2. ГОРОДСКОЙ КОНКУРС "ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА 2021/2022"
Материалы для конкурса "Воспитать человека 2021/2022"
1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ "НОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК"
https://disk.yandex.ru/i/a1m2aIiydULsbQ
2. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс профессионального мастерства
«Воспитать человека 2021/2022»
Номинация:
«Социальное развитие»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА
НОВЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
Автор:
Братанова Анна Сергеевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
МАДОУ – детский сад № 85
Железнодорожного района
Тел.+7(992) 002-81-30
Эл.почта: annetbratanova@mail.ru
Екатеринбург, 2021
В современных условиях реформирования системы образования вопрос социально-коммуникативного развития выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от его решения во многом зависит успешность социализации детей в будущем, готовности детей к школе, освоения детьми школьных знаний, эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками и в целом – успешность школьной и социальной адаптации детей.
Одной из актуальных целей нравственного воспитания дошкольника является формирование у детей духовно-нравственных чувств и поведения, таких качеств как: уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам, умение проявлять гуманные чувства.
В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» ФГОС ДО приоритетным направлением является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к свей семье.
Эмоциональная культура является необходимым фактором социализации человека, особенно в период дошкольного детства. Она способствует воспитанию в ребенке эмпатии – эмоционального понимания и сопереживания, рефлексии – анализа и управления эмоциями, формированию эмоционально – комфортного взаимодействия и общения во сферах его жизни.
Актуальность развития эмоциональной культуры детей обусловлена положениями Концепции дошкольного образования и требованиями ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).
За последние годы я столкнулась с тенденцией снижения коммуникативного интереса детей дошкольного возраста, повышения эмоциональной неуравновешенности воспитанников, а также сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми.
На фоне возрастающего уровня развития познавательной сферы у детей наблюдается снижение уровня развития сферы эмоциональной. Все большее количество детей испытывает трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния.
Для того, чтобы помочь современным дошкольникам разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств, помочь развить способность к эмпатии был разработан и реализован проект «Система работы по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».
Задачи проекта:
1.Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Развитие у детей навыков общения в различных ситуациях, формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3.Обучение приемам саморасслабления, снятия психоэмоционального напряжения.
4. Развитие произвольной регуляции поведения.
Содержание образовательной деятельности реализовывалось через цикл игровых занятий «Путешествие с радужными человечками».
Блок 1. Знакомство с основными эмоциями.
Задачи: познакомить с названиями основных эмоций (радость, горе, удивление, страх, гнев) и их выражением в мимике, пантомимике, речи.
Блок 2. Различение основных эмоций.
Задачи: развивать умение узнавать и различать основные эмоции.
Блок 3. Анализ эмоций.
Задачи: развивать умения анализировать свои и чужие эмоции, находить выходы из разных ситуаций, учитывая эмоции других людей, развивать навыки самоконтроля за своими действиями и речью.
Разработанный цикл игровых занятий по развитию эмоционально – волевой сферы старших дошкольников включает в себя использование следующих технологий:
- игровые технологии - коммуникативные игры, творческие, дидактические, ролевые, игровые этюды;
- технология сказкотерапии, технология изотерапии.
Методические средства и формы работы:
- беседы, направленные на знакомство и анализ различных эмоций и чувств, игры – упражнения, направленные на проигрывание эмоций;
- психогимнастика (проигрывание этюдов, выражение мимики, пантомимики);
- элементы театрализованной деятельности (игры – драматизации);
- метод решения сказочных задач;
-ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течение дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями);
- организация тематических дней «День доброты», «День дружбы», «День счастья», «День примирения», а также организация таких акций как «Копилка добрых дел», «Ларец радости»;
- экскурсии;
- игры – квесты, спортивное развлечение;
- создание развивающей зоны «Мир наших эмоций».
Календарный план реализации проекта
«Путешествие с Радужными человечками»
Занятие 1. «Знакомство с радужными человечками».
Занятие 2. «Путешествие с Нескучайкой в страну Радости».
