3. Методические разработки
Авторские методические разработки по познавательному, речевому, социально- коммуникативному развитию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе
Тема: «Воздух – волшебник»
Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха
Задачи:
- Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, умение сравнивать, обобщать результаты опытов и делать выводы;
- Развивать умение решать проблемные задачи;
- Познакомить детей с методом моделирования «маленькими человечками»
- Способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости
Методы и приемы: беседа, рассказ персонажей и воспитателя, объяснение, игры-исследования, метод моделирования маленькими человечками
Оборудование: кукла Незнайка, одежда для ученых (халаты, шапочки), материалы для опытов, листы, краски, трубочки, мыльные пузыри, технические средства
Время | Элементы методической структуры НОД | Действия педагога
| Действия воспитанников | На что направлено |
3 мин 12 минут |
Основная часть Динамическая пауза Итог занятия | Педагог приветствует детей, знакомится с детьми: - Здравствуйте ребята. К нам в гости пришёл наш друг Незнайка. Давайте поприветствуем его. Незнайка рассказал мне по секрету, что у него сегодня грустное настроение. Давайте узнаем почему! Проблемная ситуация Незнайка приходит со сдутым шариком, просит детей помочь ему. Незнайка: «Ребята, мой друг Винтик подарил мне воздушный шарик. Он был такой большой и красивый, а теперь что с ним случилось? Он стал маленьким» Педагог предлагает детям разрешить проблемную ситуацию игрового персонажа. - «Не расстраивайся Незнайка мы с ребятами поможем тебе» Педагог: - Как вы думаете, чем был наполнен шарик? (воздухом) - Почему шарик стал маленький? (сдулся). Почему он мог сдуться? Что мы можем сделать, чтобы шарик снова стал большим? (шарик нужно надуть). Чем мы будем наполнять шарик? (воздухом) с помощью чего? Давайте покажем, как мы будем это делать. Игра «Надуем шарик» Воздух носиком вдохнем и будем надувать шарик, покажем какой шарик стал большой» С помощью чего еще можно надуть шарик? (с помощью насоса) Воспитатель берет насос помогает Незнайке надуть шарик. Незнайка радуется, благодарит за помощь детей. - «Спасибо Вам ребята! Вы очень добрые!» - Посмотри Незнайка, твой шарик снова стал большим. Как ты думаешь почему? Незнайка, а ты запомнил, что находится внутри шарика? Незнайка: «Ой, я забыл» Воспитатель: Ребята давайте напомним Незнайке, что находится внутри шарика? (дети отвечают, что воздух) - Ребята, что вы знаете о воздухе? - Какой он? Кому он необходим? - А где мы можем с вами узнать о воздухе? Картинки – подсказки помогут нам. (прочитать в книге, спросить у взрослых, посмотреть в интернете, провести опыты). - Ребята, где можно провести опыты? (в лаборатории). Что это такое? Лаборатория? (помещение, где ученые проводят опыты) - Я вам предлагаю превратиться в ученых и отправиться в научную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать много интересных фактов о воздухе. В лаборатории ученые находятся в специальной одежде, нам необходима специальная форма для проведения опытов. - Мы с вами как настоящие ученые и готовы к новым открытиям! - Ребята у воздуха очень много секретов. И самый главный секрет – воздух никто никогда не видел. Оглянитесь вокруг, посмотрите направо, налево, вверх и вниз. Вы видите воздух? Где же находится воздух? Но мы его не видим. Как доказать, как проверить, что воздух вокруг нас? (нужно провести опыт) Опыт 1. Воздух находится вокруг нас. - Давайте проведем опыт и докажем, что воздух вокруг нас. Посмотрите, что у нас есть для проведения опыта? С помощью мешочков мы попробуем поймать воздух. Проверим есть ли воздух вокруг нас? Открываем мешочек и набираем в него воздух и крепко закручиваем. Что происходит с мешочком? (он надулся) Почему? (воздух внутри пакета занял все место) Давайте рассмотрим воздух внутри пакета? Какой он по цвету? (бесцветный). Почему мы не видим воздух? (он прозрачный). Теперь нам нужно узнать есть ли воздух в других отсеках лаборатории. Отправляемся на поиски воздуха. Проверьте есть ли воздух около окна, а есть ли воздух под столом? Не забудьте показать свои пакеты с воздухам коллегам- ученым. - Ребята, давайте расскажем Незнайке какой секрет воздуха мы узнали. Что мы доказали с помощью опыта? (воздух находится вокруг нас, он бесцветный, невидимый, не имеет запаха) Незнайка: «Ребята, у меня возник вопрос, как вы думаете из чего состоит воздух? Воспитатетель: «Где мы можем об этом узнать? Наш компьютер поможет нам, задаем поисковый вопрос – из чего состоит воздух? Воздух состоит из мельчайших частиц. Эти частицы похожи на маленьких человечков, они называются гаазообразные человечки или человечки газа, посмотрите, как они выглядят. Они всегда прыгают, кружатся, никогда не усидят на месте. Посмотрите в каких предметах можно встретить этих человечков? Незнайка: Как можно узнать, что в предметах есть воздух? (провести опыт) Опыт 2. Воздух находится в предметах. В нашей лаборатории собраны материалы – мел, камень, губка. Давайте проверим, есть ли в этих предметах воздух. Посмотрите, что у нас есть для опыта? Как будем проводить опыт? Что нужно сделать? (опустить предмет в воду, пронаблюдать за изменениями) Что мы наблюдаем, что происходит с материалами, опущенными в воду? (из дырочек в предметах выходят пузырьки, они поднимаются наверх. Вода вытесняет воздух из всех дырочек, которые есть в материале, этот воздух мы видим в форме пузырьков). Вывод: В исследуемых предметах находится воздух, газообразные человечки живут в разных предметах. Динамическая пауза. Незнайка: «Я слышал, что газообразные человечки любят играть с мыльными пузырями. А вы? Давайте поиграем вместе!» Игра «Мыльные пузыри» Незнайка: «Ребята, я вспомнил! Оказывается, я знаю один секрет воздуха! Хотите узнать о нем? Опыт 3. Воздух двигается. Воздух можно почувствовать. Давайте проведем опыт и узнаем, как можно почувствовать воздух? Что вы чувствуете, когда дуете себе на ладонь через трубочку? (ветерок) Как с помощью веера почувствовать