Главные вкладки
Методические разработки
Открытые занятия для детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №30 «Малыш» города Дубны Московской области
Мастер – класс для родителей
«Мы юные исследователи».
Составил: воспитатель
Теплякова Е.Б.
Знать хочу я всё на свете:
Почему в ночи луна?
Сколько звёзд? Откуда ветер?
От чего гремит гроза?
Яков Сапожник
Цель: познакомить родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер, музыка.
Раздаточный материал:
2 апельсина, 2 прозрачных банки, бумага разных цветов, ножницы, таз с водой.
Листки бумаги, лимон, пакет с водой, карандаши, шар, бутылку.
Предварительная работа: Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.
Ожидаемый результат:
В ходе познавательно – исследовательской деятельности, педагоги ДОУ смогут использовать опыты и эксперименты в своей работе с детьми и их родителями.
Обоснование проблемы.
Ребёнок появляется на свет с определёнными задатками, с готовностью воспринимать мир, важно помочь ему раскрыться, ведь каждый ребёнок с самого момента появления является первооткрывателем! Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Восприятие мира ребёнком на третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствие манипулируют различными предметами. Если ребёнка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес, испытывает чувство страха, при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребёнка к миру природы, который открывает большие возможности для познавательной деятельности.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Методические рекомендации: - Чтобы мастер – класс был интереснее и увлекательнее, к каждому опыту было подобрано музыкальное сопровождение.
Ход мастер-класса
Воспитатель:
В своём мастер классе я хочу показать, как можно развивать познавательно исследовательскую деятельность не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах.
Каждый день начинается с приёма детей. (Звучит плач ребёнка)
Знакомая ситуация… Не одно сердце не выдержит, когда так плачет ребёнок.
З: Уважаемые родители, что нам нужно сделать в этой ситуации?
Самое важное – успокоить, настроить ребёнка эмоционально.
Я бы назвала этот момент «Утро радостных встреч»
В моём педагогическом арсенале есть игры, которые называются «успокой малыша» , которые помогают ребёнку эмоционально настроиться и вто же время побывать в роли исследователя.
Я прошу подойти ко мне 4 человека.
Полукруг перед столами.
Д: Я предлагаю вам игру «Волшебная рукавичка»
-волшебная рукавичка к ребятам в гости идёт
В волшебной рукавичке кто-то живёт!
А кто живёт давайте отгадаем!
Вам нужно опустить руку нащупать и выбрать предмет, угадать что это, только после этого вынимаем и смотрим: отгадали или нет!
З: В этой игре развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, психические процессы такие как анализ и синтез, что помогает развивать познавательно -исследовательские способности.
Д: Молодцы! Прошу присесть за столы.
Воспитатель: Я, думаю, что теперь все спокойны, настроение у нас замечательное
и мы с удовольствием превратимся в маленьких детей и будем экспериментировать!
Сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку «Путешествие любопытной девочки Маши в деревне у бабушки»,
-Однажды летом мама привезла, девочку Машу и ее сестер в гости к бабушке. Как там было красиво, вокруг все было неизвестным и увлекательным. Маша ходила за мамой и постоянно задавала ей вопросы, она была очень любопытной девочкой. Ее сестры были очень послушными и слушались во всем свою маму. Устав отвечать на поставленные вопросы Маши: когда, зачем, где, почему? мама просто перестала обращать на неё внимания. Обидевшись, Маша решил узнать сама, что же там за забором двора и открыть для себя этот не изведанный мир.
1 опыт: «Удивительные буквы».
- Понимая, что мама будет волноваться, Маша написала ей секретное послание и пошла путешествовать. Послание она писал так: взяла кисточку и лимонным соком написал….
А как узнать, что она написала, для этого нам поможет: йод. Капнуть 2 капельки в тарелку с водой, слегка смочить текст и дать обсохнуть. Здесь написано: «Мама, не беспокойся, я к вечеру вернусь!».
Выйдя из дома Машенька, захотела посмотреть на себя в зеркальце и увидела в нем солнечный лучик.
2 опыт «Солнечный зайчик»
Воспитатель. Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно только в освещенном помещении (воспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами)
- Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймаем с помощью зеркальца лучик. Посмотрите, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван. Попробуйте поймать убегающего «зайчика».
Давайте вместе с вами будем предавать солнечные приветы друг другу.
