Критерий 3
Предварительный просмотр:
III критерий. Кружковая работа.
Организация кружковой работы | Дополнительная общеразвивающая программа (художественно – эстетическое развитие) «В гостях у сказки» прилагается | Дополнительная общеразвивающая программа опубликована на сайте ДОУ Самоотчёт о реализации дополнительной общеразвивающей программы прилагается |
Организация кружковой работы | Представление опыта работы на уровне ДОУ | 2015 г. - Педсовет Тема: «Игра, как приоритетное средство развития дошкольников» Презентация «Театрализованные игры» |
Организация кружковой работы | Представление опыта работы на уровне РС (Я) | - |
Организация кружковой работы | Представление опыта работы на уровне РФ | 2017 г. - I Международный конкурс творческих работ «Организация внеурочной деятельности детей/кружковой работы» Диплом |
Дополнительная общеразвивающая
программа
(художественно – эстетическое развитие)
«В гостях у сказки»
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Направление: художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: от 3 до 7 лет
- Пояснительная записка
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.
Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, слушая сказки, просматривая показываемые сказочные произведения, дети, становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой развивает их внутренний комфорт, раскованность, способствует легкому общению взрослого и ребёнка.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ.
- Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
5.Основная общеобразовательная программа дошкольной образовательной организации.
- Устав ДОО.
- Актуальность
Театрализованная деятельность близка и понятна как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе ее лежит игра. Кружок «В гостях у сказки» имеет творческую направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний о театрализованной игре, как об одной из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей и творческие способности.
- Цель и задачи реализации рабочей программы
Цель: Формирование выразительной речи, обучение детей общению, развитие творческих способностей через театрализованную деятельность.
Задачи обучения и воспитания • Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников. • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств. • Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. • Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру). • Совершенствовать звуковую культуру речи. • Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки. • Развивать речевую культуру.
Театрализованная деятельность предполагает занятия в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.
Возраст воспитанников- 3-7 лет;
Сроки реализации программы - 4 год;
Режим занятий: 1 раза в неделю; в месяц - 4; в год - 32. Длительность занятий: в соответствии с возрастными нормами.
- Основные условия реализации программы Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическое развитие»
- знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
- знакомство с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисование разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
- знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующее более полной передаче образов героев.
«Познавательное развитие» - знакомство с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Речевое развитие» - использование скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции.
«Физическое развитие» - использование подвижных, сюжетных игр. «Социально - коммуникативное развитие» использование дидактических игр.
Здоровьесберегающие технологии используемые в работе кружка:
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика.
- пальчиковые игры со словами,
- гимнастика для глаз,
- физкультминутка, динамические паузы.
Формы работы с детьми
- игра
- импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)
- инсценировки и драматизация
- объяснение
- рассказ и рассказ детей
- чтение воспитателя
- показ
- личный пример
- беседы
- просмотр видеофильмов
- разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдения
- словесные, настольные и подвижные игры.
Список средств обучения
- демонстрационный материал
- иллюстрации, альбомы, открытки
- настольный, пальчиковый, кукольный театр
- игрушки, фланелеграф
- развивающие игры, лото
- театральные костюмы
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Объем образовательной нагрузки
Базовый вид деятельности | Количество в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
«В гостях у сказки» | 1 | 4 |
32 |
- Перспективно-тематический план.
Младшая группа (3-4 года).
Задачи обучения и воспитания
- Учить детей узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.
- Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова, выражения, предложения, по возможности производить пересказ произведения.
- Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
- Работа над дикцией детей, выразительностью речи.
- Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразное эмоциональное состояние (грустно, радостно, сердито)
- Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений.
- Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание вместе с группой сверстников.
- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность образное мышление, фантазию, воображение.
- Формировать интерес к сценическому искусству.
- Формировать у детей эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.
- Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов, песен.
- Воспитывать умение общаться без ссор и конфликтов.
Перспективно-тематический план. Октябрь: показ сказки «Колобок» (в обработке А.Афанасьева) детям группы «Бемби» Ноябрь: показ сказки «Репка» детям 1-ой младшей группы Декабрь: сказка «Рукавичка». Выступление перед родителями группы «Бемби» Январь: сказка «Маша и медведь» (пересказ М.Булатова). Показ детям младшей группы. Февраль: сказка «Козлятки и волк» (в обработке К.Ушинского). Выступление на празднике «День защитников Отечества». Март: сказка «Заяц, лиса и петух» (в обработке А.Афанасьева). Выступление для мам и бабушек. Апрель: сказка «Три поросенка». Показ детям средней группы. Май: сказка «Лисичка со скалочкой» (пересказ М.Булатова). Выступление на итоговом родительском собрании.