воздух? (помахать на себя). Что мы чувствуем? (ветерок, струю воздуха) - Движение воздуха называется ветром. Посмотрите ребята, как человек использует это свойство двигаться. Спасибо тебе, Незнайка, что рассказал нам о таком замечательном свойстве воздуха! - Сегодня, вы коллеги – ученые потрудились на славу! Незнайка: Ребята, вы многому научили меня, я очень много нового узнал о воздухе. А вы ребята? Какой опыт вам понравился больше всего? Воспитатель подводит детей к общему выводу о свойствах воздуха. С помощью картинок символов подводит детей к формулировке вывода. Поощряет детей. - Наша лаборатория закрывается. На память о ваших открытиях незнайка хочет подарить вам альбом с интересными фактами о воздухе. Незнайка: «Ребята, я вам приготовил сюрприз! Посмотрите какие картины у меня есть! (показывает детям рисунки). Эти необычные рисунки нарисованы с помощью воздуха. А вы пробовали, когда – нибудь рисовать воздухом? Хотите попробовать? Незнайка приглашает детей нарисовать необычные картины с помощью красок и соломинок. Демонстрирует детям, как можно рисовать с помощью соломинки, помогает детям. Рассматривает рисунки, выполненные детьми, уточняет с помощью чего были выполнены рисунки. Педагог вместе с игровым персонажем прощается с детьми. | Дети приветствуют воспитателя, активно слушают, отвечают на вопросы Активно взаимодействуют с воспитателем, высказывают суждения, приходят к выводу, что шарик нужно надуть. Выполняют дыхательную гимнастику Работа со слайдом на презентации Дети надевают спецодежду и принимают на себя роль ученых Дети с помощью опытнических материалов проводят опыт, наблюдают, рассуждают формулируют выводы Дети формулируют выводы, отвечают на вопросы Рассматривают картинку - символ Предлагают варианты ответов Рассматривают слайды на презентации Рассматривают, знакомятся с символическим обозначением данных свойств воздуха. знакомятся с маленькими человечками газа, рассматривают и называют картинки с предметами, в которых живут газообразные человечки. Дети подходят к материалам (три стаканчика с водой, мел, камень, губка), Формулируют суть опыта Проводят опыт, проводят наблюдения Высказывают предположения, формулируют вывод Рассматривают картинки на презентации формулируют вывод Дети запускают мыльные пузыри Отвечают на вопрос Незнайки Дети, используя представленные материалы, проводят опыт, формулируют вывод Рассматривают слайды на презентации Активизируют мыслительные процессы. Отвечают на вопросы Рассматривают иллюстрации, формулируют вывод Дети приступают к продуктивной деятельности | Социально - коммуникативное развитие Социально - коммуникативное развитие Познавательно - речевое развитие Познавательно – речевое развитие Познавательно – речевое развитие Познавательно - речевое Социально – коммуникативное развитие Познавательно – речевое развитие Познавательно – речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема: « Дом. Русская изба».
Программное содержание:
- Вызвать интерес у детей к жизни в русской деревне, крестьянской избе;
- Расширить представления детей о деревенском доме – избе, познакомить с предметами старины (печь, чугунок, ухват, прялка, веретено, рубель, валик);
- Развивать любознательность, память, творческие способности;
- воспитывать любовь и уважение к культурным традициям родной страны, воспитывать желание беречь свой дом.
Ход занятия | примечание |
1 этап (вводный) Педагог встречает детей в русском костюме. Воспитатель: (напевает) «Стоит в поле теремок он не низок, не высок. Кто в теремочке живёт? (дети перечисляют животных – мышка, лягушка, лисичка, волк, заяц). Показ картинки - Ребята, давайте вспомним сказки, где рассказывается, в каких домах жили герои (показ иллюстраций). - Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. А где Баба - Яга жила? В избушке на курьих ножках. А какие домики были у трёх поросят? Помните в сказке о золотой рыбке, рыбка подарила старухе дворец. - Вот видите, у каждого есть свой дом, есть он и у каждого из нас, где живет вся семья. 2 этап (основной) Ребята, а вы сказки любите? Хотите побывать в сказке? ( Да!). Тогда мы начинаем! Жили - были матушка да батюшка. А жили они в большой деревянной избе. Изба – это дом, построенный из брёвен (показ и рассматривание избы). Где жили матушка с батюшкой? - В избе. И были у матушки с батюшкой сыночек да дочка, а у дочки с сыночком - бабушка и дедушка. Жили они ладно да дружно. У каждого в доме своё дело имелось. Давайте посмотрим, что было внутри избы. Была в избе большая печь. Батюшка каждый день дрова рубил да печь топил. Печь тепло давала всех согревала. Что делал батюшка? – Дрова рубил. Печь топил. А ещё в печи кашу варили, хлеб пекли, сушили одежду, грибы, ягоды. Можно было, и спать на печи. Матушка кашу в чугунке варила да всю семью кормила. Как вы думаете, что такое чугунок? Чугунок это предмет посуды. В нём варили кашу, щи, картофель. Какой он? Тяжелый, черный. В чем матушка кашу варила? – В чугунке. Ребята, как вы думаете что это за предмет? Для чего он нужен? Это ухват, помогал хозяйке чугунок в печь ставить. Что же бабушка делала? Сейчас я вам покажу, а вы мне сами расскажете. «Позолоченная прялица, я пряду, а нитка тянется». Педагог садится возле прялки и начинает прясть нитки. Чем же занималась бабушка? (ответы детей). Бабушка пряла нитки на прялке и внучку учила. Ты внученька вытяни пальчиками шерсть и нитку крути да на веретено наматывай. Посмотрите, сколько ниток бабушка с внучкой напряли! А дедушка с внучком разные предметы из дерева вырезали. Посмотрите и назовите их. Посуда – чашки, ложки, игрушки. А это что? В старину расчёску называли ГРЕБЕШОК. Много дел было в доме, все трудились. Но любили батюшка с матушкой да с детками, да с бабушкой и дедушкой и повеселится. Были и праздники у них. Уж больно они любили хороводы водить. Давайте и мы с вами хоровод заведём. Русский народный хоровод «Кострома» Вставайте и в круг и подпевайте. В хороводе такие слова – Кострома, Кострома, Государыня моя, Кострома. Дома Кострома? (спрашивает педагог) Дома! (дети отвечают) Что делаешь?
