

«Зимняя природа»

Консультация  «Как развивать  память у детей».

февраль

«Почетное звание солдат»

Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?».

Анкета для отцов и дедушек, тема: «Каков вы мужчина?».

«Почетное звание солдат»

Выставка детских рисунков, на тему: «Мой папа».

«Будущие защитники родины»

Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

Праздник «День защитника Отечества»

«Праздник 23 февраля»

Выставка детских рисунков «Мой папа защитник отечества»

март

«Мамин день – мамин праздник»

Утренник «Праздник для мамы»

Выставка работ детей к 8 марта «Мамочке любимой».

Оформление родительского уголка на весеннюю тему:    «Весна – красна».

«Мамин день»

Проведение акции «Встречаем перелетных птиц»

Изготовление скворечников.

Фотовыставка «Моя семья»

«Имя и гражданство»

Анкетирование «Роль матери в воспитании ребенка»

«Родной край»

Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».

Экскурсия в библиотеку. «Книжкина неделя».

апрель

«Природа просну-лась – весне улыбну-лась»

Участие детей и родителей в пасхальном фестивале «Пасха красная»

«Герои космоса»

Спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая, и спортивная семья».

Памятка для родителей: «Режим будущего школьника».

«Великие герои прошедшей войны»

Участие детей и родителей в Пасхальном фестивале «Пасха красная»

«Праздник весны и труда»

Итоговое родительское собрание по теме: «Скоро в школу»

май

«Великий день – победный день»

Оформление стенда «Они сражались за родину»

«До свидания, детский сад!»

 Консультация для родителей: «Особенности ориентировки в большом пространстве у детей с нарушением зрения».

Праздник посвященный Дню Победы

Памятка родителям: «Безопасное поведение детей на дороге»

«До свидания, детский сад!»

Выставка детского творчества «Наш город»

Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».

«До свидания, детский сад! Здравствуй школа!»

Родительское собрание «О летнем отдыхе детей»

Выпускной вечер «До свидания, детский сад!»

Фото вернисаж: «Вот  и стали мы на год взрослей».



Предварительный просмотр:


Мастер-класс для родителей

«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений  с детьми»

Цель: Ознакомление и  последующее применение родителями мнемотаблиц в    домашних условиях.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;
  2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  при разучивании стихотворений с детьми.
  3. Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.

Ход мастер-класса:

     Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

    При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

    Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

    Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,  требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.  

    Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие -  зрительные образы (развита зрительная память).

    Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

    А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.    

    Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

    Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…

    Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

    Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

     В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Феноменальная память- это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…  

     Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная     информация.

     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

     На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.  

    Сейчас я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если  мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

     Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

     Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители читают стихотворения).Существует несколько этапов работы над стихотворениями, с которыми Вы сможете познакомиться, прочитав буклет.

     Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

     Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

    Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь  с ребёнком дома?    

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые          

     относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

     мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок

     текста, а ребенок находит картинку.

    Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали создать мнемотаблицы в бумажном варианте (приклеивая картинки). Но ведь почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и  компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.

     Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в  таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.

    Сегодня у нас есть возможность поработать не с компьютером, а с интерактивной доской. Преимуществом доски является то, что на ней можно работать как при помощи мышки, так и при помощи руки. Можно рисовать маркерами, что очень нравится детям, они могут участвовать в создании собственной картинки.

  Мнемотехника в разучивании стихов

З.Н. Александрова
Капель 
На солнышке согрелась ель.
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель.
В лесу  нас весна.
По снегу капельки стучат:
«Подснежник, хватит спать!»

Мнемотехника в разучивании стихов

В. Жуковский
Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
я здесь пою приход весны!»

Мнемотехника в разучивании стихов

мы попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению «Весна»

 Пробудившись ото сна,

 Кистью мягкою весна

 На ветвях рисует почки

 На полях — грачей цепочки,

 Над ожившею листвой -

 Первый росчерк грозовой,

 А в тени прозрачной сада -

 Куст сирени у ограды.                      

Виктор Лунин

 

 

     Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в  рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т.е. рисует дерево,  и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

     Как вы думаете, этот приём  им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста  дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами  увидите результат!

    Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.  Их можно   использовать в домашней игротеке.  Это очень интересно и увлекательно!

    Желаю всем удачи!