Учебно-воспитательные программы и программы по внеурочной деятельности
Учебно-воспитательные программы и программы по внеурочной деятельности
От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.
Я люблю читать умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.
здесь находятся некоторые учебно-воспитательные программы и программы по внеурочной деятельности и кружкам!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профориентация, 9 класс | 39.22 КБ |
Учебно-воспитательный план, 11 класс | 0 байтов |
Внеурочная деятельность в 6 классе | 28.1 КБ |
Учебно-воспитательный план, 6 класс | 0 байтов |
План работы по профориентации в 9 классе | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предпрофильная подготовка обучающихся 9 класса
по курсу
“Информационный курс. Профориентационная работа”
Учитель: Назарова Наиля Султановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предпрофильной подготовки «Информационный курс. Профориентационная работа» предназначена для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы и носит профориентационную направленность.
Рабочая программа основана на следующие государственные документы:
-Закон РФ «Об образовании»
-Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
-Основы выбора профессии и эффективного поведения на рынке труда.Шестопалова Е. А., Гарейшина А. М.: Программа профориентационного курса для учащихся общеобразовательных школ. – Уфа, 2006
Программа первой части курса состоит из тем и рассчитана на часов занятий. Темы 1- посвящены ознакомлению с миром профессий, с их типологией и классификациями, условиями выбора профессии, психологическими характеристиками профессий.
Знания и умения, приобретенные обучающимися при изучении данного курса, могут быть использованы ими в сферах своей будущей профессиональной деятельности. Изучение данного курса будет способствовать подготовке обучающихся школ к осознанному выбору профессии.
Программа курса может быть использована: во внеклассной работе с обучающимися школ; для самообразования школьников; для планирования будущей профессиональной карьеры.
Цели реализации программы курса является:
- открытие перед учащимися перспектив в дальнейшем личностном развитии; - оказание помощи в определении своих жизненных планов и построения алгоритма действий;- формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;- оказание своевременной психолого-педагогической поддержки школьникам в вопросах профессионального самоопределения.
Задачи курса:
- формирование эффективного поведения учащихся в условиях рынка труда;
- повышение психологической компетентности учащихся за счет определения своей позиции в жизни;
- развитие у учащихся навыков по определению целей и планированию собственной профессиональной карьеры;
- знакомство с понятиями, характеризующими профессиональную деятельность.
Обучающиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения;
- основные правила выбора профессии;
- понятия «профессия» и «профессиональная деятельность»;
- психологические и психофизиологические ресурсы личности и влияние их на выбор профессии;
- понятия: темперамент, характер, мышление, память, внимание, понятие об эмоционально-волевой сфере;
- стили общения и поведение человека;
- значение творческого потенциала личности в планировании своей карьеры.
Обучающиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуально-психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии (специальности);
- составлять свой личный профессиональный план и оперативно вносить в него изменения в соответствии с тенденциями рынка труда;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа,
Необходимые пояснения к освоению курса:
Теоретическое изучение элективного курса дополняется экскурсиями.
Проведение всех видов занятий сопровождается систематическим контролем знаний обучающихся путем устного опроса, выполнения тестовых заданий, решения проблемных и ситуативных заданий.
На вводном занятии дается краткий обзор всех разделов курса и предлагается каждому обучающемуся выбрать одну из тем рефератов или проектов по изучаемым темам. Работа над рефератом (проектом) может проводиться как группой обучающихся, так и индивидуально.
На практических занятиях проводится тестирование, по результатам которого осуществляется индивидуальное консультирование обучающихся психологом.