Далее воспитатель предлагает родителям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки. Родители делают вывод, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние).
Вывод: Солнечный «зайчик» появляется путем отражения света от блестящих поверхностей
Уточнение правил безопасности.
Во время выполнения эксперимента детьми: аккуратно обращаться с зеркалами; крепко их держать.
- Машенька пошла дальше. Пройдя немного, она увидел небольшое озеро, в нем плавало много волшебных цветов. Девочка с удивлением смотрела на то, как распускаются цветы – кувшинки.
3 опыт: «Волшебный цветок».
Для этого опыта нам необходимо вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутить лепестки к центру. А теперь отпустить кувшинки в воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки раскрываются.
- Вдруг Машенька увидела танцующих червячков. Что же это, удивлённо подумала она?
Давайте вместе посмотрим, что же это было.
4 опыт: «Танцующие червячки».
Вам понадобится: кукурузный крахмал вода тонкая металлическая миска с широким дном (или тонкий противень) музыкальная колонка краска или пищевые красители.
Для приготовления субстанции для этого детского опыта нужно смешать пару стаканов крахмала и один стакан воды. Затем вылейте жидкость в миску или на противень, капните туда немного разноцветной краски и поместите его сверху на колонку. Чтобы насладиться вместе с малышом танцем разноцветных червячков, просто включите погромче музыку и прижмите миску руками к динамику. Цвета смешиваются и можно наблюдать красивое зрелище! Главное, будьте аккуратнее, чтобы краска не забрызгала все вокруг.
- Солнышко уже стало заходить на закат, а синие тучи надвигались все ближе и ближе. Машенька решила, что ей пора возвращаться домой, но в дороге ее застал дождь.
5 опыт: «Дождь в кувшине»
Вам понадобится: стеклянный кувшин/банка вода пена для бритья пипетка жидкий пищевой краситель (можно заменить гуашью, разбавленной в воде)
Для этого очень красивого эксперимента налейте в кувшин воду, а сверху нанесите большой слой пены для бритья. Набирайте в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капайте сверху на пену. Наблюдайте: из белых «тучек» скоро пойдет дождик.
- Вся мокрая, грязная и усталая Машенька побрела домой. По дороге ей виделась: мама, и сестры, теплая постель и теплое молоко, которое переливалось всеми цветами радуги.
6 опыт: «Цвет в молоке».
Для начала мы налили в тарелку молоко. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуре, при таком условии опыт будет более зрелищным
В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (можно для удобства пользоваться пипеткой.
Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока (не нужно смешивать). Обратите внимание ребенка на то, что ничего не происходит.
После этого возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкость для мытья посуды или в жидкое мыло.
Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся, не нужно перемешивать!
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение (молоко должно быть обезжиренное).
Хоть Машенька и очень устала, но ей очень понравилось познавать этот огромный интересный, увлекательный мир. Но у неё еще осталось много вопросов. на которые она будет искать ответы.
Заключительная часть
Уважаемые родители! Я надеюсь, что мой мастер – класс поможет и научит вас взрослых развивать любознательность ваших детей, поддерживать их стремление узнавать этот огромный мир своими маленькими «открытиями».
Список использованной литературы
1.Программа О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска».
ТЦ «Сфера», Москва,2005г.
2.О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы». ТЦ «Сфера»,2016г.
3.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников». Издательство Мозайка – Синтез. Москва, 2012г.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубна Московской области
(ШКОЛА №1)
Структурное подразделение – дошкольное отделение
Детский сад «Созвездие»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического совета Руководитель СП ДС «Созвездие» школа №1 _________________Е.В. Велякова
протокол № 1 от «01» 09 2023 г. приказ №___ от___ ___ 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная
программа социально – гуманитарной направленности
«Эврика»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 года
Составитель:
воспитатель высшей квалификационной категории:
Теплякова Елена Борисовна
Дубна, 2023г.
Пояснительная записка
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной
цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс
окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На детей постоянно выливается большой поток информации.
Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень
познаний, чем тот, что стоял перед нами в детстве. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Особую ценность сегодня приобретает развитие у детей способности логически и творчески мыслить, умение планировать свою деятельность, доказывать свою точку зрения, быть самостоятельными и активными. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Дошкольное образование воспитанников является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических действий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности.
Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) «Эврика» предназначена для детей 4-5 лет, носит социально-педагогическую направленность. В соответствии с основной идеей Программа нацеливает педагогов и родителей на полноценное и общее развитие детей, их позитивную социализацию.
Содержание программы включает совокупность направлений развития ребёнка:
- социально-личностного;
- познавательно-речевого;
- интеллектуального;
- художественно-эстетического;
Которые обеспечивают разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.
В ходе реализации программы предусматривается совместная деятельность детей и воспитателя в процессе занятий, игры, общении, самостоятельной деятельности детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эврика» содержит в себе два направления развивающего обучения детей среднего дошкольного возраста: математическое развитие и речевое развитие.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. Поэтому обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Удовлетворить естественные потребности ребенка в познании и изучении окружающего мира, его неуемную любознательность, дать ему здоровую интересную пищу для ума и при этом достаточно сложную поможет, дополнительная общеразвивающая программа «Эрика» основанная на программе Е.В Колесниковой.
Математическое развитие проводиться в игровой форме, в рабочих тетрадях Е.В. Колесниковой «Я считаю до пяти», отличается новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи материала. Оно направлено на всестороннее развитие личности ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки, отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.
«Речевое развитие», включает в себя, развитие ЗКР, фонематического слуха, звуко – буквенного анализа, интереса и способности к чтению.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка
Для занятий по обучению грамоте за основу была взята авторская программа Е.В. Колесниковой «От звука к букве». Обучение дошкольников элементам грамоты. Система игровых обучающих ситуаций и упражнений на занятиях способствуют формированию звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылке обучению грамоте, развитию графических навыков, основам моделирования.
Программа способствует разностороннему развитию ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, через систему увлекательных игр и упражнений по развитию звуковой культуры речи и формированию элементарных математических представлений.
Программа разработана с учётом нормативно-правовых документов: ₋ Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 11.12.2020);
₋ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 N 103-ФЗ).
₋ Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678- р);
₋ Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития системы дополнительного образования детей»;
₋ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 № 70226);
₋ Приказ Министерства образования Московской области «Об учёте результатов внеучебных достижений, обучающихся» от 27.11.2009 № 2499 ₋ Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 24.03.2016 г.;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (Утверждены 4 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.12 2022 года №28 «Об утверждении СанПин» 2.4.3648-20).
С учётом нормативных локальных актов учреждения:
₋ Положения о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительной общеобразовательной программы, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 11 «Созвездие» города Дубны Московской области (приказ №84 от 01.09.2023 г.);
₋Положение о дополнительной общеобразовательной программе, утверждённой заведующим ДОУ от 01.09.2023 г.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Актуальность данной программы важной особенностью психического развития детей среднего дошкольного возраста является повышенная чувствительность к усвоению нравственных норм, правил поведения, готовность к овладению знаниями посредством систематического обучения.
Основная идея заключается в развитии у детей познавательных способностей. Они будут эффективными, если в процесс работы будут систематически включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка. Развитие познавательных процессов – восприятия, памяти, воображения, мышления, речи позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие при последующем обучении детей в школе.
Отличительные особенности программы
Новизной программы является комплексное взаимодействие видов деятельности, где присутствует единый игровой сюжет. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, проявляя свои индивидуальные способности, при этом к ребенку развивается умение адекватно оценивать свою деятельность.
Цель программы
Формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи программы по обучению грамоте, ФЭМП:
Личностные:
₋ развивать любознательность, целеустремлённость, самостоятельность и склонность к самостоятельному творчеству;
₋ совершенствовать навыки в совместной деятельности и диалогового общения; ₋ воспитывать культуру поведения общения и бережное отношение к слову;
₋ формировать активную жизненную позицию.
Метапредметные:
- формировать устную речь, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
- научить понимать и принимать поставленные задачи, сформулированные педагогом;
- развивать внимание, память, образное и логическое мышление,
- познавательную и речевую активность;
- развивать умение анализировать полученную информацию
- развивать фонематический слух.
- работать по двум единицам речи: звуку, слову;
- развивать умственные способности детей, самостоятельность мышления.
-расширять математический кругозор, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.
- добиваться прочного усвоения счетных операций, ориентироваться в пространстве и на плоскости листа, во времени, научить распознавать свойства предметов и геометрические фигуры.
Предметные:
Обучение грамоте:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки.
развивать умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
закреплять умение делить слова на слоги.
- познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков (фонем).
- учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
- учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольник (моделирование).
- познакомить с условным обозначением звуков: гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат (моделирование).
- учить на схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков.
- учить писать слова с помощью графических изображений.
- учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- учить соотносить звук и букву.
- учить писать слова, предложения печатными буквами.
- учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
- способствовать развитию фонематического восприятия.
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
ФЭМП:
- дать представления о сравнение двух групп предметов по количеству; счет предметов и обозначение их количества цифрой;
- закрепление последовательности ряда цифр, знание цифр в пределах 10;
- развивать умения из двух меньших чисел составлять названное число.
- закрепление терминов, употребляемых при сравнении по величине (высота, длина, ширина, толщина)
- формировать представления о видах счета (количественный, порядковый, прямой, обратный)
- развивать у воспитанников навыки готовности слушать, слышать собеседника, вести диалог, уметь доказать;
- учить видеть и называть сходства и различия рассматриваемых объектов.
- учить выполнять графические задания по клеточкам.
- упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа
- развивать способность работать в заданном темпе
- развивать мелкую моторику, память, мышление, воображение.
Адресат программы
Группы комплектуются с учётом возрастных и физиологических особенностей детей от 4 до 5 лет, по 9 - 18 человек в группе.
Психолого-педагогические особенности обучающихся
Дошкольный возраст 4-5 лет называют средним дошкольным, ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение.
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка. Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4– 5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4– 5 лет по ФОП ДО предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Объём и срок освоения программы
Срок реализации Программы составляет 1 года, всего 36 часов (1 год обучения – 36 ч.).
Формы обучения
Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). Занятия проводятся в свободное от основной образовательной деятельности время, согласуются с нормами СанПиН и включают в себя теоретические и практические занятия.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю, по 1 академическому часу. Продолжительность рабочей части занятия 15-20 минут, в зависимости от возраста детей. Особенности организации образовательного процесса Учебные группы комплектуются с учётом возрастных и физиологических особенностей детей, близких по возрасту, по 10 - 15 человек в группе. Состав групп постоянный. Главным условием приёма детей является их активное желание обучаться по образовательной программе.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- будут сформирована эмоциональная отзывчивость;
₋ воспитанники станут более любознательными, целеустремлёнными, самостоятельными и активными;
- овладеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- воспитанники способны решать предложенные задачи, адекватные возрасту;
- овладеют универсальными предпосылками учебных действий;
- овладеют необходимыми знаниями, умениями и навыками.
- проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
выражает свои мысли;
- проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными связями;
- проявляют внимание, деликатность, терпимость, если не все получается;
Метапредметные:
- у детей развито чувство собственного достоинства;
- сформирован уровень рефлексии и само знания;
- умеют осуществлять поиск необходимой информации;
- расширится кругозор;
- будут развиты внимание, память, образное, логическое мышление, познавательная и речевая активность;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки;
- обладает элементарными представлениями в области речевого развития;
- обладает элементарными представлениями из области «Речевое развитие».
Предметные:
Речевое развитие
- знают и называют буквы русского алфавита;
- умеют писать буквы русского алфавита в клетке;
- понимают и используют в речи термины «звук» и «буква»;
- определяют место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различают гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные - красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат);
- соотносить звук и букву;
- овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.
Элементарно математические представления
- воспитанники знают числа первого десятка и записывать их;
- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
умеет сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
- устанавливает соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
- сформированы знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5;
- умеют рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
- воспитанники овладели навыками раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине;
- сформированы навыки ориентировки я на листе бумаги;
- умеют решать логические задачи на сравнение, классификацию;
- дети овладели навыками выполнять предложенное задание, по возможности самостоятельно.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Для оценки эффективности занятий используются тестовые задания по методике Колесниковой Е.В.
Также могут использоваться дополнительные формализованные и неформализованные методы:
- наблюдения за детьми в ходе организованной и самостоятельной деятельности;
- беседы с детьми;
- опросы, беседы с родителями (законными представителями) воспитанников;
- результаты педагогического мониторинга речевого развития детей (карты индивидуального речевого развития).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования,
наградной материал за участие конкурсах отзывы родителей и коллег.
