Работа с одаренными детьми
Хорошо ли быть одаренным? Конечно!
"Индивидуальный план для ученицы 6А класса МБОУ СОШ села Москово Дюртюлинского района Республики Башкортостани и диагностические материалы для выявления одаренного ребенка "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный план и диагностические материалы для выявления одаренного ребенка | 285.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Индивидуальный учебный план
Наименования занятий | Сроки | Форма занятий |
1.Просмотр фильма «Шрек» на английском языке с субтитрами и озвучивание некоторых сцен из фильма. 2. Гаджеты, которые меня окружают. 3.Начало работы над научно-исследовательским проектом. 4.Составление вопросительных предложений. | 2-7 сентября | Аудирование Грамматика Творческое задание Письмо |
1.Основы иноязычного перевода. 2.Видо-временные формы глагола. 3. Изучение монолога-описания. С опорой и без опоры. 4.Подготовка портфолио. | 9-14 сентября | Говорение Грамматика Чтение Творческое задание |
1.Написание эссе «I like shopping». 2.Игры для работы с суффиксами. 3.Работа над проектом «Я горжусь моей Родиной». 4.Просмотр видео-рассказов о спорте и здоровье в Великобритании. | 16-21 сентября | Письмо Грамматика Творческое задание Аудирование |
1.Британский юмор. 2. Видо-временные формы глагола. 3.Описание картинки (в гостях). 4.Составить кроссворд и ребусы на тему «Adjectives». | 23-27 сентября | Чтение Грамматика Письмо Творческое задание |
1.Работа с аутентичным текстом (пьеса). 2.Установка на планшет и работа с приложениями из Play Market. 3.Русско- английские соответствия. 4.Английские спортсмены и распространение спорта в Соединенном Королевстве. | 30 сентября - 5 октября | Чтение Творческое задание Грамматика Аудирование |
1.Великие люди Англии. Ученые. 2.Marital status.Семейное положение. 3.Написание диктанта. 4.Работа с аутентичным текстом (поэма). | 7-12 октября | Аудирование Говорение Письмо Чтение |
1.Игры для работы с трудными словами. 2.Описание картинки (на природе). 3.Придаточные условные предложения.Conditional I,II,III. 4.Работа над проектом «Жизнь в будущем». | 14-19 октября | Чтение Говорение Грамматика Творческое задание |
1.Просмотр видео-рассказов о крупнейших британскиех писателях и поэтах: Шекспир, Бернс, Диккенс, Шоу, Дойл. 2. Видо-временные формы глагола. 3.Полезные WEB-сайты. 4. Работа с портфолио. | 21-26 октября | Аудирование Грамматика Говорение Творческое задание |
1.Деловой английский. 2.Диалоги «В магазине», «В кафе». 3.Литературный перевод английских сказок. 4.Составление кроссворда. | 5-9 ноября | Чтение Говорение Письмо Творческое задание |
1.Виртуальная экскурсия по Лондону (просмотр и обсуждение обучающего видео-фильма). 2.Составление буклета трудных и длинных слов. 3. Видо-временные формы глагола. 4.Великие люди Англии. Художники. | 11-16 ноября | Аудирование Творческое задание Грамматика Чтение |
1.Милосердие в нашей жизни. Благотворительность. 2.Игры для работы с лексическим материалом. 3.Фразы для выражения эмоций. 4.Пополнение словарного запаса. Parts of body. | 18-23 ноября | Чтение Письмо Грамматика Говорение |
1.История Англии на денежных знаках. "English money". 2.Наша планета. 3.Работа с разноуровневыми упражнениями. 4.Работа с портфолио. | 25-30 ноября | Аудирование Чтение Грамматика Творческое задание |
1.Составление диалогов. 2.Местоимения. 3.Просмотр видеофильма «Великие замки Европы». 4.Начальный бизнес-курс английского языка. | 2-7 декабря | Говорение Грамматика Аудирование Чтение |
1.Составить quiz (викторину) по теме «Holidays». 2.Работа с аутентичным текстом (рассказ). 3.Разделы числительных. 4.Игры с грамматическим материалом. | 9-14 декабря | Творческое задание Чтение Грамматика Письмо |
1.Артикли. 2.Просмотр видео-рассказов о привычках, традициях и обычаях Британцев. 3.Составление ментальной карты «My house». 4.Английские имена и фамилии. | 16-21 декабря | Грамматика Аудирование Творческое задание
Чтение |
1.Английское и американское кино. 2. Видо-временные формы глагола. 3.Занятия с компьютерной поддержкой English Quizes. 4. Работа с портфолио. | 23-28 декабря | Аудирование Грамматика Говорение Творческое задание |