Календарно- тематический план и содержание программы курса «Информационная часть. Профориентационная работа»
Дата | ||||||
№п/п | Темы занятий | Колич. часов | По календарю | Фактич. | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Примечание |
1-2 | Вводное занятие. | 2 | 7.09 14.09 | Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера». Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии. | ||
3-4 | Многообразие мира профессий | 2 | 21.09 28.09 | Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности Практическая работа. Составление словаря профессий. | ||
5-6 | Представление о себе и проблема выбора профессии | 2 | 5.10 12.10 | «Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»). | ||
7-8 | Путешествие по морям профессий. Определение уровня творческого потенциала учащихся | 2 | 19.10 26.10 | Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда. Задачи: обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека; формирование осознанных представлений о мире труда; воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда. | ||
9-10 | «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 | 9.11 16.11 | Определение границ любознательности, слуховой и зрительной памяти, умение абстрагироваться и сосредоточиваться.Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. | ||
11 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — | 1 | 23.11 | «Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план. Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий). | ||
12 | Социальные проблемы труда («надо») | 1 | 30.11 | Разделение труда Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?». Содержание и характер труда. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда. Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий). Процесс и условия труда.Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. | ||
13 | Классификация профессий | 1 | 7.12 | Классификация профессий.Способы классификации профессий. Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Практическая работа. Составление формул профессий. | ||
14 | Азбука профессий | 1 | 14.12 | Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию». | ||
15 | Темперамент в профессиональном становлении личности | 1 | 21.12 | Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Диагностические процедуры. Опросник Айзенка. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях. | ||
16-18 | Волевые качества личности | 3 | 28.12. 18.01 | Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?». Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.
| ||
IIчетверть | ||||||
19-20 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 2 | 25.01 01.02 | Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти). Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».Способность быть внимательным Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба». Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна». | ||
21 | Самооценка, ее роль в жизни | 1 | 08.02 | Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор). | ||
22 23 | Человек в новых социально-экономических условиях | 2 | 15.02-22.02 | Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия. Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция». | ||
24 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 1 | 29.02 | Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП. Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие». Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет. | ||
25 | Имидж и этикет современного делового человека | 1 | 7.03 | Имидж сотрудников | ||
26 | Понятие о дресс-коде | 1 | 14.03 | Дресс-код - это предписанный стиль одежды. Прежде всего, это элемент, влияющий на имидж организации. В зарубежных и крупных российских компаниях правила дресс-кода могут быть прописаны в уставе компании, либо в трудовых контрактах сотрудников, могут оговариваться при приеме на работу, регулироваться другими внутренними распорядительными документами. Во многих фирмах строгое соблюдение дресс-кода обязательно с понедельника по четверг, а в пятницу позволителен произвольный (в рамках разумного) стиль одежды. | ||
27 | Резюме, правила составления. | 1 | 13.04 | Правила составления резюме и сопроводительного письма к нему. Правила отправления резюме. | ||
28 | Оценка способности школьников к выбору профессии . | 1 | 20.04 | Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося. Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии. | ||
29 | Моя профессиональная карьера | 1 | 27.04 | Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация». Практическая работа. Анализ личного профессионального плана. | ||
30 | Профконсультационные услуги | 1 | 4.05 | Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации | ||
31-32 | Обобщение материала и итоги. | 2 | 11. 18.05 |
Программа теоретических занятий
- Вводное занятие —2 ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
- Многообразие мира профессий — 2ч.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности
Практическая работа. Составление словаря профессий.
- Представление о себе и проблема выбора профессии — 2ч.
«Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).
- Путешествие по морям профессий – 1ч.
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.
Задачи: обобщение знаний учащихся о сферах профессиональной деятельности человека; формирование осознанных представлений о мире труда; воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
- Определение уровня творческого потенциала учащихся. 1ч.
Определение границ любознательности, слуховой и зрительной памяти, умение абстрагироваться и сосредоточиваться.Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.
- «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 2 ч.
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
- Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») — 1ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы.Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
- Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 1 ч.
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии
Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
- Социальные проблемы труда («надо») — 1ч.
- Разделение труда
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
- Содержание и характер труда. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
- Процесс и условия труда.Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
- Классификация профессий – 1 ч.
Классификация профессий.Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
- Азбука профессий – 1 ч.
Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
- Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 ч
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
- Волевые качества личности — 3 ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.
- Профессии типа «Человек-человек»
- Профессии типа «Человек-человек»
- Профессии типа «Человек-природа»
- Профессии типа «Человек-природа»
- Профессии типа «Человек- знаковая система»
- Профессии типа «Человек- знаковая система»
- Профессии типа «Человек – художественный образ»
- Профессии типа «Человек – художественный образ»
- Профессии типа «Человек - техника»
- Профессии типа «Человек - техника»
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда — 2ч
Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».Способность быть внимательным
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».
- Самооценка, ее роль в жизни.1ч.
Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).
- Человек в новых социально-экономических условиях .2ч.
Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.
Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение.
Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».
- Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 1 ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.
Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».
Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
- Имидж и этикет современного делового человека 1ч.
Имидж сотрудников.Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: 1. Ознакомиться с понятием об имидже и дизайне офиса. 2.Ознакомиться с понятием об этике. 3. Ознакомиться с моделью формирования имиджа организации.