Ну что? Потанцевали, а теперь и сказку послушаем. Обитает в доме у батюшки с матушкой ещё один житель. Это домовой, невидимый хозяин дома. Он защищает дом от всего плохого. Показывается домовой только хорошим и добрым людям. Хотите познакомиться с ним? Давайте позовём его. «Ты хозяин покажись да гостям назовись». Появляется домовой. - Ох, гостей то сколько, видимо, невидимо! Всем здоровьишка желаю! Давайте знакомиться. Я домовой Кузя. Дом я охраняю, от злых людей оберегаю. Вот! А вы ребятушки откуда? Где живёте? В городе или в деревне? У вас дома какие? (высокие, каменные. (Ответы детей). Домовой: есть у меня сундук волшебный. Хотите посмотреть, что в нём лежит? Ох, давно я в нём порядок не наводил, посмотрим, что там! (открывает крышку) и достаёт современный утюг. – Ох, батюшки! Чур, меня, чур! Что это за штуковина такая, как попала в мой сундук? Вы ребята не знаете, что это? (дети объясняют, что это утюг, им гладят одежду). У вас, что дома такой есть? А я моя хозяйка вот чем одежду гладит. Показывает (эти палочки называются рубель и валик). Домовой достаёт кастрюлю. А это ёщё такое? (дети объясняют). Нет, в нашем доме кашу варят….. я и забыл. Подскажите ребята, в чем матушка кашу варила? (в чугунке). Да, верно старый я стал, памяти совсем нет. Детские сандалии и лапти. - Это наверно Нафаня мне в сундуке все перепутал. Это он из города навёз подарков. Ну да ладно! Молодцы, знаете домашнее хозяйство. Вижу я ребята вы добрые и хочу я вам рассказать, как обереги делать. Вы знаете, что такое оберег? Оберег защищает дом от всего плохого, сохраняет в доме мир и радость. Помещается оберег в доме над дверью. Как вы думаете, нужно ли свой дом оберегать? У меня много оберегов. Вот, например подкова приносит в дом счастье. Сейчас мы сделаем с вами оберег. В маленький мешочек мы с вами положим монетку, (для чего?) чтобы денежка в доме водилась, зернышко, чтобы сытыми все были, а ещё орешек, чтобы здоровенькими были. Ребята приглашаются к столам для изготовления оберега. Ну что получилось у вас? Молодцы! (обереги убрать на поднос). 3 этап (итог) Педагог: Ребята, нам нужно отблагодарить Кузю, задобрить, давайте угостим его пирогами. Давайте пригласим Кузю к столу. Скажем вместе - хозяин батюшка ешь пироги, наш дом береги! Посмотрите, в печке пироги испеклись, пока мы делом заняты были. Проходите, ребятушки к столу, угощайтесь чайком да пирогами! Пальчиковая игра «Пирог» Мы спросили нашу печь: дети ставят руки полочкой, покачивают - Что сегодня нам испечь? – вытягивают руки вперёд Печку мы спросили, поворачивают ладони вверх - вниз Тесто замесили. мнут руками бёдра Тесто скалкой раскатали, гладят ладонями бёдра Раскатали - не устали. Пекут пироги Начинили творогом И назвали пирогом! Ну – ка, печка, вытягивают руки вперёд Дай творожнику местечко! Испеклись наши пироги. Вот и самовар на столе. Хозяин батюшка ешь пироги наш дом береги! И вы ребятушки за стол проходите, угощайтесь чайком да пирогами!
| Тарелочка с яблочком ( 2 минуты) Дети садятся на стульчики Мольберт ( 3 минуты) Картинки к сказкам «Заюшкина избушка» «Три поросенка» «Сказка о золотой рыбке» (5 минут) Макет русской избы. Фигурки членов семьи. Показ печи Печь с одеялами и куклой Коврики Скатерть, самовар посуда Показ чугунка. Дети рассматривают чугунок Ухват Прялка с шерстью Веретено Корзина с клубками Деревянная посуда Мишки деревянные Гребешок Лапти (5 минут) Русская народная мелодия Игрушка домовой Сундук Утюг Кастрюля Валик и рубель Поднос с мешочками Тарелочки с орехами, монетками, зёрнышками Дети проходят за стол, угощаются |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе
Тема: «Животный мир Урала»
Цель: Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Задачи:
- Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Урала;
- Вызвать у детей интерес к изучению животного мира Урала;
- Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном мире;
- Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности;
- Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Урала;
- Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной уральский край.
Материалы: книга «животные Урала, карта Урала, иллюстрации животных, иллюстрации для дидактических игр – следы животных, иллюстрации жилищ животных, костюм белочки, иллюстрации - пожар в лесу.
Предварительная работа:
- просмотр презентации на тему «Животный мир родного края».
- прослушивание песен об Урале
- рассматривание макета «Природа Урала».
- чтение стихов и рассказов об Урале, беседы по их содержанию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, давайте поприветствуем друг друга и скажем друг другу «доброе утро».
Разминка – приветствие: Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
Доброе утро, взрослым и детям,
Доброе утро, всем людям на свете!
Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на эти картинки. В них «спрятались» какие-то буквы. Найдите их составьте из них слово.
Воспитатель выставляет картинки со «спрятанными» буквами.
Дети находят в изображениях букву «У» (улитка), «Р» (ромашка), «А» (айсберг), «Л» (лиса) и составляют из этих букв слово «Урал».
Воспитатель: Так называется наш родной край, наша малая родина. Давайте все вместе произнесем название нашего края – Урал! Обратите внимание на карту Урала.
По климатическим условиям Урал разделяют на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал.
Кто знает, в какой части Урала мы с вами проживаем?
Дети: на Среднем Урале.
Вы знаете, что у Екатеринбурга, как и во всех городах Росси, есть свой герб? (ответы детей)
А какое животное изображено на гербе Свердловской области?
Дети: Белый соболь.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие животные обитают в уральских лесах
Дети: Лиса, волк, медведь, белка, лось, заяц.
Воспитатель: Много вы ребята животных знаете, но в уральских лесах есть и другие животные, которых вы не назвали.
Послушайте загадки!
(по мере отгадывания загадок воспитатель демонстрирует иллюстрации животных из книги «Животные Урала»)
Есть на речках лесорубы,
В серебристо - бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины,
Строят прочные плотины.