1.Поиск и прослушивание радиоканала на английском языке. 2.Макет личного письма. 3. Инфинитив. 4. Игры по фонетике. | 13-18 января | Аудирование Письмо Грамматика Говорение |
1.Изучение любимых рецептов (пиццы, роллов, салатов и этапов их приготовления). 2.Предлоги, частицы, междометия. 3.Виртуальная экскурсия «Национальные галереи и музеи мира». 4.Составление презентации «Мое село». | 20-25 января | Чтение Грамматика Аудирование Творческое задание |
1.Нравы и обычаи (праздники и традиции). 2.Понимание структурно-смысловых связей текста. 3.Работа над проектом «Я - дизайнер». 4.Работа с портфолио. | 27 января – 1 февраля | Аудирование Грамматика Письмо Творческое задание |
1.Выбор профессий. 2. Видо-временные формы глагола. 3.Музыка в нашей жизни. 4. Создание лепбука на тему “My favorite subjects”. | 3-8 февраля | Чтение Грамматика Аудирование Творческое задание |
1.Создание лепбука на тему “My favorite singers”. 2.Описание картинки (дома). 3.Прямая и косвенная речь. 4.Работа с текстом любимой английской сказки. | 10-15 февраля | Творческое задание Говорение Грамматика Чтение |
1.Наша школьная жизнь. 2.Составление ментальной карты “My hobby». 3.Наречия. 4.Работа с лексическими оборотами. | 17-22 февраля | Говорение Творческое задание Письмо Говорение |
1. По страницам английской литературы. 2.Пополнение словарика трудных слов. 3. Видо-временные формы глагола. 4.Работа с портфолио. | 24-29 февраля | Чтение Письмо Грамматика Творческое задание |
1. Работа над проектом «Привет из Великобритании». 2. История английского государства. 3.Фразовые глаголы. 4. Перевод текстов английских песен. | 2-7 марта | Творческое задание Аудирование Грамматика Чтение |
1.Правильные, неправильные глаголы. 2.Подготовка к путешествию в Англию. 3.Неопределенные местоимения. 4.Проект «Любимый праздник». | 9-14 марта | Чтение Аудирование Грамматика Творческое задание |
1.Вводные конструкции. 2. Правда и мифы о британской погоде. 3.Составление отрицательных предложений. 4.Работа с портфолио. | 16-21 марта | Грамматика Чтение Говорение Творческое задание |
1.Составление ментальной карты «My school». 2.Просмотр видеофильма «Шотландия». 3.Диалог «В гостинице», «В клубе по интересам». 4.Занятия с компьютерной поддержкой English Quizes. | 31 марта – 4 апреля | Творческое задание
Аудирование Говорение Грамматика |
1.Средства массовой информации. 2.Легкие идиомы. 3. Описание картинки (В магазине). 4. Вспомогательные глаголы: was, did, have | 6-11 апреля | Чтение Аудирование Говорение Грамматика |
1.Крупнейшие британские университеты: Кембридж, Оксфорд. 2. Видо-временные формы глагола. 3.Порядок слов. 4.Степени сравнения наречий и прилагательных | 13-18 апреля | Аудирование Грамматика Чтение Письмо |
1.Модальные глаголы. 2. Работа с текстами английских песен. 3. Герундий. 4.Работа со словариком трудных слов. | 20-25 апреля | Письмо Чтение Грамматика Творческое задание |
1.Знаменитые музеи Лондона. 2. Описание картинки (в школе). 3. Игры на развитие аудирования. 4.Работа с портфолио. | 27 апреля – 2 мая | Чтение Говорение Аудирование Творческое задание |
1.Общение через чат-игру Es.coeffee.com с ровесниками. 2. Изучение лексики по теме «My hobby, family, friends, pets». 3. Составление листа покупок. 4. Английская национальная кухня. |
| Аудирование Говорение Творческое задание Письмо |
1.Тренировочные тесты в формате ОГЭ, раздел чтения. 2.Тренировочные тесты в формате ОГЭ, раздел говорения. 3.Тренировочные тесты в формате ОГЭ, раздел аудирования. 4.Тренировочные тесты в формате ОГЭ, раздел письма. |
| Раздаточный материал |
1.Занятия с тестовым материалом. 2.Занятия с тестовым материалом. 3.Занятия с тестовым материалом. 4.Итог работ и наград, накопленных за год в портфолио. |
| Использование различных сайтов по желанию |
1.Итоговое занятие с тьютором и родителями. Самооценка учащейся. Анализ тестов. Результаты работы. | 25-30 мая | Анализ и оценка результатов деятельности ребенка. Корректировка недостатков. Обсуждение необходимости составления дальнейшего плана работы. (Мнение родителей и учащейся). |
Приложение 2
Диагностика оценки структуры учебной мотивации школьников (авторов
Фетискина, Мануйлова, Козлова)
Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе.