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки: 1.Знать об имидже и дизайне офиса. 2. Знать модель формирования имиджа организации
- Понятие о дресс-коде 1ч.
Дресс-код - это предписанный стиль одежды. Прежде всего, это элемент, влияющий на имидж организации. В зарубежных и крупных российских компаниях правила дресс-кода могут быть прописаны в уставе компании, либо в трудовых контрактах сотрудников, могут оговариваться при приеме на работу, регулироваться другими внутренними распорядительными документами. Во многих фирмах строгое соблюдение дресс-кода обязательно с понедельника по четверг, а в пятницу позволителен произвольный (в рамках разумного) стиль одежды.
- Резюме, правила составления. 1ч.
Правила составления резюме и сопроводительного письма к нему. Правила отправления резюме.
- Оценка способности школьников к выбору профессии . 1 ч.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.
Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.
- Моя профессиональная карьера — 1ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
- Профконсультационные услуги — 1 ч.
Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации
- Обобщение материала и итоги.- 2 ч.
ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- демонстрационный экран;
- электронные презентации.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Пряжников Н.С. «Профориентация в школе и колледже» - М. «ВАКО», 2008г
- Черничкова Т.В. «Профессиональная поддержка старшеклассников» - М. «Глобус», 2006г
- Павлова Т.В. «Профориентация старшеклассников» - М. «Сфера», 2005г
- Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф.От учебы к профессиональной карьере. – М.: издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.
- Самопрезентация при устройстве на работу: учебное пособие /А.М. Корягин, Н.Ю. Бариева и др. – М.: издательский центр «Академия», 2012. – 128 с.
Дополнительные источники:
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения. Опросники (8-11 классы) – М., 2005
Интернет-ресурсы:
http://www.planetaedu.ru – помощь школьникам в выборе образовательного учреждения профессионального образования.
http://www.edunews.ru – информация для школьников и абитуриентов по определению профессионального маршрута.
http://www.gdeuchitsa.ru – справочно-информационные материалы об учебных заведениях всех уровней образования.
http://www.proforientator.ru – профессиональная помощь в выборе и принятии жизненно важных решений (для школьников).
http://www.proekt-pro.ru – консультации, бизнес-игры, путешествия на предприятия и др. материалы по профессиональной ориентациишкольников 13-16 лет.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
Класс: 6
Программа: Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – творчество – дети», М., АРКТИ – 2004г.
Автор-составитель: Назарова Наиля Султановна
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
Обучающиеся получат возможность научаться:
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание программы
Содержание программы включает такие разделы как:
- театральная азбука,
- основы актерского мастерства,
- основы драматизации.
Театральная азбука (7 часов)
1. Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль». Знакомство с планом работы кружка. Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра.
2. Театры России. Уточнение и расширение представлений детей о театрах России (драматический, детский). Драматический театр. Рассказ воспитателя о драматическом театре.
3. Театры Республики Башкортостан. Уточнение и расширение представлений детей о театрах Республики Башкортостан (драматический, детский). Драматический театр. Рассказ воспитателя о драматическом театре.
4. Театральные профессии. Дать представление о профессиях людей работающих в театре.
5. Как вести себя в театре? Знакомство с правилами поведения в театре.
6.Викторина «Знатоки театра». Дать возможность детям продемонстрировать свои знания о театре.
7. «Что? Как? Зачем?» Выяснение мнений детей о необходимости театра в школе.
Основы актерского мастерства (13 часов)
1. Беседа о профессии актера, чем эта профессия отличается от других.
2. Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки. (Знакомство со сценарием сказки, обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки).
3. Распределение ролей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки. 4. Разыгрывание этюдов. Знакомство с понятием «Этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
5. Репетиция спектакля «Две доли». Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.
6. Репетиция спектакля «Две доли». Знакомство с понятиями «мимика», «жест», «пантомима». Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов и пантомимы.
7. Репетиция спектакля «Две доли». Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и пластику.
8. Репетиция спектакля «Две доли». Учить изображать характер персонажа, используя выразительные движения и пластику.
9. Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы». Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.
10. Репетиция сценки «Три мамы». Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.
11. Показ сценки «Три мамы» на празднике 8 марта. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед педагогами.
12. Итог поставленной сказки
13. Показ спектакля «Две доли». Доставить детям радость, дать возможность почувствовать себя настоящими артистами.