ЭТАПЫ ежемесячной разработки произведений. 1 неделя. Вводное занятие. Чтение сказки, знакомство с персонажами, распределение ролей. Задачи: Дать детям представление о содержании деятельности кружка. Совершенствовать коммуникативные навыки. Использовать наглядность (иллюстрации, фото, слайды) 2 неделя Работа над текстом, освоение изложения сказки в ролях. Задачи: Развивать творческое воображение. Учить воспроизводить текст выразительно, соблюдая интонацию. Воспитывать трудолюбие. 3 неделя Работа над постановкой сказки. Задачи: Развивать артистичность, пластичность движений, мимику. Учить детей испытывать радость от общения. Создавать детям положительный эмоциональный настрой. Учить детей входить в роль. 4 неделя Показ сказки. Задачи: Учить детей изображать героев сказки, непринужденно вести себя на сцене, в роли; красиво и четко говорить.
Средняя группа (4-5 лет). Задачи обучения и воспитания
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. - Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных. - Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) . - Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь. - Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. - Познакомить детей с различными видами театра. - Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
Перспективно-тематический план. Сентябрь 1. Тема. Знакомство с понятием театр: кукольный театр, ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий). Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру. 2. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. 3. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр». Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения. 4. Тема. Посещение кукольного театра. Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру. Октябрь 1. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо). Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас. 2. Тема. Ритмопластика. Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом. 3. Тема. Чтение сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). Цель: учить детей внимательно слушать сказку; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. 4. Тема. Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы). Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе. Ноябрь 1. Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. 2. Тема. Психогимнастика. Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка. 3. Тема. Чтение русской народной сказки «Теремок». Работа над речью (интонация, выразительность). Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным. 4. Тема. Инсценировка р. н. с. «Теремок» (пальчиковый театр). Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества. Декабрь 1. Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог». Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность. 2. Тема. Техника речи. Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку. 3. Тема. Чтение р.н.с. «Лиса и журавль». Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Игровые упражнения. 4. Тема. Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль». Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения. Январь 1. Тема. Знакомство с теневым театром. Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности. 2. Тема. Показ взрослыми р. н. с. «Заюшкина избушка» (теневой театр). Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к театральной деятельности; обеспечить более яркое восприятие сказки. 3. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка). Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности (мягкая игрушка); навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать моторику рук в сочетании с речью. 4. Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос». Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей. Февраль 1. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру. 2. Тема. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Игровые упражнения. 3. Тема. Распределение ролей (сказка Ш. Перро «Красная шапочка»). Работа над речью. Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. 4. Тема. Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (настольный театр – для детей своей группы). Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества. Март 1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок. Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес. 2. Тема. Чтение стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят». Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку). Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию. 3. Тема. Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят». Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа. 4. Тема. Инсценировка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят» (для детей младшей группы). Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.
Апрель 1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – куклами – Петрушками. Цель: продолжать знакомить детей с различными видами театральной деятельности; развивать творческий интерес. 2. Тема. Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками. Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности. 3. Тема. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов. Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа. 4. Тема. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (куклы – Петрушки; показ детям младших групп). Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.
Май 1. Тема. Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. 2. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад». Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас. 3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка на новый лад». Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса. 4. Тема. Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей). Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Программа «В гостях у сказки» для старшей и подготовительной группы разработана на основе программы «Театр - творчество - дети» Н. Ф. Сорокиной и направлена на развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.
Старшая группа (5-6 лет). Задачи обучения и воспитания
- Учить детей навыкам общения и коллективному творчеству. - Формировать общую культуру детей. - Побуждать интерес детей к театрально–игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения. - Развивать эстетические способности детей. - Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам. - Развивать речь детей с помощью театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов. - Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. - Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами. - Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра. - Воспитывать любовь к театру и театрализованной деятельности.
Перспективно-тематический план.