Для этого обведи кружком нужный балл:
- баллов - почти не имеет значения;
- балл - частично значимо;
- балла - заметно значимо;
- балла - очень значимо.
1 | Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. | 0 | 12 | 3 | ||||||
2 | Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. | 0 | 12 | 3 | ||||||
3 | Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть | 0 | 12 | 3 | ||||||
на уроках, учиться. | ||||||||||
4 | Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 0 | 12 | 3 | ||||||
5 | Все. что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция. | 0 | 12 | 3 | ||||||
6 | Знания помогают развить ум, сообразительность , смекалку. | 0 | 12 | 3 | ||||||
7 | Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 0 | 12 | 3 | ||||||
8 | Если на | уроке царит | обстановка недоброжелательности, излишней | 0 | 12 | 3 | ||||
строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. | ||||||||||
9 | Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 0 | 12 | 3 | ||||||
10 | Считаю, | что | успех в учебе - немаловажная основа для уважения | и | 0 | 12 | 3 | |||
признания | среди одноклассников. | |||||||||
11 | Приходится | учиться, | чтобы избежать надоевших нравоучений | и | 0 | 12 | 3 | |||
разносов | со стороны родителей и учителей. | |||||||||
12 | Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную | 0 | 12 | 3 | ||||||
задачу, хорошо выучу правило и т.д. | ||||||||||
Ключ
Мотивы | Номера ответов | ||
Познавательные | 2 | 9 | 15 |
Коммуникативные | 3 | 10 | 16 |
Эмоциональные | 1 | 8 | 21 |
Саморазвития | 6 | 13 | 19 |
Позиция школьника | 7 | 14 | 20 |
Достижения | 5 | 12 | 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 | 11 | 17 |
Приложение 3
Памятка
«Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории»
1.Сформулируй свою образовательную цель.
Цель – предполагаемый результат деятельности. Поставь цель – предскажи, спрогнозируй предполагаемый результат.
2. Определи задачи.
Задачи позволят тебе разработать план деятельности по достижению цели.
3. Выбери и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал.
4. Определи формы и методы контроля, которые предпочтительнее для тебя.
5. Проведи рефлексию. Проанализируй полученные результаты.
Приложение 4
Таблица самоанализа «I can…Я могу»
______________________ __________________
(дата) (имя)
Диалогическая речь | Могу | Не могу | Затрудняюсь | Оценка | |
ответить | учителя | ||||
1 | Диалог - знакомство | ||||
(познакомиться с | |||||
собеседником) | |||||
2 | Диалог – обсуждение | ||||
(обсудить с | |||||
собеседником погоду, | |||||
занятия | |||||
спортом) | |||||
3 | Диалог – побуждение | ||||
(пригласить | |||||
собеседника | |||||
поработать совместно) | |||||
4 | Диалог – расспрос | ||||
(задать вопросы | |||||
собеседнику, | |||||
используя общие и | |||||
специальные вопросы | |||||
по темам) | |||||
5 | Проиграть разные роли | ||||
в диалогах | |||||
Монологическая речь | Могу | Не могу | Затрудняюсь | Оценка | |
ответить | учителя | ||||
1 | Описать картинки, | ||||
животного | |||||
2 | Рассказать о себе, | ||||
школе, семье | |||||
3 | Пересказать | ||||
прочитанный | |||||
рассказ | |||||
4 | Передать содержание | ||||
прочитанного | |||||
или услышанного | |||||
текста с опорой на | |||||
иллюстрацию | |||||
Аудирование | Могу | Не могу | Затрудняюсь | Оценка | |
(понимание на | ответить | учителя | |||
слух) | |||||
1 | Понять высказывания | ||||
Приложение 5
Инструкция для учеников по работе с языковым портфолио
Дорогой друг!
