Методические рекомендации для коллег
Методические консультации
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Мнемотехника как средство развития речи,
памяти и мышления детей дошкольного возраста»
Методическая разработка по развитию речи
детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
Выполнила:
воспитатель
Братанова А.С
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность применения мнемотехники.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей связной речи вполне обосновано использование творческих методик.
Мнемотехника – это система методов и приѐмов, которые позволяют представить информацию в картинках, условных знаках для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. Мнемотехника обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, а также облегчает заучивание стихов. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребѐнку систематизировать свой непосредственный опыт. Дети с опорой на образы памяти устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, развивая тем самым логическое мышление.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, помогающая ускорить процесс запоминания, активизировать речевую деятельность, развить мышление, воображение, память. Расширяется кругозор. Формируется у детей желание пересказывать тексты, придумывать сказки, истории. Появляется интерес к заучиванию стихотворений. Увеличивается словарный запас. Дети преодолевают застенчивость, учатся
уверенно держаться перед аудиторией.
Общие принципы и содержание.
Содержание методической разработки ориентировано на то, чтобы упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, развить речь.
С младшего возраста используются простейшие варианты мнемотехники: мнемоквадраты и мнемодорожки. Работа с мнемотаблицами начинается со средней группы.
Мнемотехника является универсальным средством реализации задач образовательных областей определенных ФГОС:
«Социально – коммуникативное развитие». Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества и общения со сверстниками. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
«Познавательное развитие». Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
«Художественно – эстетическое развитие». Выразительное чтение стихов. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
«Физическое развитие». Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Овладение подвижными играми с правилами. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Этапы работы с мнемотаблицей:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. На занятиях дети рассматривали мнемотаблицы по знакомым сказкам и временам года.
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Самостоятельное придумывание детьми авторских сказок на заданную тему, записывание их при помощи знаков-символов.
Основнавная форма работы – это игровые занятия по развитию речи, на которых дети через игровые методы и приёмы учатся пользоваться мнемотаблицами для составления описательных рассказов.
Цели:
- формирование монологической речи;
-развитие связной речи, памяти и мышления;
- развитие зрительного восприятия.
- воспитание творческой активности и воображения.
Задачи:
1. Владение речью как средством общения.
2. Обогащение активного словаря.
3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества.
5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Методы и приёмы работы:
- Игры с чудо-чемоданчиком (или с волшебным мешочком, коробочкой и т.д.).
- Театрализованные игры (настольный, пальчиковый, перчаточный и др. театры).
- Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, открыток, фотографий.
- Рассматривание дорожек, таблиц, разбор изображенных на них символов.
- Преобразование символов в образы.
- Пересказ при помощи символов.
- Практические упражнения: создание мнемотаблиц.
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Опорные схемы делают высказывания детей чѐткими, связными и последовательными, они выступают в роли подсказки. Они служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- структуру рассказа;
- последовательность рассказа;
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Работа с использованием мнемотаблиц включает в себя такие виды деятельности:
1. Составление описательных рассказов по лексическим темам (игрушки, посуда, животные, растения и другие);
2. Рассказывание сказок, придумывание сказок, сочинение сказок «на новый лад» (словотворчество);
3. Разучивание стихотворений.
Мнемотехника опирается на определенные принципы работы (СтародубоваН.А., ФеличеваТ.Б., Федоренко Л.П. идр.), среди которых необходимо выделить принципы развивающего обучения; дифференцированности; научности и практической применяемости; предметности; наглядности
Этапы работы разучивания стихотворения с помощью мнемотаблицы.
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу.
3. Обсуждение содержания стихотворения, с целью помочь детям уяснить основную мысль.
4. Выявление непонятных детям слов, объясние их значения.
5.Чтение отдельных частей стихотворения, соотнося со знаками на мнемотаблице.
6. Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
7. Рассказывание по памяти (при необходимости используя мнемотаблицу).
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.