Месяц, неделя | Содержание | Задачи |
ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ 1 занятие | Вводное занятие Артикуляционная гимнастика Игра «Давайте познакомимся» | Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем искусстве. Вовлечь детей в увлекательный мир театра. В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки) Развивать мышцы лица, умение работать в парах. Учить детей знакомиться с окружающими. |
2 занятие | Упражнения на дыхание. Знакомство с основными эмоциями. Этюд «Эх ты, серенький коток». Выступление по мотивам сказки «Репка» | Формировать у детей правильное дыхание. Вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой на выполнение заданий. Учить детей входить в роль, изображать героев сказок, красиво и четко говорить. Обогащать и уточнять словарный запас. |
3 занятие | Гимнастика для язычка. Загадки про овощи и фрукты. Д/игра: «Узнай по описанию» (овощи, фрукты). | Дать представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки. Совершенствовать коммуникативные навыки. Испытывать радость от общения. |
4 занятие | Этюды на выражение мимики: (злой волк, хитрая лиса, весёлый заяц и т. д.). Д/игра: «Собери цветок». | Формировать у детей умение работать мимикой лица по показу и самостоятельно. |
5 занятие | Артикуляционная гимнастика. Инсценировка сказки «Теремок». | Развивать умение слушать и реагировать на содержание сказки. Развивать творческое воображение. Воспитывать духовность, целенаправленность, трудолюбие, усидчивость. |
6 занятие | Разучивание скороговорки «В поле полет Поля просо» Работа над инсценировкой басни Крылова И. А. «Стрекоза и муравей». | Формировать интерес к тексту сказки, развивать умение сопереживать героям. Развивать пластику движений. |
7 занятие | Артикуляционная гимнастика. Загадки о животных. Сценическая пластика и ходьба. Д/игра «Весёлые превращения» | Работа над дикцией. Учить отгадывать загадки. Продолжать закреплять знания о животных их повадках. |
8 занятие | Разучивание скороговорки «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа, была тупа» Инсценировка басни «Стрекоза и муравей» | Работа над дикцией. Работа над характерными движениями персонажей, мимикой. Развитие выразительности речи. |
ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ 1 занятие | Закрепление сказки «Теремок». Упражнения на изменения голоса «Гости теремка». | Формировать интерес к тексту сказки. Развивать умение подражать голосом героям сказки. |
2 занятие | Беседа о времени года, приметах зимы, загадки про зиму. Игра - путешествие: «Зимний лес». | Закреплять знания о зиме. Продолжать учить детей составлять рассказ из нескольких предложений, отвечать на вопросы. |
3 занятие | Занятие-развлечение «Мы в театре» (беседа о правилах поведения в театре). | Уметь задать детям праздничное настроение. Учить детей выразительно читать стихи наизусть. |
4 занятие | Игра «Передай эмоцию». Заучивание стихотворения «Зайка, зайка, попляши». Танцевальные упражнения под музыку. | Стимулировать детей с желанием повторять отдельные слова и предложения из стихов. |
5 занятие | Артикуляционная гимнастика. Драматизация сказки «РЕПКА». Сценическая пластика и ходьба (характерные движения и ходьба героев сказки « РЕПКА»). | Формировать интерес к тексту сказки, развивать умение сопереживать Героям. Развивать пластику движений. |
6 занятие | Работа над дикцией. Разучивание скороговорки «В поле полет Поля просо». Ролевая гимнастика - Расскажи известное стихотворение - шепотом, как робот, с пулеметной скоростью, как иностранец. Работа над инсценировкой сказки К.Чуковского «Айболит». | Развивать умение слушать и реагировать на содержание сказки. Формировать умение работать мимикой лица по показу и самостоятельно. |
7 занятие | Работа над дикцией. Повтор скороговорки «В поле полет Поля просо». Тренинг мышечного расслабления. Инсценировка сказки К.Чуковского «Айболит». | Формировать выразительность речи у детей. Развивать исполнительское мастерство. Тренинг мышечного и речевого аппарата. |