Языковое портфолио – твоя собственность. От того, как часто, с каким желанием и насколько бережно ты будешь с ним обращаться, зависит его эффективность.
Языковой портфель состоит из трех частей: «Языковой паспорт», «Языковое досье» и «Языковая биография». Каждый документ оформляется с отдельного титульного листа.
Как заполнить языковой паспорт:
Внеси нужные данные о себе и своем языковом окружении, вставь свою фотографию. Ты можешь также оформить паспорт креативно (слоган, рисунок о изучаемом языке, эмблема). Если возникнут вопросы – обратить к учителю за помощью.
Как заполнить языковое досье:
Досье – своего рода, «копилка» твоих результатов. Оно зафиксирует любые твои достижения в изучении английского языка. Такими примерами могут быть самостоятельные работы, переводы, учебные проекты, стихи, письма, сочинения. В «Досье» также включаются сертификаты, грамоты и дипломы конкурсов и олимпиад по английскому языку. Ты можешь разместить здесь и персональный словарь. В досье учитель оставляет тебе свои рекомендации по изучению, на что нужно обратить внимание. Если оценка не совпадает с мнением учителя, то следует побеседовать с ним, чтобы выяснить причину этого несовпадения и наметить пути ее устранения.
- «Досье» ты найдешь очень важную таблицу самооценки: «Всё, что я могу делать на иностранном языке». Внимательно изучи ее и начинай заполнять, выбери (поставь галочку, закрась, заштрихуй) один ответ, который соответствует твоим умениям. Затем, учитель оставит свое мнение о каждом из твоих языковых умений.
По мере изучения на уроках каждого модуля учебника, выполняй творческие задания с пометкой «Portfolio», это будет твоей рабочей тетрадью. При возникновении трудностей, обязательно обращайся к учителю.
Как заполнять «Языковую биографию»:
Сначала внимательно изучи инструкцию. Отметь в таблице сведений о ходе изучения языка умения, которыми, по твоему мнению, ты уже владеешь, чего ты достиг и какой опыт
- изучении ты приобрел, а также дальнейшие цели:
Что я хочу улучшить? Как я собираюсь это сделать? К какому сроку?
Это поможет тебе:
- провести самоанализ своих достижений в овладении языком;
- более четко запланировать дальнейшую учебную деятельность.
- повысить эффективность овладения языком.
Затем, оцени сам свои умения в аудировании, говорении, чтении, письме с использованием международной!!! уровневой шкалы (каждое умение оценивается от 1 до 3 баллов). Твоему возрасту соответствует уровень А1-А2 (Beginner – Elementary). Поставь дату заполнения. Ты вернешься к этой таблице в конце учебного года.
Желаю успехов в овладении английским языком и надеюсь, что Языковое Портфолио окажет тебе в этом большую помощь.
Приложение 6
Рекомендации по организации деятельности и введению модели языкового
портфолио для педагогов
- Выявить управленческие решения и условия, необходимые для введения языкового портфолио. Разработать положение о языковом портфолио, зафиксировать основные направления деятельности органа, отвечающего за работу с языковым портфолио на уровне общеобразовательной организации.
- Определить куратора группы/органа, курирующего работу с языковым портфолио, составить циклограмму его деятельности на ближайший учебный год.
- Осуществить информационную работу на уровне общеобразовательной организации с педагогическим коллективом и администрацией школы, обучающимися и их родителями. Разработать план мероприятий по проведению информационной работы и дальнейших консультаций со всеми участниками образовательного процесса.
