Проект " Широкая Масленица"
Данный проект осуществляется в рамках детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели- с педагогами- в условиях проведения методической работы; с родителями- в совместной деятельности.
Актуальность: Тема проекта «Широкая Масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детям, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.docx | 26.31 КБ |
Фото к проекту | 1.49 МБ |
Фото лепбука- продукта проекта | 577.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Широкая Масленица» Познавательно-творческий краткосрочный.
Данный проект осуществляется в рамках детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели- с педагогами- в условиях проведения методической работы; с родителями- в совместной деятельности.
Актуальность: Тема проекта «Широкая Масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детям, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Знать:
- Народные песни, потешки, сказки;
- Узнавать народные мелодии;
Уметь:
- Играть в народные игры;
- Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей;
- Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков;
- Использование народного опыта непосредственно в жизни детей;
Вид: групповой, краткосрочный.
Тип:
- Познавательный
- Речевой
- Творческий
Цель: Способность общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
Задачи:
- Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.
- Приобщение детей к традициям и обычаям своего народа.
- Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ 56, воспитатели Соловьева М.А., Минеева Ю.С., музыкальный руководитель В А.И., родители.
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Практический
Формы работы:
- Занятия по изодеятельности
- Познавательно-игровые занятия
- Занятие по ознакомлению с окружающим миром
- Музыкальные занятия
Средства:
- Художественное слово
- Творчество художников (Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»)
- Рассматривание игрушек народных мастеров
- Знакомство с лоскутным рукоделием
- Музыка
Новизна проекта: Позволит сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной культуре, сформировать представление об истории и культуре русского народа. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям и активизации словаря.
Предварительный результат:
Паспорт педагогического проекта.
Структура | Содержания |
Тема проекта | Широкая Масленица |
Адресация проекта | Педагогам образовательных учреждений |
Автор проекта | Соловьева М.А., Минеева Ю.С. МБДОУ № 56 |
Участники проекта | Воспитатели группы Соловьева М.А., Минеева Ю.С., дети старшей группы, родители воспитанников, музыкальный работник Варкентин А.И. |
Возраст воспитанников | Дети старшей группы |
Особенности проекта | Направленность: познавательный, творческий, речевой. Количество создателей: коллективный. Проект по количеству детей: групповой. Проект по продолжительности: краткосрочный. |
Цель проекта | Способность общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа. |
Задачи проекта | 1.Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа. 2.Приобщение детей к традициям и обычаям своего народа. 3.Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье |
Ожидаемые результаты | Дети узнают больше о |
Этапы работы над проектом | 1 этап- подготовительный. 2 этап- практическая реализация проекта. 3 этап- заключительный (подведение итогов; оформление материалов по проекту). |
I этап подготовительный.
- Подборка материала, пособий, литературы по теме.
- Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла- веселая Масленица?»
- Чтение детям сказок, рассказов.
- Беседа по содержанию прочитанных текстов.
- Загадывание загадок о посуде, кухонной утвари и др.
- Разучивание стихотворений песен, пословиц, поговорок, примет.
- Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший рецепт блинов.
- Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок. Рисование лошадей, аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».
- Знакомство с гостеприимством. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых.
II этап практический.
Понедельник «Встреча Масленицы».
Цель: Познакомить с традициями народного праздника.
«Масленица-кривошейка,
Состречает тебя хорошенько!
Блинцами, с кравайцами, с варенничками!»
- Интегрированное занятие «Ты откуда к нам пришла- веселая Масленица?»
- Изготовление чучела Масленицы.
- Изготовление куколок-закруток.
Вторая половина дня:
Чтение стихотворений, рассказов о русской тройке, заучивание потешек, дразнилок, небылиц.
- Рассматривание энциклопедий: «О лошадях», «Русский дом», «Наш дом».
- Консультация для родителей «Широкая Масленица»
Вторник «Заигрыш»
Цель: Дать детям представления о русских народных играх-забавах.
Первая половина дня.
- Разучивание хороводов «Веснянка», «Маслина, куда идешь?», песен «Наша Масленица», «Блины», частушек, русских народных игр «Заря- Зарница, красная девица»
- « Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!»
Вторая половина дня.
- Аппликация
- Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики.
Среда «Лакомка»
Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.
«Тин-тинка, подай блинка,
Оладышка-прибавышка, масляный кусок!
Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися!»
Первая половина дня.
- Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
- Интегрированное занятие на тему: «Хлеб всему голова!»
- Дегустация блинов «Блин не клин, живота не расколет.»
- Лепка «Угощение для Матрешек»
Вторая половина дня.
- Изготовление костюмов скоморохов, ряженых.
Работа с родителями:
«Выпечка баранок, пирогов, пряников.» Подобрать рецепты блюд из старинной кухни. Создание книги рецептов.
Четверг «Разгуляй четверток»
Цель: Дать представление о русской тройке.
«Наша Масленица годовая!