8 занятие | Работа над дикцией. Разучивание скороговорки: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа, была тупа». Игровое упражнение «Клеевой дождик» Инсценировка сказки К.Чуковского «Айболит». | Формировать у детей умение выполнять упражнение по показу. Развивать внимание, память. Учить участвовать детей в театральной деятельности, пробовать проявить себя в разных ролях, испытывать радость от общения. |
ФЕВРАЛЬ – МАРТ 1 занятие | Знакомство с персонажами кукольного театра по сказке «Два жадных медвежонка». | Совершенствовать слуховое восприятие детей. Активизировать у детей мысли и чувства. |
2 занятие | Продолжить репетицию сказки «Два жадных медвежонка». | Развивать отзывчивость, смелость, трудолюбие. Развивать у детей художественные способности. |
3 занятие | Закрепление освоения репертуара. | Помочь детям запомнить и выразительно повторить новую сказку. Приучать внимательно, рассматривать иллюстрации к сказке. |
4 занятие | Выступление по мотивам сказки «Два жадных медвежонка». | Упражнять детей в отчетливом произношении слов. Развивать у детей чувство юмора. |
5 занятие | Упражнение «Воздушный шар», «Насос», «Комарик». Рассказывание сказки «Снегурочка и лиса». Игра «Зеркало». | Закреплять умение выполнять упражнения на дыхание. Развивать умение внимательно слушать, узнавать и называть героев сказок. |
6 занятие | Игра «Найди по описанию» (дикие животные). Инсценировка стихотворения «Мишка косолапый». Подвижная игра «У медведя во бору». | Продолжать учить внимательно, слушать тексты, понимать их, запоминать отдельные слова, произносить их вслух. |
7 занятие | Разучивание скороговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Работа над мимикой. Изобразите, будто вы едите: -тающее мороженое -лимон сахара. Походка человека: -находящегося одного в дремучем лесу. -старой бабушки. | Работа над дикцией. Ролевая гимнастика |
8 занятие | Повтор скороговорки» Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Прочитать знакомое стихотворение
- с грустью
- с ужасом. Чтение сказки «Рукавичка». Беседа о прочитанном. | Работа над дикцией. Продолжать учить эмоционально, воспринимать содержание сказки. Запоминать действующих лиц и последовательность событий. |
АПРЕЛЬ-МАЙ 1 занятие | Беседа о приметах весны, Загадки о весне. Игра импровизация «Снежинки». Чтение сказки «Зимовье зверей». | Закреплять представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки. Формировать понятие «сказка»; начало и конец. |
2 занятие | Упражнение «Воздушный шар», «Насос», «Комарик». Репетиция сказки «Зимовье зверей». | Закреплять умение выполнять упражнения на дыхание. Развивать отзывчивость, смелость, трудолюбие. |
3 занятие | Продолжить репетицию сказки «Зимовье зверей». | Развивать у детей художественные способности. |
4 занятие | Гимнастика для язычка. Пальчиковая игра - массаж «Пальчик-мальчик. Знакомство с инсценировкой сказки «Волк и семеро козлят». | Стимулировать повтор движения за взрослыми. Закреплять умение работать вместе. |
5 занятие | Разучивание скороговорки «Карл у Клары украл кораллы». Драматизация сказки «Волк и семеро козлят». | Работа над дикцией. Работа над исполнительским мастерством детей. |
6 занятие | Гимнастика для язычка. Повтор скороговорки «Карл у Клары украл кораллы». Драматизация сказки» Волк и Семеро козлят». | Работа над дикцией. Работа над исполнительским мастерством детей. |
7 занятие | Повтор скороговорки «Карл у Клары». Пантомима: Флюс зуба, Растрепанная прическа, Котенок. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» | Работа над дикцией. Продолжить работу над инсценировкой сказки. Учить исполнительскому мастерству детей. |
8 занятие | Повтор скороговорки «Карл у Клары украл кораллы». Игра: «На заборе птичка сидела». Продолжить работу над сказкой «Волк и семеро козлят». | Работа над дикцией. Работа над темпом и четкостью речи. Работа над ролями в сказке, исполнительским мастерством детей. |
Подготовительная группа (6-7 лет).
Задачи обучения и воспитания
• Формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников. • Совершенствовать умение импровизировать с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). • Продолжать учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру). • Совершенствовать звуковую культуру речи. • Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки. • Развивать речевую культуру.
Перспективно-тематический план.