(Бобры)
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)
Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …
(Барсук) С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать (белка)
Воспитатель по мере отгадывания загадок уточняет у детей – Что мы знаем о животном? Что бы хотели узнать нового о том или ином животном?
Все эти животные обитают в разных регионах нашего края в зависимости от того, к какой среде животное приспособлено. Давайте поразмышляем ребята и разместим животных на карте Урала. Дети вместе с воспитателем находят и размещают на карте животных, обитающих на севере Уральского края, на юге, животных средней полосы.
Воспитатель: Ой, к нам кажется кто – то в гости пришел (заходит ребенок в костюме белки), рассказывает о себе.
Белочка предлагает ребятам поиграть.
Белочка: Я принесла для ребят интересные задания.
Задания вывешиваются на 2 мольберта. Мальчикам – «Помоги животным найти свои домики». Девочкам – «Кто оставил следы?» Затем задания проверяются игроками другой команды (мальчики проверяют у девочек и наоборот), объясняют правильность выполнения.
На прощание белочка предлагает детям поиграть.
Игра – танец «Зверобика». Затем белочка прощается с детьми.
Воспитатель: А мы открываем следующую страницу нашей книги. Ой, ребята, смотрите, почему страницы красные, и какие животные здесь изображены.
( Это страницы из Красной книги.)
Как вы думаете, почему эти животные размещены на красных страницах?
Вы знаете, что большинство диких животных находятся на грани исчезновения? Такие животные занесены в специальную книгу, которая называется «Красной книгой». Цвет переплета книги - красный, это не случайно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!». И это действительно так. Если мы не защитим животных, попавших в Красную книгу,
они погибнут. В нашем краю тоже есть животные, которые нуждаются в нашей
помощи, они занесены в Красную книгу Урала.
Давайте узнаем, какие же животные стали редкими на Урале (дети вместе с воспитателем рассматривают и называют редких животных Урала).
Ребята, а пока мы с вами беседовали в лесу случилась беда! Посмотрите!
Дети: горит костер, деревья горят!
Воспитатель: а что же случилось?
Дети: люди не потушили костер и лес загорелся.
Воспитатель: а что будет с животными?
Дети: они уходят, боятся пожара!
Воспитатель: да, животным приходится уходить из своего дома, чтобы уцелеть и не погибнуть в пожаре. Те, которые успевают уйти – спасаются, остальные – погибают. Пожар уничтожает гнезда, жилища и корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от, казалось бы, простого костра?!
Показ иллюстраций загрязненного леса.
Воспитатель: что вы видите?
Дети: люди оставили после себя мусор в лесу и не убрали за собой.
Воспитатель: посмотрите ребята и скажите, какой лес вам нравится больше? Чистый или загрязненный?
Дети: чистый.
Воспитатель: а почему?
Дети: в грязном лесу неприятно находиться.
Воспитатель: скажите, а почему еще в лесу нельзя мусорить?
Дети: потому что лес – это дом для растений и животных, будем мусорить, растения погибнут, животные поранятся острыми банками, стеклом.
Воспитатель: а что еще нельзя делать в лесу, чтобы не навредить его обитателям?
Дети: ломать ветки, обижать животных, насекомых, кричать, пугать…
Воспитатель: к сожалению, многие звери стали редкими, и они занесены в Красную книгу не только Урала, но России. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растениям и животным, которых природа создавала миллионы лет. Давайте перестанем охотиться, вырубать леса, загрязнять землю и воду, а будем беречь, и любить нашу природу. С любовью относится ко всему живому.
Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали как нужно себя вести в лесу?
Дети: рассказать всем.
Воспитатель: ребята, мы можем сделать с вами свою Красную книгу животных Урала. Эта книга будет жить в нашем детском саду, и все дети смогут посмотреть эту книгу и узнать о редких животных. А чтобы сделать такую книгу нужно каждому из вас приготовить страничку для Красной книги. Такую страничку вы приготовите вместе с вашими родителями.
Подведение итогов. Чем занимались на занятии? Что нового узнали? Какие правила запомнили?
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в подготовительной группе
Тема: « Мой автопортрет».
Цель: Закрепить знания детей о жанре портрета.
Учить детей рисовать автопортрет, передавать в рисунке
особенности своего лица.
Учить правильно располагать части лица.
Использовать при рисовании различные способы закрашивания.
Материал: зеркала, фломастер, карандаши, альбомный лист, иллюстрации.
Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.
Словарь: Портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас и т.д.
Предварительная работа:
Рассматривание портретов художников и поэтов.
Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела». Рисование простым карандашом портретов.
Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д.
Ход занятия.
Ребята, сегодня вас ожидает сюрприз. Закройте глаза.
(дети закрывают глаза, воспитатель переодевается).
Откройте глаза, мои внучатки.
Это я к вам в гости пришла, Бабушка – Загадушка.
Что вы знаете, ребятки
Про мои стихи — загадки?
Где отгадка, там конец,
Кто подскажет – молодец!
А вот моя первая загадка:
1. Ванька-встанька из волчка
В нём увидит толстячка
Иностранка кукла Синди
В нём красавицу увидит
Ну, а мой знакомый Сашка
В нём увидит замарашку.
(зеркало).
Верно, верно! Угадали!
Будто где его видали!
Я не просто так пришла,
Зеркала вам принесла.
(Воспитатель раздает зеркала).
Вы, попробуйте, ребятки
Разгадать мои загадки
Никто ответа не подскажет
А зеркало вам их покажет.
Бабушка загадывает загадки, отгадки (картинки) выставляет на доску.
1.Он бывает самым разным
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.
(нос).
2.У зверюшки – на макушке,
А у нас – ниже глаз.
(уши).
3.Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят.
(глаза).
4.Их не сеют, не сажают, они
сами вырастают.
(волосы).
5.Есть у радости подруга в виде полукруга
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт
То внезапно возвратиться,
грусть тоска её боится.
(улыбка).
Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?
Д: Слово улыбка было лишним, так как остальные слова это части лица.
- Молодцы, правильно!
Сегодня мы будем учиться рисовать свой автопортрет.
Ребята, а вы знаете, что такое автопортрет?
Автопортрет – это когда художник передает в рисунке черты своего лица, он глядит в зеркало и рисует себя. На портрете мы с вами ведем голову и часть туловища (плечи).