Основы драматизации (14 часов)
1. Чтение сказки «Сказка о доброте». Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.
2. Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.
3. Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.
4. Распределение ролей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки. 5. Репетиция спектакля «Сказка о доброте». Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.
6. Репетиция спектакля «Сказка о доброте». Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов и пантомимы.
7. Репетиция спектакля «Сказка о доброте». Изображение эмоционального состояния персонажа, используя выразительные движения и пластику.
8. Репетиция спектакля «Сказка о доброте». Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
9. Творческий отчёт. Премьера спектакля «Сказка о доброте». Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед незнакомыми зрителями.
10. Обсуждение спектакля. Подведение итогов. Учить детей высказывать своё мнение о собственной работе, обращать внимание на работу своих товарищей.
11.Знакомство с игровой программой «Ура. Каникулы!» Настроить детей на отдых.
12.Репетиция игровой программы «Ура. Каникулы!» Распределить роли, создать праздничную атмосферу в коллективе детей.
13.Проведение программы «Ура, каникулы!». Расстаться с детьми на каникулы на веселой волне.
14.Итоговое занятие. Праздничный огонек.
Тематическое планирование
Содержание курса | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
| 7 | |
| 13 | |
| 14 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
на 2019 / 2020 учебный год
Класс: 6а
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Программа: Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – творчество – дети», М., АРКТИ – 2004г.
Автор-составитель: Назарова Наиля Султановна
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения заниятия | Примечание | ||
По календарю | Фактич. | |||||
1 четверть | ||||||
Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль». | 1 | 05.09 | ||||
Театры России. | 1 | 12.09 | ||||
Театры Республики Башкортостан. | 1 | 19.09 | ||||
Театральные профессии. | 1 | 26.09 | ||||
Как вести себя в театре? | 1 | 03.10 | ||||
Викторина «Знатоки театра». | 1 | 10.10 | ||||
Актеры, кто они? | 1 | 17.10 | ||||
«Что? Как? Зачем?» | 1 | 24.10 | ||||
2 четверть | ||||||
Беседа о профессии актера, чем эта профессия отличается от других. | 1 | 07.11 | ||||
Чтение сценария спектакля «Две доли». | 1 | 14.11 | ||||
Распределение ролей. | 1 | 21.11 | ||||
Разыгрывание этюдов. | 1 | 28.11 | ||||
Репетиция спектакля «Две доли». | 1 | 05.12 | ||||
Репетиция спектакля «Две доли». | 1 | 12.12 | ||||
Репетиция спектакля «Две доли». | 1 | 19.12 | ||||
Репетиция спектакля «Две доли». | 1 | 26.12 | ||||
3 четверть | ||||||
Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы». | 1 | 16.01 | ||||
Репетиция сценки «Три мамы». | 1 | 23.01 | ||||
Показ сценки «Три мамы». | 30.01 | |||||
Итог поставленной сказки. | 1 | 06.02 | ||||
Показ спектакля «Две доли». | 1 | 13.02 | ||||
Чтение сказки «Сказка о доброте». | 1 | 20.02 | ||||
Изготовление декораций. | 1 | 27.02 | ||||
Мастерская актеров. | 1 | 05.03 | ||||
Распределение ролей. | 1 | 12.03 | ||||
Репетиция спектакля «Сказка о доброте». | 1 | 19.03 | ||||
4 четверть | ||||||
Репетиция спектакля «Сказка о доброте». | 1 | 02.04 | ||||
Репетиция спектакля «Сказка о доброте». | 1 | 09.04 | ||||
Репетиция спектакля «Сказка о доброте». | 1 | 16.04 | ||||
Творческий отчёт. Премьера спектакля «Сказка о доброте». | 1 | 23.04 | ||||
Обсуждение спектакля. Подведение итогов. | 1 | 30.04 | ||||
Знакомство с игровой программой «Ура. Каникулы!» | 1 | 07.05 | ||||
Репетиция игровой программы «Ура. Каникулы!» | 1 | 24.04 | ||||
Итоговое занятие. Праздничный огонек. | 1 | 21.04 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
на 2019 / 2020 учебный год
Класс: 6б
Общее количество часов: 28
Количество часов в неделю: 1
Программа: Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр – творчество – дети», М., АРКТИ – 2004г.