Месяц, неделя | Содержание | Задачи |
ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ 1 занятие | Гимнастика для язычка. Чтение рассказа К. Ушинского «Лиса—Патрикеевна». Подвижная игра «Хитрая лиса». | Формировать интерес к тексту сказки, развивать умение сопереживать героям. |
2 занятие | Упражнение на дыхание. Чтение стихотворения Викторова «Ну и чудеса». Подвижная игра « Кто быстрее». | Стимулировать детей повторять отдельные слова из стихотворения. Развивать память. |
3 занятие | Знакомство с персонажами Сказки «Три поросенка». | Создать у детей веселое настроение. Учить имитировать голоса животных. Воспитывать нравственность и духовность. |
4 занятие | Продолжать репетировать сказку «Три поросенка». | Совершенствовать пластику движения, мимики, выразительности. Создавать условия для развития художественных способностей у детей. |
5 занятие | Беседа: «Как правильно дружить». Продолжить освоение репертуара | Обговорить с детьми некоторые правила, способствующие общению детей без ссор и конфликтов. |
6 занятие | Упражнение на дыхание. Пальчиковая игра «Бабушка и внуки». Упражнение «Веселые утята». | Продолжать развивать правильное дыхание у детей. Умение работать по подражанию. Умение снимать напряжение мышц шеи, корпуса, рук, ног. |
7 занятие | Сказочная разминка (чтение отрывков из сказок - дети отгадывают название). Драматизация сказки «Курочка ряба». Подвижная игра «Вышла курочка гулять». | Формировать навыки внимательного прослушивания, осмысленного восприятия текста и содержания. |
8 занятие | Занятие - развлечение «У бабушки в гостях» (Вспомним наши сказки). | Формировать эмоциональное восприятие различных заданий. |
ДЕКАБРЬ – ЯНВАРЬ 1 занятие | Упражнение на расслабление мышц шеи: «Любопытная Варвара». Расскажи стихи руками. («Маленькой елочке холодно зимой»). Знакомство детей со сказкой «Заюшкина избушка». | Работа над мимикой, жестами. Работа над инсценировкой сказки. Развивать общение детей без ссор и конфликтов. |
2 занятие | Продолжить репетицию сказки: «Заюшкина избушка». | Продолжать участвовать в театральной деятельности. Учить проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения. Активизировать словарь детей. |
3 занятие | Разучивание скороговорки: «Зимой бы съел грибок да снег глубок» Ролевая гимнастика. Посидеть как: -пчела на цветке. -наездник на лошади. Продолжить репетицию сказки «Заюшкина избушка». | Работа над дикцией. Работа над мимикой. Совершенствовать слуховое восприятие детей. Активизировать у детей мысли и чувства. Упражнять детей в отчетливом произношении слов. |
4 занятие | Повтор скороговорки «Зимой бы съел грибок да снег глубок». Игра «Веселая зарядка» Продолжить репетицию сказки «Заюшкина избушка». | Работа над дикцией. Способствовать расслаблению детей во время игры. Работа над сценическими движениями детей, выразительностью речи. Продолжать обогащать словарный запас детей. |
5 занятие | Закрепление освоения репертуара. | Сделать анализ пройденного материала. Продолжать обогащать словарный запас детей за счет фраз словесной вежливости. |
6 занятие | Выступление по мотивам сказки «Заюшкина избушка». | Закрепление пройденного материала. Помочь детям испытать чувство удовлетворения от полученного результата творческой работы. |
7 занятие | Закрепление освоения репертуара. | Воспитывать сообразительность, фантазию. Работа над сценическими движениями, выразительностью речи. Работа над сценическими движениями детей. |
8 занятие | Выступление по мотивам сказки « Три поросенка». | Закрепить у детей представление о том, что в сказке есть мудрое поучение, как жить дружить и умным быть. |
ФЕВРАЛЬ – МАРТ 1 занятие | Этюды «Вкусные конфеты», «Кислое яблоко», «Горячий чай». Драматизация сказки «Пых». Подвижная игра «Раздувайся пузырь». | Развивать умение у детей работать по показу. Побуждать интерес слушать сказку. Развивать двигательную активность детей. |
2 занятие | Упражнения для язычка. Дидактическая игра «Узнай и назови» (Животные и их детеныши). Импровизация «Животные». | Стимулировать детей повторять упражнения, играть друг с другом. Развивать наблюдательность. |
3 занятие | Упражнение «Эхо», «Лесенка», «Сдуй пушинку». Драматизация сказки «Маша и медведь». Подвижная игра «Займи свой домик» | Развивать умение правильно выполнять упражнения. Формировать эмоциональное восприятие и интерес к произведению. |
4 занятие | Упражнение: «Волшебный сон» Веселая песенка с движениями «Если нравится тебе, делай так» Продолжить работу над сценарием сказки: «Маша и медведь». | Развивать воображение, умение передавать свой замысел с помощью слов. Расслабление детей. Работа над выразительностью речи детей, их мимикой, пластикой. |
5 занятие | Игра упражнение «Передай другому» Чтение и обсуждение потешки «Весна весна, красная» Подвижная игра «Солнышко и дождик». | Обогатить речь детей, показать напевность, мелодичность потешки. Развивать умение играть дружно. |