Раньше когда не было фотоаппаратов, художники рисовали портреты людей.
(Воспитатель с детьми рассматривают автопортрет).
А сейчас возьмите в руки зеркала и рассмотрите свое отражение в зеркале. Обратите внимание, какие цветом у вас волосы, длинные или короткие, какой нос, уши, глаза. Где расположены на лице глаза, кончик носа, уши, рот.
А теперь возьмите фломастер и на зеркале попробуйте нарисовать свой портрет. Нарисовали, молодцы!
А вот теперь мы можем приступить к рисованию своего автопортрета на бумаге.
Во время рисования можно поглядывать в зеркало, чтобы лучше и точнее передать черты своего лица.
Итог. Вопросы к анализу:
Как ты думаешь, чей это портрет? Как ты его узнал? Похоже, получилось?
Чей автопортрет вам понравился больше всего? Давайте вспомним:
Когда художник изображает на картине человека, как называется такая картина? Верно, портрет. А если каждый из вас будет рисовать того, кого видит в зеркале, то, как будет называться такая картина? Совершенно верно, автопортрет.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну доброты и вежливости»
|
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в страну доброты и вежливости»
Программное содержание:
- создать условия для закрепления форм приветствия, применяемых детьми по отношению к взрослым и сверстником;
- вызвать желание детей совершать добрые дела для окружающих, создать условия для их практической реализации;
- продолжать работу по обогащению словарного запаса детей; ввести в активный словарь детей слова: чуткость, отзывчивость, ласка;
- побудить детей к появлению таких нравственных качеств как доброта, сочувствие.
Оборудование: конверт с письмом, карта, куклы би-ба-бо, поднос, семена, чашки, цветы, лента, медали, дорожка со следами, канат, пластмассовые кочки, дуги.
Интеграция: область «Коммуникация», область «Социализация», область «Познание»
Ход занятия
Детям демонстрируется письмо.
- К нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, откуда и от кого оно пришло. Откуда – город Доброты и Вежливости, от кого – от Царицы Ласки. Хотите прочитать его?
«Здравствуйте дорогие дети! Я знаю, что вы очень добрые, чуткие дети, а еще очень дружные, поэтому прошу помочь мне. В моей стране доброты и вежливости появилась Злючка-колючка и заколдовала всех жителей моей страны. Они стали грубыми, невежественными, злыми, разучились помогать друг другу. Прошу помогите, от Злючки-колючки освободите. До свидания!»
- Вот такое письмо, ребята. Как вы думаете, сможем мы помочь? Давайте поможем Царице Ласке. Посмотрите, в конверте лежит карта, с помощью которой мы сможем добраться до страны Доброты и Вежливости.
Давайте посмотрим, через какие города пройдет наш маршрут. Город под номером 1 – это город Приветствий.
Готовы к путешествию?
Наше путешествие будет долгим и трудным. Как нас можно назвать, если мы отправляемся в путь? (путешественники). Что нам поможет не испугаться трудностей? (смелость). Каким должен быть путешественник? (смелым, добрым, вежливым).
Дети посмотрите на ваши руки. У мальчиков они сильнее и крепкие, у девочек ласковые и нежные. Наши руки могут все: поднять упавшего товарища, обнять друга, погладить, когда больно, накормить голодного. Давайте возьмемся за руки и отправимся в наше путешествие.
Ходьба через препятствия парами под музыку.
Город Приветствий
- Кажется мы добрались с вами до города Приветствий.
Появляется Царица Ласка:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я знала, что вы откликнитесь на мою просьбу о помощи. Мы с вами совсем не знакомы, давайте познакомимся. Меня зовут Ласка Доброславовна. А теперь я узнаю, как зовут вас.
Царица Ласка подходит к ребенку, побуждает назвать свое полное мя отчество.
- Очень рада познакомиться с вами, дорогие ребята. Теперь, когда мы знакомы, можем продолжить. Злючка-колючка заколдовала всех жителей города Приветствий и они разучились здороваться друг с другом. А вы, ребята, умеете приветствовать своих друзей, взрослых?
Какие слова мы произносим, когда приветствуем взрослых (здравствуйте), а друзей? (привет).
Одинаково ли мы здороваемся утром, днем и вечером? (нет). Утром – доброе утро, днем – добрый день, вечером – добрый вечер.
Наши ребята знают игру и смогут научить жителей твоего города приветствовать друг друга.
Игра «Утро, день, вечер»
Дети ставят стульчики так, чтобы получился круг. Как только звучит музыка, горожане спешат по делам. По сигналу «утро», «день», «вечер» - останавливаются и приветствуют друг друга.
- Ребята, возьмите кукол, это и есть жители города Приветствий. Звучит музыка, дети передвигаются по кругу в разных направлениях.
В конце игры: « Молодцы, теперь жители моего города вспомнили, как нужно приветствовать друг друга».
- Давайте продолжим наше путешествие. Посмотрим, какой город мы посетим – город Добрых дел, туда ведут цветные следы. Ну тогда в путь.
Город добрых дел
Детей встречает котенок, он жалобно мяукает:
- Мяу! – Мяу!
- Здравствуй, котенок. Почему ты такой грустный?
- К нам город пришла Злючка-колючка и заколдовала всех жителей. Они разучились совершать добрые поступки. Меня никто не хочет приютить, я совсем один, никто не говорит мне добрых слов.
- Не плачь, мы позаботимся о тебе.
- Ребята садитесь в круг, давайте приласкаем одинокого котенка. Скажем ему ласковое, доброе слово и ему будет не так одиноко.
Игра «Скажи своему другу ласковое слово»
Котенок: Спасибо, ребята, теперь я не чувствую себя таким одиноким, у меня много друзей.
Воспитатель обращает внимание детей на чей-то плач.
- Слышите, ребята? Кто еще плачет, зовет нас на помощь.
За ширмой появляется Аленушка.
- Здравствуй, Аленушка?
- Здравствуйте, ребята.
- Почему ты плачешь?
- Злючка-колючка столько много мне работы дала. Я работала весь день. И вот еще мне нужно разобрать все семена, если я не успею, она превратит меня в камень. Что же мне делать?
- Мы поможем тебе, правда, ребята.
Дети сортируют семена. Аленушка благодарит детей.
- Я слышу, что кто-то еще нас зовет о помощи.
«Пить, пить, напоите нас скорее, пить».
- Кто же может просить пить?