Занятие 3. «Путешествие в страну Радости. День Доброты».
Занятие 4. «Полянка Грусти. Встреча с Грустякиным».
Занятие 5. «Встреча с Обижайкиным».
Занятие 6. «День дружбы».
Занятие 7. «Путешествие с Мирилкиным».
Занятие 8. «День примирения».
Занятие 9. «Ковёр мира».
Занятие 10. «Путешествие пещеру страхов».
Занятие 11. «Встреча с Храбрякиным».
Занятие 12. «Встреча в дворике удивления».
Занятие 13. «Путешествие в долину прекрасного».
Занятие 14. «Встреча в саду счастья».
Занятие 15. «Мы все разные, мы все удивительные. Путешествие по стране Толерантности».
Занятие 16. «Мир радужных человечков».
Задачи цикла игровых занятий «Путешествие с Радужными человечками»:
1. Формировать позитивное отношение к своему «Я».
2. Расширять знания детей об эмоциях и способах их выражения.
3. Создать условия для формирования у детей способности распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).
5. Развивать навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего
6. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении, развивать чувство сопереживания.
Результаты использования образовательной практики:
- приобретение детьми навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми;
- проявление умения у детей поддерживать дружеские отношения между сверстниками, проявлять в различных ситуациях такие качества как забота об окружающих, сочувствие, отзывчивость;
- проявление умения распознавать собственные эмоции, эмоции других людей.
Пример содержания мероприятия проекта.
«Доброта живет в каждом из нас»
Задачи:
1. помочь детям научиться сопереживать, проявлять эмпатию, совершать добрые поступки по собственной воле, замечать боль и радость других людей;
2. развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
3. воспитывать в детях доброту.
Педагог. Добрый день, девочки и мальчики! Я вас всех очень рада видеть! Давайте покажем, с каким настроением мы пришли сегодня в детский сад.
Психогимнастика.
К солнышку мы потянулись,
Лучик взяли, к сердцу прижали,
Людям отдали и всем улыбнулись!
(дети выполняют движения вместе с педагогом по показу).
Педагог. Какие вы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу. И теперь я вижу, что у всех у нас хорошее настроение.
На мольберте расположены картинки с изображением волшебников (доброго и злого).
Педагог. Дети, посмотрите к нам в гости пришли два волшебника. Посмотрите внимательно на картинки. Расскажите о каждом волшебнике.
Как мы можем понять характер каждого волшебника? Сможем ли мы понять характер волшебника по внешнему виду? По выражению лица? Дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой волшебник добрый и какой злой.
Дети, волшебники хотят сами рассказать о себе, давайте их выслушаем.
Добрый волшебник.
«Я слабым помогать готов, попавшим вдруг в беду, и правду говорю.
Не жадничаю никогда, жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда – забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу, всегда гостям я рад,
Я дружбой верной дорожу, люблю я всех ребят».
Злой волшебник.
«А я с улыбкой не дружу и лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу, кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда, нигде и никого.
Люблю на свете я всегда себя лишь одного».
Педагог. Вот теперь, мы с вами точно узнали какой характер у каждого волшебника.
Дети, а с каким волшебником вы хотели поиграть, пообщаться?
Скажите, пожалуйста, какого человека называют добрым? Как ведут себя добрые люди? Какие они слова говорят?
Как вы думаете, почему люди не хотят общаться с тем, у кого злой характер? Как ведут себя злые люди?
Как вы думаете, каким лучше быть человеком добрым или злым и почему?
Дети, давайте мы с вами вспомним добрых и злых героев сказок. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если герой сказки добрый – хлопайте в ладоши, а если злой – закройте лицо руками.
Иван – Царевич, Кощей Бесмертный, Красная Шапочка, Золотая Рыбка, Серый Волк, Алёнушка, Баба – Яга, Снежная Королева, Кот в сапогах, Золушка.
Дети, на какого героя вы бы хотели быть похожими? Каким лучше быть - добрым или злым?
Наш добрый волшебник, принес с собой сказку, которая называется «Мальчик – звезда». Вы бы хотели послушать эту сказку? Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно.
Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым и гордым, жестоким. Он мучил животных, разорял птичьи гнезда, топтал цветы, кидал камнями в больных и бедных людей. Однажды, в город, где жил мальчик – Звезда пришла нищая женщина. Одежда ее была в лохмотьях, ноги изранены, она хотела пить и есть. Когда Мальчик – Звезда увидел ее, он рассмеялся и стал кидать в нее камни. Бедная женщина протянула руки к мальчику – Звезде и сказала: – «Не гони меня, ведь я твоя мама. Я так долго искала тебя! Пойдем со мной».
- «Что ты такое говоришь? Я не твой сын, ведь ты нищенка, ты уродлива, одета в лохмотья. Уходи, я не могу быть твоим сыном».
Мальчик – Звезда не захотел узнавать в нищей женщине свою мать и женщина, рыдая, скрылась в лесу.
Педагог. Здесь мы остановим сказку. Дети, посмотрите на героев сказки.
- Кому понравился мальчик – звезда? Почему?
- Кому понравилась нищая женщина?
Сейчас я попрошу подарить свои сердечки, тому герою, который вам нравится.
(дети дарят бумажные сердечки героям сказки).
Педагог. Дети, посмотрите, что у меня в руках. Педагог держит в руках две вазочки - одна с конфетами, другая с сухариками.
- Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот подарок, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень нравится.
Мальчик – звезда угощает вас конфетами. А у бедной женщины нет денег, она хочет угостить вас сухариками». Дети самостоятельно берут себе гостинец, после выбора педагог анализирует ситуацию в двух вариантах.
Педагог. Дети, вы подарили свои сердечки нищенке, почему же вы решили взять конфеты у жестокого мальчика – звезды? Вам очень хотелось скушать вкусную, сладкую конфету. Но все равно нужно учиться терпеть и не поддаваться, и сохранять искренние чувства (вариант, если дети выбрали конфеты). Я очень рада, что вы поступили честно, не покривили душой, ведь конфеты вкуснее, чем хлеб.
У нашей сказки есть продолжение, давайте узнаем, что было дальше.
«После того как нищенка – мать ушла из селения, мальчик – звезда вдруг превратился в чудовище. Он стал таким безобразным, что от него убегали все люди, все отвернулись от него. Мальчик заплакал и его сердце подсказало ему, что он совершил зло – прогнал свою мать, поступил жестоко с ней. Он решил найти ее и попросить прощения. И мальчик стал просить у людей помощи, но никто не хотел ему помогать. Тогда он отправился в далекий путь, он шел много дней и ночей и нигде не встречал ни любви, ни жалости. Весь мир обошелся с ним так, как он поступал в дни, когда был красив, но со злым сердцем. И вот однажды он пришел в один город. И среди толпы узнал свою маму. Он так обрадовался, бросился к ней, упал на колени и стал просить прощения: «Прости меня за то зло, что я причинил тебе». И он стал целовать руки и ноги своей матери. Нищенка положила руку на голову своему сыну и сказала: «Встань и посмотри на меня». Мальчик встал и посмотрел на маму. И что он увидел? Перед ним стояла королева. Они обнялись, и мама простила своего сына, и он снова превратился в прекрасного юношу. А вскоре мальчик – Звезда стал властелином города, он был справедливым, по – доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Педагог. Ребята, а теперь вам нравится Мальчик – Звезда? Почему? Что помогло мальчику стать добрым?
У нас было условие, что гостинец можно брать у того героя, который понравился. Теперь вы, если хотите, возьмите конфеты у Мальчика – Звезды.
Итог. Дети, поступать правильно и делать правильный выбор, конечно, очень трудно. Этому нужно учиться. Говорить слова легко, а делать дело сложно. Но у вас чуткие, честные, добрые сердца. Старайтесь слушать свое доброе сердце, и тогда вы будете хорошими людьми.
Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним следующее упражнение.
Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим друзьям по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание.
- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент. Спасибо вам за ваше внимание!