6 занятие | Работа с пиктограммами Упражнение: «Расскажи медленно - быстро». Повтор скороговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Работа над сценарием сказки «Маша и медведь». | Тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике. Работа над дикцией детей. Учить детей менять темп голоса. Работа над сценическими движениями детей. |
7 занятие | Этюд «Наездники». Пальчиковая игра «Печем блины». Показ сказки: «Маша и медведь». | Работа над мышечным расслаблением детей. Работа над ролями в сказке. |
8 занятие | Артикуляционная гимнастика. Упражнение на внимание: «Кого не стало». Пересказ сказки: «У страха глаза велики». Подвижная игра: «Лошадки». | Формировать у детей умение выполнять упражнение по показу. Развивать внимание, память. |
АПРЕЛЬ - МАЙ 1 занятие | Знакомство с персонажами сказки «Красная шапочка». ( чтение сказки, распределение ролей). | Обогащать речь ребенка путем копирования и творческой переработки своей речи. Активизировать память и мышление ребенка. |
2 занятие | Продолжить репетировать сказку «Красная шапочка». | Знакомить с новой сказкой, погружая детей в удивительный мир увлекательных событий. Учит детей задавать уточняющие вопросы. |
3 занятие | Закрепление освоения репертуара | Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. |
4 занятие | Разучивание скороговорки «Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала». Игра: «Гуси—гуси». Репетиция сказки «Красная шапочка». | Работа над дикцией. Работа над расслабление мышц. Работа над ролями сказки, сценическими движениями детей. |
5 занятие | Выступление по мотивам сказки: «Красная шапочка». | Содействовать общению детей друг с другом. Вызывать у детей симпатию к героям сказок. Приучать делиться впечатлениями от увиденного. |
6 занятие | Повтор скороговорки «Маленькая болтунья» Этюд на выражение радости «Я лечу». Тренинг мышечного расслабления «Гусята». Подвижная игра: «Найди и промолчи». | Работа над дикцией. Развивать у детей наблюдательность, логик, внимание. Умение уступать в игре сверстникам. |
7 занятие | Вспомнить и сыграть отрывки из ранее репетированных сказок. | Формировать у детей артистичность. Создавать условия для проявления своей индивидуальности. |
8 занятие | Артикуляционная гимнастика. Выступление по мотивам сказки: «Красная шапочка» для детей младшей группы. | Работа над дикцией. Воспитывать сообразительность, фантазию. |
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Результативность
Дети научатся ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнерами на заданную тему.
Научаться запоминать слова героев.
Сформируется интерес к сценическому искусству.
Научатся сочинять этюды по сказкам.
Научатся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Научатся умению пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (радостно, грустно, сердито, удивленно).
Пополнят словарный запас, образный строй речи.
Пробудится интерес к театральному искусству.
- Взаимодействие с родителями
Задачи:
Работа с родителями проводится с учетом развития творческих способностей детей.
Основными задачами являются:
-Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов между педагогами и родителями.
-Объединить усилия педагогов и родителей для культурного развития и воспитания детей.
- Помощь родителям в использовании полученных знаний в повседневной жизни.
Формы работы:
Консультации родителей о возможностях организации культурно -
досуговой деятельности детей как одной из форм развития их творческих способностей.
Темы консультаций:
«Возрождаем домашнее чтение», «Что должен знать дошкольник о том, как вести себя в театре»,
«Как организовать детский праздник дома», «Как изготовить костюм в домашних условиях»,
«Театр в детском саду. Какой он»? «Развитие творческих способностей с помощью речевых игр».
9. Программно-методическое обеспечение А. В. Аджи. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада: Развитие речи. Обучение грамоте. Ознакомление с художественной литературой. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2009.
Л.В. Артемова. «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г. Н. Алексеевская. «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г. С.С. Бухвостова. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.Курск 1986.
Л.С. Выготский. «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007. О. В. Гончарова. Программа «Театральная палитра». «Сфера» М. 2003г. Т. С. Григорьева. Программа «Маленький актер». Москва, 2000г. Н.Ф. Губанова. «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007г. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Коррекционно - развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г. Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1,2,3,4/2001г. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г. М. Б. Зацепина. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. Творческий центр. «Сфера» М.2010.