Дети догадываются, что это цветы, затем поливают их по очереди из лейки.
«Как хорошо, жители нашего города совсем забыли про нас. Спасибо вам, ребята! Мы вам очень признательны!»
Царица Ласка: - Ребята, нам нужно спешить, пока Злючка-колючка не заколдовала всех жителей моей страны. Давайте посмотрим, какой город следующий?
Город Волшебных слов
Царица Ласка: - Я перенесу вас в этот город с помощью волшебства. Ложитесь поудобнее, раслабтесь, отдохните. Я буду произносить волшебные слова, и мы окажемся в городе Волшебных слов.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Лишь скажу я – один, два, три, четыре, пять
Добрый город будет нас встречать.
- Открываем глаза, мы уже с вами в городе Волшебных слов. Садитесь поудобнее, а я сейчас загадаю вам загадки о волшебных словах.
Если помощь оказали, Так бывает, что в трамвае
Книгу почитать вам дали, Вы кого-нибудь толкнете.
Вы всегда благодарите Что ж, скажите (извините)
И (спасибо) говорите. Дяде, бабушке и тете.
Есть волшебное слово Мамы, папы в детский сад,
Среди множества слов, За ребятами спешат,
Кто же знает его Уходя всем на прощанье
И назвать здесь готов. Говорите (до свиданья).
(пожалуйста)
Если в гости кто приходит
Или друга кто-то встретит,
Вежливое слово скажет,
Дети знают слово это? (здравствуйте)
Злючка-колючка: Что это за слова слышу! Фи! Гадость какая.
Ласка: Ах, вот ты где!
Злючка: А я сейчас вас всех заколдую. Забудьте все свои волшебные слова. Будьте такими же злыми как я.
Ласка: Что же мы будем делать ребята?
Выслушивает варианты детей.
- Ребята, зло злом никогда не победить, только ласка и доброта всегда побеждает зло. У меня осталось одно волшебное заклинание. Но его нужно расшифровать.
Е Л О Х П О Д У Х О И 6 2 5 4 1 3 4 1 2 3 5 |
ПЛОХОЕ УХОДИ
А Б Р О Т Д О И Д П О Р Х И 7 3 4 2 6 1 5 7 6 1 5 2 4 3 |
ДОБРОТА ПРИХОДИ
Чтобы, расшифровать послание, надо буквы расставить по порядку, начиная с единицы.
Дети расставляют буквы по порядку и читают слова, которые получились.
Злючка: Чего же вы там шепчетесь?
Ласка: давайте вместе скажем 1, 2, 3 – плохое уходи, доброта приходи.
Злючка: Ой, что это со мной? Ой, ой, что я наделала. Всех обижала. Это потому, что никто не дружит со мной, не любит никто. Царица Ласка, прости меня, я исправлюсь и всех твоих жителей расколдую.
Ласка: Хорошо, я прощаю тебя, только пообещай, что ты исправишься.
Злючка: Обещаю!
Ласка: Спасибо вам, ребята, что помогли мне и жителям. За вашу доброту, чуткость, смелость, отзывчивость я хочу вас наградить медалями.
Царица Ласка награждает детей.
- До свидания, ребята, а я пойду Колючку уму разуму учить. Что нужно ребяткам сказать?
Злючка: Здравствуйте!
Ласка: Ну вот. Ребята, какое слово мы произносим, когда прощаемся? (до свидания).
Злючка: Ага, запомнила, до свидания!
Воспитатель: Наше путешествие закончилось, понравилось оно вам?
Вы все молодцы.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с применением методов ТРИЗА
Тема: «Увеличение – уменьшение»
Воспитатель: Братанова А.С
Программное содержание:
- познакомить детей с новым приёмом фантазирования «увеличение-уменьшение;
- активизировать мышление путём разрешения проблемных ситуаций;
- воспитывать умение сопереживать герою рассказа;
- формировать коммуникативные навыки
Оборудование:
Ход занятия. Организационный момент.
Педагог встречает и приветствует детей, создаёт положительный эмоциональный настрой на занятие.
Разминка. Два притопа, два прихлопа - ёжики, ёжики.
Наковали, наковали – ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте – зайчики, зайчики
Ну-ка дружно, ну-ка вместе – мальчики: «Доброе утро девочки!»
Девочки: «Доброе утро, мальчики!»
Основной этап занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Волшебник, он невидимка. Волшебник умеет совершать различные чудеса. Например, он умеет всё превращать в большое или маленькое. Это он сделал так, чтобы появились гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. Хотите узнать, как его зовут? Имя у него необычное – Великан Крошка. Как вы думаете, почему его так зовут? (ответы детей). Волшебник может сам быть громадным великаном ростом… Воспитатель предлагает детям предположить, какого роста может быть великан, и на все предположения отвечает: «Нет, ещё больше!», пока дети не дадут ответ «До космоса». Также Волшебник может уменьшаться и становиться таким крошечным, как….. Аналогично детям предлагается различные степени уменьшения, пока дети не выйдут на контрольный ответ – «маленькие человечки» (молекулы).
Решение проблемных ситуаций
Воспитатель: - Ребята, а вы бы хотели уметь изменять свой рост, как Великан Крошка? (ответы детей)
- Волшебник подарил нам волшебную палочку. Эта палочка может всё увеличивать или уменьшать всё, что мы захотим.
Что бы вы хотели увеличить или уменьшить? (дети по-очереди передают друг другу палочку и называют свои варианты ответов).
Воспитатель начинает первым: «Хочу увеличить конфету до размеров холодильника»
Физкультминутка «Великаны - крошки»
По команде «великаны» дети встают на носочки поднимают руки вверх, по команде «крошки» дети присаживаются на корточки. Педагог при названии команд, путает детей, показывая неверные движения.