- Разработать принципы и критерии оценивания языкового портфолио и его учет в формировании рейтинга учащихся.
- Консультировать и помогать учащимся в формировании языкового портфолио.
- Оказывать поддержку социальным практикам школьников: участие в конкурсах проектов и исследовательских работ по иностранному языку, участие в олимпиадах, конкурсах, профильных школах.
- Осуществить преемственность в работе с языковым портфолио в среднем и старшем школьном звеньях.
- Внести тему анализа работы с языковым портфолио в план работы школьного ме-тодического объединения учителей иностранного языка.
- Организовать серию педагогических семинаров для учителей по проблемам освоения и внедрения инновационных форм работы в связи с введением технологии языкового портфолио.
- В конце года провести школьную конференцию для педагогов для анализа опыта работы с языковым портфолио и определения дальнейших путей развития и вектора работы.
- Представить основные положения модели языкового портфолио и опыт работы на муниципальном уровне (выступление на заседании районного методического объединения учителей иностранного языка.
Приложение 7
Международная шкала оценивания уровня языка
Уровень А1 –«УРОВЕНЬ ВЫЖИВАНИЯ» | Дата/date | Дата/date | ||||
А1 – “BREAKTHROUGH” | ||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
АУДИРОВАНИЕ | ||||||
LISTENING |
Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и четко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, о моей семье и ближайшем окружении.
I can recognize familiar words and very basic phrases concerning myself, my family and immediate concrete surroundings when people speak slowly and clearly.
ЧТЕНИЕ
READING
- понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях, на плакатах или в каталогах.
I can understand familiar names, words and very simple sentences, for example on notices and posters or in catalogues.
ГОВОРЕНИЕ (ДИАЛОГ)
SPOKEN INTERRACTION
- могу принимать участие в диалоге, если мой собеседник повторяет по моей просьбе в замедленном темпе свое высказывание или перефразирует его, а также помогает сформулировать то, что я пытаюсь сказать.
I can interact in a simple way provided the other person is prepared to repeat or rephrase things at a slower rate of speech and help me formulate what I am trying to say.
Я могу задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных мне или интересующих меня тем.
I can ask and answer simple questions in areas of immediate need or on very familiar topics.
ГОВОРЕНИЕ (МОНОЛОГ)
SPOKEN PRODUCTION
Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живу, и людях, которых я знаю.
I can use simple phrases and sentences to describe where I live and people I know.
ПИСЬМО
WRITING
- умею писать простые открытки (поздравление с праздником), заполнять формуляры (вносить свою фамилию, национальность, адрес).
Приложение 8
Содержание «Языкового портфеля» ученицы 6а класса ___________________
1. About Me
2. My Language Passport
3. My Language Biography
Now I can!
My English
My Test Results
4. Dossier
5. Приложение
Мои учебные работы
Конкурсные проекты, работы, результаты олимпиад
Полезные сайты
Это интересно
Приложение 9
Таблица оценки обучающимися собственной готовности к выбору индивидуальной образовательной траектории
- Какие предметы, кружки, курсы тебя интересуют?
- Насколько ты разобралась в своих интересах?
- Какими способностями ты обладаешь? Насколько ты знаешь свои способности?
- Какими индивидуальными качествами ты обладаешь?
- Насколько ты знаешь свои индивидуальные качества?
- Какие диагностики ты проводила с целью познания себя?
- Насколько ты владеешь способами самодиагностики?
- Нравится ли тебе познавать новое? Насколько тебе интересно познавать новое?
- В каком направлении ты планируешь продолжать свое обучение?
- Насколько для тебя важно продолжение образования в соответствии с избранным направлением?
- Какие цели образования ты ставишь перед собой?
- Насколько ты готова прилагать усилия для достижения своих целей образования?
Приложение 10
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева)
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усреднённые результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам.
Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре – если это детский сад, если школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
I. Интеллектуальная сфера
- Высокая познавательная активность, мобильность.
- Быстрота и точность выполнения умственных операций.
- Устойчивость внимания.
- Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
- Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
- Богатство активного словаря.
- Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
- Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
- Развитость творческого мышления и воображения.
- Владение основными компонентами умения учиться.
- Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
- Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
- Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
- Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
- Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
- Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
- Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
- Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два.
- Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
- Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
- Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
- Пытается выяснить причины и смысл событий.
- Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
- Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом.
III. Творчество
- Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
- Изобретательность в использовании материалов и идей.
- Склонность к завершенности и точности в занятиях.
- Задает много вопросов по интересующему его предмету.
- Любит рисовать.
- Проявляет тонкое чувство юмора.
- Не боится быть таким, как все.
- Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
- Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
- Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
- Любит писать рассказы или статьи.
- Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
- Легко входит в роль другого персонажа, человека.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
- Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
- Передает чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
- Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
- В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
- Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
- Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
- Интересуется механизмами и машинами.
- В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
- Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
- Любит рисовать чертежи механизмов.
- Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
- Тонкость и точность моторики.
- Развитая двигательно-моторная координация.
- Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
- В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
- Проявляет большой интерес к визуальной информации.
- Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
- Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
- Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
- Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.).
- Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
- Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
- Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
- Легко приспосабливается к новой ситуации.
- Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
- Высокая общительность с окружающими.
- Стремится к доминированию среди сверстников.
- Сверстники обращаются за советом.
Приложение 11
Методика оценки общей одарённости
Общая характеристика. Разработана А.И. Савенковым и адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому
1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.
№п/п | Качество | Отметка |
1 | Любознательность | |
2 | Сверхчувствительность к проблемам | |
3 | Способность к прогнозированию | |
4 | Словарный запас | |
5 | Способность к оценке | |
6 | Изобретательность | |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | |
8 | Настойчивость | |
9 | Перфекционизм |
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребёнка при объективной оценке обычно получается «звёздочка» сложной конфигурации.
Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Приложение 12
Материалы для контроля промежуточных и конечных результатов.
Тест на контроль знания грамматики.
- James was hungry because he (not eat) any breakfast that morning.
- The boys (listen) to music when their friends arrived.
- If I (have) more time, I'd learn the guitar.
- He (do) his homework for an hour and he still hasn't finished it.
- Do you know if all the invitations (send) yet?
- This time next week, I (sit) on a beach in California.
- I saw Helen yesterday and she told me she (have) a fantastic time on holiday.
- Sometimes I wish I (know) what other people were thinking.
- Hurry up! The exam (start) in five minutes.
- Did you paint the house yourself or did you (it / paint) professionally?
- Most of the people (watch) the concert were teenagers.
- You look different! You (not / used to / have) blonde hair, did you?
Тест на контроль знания грамматики.
- The more exercise I do, _______ I get.
fitterthe fitterfittestthe fittest
- Nathan didn't like it when we suggested _______ instead of going out.
studyto studystudyingstudies
- When I arrived at the party there was _______ there. They'd all gone home.
NobodySomebodyAnybodyEverybody
- My parents' wedding anniversary, _______ we celebrate every year, is an opportunity for all the family to get together.
wherewhowhosewhich
- Did you and Jessica enjoy _______ at the concert last night?
yourselfyourselvesitselfthemselves
- Everybody knew who had drawn on the walls, but _______ of the students said anything.
alleachnonone
- If he hadn't been so nervous, he _______ his driving test.
had passedwould have passedwill passwould pass
- We finished our classes early on Friday, so we decided _______ for our exam on Monday.
to studystudyingstudiedstudy
Тест на контроль знания лексики.
- I like wearing __________ clothes when I'm at home, such as old jeans and T-shirts.
gaudysmartelegantscruffy
- Sam felt __________ of himself when he discovered he had passed his driving test.
ashamedprouddisappointedafraid
- My friend's lucky. She works in a bank and __________ a lot of money.
dealsservesearnsdoes
- He hurt himself while playing tennis. I think he's sprained his __________ .
calfthighshinwrist
- I write a daily __________ about my thoughts and feelings. It's like a diary.
blogsitechannellink
- I don't smoke, so I don't have any __________ in the house.
sideboardsashtraysfireplacesfootstools
- They bought a new __________ armchair. It's very comfortable.
leatherpapermarblechina
- My sister was very sad when she __________ up with her boyfriend.
splitgotfellmade
- Shall we go along to the buffet __________ and get a coffee for the journey?
roomcardeskshop
- The trains are so __________ . It took us three hours longer than usual to get there.
relaxingunreliableconvenientuncomfortable
- I gave the shop assistant a ten pound note, but she forget to give me my __________ .
cashcardpricechange
- He writes great __________ that tell stories about people in difficult relationships.
melodieslyricsharmoniesmovements
Тест на контроль знания лексики.