Автор-составитель: Назарова Наиля Султановна
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения заниятия | Примечание | ||
По календарю | Фактич. | |||||
1 четверть | ||||||
Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль». | 1 | 02.09 | ||||
Театры России. | 1 | 09.09 | ||||
Театры Республики Башкортостан. | 1 | 16.09 | ||||
Театральные профессии. | 1 | 23.09 | ||||
Как вести себя в театре? | 1 | 30.09 | ||||
Викторина «Знатоки театра». | 1 | 07.10 | ||||
Актеры, кто они? | 1 | 14.10 | ||||
«Что? Как? Зачем?» | 1 | 21.10 | ||||
2 четверть | ||||||
Беседа о профессии актера, чем эта профессия отличается от других. | 1 | 11.11 | ||||
Чтение сценария спектакля «Две доли». | 1 | 18.11 | ||||
Распределение ролей. | 1 | 25.11 | ||||
Разыгрывание этюдов. | 1 | 02.12 | ||||
Репетиция спектакля «Две доли». | 1 | 09.12 | ||||
Репетиция спектакля «Две доли». | 1 | 16.12 | ||||
Репетиция спектакля «Две доли». | 1 | 23.12 | ||||
3 четверть | ||||||
Репетиция спектакля «Две доли». | 1 | 13.01 | ||||
Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы». | 1 | 20.01 | ||||
Репетиция сценки «Три мамы». | 1 | 27.01 | ||||
Показ сценки «Три мамы». | 03.02 | |||||
Итог поставленной сказки. | 1 | 10.02 | ||||
Показ спектакля «Две доли». | 1 | 17.02 | ||||
Чтение сказки «Сказка о доброте». | 1 | 02.03 | ||||
Изготовление декораций. | 1 | 16.03 | ||||
4 четверть | ||||||
Мастерская актеров. Распределение ролей. | 1 | 06.04 | ||||
Репетиция спектакля «Сказка о доброте». | 1 | 13.04 | ||||
Творческий отчёт. Премьера спектакля «Сказка о доброте». Обсуждение спектакля. Подведение итогов. | 1 | 20.04 | ||||
Знакомство с игровой программой «Ура. Каникулы!» Репетиция игровой программы «Ура. Каникулы!» | 1 | 27.04 | ||||
Итоговое занятие. Праздничный огонек. | 1 | 18.05 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План по профориентационным мероприятиям в 9 классе МБОУ СОШ с.Москово
№п/п | Наименование мероприятия | Ответственные | Примерный срок проведения | Отметка об исполнении |
1 | Сбор информации, наглядности для изготовления профориентационного стенда | Кл.рук. | сентябрь | |
2 | Посещение и активное участие в предпрофильной подготовке по курсу “Информационный курс. Профориентационная работа” | Кл.рук. | Каждый четверг | |
3 | Проведение акции "День работодателя "по направлениям: тематические встречи с представителями организаций с учетом их отраслевой специфики "Диалог с профессионалами"; экскурсии "Визит на предприятие" или "Профессии моего села" | Кл.рук., зам.дир. по ВР | В течение года | |
4 | Проведение встреч учащихся общеобразовательных учреждений с представителями образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования | Кл.рук., администрация школы | В течение года | |
5 | Встреча с представителями центров занятости населения района | Кл.рук., администрация школы | В течение года | |
6 | Встреча с представителями пенсионного фонда города и района | Кл.рук., администрация школы | В течение года | |
7 | Организация и проведение: акций "Вместе на рынке труда", "Декадник профориентации" | Кл.рук., ст.вожатый | В течение года | |
8 | Тематические классные часы с учащимися и их родителями (законными представителями) "Будущее в твоих руках", "Ступени к твоей профессии" с приглашением специалистов- профессионалов | Кл.рук., родители | В течение года | |
9 | Тренинги "Я выбираю профессию", "Все в твоих руках" и другие | Кл.рук. | В течение года | |
10 | Конкурс плакатов в номинациях "Лучшая профессия ", «Моя будущая профессия» и т.д. | Кл.рук., администрация школы | В течение года | |
11 | Встреча с выпускниками школы | Кл.рук., администрация школы | Май | |
12 | Оказание информационной поддержки профориентационных мероприятий, размещение информации о ходе их реализации с использованием интернет- ресурсов, средств массовой информации | По мере поступления информации | ||
13 | Тематические мероприятия, ярмарки вакансий, круглые столы, мониторинги, просмотры онлайн-трансляций, фильмов, конференций, вебинаров и т.д. | Кл.рук., администрация школы | В течение года | |
№п/п | Наименование мероприятия | Ответственные |
1 | Организация взаимодействия управлений (отделов1) образования администраций муниципальных образований Республики Башкортостан, государственных казенных учреждений центры занятости населения, образовательных учреждений и работодателей по проведению совместной профориентационной работы (соглашения, договоры) | |