Материально-техническое обеспечение программы
«Речевое развитие»
- наборное полотно, магнитно-маркерная доска, цветные маркеры, магниты; подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
- касса букв (раздаточный материал);
- звучащие игрушки, пособие «Говорящая книга»;
- предметные картинки для изучения звуков, названия которых включают изучаемые звуки в различных позициях;
- полоски и кружки для определения места звука в слове, цветные фишки для звукового анализа слов;
- прописи для детей 5-6 лет Жуковой Н.С. (1-3 части);
- рабочая тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 5-6 лет»; тетради, простые и цветные карандаши, цветные шариковые ручки;
- настенные пособия: «Дома букв», «Грамотей», «Твёрдый-мягкий», «Логопедическая азбука», «Звуковые часы»; кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит», «Умные кубики»;
- плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»;
- игры: «Расшифруй слова», «Раздели слова на слоги», «Ребусы», Какое слово получилось», «Расшифруй по первым звукам», «Звонкий – глухой», «Необычные цветы» - фонетическое лото, «Умный телефон», «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву», «Эрудит».
Информационное обеспечение программы
С целью создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия сформирована группа «Родителям на заметку» в мобильном приложении WhatsApp. В чате принимают участие педагоги, родители. Возможности, предоставляемые пользователям группы: ₋ размещение фото и видеоматериалов; 12 ₋ обеспечение обратной связи с родителями через раздел «Вопрос - Ответ»; ₋ размещение полезных ссылок для родителей. Так же с целью создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия сформировано сообщество «ДОУ №11 - Созвездие» - ВКонтакте, где педагоги, родители и социальные партнёры могут принять активное участие. Возможности, предоставляемые пользователям группы: ₋ размещение фото и видеоматериалов; ₋ обеспечение обратной связи с родителями через раздел «Сообщение», «Комментарий»; ₋ размещение полезных ссылок для родителей.
Кадровое обеспечение программы
Занятия может проводить педагог, хорошо владеющий общепедагогическими компетенциями, имеющий опыт работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста
Учебный план
№п/п | Тема | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Добро пожаловать в математику с Лунтиком | 2 | 1 | 1 | Устный опрос | |
2. | Количество и счет | 5 | 3 | 2 | Практическая работа | |
3. | Величина | 4 | 4 | 4 | Работа с карточками | |
4. | Форма | 3 | 2 | 1 | Устный опрос | |
5. | Ориентировка в пространстве | 2 | 1 | 1 | Устный опрос | |
6. | Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э: | 3 | 1 | 2 | Устный опрос | |
7. | Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р: | 5 | 2 | 3 | Устный опрос, практическая работа | |
8. | Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: | 5 | 3 | 2 | Устный опрос, практическая работа | |
9. | Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями | 4 | 2 | 2 | Устный опрос, практическая работа | |
10. | Повторение и закрепление пройденного материала | 2 | 1 | 1 | Устный опрос, практическая работа |
Содержание программы
Обучение грамоте
• закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него
заданные звуки
• интонационное выделение заданного звука в слове
• графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
• деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
• знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех
занятий)
• понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный
круг
• определение места звука / буквы в слове
• обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение
букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех
занятий)
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
• алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
• понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
• гласные буквы, придающие твердость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твердых согласных – синий квадрат
• чтение слогов с изученными звуками и буквами
• составление и чтение слов из знакомых букв
• работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове,
графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
• гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
• графическое изображение мягких согласных звуков – зеленый квадрат
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по
звонкости/глухости:
• звуковой (фонетический) анализ слова
• понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
• переход к чтению предложений из двух, трех, четырех знакомых слов
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
• закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
• переход к чтению несложных текстов
7. Повторение и закрепление пройденного материала
Элементарные математические представления
Количество и счет
—сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать
результаты определения в речи;
—устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
—понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
—понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
—называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
—согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
—решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Познакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые
рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса.
Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами.
Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенка дошкольника.
Геометрические фигуры
Учить:
—приемам обследования зрительно-двигательным путем;
—видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Познакомить:
—с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
—с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Дать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира.
Величина
Учить:
—сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
—выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно двигательная координация.
Ориентировка во времени
Учить:
—различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
—различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени».
Методическое обеспечение
Количество и счет.
Дидактические игры на интерактивном столе, дидактическая игра "Считаем до 10", дидактическая игра "Цифры", математические домики, набор счетных материалов, счетные палочки, лото. Величина.