- I'm fed with working so hard. I need a holiday.
- I'm satisfied my exam results. I did quite well.
- OK, you've twisted my . I'll come to the circus with you tomorrow.
- It was getting dark, so I turned on the table in the corner.
- I fell love with Lydia at the end-of-year party.
- Jack likes Lisa, but he's too shy to ask her on a date.
- We got off the train, then went to the taxi and waited in the queue.
- You shouldn't drive on the shoulder of the motorway. It's only for people whose car has broken down.
Итоговой тест по грамматике
I _______ the Star Wars films.
A) have never seen B) have ever seen C) have never saw
2. They_____ for Google_____2004.
A) worked / for B) ’ve worked / since C) ’re working / since
3.__Neil_____ that he didn’t get the job?
A) Did / tell B) Have / told C) Has / been told
4. If you ______ that expensive car, you ___ enough money to go on holiday.
A) buy / won’t have B) bought / don’t have C) don’t buy / won’t have
5. What ____ if you ____a mobile phone?
A) will you do / haven’t B) would you did / had C) would you do / didn’t have
6. Alison has worked for a month without a day off — she ________be exhausted.
A) might B) must C) can’t
7. I know he speaks French, German and Italian so he ________ be Swiss.
A) can’t B) could C) should
8. Hundreds of trees were blown over in the night so the wind _______have been very strong.
A) can’t B) could C) must
9.“I’m not very sociable.______.”
A) I don’t B) So am I C) Neither am I
10.“Sorry I’m late.____for a long time?”
A) Have you waited B) Are you waiting C) Have you been waiting
11. Leo’s French isn’t very good. He ____it for very long.
A) has been learning B) hasn’t been learning C) hasn’t learned
12. Ellen ____ that she needs to do more exercise.
A) has been realizing B) is realized C) has realized
13. Henry worked for the bank ____2001 and 2006.
A) between B) while C) until
14. Could you tell me where ______?
A) the library is B) is the library C) if the library
15. Do you know ______ this train goes to Cardiff?
A) does B) if C) how
16. It’s lovely day,______?
A) is it B) does it C) isn’t it
17. John ______ your school, wasn’t he?
A) was at B) went to C) wasn’t at
18. The interviewer asked _____ drive.
A) can I B) if I could C) if I was
19. The dentist _______to make another appointment.
A) told B) said me C) told me
20. The police officer ____ the robber to put down his gun and put his hands above his head.
A) ordered B) advised C) reminded
21. You’ll need to ____ an answer to this problem.
A) get on with B) run out of C) come up with
22. I want to watch the television news. Could you _______, please?
A) look it up B) turn it on C) look for it
23. You must try that restaurant. The food is _______.
A) very delicious B) absolutely delicious C) absolutely tasty
24. We are hated the film — it was really ____.
A) hilarious B) superb C) awful
25. The kids ____over the garden wall to get their football back.
A) climbed B) hugged C) chewed
Тест по грамматике
1. We ___ students.
are
is
being
be
2. What does "TV" mean?
Television.
For one hour.
Yes, I do.
On Friday.
3. When did you go to that restaurant?
Spaghetti.
With Jane.
Last night.
About 30 minutes.
4. Where do you usually eat lunch?
In the cafeteria.
With Jane.
Sandwhich.
At 12:00.
5. What do you like to drink?
Two.
Saturday evening.
With my friends.
Coffee.
6. We ___ baseball next Saturday.
will play
playing
plays
played
7. Have you eaten lunch yet?
Yes, I've already eaten.
Yes, I've already ate.
Yes, I've eaten yet.
Yes, I've ate yet.
8. Where do you do your homework?
At home.
With John.
Every day.
In the evening.
9. When was the last time you took a picture?
Seven pictures.
A picture of Jane.
With my camera.
About four days ago.
10. You and I ___ good friends.
be
are
is
am