М.Б. Зацепина. Организация культурно—досуговой деятельности дошкольников. Методическое пособие М. 20о4. М Б.Зацепина, Т.В.Антонова. Праздник елки в детском саду. История и современность. Учебное пособие. М.,2006.
Г.Калинина. Давайте устроим театр. Домашний театр как средство воспитания М.2007.
Т.А.Куликовская. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции.М.,2003.
Т.Н. Караманенко. «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
Т.Н. Караманенко, Ю.Г.Караманенко. “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Творческий центр «Сфера» М. 2003.
М. Ю. Картушина. Логоритмика для малышей. Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. Творческий центр «Сфера» М. 2005
М.Д.Маханева. “Театрализованные занятия в д/с.” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003г.
Е.В. Мигунова. «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр “сфера”, 2009г.
В.И. Мирясова. «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г. Мерзлякова С.И. Дети—музыка—фантазия М..,1998.
Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова. “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
Н.Ф.Сорокина. Играем в кукольный театр. М.,2001.
Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович. “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г
Н. Ф. Сорокиной. «Театр - творчество - дети». М., 2001г.
Е. Синицина. «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г. Л.Ф. Тихомирова. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г. Л.М. Шипицына. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г. И.В.Штанько. “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
Корякина Ирина Валерьевна – воспитатель, МДОБУ ЦРР – Детский сад № 105 «Умка»
Отчёт о реализации дополнительной общеразвивающей
программы
(художественно – эстетическое развитие)
«В гостях у сказки»
Работу над этой темой я начала еще в младшей группе. Проведя педагогическую диагностику детей по формированию речевой культуры, было выявлено, что у многих детей есть различные нарушения речи. У многих детей вызывало затруднение составить рассказ из нескольких предложений. Я решила с детьми заняться театрализованной деятельностью, так как мне эта тема очень близка и дети в моей группе очень любят играть в театр. Мне стало интересно проверить, как можно использовать театрализованную деятельность в формировании речевой культуры и развитии творческих способностей детей. Я начала работу с составления плана работы. Для себя наметила два направления для деятельности: развитие творческих способностей детей и речевой культуры через театрализованную деятельность. Поставила перед собой такие задачи: • Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников. • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств. • Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. • Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру). • Совершенствовать звуковую культуру речи. • Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки. • Развивать речевую культуру.
Выбрав тему, я изучила литературу по театрализованной деятельности: Т. С. Григорьева программа «Маленький актер», О. В. Гончарова программа «Театральная палитра» и программа «Театр - творчество - дети» Н. Ф. Сорокиной. Взяв за основу эти программы, согласно возрастным особенностям детей, я составила перспективное планирование, которое включало в себя знакомство с театральной лексикой, знакомство с различными театрами, разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, ознакомление с различными видами кукольного театра.
В группе создан театрализованный уголок. При проектировании театрального уголка в группе учитывались возрастные, индивидуальные особенности ребенка. Театральная среда в группе разнообразна и динамична, способствующая формированию различных видов деятельности, в процессе которых развивается творчество детей. Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров: • Настольный театр • Театр резиновой игрушки • Театр мягкой игрушки • Театр масок • Пальчиковый театр • Теневой театр • Театр варежка • Театр бибабо • Театр картинок (фланелеграф)
В группе оборудована костюмерная, в которой есть юбочки, косынки, фартуки, рубашки и другие элементы костюмов, шапки - маски. Для того чтобы детям было легче ориентироваться, я подбираю произведения, соответствующие программе, помещаю иллюстрации к сказкам разных художников для рассматривания и сравнения их. Дети с удовольствием пользуются этими материалами в свободное время. Так же, я знакомила детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т. п., анализировала средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагала различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «потерялись на улице» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т. п.). Здесь я задействовала любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика и т. п.). Например, предлагала детям отобразить определенный жест («Стой на месте! », «Я боюсь», «Идём со мной» и т. д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого я использовала карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. В дальнейшем использовались графические модели различных эмоций, разыгрывались и этюды. Конечно же, не обошлось без помощи родителей. В родительском уголке я выставляла рекомендации по театральной деятельности: • «Как правильно разучивать стихи?» • «Театр в жизни вашего ребенка» • «Как организовать домашний театр?» • «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» • «Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности» Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах. Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров. Была организована фотовыставка на тему: «Театр в жизни вашего ребенка».
Таким образом, можно подвести итог: театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций. Она благоприятно влияет на развитие речевой культуры, разговорную и диалогическую речь и творческих способностей детей.