Она гостика дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на комонях разъезжает!
Чтобы коники были вороные
Чтобы слуги были молодые!
Здравствуй Масленица!»
Первая половина дня.
- Интегрированное занятие « Кони на ладони».
- Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьева «Тройка».
- Чтение стихотворений, рассказов о русской тройке.
- Квест-игра «Потерянный рецепт блинов».
Вторая половина дня.
- Рисование
- Рассматривание игрушек народных мастеров.
- Рисование и роспись «Дымковские игрушки».
Работа с родителями:
Изготовление игрушек из соленого теста.
III этап. Заключительный.
Пятница «Тещины вечерки».
Цель: Приобщать к истокам народных традиций.
«Зять на двор- пирог на стол».
- Наблюдение за трудом повара.
- Знакомство с лоскутным рукоделием.
Конспект по рисованию «кукла-Масленица».
Образовательная деятельность « Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Познакомить детей с народным праздником Масленицей.
- Формировать умение располагать изображение на весь лист бумаги, аккуратно закрашивать.
- Развивать художественно-творческую деятельность, воображение, навыки рисования, умение дополнять и заканчивать образ внесением деталей.
- Воспитывать интерес к праздникам своего народа, интерес к творчеству.
Демонстрационный и раздаточный материал: картина «Масленица», краски акварельные, белая бумага формата А4, «непроливайка», салфетка тряпочная, кисточка, простой карандаш.
Ход НОД:
В группе на стульчике сидит Мишка грустный (большая мягкая игрушка).
Воспитатель: (подходит вместе с детьми) Мишка, что ты такой грустный?
Мишка: (воспитатель говорит за Мишку) я шел к вам и видел, как на улице все люди веселятся, играют. Про какую-то Масленицу говорят. А я хочу узнать, что такое Масленица.
Воспитатель: Ах, вот в чем дело. А я как раз собиралась ребятам про Масленицу рассказать. Присаживайтесь и слушайте.( Дети садятся полукругом, Мишка сидит лицом к детям).
Воспитательница: Масленица- это праздник. Очень веселый, народный праздник. Появился он очень давно. Все его любят, что его празднуют до сих пор. Масленица длится целую неделю-семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Как бы провожают зиму и встречают весну. Делают куклу-Масленицу. Вокруг куклы -Масленицы водят хороводы, играют в игры, катают ее на санях.
Мишка: А почему праздник так называется?
Воспитатель: Потому что всю неделю пекут блины и угощают ими всех все семь дней. А потом куклу-Масленицу сжигают на костре.( Можно показать картину «Масленицу»). Я думаю, что все любят веселиться и играть. Предлагаю поиграть в игру «Блинчик шел по лесу».
Цель игры: Создать хорошее настроение детей.
Описание игры: участники встают в круг и берутся за руки. Один ребенок изображает блинчик (становится в центр круга). Дети, двигаясь, по кругу, поют:
Блинчик шел по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе бублик, бублик (все поют эти строки и ходят хороводом по кругу)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,( все прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,( все дрыгают ножками)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, ( все хлопают в ладошки)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем, ( все топают)
Головкой покачаем, качаем, качаем, (Качают головой в стороны)
И снова начинаем! (Далее: Бублик шел по лесу…… нашел себе баранку (сушку, тортинку, пышку, пряник, пончик, пирожок, оладушек и т.п……. по тексту)
Мишка: Какая интересная игра. Я медвежат научу играть в такую игру, расскажу про Масленицу. А как же я медвежатам покажу саму Масленицу?
Воспитатель: Ребята, как можно помочь Мишке? ( Ответы детей: можно нарисовать).
Воспитатель: Да. Нарисуем куклу-Масленицу. Расскажу, как будем рисовать по порядку. Нарисуем простым карандашом голову большую в верхней части листа, круглую как блин ( или солнце). На голове рисуем лучики треугольные. На лице нарисуем глаза, рот, нос. Платье треугольное , рукава. Выбирайте цвета яркие для раскрашивания.
Воспитатель: (Используется метод «пяти пальцев» по методике программы Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости»).
Кулачек-разгибаем мизинец( Что задумали сделать?)
Дети: Нарисовать куклу-Масленицу
Разгибаем безымянный палец(На чем будем рисовать?)
Дети: На бумаге.
Разгибаем средний палец (Чем будем рисовать? Что нам нужно для работы?)
Дети: Краски цветные, кисточка, «непроливайка» с водой, салфетки для промакивания.
Разгибаем указательный палец (Как будем рисовать?)
Дети: По порядку.
Разгибаем большой палец ( Что у вас получится?)
Дети: То, что задумали: кукла-Масленица.
Воспитатель: Приступаем к работе. Мишка ждет ваших картинок, чтоб отнести их медвежатам.
Мишка: Спасибо, ребята. Очень красивые и интересные работы у вас получились. Я отнесу их медвежатам.