Дидактические игры на интерактивном столе Дидактическая игра "Учимся сравнивать"
Форма.
Дидактические игры на интерактивном столе веселый кубик Дидактическая игра "Форма и Фигуры», дидактическая игра "Веселый паровоз", дидактическая игра "Математический коврик", дидактическая игра "Учим формы", логическая таблица
Обучение грамоте
- Наборное полотно, магнитно-маркерная доска, цветные маркеры, магниты;
- подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
- касса букв (раздаточный материал);
- звучащие игрушки, пособие «Говорящая книга»;
- предметные картинки для изучения звуков, названия которых включают изучаемые звуки в различных позициях;
- полоски и кружки для определения места звука в слове, цветные фишки для звукового анализа слов;
- рабочие тетради для детей 4-5 лет Е.В. Колесникова «От слова к звуку»;
- тетради в крупную клетку, простые и цветные карандаши;
- настенные пособия: «Дома букв», «Грамотей», «Твёрдый-мягкий», «Логопедическая азбука», «Звуковые часы»;
- кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит», «Умные кубики»;
- плакаты «Алфавит», «Город гласных и согласных звуков»;
- игры: «Расшифруй слова», «Раздели слова на слоги», «Ребусы», «Расшифруй по первым звукам», «Звонкий – глухой», «Необычные цветы» - фонетическое лото, «Умный телефон», «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву», «Эрудит».
Список используемой литературы для педагога
1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и
наглядно-методическое обеспечение, Е .В. Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
2. Е.В. Колесникова. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-
5лет.Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие
фонематического слуха у детей 4-5 лет. Допущено Министерством
образования и науки Российской Федерации. Издательство
«ЮВЕНТА», Москва 2009г
3. Коррекционно-развивающее обучение. Е.В. Колесникова «Слушай,
смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 3-5лет.
4. Развитие звуко–буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно - методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 3 –е , доп. и перераб. / Е.В. Колесникова. – М.: Издательство «Ювента»,2012. – 80 с.: ил.
5. Л.Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте» М.: « Школа – Пресс», 2000.
5. Т.С. Голубина «Чему научит клеточка», методическое пособие для подготовки дошкольника к письму, М.: Мозаика –Синтез, 2006.
6. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г.
7.Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г.
8. Я считаю до пяти. Математика для детей 4 -5 лет Е.В. Колесникова.
9. Математика в детском саду, средняя группа. Л.В. Минкевич.
10. Формирование элементарных математических представлений, младшая группа
И.А.Помораева, В.А Позина
11. Игралочка математика для детей 3-4 лет, Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова
12. Учимся считать, С.Гаврина, Н.Кутявина , И.Топоркова, С.Щербинина
13. С.И. Волкова "Математические ступеньки"
14. Н.В.Финогенова "Математика в движении"
15. Дидактические игры с использование интерактивной доски
Предварительный просмотр:
Мастер -класс «Фликер – наш добрый друг».
Цель: формировать знания о необходимости и важности использования светоотражающих элементов для снижения детского дорожно-транспортного травматизма и повышения безопасности дорожного движения.
Задачи: познакомить детей с фликером и светоотражающими элементами, рассказать о необходимости использования светоотражающих элементов в верхней одежде воспитанников. Развивать познавательную активность детей как участников дорожного движения. Закрепить знание детей о правилах дорожного движения в форме игровой деятельности. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Ход мероприятия: Воспитатель, ребята, посмотрите мы с вами попали в город дорожной азбуки. Как здесь красиво.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся на стульчики).
- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать!
Места нету здесь игре,
Можно прыгать во дворе,
На неё ж не выбегай,
Там опасно, это знай!
(Дорога)
Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит глазом красным –
Остановятся все сразу. (Светофор)
Кто, как зебра, полосат
И так нужен для ребят?
Чтоб дорогу перейти,
Должен ты его найти.
(Пешеходный переход)
Много транспорта мы знаем:
Есть автобусы, трамваи
И троллейбусы, такси.
Я хочу тебя спросить:
Чтоб опасность избежать,
Что должны мы соблюдать?
(ПДД — правила дорожного движения)
Воспитатель.
- Какие вы молодцы, все загадки отгадали!
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня будем говорить с вами?
Воспитатель: Правильно. Чтобы никогда не попадать в сложные положения, надо знать и выполнять правила дорожного движения. – это правила, которые должны соблюдать все участники дорожного движения- водители, пассажиры, пешеходы.