2.4 | Создание клубов по интересам "Моя будущая профессия" для учащихся общеобразовательных учреждений (в рамках проекта "Академический лицей", разработанного Центром довузовского образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уфимский государственный нефтяной технический университет) | |
2.7 | Проведение встреч учащихся общеобразовательных учреждений с представителями образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования | 9 кл. Встреча с представителями Кушнаренковского сельскохозяйственного и педагогического колледжа |
3.1 | Организация и проведение массовых профориентационных мероприятий (дней открытых дверей, месячников, декадников профориентации, дней профессии/специальности, соответствующих web-конференций и др.): ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для выпускников учреждений общего и профессионального образования, включая экспресс-тестирование профессиональных склонностей и интересов; выездных профориентационных консультаций в учреждениях образования, в том числе с использованием мобильных офисов центров занятости населения | 9 кл. 16.11.2015 провели День работника сельского хозяйства 7.12.2015 провели День Юриста Мероприятие «Я профессию хочу, кто меня научит?» Планируем пригласить представителей из Дюртюлинского бюро занятости населения |
3.2 | Проведение ярмарок вакансий рабочих |
мест, консультирования по вопросам содействия занятости и осуществление профессиональной диагностики (тестирования) граждан в рамках специализированной выставки "Образование. Наука. Карьера", а также республиканской молодежной акции "Работа - молодым!" | ||
3.3 | Организация и проведение: акций "Вместе на рынке труда", "Декадник профориентации"; | 9 кл. Беседа с зав. библиотекой Даньковой Т.Ш. «Вместе на рынке труда» |
тематических классных часов с учащимися общеобразовательных учреждений и их родителями (законными представителями) "Будущее в твоих руках", "Ступени к твоей профессии" с приглашением специалистов- профессионалов; | 9 кл. В октябре провели классное родительское собрание «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка» | |
телефонных консультаций "Горячая линия: абитуриент года"; | ||
тренингов "Я выбираю профессию", "Все в твоих руках" и других для старшеклассников общеобразовательных учреждений; | 9 кл. В ноябре провели анкетирование «Мои творческие склонности» | |
конкурсов в номинациях "Лучшая профориентация в школе", "Лучший специалист по профориентации", "Лучшее профориентационное мероприятие района/ города" | ||
3.4 | Проведение акции "День работодателя "по направлениям :тематические встречи с представителями организаций с учетом их отраслевой специфики "Диалог с профессионалами"; экскурсии "Визит на предприятие" или "Профессии моего города" | 9 кл. В сентябре посетили завод «Пожтехника-МС» (Самиев М.Г.) |
3.5 | Организация и проведение: профориентационных мероприятий для выпускников общеобразовательных учреждений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей- инвалидов; дней профориентации в образовательных учреждениях профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений и молодых граждан | Ежегодно организуются встречи с выпускниками |
4.1 | Проведения курсов повышения квалификации, семинаров для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений в целях изучения современных форм организации профориентационной работы в учреждениях общего и | В 9 классе ведется «Информационный курс. Профориентационная работа» |
профессионального образования | ||
4.2 | Организация семинаров, "круглых столов" для педагогических работников по проблемам профориентации и социально-профессиональной адаптации обучающихся и молодых граждан | Некоторые вопросы обсуждаются на педагогических советах |
5.2 | Оказание информационной поддержки профориентационных мероприятий, размещение информации о ходе их реализации с использованием интернет- ресурсов, средств массовой информации | Выставка на уголке «Профориентационная работа» ссылки на сайты «Помощь выпускнику» |
5.4 | Создание на радио и телевидении республики цикла программ по популяризации рабочих профессий (социальная реклама): "Рабочий - это звучит гордо" - о рабочих профессиях, трудовых династиях, передовиках производства, победителях конкурсов профессионального мастерства; "Мой город - мои предприятия" - о ведущих предприятиях муниципальных образований Республики Башкортостан | (если-есть) |