Обсуждение сказки-задачи. Педагог рассказывает детям сказку
- Жил-был мальчик. Звали его Кузя, и было ему пять лет. Он был весёлый, любил бегать, прыгать, рисовать, играть в разные игры, но был у него один недостаток: он всё время всех дразнил. Одному мальчику, он говорил, что у него короткий нос, другому – что у него большие уши, девочки – что у неё толстые щёки.… И поэтому с Кузей никто не хотел водиться. И вот однажды вечером, когда мальчик ложился спать, он разозлился, что с ним никто не дружит, и решил, что завтра он не просто будет дразнить ребят, а нарисует их портреты с короткими носами, длинными зубами, большущими зубами.… И довольный сам собой уснул. Но его мысли подслушал Великан Крошка и превратил его в мальчика, которого никто никогда не видел: уши у него стали даже больше, чем у слона, они были до самой земли…. Когда Кузя проснулся, он вначале не понял, что с ним случилось, но когда подошёл к зеркалу, то увидел свои огромные уши. Кузя горько заплакал, но слезами горю не поможешь, и уши не уменьшаться Кузя пошёл в детскиё сад. В детском саду Кузю окружили ребята, ведь такого они никогда не видели. Кузя приготовился заплакать, думая, что ребята начнут его дразнить, но никто его не обзывал, всем было его очень жалко. Но тут пришла воспитательница и сказала:
- Кузя, какие у тебя замечательные уши! Как тебе повезло!
- А что хорошего в таких громадных ушах? Одни неприятности!
- Ты ошибаешься. Ребята, давайте поможем Кузе придумать, чем такие уши могут быть полезными, что в них может быть полезного?
Вопрос переадресовывается детям. Дети предлагают свои варианты. Затем воспитатель продолжает:
В этот день в садике было интересно, как никогда. Кузины уши использовали как гамак и как горку; когда дети играли в футбол, Кузя отбивал мячи ушами и они летели прямо в ворота; когда стало жарко, Кузя замахал ушами так, что ветром маленьких ребят подняло на дерево, но потом Кузя подставил уши и они благополучно спустились…
Вечером Кузя лёг спать и подумал:
- Хороший был день, и ребята были такие хорошие. Больше никогда никого не буду дразнить.
Воспитатель предлагает придумать окончание сказки.
Практическая работа.
Детям предлагается нарисовать портрет волшебника Великана Крошки (если дети затрудняются, им предлагают нарисовать то, что бы они хотели увеличить или уменьшить)
Подведение итогов. Контрольные вопросы.
Что хорошего или плохого в том, что мы будем увеличивать или уменьшать предметы, людей? Дети дают ответы, формулируют выводы.
Воспитатель благодарит детей за интересное занятие.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 85
620141 , г. Екатеринбург, проезд Теплоходный, д.13 тел. (343) 323-57-17(16)
email: ekb_mdou85@mail.ru сайт: 85.tvoysadik.ru
Методическая разработка комплексного занятия на тему:
«Земля – наш общий дом»
Возраст: старшая группа
Цель: формирование у детей целостных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Задачи:
1. Обобщить и дополнить представления детей о нашей планете (материки, океаны, моря, пустыни, многообразие жителей Земли);
2. Способствовать развитию у детей понимания взаимосвязи человека и природы, подвести к осознанию того, что Земля – это дом, в котором есть место каждому живому существу;
3. Формировать природоведческий словарь, совершенствовать формы диалогической и монологической речи;
4. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы и приёмы: словесные, игровые, наглядные, практические.
Оборудование: макет Земли, посылка, плоскостное изображение животных, птиц, деревьев, насекомых; текст сказки О. Уальда «Звездный мальчик», изображение героев сказки, вазы (2 штуки), сухарики, конфеты, сердечки, мольберт, музыкальное сопровождение.
Выполнила: воспитатель Братанова Анна Сергеевна, I квалификационная категория.
I этап. Вводная часть.
Игровая мотивация «В детский сад пришла посылка»
Воспитатель приветствует детей и демонстрирует детям посылку.
Воспитатель: Ребята, как узнать, что в посылке?
Дети: Её нужно открыть.
Воспитатель: Но эта посылка с секретом. Чтобы ее открыть, нужно выполнить задание.
Игра «Тихо – громко»
«Что вам скажут повторите,
Скажут тихо – вы кричите,
Скажут громко – вы шепчите».
Воспитатель проговаривает чистоговорки тихо, а дети повторяют за ним громко, и наоборот.
- Ра - ра - ра – начинается игра (воспитатель проговаривает тихо, а дети повторяют громко);
- Ла – ла – ла – к нам весна пришла (тихо);
- Ва – ва – ва – на дворе трава (громко);
- Ло – ло – ло – светит солнышко тепло (громко);
- Ать – ать – ать – мы идем гулять (тихо);
- Лу – лу – лу – очень рады мы теплу (громко).
- Ат – ат – ат – возьми с собою самокат (тихо).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, давайте откроем посылку.
Дети вместе с воспитателем открывают посылку, и находят внутри нее еще одну посылку, но меньше размером.
Воспитатель: Ребята, действительно, посылка не простая, давайте посмотрим, что написано на этой посылке.
На посылке написано «Отгадайте загадку и сможете открыть посылку»
Воспитатель: Загадки, ребята мы умеем отгадывать? Дети: да, умеем
Воспитатель: (загадывает загадку)
«Это наш огромный дом,
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем звери, птицы и цветы,
Живем в том доме мы!» (Земля)
Дети: Высказывают собственные варианты ответов, открывают совместно с воспитателем посылку.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это? (демонстрируется содержимое посылки макет планеты Земля)
Дети: Это наша Земля (дети все вместе раскладывают на ковре макет земли)
Воспитатель: Давайте, сядем вокруг нашей планеты, чтобы всем было удобно, и рассмотрим нашу планету.
- Посмотрите, какого цвета наша Земля?
- И белого, и зеленого, и синего. Значит Земля какая (разноцветная)
- Давайте расскажем почему? Наша Земля зеленого цвета – почему?
Дети: потому что на земле много лесов, растений
Воспитатель: Наша Земля голубая – почему?
Дети: потому что на Земле есть океаны, моря и озера;
Земля бывает и белая. Почему?
Дети: потому на Земле есть вечные снег и ледники.
Воспитатель: А что еще можно сказать о Земле? Какая она? (круглая, большая, огромная).
- Можно ли сказать, что наша планета красивая? А знаете почему? Потому что она живая. Земля как огромный дом, в котором живет много жителей.
- Назовите, кто же живет в этом огромном доме?
Дети: птицы, животные, рыбы, деревья, цветы, насекомые, люди…
Воспитатель: ребята, вы верно назвали всех жителей нашей планеты. Давайте сейчас расселим в наш дом, на нашу планету Земля, всех ее жителей.