А вы знаете эти правила? А выполняете? Мы сейчас это проверим.
Игра «Назови правило».
1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
2. Где можно гулять детям? (во дворе)
3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
5.. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
6. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
7. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
Воспитатель: Вам часто приходится переходить большую дорогу, идёте в магазин или в детский сад. Где пешеходы обязаны переходить улицу?
(ответы детей) По пешеходному переходу.
Воспитатель: чтобы переходить дорогу надо знать правила дорожного движения. Кто мне расскажет, как нужно переходить дорогу?
(ответы детей)
- Наш детский сад находится рядом с большой дорогой, по которой ездит множество машин. Скажите, пожалуйста, как называется часть дороги, по которой ездят машины?
(ответы детей) Машины ездят по проезжей части
Воспитатель: А как называется дорожка, по которой ходят люди в городах?
(ответы детей) Люди ходят по тротуарам.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случится.
-Ой ребята мне кажется, что к нам кто-то идет, послушайте.
Под песню «Снег, снего, снеговик» заходит снеговик
Снеговик: - Ух! Здравствуйте ребята! Наконец то я до вас добрался. Какая тяжелая у меня была дорога. Меня к вам прислала тетушка Вьюга. Она попросила меня напомнить вам, что приближается зима. Да и я, так хотел вас увидеть, ведь мы с вами навиделись целый год. Вот я и решил не буду терять ни минутки и скорее поспешил к вам в гости. Дорога моя была очень нелегкой. Сначала я пробирался через дремучий лес, шел широкими полями, а поздно вечером я вышел на огромную дорогу. А там!!!!! Машин видимо невидимо. Они ездили туда, сюда. как мне было страшно, ведь в темноте меня ни кто не видел. Я стоял и думал, как же мне идти дальше. Но вдруг я услышал, что возле меня кто-то остановился. Я обернулся и увидел большой автобус. Водитель поинтересовался, что я делаю здесь ночью, совсем один. Я ему все и рассказал. Водитель был очень добрый. Он предложил мне пройти в автобус и привез меня к вам в детский сад. А по дороге он мне рассказал, что в темное время суток, мы пешеходы становимся для водителей менее заметными. А для того, чтобы быть заметным в таких условиях на дороге, нужно использовать «светлячки» световозвращающие элементы. Или как их называют по-другому - ФЛИКЕРЫ. Вот!!!
Воспитатель: - Совершенно верно снеговичек. Чтобы обозначить себя на дороге ночью или в непогоду нужно совсем немного – разместить «светлячки» на одежде, сумке, рюкзаке, обуви. Отражаясь в свете фар, они обозначат ваше присутствие на дороге, а, значит, позволят водителям снизить скорость и не допустить наезда на пешехода.
Никита читает стихотворение
Есть у нас значок такой,
Фликер называется,
Но значок он не простой,
Светоотражающий!
Снеговикчек у нас тоже есть такие светлячки - фликеры. Вот они какие посмотри
Воспитатель детьми и снеговиком рассматривают фликеры.
-Хочешь мы тебя сделаем более заметным.
Снеговик. Конечно хочу!
Воспитатель: для этого мы приклеим к тебе вот такие наклейки и тебя будет видно в темноте и в любую непогоду.
Дети вместе с воспитателем приклеивают фликеры на снеговика.
Снеговик. Вот здорово. (крутится)
Воспитатель. А давайте проверим будут ли светится фликеры у снеговика.
Для этого нам нужен фонарик. Давайте посветим на снеговика. Посмотрите, как светятся фликеры.
Снеговик: вот здорово, теперь мне ничего не страшно.
-Спасибо вам ребята, вы мне так помогли. ну что же, а сейчас я предлагаю вам поиграть, ведь я по вам так соскучился.
Игра «Снег руками загребаем»
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сделаем и для каждого из вас фликер.
Воспитатель вместе с детьми проводит мастер-класс «Фликер – наш добрый друг.
Девиз сегодня: «Засветись»,
А это значит проявись!
Прикрепи к одежде фликер,
Это твой телохранитель!
Пусть тебя во тьме дорог
Разглядит водитель!
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешаны над мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Где дорога — там опасно,
Это знаешь ты прекрасно,
Заучи простой урок:
Будь внимателен и строг!
Вы запомните, друзья,
Что на ней шалить … (Нельзя)!