Дети: размещают силуэты животных, насекомых, птиц, растений на макет Земли.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как много жителей на нашей Земле. Все мы - люди, животные, птицы, растения жители нашего общего дома Земля.
- Вы хорошо ребята потрудились. Давайте немного отдохнем и поиграем.
Подвижная игра «Ветер дует раз»
«Ветер дует раз,
Ветер дует два,
Ветер дует три,-
- Фигура птицы на месте замри!
- Фигура цветка на месте замри!
- Фигура дельфина на месте замри!
- Фигура бабочки на месте замри!»
Дети имитируют движения нужной фигуры.
II часть. «Добро и зло на земле»
Воспитатель: Ребята, посмотрите к вам в гости пришли бабочка и паучок. Расскажите, какие они? (ответы детей). Кто вам больше нравится – бабочка или паук?
Наши герои сами хотят рассказать что – то о себе. Давайте выслушаем их рассказ.
Бабочка: «Я самая красивая на этой Земле, все мной любуются, и я так горжусь этим!
Паук: «А мне не повезло. Я такой некрасивый. Все меня боятся и хотят раздавить поскорей.»
- Ребята, ка вы думаете кто добрый бабочка или паук?
Дети высказывают свои ответы.
Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос я хочу вам рассказать одну историю.
Воспитатель рассказывает детям сказку О. Уальда «Звездный мальчик»
1 отрывок
Однажды в зимнюю холодную ночь двое лесорубов возвращались домой. Они шли через густой лес. И вдруг они увидели, что с неба упала звезда. Когда лесорубы подошли к тому месту, где упала звезда, они очень удивились, потому что увидели не звезду, а маленького мальчика, завернутого в золотой плащ. Один из лесорубов пожалел дитя и не смотря на свою бедность принес его к себе домой. И дитя – звезда стал расти вместе с детьми лесоруба. Мальчик рос и с каждым годом становился красивее и красивее. Вот таким. (демонстрируется иллюстрация мальчика). Но так получилось, что он рос злым, гордым и жестоким. Он мучил животных, разорял гнезда птиц, давил насекомых потому что боялся их, топтал цветы, швырял камни в бедных людей. Однажды в город, где жил Мальчик- Звезда, пришла нищенка. (демонстрируется иллюстрация) Одежда ее была в лохмотьях, ноги изранены, она хотела есть и пить. Когда Мальчик- звезда увидел ее, он рассмеялся и стал бросать в нее камнями. Бедная женщина упала на колени и протянула руки к мальчику и сказала:
- «Не гони меня, ведь я твоя мама. Я потеряла тебя много лет назад.»
- «Что ты говоришь? Я не твой сын, ведь ты нищенка, ты уродлива и одета в лохмотья. Убирайся отсюда, я не могу быть твоим сыном.»
- «Но ведь на самом деле ты мой сынок. Пойдем со мной. Я так долго искала тебя.»
Однако Мальчик – звезда не захотел узнать в нищей женщине свою мать и женщина, рыдая ушла в лес.
Здесь я остановлю свой рассказ. Пожалуйста, подарите сердечко тому герою, который вам понравился.
Дети дарят бумажные розовые сердечки понравившемуся герою.
Воспитатель молча анализирует ситуацию, смотрит, какие дети какому герою подарили свои сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и с сухариками.
- Ребята, герои сказки тоже хотят вас угостить, сделать подарки. Мальчик- звезда богат у него для вас вкусные конфеты, а у нищей женщины для вас только хлебные сухарики. Возьмите гостинцы у того героя кто вам больше нравится.
(Дети самостоятельно берут себе гостинец, воспитатель анализирует обстановку и делает вывод, совпало ли мнение детей, когда они дарили сердечко тому, кто нравится, и когда брали гостинец у того кто нравится. Ситуация может быть разной. Если все дети сделали свой выбор в первом и во втором случае одинаково, то они не покривили душой, но и могут покривить, поэтому и варианты последующей беседы могут быть разными).
1 вариант. «Ребята, ведь вы же свои сердечки подарили нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика – Звезды? Ребята нужно учиться не поддаваться соблазну, нужно уметь терпеть, и сохранять искренние чувства.
2 вариант. «Какие вы ребята молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но все таки вы выбрали хлеб нищей женщины и поступили честно, не покривили душой, про таких людей говорят, что у них есть сила воли».
Воспитатель: Я продолжу свой рассказ. После того как мальчик прогнал свою маму, он превратился в уродца (иллюстрация) и лицом стал похож он на жабу. Мальчик заплакал и его сердце подсказало ему, что он совершил зло – прогнал свою маму, был с ней жесток. Он решил найти ее и попросить прощения. И мальчик стал просить людей помощи, но все бежали от него. Тогда он отправился в далекий путь, он шел много дней и ночей и нигде не встречал ни любви ни жалости. Весь мир обошелся с ним так, как он поступал в дни, когда был красив, но со злым сердцем. И вот однажды он пришел в один город. И среди толпы узнал свою маму. Он обрадовался, бросился к ней, упал на колени и стал просить прощения: «Прости меня за то зло, что я причинил тебе. Я больше никому не причиню никому зла.»
И он стал целовать руки и ноги своей матери. Нищенка положила руку на голову своему сыну и сказала: «Встань, посмотри на меня». Мальчик встал и что он увидел? Перед ним стояла королева (демонстрация иллюстрации). Они обнялись, и мама простила своего сына, и он снова превратился в прекрасного юношу.
- Ребята, а теперь вам нравится мальчик- Звезда? Почему?
Теперь, вы, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-Звезды.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если человек красив, хорошо одет, можно сказать, что он добрый? (ответы детей)
- По внешнему виду нельзя сказать добрый человек или злой. Человек может быть красивым, но со злым сердцем как у мальчика Звезды.
- А как мы сможем понять добрый человек или плохой.(Дети рассуждают, высказывают свои мнения).
Как вы поняли, что мальчик-Звезда злой?
Значит, поступки человека, его дела расскажут о человеке.
- Давайте вспомним нашего паучка. Может наш паучок, которого все боятся тоже добрый, ведь он никому не причинил зла. И не нужно его боятся, и пытаться скорее раздавить его. Наша планета Земля – это общий дом, и у каждого в этом доме есть свое место.
Дети, у вас чуткие и добрые сердца, старайтесь, чтобы мудрые правила жизни навсегда оставались с вами. И тогда вас будут окружать добрые и хорошие люди.